Гроба. Из кувуклия появляется патриарх, держащий в руках по пуку горящих свечей. Он следует в алтарь, где разоблачается и затем в сопровождении свиты отправляется в патриархию на отдых.    Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа, божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли – хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий – православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского – весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение «благодатного огня». Красной нитью через всю паломническую литературу от паломника второй половины IX века Бернарда и до XX столетия проходит мысль о чудесном появлении Св. огня, причем одни паломники лишь констатируют самый факт изнесения патриархом огня из часовни Гроба Господня, а другие указывают и образ его появления, кто – в виде голубя, кто – в виде молнии, так что еще игумен Даниил должен был сказать: «Мнози бостранници неправо глаголють о схождении света святаго; ин бо глаголеть, яко Святый Дух голубем сходит ко гробу Господню; а друзии глаголють: молнии сходить с небесе и тако вжигаются кандила над гробом Господним. И то есть лжа и не правда: ничтоже бо есть не видети тогда, ни голубя, ни молнии, но тако невидимо сходит с небеси благодатию Божиею и вжигает кандила в гробе Господни». Заметим, что игумен Даниил путешествовал ко Гробу Господню в 1106—1107 гг. Однако и после него в письмах наших паломников встречаются подобные заявления о тех образах, в каких появляется Св. огонь, заявления, противоречащие самим себе, где этот огонь представляется и сходящим «аки солнце» и распространяющимся по доске Гроба Господня «аки молния», воочию для всех молящихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Затем началась первая сессия заседания комиссии по диалогу. Она прошла под председательством митрополита Казанского Феофана и руководителя ОИКС А. Эбрахими Торкамана. На открытии заседания присутствовали: вице-президент Ирана, глава Организации защиты окружающей среды Иса Калантари, аятолла Али Тасхири, члены делегаций, сотрудники ОИКС, сотрудники Посольства России в Иране, представители прессы и научного сообщества Ирана. Митрополит Феофан огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам диалога и передал его А. Эбрахими Торкаману. В своем докладе глава делегации Русской Православной Церкви остановился на православном осмыслении проблем экологического кризиса. Он подчеркнул: «Важно воспитание культурного и бережного отношения к окружающей среде на всех уровнях общества, начиная от школьника и заканчивая бизнесменами и политиками. Это преображение общества невозможно без участия традиционных мировых религий, таких как Православие и ислам». В своем слове доктор Абузар Эбрахими рассказал о том значении, которое придают данному заседанию в Иране, охарактеризовал проблемы экологии с точки зрения возглавляемой им организации. Он подчеркнул, что видит особое значение развития диалога с Русской Православной Церковью. До 2014 года А. Эбрахими возглавлял культурное представительство при Посольстве Ирана в Москве и является специалистом по русскому языку и культуре. Вице-президент Ирана Иса Калантари рассказал о том значении, которое придают проблемам экологии в Иране. Архимандрит Александр (Заркешев), настоятель Николаевского собора в Тегеране, неизменный участник всех заседаний по диалогу с исламской общиной Ирана, выступил с докладом на тему «Экологическая деятельность как составляющая внешней деятельности Русской Православной Церкви». Далее последовало выступление помощника президента Ирана по вопросам этнических и религиозных меньшинств ходжат аль-ислама Али Юнеси. Глава иранской епархии Армянской Апостольской Церкви (Киликийский Католикосат) архиепископ Себух Саркисян тепло приветствовал участников заседания. Он возглавляет крупнейшую христианскую общину Ирана — армяно-григорианскую, которая составляет от 70 до 90 тысяч человек. На заседании также присутствовал глава другой христианской общины Ирана — епископ Рамзи Гарму (Халдейская Католическая Церковь).

http://patriarchia.ru/db/text/5192655.ht...

Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. В XVII-XVIII вв. происходит постепенное присоединение азерб. земель к России: в 1723 г. Баку, затем прикаспийская область от Сальян до Астрабада (отошедшие в 1734 к Ирану). Значительную часть сев. и юж. территории захватила Турция, вытесненная впосл. Ираном. После распада персид. гос-ва на территории А. образовалось 17 ханств. Во 2-й пол. XVIII в. Персия завоевала юж. ханства А. В 1803-1805 гг. к России мирным путем были присоединены Карабахское, Шекинское ханства; Ганджинское ханство было присоединено после взятия рус. войсками г. Ганджа (совр. Гянджа). По Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) мирным договорам между Россией и Ираном за Россией были закреплены области А. с Баку, Сальянами и Ленкоранью; была установлена юж. граница А., существующая в наст. время. В течение всего XIX в. А. оставался для России стратегически важным регионом в Закавказье, здесь располагались пограничные с Ираном и Османской империей гарнизоны. На территории А. была образована Шемахинская губ., в 50-60-х гг. были созданы Бакинская и Елизаветпольская (Елизаветполь - совр. Гянджа). А. входил в каноническую территорию Грузинского экзархата (см. Грузинская Православная Церковь ), составляя его Бакинское вик-ство. В А. рус. администрация встретилась с давно сложившейся устойчивой исламской культурой. Попытки проповеди христианства большого успеха не имели. В кон. XIX в. число православных в А. было невелико, в основном это были рус. чиновники, военные и немногочисленное груз. население. Так, в Елизаветпольской губ. в 1886 г. насчитывалось 0,21% православных от всего населения. В то же время было и 0,26% лютеран нем. и прибалт. происхождения, служащих в рус. администрации. В Баку в 90-х гг. XIX в. действовало 5 правосл. церквей, в Елизаветполе - 2. Значительное влияние имела армяно-григорианская Церковь , особенно в зап. районах А., в Елизаветпольской губ., где число ее прихожан достигало 36% населения. Активное развитие промышленных предприятий и нефтедобывающих промыслов в Баку на рубеже XIX-XX вв., связанное с притоком рабочей силы из России, не привело к укреплению Православия: ему противодействовали различные политические течения левого толка. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из главных очагов революционного движения в России. В 1905 г. было образовано Бакинское вик-ство, последовательно возглавляемое еп. Никандром (Феноменовым - назначен 19.05.1905, 2.06.1905 переведен на др. кафедру), еп. Григорием (Вахниным - 9.05.1907-31.12.1910), еп. Пименом (Пеговым - 13.02.1911-13.12.1912), еп. Григорием (Яцковским - 13.12.1912-1917).

http://pravenc.ru/text/63688.html

Крестили Диану в детстве в Армяно-григорианской церкви. Около 15 лет назад перед венчанием она сознательно перешла в Русскую Православную, и, хотя с самого начала, став православной христианкой, ходила в храм, но как-то формально, не задумываясь. Диана Тевосова: Как мне кажется, со мной ничего такого особенного не происходило. Знаете, вот в какой-то момент жизни ты понимаешь, что ты все делаешь, все вроде правильно делаешь, вроде бы… Ну, как бы вся эта обрядовость – она даже исполняется, но при этом ты качественно как бы не меняешься. А был такой период, когда ты Церковь не принимаешь. Ты говоришь: «А, я живу с верой во Христа». В.: Бог в душе. Диана Тевосова: «У меня Бог в душе, и мне никто не нужен». И так живет большая часть моих друзей. «Зачем? Ну, я крестик надела, я внутри себя помолилась. Ребята, я как бы спасена, все нормально, я ничего плохого не делаю. Я в обычной жизни не грешу, ничего не делаю. Я фактически уже одной ногой… В.: Живу по совести. Диана Тевосова: Я живу по совести, я одной ногой как бы уже на небесах», – да? Первые годы горячего неофитства храм вполне спокойно вязался с эзотерическими увлечениями и астрологией. И мне казалось, что я в какой-то момент жизни сначала отвергала Его, то есть гнала, ну, мне было неинтересно. Я жила свободной жизнью, играла в КВН, мне нравились совсем другие, скажем так, идеалы, и так далее. Буддизмом увлекалась. Я не посчитала, что для меня это истина. Потом стала увлекаться эзотерикой тоже, стала читать книги эзотерические. Мне казалось, там я найду то, что я ищу – тоже не нашла. Она быстро поняла: никакого спасения и ответов в эзотерике и астрологии не найти, и философия – не ключ к истине, но вопросы еще долго оставались без ответа. Диана Тевосова: Вот четки . В.: Ой, здорово. Диана Тевосова: И вот сидишь так, каждый этот… здесь 100. В.: Ага. Диана Тевосова: Вот, 100. В.: И Иисусову? Диана Тевосова: Да, да. Нет, ну, их… нет, я делаю больше. В.: Да. Диана Тевосова: 100 – это мало. Вот так раз, раз, раз, раз. Вот так сидишь, сначала поклоны, потом Иисусову. 100 поклонов каждый день, потом Иисусова.

http://azbyka.ru/way/gorjachaja-vera-dia...

