Как диаконисса, она помогала при Крещении женщин и исполняла поручения епископа-брата относительно посещения их в больницах, тюрьмах, при смертных одрах. «Избери, – говорится епископу в древних правилах, – диакониссу верную и святую для служения женам. Случается иногда, что в некоторые дома не можешь ты послать диакона к женам; тогда для успокоения помыслов людей худых можешь послать диакониссу» 139 . Феозевия всей душой была преданна святому делу своего сана и оказалась лучшей помощницей своего брата-епископа. Святой Григорий Богослов называет ее верным товарищем великого Григория. Горе и радость они делили вместе, когда страдал Григорий, страдала и Феозевия. В 375 году Григорий, оклеветанный арианами, был изгнан из отечества. Три года, пока не умер император Валент, скитался он с места на место. Ревностный пастырь и тогда не остался в бездействии. Феозевия-диаконисса не покидала в это время своего брата. Она много помогла ему, поддерживая Православие между женами, в то время когда власти теснили истинную веру. Она являлась в этом деле священной опорой жен благочестивых. Она была диакониссой не по одному имени, но и на деле; она не жалела себя в своем служении Святой Церкви и сестрам. По возвращении брата на епископскую кафедру Феозевия еще семь лет трудилась в звании диаконисы. Она скончалась 10 января около 385 года. Память ее совпадает с днем памяти Григория Нисского 140 . Ариста-диаконисса О диакониссе Аристе упоминается в житии святого мученика Артемия 141 , жившего в IV веке: «Ариста, диаконисса Антиохийской Церкви, выпросила у мучителя тело святого мученика Артемия и, помазавши его драгоценными ароматами, положила в ковчег и послала в Константинополь» 142 . Три вдовы времен Златоуста: Сальвина, Ампрукла и Пентадия Сальвина, Ампрукла и Пентадия были диакониссами при Церкви Константинопольской во второй половине IV – начале V столетия. Из всех бывших тогда диаконисе они во главе со святой Олимпиадой отличались высотой своих заслуг и силой преданности епископу. Их имена чтимы Церковью и с уважением записаны историей. «Рассказать здесь вкратце то, что о них известно, – говорит исследователь истории святого Иоанна Златоуста , – значит, может быть, разъяснить любопытный исторический вопрос, который касается сословия диаконисе, имевшего такое важное значение в IV и V веках нашей эры. Мы увидим, какой класс общества нередко доставлял их, какие обстоятельства решали их призвание и как случалось, что и в Константинополе, и в Риме они порой получали значение личностей политических» 143 . Сальвина-диаконисса

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. 21 мая и 26 авг. Тропарь, Кондак, Парем. и прочее см. 21 мая. Все последование службы этого праздника напечатано в Мес. Минее. Там же см.: «Аще прилучится Сретение (иконы) Богородицы в неделю». Мучч. и с ними отрока рвана и прочих, пострадавших при Максимиане, в начале IV в. Св. Евстохий, бывший языческий жрец, во принятии крещения от Евдоксия, епископа Антиохийского, был поставлен во пресвитеры. В городе Листре он крестил своего племянника Гаия и всех, живших в его доме. В гонения Максимиана в Анкире Галатинской все они были подвержены страшным истязаниям, а потом усечены мечом. Преставление св. праведного Веркольского. Он родился в 1532 году в селе Верколе на реке Пинеге Пинежского уезда, Архангел. губ. Воспитанный родителями в страхе Божьем, тихий, кроткий, богобоязненный, послушный родителям, он 13-ти лет, отправившись однажды вместе с отцом своим в поле, пад на землю, пораженный молнией, в 1545 г. Мнение простоты признало смерть его судом Божьим и тело его было оставлено не погребенным в сосновом лесу. Но впоследствии (в 1577 г.) мощи св. Артемия чудесно были обретены нетленными и были положены на паперти Николаевской церкви села Верколы. В 1584 г. св. мощи были перенесены с паперти в особый придел, устроенный Веркольцами. В 1619 г. св. мощи были свидетельствованы и перенесены (6 дек.) в самый храм святит. и чудотв. Николая. Через некоторое время Николаевский храм в с. Верколе сгорел, причем обгорели и мощи св. Артемия; тогда, в ограждение от таких несчастий, над ними была устроена особая часовня. Между тем чудотворения не преставали истекать от св. мощей, и слава о св. Артемии распространялась далеко. Новгородский митр. Киприан (1635–1649 г.) послал снова освидетельствовать св. мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу. Ныне мощи св. Артемия почивают под спудом в Веркольском мон. (см. Арханг. еп.). См. 20 окт. Святителя Германа, архиепископа Казанского. См. 25 сент. и 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

