Святые мученики Филимон, Аполлоний и Ариан Аудио В эпоху свирепствовавших по всей Римской империи Диоклетиановых гонений, около 305 года, в египетском городе Фивы были схвачены 37 христиан и брошены в тюрьму в ожидании суда . Один из них, чтец по имени Аполлоний, страшась ожидавших его страданий, но не желая становиться явным отступником, предложил кифаристу Филимону, тоже узнику, заточенному вместе с ним, облачиться в свои одежды и вместо него принести жертву идолам, обещая в награду за это четыре золотые монеты. Филимон согласился, но в ту самую минуту, как он возложил на себя Аполлониевы одежды, на него сошла благодать Божия: Филимон сам всем сердцем уверовал во Христа и во время жертвоприношения, на которое он был приведен вместо Аполлония, открыто исповедал истинную веру. Тем временем правитель Ариан послал за Филимоном, прося его сыграть узникам на кифаре в надежде на то, что ее сладостные звуки напомнят христианам о прелестях бренного мира. Услышав свое имя, исповедавший только что Христа Филимон вышел вперед и заявил, что он и есть тот самый кифарист и лишь назвал себя Аполлонием. Все усилия язычников убедить его в том, что не поздно еще отказаться от своих слов и что, не будучи крещен, он не может считаться христианином, остались тщетными. Филимон был неколебим в своем решении и тут же чудесным образом принял крещение через дождь, пролившийся с небес на него одного. По молитве мученика четыре золотые монеты, которые он держал в руке, вдруг растаяли в чудесном огне, так что никто более не мог приписать его обращение какой-либо корысти. Когда Аполлоний в свою очередь предстал перед судьей, он также мужественно исповедал имя Христово и бесстрашно ступил навстречу мучениям: ему перерезали жилы на ногах и волокли так через весь город. Филимона же подвесили на дереве и расстреливали из луков, однако стрелы не причиняли ему никакого вреда, а одна из них, отклонившись, вонзилась в глаз правителю. Движимый состраданием, Филимон обещал последнему, что к нему вернется зрение, если после гибели мучеников он приложит к своей ране землю с их могилы. Затем оба мученика были обезглавлены.

http://pravoslavie.ru/58379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУИТ Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) [араб.  ], мон-рь в Египте (IV-XI вв.). Руины Б. расположены в мухафазе Асьют (В. Египет), примерно в 300 км к югу от Каира и в 30 км от сел. Эль-Ашмунейн (в древности знаменитый Гермополь Вел.). Мон-рь находился на территории нома Шмун. Араб. название, вероятно, происходит от одного из копт. слов, к-рые служили для обозначения мон-ря или комплекса зданий, возникших вокруг него. Основателем Б. считается св. Аполлоний Фиваидский , егип. подвижник, о к-ром сообщается в «Истории монахов» . Это подтверждают фрагменты обнаруженного в Б. копт. папируса, где упомянут мон-рь аввы Аполлония в номе Шмун. ( Clédat J. Baouït//DACL. T. 10. Col. 204). В копт. «Житии Павла из Таммы» (сохранившемся во фрагментах) говорится, что Павел посетил мон-рь аввы Аполлония, находящийся в районе Гермополя. Копт. «Житие Фиба» сообщает о мон-ре аввы Аполлония возле сел. Титкоис (копт. Теткоог), что противоречит сведениям «Истории монахов». Однако возможно, что Аполлоний сначала был настоятелем мон-ря в Титкоисе, а затем основал мон-рь в районе Гермополя. Копт. синаксарь, упоминая Фиба и Аполлония под 25-м числом копт. месяца паопе (бабеха) (22 окт.), именует местность, где был мон-рь, Джабаль Аблудж. Вероятно, первоначально мон-рь располагался на краю пустыни, на левом берегу Нила, неподалеку от сохранившихся руин Б. Переселение св. Аполлония в небольшую пещеру в окрестностях нынешнего Б., согласно «Истории монахов», можно отнести к 360 г. Первым прибежищем подвижника, по мнению Ж. Кледа, была гробница, вытесанная в горе к северу от Дейр-эль-Мухаррак. Вокруг аввы Аполлония (как и в случае с прп. Антонием Великим ) образуется небольшая община его учеников. Довольно быстро община