Макарьевские Великие Четии-Минеи, 23 марта, л. 912-й). В средине жития находится черновой набросок того же жития, написанный и во многих местах исправленный рукою Святителя. Л. 235-й. О черноризце Аполлоне. Начало: «Видехом другого мужа свята именем Аполлона»... Заметка: «марта 31». Л. 245-й. «М ца марта в 30 день (на л. 244: «марта 31») житие и подвиги и чудес сказание с того с щенномученика Ипатиа, еп па Гаггранского». Начало: «Прииде нам днесь иже добрых виновник»... Л. 256-й. «Марта 31-го. Vita ss. рр. f. 460 et 747. Acta ss. jann. tomo 2, die 25, fol 623». Начало жития: «Бе некий муж праведен сый и преподобен, именем Аполлоний от града Февсаиды»... Л. 264-й. «О лете скончаниа преп. Марии Египетской рассмотрение». Л. 266-й. «М ца Апреля в 6 день память и житие блаженного о ца нашего и учителя Мефодия Архиепископа Моравска». Начало: «Бог всемогыи и благий».. Заметки – сверху листа: «Из великой Минеи Чете преписано» (Макарьевские Великие Четии-Минеи, апрель, л. 93-й); на поле: «Мая 11-го». Л. 273-й. «Слово похвальное Кириллу и Мефодию» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, ib., л. 97). Л. 280-й. «Марта 24-го». «М ца того же в 24. Страсть священномученика Артемона». Начало: «В лето двадесять четвертое царя Диоклетиана мятеж бысть»... Заметка: «Из Чете великой» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи марта, л. 579-й)... «Апреля 13-го». В тексте есть незначительные исправления. Л. 284-й. «Служба, житие и чудеса преподобного Кассиана Римлянина грека Учемскиа пустыни, Углецкого нового чудотворца». Начало жития: «Православнии слушателие, отцы и братия» ... После жития (л. 301 и далее) находится 18 чудес. Л. 313-й. «М ца мая в 9 день. Муч ние с того м ч н ка Христофора». Начало: «Лето второенадесят царствующу Декию». Заметки: «В великой Минеи Чет " л. хч» (По указ. арх. Иосифа, май, л. 348)». Л. 313-й. «М ца мая в 10 день. Страдание с того мученика Еразма». Начало: «В Антиохийском граде бысть смущение христианом». Заметки, справа: «В Прологу и в наших книгах мая 4-го; в Великой Минеи Чет " е лист «Знову в Чет " е июня 10-го, лист 300-й» (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы уже писали, что в греческой версии рассказа об авве Аполлоне (cap. 8) есть любопытное упоминание о старцах (πρεσβτεροι), которые ранее жили с аввой и являются сами настоятелями многочисленной братии. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с «малыми монастырями» по соседству с монастырем Бауит, образовавшихся из бывшей ранее на этом месте отшельнической колонии. В главе, посвященной авве Эллию (cap. 12 ), есть рассказ о том, как он сопровождал священника в монастырь с противоположного берега Нила. Тот факт, что к братии монастыря в воскресенье пришел совершать службу священник, выдает скорее «малый монастырь», чем «малую общину» 322 . В рассказе о пресвитере Евлогии (cap. 16 ), совершающем службу для общины подвижников, речь может идти также о «малом монастыре». Интересная подробность содержится в греческой версии рассказа об авве Иоанне из Диолка (cap. 26) 323 . Он назван «отцом монастырей» (πατρα μοναστηρων) 324 . В Диолке, судя по более раннему упоминанию автора «Истории монахов», существовала некая колония анахоретов, которую окормлял пресвитер Пиаммон (сар. 32 ). Значит, можно предположить, что внутри этой колонии уже существовало более тесное объединение монахов, скорее всего «малый монастырь», под руководством аввы Иоанна. 7) Киновия. О киновии в «Истории монахов» упоминается всего один раз, – в рассказе об авве Аммоне (сар. 3). Авва назван отцом «трех тысяч тавеннисиотов» (Ταβεννησιτας – νμαζον/qui Tabennenses apellantur), ведущих строгий образ жизни (μεγλην χοντας πολιτεαν). Дальнейшее описание одежды монахов (колловий, кукуль и милоть: colobium, cucullum, μηλωτ), а также их совместные трапезы оставляет мало сомнений в том, что монастырь принадлежит к пахомианскому уставу. Тот факт, что автор «Истории монахов» разместил этот монастырь не к югу от Ликополя, а к северу тоже нельзя считать ошибкой – как минимум, один из монастырей Устава св. Пахомия находился как раз в районе между Ликополем и Гермополем [Festugière, 1971. Р. 34]. Приводимые данные о численности монахов очень спорны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