СПб., 1881. Описание Красногорского монастыря – Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. Описание Веркольской пустыни – Описание Веркольской общежительной пустыни праведного Артемия. Μ., 1880. Опись 1601 г. – Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. ПДПИ Т. 173. – Житие преподобного Евфросина Псковского//ПДПИ. Т. 173. СПб.. 1909. ПЛДР – Послание царя Иоанна Грозного в Кирилло–Белозерский монастырь//ПЛДР. 2–я пол. XVI в. М., 1986. Пентковский – Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. M., 2001. Предание и Устав Нила Сорского . – Боровкова–Майкова Μ. С. Нила Сорского Предание и Устав//ПДПИ. Т. 179. Прилуцкий – Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви. Μ., 2000. Прокофьева – Прокофьева Л. С. Вотчинное хозяйство в XVII в. (По материалам Спасо–Прилуцкого монастыря). Μ.; Л., 1959. Просветитель – Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого . Μ., 1994. Прохоров – Прохоров Γ.Μ., Водолазкин Ε.Γ., Шевченко Е. Э. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария – Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в начале XVII столетия//ЧОИДР. 1898. Кн. 4. Рыбин. Знамение креста – Рыбин В. Знамение креста в храмах и на иконах Кирилло–Белозерского и Ферапонтова монастырей//К свету. Μ., 1987. 15. Рыбин. Имя, как освящение – Рыбин В. Имя, как освящение некое//К свету. Μ., 1987. 15. Рыжова – Рыжова Е. А. «Летописец Антониево–Сийского монастыря» XVIXVII вв. Источники, этапы формирования текста//Региональные аспекты исторического пути православия: Архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. Святитель Игнатий (Брянчанинов) – Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Μ., 1993. Т. 1; Т. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Письма. – Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского. М.; СПб., 1995. Серебрянский – Серебрянский Η. И. Очерки по истории псковского монашества//ЧОИДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

271 По согласованию с митрополитом Московским Филаретом и Св. Синодом в Россию от Антиохийского Патриархата были посланы студенты для обучения в Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях. 272 Речь идет о статье А.Н. Муравьева: «Réponse a M-r Boré» (Ответ г-ну Боре), в которой содержался критический разбор брошюры французского католического востоковеда-миссионера Эжена Боре «О святых местах на Востоке», сыгравшей значительную роль в идеологической подготовке Крымской войны. В русском переводе статья Муравьева опубликована: Муравьев А.Н. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах. Пер. с фр. и подготовка к печати З.И. Платоновой//Православный Палестинский сборник. Вып. 103. М., 2005. С. 106–129. 277 Речь идет о возобновлении деятельности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после Крымской войны. Новый состав Миссии возглавил епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов) , общавшийся с Патриархом Иерусалимским Кириллом в Константинополе, проездом в Святую Землю. Документы по истории РДМ см. в томе 2-м настоящего издания. 278 В 1858 г., после кончины патриарха Иерофея II (1847–1857), в Александрийской Церкви остро стоял вопрос об избрании нового Предстоятеля. 279 Муравьев имеет в виду две, имевшие место в одном и том же 1845 г., попытки Вселенской Патриархии навязать автокефальным патриаршим престолам своих, константинопольских ставленников: Иерусалимскому – при выборах преемника патриарху Афанасию, Александрийскому – после кончины патриарха Иерофея I (1825–1845). В Иерусалиме затея не удалась, благодаря вмешательству русской дипломатии. В Александрии Константинопольскому Синоду удалось провести в патриархи своего кандидата, Артемия (1845–1847), который, однако, не был принят клиром и народом. После затяжного межпатриаршеского кризиса предстоятелем был избран в 1847 г. Иерофей II. 280 Имеется в виду Никанор (ум. 25.12.1869), епископ Фиваидский, впоследствии Патриарх Александрийский (1.04.1866–19.03.1869). Прибыл в Россию в январе 1853 г. в качестве представителя Александрийского Патриархата для сбора благотворительных пожертвований и провел здесь тринадцать лет. В 1866 г. избран Патриархом Александрийским, но через три года после избрания был вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь св. Саввы под Александрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Византийские ювелиры сосредоточивались, главным образом, в крупнейших городах империи, в Александрии, Антиохии и Константинополе. Многие источники показывают, что особенно Константинополь славился, как средоточие ювелирного искусства. Житие