237 Уст. Угол. Суд., ведением от 18 Сентября 1872 года, сообщил на усмотрение Правительствующего Сената. Рассмотрев предлежащий по настоящему ведению вопрос и по приведённым Святейшим Синодом соображениям и законам разделяя вполне заключение оного о праве Епархиального начальства на замену священнослужителям, присуждаемым светскими судами к тюремному заключению без лишения или ограничения их прав, этого наказания другим соответственным, на основании церковных постановлений, – Правительствующий Сенат, по выслушании заключения Обер-Прокурора, определяет: дать знать о сем Смоленскому Окружному Суду указом, и о таковом распоряжении сообщить ведением Святейшему Правительствующему Синоду. И, по справке, Приказали: О вышеизложенном ведении Правительствующего Сената дать знать Преосвященному Смоленскому указом, в разрешение его рапорта, от 1-го Июля 1872 года за 5.287, а для общего сведения по Духовному ведомству послать циркулярный указ. Января 11 дня 1873 года. 7. -слушали предложенную Господином Синодальным Обер-Прокурором, за 4446, копию с Высочайше утверждённого 21 минувшего Ноября мнения Государственного Совета, в коем изъяснено: Государственный Совет, в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Высочайше учреждённого Присутствия по делам Православного духовенства о последствиях исключения из Духовного ведомства не принадлежащих к дворянству или почётному гражданству причетников за пороки, лишающие права на избрание рода жизни, мнением положил: в замен статьи 6-й Высочайше утверждённого 15 Марта 1871 года мнения Государственного Совета и в отмену ст. 284 уст. о предупр. прест. (по прод. 1863 г.) постановить: «Церковным причетникам (дьячкам, пономарям и псаломщикам) православного и армяно-григорианского исповеданий, без различия происхождения, в случае исключения их, по суду епархиальному, из Духовного ведомства за пороки, воспрещается поступать в службу, как по определению от правительства, так и по выборам, хотя бы они по рождению или образованию и имели сие право.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. В средние века в Зап. Европе была выдвинута юридически более адекватная теория общецерковной собственности, которая, в сущности, сводилась к признанию папы Римского субъектом права собственности на И. ц., хотя прямо это не провозглашалось. В эпоху Реформации и в Новое время эту теорию уже нельзя было применить к действительной жизни: новоевроп. национальные гос-ва, в т. ч. и католические, не были склонны допускать, чтобы в пределах их территорий всем И. ц. распоряжалась по праву собственности централизованная экстерриториальная власть. Однако в национальных Церквах, замкнутых в пределах одного гос-ва, теория в отдельных случаях находила свое отражение в положительном праве. В России в XIX - нач. XX в. эта теория лежала в основе положений «Устава духовных дел иностранных исповеданий», относящихся к имущественным правам армяно-григорианской Церкви. 4. В эпоху Реформации протестант. учеными была выдвинута церковно-общинная теория, согласно к-рой собственником И. ц. является община как корпорация. 5. В XVII и XVIII вв. в противовес теории общецерковного права собственности на И. ц. под влиянием идеологии естественного права сложилась т. н. публицистическая теория, к-рая право собственности на И. ц. переносила на гос-во. Эта теория послужила обоснованием секуляризации церковных владений, произведенной в XVIII и XIX вв. в некоторых католич. странах (Австрии, Франции, Италии), а также в правосл. России в 1764 г., хотя в манифесте имп. Екатерины II, изданном в связи с проведением секуляризации, ссылок на эту теорию не было. 6. В Новое время учеными А. Бринцем и Э. Й. Беккером была выдвинута теория целевого имущества, согласно к-рой И. ц. принадлежит не физическим или юридическим лицам, а той или иной цели, назначению. Эта теория получила широкое распространение среди канонистов-католиков, но она отвергалась цивилистами - специалистами по гражданскому праву - как логически несостоятельная, поскольку цель, справедливо утверждали они, непременно предполагает физическое или юридическое лицо, преследующее ее.

