Для общего заведования делами протестантства и решения их в высшей инстанции существует Генеральная Консистория, которая собирается два раза в год и составляется из депутатов, избираемых на три года участвующими в церковном управлении сословиями. Как Генеральная, так и прочие восемь консисторий имеют светского президента, духовного вице-президента (это генерал или супер-интендант) и равное число светских и духовных заседателей. Все поименованные лица утверждаются в должности Высочайшими Указами Правительствующему Сенату, объявляемыми через министра внутренних дел. Кроме того, правительство в случае надобности созывает иногда, по своему усмотрению, Генеральный Синод, составляемый из депутатов и членов лютеранских консисторий; Генеральный Синод сообщает правительству о нуждах и желаниях своей церкви. Впрочем, подобные же синоды имеют право созывать и супер-интенданты в пределах своих консисториальных округов. В. Армяно-григорианская церковь Последователи армяно-григорианской церкви живут в пределах трех государств – Турции, Персии и России. В пределах Турции – 18 армяно-григорианских епархий: они подчинены константинопольскому армяно-григорианскому патриарху. Армяне, живущие в пределах Персии и России, состоят в ведении другого армяно-григорианского патриарха, имеющего пребывание в Эчмиадзинском монастыре в пределах России. Эчмиадзинский патриарх считается духовным главой всех армян григорианского исповедания – и тех, которые живут в пределах Турции; поэтому он носит титул католикоса всех армян. Эчмиадзинский верховный патриарх избирается всем Гайканским народом армяно-григорианского исповедания. По окончании выбора, избирательное собрание отправляет депутацию к главноначальствующему гражданской частью на Кавказе, который представляет об избранных двух кандидатах, через министра внутренних дел, на благоусмотрение Его Императорского Величества. Патриарх, вняв предварительно мнению Эчмиадзинского Синода, решает окончательно все чисто духовные дела, касающиеся догматов веры, отправления богослужения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Кучук-кайнарджйский мир (1774 г.), поставивший христиан Востока под покровительство России и предоставивший ей огромные незаселённые земельные пространства, оказал большое влияние на отношения России к армянам. По просьбе армянского архиепископа в России Иосифа Аргутинского (Долгорукого) 168 , разрешено было более чем 15 тыс. армянам из Крыма и Турции переселиться в Россию; здесь они щедро были наделены землёй, освобождены от всяких повинностей, даже воинской, и основали город Нахичевань. Окончательное же присоединение армяно-грегорианской церкви к России последовало в 1828 г., когда, по мирному (Туркманчайскому) трактату с Персией, в пределы Российской империи вошли ханства Эриванское и Нахичеванское, переименованные в Армянскую область, а вместе с ними присоединена была к России кафедра первосвященника армянского патриарха-католикоса, находящаяся в Эчмиадзинском монастыре на горе Арарат 169 . Во время присоединения к России Армянской области управление делами армяно-григорианской церкви находилось в совершенном расстройстве. Император Николай I обратил на это обстоятельство внимание Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий и поручил ему вместе с Министерством Внутренних Дел составить проект нового устройства и управления армяно-грегорианской церкви в России. В то же время граф Паскевич Эриванский, управлявшей тогда Грузией, учредил для прекращения беспорядков в армяно-грегорианской церкви комитет, который, в свою очередь, занялся составлением такого же проекта. Таким образом, составлением устава армяно-григорианской церкви одновременно занимались два комитета: Тифлисский, составленный из духовных и светских лиц армянского народа, и С. Петербургский, состоявший из высших государственных сановников. Составление окончательного проекта было поручено Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. Этот окончательный проект был рассмотрен Главноуправлявшим после Паскевича Эриванскаго Грузией бароном Розеном, сделавшим к нему со своей стороны некоторые дополнения, обсуждён в Государственном Совете и, утверждённый в 1838 г. Государем Императором, с незначительными изменениями существует до настоящего времени 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В 1815 г. в Подольской губ. насчитывалось 70 католич. приходов и 10 деканатов: Зиньковский, Проскуровский, Летичевский, Литинский, Винницкий, Брацлавский, Балтский, Ямпольский, Ушицкий и Могилёвский. В 1833 г. почти все католич. мон-ри Подолья были закрыты (за исключением Каменец-Подольского кармелитского и Винницкого капуцинского). В 1866 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия была упразднена, все существовавшие в ней деканаты перешли в ведение римско-католич. епископов Луцких и Житомирских, окормлявших католиков Подолья на правах апостольских администраторов. В 1896 г. Римско-католическая Церковь имела в Подольской губ. 202 храма, из них в Каменец-Подольском у.