Авва Феона молитвой останавливает разбойников, собиравшихся напасть на него в его келье (cap. 6, 2/cap. 6, 4). Авва Аполлон молитвой останавливает языческое шествие, затем пространной молитвой его разрешает (cap. 8, 2629/cap. , 7:2–7). При этом можно заметить, что авва Аполлон сначала «провоцирует» молитвой конфликтную ситуацию (невозможность язычникам двигаться дальше), а затем с помощью молитвы устраняет это затруднение. В данном случае это еще и миссионерский прием. Есть еще один план – так сказать «визуально-психологический»: если инок не уверен в каком-то «визуальном факте» то он, молясь, просит удостовериться, реальность ли это или фантом. Св. Макарий, увидев в пустыне верблюда, начинает молиться – и «верблюд», оказавшийся дьявольским наваждением, рассеивается (cap. 21, 4) 668 . Авва Иоанн советует монахам молиться, если к ним пришел кто-либо: если это бесовский призрак, он тут же исчезнет (cap. 1, 60/cap. 1, 7:3). Есть и обратный пример. Дьявол хвастается преп. Макарию Египетскому , что ни одна монашеская служба не обходится без него. Авва Макарий молит Бога открыть ему, так ли это – и невидимое становиться видимым: святой видит, как во время службы по церкви скачут черти в виде мальчишек- " эфиопов» (quasi parvulos quosdam pueros Aethiopes) и мешают братии нормально молиться (cap. , 4:5) 669 . Этот рассказ, впрочем, уже предполагает и мистическую сторону молитвы. Сокровенное и мистическое назначение молитвы мы наблюдаем еще в 1-ой главе – некий подвижник, проводя целые дни в молитве, сподобился божественных откровений как в состоянии бодрствования, так и во сне (cap. 1,45/cap. 1, 6:4). В молитве авве Аполлону открывается, что его просьба о кончине преждевременна – он должен умножить число монахов в Египте (cap. 8,17/cap. , 4:7) 670 . Весь рассказ об авве Пафнутии построен на том, что, пройдя через суровые подвиги, он, молясь, просит Бога открыть, кто ему подобен в подвигах – и каждый раз он получает ответ: Господь указывает ему на этих праведников (cap. 14, ) 671 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Еще одна социальная роль монаха – речь о которой уже шла – посредника в конфликтных ситуациях (главным образом в хоре) также отражена в нашем источнике. Роль посредника тесно соприкасается с ролью заступника, «патрона». Так, известный подвижник авва Аполлон (cap. 8 ) вмешался в конфликт, возникший между двумя деревнями из-за межей 528 . Второй раз ему приходится улаживать ссору, возникшую между христианской и языческой деревнями 529 . Только благодаря его заступничеству здесь удалось избежать кровавого столкновения. В обоих случаях авва Аполлон либо сам приходит в «эпицентр» конфликта, либо, как сообщается в латинской версии, случайно там оказывается 530 . Однако можно предположить, что к помощи подвижника могла специально прибегнуть одна из конфликтующих сторон. В латинской версии упомянут случай, когда к преп. Макарию (cap. ) приходят с просьбой указать, виноват ли человек, обвиняемый в убийстве. Данный случай любопытен с точки зрения психологии жителей Египта IV в., которые, видимо, иногда склонны были доверять монаху больше, чем судебным властям империи 531 . Есть еще ряд эпизодов, когда жители хоры прибегают к заступничеству монаха, надеясь на чудо. Крестьяне (γεωργο/agricolae) просят авву Бена (cap. 4) избавить их от гиппопотама (πποποτμος/hippopotamus), опустошавшего их земли, а затем крокодила (κροκδειλος/corcodrillus), также доставлявшего им немало неприятностей. Жители хоры 532 приходят к авве Аммону (cap. 9 ) с просьбой умертвить дракона (δρκων/dracon – вероятно, большого крокодила), истреблявшего домашнюю скотину 533 . В «Истории монахов», как и в других наших источниках, мы видим довольно почтительное отношение к духовенству со стороны монахов. Авва Иоанн Ликопольский (cap. I) отказывается начать молитву, узнав, что среди пришедших к нему есть диакон, скрывающий по смирению свой сан. Бывший разбойник Патермуфий (cap. 10 ) получает первые навыки христианской веры у пресвитеров (ο πρεσβτεροι/presbyteri) 534 при церкви, потом удаляется в пустыню, но возвращается