Сенсационным открытием в зоне ворот стала т. н. стела из Д., обнаруженная в 1993 г. в кладке вост. фасада стены, ведущей к внешним воротам: это вторично использованный кусок черного базальта с арам. надписью из 10 строк (2 небольших фрагмента нашли в 1994, но вопрос об их месте в общем тексте остается открытым) - часть победной стелы покорившего Д. царя (правителя Дамаска Азаила или Венадада I/II?). Текст стелы, датируемый 2-й пол. IX-VIII в. до Р. Х. (до ассир. вторжения в 733 или 732), содержит имена царей Израиля, в т. ч. из «дома Давида» (чтение Бирана и Й. Наве, поддержанное А. Лемером). Это единственное в археологических материалах, а также первое и древнейшее упоминание царя Давида вне текста Библии, к-рое может служить подтверждением аутентичности и офиц. характера формулировки «дом Давида», используемой в ВЗ в отношении царей Иудеи с кон. IX в. до Р. Х. Большинство лингвистов и археологов считают стелу подлинной, а прочтение текста - весьма вероятным, хотя был предпринят ряд попыток (Р. Гмиркин, Т. Томпсон) дезавуировать значение надписи: по-иному интерпретировать буквы (сочетание букв  , читаемое как «Давид», можно, напр., прочесть и как   - «любимый») или допустить неподлинность стелы (что маловероятно, учитывая степень документированности находки). Др. район с исключительными находками - большой культовый участок вблизи источника, на сев.-вост. оконечности холма. Археологические материалы (в т. ч. обломки статуэток позднебронзового века) показывают, что святилище возникло задолго до прихода израильтян, однако первые монументальные сооружения построили именно они. В кон. X в. израильский царь Иеровоам I (ок. 928-907 гг. до Р. Х.) поставил в Д. одного из 2 золотых тельцов и ввел идолослужение на высотах (3 Цар 12. 30; 4 Цар 10. 29; ср. Ам 8. 14). Д. оставался главным религ. центром при Ахаве (ок. 871-852) и Ровоаме II (ок. 784-748 гг. до Р. Х.), что подтверждают данные раскопок: здесь открыты прямоугольная платформа из больших тесаных блоков известняка, часть большого хранилища с 2 пифосами (ок.

http://pravenc.ru/text/168792.html

Царские надписи на раннеарам. документируют историю арам. гос-в, имевших разнообразные, в т. ч. и военные, контакты с Иудейским и Израильским царствами. Одна из них ( Donner H. , R ö llig W. N 201) сделана по заказу Бархадада, «царя Арама»; ни содержание надписи, ни палеографические данные не дают возможности установить, идет ли речь о Венададе (Бархададе) I (3 Цар 15. 18) или о Венададе (Бархададе) II (4 Цар 6. 24; 8. 7 сл.). Нек-рые арам. надписи этого периода найдены в Палестине (Эн-Гев, Дан), что, возможно, подтверждает сообщения Библии об арам. оккупации территорий Сев. царства в IX в. до Р. Х. (3 Цар 15. 20; 4 Цар 13. 22-23). Для истории пророчества в древней Сирии и Палестине интерес представляют надпись из Дейр-Алла (долина Иордана) и стела Закира, царя г. Хамат (найдена в Афисе, в 45 км от Халеба, Сирия). Найденные в 1993 и 1995 гг. в Дане фрагменты арам. надписи на каменной стеле, сделанной, по-видимому, по заказу арам. правителя, поклонявшегося богу Хададу и воевавшего с Израилем, датируются IX в. до Р. Х. По интерпретации А. Бирана и Д. Наве, стела сделана Азаилом , известным из Библии царем Дамаска (2 Цар 8. 7-15). Заслуживает внимания - если интерпретация надписи верна - единственное упоминание имени царя Давида в эпиграфике библейского периода: в одной из строчек надписи содержатся знаки  , интерпретируемые как «дом [династия?] Давида». Гораздо больший интерес представляет неоднократное употребление т. н. «перевернутого» имперфекта (ср.   в древнеевр.), долгое время считавшегося уникальной особенностью ветхозаветной повествовательной прозы. Имперский (офиц.) арам. Благодаря активной завоевательной политике Нововавилонской и Ахеменидской империй А. я. в этот период распространился от В. Египта до Индии и от М. Азии до Аравийского п-ова. Сохранившиеся документы представляют собой в основном офиц. и частные письма, правовые и хозяйственные документы, фрагменты лит. произведений. Отдельные монументальные надписи на камне найдены в Египте, Аравии и в М. Азии. Большая часть документов обнаружена в Египте, где климатические условия способствуют сохранности папируса и кожи.