превратилась в мон-рь со своими правилами. По свидетельству автора «Истории монахов», братия мон-ря принимала пищу после Евхаристии, приблизительно в 9-м часу (3 часа дня), затем слушала поучения аввы Аполлония, а по наступлении темноты одни монахи удалялись в пустыню для чтения и размышления над Свящ. Писанием, др. оставались в мон-ре и проводили ночь в пении гимнов. Скорее всего сначала образ жизни монахов Б. представлял собой «средний путь» между строгими правилами киновий прп. Пахомия или Шенуте и теми колониями отшельников, к-рые существовали в Египте в IV в. в Нитрии, а также на месте подвигов прп. Антония Египетского. Возможно, образ жизни монахов Б. был сходен с типом аскезы мон-ря Епифания в Фиваиде, к-рая, по мнению исследователей, также представляла средний вариант между отшельничеством и киновией. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил мон-рь Б. незадолго до кончины св. Аполлония (ок. 395) и прожил там ок. недели.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Явление Христа народу. Этюд. 30-е гг. XIX в. (ГТГ) Александр Андреевич (16.07.1806, С.-Петербург - 3.07.1858, там же), рус. худож. Сын профессора АХ худож. А. И. Иванова. С 1817 по 1828 г. был учеником в Имп. АХ. Награжден большой золотой медалью 1-го достоинства за картину «Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару в египетской темнице» (1827, ГРМ) и получил право пенсионерской поездки в Италию на средства Об-ва поощрения художников. С 1831 г. жил постоянно в Риме, где общался с О. Кипренским, с Ф. Овербеком, главой нем. художников-назарейцев, с одним из русских любомудров - Н. М. Рожалиным. Ок. 1837 г. состоялось знакомство И. с Н. В. Гоголем , перешедшее затем в тесную дружбу, в 1842 г.- с Ф. В. Чижовым, и через него во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. И. сблизился со славянофильскими кругами, в 1847 г.- с А. И. Герценом. В 1846 г. пенсионером АХ в Рим приехал брат И., архит. С. А. Иванов, к к-рому впосл. перешло наследие художника. Св. Иоанн Креститель. Этюд. 2-я пол. 30-х гг. - 40-е гг. XIX в. (ГТГ) Св. Иоанн Креститель. Этюд. 2-я пол. 30-х гг. - 40-е гг. XIX в. (ГТГ) В 1836 г. И. получил звание академика исторической живописи Имп. АХ за картину «Явление Христа Марии Магдалине» (1835, ГРМ). В античных и евангельских сюжетах («Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару в египетской темнице»; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1830-1833, ГТГ; «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина», 1833, ГТГ) И. стремится передать состояние человека на пороге выбора, требующего от него максимального сосредоточения душевных сил. Ситуация, в которой проявляются предел достигнутой человеком умудренности, духовной зрелости и физической силы и его судьба, станет главной темой творчества И. и во всей полноте реализуется в картине «Явление Христа народу» (ГТГ). В 1837 г., после 4 лет осмысления в эскизах, работа над картиной была продолжена на большом холсте. Она сопровождалась созданием многочисленных этюдов и продолжалась с перерывами до нач. 50-х гг. XIX в. Фигурой св. Иоанна Крестителя введен образ звучащего слова. Христос на полотне И.- это исполнившееся Слово, что отвечает воззрению И. на свою картину как на произведение, передающее «сущность Евангелия». Событие начинается в некой точке подвижного равновесия между прошлым и будущим, к-рая превращается в линию - траекторию пути, объединяющего всех персонажей картины. Их фигуры, позы и жесты показывают, как тот или иной человек примеривается к предстоящему пути, вступает на него и ведет себя на этом пути, ценой каких душевных и физических затрат достигается это равновесие. Созданная И. пространственная формула представляет совершенный изобразительный эквивалент слов Христа: «Я есмь путь...» (Ин 14. 6). Принятие человечеством Христа в Его Первое пришествие прочитывается и как прообраз предстояния перед Ним всех и каждого во Второе пришествие в Судный день.

