И, действительно, во время второго египетского похода Антиоха, в Иудее распространился ложный слух о его смерти и изгнанный Иасон с 1000 воинов напал на Иерусалим, пытаясь возвратить себе первосвященническую должность, и начал бесчеловечно притеснять и истреблять своих сограждан, но вскоре, однако, принужден был бежать оттуда и, скитаясь по Египту, Аравии и Греции, пришел, наконец, в Лакедемонию, где и умер. Считая иерусалимские смуты возмущением против царской власти, Антиох на возвратном пути взял город вооруженною силой, умертвил за три дня 40 000 человек и столько же продал в рабство, проник в храм в сопровождении Менелая, взял в виде добычи все драгоценности и, уходя в Антиохию, назначил уполномоченных, в числе их и Менелая, с целью угнетать страну, насколько возможно, а приставником в Иерусалиме оставил фригийца Филиппа (22 ст. V гл). Затем Антиох послал в Иерусалим армию в 22 000 человек – под начальством Аполлония , приказав ему избить в Иерусалиме всех взрослых, и этот последний, притворяясь, что ищет мира, устроил в одну из суббот всеобщую резню. Тогда Иуда Маккавей со многими единомышленниками удалился в пустыню (V гл). Спустя немного времени, царь обнародовал указ об истреблении иудейского народа. Царские чиновники применили самые варварские меры с целью искоренения иудейской веры и распространения в стране греческих обычаев: храм осквернили расхищением и безобразными сценами и подвергли ужасным гонениям всех верных последователей закона Моисеева. Между многими, которые кровью заплатили за веру отцов своих, названы две женщины, которые за обрезание детей своих сброшены были со стены вместе с детьми, привешенными им предварительно к сосцам; многие иудеи, укрывшиеся в близлежащих пещерах для тайного празднования седьмого дня, были сожжены Филиппом, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня; девяностолетний старец Елеазар, из первых книжников, и семь юношей, вместе с матерью, среди самых ужасных мучений до последнего вздоха муж ественно исповедывали свою веру (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Народ жил весело и беззаботно, в дружбе с ласковой природой и со сказочным Олимпом. Благородная душа Эллина не была воспитана как душа Индостанца, в великой борьбе двух чистых, самостоятельных начал, философского умствования, создавшего себе религии из необходимости, и духовного предания, живущего верой в свободную волю. Стремление чисто-мыслительное развилось позднее и беднее в Элладе, чем в Индостане; но зато сказочное начало, принятое от ванского Севера облеклось в Элладе в образы более стройные и изящные. Сказка пришла в органическое соприкосновение с пластическим художеством на берегах Юмны и Маганадди, так же как и на прибережье Эгейского моря; но беспокойная мысль, вечно возвращающаяся к собственным тайнам, не допустила свободного развития искусств в Индии. Младенчески беспечная религия, гордость человеческая Эллина-завоевателя и полная свобода личности были доступнее к искусству. От свободно-затейливой сказки перешли жизнь и движение в художество пластическое; от пластического художества перешли стройность и красота в своевольную сказку. Дедал-строитель прилетает с Юга 91 . Орфей, Лин и Музей приносят песнь свою от границ Фракии. Аполлон-вдохновитель и Афина-хранительница меры и уряда – царствует над Элладой, и искусство во всех своих отраслях достигает крайней степени образной красоты. Амфион мог бы быть представлен как доказательство несколько духовного направления художества даже в кушитской стихии; но это было бы грубой ошибкой. Одна только известная черта его способностей, как виртуоза 92 , есть построение фивских стен. Это только идеал стройности и лада, перенесённый в вещественный мир, что-то похожее на китайского Фо-ги и на египетского Таута, но нисколько ни похожее на словесное музыкальное искусство. Свободно, без цели, льются песни Орфея: звери сбегаются, волны речные стихают, слезы текут из холодного камня. Это свободный дух, спевающийся с живой природой. Таких разниц не должно упускать из виду. Кушит по своему началу безмолвен; дар слова принадлежит одному Ирану, хранителю духовного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Скульптуру древнего Египта напоминают нам куросы Аполлонов греческих, а точнее – наоборот: греческие куросы, греческие Аполлоны и греческие коры напоминают древнеегипетское искусство. Оно тоже чрезвычайно просто, чрезвычайно просто! Если человек наблюдателен, он не может не обратить внимания на то, что древнее искусство (неважно, греческое древнее искусство или поздняя классика) очень различно внутри себя. Если человек побывал в Каирском музее, он не мог не обратить внимания на то, что искусство Египта древнего отличается от искусства Среднего и, особенно, Нового Царства. Я говорю именно о древних формах искусства. Как и древнеримский портрет республиканского периода очень отличается от римского портрета императорского (когда у власти в Риме были Императоры, римские цезари). Очень отличается! Это совершенно разное