http://pravenc.ru/text/75828.html

В остальных случаях термином «Арам» (евр.  ) именовались одно из этих царств (гл. обр. Дамаск) или все А. указанного региона (3 Цар 10. 29, 2 Пар 1. 17; Суд 10. 6; Ам 9. 7). В Четвертой книге Царств (24. 2) и в Книге пророка Иеремии (35. 11) упоминаются верхнемесопотамские А. в армии халдейской Вавилонии (VI в. до Р. Х.). Можно сказать, что А. были более или менее постоянными политическими противниками Израиля. Саул воевал с Арам-Цобой, в те времена сильнейшим из арам. гос-в, простиравшим свою власть до Евфрата (1 Цар 14. 47). Давид покорил все арам. царства Сирии (2 Цар 8. 3-5), но после смерти Соломона А. становятся совершенно независимы от Израиля. Войны Саула и Давида сокрушили могущество Арам-Цобы, и к кон. X в. гегемоном среди арам. царств был уже Дамаск. С этого времени Израиль почти непрерывно воюет с царями Дамаска. В исключительном случае враждующие стороны оказались способны объединить усилия по отражению общего врага - ассирийцев, со 2-й четв. IX в. до Р. Х. грозивших странам Вост. Средиземноморья, в 854 г. до Р. Х. Ахав вместе с царем Дамаска отразил нападение ассирийцев, но даже их новые нашествия не смогли прекратить вражду с А. В 30-х гг. XVIII в. до Р. Х. в трехсторонний конфликт Иудеи, Израиля и Дамаска вмешался ассир. царь Тиглатпаласар III, что уже к 732 г. до Р. Х. привело к прямой аннексии всех арам. княжеств Ассирией и установлению ассир. протектората над Израилем и Иудеей. Лит.: Kupper J. R. Les nomades en Mésopotamie au temps des rois de Mari. P., 1957; Wiseman D. J. Peoples of Old Testament Times. Oxf., 1973; Sader H. Les états araméens de Syrie depuis leur fondation jusqu " à leur transformation en provinces assyriennes. Wiesbaden, 1987; История Востока. М., 1997. Т. 1. А. А. Немировский Арам. религия О религии А. кочевого периода, т. е. до их появления в Сирии и Месопотамии в XI-X вв. до Р. Х., практически ничего не известно. Как только арам. племена становились оседлыми, они усваивали пантеон тех областей, где селились: месопотамский, ханаанейский, финикийский, хеттский или хурритский, т.