http://pravenc.ru/text/389523.html

Переход нехристиан в инославные церкви допускался, по общему правилу, только с особого разрешения самого императора, испрашиваемого через министра иностранных дел. Исключение составляли только евреи, которые могли переходить в инославные церкви с разрешения министра внутренних дел, и все нехристиане Кавказского края, получавшие такие разрешения от главного начальника гражданской части. Не исповедовать никакого вероучения в Российской империи вообще не допускалось. Всем христианам безусловно воспрещались браки с язычниками. С евреями и магометанами разрешалось вступать в брак из христиан только лютеранам, но при этом с соблюдением следующих условий: 1) венчание только в лютеранской церкви; 2) крещение детей в лютеранском или православном исповеданиях; 3) разрешение местной лютеранской консистории; 4) отказ жениха нехристианина от многоженства. Все католическое духовенство получало содержание из государственной казны. Во всех протестантских исповеданиях прихожане были обязаны делать взносы на содержание пасторов. Приходы армяно-григорианской церкви должны были давать своему приходскому духовенству постоянное содержание и, кроме того, по определенной таксе – вознаграждение за требы. Еврейские раввины получали содержание от прихода, размер которого определялся договором раввина с приходом. В магометанских шиитских и суннитских приходах содержание приходского муллы считалось по закону обязательным для прихода, причем размер содержания определялся приходским сходом. Все управление духовными делами инославных и иноверных вероисповеданий было сосредоточено в Министерстве внутренних дел, по «департаменту духовных дел иностранных исповеданий». Важнейшим преимуществом, предоставленным Православной Церкви, было ее исключительное право миссионерства и привлечения к себе верующих других исповеданий. Переход же из Православия не только в иноверие, но и в христианские инославные исповедания преследовался законом. Отпавшие от Православия в инославное исповедание отсылались, на основании 188 статьи «Уложения о наказаниях», к духовному начальству для увещания, вразумления и применения к ним церковных наказаний. С гражданской стороны, отпавшим воспрещалось проживать в своих имениях, населенных православными, над самим имением назначалась опека, а для ограждения их малолетних детей от «совращения» принимались меры полицейского характера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

апостольское предание – apostolic tradition апостольство – apostolate, apostleship апофеоз – apotheosis, beatification аппеляционный суд – the court of the Arches апсида – apse, apsis аркани дисциплина – Arcani Disciplina армагеддон – armageddon арминианизм – Arminianism арминианин – Arminian арминианский – Arminian Армия спасения – the Salvation Army Армяно-григорианская церковь – Armenian Gregorian Church Армянская апостольская церковь – Armenian Apostolic Church артос – Easter blessed bread артофор – artophorion архангел – archangel архангельский – archangelic архивраг – archenemy, arch-foe архидиакон – archdeacon архидиаконский – archdeaconal архидиаконство – archdeaconry архиепископ – archbishop, primate архиепископ йоркский – primate of England, archbishop of York архиепископ кентерберийский – archbishop of Canterbury архиепископия – archbishopric, province архиепископский – metropolitan, archiepiscopal, archdiocesan архиепископство – archbishopric, primacy, arch-episcopacy, arch-see, archdiocese архиерей – bishop, hierarch, eparch архиерейский – bishopric, Episcopal архиерейский амвон – bishop’s ambo архиерейский обрядник – pontifical архиерейский служебник – pontifical service-book архиерейский собор – bishops’ council архиерейский чин – pontifical liturgy архиерейское богослужение – Episcopal celebration of the divine liturgy; pontifical mass архиерейское облачение – pontificals архимандрит – archmandrite, abbot, prior, superior monk архипастырь – arch-priest, arch-flamen архипресвитер – arch-presbyter, arch-priest Архисвятитель – Patriarch Архистратиг – Archistrategos архитектурные кулисы – architectural background (of an icon) аскет – ascetic аскетизм – asceticism аскетика – ascetics аскетический – ascetic аспид – adder Ассамблеи Божьи – Assemblies of God ассамблея церковная – church assembly ассамблея генеральная – general assembly Ассамблея христианских солдат – Assembly of Christian Soldiers Ассирийская православная церковь – Assyrian Orthodox Church ассистент пастора – assistant pastor, associate pastor