- 14 храмов, в Ушицком у.- 15, в Проскуровском у.- 12 храмов. Отдельным подразделением Римско-католической Церкви в Подолье была Армяно-католич. Церковь, существовавшая в регионе с 1634 г., после заключения унии Львовской армяно-григорианской митрополии с Римом. В 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца, учредил свою резиденцию при кафедральном соборе. Впосл., несмотря на протесты армян Подолья, Каменецкая армяно-католич. епархия была упразднена, ее приходы вошли в непосредственное подчинение римско-католич. Каменецкому епископу. Арм. церкви в Баре, Жванце, Язловце были обращены в польск. костелы. В нач. XIX в. под давлением рус. властей римо-католики предоставили подольским армянам-униатам некоторую самостоятельность. В 1809-1855 гг. действовал апостольский викариат для католиков арм. обряда в России с центром в Могилёве-Подольском, в викариат вошли армяно-католич. приходы в Могилёве-Подольском, Каменце-Подольском, Рашкове и Балте. По переписи 1897 г., население Подольской губ. следующим образом распределялось по конфессиям: православные - 2358 тыс. (78,4%), иудеи - 370,6 тыс. (12,28%), римо-католики - 262,7 тыс. (8,7%), старообрядцы - 18,8 тыс. (0,62%). Национальный состав: украинцы - 80,93%, евреи - 12,24, русские - 3,28, поляки - 2,28%. Т. о., среди римо-католиков значительную долю составляли украинцы, вероятно потомки униатов, принявших лат. обряд на рубеже XVIII и XIX вв. После издания манифеста «Об укреплении основ веротерпимости» количество католиков в населении губернии немного возросло. В 1911 г. в губернии насчитывалось 2708,2 тыс. православных (76,4%), 322 тыс. католиков (9,1%). В июне 1907 г. униат. митр. А. Шептицкий попытался возобновить униат. структуры в Подолье, подписав указ о назначении свящ. А. Зерчанинова наместником Каменец-Подольской епархии, но план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Законным, т. е. согласным с законами церкви, рукоположением называется такое, которое совершается епископом, по прямому в непрерывному преемству приявшим власть поставлять совершителей тайн Божиих от самих апостолов. Преемство от апостолов и непрерывность этого преемства служить признаком истинной иерархии и свидетельствует о праве человека совершать таинства 32 . Необходимость этого условия для действительности таинств понятна. Господь И. Христос усвоил право и власть сообщать людям благодатные дарования чрез установленные Им священнодействия не всем верующим, но только призванным из них – апостолам ( Мф. 18, 18; 28, 18–19 ; Иоан. 20, 21, 23 и др.), а потом через апостолов преемникам их – епископам. и чрез епископов – сотрудникам их, пресвитерам ( Еф. 4, 11 ). Епископам и пресвитерам даруется эта власть чрез особое таинство, – таинство священства. И только приявшие это таинство от законного епископа (т. е. по прямому и непрерывному преемству получившего благодатные полномочия поставлять совершителей тайн Божиих от самих апостолов и не отпавшего от благодатного священства) могут быть совершителями истинных таинств. Таковы совершители таинств – епископы и пресвитеры церкви православной, также р.-католической и армяно-григорианской церквей. Последних, т. е. епископов и пресвитеров р.-католической и армяно-григорианской церквей, должно признать совершителями истинных таинств, ибо свою власть и право на то они получили от епископов, не порвавших связи с апостольским преемством. Их пребывание в отчуждении от православной церкви, их заблуждения не делают нарекания на благодать, сообщаемую им и получаемую ими, и по существу своему – такого рода, что православная церковь не причисляет эти обстоятельства к числу способных погасить пребывающую в них благодать, – точно так же, как личное не достоинство и православного священника не препятствует благодати Божией приходить на приемлющего с верою таинство, им совершаемое. На этом основании православная церковь , при переходе известного человека в лоно церкви православной, признает силу и истинное значение за таинствами, полученными им во время пребывания его в недрах р.