пр. Феодора Сикеота сообщает, что он, будучи епископом Анастасиуполя (в Галатии), посылал архидиакона в столицу за серебряным дискосом и потиром 808 . Синаксарь пр. Игнатия, игумена в восточной Фригии, рассказывает, что этот святой ездил в Константинополь для покупки священных сосудов, креста, евангелия и икон для вновь отстроенной церкви 809 . Историк Феофилакт Симокатта повествует об одном Ираклейском епископе, который приобрёл в столице серебряный сосуд для своего храма 810 . Наконец, чудеса вмч. Артемия называют нам известного в начале VII в. константинопольского ювелира Акакия 811 . Житие пр. Андроника и Афанасии – богатых антиохийских ювелиров IV–V вв., рисует довольно определёнными чертами быт этой ремесленной аристократии Византии. Оказывается, что ювелиры образовывали как бы особое замкнутое сословие, стараясь, по возможности, родниться друг с другом, и сосредоточивая, таким образом, денежные капиталы внутри тесно ограниченного круга лиц. Юный антиохийский аргиропрат Андроник, унаследовавший ремесло своих родителей, женат на дочери антиохийского же ювелира – Афанасии. Они живут очень богато и благочестиво, почитаемые и уважаемые всеми согражданами. Андроник прилежно работает в своём «эргастерии» или ργυροπρατεον, питая благоговейное усердие к ремеслу, «наравне с прочими христолюбивыми серебряных дел мастерами». Афанасия же ведёт хозяйство, воспитывает детей и посещает храмы. Когда по Божьему Промыслу, у счастливых и милостивых к бедным супругов умирают сыновья-подростки, то горе родителей разделяет весь город, который вместе с клириками и даже патриархом принимает участие в погребении отроков на фамильном кладбище у церкви св. Юлиана, где были похоронены родители Андроника 812 . Естественно, что ювелиры работали в своих мастерских не одни. Их окружали ученики, помощники-мастера и рабочие-рабы. Житие пр. Анастасия Перса повествует, как, убежав из персидского войска, святой поселился в Иераполе у перса христианина, по ремеслу ювелира, (отметим этот факт, важный для понимания восточных влияний в византийском искусстве VI–VII вв.), и стал его учеником и сотрудником 813 . Иоанн Мосх рассказывает об одном юноше, который сначала поступил учеником к некоему ювелиру, а потом, изучив в совершенстве его искусство, стал работать у хозяина уже в качестве мастера за известную плату 814 . Наконец, житие пр. Иоанна Милостивого сообщает, что один иерусалимский ювелир купил для надобностей своей мастерской способного раба за 30 номисм 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы были изумлены их блеском. Как в древности, во дни христианских царей, переносили редкости вселенной, коих большая часть из нашей страны, а именно, Господние остатки и мощи святых, в царствующей град Константинополь, который таким образом приобрел их все, пока не завладели им гаджирийцы (мусульмане), и святыни рассеялись; так, с того времени доселе, угодно было Господу внушить патриархам, архиереям, настоятелям монастырей, священникам и монахам переносить эти сокровища и присланные остатки из тех стран в город Москву, ныне новый Рим, достойный всякой хвалы и чести, и дарить их его царям, которые хорошо знали их достоинство и вознаграждали за них богатствами и милостынными дарами. Благочестивые и блаженные цари, почтив эти Господние остатки и святые мощи оправами из серебра и золота, жертвовали их в кафедральные архиерейские церкви и большие монастыри, что внутри крепостей, дабы они служили охраной городам. В начале каждого месяца совершают водосвятие, освящая воду мощами, и окропляют ею все церкви, город и дома для отвращения от них всяких зол. Когда постигает их испытание или бедствие, священники выносят мощи и идут с ними крестным ходом, моля святых, коим принадлежат эти мощи, о заступлении и ходатайстве за них перед Создателем, дабы Он отвратил от них напасти. Вот наименования этих святынь: во-первых, большой позолоченный крест, осыпанный крупным жемчугом, с Честным Древом внутри, затем, в позолоченных ковчегах: золотое сияние, на коем изображен св. Георгий; внутри частица подлинных мощей его: она блестит как золото, разливая свет; тверда как кремень, желтого цвета и кругом с позолотой; частица мощей 356 Иоанна Крестителя, перст ап. Андрея, частицы мощей архидиакона Стефана, пророка Даниила, мученика Пантелеимона, муч. Артемия, св. Феодора Тирона, св. Иакова, рассеченного на уды, Евфимия Великого, Иоанна Златоуста , Прокла, Андрея Стратилата и Ефрема Сирина . Все эти мощи в позолоченной оправе, на которой написаны их имена. Возвращаемся. Накануне 19 августа совершили большое торжество в