На полпути от «мильного столба» до дворца находилась рыночная площадь Византия, переименованная в Августейон. На ней выстроены были языческие храмы в честь покровитель­ницы Византия богини Реи и богини судьбы Тихе, считавшей­ся защитницей Рима. На Августейоне находился христианский храм, построенный ранее основания новой столицы и по пове­лению Константина значительно расширенный и посвященный Божественному Миру – Ирине. Во времена османских султанов храм служил военным складом и сохранился до наших дней. За Божественной литургией, совершенной в этой церкви 11 мая, присутствовал святой Константин. От этой Литургии и берет начало официальная история Константинополя. Много других христианских церквей, существовавших некогда в Новом Риме, но потом утраченных, восходит ко временам Константина, о них однако нет точных сведений, но число их, несомненно, много­кратно превосходило количество языческих храмов новой сто­лицы, из которых, помимо уже упомянутых, известен еще храм Диоскура и Поллукса, построенный вблизи цирка. На запад от «мильного столба» шла главная улица столицы Месса. На пересечении этой улицы, существовавшей еще в древ­нем Византии, с крепостной стеной, выстроенной при Септимии Севере, был разбит форум – площадь овальной конфигурации, отделанная мрамором, в центре которой поставили порфирную колонну высотой более 30 метров, доставленную из египетского Гелиополиса. В цоколь колонны вложили христианские реликвии, и среди них сосуд с мирром Марии Магдалины, а на верху колон­ны была водружена созданная Фидием статуя Аполлона, голова которой была заменена портретным изображением императо­ра Константина в ореоле из солнечных лучей. В правой руке он держал скипетр, а в левой – державу с частицей Креста Господ­ня, обретенного святой Еленой в Иерусалиме. Город окружен был померием – земляным валом и крепост­ной стеной, которая, по описанию Ф. И. Успенского, опирающе­гося на современную ему топонимику, «от Золотого Рога к Мра­морному морю... шла в направлении к юго-западу, пересекая большую улицу, существовавшую и в древности под именем Мес­са... между цистернами Аспара и храмом свв. Апостолов, затем склонялась к югу, проходя мимо цистерны Мокия, и доходила до моря в местности между Псаматией и Дауд Паша-капуси, непода­леку от древнего монастыря Перивлепта, или Сулу-монастырь» 109 . Вне городской стены, на северном берегу Золотого Рога, были выстроены казармы для 7 тысяч готских воинов, находивших­ся на службе императора. При Константине значительная часть города оставалась еще не застроенной, тем не менее совершенные при нем постройки далеко выходили за черту древнего Византия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наиболее наглядно это видно в 18-ой главе. Пришедший в Тавеннисийский монастырь преп. Макарий Александрийский видит, как во время Великого Поста каждый из иноков обители подвизается различным образом (διαφρους πολιτεας σκοντας): один принимает пищу вечером, другой через два дня, третий через пять, четвертый всю ночь стоя бодрствует, садясь лишь под утро 584 . Палладий часто использует σκησις для обозначения монашеского образа жизни. Так, образ жизни уже неоднократно упомянутого преп. Макария Александрийского (cap. 18) он называет σκησις, равно как и отдельные составляющие этого образа жизни: вкушение только литры 585 хлеба в день, борьба со сном и т. д. В этой главе Палладий наиболее четко показывает, что «аскет» – это именно тот, кто возлагает на себя довольно суровые телесные и духовные труды с целью совершенства. Преп. Пахомий напрямую задает пришедшему в его монастырь преп. Макарию вопрос: «Как можешь ты подвизаться (σκεν) в столь престарелых летах? Здесь братия – подвижники (ο δελφο εσιν σκητα) и ты не перенесешь трудов (τος πνους) 586 их» [ibid. P. 52]. Ниже Палладий указывает, что по чрезмерности подвижнических трудов (περβολ γρ σκσεως) у преп. Макария Александрийского не росли волосы на подбородке [ibid. Р. 58]. Впрочем, как минимум, в одном случае Палладий смягчает суровые требования к понятию σκησις, употребив его по отношению к образу жизни бывшего торговца Аполлония (cap. 13), который закупает в Александрии на свои средства лекарства, хозяйственные принадлежности и продукты, раздавая их больным монахам. Здесь Палладий, видимо, обыгрывает два смысла σκησις, говоря, что такой образ жизни Аполлоний избрал потому, что по преклонности лет не мог выучиться ни ремеслу, ни «аскезе письма» (σκησιν γραφικν) 587 . Духовное значение σκησις как «внутреннего делания», «основного вектора духовной жизни» мы встречаем в рассказе про Павла Фермийского (cap. 20), основным подвигом которого была непрестанная молитва 588 . Еще один оттенок термина σκησις, вероятно, у Палладия связан с используемой им параллелью с античными атлетами. Высокие подвиги, напряжение телесных, душевных и духовных сил подвижника приводит к дарованию ему той или иной благодати подобно той награде, которой бывали удостоены борцы после состязания. Так, Вениамин (cap. 12), прожив много лет в суровой аскезе (ε? κρον σκησας), был удостоен дара исцелений [ibid. Р. 35]. Стефан Ливиец (cap. 24), став совершенным подвижником (ες κρον γενμενος σκητς), удостоился дара рассудительности [ibid. Р. 77].