Место и время создания повести до конца неясны. Очевидно, она написана в период после правления Асархаддона и до кон. V в. до Р. Х. То, что действие происходит в Ассирии, а также наличие в тексте аутентичных ассир. имен собственных, аккад. заимствований в повествовательной части позволили нек-рым исследователям предположить, что арам. версия является переводом с аккад. оригинала (П. Грело), возможно через персид. (А. Каули). К кон. XX в. большинство исследователей признали оригинальность арам. версии, в пользу чего говорят прежде всего игра слов, возможная только в арам. языке (Дж. Линденберджер), и использование синонимических пар, характерных для западносемит. лит. традиции. Лингвистический анализ показал, что повествовательная рамка и афоризмы написаны на разных диалектах арам.: язык афоризмов древнее - это один из западноарам. диалектов, локализующийся в Сирии (Дж. Гринфилд, Линденберджер); сама повесть написана на «имперском арамейском» диалекте, на к-ром написаны большинство арам. папирусов из Элефантины. Следов., афоризмы были записаны раньше, чем повесть (по мнению Коттзипера, во 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. до Р. Х. в одном из арам. гос-в юж. Сирии неподалеку от Дамаска). Отсутствие заимствований из персид. дает основания датировать написание повести временем до сер. VI в. до Р. Х.; вполне вероятно, что она была написана в Месопотамии, где в VII-VI вв. арам. язык уже в значительной степени вытеснил аккад., а егип. папирус является одной из копий этой повести. Линденберджер и др. указывают на то, что образ вероломного племянника, ситуация ниспровержения и реабилитации знатного вельможи хорошо известны в лит-ре Месопотамии. Коллекции афоризмов, загадок и притч также весьма распространены в шумеро-аккад. лит-ре, но они в равной степени известны и др. лит-рам Др. Востока, напр. егип. и древнеевр. (см. Премудрости литература ). Такие коллекции мудрых изречений, видимо, создавались везде, где имелась гильдия придворных писцов, в частности в арам. гос-вах 1-й пол. I тыс. до Р. Х. А. принадлежал к сословию царских писцов, в арам. повести он назван «мудрым и умелым писцом». В найденном в Уруке аккад. списке царей, правивших до и после потопа, указан ученый чиновник ( ) Асархаддона - «Аба-энлиль-дари, к-рого арамеи называют Ахукари». Т. о., коллекция мудрых изречений, созданная в одном из арам. гос-в, была впосл. соединена с легендарной историей о знаменитом царском писце и ему же было приписано их авторство. |
Одной из главных задач И. было воссоздание офиц. государственной религии. В рамках своей реформы И. построил «священные высоты» - (синодальный перевод: «капище на высоте» - 3 Цар 12. 31). Разрыв с иерусалимской богослужебной практикой был закреплен постановлением И. отмечать праздник кущей в 15-й день 8-го месяца (а не в 15-й день 7-го месяца, как это было принято в Иерусалиме) (3 Цар 12. 32-33), что означало возврат к аграрному календарю, принятому ранее на севере. И. отстранил левитов от священнического служения (3 Цар 12. 31b; 2 Пар 11. 13-17), поскольку уже при царе Давиде они были включены в адм. аппарат гос. управления ( Ahlström . P. 57; Hayes, Miller. 1977. P. 242), и «поставил из народа священников» (3 Цар 12. 31; 13. 33). В качестве альтернативы Иерусалимскому храму И. восстановил 2 древних святилища в Вефиле и Дане, которые были связаны с культом эпохи патриархов (Быт 12. 8; 13. 3; 28. 19) и судей (Суд 18). И. установил в них статуи золотых тельцов (3 Цар 12. 28-31), к-рые служили символами божественного присутствия в Израиле (3 Цар 12. 28; ср.: Исх 32). Возможно, эти культовые сооружения символизировали пьедесталы для невидимого Бога Яхве, и в этом случае тельцы выполняли те же функции, что и ближневост. херувимы ( Bright. P. 218; Райт Э. Библейская археология. СПб., 2003. С. 211; Тантлевский. 