первый лист новой тетради) N» и т. п. Кто вел вторичную справу триоди, сказать на основании одних особенностей поправок трудно: несомненно только, что это был опытный переводчик, хорошо знавший и греческий, и славянский языки Например, он поправляет такие просмотры Евфимия: βασς (Е. шествие) — основание (сырн. четверт., трипеснец 1-й, 8п. ирм.), δκην κακοργου (Е. отмщения злодея) — аки злодея (пятн. 2 седм., крестобогор. 2-го седал.) и т.п. Стремясь к точной и близкой передачи греческого подлинника. Евфимий нередко дает слишком дословный перевод (иногда даже — терминов, не нуждающихся в переводе) и впадает в словосочинительство, второй справщик не только не исправляет такой крайности Евфимия, но и еще усиливает ее. Вот, например, ряд его поправок: συνεχετο (Е. съдрагашеся) — содержащееся (повечер. 1 седм., канн. 8 п., 2 тр.), κρατνεται (утверждается) — державствует (богород. 9п. вел. кан.), πδειγμα (киевск. — притча, Захар. Афанасьев попр. — подобие) — подуказание (четверт. 1 седм. Канн. Повечер. 3 п., 5 ирм.) и т. п. Вместе с исправлением перевода второй справщик исправлял в тексте Евфимия и Захарии также и грамматику с орфографией. Ближайши образом вторы справщиком триоди следовало бы считать главного справщика того времени — Арсения грека: хотя он и появился на печатном дворе лишь с марта 1654 г., но, по-видимому, он принимал участие в исправлении книг еще и до официального зачисления в справщики. Знал ли только Арсений грек так хорошо славянский язык, как это показывает вторичное исправление п. триоди? Любопытная особенность наблюдается в переводе синаксаря 2-ой недели. Большая его часть писана рукою Евфимия, но двумя различными почерками: приблизительно в половине его (со слов — уста его на Бога отверзая до слов — ниже при едином царе) 17 строк писаны, вероятно, Епифанием Славинецким. Начертания в этом отрывке букв — б, ж, 27;,  51; и др. сильно подходит к начертанию их в снимке с автографа Епифания в одном из атласов А.И. Соболевского. Части синаксаря, писанные Евфимием, в значительной мере писаны беглым и торопливым почерком с немногими и небольшими поправками, при чем Евфимий очень часто выписывает на полях греческие слова, неточно или неудачно им переведенные, нередко записывает там также латинские их значения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Эти сведения о школе Арсения грека мы прежде всего находим у автора «Российской церковной иерархии» арх. Амвросия и у митрополита Евгения в «Словаре о писателях духовного чина». Амвросий, говоря о школах и просвещении на Руси, сообщает 3 что «со времен патриарха Филарета Никитича заведена при патриаршем доме в Чудове монастыре порядочная греко-славянская школа, продолжавшаяся до основания Московской Академии. Адам Олеарий, бывший 1633 года в свите голштинского посольства в Россию и Персию, свидетельствует в своих записках 4 , что он сам видел близ патриарших палат в Москве порядочную школу, в коей учителем тогда был Арсений грек и что царь и патриарх намеревались заводить греко-латинские школы в разных местах». Подробнее говорит митрополит Евгений в своем «Словаре о писателях духовного чина» 5 . «Арсений грек иеромонах, – читаем там, – основатель и учитель греко-латино-славянской школы при патриаршем дворе в царствование государя царя Михаила Федоровича и в бытность патриарха Филарета. Адам Олеарий, голштинского посольства в Россию и Персию, бывшего с 1633 до 1639 года, секретарь, свидетельствует в своих записках, что он сию школу и учителя видел и что в то время царь и патриарх намеревались и во многих местах Российского государства завести греко-латинские школы». Таким образом и арх. Амвросий и митрополит Евгений отнесли известное нам свидетельство Олеария о школе Арсения грека ко времени патриаршества Филарета, т. е. ко времени не позднее 1633 года (в этом году помер патриарх Филарет), основываясь на том соображении, что Олеарий де в 1633 г. был в России и в это время уже видел школу. В русской церковной истории действительно есть одно лицо, которому суждено было получить громкую известность в XVII столетии, лицо, которое и в свое время было известно под именем «Арсения грека» и за которым в истории укрепилось это имя «Арсения грека». В 1649 году этот Арсений грек был послан под начало для исправления православной христианской веры в Соловецкий монастырь; по миновании «урочных лет» патриархом Никоном был возвращен оттуда и сделался одним из доверенных лиц сего патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По мнению митрополита Евгения, Арсений грек – деятель времени патриарха Никона – одно и то же лицо с тем Арсением греком, о котором, как учителе греко-латинской школы, говорит Олеарий. «Сей Арсений (т. е. учитель греко-латинской школы) был, – говорит митрополит Евгений, – ревностный обличитель предрассудков к старинным славянским неисправным книгам и делал многое против того представления. Но за сие подпал гонению и от патриарха Иосифа в 1649 году сослан был в Соловецкий монастырь под крепкую стражу. Когда Никон вступил на патриаршество, то освободил его из заточения и определил смотрителем и справщиком книг в Московскую типографию». В настоящее время не может подлежать сомнению, что Арсений грек – деятель времени патриарха Никона – приехал в Россию только в 1649 году вместе с патриархом иерусалимским Паисием, о чем свидетельствуют те документальные об его приезде и ссылке в Соловецкий монастырь данные, которые находятся в «греческих» делах Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 6 . Митрополиту Евгению они не были известны; а тем сказаниям, находящимся в нашей древнерусской письменности, в которых говорилось о приезде в Россию Арсения грека с иерусалимским патриархом Паисием в 1649 году, митрополит Евгений не поверил и одно из них назвал «сочиненною раскольниками ругательной статьей, присоединяемой иногда к Проскинитарию Суханова» 7 . Таким образом, по мнению арх. Амвросия и митрополита Евгения, 1) при патриархе Филарете уже существовала в Москве при патриаршем дворе греко-латинская школа и 2) учителем в ней был тот самый Арсений грек, который в 1649 году был послан в Соловки под начало и впоследствии оттуда возвращен патриархом Никоном . Осторожнее, чем митрополит Евгений, отнесся к свидетельству Олеария А.В. Горский, которому пришлось коснуться вопроса о школе Арсения грека в статье «О духовных училищах» (помещенной в III томе «Прибавлений к творениям святых отцев». М. 1845 г. стр. 154 – 156). «Первое греко-латинское училище, – говорит он, – поручено было надзору и управлению Арсения грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

XVII в. Утверждать это дает право то обстоятельство, что Арсений и в своей защитительной речи к Салтыкову нередко вдается в грамматические изыскания, след. с одной стороны, как сейчас упомянуто, он имел сведения в грамматике, – а с другой сознавал важность и необходимость подобных сведений. А это и могло побудить его к составлению грамматики. На подобном же основании и другое сочинение XVII в., имеющее предметом своим грамматику же, можно приписать Арсению. Сочинение это – „Алфавиты, како речь говорити или писати» (напеч. в прил. к Иоанну Экзарху Калайдовича). В нем мы находим, между прочим, рассуждение о множественном и двойственном числе – весьма сходное с рассуждением о том же предмете Арсения в речи к Салтыкову. (Ср. послание к Салтыкову по рук. лавр. Библ. No 700, л. 805. и „Иоанн Экзарх» стр. 205–206). был одним из самых деятельных сотрудников преп. в этом деле. Это мы видим и из соборных деяний 1618 г., в которых Арсений на ряду с Дионисием назван „пущим (особенным) развратником». Затем, на этом соборе у Арсения был жестокий спор с чудовским архимандритом Авраамием, который особенно нападал на Арсения за исправление похвального канона Богородице, но Арсений оправдывался главным образом тем, что он исправил согласно с переводом преподобного Максима Грека . Но как бы то ни было, собор кончился полнымъ осуждением всех исправителей – в том числе и Арсения. По соборному суду Арсений был заключен за еретичество на Кирилловом подворье – в Москве, – и здесь в тесной келье томился более 9 месяцев. Положение его здесь было крайне тяжелое: он, по собственным словам его, сидел здесь в железах и в продолжение всех 9 месяцев в „одной свитке», которая от времени на столько изорвалась, что и с плеч свалилась, а теплой одежи ему и вовсе не давали. Исстрадавшись физически и нравственно, Арсений решается наконец просить себе милости и заступления пред дух. властями у людей влиятельных. С этою целию он пишет две речи – одну к боярину Борису Михайловичу Салтыкову, другую – к протопопу Ивану Лукьяновичу 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Андриатис см. И. Златоуст. Антиминса освящение, 740–743. Антипа, села крутецкого, иером. Серг. мон., 238, 291. Антиоха, монаха Пандекты, 154. Выписки, 12, 15, 91, 202–204, 763, 791, 793, 794, 804. Антиоха