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Наконец, последняя цель, к которой стремились свв. путешественники, была уже почти достигнута: на расстоянии 14 римских миль от Габалы 2148 они достигли Лаодикии приморской (Λαοδκεια π τ θαλσση) 2149 , самого последнего из значительных городов на пути до Антиохии. Хотя возникновение Антиохии обычно связывается с именем Селевка Никатора 2150 , который и дал основанному —206— городу имя своей матери 2151 , но Никатор созидал на старом основании; на месте новой Лаодикии издавна существовал финикийский город, называвшийся Рамифа (Ρμιθα) 2152 . Удобное в портовом отношении положение города 2153 , обилие всевозможных фруктовых растений и особенно винограда, которым была покрыта вся, возвышающаяся за городом гора, и из которого приготовлялось прекрасное лаодикийское вино, особенно потреблявшееся в Александрии египетской 2154 , скоро упрочили за городом славу богатого города. По крайней мере, к описываемому времени Лаодикия не смотря на то, что ей пришлось «не мало потерпеть от Далабеллы, бежавшего сюда и осаждаемого Кассием до самой его смерти, причём вместе с ним погибли и многие части города» 2155 , однако была, по словам Страбона 2156 , «прекраснейшим городом». – Близость Лаодикии к Антиохии Сирийской, где св. Ап. Павел долго трудился на апостольском поприще, дозволяет предполагать, что здесь у него было много знаемых; быть может, были здесь и его обращенцы – христиане; и если это так, то во время непродолжительной остановки здесь он мог получить первые сведения о состоянии так дорогой ему антиохийской общины. Но вот пред глазами св. Апостола высокие обрывы —207— Казия 2157 , на котором стоит храм Юпитера Казийского 2158 ; вот проходит он через ближайшие, так сказать, предградия Антиохии: Гераклею 2159 и Посидий 2160 ; вот он идёт мимо знаменитой в язычестве рощи Дафны с её храмами в честь Аполлона и Артемиды 2161 . И – наконец пред взорами свв. путешественников открывается гнездящаяся на горе величественная столица Сирии 2162 , великая 2163 и прекрасная 2164 Антиохия – последняя цель их продолжительного путешествия от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, последняя цель, к которой стремились свв. путешественники, была уже почти достигнута: на расстоянии 14 римских миль от Габалы 966 они достигли Лаодикии приморской (λαοδκεια π τ θαλσση) 967 , самого последнего из значительных городов на пути до Антиохии. Хотя возникновение Антиохии обычно связывается с именем Селевка Никатора 968 , который и дал основанному городу имя своей матери 969 , но Никатор созидал на старом основании; на месте новой Лаодикии издавна существовал финикийский город, называвшийся Рамифа (Ρμιθα) 970 . Удобное в портовом отношении положение города 971 , обилие всевозможных фруктовых растений и особенно винограда, которым была покрыта вся возвышающаяся за городом гора, и из которого приготовлялось прекрасное Лаодикийское вино, особенно употреблявшееся в Александрии египетской 972 , скоро упрочили за городом славу богатого города. По крайней мере к описываемому времени Лаодикия не смотря на то, что ей пришлось «не мало потерпеть от Далабеллы, бежавшего сюда и осаждаемого Кассием до самой его смерти, при чем вместе с ним погибли и многие части города» 973 , однако была, по словам Страбона 974 «прекраснейшим городом». Близость Лаодикии к Антиохии Сирийской, где св. Ап. Павел долго трудился на апостольском поприще, дозволяет предполагать, что здесь у него было много знаемых; быть может, были здесь и его обращенцы-христиане, и если это так, то во время непродолжительной остановки здесь он мог получить первые сведения о состоянии так дорогой ему антиохийской общины. Но вот перед глазами св. Апостола высокие обрывы Казия 975 , на котором стоит храм Юпитера Казийского 976 ; вот проходит он через ближайшие, так сказать, предградия Антиохии: Гераклею 977  и Посидий 978 ; вот он идет мимо знаменитой в язычестве рощи Дафны с ее храмами в честь Аполлона