2005. С. 207). Однако этот культ открывал возможности для влияния языческих практик на почитание Истинного Бога, поскольку местное население исстари использовало изображение быка в качестве символа Ваала . Религ. реформа И., приведшая к отделению от Иерусалима, вызвала осуждение пророков обоих царств. Уже во время первого праздника в Вефиле, где сам И. выступал в качестве священника, некий таинственный «человек Божий», пришедший на праздник из Иудеи, проклял нечестивый жертвенник и предсказал уничтожение иудейским царем Иосией всех нелегитимных священников Вефиля (3 Цар 13. 1-32). Прор. Ахия, который, вероятно, выступал лишь за политическое, а не религ. отделение от Иерусалима, отвернулся от И., предсказывая уничтожение всего его рода и рассеяние израильского народа (3 Цар 14. 1-18). Последние годы царствования И. были омрачены изнурительной войной с иудейским царем Авией , к-рый при поддержке арам. царя Дамаска в конечном счете одержал победу и захватил у израильтян целый ряд городов, включая Вефиль (2 Пар 13. 2-20). |
Арам Дамаск. «Так говорит Иегова», угрожает пророк: «за три преступления Дамаска и за четвертое не отменю сего,«не отменю уже более, не отклоню тех наказаний, которые имею возвестить Дамаску за его множество преступлений. Эту, строгой арифметически определенности не требующую здесь, многочисленность преступлений, это, дошедшее до крайней степени своего проявления, нечестивое настроение пророк и обозначает выражением: «за три преступления и за четвертое.»Что числа; три и четыре пророк употребляет как здесь, так и ниже – в последующей своей речи, в этом именно смысле неопределенного множества преступлений, это несомненно видно из дальнейшего, более тесного определения беззаконий порицаемого народа. Если бы числа: три и четыре употребляемы были пророком в значении определенного количества преступлений, то при теснейшем определении этих преступлений следовало бы ожидать подробного перечисления их, чего однако ж на самом деле нет. Теснейшее определение беззаконий порицаемого порода у пророка состоит только в том, что среди этих беззаконий выбирается одно беззаконие наиболее тяжелое и выставляется как образец, свидетельствующий о глубоком развращении, требующем суда наказания. Такого рода определение беззаконий и свидетельствует о неопределенном обозначении множества их числами три и четыре. Как главное преступление, по своей столице–Дамаску названного, царства Сирийского выставляется то, что народ этого царства, по жестоким военным обычаям того времени (ср. 2Цар. 12, 31 ), губил жителей Галаада, жителей восточно-иорданских областей Израильского царства железными с зубчатыми колесами молотилами, употребляемыми при молотьбе хлеба 2 . Такого рода жестокость проявил Дамаск при завоевании восточно-иорданских областей чрез царя своего Азаила, когда царством Израильским управлял Ииуй ( 4Цар. 10, 32.33 . сн. 13, 7) и должен неотвратимо подвергнуться определенному Богом наказанию. Бог не отменит этого наказания именно «потому», говорит Он, «что они (жители царства Сирийского) Галаад давили железными молотилами». |