оттуда, прося у пресвитеров нового наставления 535 . В другом случае (cap. 12 ) 536 мы узнаем о деревенском священнике 537 , который совершает литургию в одном из монастырей по воскресеньям. При этом, чтобы добраться до монастыря, ему необходимо каждый раз переплывать реку 538 . Этот эпизод подтверждает связи монахов с хорой. Но он интересен и из-за упоминания о священнике, который, не будучи монахом, служит в монастыре. Такая практика была распространена в пахомианских монастырях, но, как видно из нашего примера, не только в них. К отшельнику Иоанну (cap. 13 ) в пустыню приходит пресвитер, который причащает его Св. Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Помимо ясного ощущения о холодном отношении к нему Рима, императором двигали сугубо практические вопросы (в частности, безопасность восточных границ), требовавшие его непосредственного нахождения там. Нельзя сбрасывать со счетов и личностные нюансы. Если в Риме св. Константин был персоной далеко не самой желанной, то для Востока император до сих пор оставался блистательным победителем тирана и гонителя христиан Лициния. Рим в своей массе оставался всё ещё языческим городом и лишь терпел императора-христианина. Напротив, на Востоке христианство было распространено к тому времени гораздо шире. Римский сенат явно и тайно пытался заставить царя считаться с собой; на Востоке у св. Константина не было внутренних политических врагов, организованных в единую силу и питающих свою силу из давних политических традиций. Запад едва к тому времени заметил Никейский Собор и явно не оценил ещё по достоинству величия царского замысла соборно, на вселенских совещаниях обсуждать затрагивающие всю Церковь вопросы. Наоборот, Восток словославил царя, положившего конец арианской ереси и обеспечившего единство Церкви. Согласимся, для немолодого уже василевса, находящегося под гнётом воспоминаний о семейной драме и тяготящегося неблагодарностью римлян, психологически комфортнее было избрать именно восточные провинции, чем Милан или другой итальянский город, где живы были римские представления о власти. Так или иначе, но царь издал соответствующие распоряжения, и 4 ноября 326 г. состоялась закладка новой городской стены. Хотя официально вопрос о наименовании города решался долго, в народе он сразу же стал называться «городом Константина», Константинополем  137 . Константинополь стал первым христианским городом Империи. В его стенах не был построен ни один языческий храм, а уже имевшиеся были переоборудованы в христианские церкви. Правда, св. Константин не чурался лучших произведений языческого искусства, которые в изобилии стекались в новую столицу со всех концов Римского государства. Например, из Дельф привезли статую Аполлона Пифийского, её дополнила фигура Аполлона Сминфийского. Масштаб строительства и украшения столицы потрясают воображение даже в наши дни: как рассказывают, количество вывезенных из Рима и других городов Империи статуй было невероятно большим. Только на одном ипподроме Константинополя насчитывали более 60 статуй, перевезённых из Рима, в том числе статуя Августа. Святой Константин приказал также перевезти из Рима в Константинополь монолитную колонну из египетского порфира, имевшую в высоте более 30 метров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 Это выражение можно понимать двояко: как указание на то, что богослужение начиналось уже на площади, или как указание на благословение народа епископом. 51 Антиноя (Антинополь) – город, построенный императором Адрианом в 130 г., был столицей Фиваиды. На месте города сохранилось несколько колонн, которые находятся на правом берегу Нила в 10 км к югу от совр. города Бени-Хассана. 53 В греч. тексте форма именительного падежа – πολλ, поэтому было бы правильнее называть святого Аполло. В некоторых рукописях «Истории египетских монахов» он назван Великим. Отрывки из «ИЕМ» вошли в «Отечник» свт. Игнатия (Брянчанинова) , где этот святой назван Аполлосом Великим. В святцах Русской Православной Церкви святой вспоминается 31 марта/13 апреля под именем Аполлония Египетского. 