Митрополит наконец сказал: «будешь еси в чем виновен и ты кайся». Артемий ответил: «яз деи так не мудрьствую. как на меня сказывали; то на меня все лгали; яз верую во Отца и Сына и Святаго Духа во Троицу единосущную». Таким образом, мы видим из этого допроса, что Артемия действительно считали «советным» Башкину, но ему удалось оправдаться, и собор не определил, в чем тут его вина. Тем не менее слова собора: «да и потому Артемью вина», вводящие в грамоте допрос, показывают, что он был осужден и по этому пункту. Мотивом, может быть, послужили слова Артемия о том, что «ныне еретиков нет и в спор никто не говорит». Эти слова могли быть приняты как непризнание за Башкиным вины, тем более, что и мнение Башкина Артемий считал не ересью, а лишь детским заблуждением, ребячеством («то деи Матфей робячье чинил»). Свою же веру во Св. Троицу Артемий успел обнаружить и подтвердить в этом показании между прочим своим исповеданием догмата Троичности, так что видеть иной какой-либо мотив осуждения, кроме предполагавшегося сочувствия Башкину, трудно. Последняя вина возложена на Артемия по следующему поводу. Дьяк Шестак Воронин сообщил царю, что, когда он вел однажды после допроса Артемьева ученика Порфирия, находившегося под его надзором, «с собора из города к себе на подворье, – Артемия вели с собора ж, и постиг Перфир Артемья у Рождества Христова не дошед Мстиславскаго двора и Перфир молвил Артемью: благослови, отче! и Артемей рек: Бог , отче! да Перфир же молвил: стояти деи мне крепко противу их встречу? и Артемей рек: молчи, отче, наше дело рухомо, не у время, и яз молчати готов; и Перфир рек: да мне таки стояти спорно; и Артемей рек: молчи; на том и разошлись». 133 На соборе Артемий подтвердил этот факт и собор заметил, что «наперед того Артемей сказал, что Перфир ему не ученик, а Перфир вместе с Артемьем взяты и из одной пустыни вместе приведены». 134 Случай, обнаружившийся из доноса Воронина, сам по себе маловажен: свящ. Садковский рассматривает этот разговор Порфирия с Артемием, как «простое условие молчать на суде»; 135 если бы даже было и так, то все же этот уговор («условие молчать») не был исполнен, ибо мы видим, что Артемий на суде защищался и довольно энергично; вероятнее поэтому видеть в словах Артемия не уговор молчать, а просто нежелание вступать в излишний разговор с неосторожно задавшим ему вопрос Порфирием в присутствии дьяков, которые могли и донести. Собор, по-видимому, не придал большого значения этому разговору, но приметил, что Артемий раньше заявил, что Порфирий не ученик его. Эта встреча, во время которой ученик спрашивал совета у наставника, служила подтверждением их близких отношений и уличала Артемия во лжи, а потому соборная грамота, упомянув об этой встрече, дает и другое доказательство близости Артемия и Порфирия, – что они взяты из одной пустыни: этим еще резче оттеняется поступок Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И девица некая именем Евдокия дщи Яковлева ис Кушкопалы в болезни очной не виде осмь дней. Ина девица Мария дщи Иванова ис Чаколы очною болезнию одержима лето и месяц шесть. Сия же вси мужи, и жены, и девицы моляшеся святому Артемию чюдотворцу, и обеты своя полагаше ко святому молебная пети и ко гробу его молитися, и исцелеваше очною болезнию, здравы бываху. Слепии прозрение приимаху и славя Христа Бога и угодника его святаго Артемия, творящаго таковая чюдеса, приходя ко гробу его, обеты своя исполняюще. Чюдо 42. Бе некто человек именем Алимпей Дмитриев, верхотоемец, и рукоделие сребряное имея. И случися ему в болезнь пасти, ногама своима не можаше ходити шесть недель. И помолися с верою святому Артемию. И бысть здрав человек той, благодаря Бога и святаго Артемия. Чюдо 43. Девица некая бе именем Домникия дщи Иосифова с Малой Пинешки болна зело, рукою своею не владея четыре лета. И моляшеся Господу Богу и святому Артемию на много время. И молением здравие получи от святаго Артемия чюдотворца. Чюдо 44. Человек некий именем Иосиф, рекомый Максимов, с Выи болезнию утробною одержим три лета. И помолися с верою святому Артемию чюдотворцу Веркольскому, и бысть здрав от болезни тоя, и хваля Бога и святаго Артемия. Чюдо 45 . Ин человек бысть именем Емельян Гуриев з Двины, некоей веси, рекомое Ступино, лежаше, болезнию одержим велми. И помолися святому Артемию и востав здрав человек той, хожаше, радуяся и славя Бога и святаго Артемия. Чюдо 46 . В лето 7118-го (1609) месяца декабря в 6 день, на память иже во святых отца нашего Николы Мир Ликийских чюдотворца, собрашася народи мнози, и приимше с верою и молением мощи святаго праведнаго Артемия, пренесоша от предела во церковь святаго Николы, и положиша честно во церкви. В то же время человек некий именем Иван, рекомый Ростегай, тое же Верколские веси очима болен, не видя ничтоже два лета и шесть месец. И прииде во церковь , помолися святому чюдотворцу Николе и приложися ко гробу с верою праведнаго Артемия. И абие прозре и бысть здрав человек той, отъиде, радуяся и славя Бога и святых чюдотворцев Николу и Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же слове И. Дамаскина « крьст еже и вр», откуда приведена была выше цитата о необходимости веры для спасения человека, можно указать и суждения о кресте, которые близко подойдут к тому, что Артемий говорит об «образе креста»: здесь выяснено значение для христиан креста по воспоминанию о крестной смерти Спасителя; так же, как у Артемия, указывается, что знамение креста отличает христиан от неверных: «симь бо врьнии неврьныих отъстоупаем». Так же, как у Артемия, и у И. Дамаскина повторена мысль о явлении креста при наступлении второго пришествия; «тъгда с вить знамение сна члвча». Наконец, и Иоанн Дамаскин приводит прообразы значения креста из Ветхого Завета: примеры благословения Иаковом детей Иосифа и потопления Моисеем фараона. По сходству аргументов это слово Дамаскина можно, с некоторой долей вероятия, считать в числе источников Артемия по вопросу об «образе креста». 