содержание, вообще – разное содержание! Так что я бы не обобщал так это искусство. Ребенок, который рисует с 4 до 6 лет или с 6 до 8 лет, и его творчество после 10 лет – это разные искусства. Это разные формы искусства! Формы, которые он осмысливает, например, с 4 до 8 лет, скажем, и формы, которые он осмысливает после 10 лет, – они существенно разнятся между собой. Как и искусство древнее (неважно, какого народа – греков или римлян, – есть общие закономерности египетского искусства древнего), оно тоже и разнится, и объединено между своими формами. Вообще, древние искусства имеют очень много общего. Так же, как много общего имеют и формы в детском рисунке. Мозаичная икона – Отец Димитрий, как изменилась ваша жизнь, ваши интересы, когда вы стали верующим, а затем и священнослужителем? – Естественно, когда человек воцерковляется, вся его прошлая жизнь как-то перестраивается. До Церкви я занимался светским искусством, современным искусством. Есть такое направление – «русский фовизм». А когда познакомился с церковной жизнью, когда и я, и вся моя семья стали воцерковляться, то, естественно, и направление деятельности изменилось. Меня заинтересовала икона. Очень заинтересовала мозаичная икона, и как-то так получилось, что именно к ней я обратился.

http://pravoslavie.ru/140366.html

Серебряники меньше, чем наш рубль; 20 серебряников равны 17 руб. 20 коп. Иосиф в Египте Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу. Несколько лет Иосиф был рабом в его доме, а затем по клевете был посажен в темницу. Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же темнице сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару – что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф. Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки , и вот вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон – будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после них семь колосьев сухих и тощих, и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, сказал он, значат одно и то же: вот наступят в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступят семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле египетской, первым после себя, и ему поручил заготовить хлеб. Свидание Иосифа с братьями В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле. Приехали за хлебом в Египет и сыновья Иакова. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев, но чтобы видеть, сделались ли они лучше, обошелся с ними сурово и сказал им: «Вы верно соглядатаи, пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее». – «Нет, ответили братья, мы – люди честные и все сыновья одного человека. Нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом». – «Если вы говорите правду, сказал Иосиф, то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата». Братья стали тогда говорить между собою по-еврейски, думая, что Иосиф не понимает их: «Вот мы терпим наказание за грех против нашего брата. Мы не пощадили его, зато и постигло нас такое горе». Иосиф оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

11) Монастырь аввы Аполлона (Бауит). Интересным примером, выходящим за пределы нашей классификации, является монастырь аввы Аполлона (cap. 8 ) на момент прибытия туда паломников (конец IV в.). Этот монастырь ныне идентифицируется с монастырем Бауит, раскопки которого с 1901 по 1913 гг. проводила французская экспедиция, затем – в восьмидесятых годах прошлого столетия – египетские археологи и уже в XXI в. раскопки вновь ведутся французскими учеными (экспедиция Лувра и Французского института восточной археологии). По данным автора «Истории монахов» монастырь начитывает до 500 братий – число, выводящее его за пределы «малых монастырей». Но в то же время он не является киновией пахомиева Устава. Последнее доказывается данными о порядках в монастыре, изложенных в «Истории монахов». Главным отличием является наличие в этой обители двух групп монашествующих: одни по ночам удалялись в пустыню, другие оставались в монастыре. Есть также упоминание о том, что часть монахов покидала кельи 354 только во время службы (а, возможно, и трапезы), затем снова удаляясь к себе. Автор «Истории монахов» указывает, что такой образ жизни мог быть многодневным. Все это находится в видимом противоречии с данными о киновиях, предполагающих строгую унификацию монашеской жизни – общую работу, молитву и т. д. Относительно цифры в 500 человек недавно были высказаны сомнения. Так, Випшицка полагает, что она даже приблизительно не соответствует действительности. По ее подсчетам (даже если предположить, что в одной пещерной келье жили по 2–4 монаха) их число должно составлять от 250 до 125 поселений, что предполагает достаточно обширный скальный массив (по ее мнению, все монахи жили в скальных пещерах). К тому же организация одновременной трапезы для 500 человек кажется ей очень сомнительной. По мнению исследовательницы, число монахов обители аввы Аполлона в конце IV в. не могло превышать ста человек [Wipszycka, 2005. Р. 301–303]. Если принять точку зрения Випшицкой, то это поселение вполне попадает под определение «малого монастыря», где распорядок жизни определяет, как правило, основатель общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля. Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг. Анфия мученица, 15 дек. Анфуса мученица, 22 авг. Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр. Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент. Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея , 5 янв. Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек. Аполлоний , муч. иконийский, 10 июля. Аполлоний , муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос , пустынник вифинский, 31 марта. Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня. Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар. Аполлос , муч. никомидийский, 21 апр. Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня. Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября. Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр. Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт. Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт. Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент. Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв. Аристион , священномух. александрийский в Киликии, 3 сент. Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября. Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня. Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч. палестиский, 19 дек. Ариадна , (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент. Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек. Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня. Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта. Аркадий , преп. палест., 26 янв. Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После этого он совершил путешествие по Греции, а затем отправился в Рим. Однако это единственный положительный пример странничества, приводимый Палладием. Остальные упоминания о таком образе жизни носят негативный характер. Мы уже писали о Птолемее (cap. 27), который бросил свою келью и начал странствовать (точнее «бродяжничать» – λμενος). Некий подвижник Илия (cap. 29), беспокоясь о благочинии подвижниц 226 , построил на свои средства монастырь и собрал там странниц (λωμναι), создав им хорошие условия для подвижничества. Но они начали устраивать драки между собой. Преп. Макарий Александрийский (cap. 18) однажды испытывал искушение отправиться в Рим. Чтобы избавиться от таких помыслов он ходил по пустыне с корзиной песка и ответил встретившемуся ему «космитору» Феосевию, что изнуряет того, кто, не любя трудиться, подбивает его идти путешествовать. Таким образом, можно предположить, что ко времени написания Палладием своего труда странничество уже воспринималось как негативное явление. Сохранить благочестие при такой форме монашеской аскезы могли лишь немногие. Тем не менее, мы находим элементы странничества в организации монашеской жизни на Нитрийской горе. Монах Аполлоний (cap. 13), бывший купец, избрал себе следующий образ жизни: на свои средства он покупал продукты и лекарства в Александрии, а затем, обходя всех нитрийских подвижников, раздавал все необходимое больным и нуждающимся. Фактически Аполлоний постоянно «курсирует» (странствует) между монастырями Нитрии и Александрией. Палладий называет такой образ жизни аскезой. Незадолго до смерти Аполлоний уговорил одного из монахов продолжить его служение. 4) «Малая община». Примеров «малых общин» в «Лавсаике» довольно много. Наиболее часто, как уже говорилось, «малая община» возникала тогда, когда у отшельника появлялись ученики, которые жили либо рядом с ним, либо в непосредственной близости от него. Именно так подвизается и сам Палладий с аввой Дорофеем в приморской пустыне (cap. 2). В той же главе сообщается об учениках Дорофея, некоторые из которых уже живут отдельно от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

351 Гора Афон высотой 2033 м сложена из известняковых пород. Ее вершина представляет собой мраморную пирамиду, которая часто окутана облаками, с сентября по май–июнь покрыта снегом. Подъем на вершину – четыре часа ходу от обители св. Георгия по хорошей дороге. Сама вершина представляет собой площадку в 35–40 м, на которой устроена небольшая церковь в честь Преображения Господня (см.: примеч. к гл. III, л. 7 об. – ссылки 365–366). 355 Речь идет о пещере, где 53 года подвизался прп. Петр Афонский. В печатном издании Дневника дается уточнение: «Пещера, где подвизался святой Петр (X век), даже до сего времени не утратила своего первоначального значения и вида; но с половины нынешнего столетия вход в пещеру заложен камнями, так что внутренность ее можно с трудом рассмотреть через маленькое отверстие. К закрытию входа послужило то, что некоторые подвижники, не укрепившись еще в подвигах, но ревнуя о подражании св. Петру, оставались здесь; но вскоре от холода и сырости у них зубы выпадали, волосы вылезали – они сильно заболевали и умирали, что и заставило лаврское начальство заложить ее вход. Невдали от пещеры находится убогая, но с церковью, келья (келлия прпп. Онуфрия Египетского и Петра Афонского, принадлежащая Иверскому монастырю, основана в XIV в, – Примеч. ред.). Церковь посвящена святому Петру (церковь в честь прпп. Онуфрия Египетского и Петра Афонского. – Примеч.