2. Когда возвещено было дому Давидову и сказано: вот Арам вступил в союз с Ефремом, тогда сердце его и сердце народа его поколебалось, как древа в лесу колеблются от ветра. 3. И сказал Господь Исаии: ступай ты и сын твой Шеар-Иашув на встречу Ахазу, к водопроводу верхнего пруда, на дорогу, к белильничьему полю. 4. И скажи ему: не тревожься, будь спокоен, не страшись, и сердце твое не должно унывать при виде огарков этих дымящихся головней, разгоравшихся в пылу гнева Резина и Сирийцев и сына Ремалиина. 5. Хотя и умышляют против тебя зло, Арам, Ефремляне и сын Ремалиин, и говорят: 6. Нападем на Иудею, возьмем в плен, разделим по себе и поставим в ней Царем сына Тавеилова 123 . 7. Но Господь Иегова говорит так: не состоится этот совет. 8. Но главою Сирии останется Дамаск, а главою Дамаска Резин 124 , и чрез шестьдесят пять лет Ефрем приведен будет в такой упадок, что перестанет быть больше народом. 9. Подобным образом Самария останется главою Ефрема и сын Ремалиин главою Самарии. Но вы не поверите, доколе не будете вполне удостоверены. 10. И продолжал Иегова чрез Пророка говорить с Ахазом, и сказал: 11. Проси себе знамения у Иеговы Бога твоего, здесь ли будешь просить знамение внизу, или там в высоте (небес). 12. И сказал Ахаз: не стану просить и не буду искушать Иегову. 13. На это сказал Пророк: послушайте же, дом Давидов: не довольно ли вам того, что вы отягощаете людей; вы отягощаете еще и Бога моего? 14. Итак Сам Господь даст вам знамение». Паремья содержит две части: в 1-й Пророк успокаивает Царя Ахаза в страх от нападения двух Царей, Сирского и Израильского, удостоверяя в безуспешности вооружения их. Во 2-й, обличая Ахаза в неверии, предлагает ему просить у Господа знамение, для удостоверения своего в предсказании. Историческое объяснение обстоятельств Паремьи Два Царя, Сирский Резин и Израильский Факей, предпринимают вместе войну против Ахаза и поход на Иудею, которая недавнею победою Резина и Факея сильно была потрясена и ослаблена 125 . Ахаз, не надеясь противостать совокупной силе Царей, составил в мыслях план нанять для вспоможения войска Ассирийские. |
Шумеры, затем аморреи – 2050–1750. Аккадские поэмы о сотворении мира и потопе. Хаммурапи ок. 1750 Поздняя бронза 1550–1200 XVIII и XIX династии 1580–1200. Тутмос III 1468–1436 – палестино-сирийские кампании. Аменхотеп IV (Эхнатон) 1375–1350. Культ гелио-польского бога Солнца Ра, а не фиванского Амона. Сети I 1314–1292. Рамзес II 1291–1225. Борьба с хеттами. Мернептах 1225–1215 В Ханаане – хетты. Угаритские таблички (1400– 1300). Выход из Египта в пустыню. В Малой Азии и на севере Сирии – хетты. Начиная с XV в. – апогей хеттской цивилизации. Рост могущества Ассирии 1230 – прибытие в Ханаан Тексты из Тель-Амарны. Стелы Сети I и Рамзеса II в Бейт-Шеан. Стелы упоминают о победе над народом Израиля Железный век 1200–900 XX династия 1184–1070. Рамзес III – ок. 1175 – победа над «народами моря» на берегах Палестины Ок. 1200 – начало завоевания Иисуса Навина. Завоевание Асора и многих «царей» 1200–1100 XXI династия 1070–945 Судьи Девора и Варак. Гедеон. Победа филистимлян при Афеке 1050. Начало царствования Самуила – 1040. Цари Саул 1030–1010 – победы над аммонитянами и филистимлянами. Давид 1010–970 – победы над филистимлянами, моавитянами, арамеями Хова и Дамаска, аммонитянами, амаликитянами, едомитами. Взятие Иерусалима в 1000. Соломон 970–930; строительство Храма; активная торговля, развитие литературы; религиозные традиции евреев фиксируются писцами; широкое использование верблюда в хозяйстве Арамейские царства Арам-Хова, Арам-Хамат, Арам-Мааха, Арам-Рохот, время господства в Вавилоне К 1100 г. апогей могущества Ассирии. Феглаффелласар I, затем упадок Резон, царь Дамаска – ок. 950 Египет Пророки Израиль Арамейские царства Месопотамия Железный век II 900–600 930 – собрание в Сихеме и схизма XX династия. Шешонк I 945–925 – победа над землей Израиля. Стела в Мегиддо Ровоам 928–911 Храм, построенный Шешонком I AXIЯ из Силома Иеровоам 928–907 – пребывание в Фирце; храмы: Дан и Вефиль Дамаск. Тавримон. Венадад I Упадок Ассирии Египет теряет могущество Авия 911–908. Аса 908–867 союз с Венададом I против Ваасы |