князя вопросы, 12, 626, 775. Послание к нему, 122,166, 190, 202–207, 750, 790. Антоний киево-печерский см. Жития и Службы. Антоний, иером., биограф, 630, 664, 665, 788, 790. Антоний, митр. московский, 514, 628, 694. Антоний Крылов, библиотекарь Троиц. Серг. мон , 281, 324. Антония Подольского обличает ключарь Иоанн Наседка, 700. Апокалипсис см. Библия . Апокрифические и ложные статьи, 11, 12, 38, 39, 144, 145, 171, 176, 188, 192, 204, 227, 256, 298, 309, 312, 321, 323, 648, 660, 661, 704, 709, 718, 723, 729, 730, 732, 734, 739, 762, 769, 785, 786, 787, 791–794, 805. Аполлинария, еретика, обличение, 200, 201. Апостолы. Правила их, 205, 206. Сказания о них, 205, 206, 677, 729, 731, 746, 757, 759, 764, 804, их поучения, 91, 202, 203, 768, 792–794. Арава, блудница, 147–151, 753. Ареопагит см. Дионисий. Аристен см. Алексий. Арий и Ариане еретики, 178, 205, 206, 643, 673, 724, 769, 794, 799. Аркадия, архиеп. кипрского, слово, 609, 664, 665, 670, 671, 747, 754. Аркадий, диакон, владелец, 704. Арменския ереси, 200, 201, 205, 206, 739, 768. Арсению, отцу, послание Никона черног., 211–213. Арсениево елеосвящение, 226, 255. Арсений, игум. мон. Саввы освящ., 734. Арсения, диакона селунского, сказание о Иерусалиме, 192. Арсений Одинец, инок, вкладчик, 205, 209. Арсения Глухова, монаха Серг. мон., послание к боярину Салтыкову, 700. Книги его, 132, 281, 283. Арсения, грека, перевод, 189. Арсения Суханова , книги, 189, 704, 710. Арсений Могилянский,архиеп. переславский и дмитровский, архим. Серг. мон., 456. Аскольд и Дир, князья киевские, 714. Археографической Комиссии издания, 35, 200, 205, 215, 236, 241, 676, 809. Архипа, пономаря, повесть, 12, 466, 663. Арцыуриев пост, 768. Астерия, еп. амасийского, похвальное слово, 663. Астрологические замечания, 17,46, 177, 765. Афингане еретики, 205, 206, 739, 799.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Прежде всего, по этим бумагам можно восстановить имена справщиков, трудившихся при печатном дворе и познакомиться с организацией этого учреждения. Справщики составляли из себя как бы постоянную комиссию, которая ведала корректурной и редакционной частью в издании церковных книг, и состояла не менее, как из пяти лиц; троих, собственно, справщиков и чтеца с писцом. Чаще же справщиков было четверо, а чтецов и писцов иногда по двое. Позже является должность книгохранителя, которая соединялась большей частью с должностью двух последних чинов и оплачивалась особым жалованьем. Не говорим о лицах служебно-административных, к числу которых принадлежали: лицо, ведавшее печатным двором и дьяками. Имена, как этих лиц, так и вообще служащих при типографии, заносились в особую книгу, которая хранилась в приказной палате. В описи имущества печатного двора 1649 г., между прочим, значится «ларец дубовый с внутренним замком и в нем именная роспись справщиков, и всякого чина мастеровым людям». Лица эти назначались или прямо патриархом, или по указу великого государя с благословения патриарха. Это зависело от личного значения патриарха, так что Филарет Никитич и Никон нередко распоряжаются этим делом без участия государя и назначают справщиков от своего имени. Вот, как представляется назначение справщиком Дионисия грека в расходной книге 171 г., 64 (л. 93). В прошлом в 171 году великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великой и малой, и белой России самодержец указал быть на книжном печатном дворе у книжной справы на арсениево место грека святой горы афонского Иверского монастыря архимандриту Арсению греку. Привел на книжный печатный двор, по приказу окольничего Феодора Михайловича Ртищева… подьячий онтроп, мая в 22 день. А государево денежное жалованье и поденный корм велено ему справить против Арсения грека. Другой случай: в нынешнем во 164 г. указал великий государь святейший Никон патриарх московский и всея великой и малой, и белой России быть у своего государева книжного печатного дела у справы в справщиках… старцу Евфимия, да рождественскому протопопу Андреян, а своего государева жалованья оклад велел им учинить по 40 рублей человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Все эти обвинения и нападки на книжного справщика Арсения Грека считались доселе несправедливыми, порожденными слепою ненавистью невежественных противников церковной реформы Никона, которые образованного и православного грека, выдвинутого Никоном, тенденциозно ославили еретиком. Но найденное мною в архиве подлинное