403 Еще более права считаться источником Артемия можно уделить творениям Ефрема Сирина , на которого ссылается между прочим и сам Артемий, говоря о печати антихриста. 404 У Ефрема Сирина Артемий мог найти весь материал для своего учения об «образе креста»: здесь упоминалось и о многообразном употреблении креста в жизни человека (на дверях, на челе, на персях), и о значении креста, как оружия христианина, и о явлении креста при кончине мира. 405 Несмотря на то, что дословно близких цитат из Ефрема Сирина (как и из И. Дамаскина) у Артемия нет, все же Паренесис Ефрема Сирина должен считаться в числе источников Артемия по данному вопросу, как по указанию на него со стороны самого Артемия, так и по сходству суждений и аргументов. Но главным и несомненным источником были для Артемия подвижнические слова Исаака Сирина , именно по вопросу о деянии и славе креста. Указывая христианину высокую цель стремления к славе креста, Исаак Сирин , неоднократно в своих словах 406 возвращается к вопросу о деянии креста или восхождении на крест, как средстве достигнуть высшего состояния – прославления со Христом: «два браза с т еже взыти на к с рт: един расптие тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

История обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь. Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых. По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия. С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.  Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

http://sobory.ru/article/?object=10746

О его происхождении, о месте его рождения нет никаких сведений. Свой иноческий подвиг он начал у св. Корнилия Комельского († 1537). В 1536 г. Артемий ушел из его монастыря и поселился неподалеку от Кирилло-Белозерской обители, в пустыни, которая, вероятно, была основана старцем Порфирием, в прошлом настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1521–1524). Сам старец Порфирий, инок строгой аскетической жизни и по взглядам своим нестяжатель, вынужден был сложить с себя настоятельство, поскольку вызвал гнев великого князя несколькими словами увещевания, исполненными укора . Общение с Порфирием и другими нестяжателями — старцами Тихоном, Дорофеем, Иоасафом Белобаевым вовлекло Артемия в мир идей нестяжательства и сделало из него приверженца этих идей . Артемий оставался в пустыни до 1550/51 г. В это же время или еще до 1536 г.— установить трудно — он совершил путешествие в Псков. Из Пскова Артемий отправился за границу — «в немецкую страну» (то есть в Эстонию), чтобы там на месте познакомиться с западным христианством и поговорить и поспорить с тамошними лютеранами о вопросах веры («поговорить книгами») . Время пребывания в пустыни Порфирия было для Артемия решающим периодом его жизни: там совершилось его духовное становление, там он приобрел уважение собратьев строгостью своей жизни и своим богословским образованием, так что о нем в конце концов услышали и в Москве. В конце 1550 или начале 1551 г. Артемия пригласили в Москву, кто рекомендовал его — мы не знаем. Известно только, что юный царь Иван велел поместить его в Чудовом монастыре и приказал своему духовнику священнику Сильвестру основательно проверить познания и оценить личные качества Артемия («смотрети в нем всякаго права и духовныя пользы»). После беседы с Артемием Сильвестр доложил царю о том, что и личные качества, и богословское образование Артемия, известные многим людям, действительно заслуживают похвалы . Как раз в это время у Троице-Сергиева монастыря не было настоятеля, и царь, по желанию Сильвестра и монастырской братии, 17 мая 1551 г. велел поставить Артемия настоятелем этой обители. Но не одна рекомендация Сильвестра подвигла царя сделать такой выбор. Из сочинений Артемия мы знаем, что в это время он сам общался с юным царем, который просил наставить его в Священном Писании и в житейских делах. Современник, князь Андрей Курбский, писал об Артемии, что «прежде бо его царь зело любляше и многажды беседоваше» . Но недолго оставался Артемий настоятелем, через шесть месяцев он оставил монастырь и вернулся в пустынь. По-видимому, соответствует действительности утверждение князя Курбского, что Артемий оставил свой сан из-за споров с иосифлянски настроенной братией, ибо для Артемия с его аскетическими воззрениями атмосфера в монастыре была не просто неприятной, но совершенно непереносимой, и он, как это видно из позднейших сообщений священников Сильвестра и Симеона, решил предпочесть «честн?ую» тишину пустыни беспорядочной жизни большого богатого монастыря .

