Наконец, в-третьих, в некоторых книгах Священного Писания находятся указания на действия апостолов, которые могут служить примером или руководством в церкви в тех или других отношениях. Одни считают эти указания безусловно правовыми формами, другие находят, что здесь выражены только нравственные истины, имевшие значение только для своего времени, т. е. при апостолах и их приемниках. Так в Священном Писании мы читаем: «если брат твой совершит, то скажи ему наедине и если не послушает, то приведи других и уличи, тогда повеждь церкви, целому обществу людей». Конечно, это можно понимать в смысле нравственного совета, но в истории церковного права оно облекалась в форму узаконения, – какими средствами действовать на исправление ближнего; и на этом развился особый вид процесса – церковное судопроизводство. Степень обязательности Священного Писания, как источника церковного права, основывается на том, что в нем выражена Божественная Воля Основателя церкви. Поэтому все признают, что воля Основателя церкви может и должна служить основанием права в церкви. Все христианские вероисповедания согласно признают и то, что Священное Писание есть выражение учения Основателя церкви не только об основах веры, но и касательно устройства самой церкви и ее управления. Но различные вероисповедания не одинаково определяют объем действия церковного права, заключающегося в Священном Писании, т. е. как широко его действие и степень обязательности отдельных изречений относительно юридического порядка в церкви. Одни христианские вероисповедания – православное, армяно-григорианское и римско-католическое – учат, что в Священном Писании Нового Завета заключаются весьма существенные указания, определяющие основное устройство церкви, иерархию, а также основные, необходимое для церкви учреждения. По воззрениям указанных вероисповеданий все, что говорится в Священном Писании относительно устройства и управления церкви, должно необходимо получить в церкви значение права. По воззрениям протестантских церквей, за исключением, однако англиканской, церковное устройство также должно опираться на Священное Писание; но различие в том, что протестанты самим себе усвояют право свободного понимания и истолкования Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Сторонники другой теории, также восходящей к первым столетиям истории Церкви, провозглашают: церковное достояние – это собственность нищих. Все не способные жить на свои средства, в том числе и духовенство, лишенное возможности добывать себе средства к существованию трудом вне храма и богослужения, имеют право жить за счет церковного имущества. Еще блаженный Августин говорил, что епископы, распоряжающиеся церковным имуществом, – это только прокураторы, уполномоченные хозяев, а подлинные хозяева – нищие (pauperes). Однако на основании папских декреталов, на Западе церковные доходы подлежали делению на четыре части: одна шла в пользу епископа, причем не только на его личные нужды, но и на гостеприимство и прием странствующих, другая – на содержание клириков, третья – на нищих, четвертая – на церковно-строительные и богослужебные издержки. Таким образом, бедным, согласно этим декреталам доставалась лишь четверть церковных доходов, следовательно, считать именно их собственниками церковного имущества не было достаточных оснований. К тому же отсутствие каких бы то ни было правовых обязанностей нищих по отношению к церковному имуществу также не позволяет считать их собственниками церковного имущества в формально юридическом смысле. Но в Византии и особенно у нас, на Руси, где церковное право не тяготело к уподоблению гражданскому праву с его юридическим формализмом, были чрезвычайно распространены обе эти идеи: о Боге и о нищих как собственниках церковных достояний. В жалованных и вкладных грамотах вотчины жертвовали Богу, Спасу, Пресвятой Богородице, святителю Николаю, Иоанну Предтече. А церковное богатство в древнерусских памятниках иногда именуется богатством нищих. Между тем в Западной Европе в средневековье была выдвинута теория общецерковной собственности, которая, в сущности, сводилась к признанию папы субъектом права собственности на церковное имущество, хотя из-за ряда причин прямо это не провозглашалось. Однако в эпоху Реформации и в новое время теорию эту уже нельзя было применить к действительной жизни: ни одно из новоевропейских национальных государств, в том числе и католических, не склонно допускать, чтобы в пределах его территории церковным имуществом распоряжалась по праву собственности централизованная экстерриториальная власть. Что же касается Церквей национальных, замкнутых в пределах одного государства, эта теория находила свое отражение в положительном праве. У нас в России в 19 столетии эта теория лежала в основе положений «Устава церковных дел иностранных исповеданий», относящихся к имущественным правам Армяно-Григорианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сторонники другой теории, также восходящей к первым столетиям истории Церкви, провозглашают: церковное достояние – это собственность нищих. Все неспособные жить на свои средства, в том числе и духовенство, лишённое возможности добывать себе средства к существованию трудом вне храма и богослужения, имеют право жить на счёт церковного имущества. Ещё Августин Блаженный говорил, что епископы, распоряжающиеся церковным имуществом, – это только прокураторы, уполномоченные хозяев, а подлинные хозяева – нищие (pauperes). Однако, на основании папских декреталов, на Западе церковные доходы подлежали делению на четыре части: одна шла в пользу епископа, причём не только на его личные нужды, но и на гостериимство и приём странствующих, другая – на содержание клириков, третья – на нищих, четвёртая – на церковно-строительные и богослужебные издержки. Таким образом, бедным, согласно этим декреталам, доставалась лишь четверть церковных доходов, следовательно, считать именно их собственниками церковного имущества не было достаточных оснований. К тому же отсутствие каких бы то ни было правовых обязанностей нищих по отношению к церковному имуществу также не позволяет считать их собственниками церковного имущества в формально юридическом смысле. Но в Византии и особенно у нас, на Руси, где церковное право не тяготело к уподоблению гражданскому праву с его юридическим формализмом, были чрезвычайно распространены обе эти идеи: о Боге и о нищих, как собственниках церковных достояний. В жалованных и вкладных грамотах вотчины жертвовали Богу, Спасу, Пресвятой Богородице, святителю Николаю, Иоанну Предтече. А церковное богатство в древнерусский памятниках иногда именуется богатством нищих. Между тем в Западной Европе в Средневековье была выдвинута теория общецерковной собственности, которая, в сущности, сводилась к признанию папы субъектом права собственности на церковное имущество, хотя из-за ряда причин прямо это не провозглашалось. Однако, в эпоху Реформации и в новое время теорию эту уже нельзя было применить к действительной жизни: ни одно из новоевропейский национальных государств, в том числе и католических, не склонно допускать, чтобы в пределах его территории церковным имуществом распоряжалась по праву собственности централизованная экстерриториальная власть. Что же касается Церквей национальных, замкнутых в пределах одного государства, эта теория находила своё отражение в положительном праве. У нас в России в XIX столетии эта теория лежала в основе положений «Устава церковных дел иностранных исповеданий», относящихся к имущественным правам Армяно-Григорианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1408 году в Мецопском монастыре он основал высшую школу «грамматического и каллиграфического искусства». Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы. Вспоминая величие Татевского монастыря,  на недавней конференции к его юбилею глава Сюникской епархии еп. Абгар подчеркнул важность возвращения монастырю прежнего блеска, о создании интернет-сайта о Татеве, о включении его в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он подчеркнул, что могилы армянских святых остались в Западной Армении (территория современной Турции). Лишь к трем - Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита), Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци, армяне имеют доступ.  А ведь именно с благословения Григора Татеваци во всем христианском мире впервые был создан крупный образовательный центр. Христианство появилось в Армении еще во II-III веках и в 301 году стало государственной религией.  Первыми проповедниками христианства в Армении были святые апостолы Фаддей и Варфоломей (I в.), принявшие мученическую смерть. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл также Григорий Просветитель, ставший первым католикосом  Армянской Церкви (302-326 гг.), в честь которого Армянская Церковь и получила встречающиеся в литературе названия «Григорианская» или «Армяно-Григорианская». Это условное название вошло в обиход с 1836 года. Благодаря проповедям Григория Просветителя армянский царь Трдат (287-330 гг.) первым принял крещение со своей семьей, после чего христианство было провозглашено официальной государственной религией. Наринэ Киракосян Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