ред.); там теперь спасаются два грека» (Дневник студента. С. 105–106). В начале XX в. в келлии подвизалось около 25 иноков. 357 Предание о посещении Афона Божией Матерью и о ее остановке на месте будущей кельи содержится, в частности, в «Письмах Святогорца», где говорится, что на вершине Афона стоял огромный идол Аполлона и поклонники получали здесь ответы на свои вопросы. Существование капища подтверждается наличием большого числа сохранившихся языческих изваяний. По преданию, идол Аполлона не выдержал присутствия Божией Матери, полетел вниз, разбился вдребезги и утонул в морской бездне. См.: Письма Святогорца, С. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

3 . Мч. Лукиллиана и иже с ним: 4 отроков: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, и Павлы девы; сщмч. Лукиана и с ним Максиана и Иулиана; перенесение мощей блгв. царевича Димитрия, Москов. чудотв. 4 . Свт. Митрофана, патр. Константинограда; сщмч. Астия, еп. Деррахийского, мчч.: Конкордия, Фронтасия, Северина, Севериана и Силана; пр. Зосимы киликийского, еп. Вавилона египетского; преставление прп. Мефодия, игум. Пешношского. 5 . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского; преставление блгв. кн. Феодора Ярославича, мчч.: Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона; прпп. Феодора чудотворца и Анувия исповедника н пустынножителя Египетского; блж. Константина, митр. Киевского; убиение вел. кн. Игоря Олеговича Черниговского. 6 . Прп. Виссариона чудотв. Египетского; прп. Илариона нового, игум. обители Далматской; прмцц. дев: Архелаи, Феклы и Сосанны. 7 . Сщмч. Феодота, еп. Ликийского, мцц. жен: Кириаки, Калерии и Марии; сщмч. Маркелла, еп. Римского, и с ним: Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана комментарисия, Сатурнина, Папия и Мавра воинов, Крискентиана; св. жен: Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. 8 . Вкмч. Феодора Стратилата, прп. Ефрема, патр. Антиохийского, прп. Зосима Финикийского. 9 . Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского; Кирилла игум. Белоезерского; прп. Александра, игум. Куштского, мцц.: Феклы, Марфы и Марии. Свт. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божий и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор. л. 118). 10 . Сщмч. Тимофея, еп. Прусского; мчч.: Александра и Антонины девы: свт. Вассиана, еп. Лавдийского; прп. Феофана Антиохийского. В город Ровенку, где жил угодник Божий, Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвою клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмний всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

504 В греческой версии эта болезнь названа горячкой (πυρετς – сар. 1, 16), в латинской говорится о скоплении желчи (abundantia fellis – сар. 1,2:8). 505 В греческом тексте сказано, что авва Иоанн из Диолка излечил многих, страда­ющих параличом и подагрой (πολλος παραλυτικος κα ποδαλγος (разночтение – ποδαγρος] θεραπεσαντα – Feslugière, 1961. P. 135). В латинской версии эта подробность опущена. 506 Речь идет о бешенстве, случившемся от укуса бешеной собаки, что, вероятно, можно отнести к психосоматическим заболеваниям. 507 Речь идет о сильном испуге юноши-пастуха при виде «дракона». В латинской версии его состояние названо помешательством (exterritus mente exciderat), в греческой говорится, что в исступлении он упал замертво (ν κστσει γενμενος λιποψχησεν – разночтения: λιποθμησεν, λιγοψυχσας – сар. 9, 11: Festugière, 1961. P. 74). 508 Oppidum в латинской версии «Истории монахов» следует понимать как «город», поскольку Диолк Руфин называет тем же термином (cap. (32), 1). Греческая версия «Истории монахов» не указывает точное происхождение этой девицы. 509 В латинской версии упомянута цифра – около 10 (decem circiter gentilium vici) (cap. 7, 7:1). В греческой говорится только о ближайших селениях. 510 Νας δ ν μγιστος ν μι τν κωμν (cap. 8, 25)/templum enim erat amplissimum (cap. 7, 7:1). 511 M. И. Хитров, переводчик латинскою текста «Истории монахов», считает, что это могла быть статуя Аммона-Ра (Жизнь пустынных отцов. С. 43–44). 512 Ο ερες βακχεοντες μετ το πλθους (cap. 8, 25)/quod moris erat circumferri a sacerdotibus bacchantium ritu cum reliqua multitudine circumeuntibus (cap. , 7:1). 513 Ως δ πρ το ποταμου δατος τν τελετν ποδιδντες (cap. 8, 25)/quasi pro aquis fluvialibus profana mysteria peragentibus (cap. , 7:1). 514 Датировать этот эпизод второй половиной IV в. позволяет указание на то, что авва Аполлон вышел из дальней пустыни в «места обитаемые» и здесь основал монастырь во времена Юлиана, который правил с 361 по 363 гг. В данном эпизоде авва Аполлон показан в окружении монахов – видимо, братии своего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010