К сожалению, заметное место среди справщиков при Патриархе Никоне занял и такой одиозный деятель, как Арсений Грек. Справщики в большинстве своем были людьми не только учеными, но и безупречно нравственными. Арсений же на их фоне выглядел не только отъявленным авантюристом, но и совершенно аморальным типом, чья скандальная репутация сильно повредила Никоновским реформам и способствовала их дискредитации. Грек Арсений, рожденный в Османской империи, дважды изменял Православию, перейдя сначала в униатство, а затем в ислам. Арсений бежал из Турции в Западную Русь, откуда перебрался в Москву. Но когда в Российской столице стали известны подробности его биографии, афериста отправили в ссылку на Соловки. В Соловецком монастыре Арсений Грек буквально изумил тамошних монахов своей исключительно богатой эрудицией и столь же феноменальной нечестивостью. Здесь, на Соловках, Арсения и заприметил в 1652 г. Новгородский митрополит Никон, приехавший в монастырь за мощами св. Митрополита Филиппа (Колычева). Никон взял ученого грека в Москву и поместил его в основанную Епифанием Славинецким в Чудовом монастыре латино-греческую школу. Личность Арсения и его участие в книжной справе впоследствии вызвали сильные нарекания со стороны противников реформ. Особенно негодовала Соловецкая братия. Иноки были до крайности раздражены на Никона за то, что он вывез из Соловецкой обители мощи очень почитаемого здесь св. Филиппа. Но в их памяти прочно запечатлелся и другой факт: одновременно будущий Патриарх увез с Соловков и привлек к делу справы Арсения. Оба этих неприятных для соловецкой братии события оказались тесно сопряженными в сознании иноков. Впоследствии, когда начались реформы, негативное отношение к ним на Соловках было в значительной степени сформировано обидой на Никона и отвращением к Арсению. Именно в этом крылась основная причина оппозиционного настроя Соловецкой братии, вылившаяся потом в знаменитое «Соловецкое осадное сидение». Став Патриархом, Никон, еще более интенсивно повел дело книжной справы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436332/

Таковое же почти свидетельство содержится и в другом месте переписной казны патр. Никона. «Книги писмяные и печатные на греческом языке, а покупал те книги на государевы деньги и на соболи старец Арсений Суханов , а были те книги под церковью 3-х святителей Петра и Алексея, Ионы московских чудотворцев с теми же книгами, которые посланы к великому господину – к бывшему Никону патриарху ; а по указу великаго государя царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца выбирал те книги печатнаго двора дьяк Иван Щепоткин да справщик старец Арсений грек; а по указу великаго государя отданы те книги Ивану Щепоткину, да старцу Арсению греку“. Из сопоставления обоих этих свидетельств мы видим, что старцу Арсению Суханову при отправлении его на восток для покупки книг была дана царем Алексеем Михаиловичем милостыня, состоявшая 1) из государевой денежной казны и 2) соболей. – К счастью нашему – один современный документ сообщает нам о количестве соболей, данных государем царем Алексеем Михаиловичем при посылке старца Арсения Суханова на восток для покупки книг. Этот документ – [допросная] сказка самого келаря живоначальной Троицы Сергиева монастыря Арсения – по поводу челобитья на государево имя грека Ивана Панкратьева [с которым Арсений ездил на Афон для покупки книг], в котором (челобитьи) он обвинял старца Арсения Суханова в неплате ему [греку] денег за его работу вместе с старцем Арсением на Афоне 4 . В этой сказке Суханов между прочим пишет, что «в 162 году по государеву цареву и великаго князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя России самодержца указу и по благословению великаго государя святейшаго Никона патриарха московскаго и всея великия и малыя и белыя Росии послан был он во святую гору купити греческих книг, а для той покупки дано было ему государевых соболей на 3000 рублев. Таким образом оказывается, что Арсению Суханову было дано государевых соболей на 3000 рублей и кроме того – неизвестно в каком количестве – государевой денежной казны».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Анализируя причины того, что дало возможность России завоевать и сохранить то место, которого она достигла, мы с изумлением и уважением отмечаем тот факт, что в момент уже своей агонии Византия сыграла в этом завоевании такую важную роль, что это считается одним из наиважнейших, если не самым важным вкладом византийского эллинизма в истории новейшей Европы. Но, находясь в этом месте, я ощущаю необходимость обратиться к именам некоторых великих и одновременно смиренных мужей, как дань памяти их деяниям, положившим в этом стране основание для процветания веры, образования и культуры. Оставленное ими наследие является источником неистощимого знания для учащихся вашей школы в том смысле, что они не щадили даже собственной жизни, трудясь ради духовного совершенствования местной молодежи. Просветитель русских, одна из важнейших фигур XVI века, Максим Грек, именно под таким именем его знают в России, один из выдающихся монахов и богословов той эпохи, апостол и преобразователь Русской Церкви. Светлая личность, первый в России исповедник и преподобномученик. В предисловии к собранию его сочинений, изданных Казанской Духовной академией, говорится: " В такое трудное время прибыл к нам из Греции сей знаменитый муж. В его лице Греция оказала нашей Церкви самую своевременную помощь в вере, которую и передала ей и каковая в эти времена стала подвергаться опасности… За великие труды его воздали ему бедами, гонениями и многолетним заключением… " . В апреле 1649 года в сердце Кремля, в Чудовом монастыре, русское правительство открыло первую греческую школу, школу Арсения или " Греко-латинскую школу в Кремле " . Арсений, ученый XVII века из греческой диаспоры, развил активную деятельность в России и стал известен под именем Арсения Грека — третьего по счету в области литературы и искусства в России, кто носил прозвище " Грек " . Это не очень известный широкой общественности деятель, трудившийся в Москве в эпоху споров, экспериментов и потрясений, которая, в конце концов, привела к эпохе Петра Первого.

