Эта работа была поручена И.В. Полянскому, который занимал должность председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, созданного 19 мая 1944 г. для организации связи между Советским правительством и руководителями неправославных Церквей и религиозных организаций, имевшихся в Советском Союзе, в том числе и с Армяно-Григорианской Церковью . Однако когда И.В. Полянский в середине 1944 года вплотную занялся вопросами подготовки Собора, выяснилось, что она идет недостаточно быстрыми темпами. Тогда Армянской Церкви по ходатайству И.В. Полянского и по решению В.М. Молотова было выделено 200 тысяч рублей на общее обустройство , разрешено пользоваться материальной помощью от заграничных армянских общин , а впоследствии запрошено еще 500 тысяч рублей из резервного фонда СНК СССР на ремонт патриарших покоев и благоустройство монастырского двора Эчмиадзина . Несмотря на то, что этими внушительными суммами государственная помощь не ограничилась, к концу 1944 г. стало понятно, что организовать Собор Армянской Церкви в задуманных масштабах в запланированные сроки не удается. По этому поводу, как заметил М.И. Одинцов, между Советом по делам религиозных культов и Советом по делам Армяно-Григорианской Церкви завязалась оживленная переписка. И.В. Полянский торопил недоумевающие местные власти к скорейшему и максимально возможному удовлетворению всех просьб армянского духовенства: «Открытие армяно-григорианских церквей по республике идет очень медленно и сильно затягивается. Вы должны учесть то, что в открываемых церквах, по всей вероятности, верующие должны будут провести некоторый ремонт, на что потребуется известное время. Открытие церквей должно предшествовать Собору. Поэтому Совет по делам религиозных культов рекомендует Вам форсировать открытие по республике намеченных десяти церквей» . В итоге Ялтинскую конференцию предварял только Поместный Собор Русской Православной Церкви, о чем было сказано выше, а проведение Собора Армянской Церкви было перенесено на начало лета 1945 года. Причины, по которым И.В. Сталин решил провести Собор Армянской Церкви и выборы католикоса именно в начале лета 1945 г., заключаются в скором начале Потсдамской конференции, на которой решалось послевоенное устройство Европы, и в желании включить в состав СССР территории Турции с армянским населением. В марте 1945 г. СССР денонсировал советско-турецкий Договор о дружбе и нейтралитете, а в июне того же года турецкому послу были предъявлены требования — передать часть Турецкой Армении в состав Советского Союза. Впоследствии СССР потребовал от Турции допустить размещение советских военных баз в проливах Босфор и Дарданеллы.

http://bogoslov.ru/article/2300920

34 Примечание. Желающим еще более убедиться, насколько вредно может оказаться для интересов Церкви слишком независимое и господствующее положение в ней главы духовенства, мы предлагаем ознакомиться, наприм., со всеми обстоятельствами борьбы из-за Эчмиадзинского патриаршего престола разных высших духовных лиц Армяно-Григорианской Церкви, рассмотренной в нашем исследовании «Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии» (глава IV, отд. 8, стр. 520–580. Временник Ярославского Юридического Лицея). Правда эта яркая страница принадлежит истории Армяно-Григорианской Церкви, но одинаковые условия церковной жизни, по свидетельству истории, ведут обыкновенно и к одинаковым последствиям почти во всех христианских церквах. 35 Моление, поданное царю Алексию Михайловичу Азександромъ епископом Вятским и Великопермским за его святительскою рукою Рукописи Румянцевского музея по описанию А. Востокова, СПб. 1842 г. Сборник 376, л. 247. 41 Евсевий-Памфил. Церковная история, книга VII, глава 29 и История Христианской Церкви, Джемса Робертсона т. I, книга, I глава VII. 44 Первая ответная докладная записка св. Правительствующему Синоду Епископа Волынского и Житомирского, Антония стр. 4. 45 Histoire des trois premiers siècles de l " eglise chrétienne. Le siècle apostolique, premiere periode Paris 1888 г, Livre II. Chap. V. 53 П. Гидулянов . Митрополиты в первые три века христианства. Москва, 1905 г, глава II, отд. V. Примечание. Из иностранных ученых вопрос о составе соборов в отношении клира и мирян особенно разработан Зомом (Sohm) в его известном сочинении Kirchenrecht. 54 Деяния Вселенских Соборов, т. I. § XII и § XVI. Соборное послание к церквям Божьим, клиру и мирянам. 57 Вот для примера некоторые подписи: Евсевий, пресвитер и архимандрит монастыря Ильи подписал низложение Евтихия. Каллинник монах и архимандрит монастыря Феодота подписал низложение Евтихия. Деяния Вселен. Соб. т. III. Казань, 1880 г. См. Деяние седьмое в Константинополе стр. 132. 58 Деяние VII в Константинополе, прочитанное на Халкидонском Соборе Т. IV. Отд. 2, стр. 129–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