и Артемиды 979 . И наконец пред взорами свв. путешественников открывается гнездящаяся на горе величественная столица Сирии 980 , великая 981 и прекрасная 982 Антиохия – последняя цель их продолжительного путешествия от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Нам представляется более правдоподобной первая точка зрения, но без более детального исследования, посвященного источникам Созомена , который был бы предпринят на современном уровне знаний, на этот вопрос однозначно ответить сложно. «История монахов» в целом близка по жанру к «Лавсаику», «стыкуя» агиографию и peregrinatio. Однако можно сказать, что черты peregrinatio в этом тексте более отчетливы, чем в «Лавсаике», являясь по сути структурообразующими. На это, в частности, указывает Дж. Франк в своих работах [Frank, 1997; Frank, 1998]. По мнению исследовательницы, «История монахов» особым образом продолжает линию античных путешествий, начинающихся с легендарной «Одиссеи». Франк также считает, что путешествие как организующий принцип был важным элементом в ранних житийных произведениях, но впоследствии, по мере развития агиографии, он редуцировался до второстепенного мотива 131 . Исследовательница разделяет литературу о путешествиях на два типа, различающихся по своим приемам и функциям: конкретные описания памятных мест (travel-guide), которые служат практическим целям, и тексты, которые представляют собой занимательное чтение (travel-book) 132 . «История монахов», безусловно, принадлежит ко второму типу, что позволяет увидеть новый ракурс в ее изобразительных приемах, целях написания, функциях чудесного в тексте, рассмотреть этот текст как особую литературную и ментальную модель в целом. В «Истории монахов» мы находим указание на два типа источников, которые называет сам ее автор: «рассказанное» паломникам и непосредственно «виденное» ими самими. Впрочем, греческий автор не всегда указывает, откуда берет сведения, как, например, в случае с аввой Аполлоном – развернутое повествование о его жизни (явно почерпнутое из устных рассказов или какого-то текста) следует сразу же после указания на то, что паломники пришли в его монастырь, без вводной фразы «рассказывали нам». Реальность самого путешествия, о котором повествует автор «Истории монахов», была поставлена под сомнение еще Рейтценштайном, который предположил, что паломничество в данном случае – это только литературный прием, который позволяет соединить сведения различных письменных или даже устных источников 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но самый интересный эпизод связан с обращением в монашество трибуна (cap. 23 ). Два свв. Макария – египетский и Александрийский – однажды, путешествуя по Нилу, оказались на одном корабле вместе с двумя трибунами и их свитой, в которую входили воины, охранники, рабы и, видимо, колесничие, – как это весьма красочно описано в нашем источнике. Внимание одного из трибунов привлекли иноки, скромно сидевшие в углу, отдельно от остального народа. После разговора с ними один из трибунов, раздав свое имущество, стал монахом. «Трибун» мог означать применительно к Египту IV в. и офицера среднего, или даже высшего звена, находившего на государственной службе, или (как показывают данные папирусов) городского чиновника, выполнявшего полицейские функции. Трибуном могли также называть (как показывает, например, папирусный архив Анионов) командующего военным отрядом, находящегося на службе у частного крупного землевладельца. Несмотря на императорские запреты такие отряды de facto существовали [Фихман, 1980. С. 131, 134]. Они, по всей видимости, были довольно мобильными, поскольку им, учитывая особенности крупного частного землевладения в Египте (наличия земельной собственности в разных местах), приходилось часто перемещаться. Не исключено, что этих последних и увидели св. Макарии. Но, в любом случае, «трибун» – это достаточно высокий «страт» тогдашнего египетского общества. И наконец, одно любопытное замечание об этнической принадлежности египетских монахов. Коптов и «греков», как уже указывалось, различить довольно трудно, здесь, в большинстве случаев, бессильны помочь даже данные ономастики – такие «египетские» имена, как, например, Ор или Аммоний могли носить и эллинизированные жители Египта. Могут помочь только указания на то, что тот или иной подвижник не знал греческого, говорил только «по-египетски» (т. е. по-коптски) – но их довольно немного. Однако в «Истории монахов» есть интересное упоминание о том, что в