54 Гермополь (Гермополис) – некогда был столицей одного из номов Верхнего Египта. В V в. до н.э. здесь поселились греки. Сейчас от города сохранились колонны базилики, несколько древнеегипетских памятников и гробниц. На месте Гермополя находится деревня Ашминиен (на левом берегу Нила в 20 км от города Бени-Хассана). 57 Юлиан Отступник (Флавий Клавдий, 332–363) – римский император в 361–363 гг. Был воспитан в христианской вере, но затем перешел в язычество и стремился возродить языческий культ. 60 «Знание... бывает двоякое: первое практическое, т. е. деятельное, которое относится к исправлению нравов и очищению пороков; второе теоретическое, т. е. которое состоит в созерцании божественных предметов и познании сокровеннейших истин... Итак, кто желает достигнуть созерцания Бога, тому необходимо со всем усердием и силою сначала приобресть деятельное знание» (Преп. Иоанн Кассиан . Указ. соч. С. 420). Эти слова из 14 Собеседования аввы Нестероя из Скитской пустыни помогают понять смысл двух сторон монашеского подвига. 61 Насильственная вербовка монахов в войско происходила в правление императора Валента (364–378) (см.: Гиббон Э. Указ. соч. С. 300). 67 С головой быка изображали нескольких богов египетского пантеона: Амона, бога урожая, Аписа, бога плодородия. Мневис, божество города Гелиополя, почитался в виде черного быка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всех же клириков, достойных чести и в уважении состарившихся, которые, как мы сказали, изгнаны Тимофеем, повелите без поношения возвратить к их церквам, дабы они спокойно приносили торжественные молитвы о вашем благочестии, и о сохранении в мире и тишине города и святых церквей, в нем учрежденных, к славе Христа и спасению и долгоденствию вашего христолюбивейшего благочестия. А о том, о чем мы просили, отправьте послание к знатнейшему военачальнику Дионисию, а также и к судиям каждой области, дабы постановленное вашею кротостью было соблюдено и приведено в исполнение. Нестор, епископ города Флагонита, это прошение подписал. Афанасий, епископ города Тоицены, тоже. Пульсаминон, епископ города Никиота, тоже. Феона, епископ города Вантены, тоже. Пимен, епископ элезматский, тоже. Афанасий, епископ фоиторский, тоже. Аполлон, епископ антифорский, тоже. Гарпократ, епископ гавэйский, тоже. Павел, епископ танейский, тоже. Исаия, епископ города Навкратены, тоже. Исаак, епископ финейский, тоже. Петр, епископ скино-мандрский, тоже. Маврион, епископ котенопольский, тоже. Максим, епископ газульский, тоже. Аммоний, пресвитер александрийский и эконом, тоже. Тимофей, пресвитер и эконом той же церкви, тоже. Аарон пресвитер и Макарий пресвитер тоже. Феодор диакон и Протерий диакон тоже. XIX. Послание епископов египетского округа к Анатолию. архиепископу константинопольскому Святейшему и боголюбезнейшему архиепископу константинопольской и кафолической церкви Анатолию, епископы египетского округа. Как ты держишь кормило первосвященства и преемства отцов, так и подражаешь ревности их о неповрежденности (веры). Всех, в разные времена жестоко свирепствовавших против святых правил и святой и чистой веры, и деятельных еретиков ты удалил от святой и досточтимой церкви и явил ее свободною от всякого разногласия и еретических мыслей. Того же мы надеемся и теперь как от твоей святости, так и от других святейших архиепископов, занимающих равночестный престол, а более от всех святейших архиепископов всей вселенной, против Тимофея, который тираническим образом присвоил себе первосвященнический престол александрийской церкви, и против тех, которые содействовали этому безумству, потому что всем первосвященникам Христовым должно будет предпринять общую против них войну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Свв. мучч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. Проповедники, посланные на благовестие св. Фронтоном, первым еп. Петрогорийским (Perigord). Усекнуты от игемона Сквиридона в 1 веке. Чет. Минея от Мартиролога. (Act SS. 2 ian. р. 71). Св . муч . Конкордия. Римлянин, страдал при Марке Аврелии, около 175 г., в Сполете. Чет. Минея от Мартиролога. (Act. SS. ian. I. р. 