Во 2-й четв. XI в. до Р. Х. начинается переселение собственно арам. племен Юж. Сирии: двигаясь на север, они занимают центр и север этой страны и, поднимаясь вдоль течения Евфрата, совершают набеги на область истоков и верхнего течения Тигра. Небольшая область к северу от Тигра, занятая одной из групп А. в ходе этих набегов, получила по ним название Арме. На рубеже XI-X вв. до Р. Х. А. меняют направление своей экспансии с сев. на вост. Они занимают всю В. Месопотамию, ассимилировав родственных им ахламеев (после этого термины «А.» и «ахламеи» могли употребляться в ассир. источниках как взаимозаменяемые). В то же время халдеи, одно из арам. племен Юж. Сирии, двинулись на юго-восток, разорили крайний юг Вавилонии и осели там; впосл. халдеи составили один из главных компонентов населения Вавилонии. К нач. X в. образовались новые арам. гос-ва: Самаль и Арпад в Сев. Сирии, где А. смешались с местными жителями - хеттами, и арам. объединение в В. Месопотамии (библ. Арам-Нахараим, Арамейское Двуречье - Быт 24. 10), вскоре распавшееся на множество племенных княжеств. Однако довольно быстро А. утратили политическую самостоятельность. В 920-855 гг. до Р. Х. ассир. цари покорили всех верхнемесопотамских А. и к сер. IX в. до Р. Х. начали войну с А. Сирии. Самым упорным противником ассирийцев стал Арам-Дамаск (также ведший борьбу с Израилем и временами объединявший под своим влиянием всю Юж. Сирию), но с его падением в 732 г. до Р. Х. и сир. А. были целиком включены в состав Ассирийской державы. Ассирия т. о. объединила в границах одного гос-ва всех А., к-рые и составили большинство населения Ассирийской империи. В результате переселений XI-X вв. до Р. Х. большая часть населения «Плодородного полумесяца» оказалась арамеизирована. Вплоть до араб. завоевания в VII в. по Р. Х. А. были одним из важнейших этносов Передней Азии, а арам. язык стал основным языком международного и культурного общения на Ближ. Востоке. Открывшиеся для А. возможности контактов и усвоение ими богатейшего наследия переднеазиатской, иран., а позднее и античной цивилизаций сделали арам. культуру ведущей культурой Ближ. Востока. Не позднее IX в. до Р. Х. А. восприняли финик. алфавит и перешли к письменной культуре. К кон. I тыс. до Р. Х. А. Сирии находились под влиянием древнеевр. представлений о мире; в частности, А. Дамаска почитали Авраама, к-рый, по преданию, некогда правил в области. На рубеже эр «сирийцы»-А. часто принимали иудаизм, а в первые века по Р. Х. сделались главными носителями христианства в Передней Азии. Большинство А. было ассимилировано и исламизировано арабами после VII в. по Р. Х.; их совр. этническим аналогом, сохранившим первоначальный язык, являются т. н. айсоры. А. в ВЗ

http://pravenc.ru/text/75826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАСК [евр.  ,  ; арам.  ; греч. αμασκς; араб.      ], один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского. Этимология названия Д. неясна. Арам.   (зафиксировано, напр., на стеле Бар-Ракиба (VIII в. до Р. Х.) - KAI. 215. 18) в аккад. (  ;  ;  ;  ;  ;  ), егип. (  ;  ) и евр. (   (3 Цар 11. 24),   (4 Цар 16. 10),   (2 Пар 16. 2; 28. 5)) текстах передается и огласовывается по-разному. Вероятно, оно несемит. происхождения. Географическое и экономическое положение Д. находится к востоку от горы Ермон (совр. Эш-Шейх (Хермон)), у подножия вост. склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов р. Аваны (совр. Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Д. всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближ. Востоке. Вино из Д., особенно из Хелбона (к северу от Д.), было знаменито повсюду на Ближ. Востоке (Иез 27. 18; Strabo. Geogr. XV 3. 22). С древнейших времен через территорию Д. проходили караванные пути с севера на юг. Древнейшие свидетельства Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Д. впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители к-рых были захвачены фараоном Тутмосом III (ок. 1504-1450 гг. до Р. Х.) после сражения при Мегиддо ок. 1482 г. до Р. Х. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (ок. 1417-1379 гг. до Р. Х.), где перечислены неск. городов и гос-в, к-рые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди) (XIV в. до Р. Х.). Согласно этим источникам, Д. в XV-XIII вв. до Р. Х. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах к-рой располагался Д., оказалась в центре противостояния между Египтом, гос-вом хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Д. и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в 4 амарнских письмах (EA. 53, 107, 189, 197). Д. дважды упоминается в кн. Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт 14. 14-15; 15. 2). Однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров. Арамейское царство Д.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕА [Нем. Bea] Августин (25.05.1881, Ридбёринген, Германия - 16.11.1968, Рим), иезуит, кардинал, экзегет, один из организаторов экуменического движения католич. Церкви. Изучал философию и богословие в ун-тах Фрайбурга, Инсбрука, Валкенбурга (Нидерланды), Берлина. В 1902 г. вступил в орден иезуитов, в 1912 г. был рукоположен во пресвитера, в 1921-1924 гг. провинциал иезуитов в Германии. В 1917-1921 гг. преподавал на кафедре ВЗ в Валкенбурге; в 1924-1928 гг. профессор библейского богословия в папском Григорианском ун-те и одновременно (вплоть до 1959) профессор по кафедре исагогики и ветхозаветной экзегезы в папском библейском институте в Риме. В 1930-1949 гг. ректор папского библейского ин-та, издатель ж. «Biblica». Был консультантом в папских конгрегациях: пропаганды веры, Вост. Церквей, обрядов, семинарий и ун-тов, а также членом папских комиссий по библейским исследованиям, по пересмотру Кодекса канонического права. В 1945-1958 гг. исповедник папы Пия XII. В 1959 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан кардинала. Значительное место в научной деятельности Б. занимало изучение библейской археологии и древней истории. Благодаря ему были проведены раскопки в Телейлат-эль-Гассуль, севернее Мёртвого м. Особенно его внимание привлекали раскопки в Рас-Шамра - древнем Угарите , клинописные таблички из Мари , новая лит-ра о Дура-Европос , новооткрытые арам. тексты на папирусах, кумранские рукописи. По инициативе Б. был основан фак-т ориенталистики в Папском библейском ин-те и стал издаваться научный ж. «Orientalica». В области экзегетики его интересы концентрировались на вопросах возникновения Пятикнижия , библейского богословия и особенно на проблемах герменевтики Свящ. Писания. Подчеркивая, что Свящ. Писание является «общим наследием и сокровищем всех христиан», основой для преодоления разногласий между ними, Б. подготовил новое издание лат. перевода псалмов (Il nuovo Psalterio latino: Chiarimenti sull " origine e lo spirito della traduzione. R., 1946), к-рое заменило использовавшийся ранее (со времени папы Дамаса I (366-384)) текст. Пересмотр лат. перевода Библии, предпринятый Б., впосл. привел к полной ревизии Вульгаты .