монастыре аввы Аполлона (Бауит) подвизаются «эфиопы», которые, по уверению автора, превосходят своим благочестием многих других иноков монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Однако тот же смысл мы находим и в поучениях, где говорится о том, что «молитва есть главное дело монаха» 659 . То же самое имеется в виду в совете аввы Аполлона молиться непрестанно, что напрямую восходит к Новому Завету ( 1Фес.5:17 ) 660 . Значение молитвы как «средства исцеления» от разного рода недугов – душевных, духовных и телесных – также встречается в нашем источнике. При этом исцеление телесных недугов часто сопровождается благословением елея – после чего им смазывают больное место и страждущие излечиваются. Таким образом, преп. Иоанн Ликопольский исцеляет жену сенатора от слепоты (cap. 1,12/cap. 1, 1:25), авва Аммон – пастуха, впавшего в глубокий обморок (cap. 9, 8/cap. , 14), преп. Макарий Египетский – девочку, у которой был опасный гнойник (cap. , 3:5–7) 661 . Душевные болезни или, например, одержимость бесами требуют только интенсивной молитвы – преп. Павел Простой (cap. , 19), усердно молясь, дает обет не есть весь день, если Господь не исцелит бесноватого 662 . Примеры использования в таких случаях елея нам не встречались 663 . Интересно обратить внимание на то, что в «Истории монахов» содержится пример исцеления не только людей, но и животных: преп. Макарий Египетский (cap. 21, 15–16) своими молитвами излечивает слепых детенышей гиены 664 . Молитва как средство преодоления затруднений, конфликтов или стихийных бедствий представлена в «Истории монахов» достаточно широко. Причем проступают как минимум два плана – «физический» и «социальный», как в «Житии св. Антония» и «Лавсаике». Уже во введении говорится о том, что египетские иноки своими молитвами останавливают наводнения, которые грозят затопить соседние с ними деревни 665 . Молитвой авва Аполлон восполняет недостаток съестных припасов для своих монахов во время Пасхи, а затем умножает монастырские запасы хлеба, чтобы раздать их голодающим мирянам (cap. 8, 39, 45/cap. , 10:3, 12:2), с помощью молитвы спасается от голода авва Эллий (cap. 12, 4) 666 . По молитве аввы Сура (cap. 11, 1–2/cap. , 8:3–4) появляется лодка, чтобы он и двое иноков с ним могли пересечь Нил 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Однако у нас есть несколько возражений. Во-первых, свидетельства греческой версии «Истории монахов» о том, что монахи подвизаются вместе и едят вместе, могут носить символический характер: трапеза после Причастия могла совершаться не в одном помещении, а в нескольких (проповедь аввы после трапезы совершалась, скорее всего, в другом месте). К тому же, не все монахи жили вместе и по одинаковому распорядку. Во-вторых, и автор греческого текста и Руфин пишут о монастыре/монастырях, расположенных «под горой» 355 . Исходя из этого, можно предположить, что часть братии жила не в скалах, а на равнине у их подножия. Наконец, в-третьих, если отождествление монастыря аввы Аполлона с Бауит верно, то последний, судя по данным раскопок и свидетельствам папирусов и острака, к VI–VIII вв. превратился в один из самых известных монастырей, который, вероятно, одновременно был крупным земельным собственником и/или арендатором 356 . В таком случае цифра в 500 иноков для конца IV в. не выглядит чересчур фантастической. Возможно, последующие внимательные исследования скальных окрестностей Бауит помогут поставить окончательную точку в этом вопросе. Фестюжьер предполагает следующую «модель», по которой строилась организация монастыря в конце IV в. Монахи жили на горе, в пещерах, и вниз спускались лишь на службу, сам авва Аполлон присутствовал за общей трапезой только по воскресеньям [Festugière, 1964. Р. 60]. Однако такая реконструкция не учитывает ночной «анахоресис» части братий в пустыню, «монастыри под горой», о чем мы только что упомянули, и ежедневные поучения аввой Аполлоном своей братии, о которых упоминает автор «Истории монахов». Скорее всего, образ жизни монахов в Бауит напоминал собой «средний путь» между слабо организованными колониями отшельников и строгими киновиями преп. Пахомия. Предположительно, тип организации монастыря постепенно эволюционировал к строгому общежитию – в «Луге духовном» (VI в.) монастырь аввы Аполлона в Фиваиде назван «киновией» (PG. Т. 87с. Col. 3057 ). Известная нам информация о раскопках Бауит, к сожалению, не может прояснить этот вопрос до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010