http://pravenc.ru/text/75826.html

ВЗ содержит сведения практически обо всех эпохах существования А. В родословиях кн. Бытия приводятся 2 генеалогии А.: по одной - их родоначальник Арам считается сыном Сима (10. 22-23), имена его детей совпадают с названиями арам. княжеств. Др. генеалогия (Быт 22. 21-24) содержит перечисление восходящих к Нахору представителей племенного союза, к-рые далее называются А. (Быт 25. 20; 28. 5). Из локализации соответствующих племен (Уц в районе Дамаска, Вуз в Сев. Аравии, Хазо на границе Эдома, Мааха в верховьях Иордана) и дальнейшего повествования кн. Бытия о том, что потомки Нахора обитают на вост. рубежах Св. земли (Быт 29. 1 сл.) и удерживают с Израилем общую границу в Галааде (Быт 31. 44-54), становится ясно, что этот общеарам. массив находился в Юж. Сирии. Судя по тому, что в генеалогии потомков Нахора еще значится Кесед (эпоним халдеев, к-рые уже в XI в. отделились от арам. общности), но отсутствуют существовавшие к 1050 г. до Р. Х. арам. царства в Дамаске, Цобе, эта генеалогия соответствует периоду до великого переселения А. в XI в. и отражает существование арам. племенной общности Юж. Сирии в XIV-XII вв. до Р. Х. По-видимому, территория расселения именно этой общности именуется в Библии «Падан-Арам» (     - надел арамеев, в синодальном пер.- Месопотамия (Быт 25. 20)). Арам. расселение в В. Месопотамии отразилось в кн. Бытия в наименовании «Арам-Нахараим» и в упоминании об А., проживавших в окр. Харрана (Быт 27. 43); впосл. эти верхнемесопотамские А. слились в одно целое с более ранними южносир. Халдеи со времен их отселения в XI в. до Р. Х. уже не воспринимались как А. (хотя по-прежнему говорили на арам. языке), и термины «А.» и «халдеи» употребляются в Библии как обозначения различных народов. С библейской т. зр., южносир. гос-ва с арам. династиями образовывали в I тыс. до Р. Х. единый особый регион. Арам. Сев. Сирия воспринималась как исконно хеттская, и к ее населению термин «А.» не применялся. Книги Царств систематически упоминают арам. царства Юж. Сирии, включая в их название слово «Арам»: Арам-Бет-Рехов, Арам-Дамаск, Арам-Мааха и Арам-Цоба.

http://pravenc.ru/text/75826.html

Среди др. семит. языков, в частности среди языков сев.-зап. группы, арам. выделяется следующими чертами: по составу согласных фонем т. н. классический арам. отличается от древнеевр. отсутствием  () и иным происхождением нек-рых согласных; редуцирование безударного краткого гласного в открытом слоге:         - он написал; определенное состояние имени выражается артиклем, присоединяемым к концу слова:   - царь;   - этот царь; имена муж. рода во мн. ч. имеют окончание    , а жен.- -  ; притяжательный, глагольный и местоименный суффикс 1-го лица мн. ч.  ; отсутствие n -породы (   ) и наличие породы  , сочетающей в себе аффиксы   (   ) и   в системе глагольных пород. Классификация Существует неск. вариантов классификации А. я., различия между к-рыми в основном сводятся к тому, что понимать под «средним арамейским» и как делить на диалекты иудейско-палестинский арам. (в широком смысле) на рубеже эр. Т. о., выделяются следующие периоды в истории А. я.: раннеарам. (IX-VI вв. до Р. Х.), имперский (офиц.) арам. (VI в.- ок. 200 до Р. Х.), средний арам. (до ок. 250 по Р. Х.), поздний арам. (до ок. 1200 по Р. Х.), совр. арам. (до наст. времени). Понятие «староарамейский» включает раннеарам., имперский арам., библейский арам. (как правило, его относят к имперскому), кумранский арам. и язык арам. эпиграфики эллинистического периода (оба являются частью среднего арам.). Раннеарам. (или древний а. я.) Представлен исключительно эпиграфическими документами, свидетельствующими о бытовании арам. как офиц. языка первых арам. гос-в (Арпада, Гузаны, Дамаска, Самаля, Халеба, Хамата). Это договоры, царские надписи (посвятительные, строительные и др.), печати. Интерес представляют договоры из г. Сафира между царем Арпада и царем города КТК (   ( Donner H. , R ö llig W. N 222-224), к-рые наряду с вассальными договорами Асархаддона и хеттскими договорами можно рассматривать как сравнительный материал для исследования Второзакония : принимаемые обязательства имеют значение не только для договаривающихся сторон, но и для их потомков (Ibid. N 222 А 1-5; ср.: Втор 29. 14); употребление при обращении к сторонам то ед., то мн. ч. (Втор 6. 7-9 и 11. 18-20; 12. 1-12 и 12. 13-25) находит параллель и в договорах из г. Сафира ( Donner H. , R ö llig W. N 224. 4, 16, 23 и N 224. 9, 14, 20, 27); договоры снабжены пространными проклятиями тем, кто нарушит их (Ibid. N 222. A 14-42; ср.: Втор 28.16-46).