http://pravenc.ru/text/200471.html

Дьякон Игнатий , описав змеиную колонну, прибавляет: «Бяху ж тут (на Ипподроме) и иные столпы многи каменны и медяны, и чудеса много, и много их смотряхом, дивящесь». А Иеродиакон Зосима заметил, при описании монастыря Перевлепта (Славного), что: «того монастыря близ стены (а по другому списку „близ доспеты“) стоят два болвана каменны велики, иже были при Льве Царе Премудром в правосудии (а по другому списку добавлено: „правосудьи, иж добре судища“»). Таким образом, наши паломники описали более или менее, подробно пять примечательнейших памятников древнего Константинополя, из коих три: Египетский обелиск и змеиная колонна (на Ипподроме) и колонна Константинова на форуме того же имени, целы и доселе, от столпа Юстинианова не осталось никаких следов, а от колонны Аркадиевой уцелел обезображенный подножник. На Ипподроме из множества упоминаемых нашими паломниками столпов и статуй, ныне уцелело лишь три памятника, краткое описание которых предлагаем, в дополнение и пояснение сведений о них наших паломников: 1 . Обелиск из куска цельного гранита, имеющий 60 футов вышины и исписанный Греческими иероглифами. Он относится к отдалённой поре начала Египетской образованности за 1800 лет до Христианского исчисления. Перенесён из Илиополя, что в Нижнем Египте. Император Феодосий Великий поставил его на Ипподроме в 390 году, после блистательной победы, одержанной им над Максимом, похитителем Западной Империи. Он был воздвигнут старанием Проконсула Прокла, в течение 32-х дней, аки гласит одна из его записей. Его поддерживают 4 медных куба на мраморном подножнике (в 6 футов высоты). На одной из сторон его изображён Император Феодосий, сидящий на престоле с Царицей и детьми, Аркадием и Гонорием. 2 . Второй из памятников Ипподрома есть столп, составленный из 3 змей, свитых вместе, который был взят из Дельфийского храма, где он поддерживал золотой треножник, посвящённый Аполлону греками. Этот столп привезён был Константином Великим . Ныне уцелела лишь половина этого памятника. Магомет II, чтобы показать свою силу, срубил, своим тяжёлым мечом, одну из голов этой колонны, другие две были сломаны и похищены ночью в 1700 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Он пользовался таким всеобщим уважением, что многие язычники обещались принять христианство , если Драконтий будет епископом. Но смиренный инок считал себя недостойным высокого сана; едва принял посвящение, как поспешил скрыться в пустыню. Убеждая Драконтия возвратиться к его служению, Афанасий пишет: «Не ты один поставлен из монахов, не ты один настоятельствовал в монастыре или любим был монахами. Знаешь, что и Серапион монах, и притом настоятельствовал над великим числом монахов. Небезызвестно тебе, скольких монахов был отцом Аполлон; знаешь Агафона; не неизвестен тебе Аристон; помнишь Аммония, странствовавшего с Серапионом; слышал, может быть, о Мовите, в верхней Фиваиде; можешь осведомиться о Павле в Латополе и о других. Они, когда были поставлены, не прекословили, но, взяв в образец Елисея, зная, как поступил Илья, наученные примером учеников Христовых и Апостолов, приняли на себя попечение, а не пренебрегли священнослужением и не соделались худшими самих себя, но паче и паче ожидают награды за труд, – и сами преуспевая и других увещевая к преуспеянию. Сколь многих отвратили они от идолов, сколь многих убедили отстать от сего демонского обычая, скольких рабов представили Господу? Не верь тем, которые говорят, будто бы епископство – повод ко греху и доставляет случай грешить. И быв Епископом можно пребывать в алчбе и жажде, подобно Павлу ( 2Кор. 11, 27 ). И ты можешь не пить вина, как Тимофей, и ты можешь часто поститься, как делал Павел, чтобы подобно ему, постясь таким образом, насыщать других словом, и терпя жажду и воздерживаясь от питья, напоевать других учением. Знаем и епископов постящихся и монахов ядущих; знаем и епископов не пьющих вина и монахов пиющих; знаем и епископов, творящих знамения, и монахов, не творящих. Где бы кто ни был; да подвизается везде; венец дается не по месту, а по деяниям». Драконтий повиновался убедительному призыву св. Афанасия. Будучи епископом, он мог удовлетворить своей любви к пустыннической жизни, так как один из главных приютов иночества, гора Нитрийская – была частью его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