http://sedmitza.ru/lib/text/436486/

Далее идут две главы: «Артемий, бывший игумен Троицкий, на Москве» и «Артемий, бывший игумен Троицкий, в Литве» Глава I разбивается еще на две части: «Артемий – сторонник заволжских старцев» и «Соборный суд над ним». В первой части заключаются те немногие биографические сведения, какие можно почерпнуть непосредственно из данных об Артемии. К этому периоду жизни Артемия автор относит пять посланий: 1) к сущим в скорби слова ради Божия, 2) к царю, 3) анонимное послание («старца Артемия»), 4) к вопросившему слова Божия, 5) к царю Иоанну Грозному; 40 остальные послания относятся им к Литовскому периоду жизни Артемия. Вторая половина главы представляет изложение процесса Артемия с подробным разбором обвинений; о. Садковский приходит к выводу, что «Артемий осужден сбором не невинно». 41 Попутно он старается опровергнуть все возражения в защиту Артемия и, наконец, группирует надвое причины осуждения: одни касаются поступков Артемия (сознание в блудных делах, клевета на духовника, тайное бегство из Москвы и пр.), другие – образа мыслей его (отрицание постов, заупокойных молитв). Собор, по его мнению, не видел в Артемии еретика, и причины первого рода послужили к лишению сана. Что же касается религиозных мнений Артемия, то последние представляются автору «до крайности развитым учением заволжских старцев». 42 Отмечу здесь же внешний недостаток этой главы: о посланиях говорится почти в начале главы, между тем как, если они писаны (как полагает о. Садковский) частью во время суда над Артемием, то всего удобнее было бы разбирать их последовательно, или отложить их разбор на конец главы; иначе получается неполное впечатление, и судебное разбирательство со всеми подробностями, имеющими немалое значение для понимания посланий, излагается после разбора их. К тому же, самый порядок, в котором рассмотрены послания, – не хронологический, а такой, в каком они напечатаны, является несколько странным, отрывочным; при группировке посланий по времени их написания можно было бы уловить общую связь их и, следовательно, лучше использовать их в качестве биографического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( < < back) умер в 363-м г. по Р. Хр. ( < < back) по смерти был похоронен в языческом капище, впоследствии же тело его было перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов рядом с телом его супруги, но без отпевания, как тело отступника. ( < < back) св. Артемия последовала 20 октября 363 г. Мощи его впоследствии были положены в храме св. Иоанна Предтечи, построенном императором Анастасием, который и стал называться храмом св. Артемия. ( < < back) Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца по разным спискам древнего жития. река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года. праведного Артемия были обретены в 1577 году. был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого родителей преп. Илариона Великого еллинами здесь нужно разуметь главным образом в смысле образованных язычников, преданных греко-римской религии. Отсюда и получает значение дальнейшее сравнение их с шипами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца 6838 Память 20 октября Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы 6839 . Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту. Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый 6840 . Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего. Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое. Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока 6841 . Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь , приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

и воспомянув он Афанасий то, что проехал святого чюдотворца Артемия, и у мощей раки его не был и молебного пения не сотворил и обещался ему святому праведному Артемию ехать помолитися, и поведает сыну своему Еремию по обещанию к чюдотворцу Артемию путь свой, сын же его Еремий абие востал о себе, и держася за оконцо, учал отца своего Афанасия спрашивати, коим путем к чюдотворцу Артемию ехати. Отец же его в радости чюдяся и дивяся, видя таково преславное чудо, что сыну его внезапу облегчало, от такого великого труда и болезни о себе востал, и спрашивает у него пути к чюдотворцу Артемию. Он же Афанасий келичия Божия проповедавши и святого праведного чюдотворца Артемия со слезами призывая на