http://pravenc.ru/text/75828.html

Отношения А. с древнеевр. государственностью насчитывают неск. сот лет. Израиль и Иудея стали объектами ассир. экспансии в странах Вост. Средиземноморья, где основным противником А. был Арам-Дамаск. Ок. 1100 г. до Р. Х., в правление Тиглатпаласара I, А. впервые появляется на границах Св. земли и подчиняет себе Сев. Финикию вплоть до Сидона. Возможно, воспоминания о великом завоевателе Тукульти-Нинурте I (1244-1208 до Р. Х.) отразились в образе Нимрода (Быт 10. 8-9). Однако более определенные сведения об А. Свящ. Писание приводит только с IX в. до Р. Х. В 853 г. до Р. Х. Салманасар III , пытаясь захватить Сирию, потерпел поражение в битве при Каркаре от коалиции местных царей, включая израильского царя Ахава , царя Дамаска, царя Аммона и др. В 841 г. до Р. Х. Салманасару удалось одержать победу над Дамаском, и израильский царь Ииуй стал почти на 10 лет данником А. вместе с правителями Тира и Сидона. После длительного перерыва ассирийцы появились на рубежах Израиля ок. 796 г. до Р. Х., при Ададнерари III, и ненадолго покорили израильского царя Иоаса , царя Дамаска, Эдом (библ. Едом ) и филистимлян, а Иоас, воспользовавшись ослаблением Дамаска под ударами ассирийцев, «возвратил города Израилевы» (4 Цар 13. 25). Потерпев поражение от Урарту, ассирийцы вновь оказались в этом регионе только при Тиглатпаласаре III, к-рый, захватив Сев. и Центр. Сирию, ок. 740 г. до Р. Х. добился выплаты дани со стороны израильского царя Менаима (4 Цар 15. 19). При царе Факее Израиль пытался восстановить свою независимость (ок. 737 до Р. Х.), но Тиглатпаласар, вмешавшись по просьбе иудейского царя Ахаза в его конфликт с царями Израиля и Дамаска, разгромил Израиль (733 до Р. Х.), захватил Дамаск и добился замены Факея на Осию (732 до Р. Х.). Большая часть территории Израиля была занята ассирийцами, на оставшуюся часть с центром в Самарии наложена тяжелая дань. В результате Иудея впервые за свою историю попала в зависимость от А. (4 Цар 16. 10). Попытка Осии по смерти Тиглатпаласара освободиться от А. вызвала карательный поход, осаду Салманасаром V Самарии (725-722 до Р. Х.) и после ее падения захват Израильского царства Саргоном II, подавившим в 720 г. до Р. Х. восстание в Самарии. Значительную часть израильтян в неск. этапов переселили на восток, а на их место поселили арамеев и арабов (4 Цар 17. 4-6). После смерти Саргона II Иудейское царство отказалось признавать власть А. (ок. 704 до Р. Х.). Карательный поход нового ассир. царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до Р. Х. завершился признанием царем Езекией владычества А. и выплатой огромной дани (4 Цар 19. 37). С тех пор Иудея не выходила из-под ассир. власти вплоть до нашествия скифов (ок. 630 до Р. Х.), положившего конец могуществу А. Это помогло иудейскому царю Иосии восстановить независимость, а также присоединить к Иудее все земли, к-рые принадлежали ей во времена царствования Давида и Соломона.