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Покойный Государь Император повелел предложить содержание этого прошения на предварительное заключение Св. Синода. Св. Синод, «видя, что поводом к прошению католикоса Иоаннеса были некоторые несправедливые сведения об Армяно-Григорианской церкви, помещенные в упомянутой книге, для устранения в будущем, поставил о том в известность Духовную Цензуру, предписав ей к наблюдению, чтобы таковые сведения впредь не допускались, а в случае нового издания означенной книги были из нее исключены». Но не ограничиваясь этою мерою, Св. Синод признал за благо присовокупить следующее: «с утешением усматривая из прошения Католикоса, что Армяно-Григорианская церковь , следуя определениям вселенских соборов, как оснований чистоты веры, согласно с греческою церковию осуждает учение Ария, Македония, Нестория, Евтихия, Севериана, Монофизитов и всех прочих еретиков, осужденных православною церковию, Св. Синод изъявил желание получить по возможности подробное изложение Армяно-Григорианского исповедания, дабы на основании оного можно было дать нужное наставление Духовной Цензуре для безошибочного наблюдения за истиною помещаемых в книгах известий о сей церкви» 3 . Вследствие этого заключения Св. Синода состоялось Высочайшее повеление: «поставить Эчмиидзинского Верховного Патриарха в известность о принятых уже Св. Синодом мерах к устранению впредь печатания несправедливых на счет Армяно-Григорианской церкви сведений, и с тем вместе пригласить святейшего Католикоса Иоаннеса доставить в Министерство Внутренних Дел по возможности подробное изложение вероисповедания сей церкви для цели Св. Синодом предположенной» 4 . О каковом Высочайшем повелении управляющий тогда Министерством Внутренних Дел граф А.Г. Строгонов сообщил главно-управляющему Закавказским краем генералу от инфантерии Е. А. Головину отношением от 12-го декабря 1841 г. за 2961. Генерал Головин сообщил копию с этого отношения католикосу Иоаннесу при отношении от 14-го января 1842 года за 190. Но исполнение желания Св. Синода и Высочайшего повеления последовало почти чрез десять лет, при новом уже католикосе Нерсесе, вследствие нового Высочайшего повеления «поспешить исполнением состоявшегося в 1841 г. Высочайшего повеления», и не в той форме, в которой желал получить подробное изложение вероучения Армянской церкви Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Унаследованная от Византии симфония Церкви и Царства признавалась и в России, но в своей юридической реализации и политической практике этот идеал подвергся радикальной деформации. Православие, согласно Основным законам Российской империи, есть вероисповедание государя и большинства его подданных. Параграф 42-й Основных законов провозглашал: «Император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Лишь одно обстоятельство могло освободить российских подданных от присяги на верность государю – отказ его от Православия. Россия – многонациональное государство. Свободой веры пользовались в нем все подданные, принадлежавшие к национальным вероисповеданиям, но она не распространялась на носителей экзотических, изуверских или незаконно появившихся у нас религий и конфессий, кроме того, пределы такой свободы были различны для разных вероисповеданий. Все признанные в Российской империи религии по объему прав и привилегий, с одной стороны, и всякого рода стеснений и ограничений, с другой стороны, можно выстроить в иерархический ряд. За господствующей Православной Церковью следовали Лютеранская и Реформаторская Церкви, община гернгутеров (протестантская секта), Армяно-григорианская, Армяно-католическая и Католическая Церкви. Вслед за данными христианскими конфессиями стояли общины евреев-караимов, магометан-суннитов и шиитов, евреев-талмудистов; последней из привилегированных общин считалась Буддистско-ламаистская Церковь калмыков и бурят. Общины молокан, духоборцев, субботников, скопцов, хлыстов и иных крайних сектантов законами Российской империи не признавались. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий являлись шотландские и базельские сектанты, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники, русские старообрядцы 77 . Существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий Указ императора об укреплении начал веротерпимости, изданный 17 апреля 1905 г. Он значительно расширил права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера. Почти во всех отношениях (в частности, во владении имуществом от имени религиозных обществ, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, на печатание богослужебных книг, преподавание своим детям Закона Божьего, ведение метрических книг) они были уравнены с ранее признанными государством христианскими церквами. Приверженцы белокриницкого согласия 78 и беглопоповцы стали после издания Указа официально именоваться не раскольниками, а старообрядцами. Для старообрядцев и сектантов отменялись прежние ограничения на поступление их на государственную службу. Однако старообрядческое и сектантское духовенство не получило права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, хотя духовенство армяно-григорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформаторское пользовалось таким правом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Архиепископ Езрас: Вы абсолютно правы, владыка. Я интересовался вопросом, откуда пошло название «Григорианская Церковь», тогда как ее официальное название — «Армянская Апостольская Православная Церковь». История армянского народа была сложная. В 1828 году Восточная Армения присоединилась к России, что, естественно, помогло армянскому народу и Армянской Церкви в этой части страны возродиться. А западная часть осталась под властью Турции. В 1836 году, когда российское государство утвердило положение Армянской Церкви, в него было включено название «Армяно-Григорианская Церковь». До 1836 года такое название нигде не фигурировало. Мы сами никогда его не используем. Митрополит Иларион: В этом году у нас с вами совпала дата празднования Пасхи, что бывает далеко не всегда. Это связано с тем, что мы празднуем Пасху по юлианскому календарю, а вы, как и католики, — по григорианскому. Но здесь слово «григорианский» имеет совершенно другой смысл, потому что оно указывает на Римского Папу Григория XIII, при котором в Западной Церкви был введен новый календарь. Я хотел бы чуть-чуть блеснуть познаниями в армянском языке, а потом скажу, от кого я это узнал. По-армянски Пасха звучит как Сурб Затик. Архиепископ Езрас: Совершенно правильно. Митрополит Иларион: Я слышал, что это происходит от слова «азат», что означает «свобода». Архиепископ Езрас: Совершенно правильно. Митрополит Иларион: Я услышал это в своей прошлой передаче от Сати Спиваковой, которую Вы, конечно, знаете. Она, армянка по происхождению, рассказывала о том, как празднуется Пасха в Армянской Церкви. Архиепископ Езрас: Хочу отметить, что Армянская Церковь живет по двум календарям: по новому стилю и по старому. Так, наш Иерусалимский Патриархат руководствуется юлианским календарем. Но Первопрестольный святой Эчмиадзин живет по григорианскому календарю, название которого, как Вы уже сказали, не связано с именем Григория Просветителя. Поскольку Пасха является подвижным праздником, очень часто ее празднование по григорианскому календарю совпадает с празднованием по календарю юлианскому. Так случилось и в этом году, когда все мы в один день, 20 апреля, отпраздновали Воскресение Христово. Но и в те годы, когда наши пасхалии не совпадают, это обстоятельство нисколько не мешает нам вместе восхвалять Воскресшего Бога и просить Его милости и благодати для всех наших верующих. В силу многих исторических причин сегодня мы не имеем возможности причаститься от одной Чаши, но это нисколько не мешает нам чувствовать духовную близость, духовное единство, в котором живут наши народы, наши страны. Это великий Божий дар нашим народам.