воспоминание Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательное становление Ж. л. как жанра, формирование ее видов, выработка канонов и клише относятся к VI в. В это время создается большое количество первостепенных по лит. достоинствам памятников Ж. л., среди к-рых можно отметить цикл текстов о свт. Григории (Григентии) Омиритском, архиеп. Зафара, Житие прп. Симеона Столпника (BHG, N 1689), а также творения Кирилла Скифопольского (Житие прп. Саввы Освященного и др.). Обычно жития IV-VII вв. довольно пространны и содержат ценную информацию по истории и культуре своей эпохи. Первый расцвет греч. Ж. л. продолжался до сер. VII в. Завершило его творчество таких замечательных писателей, как Иоанн Мосх (автор знаменитого «Луга духовного»), свт. Софроний I, патриарх Иерусалимский (Житие прп. Марии Египетской и др.), Георгий Сикеот (Житие прп. Феодора Сикеота) и Леонтий Неапольский (Жития прп. Симеона Юродивого и свт. Иоанна Милостивого). Во 2-й пол. VII-VIII в. наряду с общим упадком лит. творчества отмечается и значительное оскудение агиографии. В этот период, однако, создавались обширные корпусы посмертных чудес, связанных с местным почитанием святых (вмч. Димитрия Солунского и вмч. Артемия Антиохийского, чтимого к-польского святого) и мн. др. Сведения, содержащиеся в этих собраниях, во многом восполняют отсутствие др. источников. В последнее время делались попытки выявить т. н. иконоборческую агиографию, т. е. по ряду косвенных признаков установить принадлежность текста к эпохе иконоборчества (726-843 с перерывом между 787 и 815), однако они остались в целом на уровне гипотез. Новый расцвет греч. Ж. л. начался вместе с общим подъемом визант. словесности в нач. IX в. Уже в 806 г. появляется Житие прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666), красочно описывающее гонения на монашество при имп. Константине V. Борьба с иконоборчеством способствовала созданию большого количества житий, прославляющих правосл. исповедников, пострадавших за иконопочитание. Среди них выделяются Житие прп. Никиты Мидикийского мон. Феостирикта и Житие свт. Евфимия Сардского свт.

http://pravenc.ru/text/182317.html

По жалобам александрийцев на префекта своего Артемия, за то, что низвергал кумиры в царствование Константина, Иулиан вызвал его в Антиохию и осудил на смерть вместе с некоторыми из своих воинов, роптавших на принуждение их к идолопоклонству. Чернь языческая Александрии, никем более не удерживаемая, воздвигла смятение против христиан, многих побила камнями, иных распяла в поругание кресту, и, исторгнув из церкви епископа Георгия, гонителя Афанасиева, умертвила на улицах; самый труп его был сожжен и пепел брошен в море. Сановники царские с трудом укротили мятеж. Тогда Афанасий возвратился из пустыни после семилетнего удаления; торжественно и вместе смиренно было его вшествие в свою церковную область. Он ехал на осле посреди бесчисленной толпы, которая далеко устремилась ему навстречу. Казалось, весь Египет собрался около своего пастыря; на всякий холм восходил народ, чтобы только увидеть его хотя издали и услышать желанный голос, или освятиться тенью его, как некогда Апостольскою. Все различные племена великого города совокупились в едином торжестве, выражая радость многоязычными песнями; курили фимиам по улицам, возжигали факелы на целые ночи; одинаковое веселье царствовало и в домах и на торжище; ариане бежали опять, все их церкви перешли в руки православных; но Афанасий никого не гнал, облегчая участь угнетенных без различия исповеданий; он приказал только очистить святилище от недостойных клириков, правую же веру – от хульных догматов. Пользуясь возвращением изгнанников, Евсевия Веркелинского и Луцифера Сардинского, он соединил малый собор в Александрии, из двадцати только епископов, которые все были исповедниками, для утверждения истинной веры и умирения Церкви Антиохийской. Буря арианская, волновавшая вселенную Римскую в долгое царствование Констанция, оставила по себе горькие следы; почти все епископы, подписав последний символ собора Риминийского, признали себя арианами, сами того не ведая, и когда постигли обман, свидетельствовали клятвенно, что в простоте сердца всегда чужды были злой ереси: однако же те немногие, которые не подписали символа, чуждались их общения, и такое состояние повсеместного разрыва было опасно, как сама ересь. Надлежало с большей осторожностью и снисхождением приступить к исцелению язв церковных, чтобы не ожесточить падших и не соблазнить малодушных; великий Афанасий, глубоко постигавший нужды своего времени, хотя сам никогда не колебался в вере, положил на соборе простить начальников