-католической и армяно-григорианской церкви, напр., за миропомазанием и священством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Конечно, и Александр Иванович не мог не видеть того, что крах недалек. Однако, слишком дорого ему было дело всей его жизни, чтоб он мог легко примириться с его провалом. Он не мог и не хотел принять этого несомненного факта. Конечно, и для него было ясно, что обновленчество не может стать господствующим течением в Русской Православной Церкви. При этом, он не обманывался насчет действительных причин этой невозможности: ”Вся беда в том, – говорил он неоднократно, – что в глазах народа мы являемся, говоря языком Великой Французской Революции, – присяжным духовенством. Нас больше всего компрометирует Красницкий, тогда как Антонин Грановский (несмотря на все свои сумасбродства) нас нисколько не компрометирует”. Введенский, однако, считал, что можно сохранить обновленчество, но в качестве своеобразного течения – типа старообрядческого толка, или, если угодно, секты. Я помню один из его примеров: Армяно-Григорианская Церковь . ”Она существует полторы тысячи лет, как своеобразное подобие Вселенской Церкви, – сказал он однажды, – вот видите, насколько самодовлеющей может быть ересь. Почему бы и нам не сделать нашу, так сказать, ”ересь” столь же самодовлеющей, как Армяно-Григорианская Церковь !” – задал он риторический вопрос. Я промолчал. Тогда я еще не понимал, почему нельзя этого сделать, но мне не нравился провинциализм религиозного течения, живущего местническими интересами и на отшибе от Вселенской Церкви. Увы! Теперь и ясно и отчетливо понимаю, почему предположение А.И. Введенского было нереально и утопично. Религиозное течение (раскол, ересь, секта) могут существовать, действительно, тысячелетия (”Тому в истории мы тьму примеров слышим”). Однако, при одном непременном условии: это течение должно отвечать заветным, сокровенным чувствам какого-то, более или менее многочисленного слоя людей. Так, например, армяно-григорианская церковь существует полторы тысячи лет потому, что она (независимо от монофизитской доктрины) стала национальным знаменем многострадального, рассеянного по миру народа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

В положительном праве западно-европейских государств признаются следующие субъекты на почве католической церкви: 1) mensa episcopalis (то же что наш архиерейский дом – см. ниже), 2) кафедральные и коллегиатские капитулы, т. е. духовные корпорации при церквах, соответствующих нашим соборным церквам, 3) приходская должность с служащим для ее обеспечения имуществом (beneficium), 4) fabrica ecclesiae, церковная фабрика, в смысле фиктивного субъекта, для которого материальным субстратом служит имущество, предназначенное на сооружение, устроение и поддержание храма с богослужением в нем, 5) монашеские ордена и конгрегации, а также отдельные местные орденские дома или институты, 6) церковные заведения, учебные и благотворительные, 7) в некоторых германских диэцезах деканаты признаются юридическими лицами. На почве евангелической церкви общества верующих признаются юридическими лицами (приходское, уездное, провинциальное, наконец целая церковь территории – Landeskirche), следовательно корпорации, но кроме того, не исключается возможность такового же признания за церковной фабрикой и за церковной должностью.– В X тому свода законов российской империи говорится об имуществах, принадлежащих архиерейским домам, монастырям и церквам, причем имеется в виду только православная церковь . Но и в применении к православной церкви это перечисление неполно. В виду других законов, содержащихся в других томах свода законов и в полном собрании законов российской империи, должны быть признаны за юридические лица: 1) Центральная организация православной церкви, т. е. св. синод, имеющий недвижимые имущества и капиталы. С той же точки зрения нужно смотреть на центральную организацию римско-католической и армяно-григорианской церкви, в пределах России существующих. Но относительно армяно-григорианской церкви в особенности нужно сказать, что центральная ее организация есть единственный субъект церковной собственности, так как, по 1213 ст. т. XI, ч. 1 св. зак., всякое движимое и недвижимое имущество, предназначенное на содержание какого-либо армяно-григорианского монастыря или церкви, или принадлежащих к ним богоугодных заведений, считается общей (sic) собственностью всей армяногригорианской церкви. Из устава духовных дел христиан евангелического вероисповедания не видно, чтобы центральная организация евангелической церкви имела какое-нибудь имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Заметив, что ему неприятно такое напоминание, я замолчал. А патриарх обратился с вопросами к иеродиакону Григорию о поездке его в Иерусалим, и выпытывал у меня время, в которое я намерен быть на Синае, дабы писать синайским отцам о приеме меня. Я благодарил его и отвечал, что поеду на Синай или в апреле, или будущей осенью. Он советовал мне ехать туда в нынешнюю осень; но я отвечал ему, что меня интересует сирийская церковь и потому я проведу осень на Ливанской горе и в Дамаске. Я хотел подолее посидеть и поговорить с патриархом, но он, под предлогом усиленного ветра, высылал меня из комнаты и спроваживал на Халки, где и переночевать советовал. Это взбесило меня, и я простился с ним недовольный. ΝΒ. Забыл записать по порядку, что, по словам патриарха, александрийский патриарх не позволяет ему устроить церкви в Синайском подворье в Каире из опасения потери доходов. ΝΒ. Когда я говорил ему о надеждах нашего синода