http://patriarchia.ru/db/text/3638946.ht...

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского. 2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты). 3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви). Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря. В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира. Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России. Армянская Церковь. Диалог — Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами? — Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

http://pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-...

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древнейших христианских церквей. Название ее связано с именем первого католикоса Григора, при котором христианство в 301г. было провозглашено государственной религией Армении. По вероучению и культу близка православию, отличаясь от него признанием монофизитства и некоторыми культовыми особенностями. ВАЛЕНТИНИАНЕ - последователи видного теолога египетских гностиков Валентина. В его учении важное место занимают вечно существующий Неизвестный отец и Мысль, Человек и Церковь; лучезарный Христос объясняет принципиальную невозможность познания Бога; действуют Святой дух и Иисус, или Спаситель; Демиург через Марию родил Христа, на которого при крещении сошел в облике голубя Спаситель, покинувший его во время страданий. В приписываемом Валентину " Евангелии Истины " Христос - некий мистический плод, растущий на древе жизни. ГНОСТИЦИЗМ - ряд религиозно-философских учений I-IIIbb., соединявших христианское учение об искуплении и спасении с элементами политеистических религий и неопифагорейства. Общим для всех разновидностей гностицизма было учение о существовании совершенного непознаваемого божества (Верховного отца) и греховного материального мира, созданного Демиургом (космическим умом), и множества промежуточных ступеней - эонов, находящихся между божеством и материей. Одним из эонов считался Христос. Свою основную задачу - спасение гностики усматривали в мистическом познании эонов. Проповедовали аскетический образ жизни. Гностики отвергали Ветхий завет, считая Ягве воплощением зла. Распались на ряд сект: офитов (наасеев), каинитов, карпократиан, василидиан (основана Василидом из Гории, Ив.), валентиниан (основана Валентином из Египта, IIb.), докетов. ДОКЕТЫ - представители гностической секты. В Христе усматривали космическое существо и отрицали его воплощение в человека Иисуса. ДОНАТЙСТЫ названы по имени епископа Доната. Учение было распространено преимущественно в Северной Африке в IVb. Требовали религиозной строгости и отлучения от церкви ее нарушителей. Выступали против компромисса с государственной властью. Не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

Бывш. М. и Т. е. была присоединена к Днепропетровско-Запорожской епархии. Благочинный Мелитопольского окр. прот. Иоанн Горяинов ставил вопрос перед экзархом Украины о возобновлении епископской кафедры в Мелитополе. В 1946 г. Горяинов был обвинен в растрате средств и уволен, новым благочинным стал прот. Григорий Константиновский, к-рый не говорил о возобновлении епархии. С 1944 г. у Церкви изъяли ряд храмов, при этом сначала общинам давались взамен др. здания. Первым был изъят Христорождественский собор в Бердянске, вместо него православным 31 июля 1944 г. передали старообрядческий Вознесенский храм, переосвященный в честь Рождества Христова (ныне кафедральный собор Бердянской и Приморской епархии). 23 июля 1944 г. был закрыт Александро-Невский храм в Мелитополе для возобновления в здании деятельности рынка. Взамен Мелитопольский горисполком предоставил общине здание бывш. училищной Кирилло-Мефодиевской ц., действовавшей при дореволюционном Мелитопольском реальном уч-ще. Однако в 1946 г. этот храм был изъят у общины областными властями, опротестовавшими решение городского руководства. Главным храмом Мелитополя стал Александро-Невский собор в здании бывш. армяно-григорианской церкви. В пос. Кизияр в черте Мелитополя 23 июля 1944 г. был изъят Троицкий храм, использовавшийся до войны под клуб, взамен было предоставлено здание бывш. церковной сторожки. 23 авг. 1944 г. в Б. Токмаке закрыли Успенский храм под предлогом того, что до войны он использовался под клуб. 7 сент. 1944 г. было решено изъять Покровский храм в Пологах, использовавшийся до войны под клуб пионеров, но этому воспротивился настоятель храма прот. Терентий Новицкий. Борьба за храм продолжалась до 1946 г., когда общину вынудили уступить властям здание. К 1958 г. в Приазовье действующими оставались 55 храмов: в Мелитопольском округе - 29, в Бердянском - 16, в Ореховском - 10. В период антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. почти все они были закрыты. К 1965 г. действовали Александро-Невский собор в Мелитополе, Христорождественский собор в Бердянске, Покровский приход в Орехове и Николаевский храм в пос. Приморское (бывш. Ногайск, ныне г. Приморск); в Запорожской обл. сохранились 9 храмов. Были привлечены к уголовной ответственности те священники, к-рые наиболее активно сопротивлялись закрытию храмов и критиковали власти: Василий Розанов (с. Вознесенка Мелитопольского р-на), Трофим Золошков (с. Терпенье Мелитопольского р-на), Григорий Безродный (пос. Кизияр Мелитопольского р-на), Сергий Добродицкий (благочинный Мелитопольского окр. и настоятель Александро-Невского собора Мелитополя до 1960). Последнего в 1960 г. обвинили в том, что он организовал нелегальную жен. монашескую общину при мелитопольском соборе и был связан с общиной катакомбников в райцентре Вел. Хортица (ныне в черте г. Запорожье).

http://pravenc.ru/text/2562912.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010