ереси, если покаются, не принимая их, однако, в клир, и удержать в нем совращенных неволею, потому что только нечаянно вдались в обман. Символ Никейский опять предложен был всем Церквам в основание истинной веры, и на соборе ясно изложено учение о единстве Существа и трех ипостасях или лицах Св. Троицы, равночестных и нераздельных, и о великом таинстве воплощения Сына Божия для искупления человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Путешественники, проезжавшие Калужской дорогой, непременно посещали часовню, чтобы испросить у Богородицы-Путеводительницы благословения в путь или же поблагодарить Её за безопасное возвращение домой. В 1930 году по приказу безбожной власти часовню снесли. Богоборцы пытались истребить даже память о святыне. Почву не месте часовни несколько раз пахали и высаживали на ней молодые деревья. Но земля не хотела покрывать людского варварства, и посаженные деревца не вырастали выше нескольких метров. Уничтожить святой образ власти также не смогли. После разорения часовни его сохранила алтарница Покровской церкви инокиня Ксения. Позже она передала икону в храм Всемилостивого Спаса села Вороново, где святыня пребывает и сегодня. Древняя икона находится в дубовом киоте у южной (правой) стены придела Святого Великомученика Артемия Антиохийского. Помолиться перед святыней можно в любой день, а также во время богослужения. Вороновская икона Божией Матери " Одигитрия " почитается не только местными жителями. Явленная икона привлекает множество паломников, которые просят Божию Матерь о защите и покрове во всех жизненных обстоятельствах. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 393, ООО " Де Агостини " , 2020 Каменная однокупольная церковь Всемилостивого Спаса в Воронове, возведённая в 1763 году, является ярким образцом русского (позднего елизаветинского) барокко с элементами классицизма и принадлежит к типу ярусных центрических сооружений. Искусствоведы приписывают авторство проекта Карлу Ивановичу Бланку (1728-1793), московскому архитектору и инженеру-строителю, одному из последних мастеров барокко и первого из зодчих, кто начал использовать в своих творениях элементы раннего классицизма, на четверть века опередив моду. Он также приложил немало усилий для соединения стиля барокко с традициями русского храмового зодчества. В плане церковь представляет собой равноконечный крест. На четырёх массивных пилонах покоится восьмерик второго яруса. Это восьмигранник со скруглённой центральной частью диагональных стен с куполом с люкарнами, расположенными по сторонам света.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Симона, Епископа Суздальского, св. Ефрема, Епископа Переяславского, св. Исайи, Епископа Ростовского, св. Нифонта, Епископа Новгородского; 5) части Мощей Греческих великомучеников: Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеймона, Иоанна Сочавского (Молдавского); мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персиянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана, Пресвитера Антиохийского; 6) Великомучениц Греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; мучениц: Евфимии, Параскевы, Фотины; 7) Преподобных Греческих: Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина , Марка Фраческого, Ксенофонта; 8) Преподобных Российских Киево-Печерских: Николы Святоши, Князя Черниговского, Поликарпа, Архимандрита Печерского, Никона, Игумена Печерского, Варлаама, Игумена Печерского, Нестора Летописца , Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима Просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория Иконописца, Кукши, Марка Гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки, Эконома Печерского, Афанасия Затворника, Исаакия Затворника, Ефрема, Нектария, Захарии, Иллариона Схимника, Евфимия Схимника, Силуана Схимника, Онисифора, Арсения Трудолюбивого, Лаврентия Затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логина Вратаря, Агапита Врача, Нестора Некнижного, Зинона Постника, Спиридона Просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфрия Молчаливого, Илии Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия Диакона, Макария Диакона и Ефросинии, Игуменьи Полоцкой; 9) В особом ковчеге положены Мощи св. Благоверного Царя Константина великого , св. Благоверного Князя Владимира Святославича Киевского, св. великомученицы Варвары левая рука, раздробленная и серебром окованная, Священномученика Харлампия, Священномученика Фоки, Крест, в коем животворящее Древо и разные Мощи, преподобного Ефрема Сирина , левая рука неизвестного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010