Naqlun 7 6 ) 485 , булочнику (καθαρ(ουθργ) – Р. Naqlun 7 17 ), сапожнику (γαλικαρ()) – Р. Naqlun 7 13 , ср. Р. Naqlun 7 4 ), погонщику верблюдов (κ[α]μηλ(ιτ) – Р. Naqlun 7 1 6 ), пастуху ([π]οιμ(νι) – Р. Naqlun 1 9 ), т. е. представителям тех профессий, которые Палладий перечисляет, описывая монастыри в Нитрии или Панополе. Таким образом, монастырь Наклун ведет уже не «автаркическое», а достаточно открытое («рыночное») хозяйство и, имея достаточно средств, получаемых, вероятно, за счет продажи своих земель и (или) их аренды, предпочитает закупать даже те продукты, которые вполне мог бы производить сам. Не меньший интерес представляют данные коптских папирусов VIII в., находящихся в собраниях Эрмитажа и ГМИИ им А. С. Пушкина, опубликованные П. В. Ернштедом. В двух из них [Ернштедт, 1959b. 3,7] речь идет об аренде (обмене) и покупке земли у жителей двух деревень – покупателем и арендатором является монастырь аввы Аполлона 486 . Папирус, происходящий из Гермополя [Ернштедт, 1959а. 1. С. 9–11], является распиской, выданной «дикайоном филопонов» ( πδικ α ιον νπ ε q ι λ οπονιον ) монастыря аввы Феодора крестьянину Шенуте в том, что монастырь получил взнос с аруры в размере 4 артаб пшеницы. Документ оставляет мало сомнений в том, что Шенуте является арендатором монастырских земель, расплачивающийся с монастырем частью урожая, поскольку добровольное пожертвование вряд ли потребовало бы расписки 487 , а особый налог на содержание монастырей, насколько нам известно, не зафиксирован в источниках этого времени 488 . Еще один гермопольский папирус [Ернштедт, 1959b. 14. С. 55–61] представляет собой список раздачи от монастыря вина разным лицам – «людям (селения) Пиохпемом» ( ν ε р м π ω π ε μομ ), «людям (селения) Михолеос» ( ν ε р м μ x ο λε ο c ), «кузнецу» ( ν ε α мк λλ ε ). Есть определенные сомнения в том, является ли эта выдача платой за определенные услуги или это даровая раздача 489 . Однако можно думать, что кузнец или крестьяне из деревень, вероятно, соседних с монастырем, находились в тесных контактах с ним и выполняли различные монастырские поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

    «Благочестивейшим и христолюбивым императорам нашим, Флавию Валентиниану и Флавию Маркиану, победителям, триумфаторам, всегда августам, от всех епископов вашего египетского округа».    «Изначала преданную нам святыми и богодухновенными отцами нашими православную веру, святым евангелистом Марком, всехвальным епископом и мучеником Петром, святыми отцами нашими Афанасием, Феофилом и святым Кириллом, мы сохраняем и, будучи учениками их исповедания, ее почитаем и по ней мудрствуем, как изложили — 318 в Никее, и блаженный Афанасий, и святой Кирилл; анафематствуем всякую ересь, и ариеву, и евномиеву, и манихееву, и несториеву, и тех, которые говорят, что плоть Господа нашего была с неба, а не от святой Богородицы Девы Марии, по подобию всех нас, кроме греха, а сверх этих и все ереси, которые мудрствуют или учат вне кафолической Церкви».     Подписи: «Иерак, епископ афнаитский, подал». «Савин, епископ коптский, подал». «Аполлоний, епископ танейский, подал». «Пасмеий, епископ паралеотский, подал». «Януарий, епископ леонтский, подал». «Евлогий, епископ афривитский, подал». «Иоанн, епископ псинхский, подал». «Исаак, епископ танэйский, подал». «Ирон, епископ фенисский, подал». «Стефан, епископ геритский, подал». «Феофил, епископ ерифрский, подал», «Феофил, епископ клеопатридский, подал». «Исидор, епископ сефреитский, подал».    Все почтеннейшие епископы воскликнули: «почему они не анафематствовали учение Евтихия? Они подали просьбу с коварством. Пусть они подпишут послание Льва, анафематствуя Евтихия и его учение. Пусть согласятся с посланием Льва. Они хотят насмеяться над нами и уйти». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «собор был ради Евтихия, а не для чего-нибудь другого. Римский архиепископ писал ради его. Мы все согласились с посланием, которое следует изложению святых отцов. Пусть и они согласятся с посланием святейшего Льва». Почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, местоблюстители апостольского престола, чрез епископа Пасхазина сказали: «Пусть скажут, согласны ли они с посланием апостольского престола и анафематствуют ли Евтихия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   По прошествии нескольких часов в ожидании ответа от священнейшего и благочестивейшего государя нашего, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «благочестивейший император наш, вследствие ваших просьб, предоставил вашей воле — решить о почтеннейших епископах Ювеналие, Фалассие, Евсевие, Василие и Евстафие, как вам угодно. Итак, ваше благочестие, зная, что даст отчет Богу во (всем) происходящем, пусть рассудит, что должно сделать по отношению к ним». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «мы просим их войти». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «просим их войти. Одинаково мудрствующих — собору; подписавших послание Льва — собору»! Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «пусть войдут». Когда вышеозначенные почтеннейшие епископы вошли и сели, все почтеннейшие епископы воскликнули: «един Бог, соделавший это! Многая лета императорам; великим императорам многая лета; многая лета сенату; многая лета сановникам; православным многая лета! Это всецелое единение; это мир церквей»!    Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «за день перед тем известные епископы египетского округа в просьбе, поданной ими священнейшему и благочестивейшему государю нашему, изложили собственную веру; и его благочестию было угодно, чтобы эта (просьба) была прочтена на вашем святом соборе. Посему, повинуясь поведению священного и добропобедного государя, мы приказываем — им войти, прочитать просьбу в их присутствии и объявить, что угодно вашему благочестию относительно их. Когда вошли Иерак, Савин, Аполлоний, Пасмеий, Януарий, Евлогий, Иоанн, Исаак, Ирон, Стефан, Феофил, другой Феофил, Исидор, почтеннейшие епископы египетские, и по приказанию всех сели, знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «вы подавали просьбу»? Почтеннейшие епископы египетские сказали: «да, клянемся вашими стопами». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «и подписали ее»? Почтеннейшие епископы (египетские), взглянув на подписи просьбы, сказали: «да, клянемся стопами вашими, мы узнаем подписи: мы подписали; (это) наше письмо». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «пусть прочтут просьбу». Константин, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«А если Христос в вас, то тело мертво для греха» ( Рим. 8, 10 ). Вместе с Христом вселяется и Дух Св., о чем имеются многочисленные свидетельства ап. Павла: «Дух Божий живет в вас» ( Рим. 8, 9 и 11). «Бог дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 22 ). «Имея начаток Духа, и мы в себе стенаем» ( Рим. 8, 23 ). «И не оскорбляйте Духа Божия, которым вы запечатлены» ( Ефес. 4, 30 ). «Храни добрый залог Духом Св., живущим в нас» (г Тим. 1, 14). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор. 6, 19 ). Христос и Дух Св. живут во внутреннем человеке ( Ефес. 3, 16 ), молятся за нас, воссылая из сердец наших молитву: «Авва Отче» ( Рим. 8, 15 и 26). Они – Дух утверждения ( 2Кор. 1, 21 ), Дух усыновления ( Рим. 8, 15 ), спасения и искупления. В первом послании ап. Иоанна говорится: «Дети, вы от Бога и победили их (детей мира сего), ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (4, 4). Игнатий Богоносец говорит в письме к Магнезийцам: «Вы имеете в себе Иисуса Христа» 647 . Новое сердце, новый дух и новую плоть обрело человечество в сочетанием действии вселившегося трансцендентного Логоса и имманентного, врожденного Логоса. Древний мир не знал такого вселения Бога в человека. Он знал вселение богов в мантике в виде энтузиазма, вселение Аполлона, Диониса, Митры и др., вселение демонских сил в натуральной мистике. Это давало известную мистическую активность, не освобождая от психизма и вещественности, от земных оков. Отсюда – пессимизм древней мистики, вопли о теле как темнице духа, непобедимое чувство скованности земным, дурная бесконечность перевоплощений и Кармы. Новое творение и освобождение духа пришло со вселением Духа Христа в плотяное сердце человека. Истина имманентного и трансцендентного Логоса в человеке была основною теологемою всей апостольской и последующей святоотеческой эры, получила полное развитие в древнецерковной аскетической литературе и легла в основу древнецерковной умной медитации. Со вселением трансцендентного, ипостасного Логоса-Христа в человека пришла и благодать, как сверхсубстанциальная Сила, в отличие от субстанциальной Силы, как основы мира. По Макарию Египетскому , благодать есть Свет и Огонь, который Христос «низвел на землю» ( Лук. 12, 49 ) и дал начало «новой твари» и «новой плоти» ( Рим. 6, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Аминь. Конец истории египетских монахов. H.A. Кулькова. Об авторе «Истории египетских монахов» Сведения о начале египетского монашества содержатся в нескольких литературных памятниках, самыми ранними из которых являются: «Житие св. Антония