Следуя совету друга, предлагаю опубликовать эту, полезную, на мой взгляд, информацию на «Русской народной линии». С моей стороны будет упущением умолчать о том, что в Российской творческой интеллигенции до 1917 года, в советский период и посейчас, более, чем в каких-либо других странах наличествуют представители «пятой колонны» – внутренние враги. Это вполне закономерно, ибо Русь-Россия – это истинно «Третий Рим», последний оплот добра на Земле. Этот фильм самому мне впервые довелось посмотреть по совету профессора Аполлона Григорьевича Кузьмина (царство ему Небесное), к ученикам и почитателям которого я отношу себя со студенческой скамьи 70-х годов XX столетия. В ту, уже далёкую в масштабе временной жизни, пору, я находился в стадии активного накопления знаний и формирования мipoboззpehuя. На спецсеминаре истфака и в приватном общении вне учебного времени Аполлон Григорьевич растолковал мне смысл содержания и цель этого художественного фильма, который я потом специально пересматривал ещё два-три раза. Начинается фильм мультипликационной заставкой, в которой образованным людям нетрудно было увидеть воспроизведение одного исторического события, а именно вывода еврейского народа пророком Моисеем из Египетского плена. Такое с самого начала должно настораживать (или, как минимум, заинтриговывать) зрителей, но полная ясность приходит очень скоро – с появлением в кадре главного героя – арапа (в исполнении В.Высоцкого), который на протяжении всего фильма демонстрирует на своей шее шарфик с видными на нём невооружённым глазом шестиконечными звёздами, мол, знайте свои люди, кто на самом деле этот, как бы, арап. Русский слуга «арапа» (роль которого исполнил коллега главного героя по театру на Таганке В.Золотухин) показан сущим ублюдком. Оказавшись в окружении царя Петра, главный герой сталкивается с русскими боярами из знатных родов. Весьма примечательно, что самые заметные из них носят фамилию «Свиньины» и своими неприглядными поступками, они, как бы невзначай, демонстрируют полное соответствие данной фамилии. Положительными на фоне их и других подобных чванливых невежд, недорослей, выглядят только иностранцы, а все русские во всех случаях ведут себя по-свински: надменно с холопами, подобострастно, по-холуйски с царём и его приближёнными, либо откровенно подло. Чего только стоит персонаж вельможи Ягужинского (в исполнении О.Табакова), готового рубить головы кому угодно, без суда и следствия, лишь бы потрафить царю. И каким же благородным в сравнении с ним выглядит «арап», не побоявшийся отказаться от подобного царского приказа.

http://ruskline.ru/politnews/2021/03/26/...

И в этой архаической улыбке, как в формуле, в каком-то знаке, в каком-то символе, уже содержится вся культура, которая будет потом (даже до сих пор) питать и восхищать род человеческий. Ребенок мыслит очень простыми формулами Так же и в детском творчестве. Ребенок (чем раньше, тем больше) мыслит очень простыми формулами. Если это фигура – то это уже почти греческий Аполлон архаический. Это или колонна, или очень простая форма прямоугольная, яйцеобразная голова (четко читаемая форма яйца). Ведь ребенок осмысливает и владеет (как и древний мастер – осмысливал и владел) космогоническими формами: квадратом, прямоугольником, овалом, шаром... И древний художник, и ребенок – они единодушны в своем первооткрытии этих форм. Эти простые формы, как открытие мира (этот космогонические формы), они открывают изначальность. И ребенок, сталкиваясь впервые с миром, как бы первооткрывает эти формы – как и первооткрывает свет! И в этом они единодушны с древним искусством. Неслучайно Модильяни обратился к египетскому искусству, к простым формам, для того, чтобы выразить современную жизнь, интонации современной жизни, в простых сюжетах, в простых портретах – через осмысление тех же космогонических форм. Но, конечно, с современным содержанием, с современным наполнением. Но какой бы ни был выдающийся художник Модильяни, все равно это у него стилизация, а ребенок это делает несознательно. Всякий ребенок все равно первооткрыватель. У Модильяни были образцы, штампы – египетское искусство, то искусство, которое он знал за прошедшие века. Были образцы, которым он мог подражать, их осмысливать, вливать туда новое содержание. А у ребенка нет никаких образцов. Он, как желторотый птенец, столкнулся с этой формой, и на подсознательном уровне ее для себя осмысливает. Он столкнулся с цветом – и на подсознательном уровне его для себя решает: его значение, его эмоциональное содержание, образ этого цвета. Он решает его для себя, для своей личности, для свое6й сущности. Он решает и первооткрывает этот цвет. И каждый ребенок первооткрывает его по-разному. Вот в чем радость, вот в чем ценность, самоценность детского творчества. Вот в чем единодушие этого творчества. Вот в чем я вижу общие корни древнего искусства и современного детского творчества.