http://pravenc.ru/text/77742.html

Сирия Сирия ( II Цap. VIII, 12 ). Слово Сирия означается в еврейском тексте словом Арам (см. это слово). В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидиа до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себе Ханаан и Финикию, Килисирию – между двумя рядами гор Ливана, и Верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирии в тесном смысле. Цари сирийские вели частые войны с сынами Израилевыми и иногда были подчиняемы ими, а иногда вступали в союз с ними. Сирия преимущественно находилась под владычеством ассириян, вавилонян, персов, македонян, римлян и магометан, которым принадлежит и в настоящее время. Сирия и Ассирия суть названия совершенно различного происхождения. Первое родственно с Тиром, или Суром, как обыкновенно произносят, а другое ведет свое начало от Ассура. Отличительные черты в физическом виде Сирии составляют большие горные хребты Ливан и Антиливан, тянущиеся с с. к ю., и большие пустыни, лежащие на в. и ю.-в. Долины Сирии очень плодоносны и доселе еще изобилуют пшеницей, виноградом, табаком, тутовыми деревьями, оливками, превосходными плодами, как, напр., апельсины, финики, фисташки и др. Климат в обитаемых частях Сирии удивительно здоров и приятен. Сирию населяют разные народности, но в городах народонаселение по преимуществу состоит из турок и греков. Единственное поколение, которое может считаться туземным, – суть жители вершин Ливана. Замечательнейшие из них суть друзы и марониты. Общий язык их арабский. Воины и правительственные чиновники говорят по-турецки. От древних сирийцев почти не существует никаких следов. Ни одна страна не была так известна в древности, как Сирия. На ю.-з. находилась Обетованная Земля, страна израильтян, колыбель христианства. Финикия, особенно города ее – Тир и Сидон славились своей торговлей. Первоначально столицей Сирии был г. Иоппия, а затем Дамасск, бывший долгое время столицей могущественного государства. Антиохия была некогда царской резиденцией и считалась третьим городом в мире по богатству и народонаселению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнейшие развалины своего древнего величия. Здесь некогда в различные времена сражались за свое господство и преобладание ассирияне, иудеи, греки, парфяне, римляне, сарацины, крестоносцы и турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпей, Антоний, Тит, Аврелиан и др., в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард Львиное Сердце, Саладин и др., и потом во времена, ближайшие к нам, Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собой грозных завоевателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНА [Греч. Παλαιστνη; евр.  ; лат. Palaestina; араб.  ], историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории. В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в ряде областей этого региона сформировались государства древних евреев (см. ст. Израиль древний ). П.- провинция (группа провинций) Римской империи , место Воплощения, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, а также регион возникновения первых христ. общин, формирования Иерусалимской Православной Церкви . География На территории исторической П. расположены современные гос-ва Израиль , Палестина (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и зап. районы Иордании . П. примыкает с востока к побережью Средиземного м.; ограничена на юге и юго-западе Синайской и Аравийской пустынями, на востоке - Сирийской пустыней. На севере П. граничит с древними странами - Сирией и Финикией (см. также Ливан ). Традиционно границей между этими регионами являются район Голан, а также горные массивы Ермон и Кармил , отделяющие холмистые равнины Галилеи и Самарии в Северной П. от Ливанских гор и исторических областей Келесирия (совр. вост. районы Ливана) и Арам (район Дамаска, совр. юго-запад Сирии и север Иордании). Географически П. делится на 3 зоны: прибрежную равнину; центральное нагорье, к-рое переходит в долину р. Иордан ; нагорье к востоку от Иордана, Галилейского моря и Мёртвого м. (Заиорданье). Уровень осадков в различных районах П. снижается от севера к югу, так что во все эпохи древности и средневековья сев. районы П. были более развиты экономически, чем южные. Происхождение названия Происхождение названия П. сложно; в основном оно является внешним по отношению к коренному населению этой страны. Название Палестина восходит к эпохе позднего бронзового века: слова «палест», «паласту», «филист» с XII в.