http://pravenc.ru/text/76692.html

ГЕННИСАРЙТ (евр.Киннерет) – одно из названий Галилейского озера (Тивериадского моря) и области к западу от него (“земля Геннисаретская”). ДЕКАЛОГ (греч. “Десятисловие”) – Десять заповедей Моисея ( Исх. 20:2-17 ; Втор 5,6-21 ). ДЕКАПОЛИС (греч. “Десятиградие”) – союз заиорданских городов: Пеллы, Диона, Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы), Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Амана). Д. был населен преимущественно язычниками. ДИБСПОРА (греч. “рассеяние”) – термин, обозначающий иудейские общины, которые обитают вне Палестины. ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам. хасайя, “благочестивые”), – члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок.150 г. до н.э. Самоназвания Е.: “Сыны света”, “Простецы”, “Избранники” и др. Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см.Кумран), но некоторые селились и в городах. ЗАВЕТ (слав.) – союз, или договор, между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см.Обетование) не оставлять ее. Слово З. обозначает также единение Творца с человеком в богооткровенной религии. ЗАКОН – синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора. ЗЕЛОТЫ (греч.), или КАНАИТЫ (арам.), “ревнители”, – партия воинствующих мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога. З. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия З. возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла — сикарии (кинжальщики) – избрали путь террористических действий. ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, – племя, родственное израильтянам. И. жили у южного побережья Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они были уже обращены в иудаизм. ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) – выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто обозначается спасение Богом от зла. КАНОН (греч. “правило”) – словом К. обозначаются книги Св.Писания (см.Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в. н.э. Новозаветный — был в основном определен в концу II в., а окончательно лишь в начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав, или правило.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/10

В ассир. описании битвы при Каркаре в анналах Салманасара III арам. царь назван по аккад. Адад идри. Мн. исследователи на основании этого полагают, что здесь говорится не о В., а о др. царе, к-рый может быть соотнесен с неназванным по имени арам. царем из 3 Цар 22. 2 - 4 Цар 6. 23. Во 2-й пол. XX в. велись дискуссии относительно исторической идентификации арам. правителя, упомянутого в 3 Цар 20 - 4 Цар 8, тем более что имя Венадад не встречается в ряде стихов из этого повествования. В качестве основной причины указывается расхождение повествований 3 Цар 20. 2-26, где описан конфликт между Израилем и Дамаском во время правления царя Ахава, и 4 Цар 5-8, где речь идет о союзнических отношениях между этими царствами во время правления сыновей Ахава - Охозии и Иорама. Указывают также на противоречия в описании отношений Израиля и Дамаска в Свящ. Писании и во внебиблейских источниках (надписи Салманасара III - ANET. P. 278-279 и на камне Меши - ANET. P. 320-321). Нек-рые исследователи настаивали на том, что здесь был упомянут отец В., но тогда его правление должно было занимать более 40 лет, что маловероятно (W. Albright). Др. в соответствии с традиц. т. зр. (см.: Mazar) считали его преемником Венадада I и называли его Венададом II. Большая часть исследователей утверждают, что В. из 3 Цар 20-22 - 4 Цар 5-8 должен быть отождествлен с Венададом III, сыном Азаила, и что описываемые здесь события были ошибочно отнесены ко временам израильского царя Ахава и его сыновей, а происходили позднее, в правление царей Иохаза и Иоаса (ок. 814-782 гг. до Р. Х.). (подробнее см.: Pitard). С др. стороны, история убийства В. Азаилом и узурпации им власти никак не может быть соотнесена с этой концепцией и с Венададом III (4 Цар 8. 7-15). Т. о., в наст. время этот вопрос решается каждым исследователем в рамках собственных интерпретаций Свящ. истории, единого мнения не существует. Венадад III (ок. 790-770 гг. до Р. Х.), сын одного из самых могущественных правителей Дамаска Азаила (4 Цар 13. 3-7, 22-25). Правление В. характеризовалось упадком политического могущества Дамаска, потерей власти над бывш. вассалом его отца - Израилем (4 Цар 10. 32-33). Израильский царь Иоас возвратил города, захваченные предшественниками В., и во исполнение предсказания прор. Елисея (4 Цар 13. 17-19) разбил армию В. в 3 сражениях (4 Цар 13. 25). Неудачи во внешней политике В. подтверждают также и внебиблейские источники. Надпись Закира, арам. правителя Хамата (VIII в. до Р. Х.), повествует о созданной В. военной коалиции против объединенных земель Хамата и Луаша. Он вместе с войсками сев. территорий Сирии осадил Закира в г. Хазраке, но вынужден был отступить. Надпись ассир. царя Ададнерари III (ок. 810-783) сообщает о его вторжении в Дамаск и получении от В. большой дани. В пророческой лит-ре содержатся предсказания об уничтожении «чертогов Венадада» (Ам 1. 4; Иер 49. 27).