46. Добавлено: Тогда же в Греции был основан Коринф и там Клеанф создал искусство живописи. 51. Тогда же куреты и корибанты 12 явили мелодичные и гармоничные танцы с оружием. 52. Рассказывают, что давними временами в Фессалии был потоп, и произошло это во владычество царя Девкалиона, 53. а также случился тогда пожар от Фаэтона 13 , что и описывается во множестве сказаний. 3728 54. Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, пока не избавился от египетского рабства. (ок. 1250 – 1216 до н. э.) 55. В то время , благодаря Моисею, евреи вместе с законом обрели письменность. 56. Тогда же был построен храм в Дельфах, 57. основан Лакедемон 58. и обретена виноградная лоза в Афинах. 3755 59. Иисус, преемник Моисея 14 , правил двадцать семь лет. 60. В ту пору Эрихтоний, царь афинский, первым в Греции запряг четверку лошадей в одной упряжке. 3795 61. Гофониил 15 был судиею сорок лет. 62. Кадм царствует в Фивах. Он первым создает греческий алфавит. 63. В то же время Лин и Амфион стали первейшими из первых в музыкальном искусстве, 64. а жрецы Кибелы с горы Иды открыли тогда железо/. исправлено: а жрецы Кибелы с горы Иды в Греции в то же время открыли железо. 3875 65. Аод 16 был судиею восемьдесят лет. 66. В те годы создавались такие сказания: о том, как по приказанию Цереры Триптолем, влекомый крылатыми драконами, рассыпал семена пшеницы среди нуждающихся; 67. о гипокентаврах 17 , которые были плодом смешения природы лошадиной и человеческой; 68. о трехглавом псе Цербере, из мерзких адских пределов; 69. о Фриксе и Гелле, его сестре, несомых по воздуху золоторунным овном; 70. о блуднице по имени Горгона, с головой поросшей змеями, превращавшей в камень любого взглянувшего на нее; 71. о Беллерофонте, которого возил на себе крылатый летающий конь; 72. об Амфионе, который звуками своей кифары сдвигал камни и скалы. 3915 73. Девора была судиею сорок лет. 74. В эту эпоху Аполлон изобрел искусство медицины./исправлено: В эту же эпоху Аполлон сотворил кифару и открыл искусство медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Во–вторых, богатые граждане возводили храмы на собственные средства. Чаще всего так выражали благодарность какому–то из богов за чудесное избавление от опасности или выполняли некогда данный обет. Порой благотворители утверждали, что к построению храма их подтолкнула мистическая встреча с божеством или его тайное послание. Например, после победы над Антонием и Клеопатрой в битве под Акци–ем в 31 г. до н. э. император Август воздвиг храм Аполлона в Риме, ставший соперником храму Юпитера. Август был уверен, что своим успехом обязан Аполлону, так как перед сражением прятался в небольшом гроте, посвященном этому богу. В–третьих, расширение пределов империи приводило к заимствованию богов у соседей. В сельских районах Греции всегда были места, привлекавшие паломников. Например, в Дельфу со всех концов стекались желающие узнать будущее у таинственного оракула. В знак благодарности за полученные предсказания люди совершали жертвоприношения, нередко потрясающие своей пышностью. Кроме того, представители римской власти и купцы немало путешествовали и, встречаясь в других странах с новыми религиями, часто привозили домой какого–нибудь идола. Происходил процесс принятия