16 ноября 2007, 22:55 15 ноября в Государственном музее истории религии состоялось открытие выставки «Петербург религиозный. Связь времён…». Выставка приурочена к юбилею музея, которому в 2007 году исполняется 75 лет. Главная идея выставки состоит в том, что Санкт-Петербург представляет из себя уникальное культурно-историческое пространство, в котором разные религии и национальности, культуры и традиции мирно соседствуют друг с другом в атмосфере взаимной терпимости и мира. 15 ноября 2007, 18:21 Епархиальная радиостанция " Град Петров " сообщает, что во второй половине ноября начнется первый этап работ по смене находящегося в аварийном состоянии кабеля и прокладке новой оптоволоконной линии в Ольгино. По заверению редакции, на работе радио это не скажется. 15 ноября 2007, 16:38 14 ноября на пересечении Шпалерной и Таврической улиц в Петербурге был открыт памятник герою Первой мировой войны генералу Алексею Алексеевичу Брусилову. Авторы монумента – скульптор Ян Нейман и архитектор Станислав Одновалов. Чин освящения памятника совершил благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. 15 ноября 2007, 14:24 15 ноября в Золотом зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялась передача икон и церковной утвари Русской Православной Церкви от Северо-Западного таможенного управления. Всего было передано 45 предметов религиозного культа, из них 37 икон, 4 складня, 3 креста и 1 образок. Иконы были задержаны на различных таможнях, в основном это Выборгская, Псковская, Вологодская области. 14 ноября 2007, 18:42 С конца октября 2007 года священник Алексей Полиско является главным редактором «Радио Мария» в Петербурге. В экскюзивном интервью " Воде живой " он рассказывает о своей работе, о планах по развитию радио и о христианском просвещении в современной России. 14 ноября 2007, 00:31 Выставка «Петербург религиозный – связь времен» откроется 16 ноября в Государственном музее истории религии. В разработке проекта принимали активное участие Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария, а также католическая, лютеранская, армяно-григорианская, старообрядческая и буддистская общины Петербурга, а также Отдел по связям с религиозными организациями администрации губернатора.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=171