http://patriarchia.ru/db/text/2255219.ht...

15 февр. 1885 г. К. представил работу в Совет МДА на соискание степени доктора церковной истории. Противником присуждения степени выступил Субботин, настаивавший на полной переделке той части работы, где К. на основании обнаруженных им документов показал, что Арсений Грек , ведущий деятель книжной справы сер. XVII в., был иезуитом, позднее мусульманином (обвинения в вероотступничестве против Арсения Грека выдвигали старообрядцы). 8 авг. 1885 г. сочинение вновь было направлено в Совет, который, заслушав отзыв Голубинского, 11 окт. удостоил К. степени доктора церковной истории, вскоре решение утвердил Святейший Синод. 14 марта 1885 г. Академия наук присудила сочинению К. Макария (Булгакова), митрополита, премию . В 1888 г. книге была присуждена малая Уваровская премия по предложению проф. КазДА П. В. Знаменского к-рый, отметив ряд недостатков сочинения (в частности, односторонне негативную оценку автором участия греков в рус. церковной жизни), тем не менее высоко его оценил. В том же году обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев отменил решение о присуждении К. степени доктора церковной истории на основании того, что автор непочтительно отзывался о греч. Церкви. Изучение участия греков в рус. церковной жизни подтолкнуло К. к исследованию деятельности патриарха Никона по сближению рус. богослужебной практики с греческой. Первая часть соч. «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов», посвященная времени Патриаршества Иосифа , была опубликована в Москве в 1887 г. и представлена К. в качестве докторской диссертации. В работе рассмотрены отношение русских к грекам после принятия Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ) и падения Византии, роль ученых киевлян в устроении уч-ща в Москве, деятельность ревнителей благочестия (см. Ревнителей благочестия кружок ). Особое внимание К. уделил апологии древнерус. книжной и богослужебной традиции (в частности, в отношении двоеперстия ), установлению каноничности постановлений Стоглавого Собора 1551 г. и, следов., правоте старообрядцев в ряде вопросов полемики вокруг богослужебной реформы. Автор охарактеризовал деятельность столичных и провинциальных ревнителей благочестия в Патриаршество Иосифа, доказал, что учители старообрядчества (Иоанн Неронов , Аввакум Петров, Лазарь ) не были справщиками на Печатном дворе, как это утверждали С. М. Соловьёв и Субботин. Книга К. вызвала резкую критику духовенства и Субботина, утверждавшего, что она вредна для Церкви. Дальнейшая публикация исследования была запрещена Победоносцевым. Несмотря на поддержку научного сообщества, К. не смог защитить сочинение в качестве докторской диссертации, 11 нояб. 1888 г. указом Синода было отклонено ходатайство МДА о присуждении К. докторской степени.