Кроме сего в Армяно-Григорианской Церкви есть обычаи, несогласные с вселенским преданием Церкви, таковы: а) Употребление опресноков в Божественной Литургии. б) Употребление в сем таинстве вина, не растворенного водой. в) Употребление не оливкового, но сесамского масла в таинстве миропомазания. г) Изменение трисвятой песни чрез приложение на конец ее «распныйся за ны» – они относят сию песнь к Сыну Божию. 3) Перенесение праздника Рождества Христова на 6 января и сохранение поста от 25 декабря по сей день. Об Армянской Церкви весьма удовлетворительные сведения и исследования можно видеть в Христианском Чтении за 1868 г. в 6 и в 7 и за 1869 1. В прибавлениях к изданию Святых Отцов год пятый, 1849 г., стр. 88 – 154. Вероучения Армянской Церкви. Духовные Беседы, 1858 г., С.-Петербург, стр. 332 – 334. Худобашева, Исторический памятник, вероучения Армянской Церкви в XII веке. С.-Петербург, 1847 г., стр. 119 – 280. Латинская Церковь Латинская, или, как она называет себя, Римско-католическая Церковь , до девятого века была согласна в учении с восточной Церковью и находилась с ней в постоянном общении и единении. Но с сего времени начали и продолжают доселе появляться в ней отступления от учения вселенской Церкви. Трудно перечислить все отступления Римской Церкви канонические и обрядовые от вселенского предания. Отступления Латинской Церкви от учения вселенской Церкви Важнейшие же отступления суть следующие: Господь Иисус Христос поставил главою Церкви Своей Апостола Петра и власть сего Апостола перешла потом к Епископу Римскому – Папе. Папа есть верховный судья, высший всех правил и соборов; он есть наместник Христов и непогрешим в делах веры, и ему, как непогрешимому, должны подчиняться и поклоняться все верующие и Иерархи – и даже соборы. Он имеет светскую царскую власть по Божественному праву. Церковь вселенская должна быть Римской, иметь Рим с Папой основанием и средоточием своим. Римская Церковь составила ряд своих вселенских соборов, на которых сама утверждала свои выдумки и отступления от истинной Церкви, и самоправно выдавала их за истины спасительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Относительно совместной литургической молитвы и общих священнодействий православных с еретиками вопрос кажется решенным вполне однозначно и в истории, и в современности. Совместная литургическая молитва невозможна ни при каких обстоятельствах. На Архиерейском Соборе 2000 года в документе «Основные принципы отношения Православия к инославию» помещено прямое отвержение практики совместного евхаристического общения с инославными (см. II. 12). За совместные молитвы и евхаристическое общение с католиками священноначалием нашей Церкви отправлен под запрет архимандрит Зинон (Теодор) вместе с единомышленной ему братией Мирожского монастыря. Официальные делегаты нашей Церкви на ассамблеях Всемирного Совета Церквей воздерживаются от участия в молитвах, совершаемых еретиками. О документах и «косвенной икономии» В принятом Синодом в 2006 году документе «Об отношении к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» сказано: « Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями». Как видим, официальные документы нашей Церкви составлены так, что в них однозначно запрещается для православных евхаристическое, литургическое, богослужебное общение с еретиками. Но, несмотря на такую строгость и однозначность понимания и применения этой канонической нормы, в церковной истории есть примеры косвенного применения икономии и в этой сфере. Такими примерами могут служить случаи принятия католических священников и епископов в сущем сане. По постановлениям Святейшего Синода нашей Церкви XVIII-XIX столетий католики, представители Армяно-Григорианской, Эфиопской, Коптской и других исторических Церквей принимаются в православие (точнее говорить о воссоединении с полнотой Вселенской Церкви) третьим чином, то есть через Таинство Покаяния. Соответственно клирики – дьяконы, священники, епископы – в сущем сане.

http://pravmir.ru/mogut-li-pravoslavnyie...