Великого », написанное на греческом языке свт. Афанасием Александрийским , сохранившиеся на греческом, коптском и латинском языках Правила и Послания св. Пахомия Великого , основателя общежительных монастырей, «История египетских монахов», а также «История Лавсаика» епископа Еленопольского Палладия. В IV в. появляется много сочинений жанра peregrinatio ad loca sancta 146 , и, наряду с известным peregrinatio Эгерии, «История египетских монахов» стала одним из первых дошедших до нас образцов этого рода христианской литературы и интересным свидетельством о жизни египетских монахов. В то же время «История египетских монахов» 147 стоит в начале появления особого жанра патерика – автор описывает тех святых мужей, кого он встретил лично (самые подробные описания относятся к началу путешествия – главы о св. Иоанне Ликопольском и св. Аполлоне, или Аполло), кроме того помещены рассказы о тех подвижниках, память которых особенно почиталась их учениками (Аммон, Патермуфий, Пафнутий, мч. Аполлоний), и краткие истории о великих египетских святых – Макарии Египетском , Макарии Александрийском , Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются 37 подвижников. Не случайно ИЕМ стала источником для разного рода монашеских сборников, в частности, алфавитных патериков. Похожую структуру имеют «Лествица» преп. Иоанна Лествичника (особенно в первой своей части) и «Луг духовный» блаж. Иоанна Мосха . Известный патролог J. Quasten пишет: «Нашему знанию о начале и распространении монашества мы обязаны, во-первых, житиям основателей монашества, трудам их учеников, но в большей степени мы обязаны двум документам, целиком посвященным этой истории: «Истории Лавсаика» Палладия, епископа Еленополя, и «Истории египетских монахов», принадлежащей анонимному автору» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Асуан), т. е. до самых южных его пределов (epilogus, 1 ). Из предисловия мы узнаем, что монашество присутствует в разных местностях: в пустынях, в селах (или возле них), в городах и возле городов. В предисловии греческой версии указано на то, что количество монахов в пустыне и в хоре (ν τας χροις) сосчитать невозможно, что нет ни деревни (κμη), ни города (πλις) ни в Египте (т. е. Нижнем Египте), ни в Фиваиде, которая не была бы окружена монастырями подобно стенам (prologus, 10). Фраза, понятное дело, носит риторический характер и не свободна от преувеличений, но ее общий смысл – а именно то, что монастыри (или кельи монахов) могли быть расположены как в пустыне, так и в хоре, в городах или поблизости от них – следует, видимо, признать достоверным. Интересно, что в латинской версии не говорится о городах: сказано лишь, что многие рассеяны по пустыне, другие живут в сельской местности, третьи – возле городов 370 . О том, что значительное число монахов, видимо, жило не в самих городах, а по соседству с ними, речь уже шла. Немаловажное значение, как уже подчеркивалось, в период перехода к стройным формам организации играли первые поколения монахов – «старцы», которые выделяются в двух других наших источниках в особую категорию. И «История монахов» в данном случае не исключение. Очень четко это видно в главе об авве Иоанне Ликопольском (cap. 1) греческой версии. После того, как паломники посетили многих «других отцов», помимо аввы Иоанна, к ним пришли «братья» его монастыря с известием о кончине аввы Иоанна. В главе об авве Ope (cap. 2) автор называет монахов, подвизавшихся рядом с ним в ближней пустыне, «отцами» (πατρες), a пришедших к нему подвизаться монахов – «братьями» (δελφο). В латинской версии Ор назван «великим отцом» (magnificus pater), а монахи его монастыря – «братьями» (fratres). Также «отцами» (πατρες/seniores) обозначаются подвижники, жившие по соседству с аввой Аполлоном, которые сами управляли многими «братьями» 371 . Интересное сообщение содержит глава об авве Коприи (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В греческой версии несколько раз упоминается, что тот или иной подвижник беседовал с паломниками об аскезе (περ σκσεως) (ср. напр., cap. 1, cap. 8, cap. 20) 606 . В данном случае мы, надо полагать, имеем дело со все тем же «особым, монашеским образом жизни». Описывая внешность аввы Иоанна Ликопольского (cap. 1), автор «Истории монахов» указывает, что по причине подвижничества (π’ σκσεως/prae abstinentia) тело его было сухо и на лице не росла борода. Возможно, здесь мы сталкиваемся сразу с двумя значениями σκησις – «образ жизни» и «изнурение тела». Еще один, более отчетливый пример употребления σκησις в значении «телесных подвигов» мы находим в