Преодолеть противоречия между диафизитами и монофизитами попытались тогда предложением новой христологической формулы «единая энергия» – учением о том, что при различии природ – Божественной и человеческой – единство ипостаси во Христе обнаруживается в единстве действия, или энергии. Впоследствии, в послании, адресованном Римскому папе Гонорию, сам патриарх Сергий приписывал эту инициативу Ираклию. Он писал, что император предложил эту формулу «миа энергиа» в беседе с северианским епископом Павлом Кривым, которая состоялась в Феодосиополе, современном Эрзеруме, в 622 году, во время успешного восточного похода Ираклия: «Его благочестивейшее императорское величество (так как вместе с прочими дарами Божиими он получил дар изобиловать знанием божественных догматов), обличивши и победивши его ложное нечестие, как истинный защитник нашей Церкви, противопоставил его низким злоухищрениям правые и непорочные догматы церковные, в числе которых упомянул и об одном действии Христа, истинного Бога нашего» 3 . Но в действительности это учение принадлежит самому Сергию. Еще в 617 году он употреблял выражение «миа феандрики энергиа» – «единое богомужное действие» – в письме сирояковитскому епископу Георгию Арсу. Тремисс императора Ираклия В 626 году император, находясь в Лазике, в ее главном городе Фазисе (современном Поти), встретился с местным епископом Киром и беседовал с ним на христологические темы. Кир выразил сомнение в догматической допустимости формулы о едином богомужном действии, прежде всего в том, что она совместима с томосом папы Льва, положенным в основание Халкидонского ороса, но вслед за тем в переписку с ним вступил патриарх Сергий, которому удалось переубедить Кира, и тот переменил свое мнение. Казалось бы, открывалась перспектива восстановления канонического общения с монофизитским Востоком. Еще в конце VI века католикос Кирион и возглавляемая им Иверская Церковь, которая в течение 70 лет под влиянием соседнего Армянского католикосата исповедовала монофизитство, вошла в общение с Кафолической Церковью, после чего на Армяно-григорианском соборе, состоявшемся в Двине в 596 году, она была анафематствована: «Мы приказали об иверийцах – не иметь с ними никакого общения ни в молитве, ни в еде, ни в дружбе, ни в кормлении детей. Не ходить к кресту, прославленному в Мцхете, не принимать их в наши церкви, удаляться от браков с ними; только покупать и продавать, как евреям» 4 . Принятие приемлемой для монофизитов христологической формулы «миа энергиа» императором Ираклием и патриархом Константинопольским Сергием давало надежду на восстановление евхаристического общения и с самой Армяно-григорианской церковью, по меньшей мере с теми армянскими епископами, кафедры которых находились на территории, отвоеванной Ираклием у Ирана.