http://pravenc.ru/text/Каптерев.html

    Спирос Зервас встал на колени и на коленях пополз к монастырю, где, ему сказали, был в тот день святой. Так, на коленях, он просил у святого прощения. Во всеуслышание, с рыданиями, разбойник каялся в своих грехах. Святой увидел колени, изодранные в кровь, бороду и одежду мокрые от слез и сказал: «Да простит тебя Господь».  - «Меня? Простит? За такие преступления?»  - «Да», - твердо ответил святой.  -  «Что мне сделать  для спасения души?» Святой Косма показал на гору: «Иди и построй там монастырь».    Ныне это монастырь Лекаца. Под слоем штукатурки была обнаружена надпись: «Построен на пожертвования капитана Спироса Зерваса».   ВРЕМЕНА  ВОЗРОЖДЕНИЯ          Вновь вспомним отца  Арсения.  Именно он духовно окормлял  своего ученика инока Иоанникия. Видя  в иноке   сосуд избранный,  старец Арсений соделал его, говорит  жизнеописание, «своим сотаинником».       Отец Иоанникий следовал правилу древних: «Бегай людей  и спасешься, ибо это корень безгрешия». Он и не  помышлял о священстве, но Божия Матерь судила иначе. Русские в первой трети века стали здесь почти безправны. Их  вытесняли из  Русика и  из скита святого пророка Ильи. Но  Русик, в наказание за это, приходил в запустение, и греческий старец, столетний отец Венедикт и его ученик, игумен Русика Герасим, осознали:  единственное, что спасет монастырь, это – возвращение в него русских. И вот, в  1839 году русские иноки, возглавляемые игуменом Павлом, вернулись в Русик. Отец Павел в данном случае вверился воле отца Арсения. «Иди, - говорил отец Арсений вдохновенно, - Бог благословит, и я благословляю, ибо давно уже  дожидается русских святой великомученик Пантелеимон!».       В навечерие праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, русские монахи служили  в своей церкви. Братство русское состояло  на особых правах: оно подчинялось настоятельству игумена – грека отца Герасима, и одновременно находилось под духовным руководством иеросхимонаха Павла.  Братство служило на славянском наречии и пользовалось самостоятельностью.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

А. мог называться молитвослов для мирян (напр.: Анфологион, албо цветы молитв избранные. [Евью], 1613; Анфология, сиречь молитвы. К., 1636) и включать в себя также тексты из Часослова с восследованием, аналогичного совр. Великому Часослову (М., 1995). В эти книги могли входить и особые молитвы для мирян во время литургии. Подобные издания могли также называться «Сборник (собрание) молитв (молений)» (К., 1756, 1758, 1761; Чернигов, 1758; Вена, 1792). Нотированные А. Греч. переписчики рукописей обозначали этим термином краткий вариант Стихираря . Такой А. содержит все самогласны из служб господских и богородичных праздников, самых почитаемых святых, а также периода пения Триоди и Пентикостария, т. е. совпадает по составу с Анфологией Стихираря. Существует также А. Матиматария , к-рый содержит избранные матимы , анаграмматизмы и анаподизмы главнейших праздников. Название «Музыкальный анфологион» носит печатный сборник, выпущенный в кон. XIX в. дидаскалом Константином В. Христопулосом и содержащий элементарный теоретикон визант. музыки, выборку упрощенных песнопений Анастасиматария и Ирмология , а также песнопения вечерни, утрени и литургии древних мелургов ( Χριστπουλος Κ. Β. Μουσικν Ανθολγιον. Αθναι, 1891). Со 2-й пол. XVIII в. такие нотированные А. известны в южнослав. и румын. кириллической традиции, в первую очередь в слав. мон-рях Афона (Б-ка Хиландарского мон-ря. 309, 70-е гг. XVIII в.; 311, нач. XIX в. и др.) и в обителях, тесно связанных со Св. горой (большие собрания их имеются в б-ке Рильского мон-ря (Болгария) и в ЦГА Республики Молдова (Кишинёв) - Ф. Ново-Нямецкого мон-ря). Наряду с названием А. (или «Анфология») такие рукописи могут иметь и слав. вариант заглавия - «Ковчег цветособрания». Рус. сборники нелитургического содержания В слав. (гл. обр. рус.) нелитургической книжности название «А.» выступает «ученым» аналогом заглавия «Цветник». Традиция использования термина «А.» изучена недостаточно. В XVII-XIX вв. А. могли называться печатные и рукописные сборники, включающие в себя различные духовные сочинения (жития святых, святоотеческие творения и т. д.) целиком или в выдержках, напр.: Анфологион. Выписи о дарованиях Св. Духа, церковных таинствах, добродетелях душевных и др. (РГБ. Ф. 394. 24. Л. 195об.- 197об., 1789-1790 гг.); «Анфологион, си есть Цветословие» иером. Арсения Грека - сб. переводов житий вмц. Екатерины, мч. Феодора Стратилата, св. Алексия, человека Божия, соч. сщмч. Иустина Философа, свт. Григория Богослова и др. (М., 1660).