http://pravoslavie.ru/140366.html

Этот необычный городок расположен на небольшом полуострове, вдающемся в Средиземное море примерно в семидесяти километрах южнее Анталии. Во всех туристических описаниях обязательно сказано, что в античности это был крупнейший центр пиратства, конец существованию которому в 72 году до Р.Х. положил Юлий Цезарь. Историческая справка не изобиловала подробностями, отсылая любознательного туриста в мифологическую эпоху, в которой нимфы превращались в деревья и мстили незадачливым богиням, ломавшим их ветви. Примерно так и звучит история возникновения названия города Сиде. Причем слово это вовсе не турецкое и как наименование населенного пункта известно с глубокой древности, – так, например, Сида упоминается в Библии (I Мак 15:15-24), в послании римлян к египетскому царю Птоломею, копия которого была послана и сюда. Имя города, пришедшее из языка более древнего, чем язык эллинов, роднит его с названием острова Родос , находящего не так далеко отсюда – «родо» с греческого и Сида с анатолийского переводится как «гранат», плод дерева, повсюду растущего в этой части Средиземноморья. И каждый вечер тех коротких дней мы, гуляя по берегу моря, обязательно заходили в какое-нибудь маленькое кафе, – выпить по стаканчику выжатого на наших глазах терпкого сока. Тень сомнения Приехав из аэропорта в отель и наскоро расположившись, мы побежали осматривать место, куда нас занесло «попутным ветром». Впереди было всего четыре ночи и три дня, и нам хотелось получить от них все, что станет возможным. Сиде, – городок компактный и очень тихий, стоящий у моря, окружающего его с трех сторон. Мы поняли, что не ошиблись в выборе места, идеально подходящего для путешествия во времени: большую часть города занимают античные руины, в которые он буквально встроен. Современный центр города расположен внизу у моря, поблизости от него – то, что осталось от античных святилищ Аполлона и Афины-Паллады. Древний центр – выше, там, где театр и площадь. Дальше – только заросли дикого лавра, покрывающие камни. Заросли прорезают расчищенные древние улицы и колоннады. Кое-где ступаешь по остаткам мозаичного покрытия. Еще дальше город опоясывают неплохо сохранившиеся стены с башнями. На свободных участках высажены оливковые деревья.