http://pravoslavie.ru/98188.html

в регионе не было мусульманских религиозных организаций. С 1998 г. в областном центре интернациональная община, выросшая за счет миграции из Средней Азии и с Кавказа, стала проводить первые коллективные намазы в частных квартирах, изучала основы ислама. Община мусульман областного центра в начале 2000-х гг. разделилась на сторонников ЦДУМ и ДУМАЧР. Первые основали региональный общественный фонд «Мусульманин» в 2001 г. под руководством Т. Файзуллина. Вторая группа верующих, более крупная, объединилась в 2004 г. в религиозную группу «Сахалинская община мусульман» под руководством М. Суровцева . МРО «Махалля г. Южно-Сахалинска» была зарегистрирована в 2002 г. Количество прихожан – около 60 человек: таджики, азербайджанцы, татары, узбеки и др . «Сахалинская община мусульман» (г. Южно-Сахалинск) была зарегистрирована в 2006 г. Община неоднократно обращалась в мэрию с просьбой выделить ей землю для строительства мечети. МРО «Махалля Анивского района Сахалинской области» Центрального духовного управления мусульман России была зарегистрирована в 2007 г. Имамом А. Мирзоевым были организованы курсы по основам ислама и арабскому языку . В настоящее время в Южно-Сахалинске действует единственная МРО «Сахалин» Центрального духовного управления мусульман России, имам-хатыб А. Гарифуллин. В 2015 г. в г. Южно-Сахалинске был открыт молитвенный дом мусульман (ул. Деповская, 39). Иудаизм также появился на Сахалине в период размещения исправительно-трудовых лагерей. В 2002 г. была зарегистрирована МРО ортодоксального иудаизма в г. Южно-Сахалинске, но к 2005 г. она прекратила существование. Также с конца XIX в. известно и о деятельности на Сахалине представителей армяно-григорианской церкви. В 2005 г. была зарегистрирована Южно-Сахалинская МРО церковь «Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель)» Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. К настоящему времени деятельность армяно-григорианской организации также прекратилась. В 1991 г. были зарегистрированы созданные миссионерами из Ирана и Израиля религиозные общины веры Бахаи – в г.

http://bogoslov.ru/article/6194001

Этот же министр, переодетый, купил в мясной лавке несколько фунтов говядины. Его обвесили. Он пришел жаловаться в полицию. Но квартальный надзиратель чуть было не прибил его. Министр, во избежание побоев, раскрыл верхний кафтан и несчастный надзиратель, увидев ордена, чуть-чуть сам не обратился в кусок бездушной говядины. Бедный надзиратель! Он лишился места и жалованья и чести. Февраля 2 дня . От преосвященного Гавриила, архиепископа рязанского, слышал я, что армянский каталикос, тот самый, который просил Государя о непечатании ложных мнений об армяно-григорианской церкви, скончался с год тому назад. Так как он избран был на патриарший престол русским правительством, а не собором армян, то следствием этой ошибки нашего правительства было некоторое охлаждение всех армян к сему эчмиадзинскому католикосу. Впрочем, по предложению нашего правительства, о законном избрании нового патриарха на место покойного, армяне, – наши подданные, просили как родичей своих, так и духовенство свое в Малой Азии, Иерусалиме и Константинополе, прислать к ним в Эчмиадзин депутатов для избрания нового патриарха. Депутаты не посланы; но отвсюду дано доверие, что тот, кого бы ни избрали в Эчмиадзине, будет признан главою всей армяно-григорианской церкви, разсеянной в разных странах света. Господи! Когда будет едино стадо и един пастырь? 22 , Чистый Понедельник. Февраля 20 дня, около полудня, прибыл в Александро-невскую лавру митрополит Антоний. На другой день (Воскресенье) он служил обедню в Петропавловском кафедральном соборе и по возвращении в лавру благословил собравшееся в его доме монашествующее духовенство Лавры, чинов консистории и воспитанников академии и семинарии. Кто даст ми криле голубине, и полещу и почию в Иерусалиме? 100 Вот уже пятый месяц проходит и я все еще сижу у моря и жду погоды. Скоро сказка сказывается: не скоро дело делается! Марта 2 дня. Примечания на прошение диакона Пальмера 101 . Стр. 4 на обороте. 1, Государь, встретившись с г-жею Татьяною Борисовной Потемкиной (урожденною княжною Голицыной), сказал ей, что из Англии приехал в Петербург диакон Пальмер хлопотать о соединении шотландо-британской церкви с российскою и сам хочет присоединиться к нашей церкви о чем и подал прошение в синод. На вопрос Потемкиной об участии Государя в этом деле Его Императорское Величество отвечал, что рассуждать о соединении церквей есть дело синода, а не его, и что он не мешается и не будет мешаться тут.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