рассказе об авве Аполлоне, который показывает инокам монастыря пример подвижничества – вкушает пищу вместе с ними раз в неделю и питается только сырыми овощами, исключая из своего рациона даже бобы. Впрочем, здесь σκησις может иметь значение и «аскетического правила», естественно, неформального 607 . В «Истории монахов» нередки упоминания о нравственнопсихологической стороне σκησις. Именно так, по нашему мнению, стоит понимать его в выражениях «подвизаться в молчании» (σκεν σιωπν) (cap. 3, 1; cap. 6, 1), «славно подвизаться в добродетелях» (νασκεν καλς τας ρετας) (cap. 14, 10), «подвизаться в смиренномудрии» (σκεν τν ταπεινοφροσνην) (cap. 1, 59) 608 – речь здесь явно идет не об обуздании тела, а о том, чтобы путем душевных усилий выработать (или актуализировать) в себе определенные психологические и нравственные качества. В заключении хотелось бы упомянуть еще об одном интересном нюансе: бесы, искушая одного подвижника, кричат ему: «Ты – наш, присоединился к нам, подвизаясь во многом беззаконии (νομαν σκησας πσαν)» (cap. 1,39). Таким образом, нечестивое поведение также могло иногда рассматриваться как некоторое «упражнение», своего рода «антиаскеза». II. Молитва (εχ) Дать определение «молитвы» в христианской традиции – это значит заглянуть в самую ее суть. «Молитва есть все», – пишет свт. Феофан Затворник [свт. Феофан, 1895. С. 441]. «Всякое погружение в существование, всякое предчувствие таинства перед лицом любви, красоты или смерти тяготеет к молитве. Однако для настоящей молитвы в христианском смысле слова необходимо установление подлинно личного отношения с живым Богом», – а это уже слова современного православного богослова [Клеман, 1994. С. 179]. Ну, наконец, стоит привести и еще одно определение, данное архимандритом Софронием (Сахаровым) , которое раскрывает мистический и экзистенциальный смысл молитвы: «Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Через молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Само-сущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства» [архим. Софроний, 1994. С. 7].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В «Истории монахов», как и в «Лавсаике», показан еще один аспект связей монастыря с миром – благотворительная деятельность. Авва Серапион (сар. 18) отдавал часть средств братии в помощь беднякам, живущим в окрестности, а также отсылал хлеб и одежду на лодках в Александрию малоимущим, заключенным и странникам 557 . Греческая версия указывает на то, что так поступал не один Серапион, но и другие отцы 558 . Во время голода, случившегося по всей Фиваиде, к авве Аполлону (cap. 8 ) пришли жители окрестных мест с просьбой благословения и пищи – авва, естественно, не отказал им в помощи. Последний эпизод весьма любопытен, поскольку показывает, что в кризисной ситуации египтяне могли обращаться с просьбами в монастырь, а не к имперским чиновникам. В главе об авве Аполлоне есть и еще один любопытный эпизод. Во время правления Юлиана один из монахов, которого собирались рекрутировать на воинскую службу, был брошен в тюрьму. Судя по тому, что в рассказе упомянут хилиарх (χιλαρχος/centurio), дело, скорее всего, происходило в городе – вероятно, в Гермополе, в окрестностях которого располагался монастырь аввы Аполлона. Когда сам авва и несколько монахов с ним пришли утешать инока, то все они были схвачены как потенциальные рекруты 559 . Затем, как повествует наш источник, им чудесным образом удалось освободиться: ангел с факелом на время ослепил стражников, дом хилиарха был разрушен землетрясением, и лучшие его слуги оказались погребены под обломками. По всей видимости, речь идет о так наз. рекрутских наборах, которые могли производиться в Восточноримской империи в чрезвычайных ситуациях (об этом, например, известно из «Жития св. Пахомия» – G 1 ,4=Halkin, 1932. Р. 3; Во, 7=Lefort, 1925. Р. 4–5). В данном случае можно предположить, что набор проводился в связи с восточным походом Юлиана 560 . С монахами, как видно из рассказа, обошлись в данном случае довольно бесцеремонно. Но попытка сделать иноков солдатами против их воли вызвала – судя по «брутальности» чудесных событий, способствовавших их освобождению – нешуточное сопротивление с их стороны. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В наказание за это на них обрушивались величайшие бедствия. Противостояние израильтян и хананеев продолжалось очень долго, и лишь во времена Ездры было осуждено языческое идолопоклонство, расторгнуты все браки с язычниками и все иудеи поклялись исполнять заповеди Бога ( 1Езд. 9; 10 ; 2Езд. 8, 65–92; 9 ). 