9). Март. P. 1 янв. Преп . Зосимы Кил и киани н а, еп. Вавилона Египетского. Инок обители Синайской. Быв послан настоятелем в Александрию по делам монастырским, получил святительство от Александрийского патриарха Аполлинария (553–560). Под старость возвратился на Синай, и там скончался. Чет. Минея от Лимонаря, гл. 123–125. (Or. Chr. II col. 355. Act SS. iann. II. р. 607). Преп. Мефодия, игумена Песношского. Ученик преп. Сергия Радонежского. Преставился в 1392 г. Месяц. всех свв. 5 Св. священномуч. Дорофея, еп. Тирского. Страдал при Диоклетиане и Ликинии, мученически скончался при Иулиане в Одиссополе Фракийском, куда удалился, избегая гонения, 107 лет. Чет. Минея. (Act. SS. iun. I. р. 434. Or. Chr. II col. 803). Мес. В. 9 окт. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Воины, за Христа уморенные голодом в Египте, при Максимиане. Пролог. (Act. SS. iun. I. р. 419–421. Mabillonii Musaeum Itallicum. I. partis sec. p. 247. Mazoch. Kal. neapol. III. 651. Assem. Kal. VI. 416). Мес. B. 7 июня. Март. P. Преп. Анувия , исповедника и пустынника Египетского. Преставился, исповедав свои подвиги трем инокам из Нижнего Египта, коих Промысл привел в его келлию за три дня до его кончины. Чет. Минея из Руфина (II. 10), Палладия к Лавсу (58) и Никифора (IX. 14). (Act SS. iun. I. р. 641–643). Преп. Феодора чудотворца. Инок пустыни Иорданской. Во время плавании в Константинополь, молитвой претворил морскую воду в годную для питья. Чет. Минеи от Пролога и Лимонаря, гл. 173. Преп. Дорофея. Инок Палестинской обители аввы Серида; при жизни наставник преп. Досифея (19 февр.), по смерти – руководитель иноков оставленными по себе творениями. Жил в царствование Анастасия, Юстина и Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

10 ): авва в беседе с пришедшими к нему паломниками называет их «детьми» (τκνα) 372 , a своих предшественников – «отцами нашими» (πατρες μν/sanctores patres). Как кажется, в данном случае нет оснований считать, что это лишь литературная фикция автора «Истории монахов», – скорее всего, он просто передает монашескую традицию, которая делит свою историю на поколения, на «отцов» и «братий». «Отцы» очень часто являются основателями или руководителями монастырей и общин. Таковым, например, греческая версия называет авву Иоанна из Диолка (cap. 26). Интересно еще и то, что в греческой версии «Истории монахов» и священник, руководитель монашеской общины, и старец одинаково обозначаются словом πρεσβτερος, причем в ряде случаев можно иметь в виду сразу два этих значения – например, пресвитер Пиаммон из Диолка (cap. 25 ), который служил литургию отшельникам, пресвитер Диоскор из Фиваиды (cap. 20), который назван и пресвитером и «отцом ста монахов», пресвитер Серапион из Арсиное (cap. 18) также назван «отцом многих монастырей» и «настоятелем многих братьев», пресвитером назван Евлогий (cap. 16 ), при этом из контекста ясно, что Евлогий служил в монашеской общине и, возможно, являлся ее настоятелем 373 . Таким образом, можно с большой долей уверенности предположить, что, когда вокруг старца возникает «малая община» или «малый монастырь» или даже более многочисленное поселение, он мог принимать священный сан, становясь одновременно и игуменом, и пресвитером монастыря. Фестюжьер, анализируя связь между указанием на Причастие и молитвы в монастырях Ора и Аполлона, заключает, что оба подвижника были пресвитерами [Festugière, 1964. Р. 32]. Старцы могли помогать главе монастыря в управлении общиной. Уже упоминалось, что в монастыре аввы Исидора (cap. 17) есть старцы- " пресвитеры» (πρεσβτερος/seniores), один из которых сидит у врат, наставляя приходящих, а двое других продают изделия братии и приносят в монастырь все, что необходимо. Интересно также, что, как и в «Лавсаике», в «Истории монахов» старцы выступают как хранители традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