http://pravenc.ru/text/75532.html

Арсений Эласонский — грек по происхождению, приехавший в Россию лишь на короткое время и сыгравший значительную роль в русской истории XVII века. Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Здесь он много и упорно трудился: составил на греческом языке службу Василию Блаженному и передал ее в Грецию, для греков также предназначались написанные им «Мемуары из русской истории» и «Труды и странствия смиренного Арсения», представляющие большой интерес как для филологов, так и для историков. Святой Арсений был разносторонне и глубоко образованным человеком. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. — И именно он является той связующей нитью, которая объединяет и древний Суздаль, и древний Эласон, Русь и Грецию, — подчеркивает владыка Василий. Святой Арсений оказался не только свидетелем избрания русского патриарха, но и его инициатором. И хотя последние годы жизни святитель провел в Суздальской епархии, управляющим которой был назначен, греки почитают его, повторимся, уже очень давно как своего святого. В этом году он был причислен к лику святых и РПЦ и стал вселенским святым. — Для нас это большая радость – возможность совершить Литургию в соборе, где был погребен святой, так горячо любимый православными греками, — сказал митрополит Василий. – Кроме того, здесь, у его мощей, мы глубоко и искренне молимся, чтобы в России, после всех пожаров, невзгод и бедствий этого лета, осталось только пламя Божественной Любви и Милости. Екатерина Цветкова, Фото Виктора Стохальского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

В конце XVIII в. в монастырь Кастрицы были вложены три русские иконы, находящиеся и поныне в местном ряду иконостаса монастырского храма (с. 77). Вклад был сделан греками-эпиротами Алексиосом Кроммидисом и Спиросом Кириакисом (с. 211–212). Братья Кроммидисы, Георгий и Алексиос, занимались предпринимательством в Нежине, а также в Москве, где и были приобретены присланные в Кастрицу иконы (одна из них – список почитаемой в России Иверской иконы Божией Матери). Еще один представитель знаменитой греческой семьи предпринимателей из Российской империи, Николаос Зосимас, в 1841 г. по завещанию оставил средства нескольким эпирским монастырям, среди которых был и кастрицкий. Книга, подготовленная при поддержке женской монашеской общины во главе с настоятельницей матушкой Филофеей, возобновившими в 1972 г. обитель, рассчитана не столько на академическую аудиторию, сколько на широкий круг интересующихся местной историей. Однако собранные двумя историками свидетельства, а также многочисленные опубликованные фотографии, будут небесполезны и российским специалистам. Μιμηγιννη-Κακαδ Ε., Κακαδς Ν. Β. Ιερ Μον Συλλψεως Τιμου Προδρμου και Βαπτιστο Ιωννου Καστρτσας Ιωανννων. Ιστορα – Τχνη. Ιωννινα: Γρμμα, 2017. 399 σ. ( Мимиянни-Какаиди Е., Какаидис Н. В. Святой монастырь в честь Зачатия честного Предтечи и Крестителя Иоанна в Кастрице, Янина. История и искусство. Янина: Грамма, 2017. 399 с.). Tchentsova V. Les documents grecs du XVII e siècle: pièces authentiques et pièces fausses. 1. L’ex-patriarche œcuménique Athanase Patélare à Moscou en 1653//Orientalia Christiana Periodica. 2002. Vol. 68 ( II ). P . 335–374; Ченцова В.   Г. Три греческие грамоты с пометами бывшего вселенского патриарха Афанасия II Пателара и история их доставки в Москву//Очерки феодальной России. 2003. Вып. 7. С. 164–187; Ченцова В.   Г. Новые известия о биографии Арсения Грека и история появления в Москве рукописи Син. греч. 225//Каптеревские чтения. Вып. 9. М., 2011. С. 59–83. ф. 52, оп. 1, 1661 г., д. 21, л. 16.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883330/