634 Якоже Соломон жены ради поклонился идоломъ и отступи от Бога жива... – Соломон, царь Иудейский, 10-й сын Давида, вступив на престол, женился на дочери египетского царя Фараона и, хотя поклонялся единому Богу своего отца, счел необходимым на время разрешить идольские богослужения и жертвоприношения ( 3Цар. 3, 2–3 ). Впоследствии, уже в старости, набрав себе в гарем множество наложниц из языческих стран, в угоду им построил капище Хамосу и Молоху и стал служить им и поклоняться Астарте и другим языческим божествам ( 3Цар. 11, 1–13 ). 635 ...Ероавамль в Самории... до разорения Самарии. – Иеровоам – царь Израильский (975–954 гг. до н. э.). Его резиденцией был город Сихем на западе Самарии – центральной области земли Ханаанской. Уже в начале своего царствования Иеровоам поставил в городах Дане и Вефиле, находящихся на противоположных концах царства, двух золотых тельцов с целью лишить народ Самарии потребности ходить для совершения жертвоприношений в Иерусалим – столицу враждебного царства ( 3Цар. 12, 25–28 ). И установил праздник, подобный празднику в Иудее, во время которого народ совершал жертвоприношения своим тельцам. Этот обычай поддерживался и последующими правителями вплоть до разорения Самарии во время правления царя Осии ( 4Цар. 17:1–6 ). 636 ...Христову бо икону равно Аполонову идолу судил ecu, Богородичну икону равно Диеву судил ecu, и прочих святых... – Аполлон, Дий (Зевс) – античные божества. Этот фрагмент послания Грозного – цитата из Послания Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму о святых и честных иконах, памятника, традиционно использующегося в полемике с иконоборцами и вошедшего впоследствии в изданный Печатным Двором «Сборник о почитании икон» (ср. «Коему убо идолу кланяюся, рцы ми. Аполону ли, паче же погибшему, или образу Господа нашего Исуса Христа... Артемидину ли или образу Пресвятыя чистыя владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, матере Господа нашего Исуса Христа ...Дию ли или образу святаго Иоанна Предтечи и Крестителя? Киимъ идоломъ поклоняюся, Диеву ли или святыхъ апостолъ и мученикъ воображениемъ и всхъ святыхъ иже от вка угодившихъ Господеви?...» – Цит. по изд.: «Сборник о почитании икон». М., 1642. Л. 92–92 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В случае с общиной аввы Ора и Аполлония мы находим ряд правил, характеризующих жизнь этих общин: Причастие Св. Тайн перед трапезой, наставления настоятеля во время трапезы, вероятно, определенная регламентация имущества в монастыре аввы Ора, то же правило в отношении Причастия, поучения настоятеля после трапезы, ночной «анахоресис» части братии в монастыре аввы Аполлона. Можно с большой долей уверенности считать, что они складывались постепенно, по мере все более структурирующейся жизни монастыря. Интересный пример «экономического» развития монастыря мы находим в рассказе об авве Аполлоне. Согласно одному эпизоду, когда авва подвизался с «малой общиной», они еле-еле находили себе еды на пасхальную трапезу. В другом случае (когда община уже становится монастырем и достигает, видимо, численности в 500 человек) – там уже имелись и съестные запасы для братии (отдельно выделяется также дневная норма хлеба), которые авва велел раздать пришедшим к нему мирянам, поскольку в тех местах случился голод. Анализируя данные «Лавсаика», мы уже говорили, что еще одной «моделью» складывания монастыря было его возникновение (скорее всего, постепенное) вокруг церкви 381 или древнего языческого святилища. Указать при этом, что в данном месте они возникают из «малой общины» вокруг старца не представляется возможным – в наших текстах нет таких данных. Скорее следует предположить другое – само место древнего святилища становится «местом притяжения» монахов и постепенно там возникает обитель. Примеры такого рода мы находим в Оксиринхе. Как уже упоминалось, в латинской версии речь идет о том, что храмы и общественные здания (капитолии) были превращены в «жилища монахов». Как известно из других источников в римское время в городе существовали храмы Фоириды (Афины), Сераписа, Исиды, Осириса, Хора, Фописа, вероятно, Тифона (или Сета), Аписа, храм Юпитера Капитолийского, а также места, связанные с императорским культом – Кесарий, Севастий и Андрианий [Фихман, 1976b. С. 17–20]. Как предполагает Фестюжьер, много храмов, прежде всего, египетских богов были к тому времени уже заброшены, поэтому монахи могли свободно их занимать. Неясно однако, все ли языческие храмы в Оксиринхе в тот период уже не функционировали как языческие 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010