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Арам , по смыслу Ветхого Завета, страна обнимающая все народы, которые обитали в Сирии и Месопотамии к северу от Тавра, к востоку от Тигра; но, так как эти народы никогда не составляли политического единства, то и название это не употребляется коллективно, а только по отношению к некоторым отдельным племенам или странам. Так, Ветхий Завет различает: 1) Арам Нагаранм – Арам между двух рек, страну между Евфратом и Тигром, называемую еще островом ( Быт. 24:10 ; Втор.23:4 ; Суд. 3:8 ; Пс.59 в надписаний); 2) Арам Даммесек, в северо-восточной части Палестины, часто называвшийся просто Арамом, потому что это было наиболее известное племя, и имевшее наиболее значения для Израиля ( 2Цар.8:5 ; Ис.7:8, 17:3 ; Амос.1:5 ); 3) Арам Совба, во времена Саула и Давида наиболее могущественное царство в Сирии, неподалеку от Дамаска и Амаоа ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 ); 4) Арам Беф-Рехов, в северной части Галилеи ( 2Цар.10:6 ); 5) Арам Мааха ( 1Пар.19:6 ); и 6) Арам Гесур ( 2Цар.15:8 ). Распространение арамеян по этим обширным странам было, конечно, постепенное, и пункт, из которого они вышли, обыкновенно определяется Амосом ( Ам.1:5, 9:7 ) (ср. 4Цар.16:9 ), где говорится, что Иегова некогда вывел Арама из Кира, и что он некогда отошлет жителей Дамаска обратно в это место. Некоторые понимают под Киром страну около реки Куры, которая течет между Черным и Каспийскими морями и впадает в последнее после соединения с Араксом; другие находят это место в Кирргосе, к северу от Халева, или ищут его где-нибудь в Месопотамии. Моисей Хоренский упоминает Арам среди предков армянского народа; но Арам столь же мало имеет отношения к Армении, как и к Ерембе или Ариме Гомера. Греки называли арамеян сириянами, что составляет сокращение от слова ассирияне. Те же греки, которые поселились вдоль южного берега Черного моря, сначала прилагали это название к своим каппадокийским соседям, которые были ассирийскими подданными. Отсюда название это распространилось на всю массу населения ассирийской монархии, и таким образом она сделалась синонимом с арамейской. Впоследствии христианские арамеи приняли название сирийцев, так как у иудеев арамеянин значило язычник. Страна, известная под названием Арама, в которой Дамаск был главным городом, была завоевана ассириянами при Феглаф-Фелассаре и сделана была провинцией Ассирии. Впоследствии она находилась под властью Вавилоно-Халдейской монархии и потом под римским владычеством, пока, после смерти Александра Великого, не превратилась в самостоятельное царство Сирийское, под главенством Селевкидов. Помпей подчинил ее Риму в 64 г. до Р. Х. Религия древних арамеян была сродна с ассирийско-вавилонским поклонением природе. От своих арамейских родичей израильтяне усвоили и приняли терафимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сирийцы, Сирия I. 1) сирийцы, или арамеи – их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима ( Быт. 10:22 ), – это группа семит. племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев. части вост. берега р. Иордан. ВЗ называет родиной С. Каир ( Ам. 9 – в евр. оригинале – Геир). Арамеями считались и не происходившие от Арама потомки Нахора, брата Авраама ( Быт. 22:20–24 ; Быт. 25:20 ; Быт. 31:24 ). Судя по Быт. 31:47 , Лаван говорил по-арам. (⇒ Арамейский язык, I). Иаков, вероятно, по причине его пребывания в Сирии и женитьбы на дочерях Лавана, также упомянут как «странствующий Арамеянин» ( Втор. 26:5 ). 2) в ассир. надписях сирийцы – называемые «араму», «аруму», «ариме» или «армаия», – упоминаются начиная с XII в. до Р.