100 лет до этого отражал попытки вторжения ассир. царя Салманасара III. Ассир. источники того периода отрывочны, но нек-рые историки полагают, что Тиглатпаласару удалось разбить союзную армию. Судя по 2 Пар 26. 16-20, царь Озия попытался узурпировать некоторые священнические функции, что вызвало оппозицию со стороны священников. Во дни Озии произошло сильнейшее землетрясение, о к-ром помнили века спустя (Ам 1. 1; Зах 14. 5). В 1931 г. в коллекции Русского археологического музея, расположенного на Елеонской (Масличной) горе в Иерусалиме, была обнаружена квадратная каменная плита, содержащая надпись на арам. языке: «Сюда были принесены кости Уззийи [Озии], царя иудейского - не открывать!» Палеографически надпись может быть датирована I в. до Р. X.-I в. по Р. Х.; вероятно, она была выполнена в то время, когда останки царя переместили по неизвестной причине на новое место покоя. Библия отмечает активность сына Озии, царя Иоафама (ок. 750-731), в строительстве, а также его успешную кампанию против аммонитян. По 4 Цар 15. 37, при этом царе начинаются столкновения Иудеи с арам. царствами и Израилем. Видимо, израильтяне и сирийцы хотели заставить Иоафама, отошедшего (возможно, еще при жизни своего отца) от антиассир. союза, вновь присоединиться к нему. В списке ассир. данников этого периода, содержащем имена Рецина II, царя Дамаска, и «Менахема из Самарии», т. е. израильского царя Менаима ( ), Иудея не упоминается. Царь Иоафам оставил попытки своего отца Озии выполнять нек-рые священнические функции: о нем говорится, что в отличие от Озии «он не входил в храм Господень» (2 Пар 27. 2). Согласно 4 Цар 16. 2-4; 2 Пар 28. 1-4, сын Иоафама Ахаз (ок. 735-715) впал в идолопоклонство, в частности в ваализм. Арам. царь Рецин II и израильский царь Факей ( ) организовали поход против Иерусалима, чтобы не только заставить Иудею вновь вступить в антиассир. коалицию, но даже попытаться свергнуть династию Давида (ср.: Ис 7. 6); этот конфликт получил в лит-ре название сиро-ефремовой войны. |
11:24. Адраазар Сувский. См. коммент. ко 2Цар. 8:3–8 и 10о борьбе Давида с арамейскими государствами в Северной Трансиордании и Западной Галилее. Сува была расположена к северу от Дамаска (см. коммент. ко 2Цар. 8:3 ). Это было одно из арамейских царств, господствовавших в некоторых районах Сирии и Северной Месопотамии до усиления влияния Израиля при Давиде и Соломоне. 11:24,25. Арам ( в русском переводе – «Сирия»). Название небольшого государства, расположенного вокруг Дамаска (см.: 2Цар. 8:5,6 ). Возрастание могущества Арама после разделения Израиля на два царства сделало его наиболее влиятельным государством в сиро-палестинском регионе. В ассирийских источниках времен Салманасара III Арам упоминается как серьезный противник и глава антиассирийской коалиции (битва при Каркаре в 853 г. до н. э., см. коммент. к 22:1). 11:26. Цареда. Родину Иеровоама можно идентифицировать как " Ain Seridah, примерно в 15 милях к юго-западу от Сихема на территории Ефремова колена. 11:27. Милло. О конструктивном назначении Милло см. в коммент. к 9:15. 11:28. Должность Иеровоама. Как член государственного аппарата Соломона Иеровоам был начальником общественных работ в округе «дома Иосифова» (Ефрем/Манассия). Поскольку понятие «трудовая повинность» не используется, можно предположить, что Иеровоам надзирал за работами, производимыми израильтянами, а не рабами. Его должность сопоставима с гаЫ Amurrim («начальник аморреев») в текстах из Мари, чьей обязанностью было не только военное командование, но и надсмотр за проведением таких работ, как строительство плотин или восстановление храмов. 11:29. Ахия. Хотя Силом (см.: коммент. к 1Цар. 1:3 ) был разрушен во времена Илия и его культовое значение было в значительной мере утрачено, он сохранил свои религиозные традиции благодаря древности их происхождения. Возможно, втом, что Ахия был родом с северной территории, нет ничего особенного, но он сыграл роль «создателя царя», каковая была характерна для раннего этапа института пророчествования. Саул и Давид были помазаны на царство пророком Самуилом, который также воспитывался в Силоме. |