Римский двор ко многим грехам своим против Бога и науки, против народов и святых людей, присоединил новое беззаконие, – дружбу с Магометом. За то быть ему в беде! Ибо есть Бог правосудный. [Es ist ein Gott des Rechts!] Wird die rechte Weisheit Finthen hemmen, Die der Sturm auf wilden Flügeln trägt? 173 Собственные чада папы воздвигают на него бурю. Посмотрим: может ли он попирать разъяренные волны и остановить их грозные устремления на него. [За час до полудня]. Перестаю рассуждать о папе и начинаю говорить об армянах. Сегодня в одиннадцать часов позвал меня к себе посланник Титов и изъявил желание, чтобы я посетил здешнего армяно-григорианского патриарха и познакомился бы с ним по праву путешественника и по воспоминанию о благоприятных сношениях моих с армянским духовенством в Иерусалиме. Заметив, что сей патриарх не без образования и что лицо у него умное, посланник рассказал мне спорное дело иерусалимских армян с греками о ключе от западных дверей Вифлеемского храма. «Армяне в последние два года немало нашумели в Порте, домогаясь свободного входа в Вифлеемский собор наравне с греками. Порта сначала благоприятствовала им. Но мы поддержали святогробское духовенство и вели дело так, чтобы обе тяжущиеся стороны сами придумали, как поладить между собой. Посему армяне предложили четыре способа к прекращению тяжбы: 1. никогда не запирать спорных дверей; 2. отдать ключ от них туркам, дабы они отпирали их как для армян, так и для православных; 3. позволить армянам иметь особый ключ и 4. кажется, переделать вход в Вифлеемский собор с улицы. Таков ли последний способ, я не помню хорошо, примолвил посланник и продолжал: «На днях побывайте вы у князя Ханжерли, он объяснит вам это дело. Князь уже предуведомил армянского патриарха о вашем прибытии сюда по пути в Иерусалим и о вашем намерении посетить его высокостепенство, и внушил ему, что он свободно может говорить с вами о деле Вифлеемском как с человеком, посетившим Св. места и знакомым с делами подобного рода. Вам надобно знать сей спор. Быть может, на месте вы придумаете кончить его иначе, нежели как предлагали армяне. Первые два способа, т. е. незапираемость дверей и вручение ключа от них туркам, отвергнуты греками, – и справедливо. Довольно и того, что у магометан находятся ключи от храма Иерусалимского, по давнему решению Порты; зачем же делать их стражами другой святыни и вводить то, чего не бывало. Остальные два способа еще обдумываются. Консул Базили писал ко мне из Бейрута об этом деле и приложил план Вифлеемского собора. В другое время я покажу вам этот чертеж для соображения вашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сир. А. конгрегации св. Ефрема, орден, основанный сир. католиками, перебравшимися после смерти сир. католич. патриарха Андрея Ахиджяна (1677) в Ливан, где они в 1706 г. основали мон-рь св. Ефрема. В 1785 г. католич. патриарх Михаил Джарвих построил в Шарфе мон-рь Богородицы, к-рый был признан папой Пием VI . В период первой мировой войны орден фактически распался. Последние сир. А. подвизались в окрестностях Мардина (Турция), в 1934 г. насчитывали всего 5 священнослужителей. Арм. А., орден в составе Армянской католической Церкви. Был основан в 1715 г. в Ливане для армян-католиков по образцу маронитских А. (приняли их устав в 1739); предполагалось, что члены созерцательного ордена также будут участвовать в распространении католичества в Армении. Одобрен папой Климентом XIII . Расцвет деятельности ордена приходится на кон. XVII-haч. XIX в., когда многие католикосы Армянской католической Церкви и католич. патриархи Антиохии принадлежали к А. В кон. 60-х гг. XIX в. в результате конфликта руководства А. с Римской курией орден был фактически распущен папой Пием IX , нек-рые монахи перешли в Армяно-григорианскую Церковь. В нач. XX в. был только один мон-рь арм. А. в р-не Ортакёй в Стамбуле. Халдейские А. св. Хормизда (Ordo Antonianus S. Hormisdae Chaldaeorum), орден Халдейской католической церкви, основанный в 1808 г. по образцу маронитских А. в мест. Алкош вблизи Мосула; одобрен в 1845 г. папой Григорием XVI . Члены ордена, ведя созерцательный образ жизни, принимают участие в миссионерской, педагогической и проповеднической деятельности. Резиденция генерала ордена - мон-рь св. Антония в Багдаде (Ирак). В 1996 г. в 9 мон-рях халдейских А. подвизалось 54 монаха. Лит.: Advielle V. Histoire de l " ordre hospitalier de St. Antoine. P., 1883; Karalevskij C., Tournebize F. Antonins//DHGE. T. 3. Col. 860-873; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 1. S. 101-105; Bd. 2. S. 38-39; Handbuch der bayerischen Geschichte/Ed. M. Spindler u. a. Münch., 1974. Bd. 2. S. 202-207; Mischlewski A. Grundzüge der Geschichte des Antoniusordens bis zum Ausgang des 15. Jh. Köln; W., 1976; Родионов М. А. Марониты. М., 1982. С. 34; An. Pont. 1999. P. 1450-1451, 1518.