Х. Они продвигались от аравийско-сирийской пустыни к Евфрату, одноврем. с этим появились в Вавилонии и двигались по направлению к Кархемишу. Около 1000 г. до Р.Х. арам. ⇒ халдеи пришли на юг Вавилонии; в долине Хабора (Ховара) и Балиха, как и вокруг Зинджирли, существовали арам. царства. Сев. и вост. Кархемиша гос-во арамеев располагалось на обоих берегах Евфрата. На юге Сирии также находился ряд небольших арам. царств: Дамасское ( 2Цар. 8:5 ) – юго-вост. Антиливана, царство Цова (в Синод. пер. – Сувское, 2Цар. 8:3 ) – сев. него и, вероятно, включало и сев. часть равнины Бекаа; царство Рехов ( 2Цар. 10:8 ), предположит. находившееся в юж. части Бекаа, у Ермона (ср. Суд. 18:28 ); царства Мааха ( 2Цар. 10:8 ) и Гессур ( 2Цар. 15:8 ) охватывали области сев. и сев.-вост. Геннисаретского озера; царство Тов ( 2Цар. 10:8 , в Синод. пер. выражение иш Тов – «человек (в собират. смысле) Това» – передано как Истов) располагалось на Иармуке, вост. Едреи. У С. никогда не было единого государства; раздробленные мелкие сир. государства или города-государства становились объектами притязаний крупных централизов. гос-в; 3) израильтянам со времен Саула ( 1Цар. 14:47 ) и Давида ( 2Цар. 8:3.5 ; 2Цар. 10:8.19 ) приходилось бороться с арамеями. Подвластная Соломону тер. – вплоть до Типсаха на Евфрате – включала юж. часть Сирии ( 3Цар. 4:21 ; 2Пар. 8:3 ), сев. же государства арамеев оставались самостоятельными. После распада царства Соломона Дамаск (⇒ Венадад ⇒ Азаил ⇒ Рецин) был одним из опаснейших противников израильтян, особенно Северного царства (до тех пор, пока оба царства сохраняли независимость от великих царств Месопотамии);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Эрик Нюстрем (протестант) Сирия Сирия Сирия в еврейском тексте обозначается словом Арам. Слово Сирия, которое является или сокращением слова Ассирия, или новообразованием от слова Сур или Цор (Тир), – у древних имело неопределенное меняющееся значение. В широком смысле оно употреблялось, как название страны вдоль всего восточного берега Средиземного моря до самого Евфрата, включая сюда и Месопотамию; в более же узком смысле слова, Сирия обозначала страну между Финикией на юге и горой Тавр на севере и между морем на западе и Пальмирской пустыней на востоке; так, обыкновенно, представляют Сирию в противоположность Палестине. Точнее же говоря, это страна, расположенная между Средиземным морем и Сирийской пустыней и между Тиром и заливом Искендерун; протяжением около 54 км. в длину и от 16 до 32 км. в ширину. Южная часть до реки Нахр-ель-Кебир, состоит из Ливанской и Антиливанской горных цепей, затем следуют горы Джебель-эль-Ансарие, а далее, на севере, тянутся отроги Тавра. Плоскогорие между Ливаном и Антиливаном, называемое Эль-Бека (древняя Келесирия), служит водоразделом для некоторых рек: Литани или Леонтеса, текущего на юг и впадающего в море к северу от Тира, Барада в направлении к Дамаску и Оронта или Эль-Ази, который стремительно несется через всю северную Сирию и впадает в Средиземное море к югу от Антиохии. Еврейское слово Арам, которое, как полагают, означает возвышенную страну, в противоположность береговои низменной стране, населенной хананеями, имело различные значения. В Ветхом Завете оно обозначает страны, расположенные к востоку и северо-востоку от Палестины ( 4Цар 24.2 ), и также их отдельные части. 2. Арам Цоба (русск. пер. «Сирия Цованская») – арамейское царство к северо-востоку от Дамаска ( Пс 59.2 ), которое многократно воевало с израильтянами. Саул вел войны с царями Совы ( 1Цар 14.47 ), но Давид первый серьезно решил покончить с Совой (Сувой) и другими сирийскими племенами. Он наложил на них тяжкое наказание и взял большое количество пленных ( 2Цар 8.3 и дал.). Потом сирийцы Сувы вновь восстали и помогли аммонитянам воевавшим с Давидом, что стоило им нового поражения ( 2Цар 10.6 и дал., 1Пар 19.6 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 7 Ис.7:1 . Взыде Расин царь Арамль, и Факей сын Ромелиев, царь Израилев. Расин (Рецин) и сын Ромелиев (Ремалиин) шли