Для точного уяснения предлагаемых теперь изречений, думаю, снова должно припомнить историю, изложенную в книгах Царств. В то время как Ахаз царствовал над Иудою в Иерусалиме, Факей сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над десятью коленами, пошел войною на Иерусалим. Поскольку же он боялся, что пожалуй слаб будет к тому, чтобы взять его, то взял в союзники по оружию Раассона, царя Сирии и Дамаска ( 4Цар.15:37, 16:5 ). Так говорит и сам блаженный пророк Исаия: и бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Раассон царь Арамль (а это значит: царь Сирийцев или Сирии), и Факей сын Ромелиев, царь Израилев на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его. И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом, то есть, царь Сирийский с происходившим из колена Ефремова и царствовавшим над живущими в Самарии. И ужасеся душа его, и душа людей его, якоже в дубраве древо ветром возколеблется ( Ис.7:1,2 ). Итак, Ефрем, оставивший Спасителя всех Бога, совершенно мало придав значения Его руке и помощи, сделал своим защитником вождя Дамаска и Сирийцев. Этим самым, и весьма естественно, он оскорбил Бога. Таким образом, Дамаск, сказано, разрушенный и опустошенный и потерпевший бедствия, бывшие следствием войны, ксему не будет укреплен, еже вбегнути Ефрему. Но не будет в нем и царство. Впрочем, быть может кто-либо скажет, что и после разрушения Дамаска оказывались некоторые царствовавшие над ним. Так и Павел упоминает, говоря, что в Дамасце языческий князь Арефы царя искал яти его ( 2Кор.11:32 ). Однако слово пророческое представляет очень ясное изображение предмета; потому что ксему не будет, говорит, могущественное и славное царство в Дамасце, хотя и были после того некоторые местные начальники, или лучше, племенные начальники, не облеченные однако же славою истинного царского достоинства. Итак не будет в Дамасце царство, говорит. Ослабеет вместе с ним и остаток Сирян, то есть, весь народ, ему подчиненный, так как Дамаск есть главный город Сирии. Потом самому Дамаску говорит: неси бо ты лучший от сынов Израилевых, и славы их. Ибо если, говорит, удела, Мне отделенного, то есть Израильтян, согрешивших против Меня, Я не пощадил, то каким же образом во всяком случае и всячески не потерпишь вреда от войны и сам ты, ничем не лучший Израиля? |
ГЕННИСАРЙТ (евр.Киннерет) — одно из названий Галилейского озера (Тивериадского моря) и области к западу от него (“земля Геннисаретская» ). ДЕКАЛОГ (греч. «Десятисловие» ) — Десять заповедей Моисея (Исх 20,2—17; Втор 5,6—21). ДЕКАПОЛИС (греч. «Десятиградие» ) — союз заиорданских городов: Пеллы, Диона, Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет—Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы), Дамаска, Филадельфии (Раббат–Аммона, нынешнего Амана). Д. был населен преимущественно язычниками. ДИБСПОРА (греч. «рассеяние» ) — термин, обозначающий иудейские общины, которые обитают вне Палестины. ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам. хасайя, «благочестивые» ), — члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок.150 г. до н. э. Самоназвания Е.: «Сыны света», «Простецы», «Избранники» и др. Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но некоторые селились и в городах. ЗАВЕТ (слав.) — союз, или договор, между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см. Обетование) не оставлять ее. Слово З. обозначает также единение Творца с человеком в богооткровенной религии. ЗАКОН — синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора. ЗЕЛОТЫ (греч.), или КАНАИТЫ (арам.), «ревнители», — партия воинствующих мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога. З. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия З. возникла в первые гг. н. э. Сторонники ее радикального крыла — сикарии (кинжальщики) — избрали путь террористических действий. ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, — племя, родственное израильтянам. И. жили у южного побережья Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они были уже обращены в иудаизм. ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) — выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто обозначается спасение Богом от зла. КАНОН (греч. «правило» ) — словом К. обозначаются книги Св. Писания (см.Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I b. н. э. Новозаветный — был в основном определен к концу II b., а окончательно лишь в начале V b. В широком смысле слова К. означает также церковный устав, или правило. |
Город Дамаск был сильнейший и знаменитейший; но был нечестив и богоборен и пред очами всесвятого Бога был из наиболее ненавистных. Жители его были идолослужители, и как в мерзостях, так вместе и в высокомерии никоим образом не уступали Ассириянам. Но Дамаск и в ином отношении оскорбил всемогущего Бога. Именно, происходившие из племени Израиля, то есть, десять колен и половина колена Ефремова, отделившиеся от Иерусалима, и поселившиеся в Самарии, поклонялись золотым телицам, так как их довел до сего и нечестиво побудил к тому Иеровоам сын Навата. Они совсем удалилась и всецело отпали от любви к Богу и доведены были до забвения закона, данного им чрез премудрого Моисея. Когда же раз время вызывало их, и война имела приити на них, то они более не на Бога спасающего имели надежду, а напротив, скорее приглашали тогдашних жителей Дамаска и царствовавших над всею землею Сирийскою прийти к ним на помощь и взять из руки неприятельской. Посему, и особенно по этой причине, вознегодовал и огорчился на них Бог всяческих. Ибо совсем забыв, что были освобождены из Египта и свергли с себя неудобоносимое иго рабства, а затем перешли чрез море; далее, что ев манну и напоенные водою из камня и одержав верх над всеми врагами, сделались наследниками обетованных отцам благ, они, несчастные, у людей стали просить помощи, как будто решив, что Бог не может спасать их. По этой-то причине и преданы были царю Ассирийскому, который, взяв всю Самарию, разрушил и самый Дамаск и опустошил всю землю Сирийскую. А что слова наши о сем истинны, в том уверит сам пророк Исаия, говорящий: и бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Раассон царь Арамль, и Факеи сын Ромелиев, царь Израилев на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его. И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом ( Ис.7:1,2 ), то есть, царь Сирийский с жившими в Самарии. Ибо Арам значит Сириянин; Ефрем же, как от колена Ефремова, означает всего Израиля жившего в Самарии. Поскольку от колена Ефремова происходил Иоровоам, первый царь Израильский и бывшие вслед за ним по порядку цари, то как бы от царствующего колена, разумею Ефремово, и весь Израиль, живший в Самарии, так обозначается. Найдем же мы и в четвертой книге Царств, что во время царствования Факея в Самарии, с Израильтянами вошли в союз Сирийцы и царствовавший в Дамаске Раассон. Потом Ахаз деньгами привлекает к себе властелина Ассирийского и приглашает его поспешно прийти, защитить его и опустошить Дамаск, что и сбылось ( 4Цар.16 ). Итак, каким образом погиб этот воинственнейший, сильнейший и наглый город, это опять провозвещает нам в сих словах пророк, и говорит: |
| |