В начале антиосманского восстания монахи-афониты из-за вторжения турецкого военного контин-гента на территорию Афона были вынуждены переселиться в Морею, где оставались до победы русской армии над османами и заключения Адрианопольского мирного договора с Портой в 1829 г. В 1830 г. монахи вернулись на Афон. В том же году греки-афониты избрали себе в Руссике игуменом отца Герасима, который еще при жизни игумена Саввы был назван его преемником под духовным руководством старейшего и ученого иеросхидиакона Венедикта. Игумен Герасим, как и отец Венедикт (оба грека), были одними из самых деятельных сторонников возвращения русских в свою обитель, которая оказалась в полнейшем упадке после девятилетнего отсутствия монахов на Афоне. Россия, победившая османов в войне 1828-1829 гг. и спасшая в 1833 г. падишаха Махмуда II от угрозы свержения его османской династии египетским вассалом Мухаммедом Али, в 30-е гг. имела значительное влияние на Высокую Порту в Стамбуле. После разорения Афона турками-османами и разбойниками русская обитель святителя Пантелеимона оказалась в тяжелом финансовом и экономическом положении. Игумену Герасиму и схииеромонаху Венедикту стало очевидно, что без помощи единоверной России поднять из руин Русский монастырь будет невозможно. Единственно верный путь его возрождения, по их мнению, - пригласить в обитель русских монахов, которые были разбросаны по Андреевскому и Ильинскому русским скитам и другим местам. Их духовным отцом был в то время непререкаемый авторитет русский старец Арсений Афонский, без благо-словения которого не разрешались никакие серьезные вопросы. Как раз в это время, в 1835 г., на Афон при-был с паломнической миссией иеромонах Аникита (в миру князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов). Именно с его непродолжительного пребывания на Святой горе начинается возрождение русско-го монашества на Афоне. Отец Аникита выбрал себе в духовники старца Арсения, по благословению кото-рого он и посетил Русский Пантелеимоновский монастырь. Вот как описывал эту обитель иеромонах Аникита: «Русским называется он токмо по имени (ибо некогда действительно жили в нем русские, но были все вдруг перерезаны греками: и с того времени, лет сто пятьдесят назад, живут в нем одни греки, принимающие в собратство свое и русских), но принадлежит грекам есть один из лучших общежительных монастырей афонских по строгости жития монашеского. Игумен оного старец Герасим, и дидаскал старец (Венедикт. - М.Я.) - благочестивейший, и духовные воистину люди приняли меня, многогрешнаго, с великой любовью» 2 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

В январе 1663 г. монастырский книгохранитель диакон Нил возглавляет сторонников наонной традиции, соборно квалифицирующих наречь как никонианство, и соответственно, обвиняющих Варфоломея в принятии этой ереси, происходящей от Арсения Грека и царя. В феврале 1663 г. братия чуть было не побила о. Геронтия, заподозрив его в самовольном изменении чина литургии. После того как выяснилась невинность Геронтия, постановили по всем вопросам низшим слушаться высших, монахам – священников, тем – архимандрита, а ему самому в случае недоумения обращаться к митрополиту. При этом братии было запрещено жаловаться вышестоящим инстанциям на настоятеля. К тому же времени относится формирование круга лиц, которые возглавят имеющее вскорости вспыхнуть восстание. Архимандрит Варфоломей наносит предупредительные удары. В 1664 году из руководства монастыря был выведен Герасим Фирсов, «смирен» старец Александр Стукалов. Они тоже не сидели сложа руки и просили Москву о смене руководства. Сразу после отбытия Варфоломея в Москву на собор 1666 г., 14 февраля на монашеском соборе была составлена первая челобитная к царю с просьбой оставить монастырь в старой вере (соловецкие отцы считали, что собор осудит Никона и оправдает Аввакума). Волей судеб она попала в руки Варфоломея еще в Вологде, и была им предъявлена на Соборе как знак своего единомыслия с властями, когда стало понятно, что осужден будет не только Никон, но и его противники из русской партии. Была написана и большая челобитная о смене Варфоломея. Но стараниями его заместителя келаря Савватия, уничтожена. 27 мая Герасим Фирсов отбыл на собор, прихватив с собой второй вариант челобитной, подписанной теми же людьми, что и первый. Герасим Фирсов был враг опасный, безжалостный к себе не менее, чем к врагу. По прибытии он немедленно раскаялся в своем старообрядчестве, обещал написать опровержение на свой трактат о двуперстии, и вместе с тем обличал архимандрита Варфоломея наряду с прочими грехами и неспособностью к управлению – в старообрядчестве. Весь ужас для Варфоломея был в том, что Герасиму не нужно было ничего выдумывать. Если бы не компромиссы со старообрядцами, о которых убежденному старообрядцу Герасиму было известно лучше кого бы то ни было, Варфоломей давно бы уже был выгнан братией монастыря: в этих именно уступках и обвинял его теперь Герасим перед собором. Само собой понятно, что Герасим попал под начал в Иосифо-Волоцкий монастырь, где, игнорировав все напоминания о самообличении, и умер спустя год. Однако репутацию Варфоломею он испортил непоправимо, не помогли и встречные иски на жалобщиков. В августе 1666 г. в монастырь был послан для разбирательств и освидетельствования степени реформированности монастыря архимандрит Сергий. Пока Сергий добирался на Соловки, в Москву шло еще одно соловецкое посольство со второй и третьей соловецкими челобитными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010