http://pravenc.ru/text/114042.html

Теперь о религиозном аспекте. Сирия — это страна, где до сих пор мирно уживались представители ислама (сунниты, шииты, алавиты, друзы) и христианства (более десяти Христианских Церквей). При 23 млн населения 80% — это сунниты, а алавитов около двух миллионов. Организаторы военного конфликта надеялись, что режим Асада быстро падет, но армия, которая в подавляющем большинстве состоит из суннитов, оказалась боеспособной и верной своему правительству. Потому что Башар Асад хоть и алавит, но представляет интересы всего населения Сирии. Христиане — неотделимая часть сирийского общества. Большинство принадлежит к Антиохийской Православной Церкви (или Греко-православная Церковь), есть представители древней Сиро-яковитской Церкви, Греко-католической (униаты), Маронитской, Армяно-григорианской, Халдейской и Ассирийской Церквей. Христиане всегда играли значимую роль в жизни Сирии. Это были представители интеллигенции, профессура. Среди офицеров в сирийской армии также немало христиан. Еще недавно министром обороны Сирии был член Антиохийской Православной Церкви. Мусульмане и христиане здесь всегда помогали друг другу, вместе отмечали христианские и мусульманские праздники. В Сирии даже считалось дурным тоном интересоваться, кто к какой религиозной группе относится. Иногда только во время похорон соседи узнавали, что умерший — христианин или мусульманин. Таким образом, Сирия являлась образцом межконфессионального добрососедства и соработничества. — В СМИ много сообщений, что разрушаются христианские храмы, что захватывают и убивают христианских священников, оппозиционеры обещают «намотать христианам кишки на их крестах». И вы считаете, что это война не против христиан? — Давайте для начала разберемся с терминами. Оппозиция в Сирии двух видов. Есть патриотическая оппозиция, которая критикует существующий режим и не приемлет иностранного вмешательства. Например, к ней относится первый вице-премьер правительства Сирии Кадри Джамиль, который представляет «Фронт освобождения и перемен» и возглавляет партию «Народная воля».

http://e-vestnik.ru/world/veryu_siriya_v...

А. И. Флоренский и О. П. Сапарова познакомились в Петербурге в 1878 году и в 1880-м вступили в брак. 9 января 1882 года у них родился первый ребенок – Павел. В то время А. И. Флоренский строил участок Закавказской железной дороги, и вся семья жила в товарных вагонах, обитых коврами, на месте будущей станции Евлах. Кроме Павла в семье было еще шесть детей. «Отчасти по недостаточной обеспеченности, отчасти по убеждению родителей семья жила очень замкнуто и серьезно: развлечения и гости были редким исключением, но зато в доме было много книг и журналов, на что урезывалось от необходимого, – вспоминал отец Павел. – Уровень семьи был повышенно-культурный, с разнообразными интересами, причем предметом интересов были знания технические (отец), естественнонаучные (дети) и исторические (отец, мать и отчасти все). Люди, с которыми соприкасались мы, были по преимуществу сослуживцы отца или товарищи его по гимназии. Детство я провел сперва в Тифлисе и Батуми, где отец строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу, затем снова в Тифлисе. Относительно моего интеллектуального развития правильный лишь формально ответ был бы совсем неверен по существу. Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы, а скорее вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т. д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время. Я составил себе стенное расписание занятий по часам, причем время, назначенное классам и обязательному посещению богослужения, окружил траурной каймой, как безнадежно пропавшее. Но и его я использовал для своих целей» 5 . Разность вероисповеданий родителей (мать принадлежала к армяно-григорианскому исповеданию), а также характерное для образованного общества конца XIX века преклонение перед человеческим разумом явились причиной того, что П. А. Флоренский не получил в семье даже самых простых навыков церковной жизни. «О религии у нас никогда не говорилось ни слова, ни за, ни против, ни даже повествовательно, как об одном из общественных явлений, разве только более-менее случайно проскакивало слово о культе дикарей или каких-нибудь египтян, но и то очень отрывочно. Чем ближе к Церкви было какое-либо понятие, тем менее оснований могло ему быть упоминаемым в нашем доме: терпелась, и то еле-еле, лишь религиозная археология, умершая настолько, что можно было твердо рассчитывать на ее религиозную бездейственность» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010