следственное дело об Арсении Греке неожиданно вполне подтвердило справедливость старообрядческих обвинений против Арсения. Из следственного дела оказывается, что Арсений, по его собственному сознанию на следствии, действительно был учеником иезуитов и, отказавшись от Православия, принял латинство, а по возвращении в Константинополь был обращен в мусульманство, почему московское правительство и сослало его в заточение в Соловецкий монастырь. Понятно, что со стороны Никона было очень нетактично брать и приближать к себе такого крайне сомнительного в глазах русского общества человека, а тем более было крайнею неосторожностью поручать Арсению исправление русских церковных книг. Ввиду указанных фактов я и высказал в своем исследовании ту мысль, что церковная реформа Никона нуждается в пересмотре и проверке и что на некоторые, по крайней мере, заявления ее противников никак нельзя смотреть только как на продукт невежества и клеветы. Эти мои заявления крайне смутили тогдашнего официального полемиста со старообрядцами – профессора Субботина. Он решительно отказался дать мне степень доктора, если не будет изменено и перепечатано в желательном ему смысле мое краткое, впрочем, замечание о реформе Никона. Пришлось исполнить требование Субботина, и место о реформе Никона в некоторых «официальных» экземплярах книги было мною перепечатано. Тогда Совет Московской Духовной Академии присудил мне за мое исследование степень доктора церковной истории. Дело пошло затем на утверждение Святейшего Синода. Синод согласился с заключением Академического Совета и утвердил за мною искомую степень. Но тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев , вероятно, по частным представлениям ему проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Для чего было такие речи в соборное деяние вносить? Это значит, что тот, кто составлял деяния, радел для патриарха Никона , а не великому государю. Для чего было в соборное деяние вмешивать многословие и риторское красноречие? Тут ни о риторике, ни об истории слово было, но о правде; пристойнее было бы написать простыми словами, чтоб всякой мог понять; а то от тех речей у патриарха Никона могут быть новые вымыслы. Много писано вопросов и ответов о том, как патриарх Никон сложил с себя патриаршество; но для чего было такое лишнесловие? оно только многих смущает. Также и рассуждение св. Кирилла александрийского не совсем сюда относится. Если патриарх достоин, – для чего не патриаршествовал, а если не достоин, для чего и служит? Это значит также, что тот, кто составлял деяние – враг государю царю, враг правде и всему собору. Написано в деянии, что не может Церковь вдовствовать более трех месяцев, и то солгано: в подлинных правилах сказано, что Церковь не может вдовствовать больше шести месяцев. По обсуждении соборного деяния Паисий говорит боярину Салтыкову и Елизарову, что у Арсения, грека, который живет на патриаршем дворе, есть много хороших книг, которые пригодились бы для созываемого собора, и потому великий государь указал бы взять их у Арсения во дворец, и из них приличные к соборному делу – отобрать, «только бы Арсений не затаил тех книг, так как он радеет патриарху». Пользуясь настоящим случаем, Паисий просил милости у великого государя, чтобы, для его убогого прошения, посланного в ссылку грека, монаха Агафангела из ссылки освободить, так как он нужен Паисию для переводов с греческого языка 4 . Здесь кстати будет сказать несколько слов о Паисии, о котором современники его говорили, что он скорее принадлежит к римскому костелу, чем к православной Церкви; был он долго у папы дьяконом и потому заразился римскою ересью, а потом, когда находился в мутьянах, вдовым попам разрешал на других женах жениться, молодым монахам и монахиням брачиться и мясо есть. Мутьянский митрополит писал об этом ко вселенским патриархам, и они Паисия отлучили от церкви и платье с него велели снять, и он из Мутьян ушел в Польшу, где многое время был при короле и по всем костелам службу отправлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Но спокойствие, неогражденное истинным просвещением, было весьма ненадежно. В то время в Москве занимались печатанием церковных книг. За недостатком ученых справщиков, которые бы могли надлежащим образом пересматривать рукописи, сличать их с греческими подлинниками, исправлять ошибки перевода и писцов, так чтобы издаваемые книги могли соответствовать исправностию подлинникам, дело это часто возлагаемо