http://pravenc.ru/text/150179.html

Быт.22:14 . «И назвал Авраам то место именем “Господь видит”, так что сегодня говорят: “На горе Господь видит”». Вместо стоящего здесь «видит» в еврейском тексте написано: «Виден будет». У евреев это вошло в поговорку: если они когда-либо оказываются в стеснённом положении и ищут поддержки у Бога, то говорят: «На горе Господь виден будет», то есть как Он помиловал Авраама, так помилует и нас. Поэтому они и теперь имеют обычай трубить в рог в ознаменование ниспосланного [Аврааму] овна. Быт.22:20–22 . «И сообщили Аврааму, говоря: “Вот даже Милка родила твоему брату Нахору сыновей: Уса, его первенца, Вуза, брата его, Камула, отца сирийцев, и Каседа”». У Нахора, брата Авраама, от жены его Милки, дочери Арана, родился сын-первенец по имени Ус, от ветви которого произошёл Иов, как написано в начале книги, посвящённой ему: «Был человек в земле Ус, по имени Иов» ( Uob. I, I ). Поэтому неверно считают некоторые, будто Иов ведёт свою родословную от Исава, потому что содержащееся в конце Книги Иова (а именно то, что книга была переведена с сирийского языка, и то, что Иов является четвёртым от Исава, и прочее, что там содержится ( Иов. 42, 17 по LXX)) в еврейских книгах отсутствует. Вторым у Милки родился Вуз, которого Семьдесят толковников пожелали назвать Вауз. И из рода был прорицатель Валаам (таково еврейское предание), который в Книге Иова носит имя Елиуй. Сначала он был человеком святым и пророком Божьим, но потом из-за непослушания и желания подношений, когда он стал стремиться проклясть Израиль, ему дали прозвище «прорицатель» ( Числ. 22–24 ; Нав. 13, 22 ). О нём говорится в той же самой книге: «И разгневался Елиуй, сын Варахиила Вузитянина» ( Иов. 32, 2 ) – ясно, что он происходит от корня того самого Вуза. А Камуил – отец Дамаска. Дело в том, что этот город [также] называется Арам. Именно это название написано здесь [у евреев] вместо Сирии. Под этим названием Сирия значится и у Исаии. И четвёртый сын – Хасед. От него впоследствии были названы хасдим, то есть халдеи. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Властители новоассир. царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884–858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиглатпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). ⇒ Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя ⇒ Азаила и обложил данью израил. царя ⇒ Ииуя . После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, которым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассир. мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4Цар. 15:19 ; 1Пар. 5:26 ), который в 745 г. до Р.Х. взошел на ассир. престол как ⇒ Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь ⇒ Менаим покорился ему добровольно ( 4Цар 15:19 и след.). Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царь ⇒ Ахаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама). Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4Цар. 16:5–9 ; ⇒ Ахаз , 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским гос-вом был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. ⇒ Салманасар V (727–722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассир. вассал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань ( 4Цар. 17:4 ). По-видимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику ⇒ Саргону II (722–705 гг. до Р.Х.), прославившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4Цар. 17:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010