чужих божеств в свою культуру. Греческие и ближневосточные кумиры отождествлялись со сходными латинскими богами: Артемида с Дианой, Арес с Марсом и т. д. Иной раз священные фигурки привозили в Рим как военную добычу или как предметы искусства, при этом благоговение перед ними сохранялось и у новых хозяев. В большом храме, посвященном главному богу, обычным делом были дополнительные алтари для второстепенных идолов. В–четвертых, появилась мода на тайные поклонения, распространению которой способствовало оживленное сообщение между частями Римской империи. Среди наиболее популярных были культ бога виноделия Диониса и египетской богини Изиды, обладавшей весьма широким кругом интересов. В христианские времена многие военное стали поклоняться персидскому богу Митре. Во всех этих культах существовал обряд посвящения для новообращенных, но причастность к мистическому культу не мешала им оставаться приверженцами общепринятых религий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Многие стези его открыли варвары; но Греки далеко отстояли от него. Первым открыл Бог этот путь Египтянам, Финикиянам, Халдеям, Лидянам и Евреям». Если, таким образом, враждебный нам Порфирий открытие истины приписывает Евреям, Финикиянам, Египтянам и Халдеям, устраняя от того Греков, как причастных заблуждению, и подтверждает это свидетельством Аполлона, то почему же вы не верите своему философу, не принимаете прорицания Дельфийского оракула и не внемлете Еврейским Пророкам и Апостолам? Ибо они-то суть те самые, коих Аполлон называет изобретателями истины. Если же он и присоединяет к ним Египтян, Финикиян и Халдеев, то надобно знать, что Халдеи были близки и сопредельны с Финикиянами, а потому, если они и научились истине, то научились оной от Евреев. Да и сами Египтяне многое такое получили также от обращения с ними, потому что Евреи долгое время жили в Египте. Равным образом и Халдеи получили от них большую пользу. Ибо Халдейские цари, покорив Евреев, отвели их в Вавилон, и потом, вследствие чудес, совершенных в пещи огненной и во рве львином, признали их своими учителями истины. Также и Кир, сын Камбизов, находясь в дружественных сношениях с Даниилом, научился от него благочестию. Он же, победив Лидян и сделав их своими данниками, без сомнения, сообщил им то, чему сам научился от Даниила. Все это, теперь мною сказанное, как кажется, достаточно объясняет то, почему оракул Дельфийский приписывает истину Евреям, и почему упоминает об этом оракуле Порфирий. Но, что тот же Порфирий обвиняет Греков в величайшем невежестве, об этом услышите вы, между прочим, из письма его к Боэту о душе. Какого философа речь, говорит он, не обоюдна? Также и к Анебону Египетскому он пишет: «Я начну беседовать с тобою о дружбе, какую имеют с тобою боги и добрые духи, и о свойственных им рассуждениях. Об этом много говорено было и Греческими философами, но говорено было большею частию по догадке, которая имеет свое начало в одной вере». И вскоре потом: «Между нами происходит большое словопрение, потому что до понятия о добре мы доходим человеческими умозаключениями, и чем более кто старается сблизиться с сим понятием, тем в большия он должен пускаться исследования».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Многим современным художникам очень далеко до такого уровня в искусстве А если обратиться к образцам древнего искусства, то оно поначалу представляется нам очень примитивным. Но если мы будем судить о нем не по иллюстрациям из учебников истории (в которых многократно перефотографированные образы египетских фараонов), а увидим непосредственно, это произведет совсем другое впечатление. Мне пришлось побывать в Каирском музее в Египте и посмотреть некоторые оригиналы. И вот тут невольно я понял, что это образцы высочайшего мастерства – того мастерства, до