7. В XIX в. была сформулирована теория, близкая к церковно-общинной, но более гибкая - т. н. институтная. Согласно этой теории, субъектом церковной собственности являются как общины-корпорации, так и церковные институты, основанные не на корпоративной или коллегиальной основе, а подчиненные воле их учредителей. Данная теория лучше др. концепций соответствует фактически существующему правовому статусу И. ц. в большинстве совр. гос-в. Какие бы идеи ни выдвигались в области теории права, юридический характер отношения Церкви к имуществу, к-рым она пользуется, зависит, естественно, от статуса Церкви в гос-ве, определяется его правовым режимом. По словам Павлова, «субъектом права собственности на церковные имущества, с точки зрения гражданского права, могут быть признаны только отдельные церковные установления как юридические лица. Здесь, в сфере гражданского права, необходима строго определенная и, так сказать, осязательная связь имущества (res) как объекта собственности с известным лицом, физическим или юридическим, как собственником или хозяином (dominus)» ( Павлов. С. 315-316). На основании этого Вселенская Православная Церковь не может быть собственником И. ц., поскольку не располагает ограничивающими ее универсальность атрибутами, к-рые составляют совокупность качеств юридического лица, напр. способностью выполнять обязательства по долгам, вступать в имущественные договорные отношения. Вместе с тем поместная Церковь с т. зр. гос. права вполне может признаваться корпорацией, обладающей правами юридического лица. Однако в Российской империи ввиду гос. статуса правосл. Церкви она не являлась самостоятельным юридическим лицом; не выступали в качестве юридических лиц и др. конфессии в Российской империи, за исключением армяно-григорианской Церкви. Объекты И. ц. Традиционно принято разделять И. ц. на вещи священные, специально предназначенные для совершения богослужения, и вещи церковные - иное имущество, служащее церковным целям: недвижимость, движимость и деньги, предназначенные на содержание церквей, духовенства и на удовлетворение общецерковных нужд, напр. на содержание духовных школ. Только церковными, но не освященными предметами считаются и свечи, пока они не поставлены на подсвечник в храме. Священные предметы подразделяют на священные в собственном смысле слова и освященные. Вещь становится священной через ее освящение или через самый характер ее употребления. Это может быть как движимость, так и недвижимость. Кроме храмов священными предметами признаются сосуды священные (потир, дискос, лжица, копие, дарохранительница и др.), а также все напрестольные предметы (антиминс, Евангелие, напрестольные кресты, покровы священных сосудов, одежды на престоле и жертвеннике). К освященным относят предметы недвижимости (молитвенные дома, часовни, кладбища), а также движимости (купели, ковши, кропила, кадильницы, паникадила, лампады, подсвечники, поставленные на них свечи, богослужебные книги, колокола и проч).

http://pravenc.ru/text/389523.html

В 40-тысячном городе в период ярмарки собиралось 150-200 тыс. человек. Нижний получил прозвище «кармана России». Пути товаров, проходившие через город Нижний Новгород , охватывали почти весь мир – от Китая (на ярмарке был целый Китайский квартал) до США, не говоря уже о Западной Европе. Здесь продавалось и покупалось, без исключения, всё. Были даже колокольные ряды с сотнями подвешенных на балках церковных колоколов, в которые можно было звонить, чтобы проверить красоту голоса. На обширной площади ярмарки были построены тысячи лавок, здания банков, два собора, три часовни, армяно-григорианская церковь, мечеть. Были устроены канал, водопровод, электрическое освещение, электрическая железная дорога (в 1896), цирк, театр и др. В каждой русской лавке перед образами горели лампады. История поколений ясно показывает, какие жизненные ценности помогают собрать и укрепить богатство; доказывает лживость известного афоризма: «Все крупные состояния собраны неправедным путём». Нижегородские и московские купцы были в прошлом крестьяне, само название которых произошло от слова «христиане». Ум, предприимчивость, риск уважались в среде купцов; махинации и воровство – наоборот. Миллионер-мукомол Блинов подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за мошенничество с солью, чугунные калоши, чтобы тот носил их по полчаса в каждую годовщину суда и размышлял о купеческой чести. Собрать богатство куда легче, чем сохранить себя и деньги. Поэтому со временем оказалось, что большинство богатейших купцов Нижнего – из старообрядцев; уклад старообрядцев более строг. Нижегородские миллионщики жертвовали миллионы на храмы, богадельни, приюты, учебные заведения и другие благие дела. Но и купцы были разные. Шумели на ярмарке трактиры и кафешантаны, где вырвавшиеся от семьи «на свободу» богачи прожигали жизнь всеми известными способами. Теперь трудно выяснить, где в поведении русских купцов был расчёт, где – искренняя щедрость, но широта поступков в любом случае впечатляет. Один пример. В 1890 г. впервые после возобновления торговых отношений с Афганистаном на ярмарку прибыли афганские купцы. Закупили товара на 250 тыс. руб., погрузили в баржу. В судно ударила молния, оно сгорело вместе с товаром. Русские купцы быстро собрали товара на ту же сумму и подарили афганцам, чтобы поддержать их почин. На следующий год афганцы приехали снова.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижний_Новгоро...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010