было на людей, вовсе к тому неспособных. Такие справщики, – как пишет сотрудник преподобного Дионисия, Архимандрита Троицкаго, Арсений, вместе с ним страдавший за исправление Потребника, – люди не знающие ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящие 9 , упорно стояли за чтения поврежденные в рукописях и первых печатных изданиях. Тогда Пастыри Церкви русской не могли не убедиться в необходимости православных училищ, которые бы могли доставлять людей, твердо наставленных в истине православия и способных рассевать мрак заблуждений, питаемых невежеством. И вот является в Москве первое Греко-Латинское училище. Оно поручено было надзору и управлению грека Арсения. Мы не можем определенно сказать, когда и кем именно оно основано. Первый свидетель о существовании сего училища, Адам Олеарий, бывший в России в 1633 – 1634 годах, и потом еще в 1643 г., пишет о нем так: «Теперь москвитяне, по мысли Патриарха и Великого Князя, к удивлению, хотят обучать свое юношество греческому и латинскому языку. И недавно, подле Патриаршего двора учреждена латинская и греческая школа, которая вверена надзору и управлению грека, по имени Арсения 10 . У раскольников есть особое современное сказание об этом Арсении, будто он приехал в Россию с бывшим Патриархом иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. Но в таком случае не мог знать его Олеарий, которого книга издана в 1647 г. Достовернее то, что Арсений недолго заведовал сим училищем; в 1649 г. он был сослан в Соловецкий монастырь. В упомянутом сказании повествуется, будто сам Патриарх Паисий, с обратного пути, писал Государю, что хотя Арсений человек ученый, но требует присмотра, так как он бывал и в жидовской вере, не только в иных христианских. Посему-то, будто бы он послан был в Соловецкий монастырь, для исправления в образе мыслей и поведении 11 . Но едва ли можно доверять сему рассказу 12 , равно как и другим обвинениям, взводимым на него раскольниками. Патриарх Никон , вызвавший его из заточения, едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительнаго православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

— В захоронении были обнаружены ткани XIV-XVII веков, которые, безусловно, стали уникальными экспонатами «Золотой кладовой» в Суздале. Поскольку Арсений Элассонский служил в знаменитом Храме Святой Софии в Константинополе, с собой в Россию оттуда он привез греческие облачения. Их фрагменты мы и обрели при вскрытии. Было проведено комплексное междисциплинарное научное изучение содержимого гробницы, что обеспечило нам высочайший уровень исследования личности святителя Арсения и позволило воссоздать его внешний облик, — продолжает заместитель генерального директора ВСМЗ по научной работе Алмасарида Тенеткина. Государственная Третьяковская галерея, историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля, музей Андрея Рублева – далеко не полный список музеев, принявших участие в изучении наследия и личности суздальского святителя, прибывшего из Греции, где его чтят как заступника детей. Митрополит Эласонский Василий после Литургии, в беседе с учеными и представителями власти, а также простыми прихожанами, рассказал, как в его епархии совсем недавно тяжко больной мальчик получил полное исцеление от своего недуга после целования иконы святого Арсения Эласонского. Подобные чудеса уже засвидетельствованы и в Суздале. Именно детям суздальский и греческий святитель оказывает особую помощь. — Действительно, уже сегодня у многих сложилась вера в живую помощь святителя Арсения трудным и болящим детям, — поясняет архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. — Он удивительно возрос до Вселенского святого, став известным не только у себя на родине, в Греции, но и далеко за ее пределами. Его знают Палестина, Святая гора Афон. Начинают заново узнавать в России. Он из редкой семьи, почти все члены которой облекли себя высоким подвигом веры, став чернецами, приняв монашеский подвиг. Более того, трое из них взяли на себя служение церковное в звании иерархов Церкви. На его земную жизнь выпали тяжелые годы российского лихолетья начала XVII века, когда русский народ терял свою самостоятельность. Но вместе с ним он мужественно выстоял эту смертельную страду. Здесь, на Суздальской земле, он оставил о себе самую светлую память в народе. Господь одарил его такой силой Святого Духа, что он врачевал болящие души людей.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010