http://pravoslavie.ru/59234.html

3 . Третий памятник Ипподрома, есть древний колос, составленный из 4-х гранитных камней, высотой в 94 фута, на мраморном подножнике (в 7 футов высоты); был поставлен Константином Багрянородным; прежде был покрыт медными позолоченными листами. Колонна Константинова находится на втором холме Царьграда, где ныне Таук-Базар , перенесена из Рима, имеет 90 футов вышины, на ней стоял Аполлон Фидиев, увенчанный лучами, с надписью: «Константин, которого правосудие сияет подобно солнцу». Так как наши паломники ничего не упоминают об этой статуе, то и надобно полагать, что она в это время (в XIV столетии) ещё не была на своём месте, а, следовательно, похищена Латинами (в 1204 г.). Эта колонна составлена из восьми кусков Египетского порфира и по швам скреплена медными обручами, в виде венцов. Землетрясение разрушило верх колонны, и тогда она была достроена плитами камня. Колонна Константинова, как много пострадавшая от пожаров, теперь называется: «Погорелая колонна». Колонна Аркадиева существовала до 1695 года, но землетрясение и пожары привели её в такое состояние, что со дня на день ожидали её падения; а как было ещё в памяти падение, другой колонны, Феодосиевой, от бури, случившееся в 1517 г. при Султане Селиме, при чём было разрушено несколько окрестных домов и погибло несколько человек, то Правительство Турецкое, чтобы предупредить другое подобное несчастие, приказало обрушить колонну, и ныне остаётся от неё один полуразрушенный подножник на Аврат-Базаре . На этом подножнике было изображено 4 скульптурных орла и 7 гениев, держащих в руках лавровые венки. Б. Церкви и монастыри I. Храм Святой Софии, Премудрости Божьей 10 Так как Святая София, бесспорно, занимает первое место между святынями Царьграда, то обычно с неё и начиналось посещение оных: ей принадлежала, по достоянию, большая доля похвал и удивлений со стороны наших паломников. Чем менее в их описаниях даётся места подробностям архитектурным, по незнакомству их с технической стороной этого искусства, тем внимательнее они останавливаются над описанием внутренних украшений храма и современным им расположением в оном различной святыни: икон и святых мощей, и в этом-то отношении их сказание служит почти единственным материалом для истории этого величайшего и славнейшего из Христианских святилищ Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

XIV в.; руины и напольные мозаики раннехрист. базилики). В с. Комитадес находится ц. вмч. Георгия (фрески 1313/14 г., худож. Иоанн Пагомен); близ села - мон-рь Панагии Фимиани с 2-нефной ц. Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы. К северо-востоку от г. Хора-Сфакион расположена купольная ц. св. Апостолов типа «триконх» (XVI-XVII вв.), близ руин античного г. Анополь находятся крестово-купольная 4-столпная ц. арх. Михаила Астратигоса в с. Арадена (XIV в., фрески XIV в.) и часовня Христа Спасителя в с. Лутро (фрески XIV-XV вв.). В Айия-Румели (близ античного г. Тарра) сохранились остатки базилики V-VII вв. с мозаиками (возможно, на месте храма Аполлона), над которой построена ц. Панагии (XV в.). Близ села расположены крестово-купольная ц. ап. Павла (бесстолпная типа «свободного креста»), возведенная, по преданию, в X-XI вв. в честь посещения местности апостолом (возможно, строителем был мон. Иоанн Ксенос; расписана фресками неклассической традиции XII-XIII вв.), часовни св. Иоанна и Панагии в с. Айос-Иоанис (в обеих фрески XIV в.). В ущелье Самарья ц. св. Марии Египетской (1379, сохр. фрески), церкви свт. Николая Чудотворца и Преображения Господня. В нач. XVII в. на территории митрополии предположительно действовало ок. 100 монастырей, большинство из них в XIX в. было закрыто или перестроено. Так, полуразрушенный мон-рь Асоматон во имя архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила с крестово-купольным храмом XIV в. (предположительно на месте церкви 60-х гг. X в.; перестроен в XVII и XX вв.) упоминается с XIII в. как центр антивенецианского восстания (1272), пострадал от землетрясений 1303 и 1810 гг., от пожара 1818 г., был восстановлен после 1857 г., но пришел в запустение к нач. XX в. (с 1927 сельскохозяйственный колледж; ныне обитель восстанавливается). У сев. границы митрополии близ с. Пантанаса расположен бывш. пещерный мон-рь св. Антония в Вени (пещерная церковь и кельи); близ с. Ано-Мерос - бывш. мон-рь Калоидена, оставленный монахами в 1821 г. (свод ц. Христа Спасителя обрушился в 1993); в с.