которого детям очень далеко. Даже не только детям, но и многим современным художникам очень далеко до такого уровня в искусстве. Диакон Димитрий Котов: – Чтобы ответить на этот вопрос, существует такое понятие – канон. Египетское искусство на протяжении почти трех тысячелетий рождалось – Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство. Совершенствовалась формы, они совершенствовались из поколения в поколения. От мастера к мастеру, от художника к художнику. И потом рассмотрение форм принимало какие-то определенные формы, определенные границы, определенное понимание осмысления того же куба или овала, например, треугольника… Каждое древнее искусство вырабатывает свои формы, свои каноны. То есть свои правила (каноны – это ведь правила). Так эти правила не придуманы, они рождены самой жизнью, они найдены. Курос Аполлона Детская непосредственность – она включена в эти каноны, потому что древнее искусство (в частности, египетское искусство, которое я так люблю) представляет из себя осмысление все тех же простых форм, о которых я говорю. Как в Греции – я говорил об архаике, говорил о классике и говорил о позднем периоде, – так и здесь, в искусстве Египта, я тоже могу говорить об архаике (о древнеегипетской скульптуре), о классике (то есть о Среднем Царстве), а также и о Новом Царстве, которое, собственно, и составляет классику. Среднее и Новое Царство. Это искусства разные. Если говорить о детском мышлении, о детском восприятии, если мы вспомним искусство Египта Древнего (особенно скульптуры Древнего Египта), то оно существенно отличается от форм более развитых, более профессиональных, как выразился отец Парфений. От скульптур Среднего и Нового Царств.

http://pravoslavie.ru/140366.html

Лампадий рафанейский (во второй Сирии); Александр севастийский (в Киликии); – Филипп аданский 18 ; Ипатий зефирийский; – Феодор августийский; – Хризипп маллский; Юлиан росский; – Полихроний епифанийский (во второй Киликии); Иоанн флавиадский (в Киликии); Индам 19 иренопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана, епископа мопсуестского; Прокл адранский 20 ; – (Леомандит антиохийский, в Киликии); Евлогий филадельфийский (в Аравии); – Феодот канофский; Ормизда филиппопольский (в Аравии); – Дамиан сидонский; Феодор трилольский (в первой Финикии); – Олимпий панеадский; Павел птолемаидский; – (Феодор клавдиопольский, в Исаврии); Павел арадский; – Фома порфиреонский; – Порфирий вотрийский; Фосфор орфосийский (в Сирии); Иосиф илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан авильский (в Сирии); Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа емесского (в ливанской Финикии); (Мара вримский); – Валерий лаодикийский (в Финикии); Фома еварийский 21 (в Финикии); – Руфин самосатский; Иоанн германикийский; – (Евфрат идийский); – Тимофей долихский; Еворкий 22 зевгматский; – Афанасий перрский 23 ; – Зевенн мартиропольский; Каюма маркопольский; – Иоанн каррский 24 ; – Аврамий киркисийский; Иоанн сарракинский; – Ной кифский 25 ; – Иерак афнейский; Савин делосский; – Аполлоний танейский; – Герон феннисский; Афанасий бузирисский (в египетском Триполисе); – Пасмеий паральский; Исидор сефритский; – Феофил клеопатридский (или арсинойский); Феодул элусский (в Пентаполе); – Иануарий леонский; Иоанн псинхайский; – Авзоний севеннитский; – Исаак тавский; Евлогий афривский; – Исаия гермопольский; – Стефан геросский 26 ; Несторий фрагонейский 27 ; – Феофил ерифрский; – Макарий кавасский; Каллиник апамейский, в Вифинии; – Левкадий мнизский 28 ; Иоанн полемонийский; – Гратидиан 29 керасунский; – Юлиан тавийский; Мелиффонг юлиопольский; – Иперехий аспонский; – Акакий киннский; Евфразий ласанийский; – Кекропий севастопольский; Иоанн никопольский (в первой Армении); – Аттик зельский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010