26 ...великого Паисия, Иоанна Колова, и Аполония, и Марка, и Макариа Александрийскаго ... – Паисий Великий – египетский подвижник IV в., родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству, жил в пещере в пустыне, обладал даром прозорливости и чудотворения, имел широкий круг последователей, скончался в 400 г. в Александрии. Иоанн Колов – египетский подвижник в., учился послушанию у фивейского старца Павла, скончался около 428 г. Аполлонийегипетский монах, совершавший свои аскетические подвиги в Нитрийской пустыне. В течение 25 лет он покупал в Александрии на свои деньги, обретенные тяжелым трудом, лекарства и пищу, чтобы лечить иноков окрестных монастырей. Марк – египетский монах, проживший более 100 лет; он прославился тем, что уже в юности знал наизусть Ветхий и Новый Завет . Макарий Александрийский – египетский монах, который был начальником и наставником христианского училища в Александрии, церковным писателем. Жития Макария, Марка, Аполлония входят в состав Египетского патерика. 27 ...въ недлю по Пятдесятницы... – Первая неделя (воскресенье) после Пятидесятницы посвящается празднованию Дня Всех Святых. В день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, празднуется сошествие Святого Духа на апостолов. 29 ...глаголющихъ... яко въ ныншняя времена такова знамения не бываютъ... – Речь идет о московско-новгородских еретнках, которые отрицали возможность чудес в современности и среди которых были сильны иконоборческие настроения. 31 ...Горе же тайно ядущему, по писанию Григориа Двоеслова , и вещи, и сребреникы особно имущему». – Григорий Великий , или Двоеслов, папа римский (590–604), не был сторонником строгой аскезы, его идеал – соединение созерцательной жизни с земной деятельностью. «Диалоги о жизни и чудесах отцов италийских и о бессмертии души» папы Григория Великого были переведены на славянский язык в X–XI вв., известны авторам славянских Прологов, в Древней Руси они назывались «Римский патерик». «Диалоги» Григория Двоеслова были популярны в иосифлянской литературной среде, они цитируются в посланиях Иосифа Волоцкого , являются источником для Досифея Топоркова, составителя Волоколамского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

281 Любопытно отметить также, что Пахомий, по словам Палладия, убеждает братию (πεθει τος δελφος) принять преп. Макария Александрийского в монастырь (сар. 18). Следовательно, Пахомий не принимает решения единолично о приеме нового монаха, ему надо заручиться согласием братии. Интересный штрих для понимания развития системы управления в монастырях пахомианской киновии. 284 Все цитаты из греческого текста будут даны по Festugière, 1961, латинские – по Schulz-Flügel, 1990. Нумерация глав латинской и греческой версий далеко не всегда совпадает, поэтому там, где есть расхождение, номер главы по латинскому тексту мы будем давать в фигурных скобках, номер греческой – без скобок. 285 Трудность, связанная с интерпретацией монашеской жизни в Келлиях, обусловлена серьезными разночтениями в греческой и латинской версиях «Истории мона­хов». 286 Следует добавить, что один из этих монахов, происходивший из города, подвизается не просто в пещере, а «в гробницах» (τος τφου? (cap. 1,37), или «в гробнице» – intra sepulcrum (cap. 1,5:3), т. е. скорее всего, на кладбище за пределами города. В латин­ской версии также сказано, что инок там затворяется (concludens), поэтому можно предположить, что он вел жизнь не отшельника, а затворника. 287 Τ μουαστρια συνεκρτησεν (cap. 2, 2)/monasteria instituit (cap. 2, 2). В данном случае, под «монастырями», скорее всего, имеются в виду кельи подвижников. 288 И латинская, и греческая версии говорят о том, что авва Аполлон в 15-летнем возрасте удалился в пустыню и провел там сорок лет. 289 В латинской версии в пещеру (spelunca) по соседству с пустыней (in... eremo vicina – cap. 7, 2:5). 291 Этот пример можно даже считать неким «протостолпничеством». Но следует отме­тить, что столпничество не было характерной чертой египетского монашества. 292 Вход в его келью был закрыт наглухо, он никогда не принимал женщин и т.д. О трех «толосах», упомянутых у Палладия нет и речи. Возможно, автор «Истории монахов» передает какую-то традицию о более раннем этапе подвижничества преп. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010