помощь. И потом повелевает сына своего Еремия нести к судну, сын же го бысть весель и устнама своима осклаблятися. Отец же его Афанасей сугубо обещатися нача. видя сына своего исклаблящася, и яко никогда же его такова в той скорби в тяжцей болезни виде. И месяца майя пойде Афонасий и с сыном своим к святому чюдотворцу Артемию. И егда они будут в веси верколы, в церкви святого чюдотворца Николы, где лежат чюдотворные моицн святого Артемия и после утреннего славословия, сотвориша молебное пение, и егда на молебну нача священник чистое ивангелие, и той сын его Еремий учал быти безгласен аки мертв и по молебном пении приложиша его ко святому евангелию и святого чудотворца Артемия к образу его и покрову реки мощей его. и взята береста от раки мощей, в котором бересте обретены мощи чюдотворца Артемия, и даша сыну его и повелеша ему у себе, носити на гойтяне. и совершени здрав бысть сын его от тоя болезни молитвами святого Артемия, и благодарение воздан Господу Богу и угоднику его святому чудотворцу Артемию, и пойде в путь свой, по цареву велению, в кеврому радуйся и спим вкупе сын яко же николи же боле, видев же Афанасей бесчисленное Божие человеколюбие и милость, и преславная чюдоса бывующая от мощей святого праведного и богоблаженного чюдотворца Артемия, к сим же наипаче и с сыном своим веру з доброжеланием показати, и приложити к прежнему своему обещанию, в той веркольские веси создании, церковь Божию прекращу во имя святого великомученика Артемия, и по обещанию святому праведному Артемии веркольскому чюдотверцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Если к сказанному прибавить, что в посланиях есть указания на то, что автор – инок (1238,7–8); что он, по-видимому, некоторые послания писал, находясь не в родном краю, ибо применяет к себе слова псалма: «яко приселник аз от тебе и пришлец, яко же вси отци мои» (1201,15–16); что были, вероятно, и другие, недошедшие послания, которые автор или намеревался писать (1273,20–28) или написал (1392,38–39; 1440,1–4; одно послание к Симону Будному), – то это и будут важнейшие внешние данные о личности автора, которые можно извлечь из посланий. Необходимость определить, в какой мере эти данные действительно подходят к личности старца Артемия, бывшего игумена Троицкого, приводить нас к рассмотрению дошедших сведений о жизни этого старца. Поэтому предварительно я помяну об источниках для биографии Артемия, а затем постараюсь изложить эту биографию так, как она выясняется из этих источников и в связи с некоторыми общими историческими условиями XVI века, могущими содействовать её уяснению. Источники биографии Артемия Источники биографии Артемия суть: 1) соборная грамота о суде над ним, 2) челобитные Благовещенских священников Сильвестра и Симеона, 3) жалованные грамоты на имя Артемия, как игумена Троицкого монастыря, 4) свидетельство Курбского об Артемии, 5) свидетельство Захарии Копыстенского, 6) известие Венгерского, 7) известия сказаний о Максиме Греке , 8) упоминание в Никоновской летописи, 9) приписываемые Артемию послания. 1) Грамота о суде над Артемием с соборным о нем приговором напечатана в Актах Археографической Экспедиции, СПБ., 1836, т. I., 239, стр. 249–256. Полное заглавие её таково: «Соборная грамота в Соловецкий монастырь о заточении бывшего Троицкого игумена Артемия, с прописаним соборного о нем определения». Грамота адресована от имени преосвященного Макария, митрополита всеа Русии, и собора, собравшегося для суда над Башкиным, игумену Соловецкого монастыря Филиппу яже о Христе с братией. После указания вкратце сущности ереси Башкина, в грамоте сказало, что Башкин оговорил Артемия; над последним наряжены были следствие и суд. Следует далее перечень обвинений, предъявленных Артемию, возражения на них Артемия и соборный приговор о нем, мотивированный выдержками из Иоанна Златоуста . Грамота помечена 24 января 7062 г. (1554 г). «Подлинник хранится в Архиве Соловецкого монастыря; писан на больших склеенных листах без скрепы. Быв сложен пакетом и запечатан черной восковой печатью, имеет на обороте надпись: Во честную обитель Боголепнаго Преображениа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, во общий монастырь преподобных и богоносных отец наших Савватиа и Зосимы Соловецких чудотворцев духовному настоятелю игумену Филиппу яже о Христе с братьей». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010