на присоединение армян к православной церкви, то и он сказал мне, что во время его патриаршествования констант армяно-григорианский патриарх просил его о соединении церквей и подавал ему исповедание веры; но получил отказ под предлогом, как бы не возбудить зависти, ненависти и преследований со стороны армяно-католиков, и как бы не породить нового разрыва между самими армяно-григорианами. ΝΒ. Забыл, по какому поводу патриарх говорил, что восточные церкви строго соблюдают предания и установления церкви. Укорил российскую церковь за дозволение венчать в 5 и даже в 4 колене. ΝΒ. Мне крайне хотелось завести с ним разговор о диаконе В. Пальмере и о надеждах присоединения англиканской церкви, дабы исторгнуть у патриарха признание о американских миссионерах и услышать его суждение. Но к прискорбию и досаде, он не хотел беседовать об этом и настаивал, чтобы я ехал на Халки и там ожидал перемены погоды. О. Григорий спросил каикчиев, – возьмутся ли они доставить нас на азиатский берег. Они охотились в надежде доплыть туда скоро до усиления ветра и волн, и получить с меня несколько турецких червончиков легких, как ветерок.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По общему установлению Церкви исповедь грехов должна начинаться с семилетнего возраста (Кур. цер. законов., Арх. Иоанна, 2 т., 119 стр.). По поводу возбуждённого одним из священников Иркутской епархии вопроса о том, могут ли армяне-григориане быть напутствованы св. таинствами православным священником, – местное духовное начальство объявило духовенству, что армяно-григорианская церковь не есть православная, и в единении или общении с нею не состоит, а потому последователи армяно-григорианской церкви могут пользоваться благодатными дарами Православной Церкви не иначе, как по предварительном присоединении к православию третьим чином, с отречением от заблуждений своего исповедания (см. Ц.В. 1898, 41; см. также 1900, 11). – На рассмотрении Уфимского Е.Н. находилось дело о допущении священниками одной из церквей Уфимской епархии к исповеди и причастию иноверца армяно-григорианского исповедания, не присоединённого к Православной Церкви, на основании его заявления, что он неоднократно и ранее исполнял долг исповеди и причастия в Православной Церкви. Так как такое незаконное вторжение иноверца в права, принадлежащие только православным христианам, произошло от недостаточного разумения упомянутыми священниками их пастырского долга, то виновные в нарушении правил св. Церкви были подвергнуты домашнему взысканию. Чтобы подобные случаи на будущее время не повторялись среди духовенства епархии, Уфимская Д.К. дала знать духовенству епархии, чтобы оно отнюдь не допускало иноверцев-христиан к принятию св. Таин, без предварительного присоединения к Православной Церкви по чину, положенному на сей случай (Ц.Вед. 1906, 15; сн. 1014 стр., 1 прим.). – Согласно определению Св. Синода от 2 апр.–5 мая 1909 г., от лиц, подозреваемых священником в приверженности к хлыстовству, должно, при совершении над таковыми лицами таинства покаяния, требовать исповедания веры и отречения от хлыстовства; если же приступающего к означенному таинству не только священник, но и прихожане подозревают в принадлежности к означенной секте, то от таких лиц, во избежание соблазна, требовать во всеуслышание всего прихода, свидетельства о том, что они исповедуют православное учение, а хлыстовство отвергают и проклинают, побуждая их произносит сие исповедание веры по следующей особой формуле. – Краткое исповедание веры подозреваемого в хлыстовстве. «Право ли ты веруешь и не стоишь ли ты в погибельной хлыстовской секте. Скажи нам»:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По части судебной разбирательства и решению синода подлежат: 1) жалобы на епархиальных начальников и епархиальные консистории, 2) жалобы на членов синода; 3) исследование неправильных действий членов синода, 3) исследование неправильных действий членов синода и епархиальных начальников, 4) все производящие в епархиальных консисториях и поступающие в синод по апелляции дела по бракам и о неподлежащих светскому суду преступлениях священно- и церковно-служителей, о тяжбах этих последних между собой и проч. Армяно-григорианская церковь в России делится в правительственном отношении на шесть епархий: Нахичеванскую и Бессарабскую, Астраханскую, Эриванскую, Грузинскую, Карабахскую и Ширванскую. Епархиальные начальники назначаются Государем Императором из духовных сановников армяно-григорианского исповедания. Они определяются и увольняются Высочайшими указами. При вступлении в должность они дают присягу на верность подданства и службы. Армяно-григорианские епископы – полные духовные начальники своего исповедания. Они посвящают в различные степени духовного сана: но в архимандриты производить не иначе, как с разрешения патриарха. Епархиальные начальники, по обозрению вверенных им епархий, представляют синоду подробный отчет о своих действиях, а по окончании года – общий отчет о делах своей епархии. Им содействуют в управлении делами консистории, а в некоторых епархиях кроме них и духовные правления. Часть 2: Церковное управление § 91. Содержание церковной власти Власть церковная по своему началу, содержанию, целям и существенным средствам есть власть духовная, состоящая: 1) в праве религиозного учения (potestas magisterii), 2) в праве религиозного освящения (potestas ministerii) и 3) в праве управления в обширном смысле (potestas jurisdictionis), т. е. установления и соблюдения в обществе верующих известного порядка и внешней дисциплины, сообразной с существом и целью церкви. 