сразиться с Ахазом, но «не возмогоша» , потому что устрашились нашествия царя Ассирийского. Ис.7:2 . И возвестися в дому Давыдове, глаголя: совещася Арам со Ефремом... Ис.7:3 . И рече Господь ко Исаии: изыди во сретение Ахазу ты и оставыйся Иасув (Сариасув) сын твой... Ис.7:4 . и речеши ему... не бойся, ниже душа твоя да не изнеможет от двою концу главень дымящихся сих. Когда дом Давидов, царство Иудейское и царь пришли в трепет, потому что Сирияне и Ефремляне заключили между собой союз, чтобы идти на Иерусалим, и как древо, колеблемое ветром, поколебался дом Иудин, тогда Господь сказал пророку Исаии: «изыди,.. ты и... Иасув ( Шеар-ясув или Сариасув) оставши йся сын твой». И то, что сказано при этом Исаией, подобного этому, не сказано ни одним из пророков. «Концами главень» пророк называет Сирийского и Самарийского царей, потому что вознамерились они вступить в брань с Главой всяческих; и " головнями дымящимися» называет их потому, что вознамерились вести брань с Тем, Кто есть огонь поядаяй. Ис.7:8 . Яко глава Араму Дамаск столица городов Сирийских есть Дамаск. Ис.7:9 . Глава же городов Ефремовых Соморон Ис.7:8 . но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий, то есть Ефремляне будут пленены Ассириянами. Ис.7:10 . И рече ко Ахазу:. Ис.7:11 . проси себе знамения от Господа. Проси, – говорит пророк, – себе знамения, какого хочешь и где хочешь. Ис.7:13 . Еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете... труд Богу моему? Ужели мало вам отягощать пророков, что отягощаете Господа пророков? Ис.7:14 . Сего ради... чтобы не отягощать вам более глаголющего во мне Бога се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречется имя Ему Еммануил. Здесь противоречие по наименованию и по самой природе. Если Дева, то как зачинает? Если зачинает, то почему Дева? И кто слышит это, тот может ли поверить этому? Даст Господь Сам вам знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Израильскими археологами найдена скульптурная голова царя IX века до нашей эры Скульптура является редким образцом искусства периода, связанного с библейскими царями ИЕРУСАЛИМ. Загадочная скульптурная голова царя, которой предположительно почти 3 000 лет, поставила в тупик ученых, которые пытаются выяснить, кого она изображает, сообщает интернет-ресурс phys.org. 5-сантиметровая (2-дюймовая) скульптура является чрезвычайно редким образцом изобразительного искусства Святой Земли IX века до н.э. — период, связанного с библейскими царями. Скульптура весьма неплохо сохранилась, не считая незначительных повреждений бороды. Ничего подобного археологи раньше не находили. Хотя ученые уверены, что бородатая голова в золотой короне представляет царскую особу, они гораздом менее способны оценить, какого царя она изображает, равно как и определить, в каком царстве он, возможно, правил. Археологи обнаружили скульптуру в 2017 году во время раскопок на участке под названием Абель Бет Мааках, расположенном к югу от границы Израиля с Ливаном, недалеко от современного города Метула. Археологи девятнадцатого века идентифицировали это место как поселение под названием Абиль аль-Кам. Город с таким же названием упоминается в библейской Книге царств. В IX веке до нашей эры древний город был расположен в лиминальной зоне между тремя региональными державами: Арамейским царством с центром в Дамаске, расположенным на востоке, финикийским городом Тир на западе и Израильским царством со столицей в Самарии на юге. Первая книга царств (15:20) упоминает Абель Бет Мааках в списке городов, на которые напал Арамейский царь Бен-Хадад во время похода против Израильского царства. «Это место очень важно, и потому все говорит о том, что оно, возможно, переходило из рук в руки между этими политиками, наиболее вероятно, между Арам-Дамаском и Израилем», — сказал археолог из Еврейского университета Наама Яхалом-Мак, которая возглавляет совместные с Калифорнийским университетом Azusa Pacificuccлeдobahuя с 2013 года.

http://sedmitza.ru/text/8164136.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010