997 Мегрецкий приход группировался вокруг церкви Флора и Лавра, выстроенной в 1613 г. в память сражения с литовцами. В 1917 г. Мегрецкий погост находился в 11 верстах от уездного города Олонца. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1004 В XVIII в. придворное звание для девушек, присутствующих при одевании государыни, великих княгинь и княжон и прислуживающих им. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто-то сказал, что национализм — это суррогат религии. Формулу эту можно повернуть справа налево. Не хочу бросать тень на верующих армян, не сомневаюсь, что их, искренне и глубоко исповедующих христианское учение, очень много, но не все же сто процентов жителей армянской деревни, прошедшие через обряд крещения, вырастают истинными и убежденными христианами! Несколько лет назад мне привелось говорить с сорокалетним армянином, инженером-строителем. — Мы верующие, — сказал он про себя и свою семью. — Когда бываем в Эчмиадзине, мы всегда ставим свечки. Но читал ли он Евангелие? Нет. Знает ли хоть одну молитву? Да, знает, что есть молитва «Отче наш». Но сам ее сказать не может. А Символ веры? Не слыхал даже. Боюсь, что за счет именно таких верующих (хотел поставить это слово в кавычки, но не поставил, не смею), за счет поставленных ими в Эчмиадзинском соборе свечек и выросли за последнее десятилетие доходы армяно-григорианской церкви. И только ли армяно-григорианской? Нет, разумеется. Найдите возможность (сомнительную возможность) поговорить по душам с десятью молящимися в православном храме. Спросите их: знают ли они Нагорную проповедь? Вряд ли больше трех-четырех из десяти ответят положительно. А если тот же вопрос задать молодым людям, приносящим для крещения младенцев или стоящим у гроба при отпевании отца, матери или бабушки, — тут уж и «один из десяти» не скажешь. Года два-три назад мне приходилось довольно часто бывать в Антропшинской церкви. Антропшино — следующая станция за Павловском. Когда-то там было имение графа… не вспомню какого. При имении — церковь, строил ее, если не ошибаюсь, Александр Брюллов. Церковь небольшая, но в два яруса, то есть с двумя храмами, нижним и верхним. Почти каждый день там — в нижнем храме — совершалось отпевание. Приезжал автобус похоронного бюро. У гроба толпились с зажженными свечами в руках иногда два-три десятка родственников и близких. Каждый раз, отслужив заупокойную обедню, молодой настоятель выходил на амвон с крестом в руке, и, когда к нему подходили прикладываться верующие, он громко обращался и к тем, кто стоял у гроба и ближе к притвору:

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Почему бы и нам не сделать нашу, так сказать, «ересь» столь же самодовлеющей, как Армяно-Григорианская Церковь !» – задал он риторический вопрос Я промолчал Тогда я еще не понимал, почему нельзя этого сделать, но мне не нравился провинциализм религиозного течения, живущего местническими интересами и на отшибе от Вселенской Церкви. Увы! Теперь и ясно и отчетливо понимаю, почему предположение А.И.Введенского было нереально и утопично. Религиозное течение (раскол, ересь, секта) могут существовать, действительно, тысячелетия («Тому в истории мы тьму примеров слышим»). Однако, при одном непременном условии- это течение должно отвечать заветным, сокровенным чувствам какого-то, более или менее многочисленного слоя людей. Так, например, армяно-григорианская церковь существует полторы тысячи лет потому, что она (независимо от монофизитской доктрины) стала национальным знаменем многострадального, рассеянного по миру народа. Лишь держась на гребне религиозного фанатизма, может выплыть на историческую поверхность любое религиозное течение. Такая возможность была у обновленчества в двадцатых годах, – и эта возможность могла бы осуществиться, если бы обновленчество пошло путем, которым призывал идти Антонин – путем смелых литургических и канонических реформ. Получилось бы малочисленное, но влиятельное своеобразное течение, и оно нашло бы своих энтузиастов и фанатиков. Однако, обновленчество во главе с А.И. Введенским отвергло Антонина. О причинах очень откровенно сказал мне однажды А.И.Введенский : «Я вам скажу правду: я испугался, что останусь один». Но, отказавшись от всяких реформ, обновленчество стерло с себя всякое своеобразие и превратилось в узко-профессиональное «поповское» движение, совершенно неспособное вызвать в ком-либо энтузиазм, и этим предопределило свой конец. Конец наступил весной 1944 года. Меня в это время в Ульяновске уже не было, но, по многочисленным рассказам непосредственных участников событий (в том числе, и самого Александра Ивановича) , я хорошо знаю обстоятельства катастрофы, которая постигла обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Э.А. Ясоян (RSUH, WWU Münster) представила доклад «Вопрос прав и привилегий католикосов Армянской Апостольской Церкви в политике Российской империи начала XIX века на основе " Положения об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России " ». Как показал автор, в условиях раздробленности Армении и отсутствия царской власти роль влияния Армянской Апостольской Церкви особенно возрастала. В начале XIX века Армянская Церковь пользовалась большим авторитетом среди всех сословий и имела серьезное влияние на них. Именно Церковь возглавляла борьбу за независимость армянского народа, Церковь вела переговоры с соседними (и не только) государствами. Велика была роль Святого Эчмиадзина — духовного центра — в объединении армян как Армении, так и диаспоры. В подчинении Эчмиадзина находилось около сорока епархий — в Османской Турции, России, Индии, Иерусалиме и Каире. Учитывая значение Церкви в жизни армянского народа, уже в начале XIX века российское правительство всеми усилиями старалось, чтобы Святой Эчмиадзин возглавляла та часть духовенства, которая придерживалась российских взглядов. Несмотря на то что, например, Грузинский католикосат сразу после присоединения Восточной Грузии к России (указом от 12 сентября 1801 года) был ликвидирован, духовенству и католикосу Армянской Апостольской Церкви были предоставлены права и некоторые привилегии. В докладе проанализированы взаимоотношения Российской империи и представителей Армянской Апостольской Церкви на основе предоставленных прав и привилегий католикосов Армянской Апостольской Церкви согласно «Положению об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России». На основании докладов конференции планируется издание статей в научном журнале Московской духовной академии «Праксис». Пресс-служба МДА /Патриархия.ru 1 декабря 2023 г. 23 октября 2023 г. 18 августа 2023 г. 27 июля 2023 г. 19 июля 2023 г. 19 июля 2023 г. 16 марта 2023 г. Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Эгине Ашотовна Ясоян (RSUH, WWU Münster) представила доклад «Вопрос прав и привилегий католикосов Армянской Апостольской Церкви в политике Российской империи начала XIX века на основе “Положения об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России”». Как показал автор, в условиях раздробленности Армении и отсутствия царской власти роль влияния Армянской Апостольской Церкви (далее — ААЦ) особенно возрастала. В начале XIX века Армянская Церковь пользовалась большим авторитетом среди всех сословий и имела серьезное влияние на них. Именно Церковь возглавляла борьбу за независимость армянского народа, Церковь вела переговоры с соседними (и не только) государствами. Разумеется, велика была роль Святого Эчмиадзина — духовного центра — в объединении армян как Армении, так и диаспоры. В подчинении Эчмиадзина находилось около сорока епархий — в Османской Турции, России, Индии, Иерусалиме и Каире. Учитывая значение Церкви в жизни армянского народа, уже в начале XIX века российское правительство всеми усилиями старалось, чтобы Святой Эчмиадзин возглавляла та часть духовенства, которая придерживалась российских взглядов. Несмотря на то что, например, Грузинский католикосат сразу после присоединения Восточной Грузии к России (указом от 12 сентября 1801 года) был ликвидирован, духовенству и католикосу ААЦ были предоставлены права и некоторые привилегии. В докладе проанализированы взаимоотношения Российской империи и представителей ААЦ на основе предоставленных прав и привилегий католикосов ААЦ согласно «Положению об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России». На основании докладов конференции планируется издание статей в научном журнале Московской духовной академии «Праксис». Источник: Московская духовная академии Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона:

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-duhov...

2 февраля 1827 г. в рескрипте на имя архиепископа Нерсеса Аштаракеци (в 1842–1857 гг. – Католикос всех армян Нерсес V) Николай I выразил благоволение армянскому народу и духовенству, проявившим героизм в ходе Русско-персидской войны (1826). В 1830 г. в Армянской Апостольской церкви в России была произведена административная реформа, в связи с которой петербургский и московский армянские приходы перешли под юрисдикцию архиепископа Нерсеса, возглавившего новоучрежденную Нахичевано-Бессарабскую епархию. В 1836 г. Николай I издал «Положение об управлении делами Армяно-григорианской церкви в России». Наряду с различными вопросами внутрицерковной жизни «Положение» утверждало выборы Католикоса всех армян на Национальном церковном соборе в составе представителей всех епархий Армении и диаспоры. Участники собора определяли двух кандидатов, одного из которых и утверждал император. «Положение» стало своего рода духовным уставом Восточной Армении, управлявшим армянской церковной жизнью с 1836 по 1917 г. За Армянской церковью закреплялось право «пользоваться, владеть и в особенности распоряжаться своим имуществом». В связи с ростом численности армян в России в 1831 г. в Петербурге было решено начать преподавание «в казенном заведении армянского языка». По повелению Николая I в 1844 г. в Санкт-Петербургском университете была учреждена кафедра армянской словесности, на которой в разные годы преподавали такие ученые, как профессора К. Патканов и Н. Адонц, академики Н. Марр, И. Орбели и др. 459 Александр Макарьевич Худобашев (1780–1869) опубликовал «Армяно-русский словарь, составленный по лексикону, изданному в Венеции» 460 , а также «Исторические памятники вероучения Армянской Церкви, относящиеся к XII веку» 461 . В 1866 г. Александр II утвердил избрание духовного пастыря Брусы (территория Турции) Геворга Католикосом всех армян. От имени императора новоизбранному католикосу были вручены орден св. Александра Невского, бриллиантовый крест для патриаршей камилавки (который после Геворга IV носят все армянские католикосы) и верительная грамота с приглашением посетить Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010