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Перевод Семидесяти Толковников: в царствование египетского царя Птоломея II Филадельфа, при первосвященнике Елиазаре 328 . В 203 году до Р.Х. Египет однако же теряет свою власть над Иудеей и она отходит под владычество Сирийских царей. Начало тяжелого времени для иудейского народа: желание ограбления храма в пользу государственной казны царем Селевком Филопатором 329 , решение окончательно уничтожить религию Иеговы и на ее место водворить греческое язычество сирийским царем Антиохом IV Епифаном (175 – 164 гг.). Образование греко-иудейской партии. Объявление греческого культа государственной религией. Возбуждение в народе насильственно навязывавшемуся эллинизму и укрепление преданности своей вере. 3. Маккавеи и их подвиги для церкви и государства Старец Елеазар – мученники Соломония 330 и семь ее сыновей ( 2Мак. 5, 7 ). Особая ревность престарелого священника Маттафия 331 и сыновей его Иуды, Ионафана и Симона. Иуда, сын Маттафия, под именем Маккавея 332 , выступает на защиту религии. Борьба за восстановление истинной религии. Несколько поражений войску Антиоха Епифана, временное заключение мира, вновь очищение и освящение храма. Страшный гнев Божий на Антиоха в виде страшной болезни. Власть Маккавеев в стране. Внутренний раздор в стране. 4. Иудеи под владычеством римлян Нашествие римского полководца Помпея для подавления смуты (64 г. до Р.Х.). Порабощение Иудеи Римом 333 и плата дани (с 63 г. до Р.Х.). Власть переходит в руки идумеянина Антипатра 334 . Его сын, Ирод, захватил власть над всею страною и лестью перед римлянами добился титула “царя иудейского” (с 37 г. до Р.Х.). Царствование Ирода Краткая историческая справка – династия Иродов: Впервые власть над иудеями вручена была римлянами чужестранцу – Ироду. А вот что сообщает о нем Иосиф Флавий: он был идумеянин по отцу и араб по матери. Историк Африкан 335 говорит, что, по словам тех, кто тщательно занимался его родословной, Антипатр (отец Ирода) был сыном какого-то Ирода из Аскалона, одного из иеродулов в храме Аполлона. Этот Антипатр еще ребенком был захвачен идумейскими разбойниками, оставался и ними (отец его, человек бедный, не мог его выкупить) и был воспитан в их понятиях. Потом он полюбился Гиркану 336 , первосвященнику иудеев, и от этого Антипатра и родился Ирод.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Утверждая всех учеников» – т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. Деян.14:21–22, 16:6 ). О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Деян.18:24 .  Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александ­рии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, при­шел в Ефес. «Аполлос» – сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний – был сильный деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. 1 Кор.), почему дееписатель и отмечает его особым вниманием. «Иудей из Александрии» (Египетской), бывшей центром не только обширной торговли, но и высшего развития иудейско-еллинской образованности, представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон. Деян.18:25 .  Он был наставлен в начатках пути Го­с­по­дня и, горя духом, говорил и учил о Го­с­по­де правильно, зная только креще­ние Иоан­ново. Ученый и красноречивый, сведущий в книгах Свящ. Писания, убежденный и пламенный проповедник, Аполлос обещал особенный успех. «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!... Видишь ли успех проповеди!» – восклицает по сему случаю Златоуст. «В начатках пути Господня», т. е. учения и жизни соответственно заповедям Господа (ср. Деян.9:2 ). «В начатках», т. е. не вполне, так что Аполлос нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня ( Деян.18:26 ), что и сделано дальше ( Деян.18:26 ). «Зная только крещение Иоанново...», как и ученики ефесские, упоминаемые далее ( Деян.19:2–3 ). Такая неполнота знания и учения Аполлоса о Христе, конечно, не была неправильностию знания и учения, почему и не препятствовала Аполлосу, «горя духом» ( Рим.12:11 ), говорить и учить о Господе правильно, хотя и неполно. Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице Господа Иисуса от Акилы и Прискиллы и приняв крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа (св. Златоуст), Аполлос выступает в Ахаии уже облагодатствованным проповедником ( Деян.18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Впрочем, нельзя предполагать в синкретизме Египта полного тождества с греческим, не только в подробностях, но и в общем объёме. Для народа религия была вещественнее и грубее, для высших классов она была гораздо выше и разумнее. Память о символизме и отвлечённых значениях символов не совсем утратилась; но она затемнилась, и в этом отношении век Амазиса столько же ниже Рамсеса, сколько век Рамсеса был ниже эпохи до-гиксосской. Ко времени нашествия Персиян все было перемешано: символ, обратившийся в фетиш, сказка, вошедшая в религиозный миф, полярность кушитская, духовность иранская, человекообразие, система эманаций, древнее поклонение змее и привитая вражда против змеи. Изобретение змеи Апофиса, с которой борются боги и человеки, есть самое явное доказательство синкретизма и его древности в Египте. Египет потерял веру в своих богов и в себя. Он кланялся Аполлону и нанимал эллинскую дружину. Но за всем тем, он никогда не мог истинно ни усвоить чужого начала, ни утратить вполне свой коренной характер. Замечательно то, что соединение власти жреческой с царской произошло во время упадка религиозного. Жрецы стали домогаться престола тогда только, когда они перестали уважать свой сан и безусловно верить в свою мудрость. Внутреннее падение духовное совершилось прежде падения государственного; но из Египта ещё после его порабощения вышло много начал мысли, много высоких духовных явлений, которые остались незабвенными для человечества, с трудом высвободившегося от их влияния. Таковы многие из эманационных систем, весь гностицизм, ряд эонов, заменивших лестницу триад, параллелизм бога и его сил, неоплатонизм. Противоположение божественного начала и мудрости явно связано с двойственностью Шивы и его женской эманации, Озириса и Изиды и пр. Это те же силы, – действующая и воспринимающая, которых сочетание создаёт мир; но философия дала другие названия и другие образы мыслям, некогда облечённым в простые вещественные символы. Знание же действительно не подвинулось ни на шаг и подвинуться не могло, покуда оно ставило мир в необходимом отношении к Богу, т. е. делало его необходимостью для Бога. Немецкая философия в наш век часто впадает в ту же ложную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Глава 3. 1101 Поражение Иудой Маккавеем Сирийских вождей а) Общая характеристика Иуды Маккавея и похвала доблестям его на защиту веры и отечества (ст. 1–9). б) Поражение Иудой сирийского вождя Аполлония , который вышел против него с антиохийским и самарийским войском (ст. 10–12). в)Поражение, нанесенное с малым числом воинов, изнуренных постом, другому сирийскому вождю – Сирону на возвышенностях Вефоронских (ст. 13–25). г) Разгневанный Антиох Епифан поручает военачальнику Лисию отомстить Иудеям, а сам отправляется в Персию, с целью наполнить свою истощенную казну военными добычами (ст. 26–37). д) Вторжение Лисия в Иудею с сорокатысячным войском и с тремя помощниками: Птоломеем, Никанором и Горгием. Вооружение Иудеев после поста и молитвы в Массифе (ст. 38–53). е) Приготовление к сражению и речь Иуды Маккавея к воинам (ст. 54–60). Ст. 31. Антиох Епифан …решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра... Цари Армении и Персии, бывшие данниками Сирии, прекратили взнос податей за религиозные гонения, воздвигнутые Антиохом Епифаном. Посему, сей фанатик решился вооруженной рукой собрать свои подати и, кроме того, имел в мыслях ограбить персидские храмы, знаменитые своим богатством. Ст. 38. …Лисий…, военачальник Антиохов, собравшись вторгнуться в Иудею по повелению своего царя, …избрал себе в помощники Птоломея, сына Дорименова, и Никанора, и Горгия, мужей сильных из друзей царя... Доримен, италиец по происхождению, сражался в качестве египетского военачальника против Антиоха Великого. Сын его, Птоломей, по прозванию – Махрон, будучи правителем острова Крита, принадлежащего Египту, предал его Антиоху Епифану, – за что и сделался его любимцем 1102 . Впавши потом в немилость сына его, Антиоха Евпатора, он отравился. Насчет Горгия и Никанора – см. 2Мак. 10:14; 12:32 и след.; 1Мак. 7:26 и след.; 2Мак. 7:9–10; 14:12 и след. Ст. 40. Воины Лисия …расположились на равнине близ Еммаума... Эго был городок, или местечко, в двух часах пути к северо-западу от Иерусалима, и, притом, отличное от подобнозвучного города Эммауса, о котором говорится в Евангелии 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010