1. Право религиозного учения (potestas magisterii) § 92. Проявления учащей власти: соблюдение и распространение церковного учения Содержание права церковного учения состоят в соблюдении, распространении и охранении истин христианской религии, данных в Божественном откровении. Соблюдаются эти истины в их первобытной чистоте посредством живого предания, органом и хранителем которого служит весь епископат. В обыкновенном состоянии (in statu quo) епископат является пространственно разделенным; но, если требуют обстоятельства, он может выразить свой голос по делам веры или на соборе, или через письменные сношения поместных церквей между собой. В том и другом случае епископат не создает новых пунктов веры, а только аутентически выражает и разъясняет, что содержит вся церковь , как несомненно апостольское предание. Формулированное таким образом, учение церкви называется догматом. Догматические определения вселенской иерархии настолько же и потому же обязательны для всех членов церкви, насколько и почему обязателен для них божественный авторитет откровения и его хранительницы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Преосв. Кирилл, пред отъездом из Константинополя в Иерусалим, посетил еще раз некоторых из членов константинопольского патриаршего синода. У одного из них (дерконского митрополита) он видел нового филиппопольского епископа, переведенного туда из Смирны на смену бывшего митрополита Хрисанфа. К удивлению преосв. Кирилла, этот епископ, пользовавшийся среди греческого духовенства славою образованного и даже ученого архипастыря, выражал самые гуманные воззрения на греко-болгарский вопрос и объяснил преосвященному Кириллу, что он нарочито решил продлить время своего пребывания в Константинополе для того, чтобы хоть сколько-нибудь научиться славянскому языку, знание которого он считал необходимым для добросовестного исполнения своих новых обязанностей. «Если бы так рассуждали и так делали все греческие архиереи, посылавшиеся в болгарские епархии, – замечает по этому поводу преосв. Кирилл, – то греко-болгарский вопрос решился бы скоро и просто». В последние же дни своего пребывания в Константинополе преосв. Кирилл познакомился с представителями армяно-григорианского духовенства, имея в виду, разумеется, необходимость в будущем иметь дело с этим духовенством. Тоговременный константинопольский армяно-григорианский патриарх – Аюб незадолго пред тем, по преклонности лет, был устранен от управления церковью и от иерусалимского армянского патриарха, был прислан вместо блюстителя константинопольского престола епископ Давид, один из умнейших и образованнейших членов армянского духовенства, считавшийся в то время наиболее достойным кандидатом на эчмиадзинский престол. Узнав о прибытии в Константинополь начальника иерусалимской русской духовной миссии, он предупредил его своим посещением. Поэтому, преосв. Кирилл считал своею обязанностью отплатить ему за эту любезность ответным посещением, что и сделал за несколько дней до своего отъезда на Константинополя. Свидание преосв. Кирилла с армянским епископом Давидом весьма любопытно в подробностях своих, как несомненное доказательство той искренней преданности, какую армяно-григорианская церковь и община не переставали оказывать России. Епископ Давид от лица всего армянского народа свидетельствовал пред преосв. Кириллом о живом чувстве преданности, желании счастья и славы России, прибавив, что армяне дорожат союзом и расположением русской державы и церкви и доказали это своим поведением во время минувшей войны. Не ограничившись, впрочем, одним словесными уверениями, епископ Давид вручил преосв. Кириллу напутственное письмо к иерусалимскому армянскому патриарху от имени и за подписями главных старейшин константинопольского армянского населения. В этом письме русская духовная миссия поручалась особенному попечению иерусалимского духовного главы армянского народа с просьбою отдать в распоряжение начальника русской миссии, на первых порах его пребывания в Иерусалиме, если только он пожелает того, свободную квартиру в патриархии с прислугою, пищею и всякими другими удобствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010