12) Св. Григорий, Нисский епископ, брат св. Василия Великого , сперва воспитывался в среде своих благочестивых родных, а потом слушал уроки красноречия в Кесарии. Юность свою он провел в светском звании оратора или витии, но затем удалился в пустыню, а в 372 г. посвящен был братом своим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Он известен своею де ятельности против ариан, о чем свидетельствуют и некоторые из его творений; в 381 г. он присутствовала на II Вселенском Соборе. Из его творений мы приведем выдержку из его толкований на Евангельские блаженства и одно место из его знаменитого Огласительного слова (Катихизиса), в котором он указывает средства, как беседовать при обращении в христианство язычника и иудея, а далее говорит о средствах ко спасению. Также укажем места из его книги о воскресении Господнем. Св. Григорий скончался в 394 г. Память сего святителя 10 января. 13) Св. Амвросий, епископ города Медиолана (нын. Милана) в северной Италии, происходил из знатного рода и получил блестящее образование. До 374 года он занимал должность префекта (род губернатора) италийских областей, а в 374 г.. неожиданно для себя, избран во епископа г. Милана. Деятельность его также направлена была к борьбе с арианами, которых немало было и на западе. Красноречие и ученость сего св. епископа всецело отразились в его сочинениях, из которых нам придется воспользоваться выдержкой из одной его проповеди . Св. Амвросий скончался в 397 году. Память его Церковь празднует 7 декабря. 14) Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинополя, родился в 347 году в Антиохии. Рано лишившись отца, он остался единственным утешением своей овдовевшей матери Анфусы. С юных лет он сделался учеником знаменитого языческого учителя красноречия, Ливания, и начал свою общественную деятельность в суде, где принял звание адвоката. Но вскоре он понял суету мирскую и скрылся в пустыню, где провел 4 года. В 386 году он был посвящен в сан пресвитера и начал ревностно заниматься проповедью и заботиться о бедных, которых было особенно много в роскошной Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Тогда же, несомненно, созрело у него сознание той опасности, какая грозила ему самому со стороны грешного антиохийского общества и вместе с тем, зародилось чувство собственной неподготовленности к борьбе с нравственным разложением этого общества. Златоуст покидает поприще адвоката и уходит внутрь своего собственного духовного мира. Начались для него долгие годы самособранности, выработки своего собственного нравственного характера, причем Евангелие сделалось его любимой книгой, в которой он, под руководством Анфусы, жадно искал и находил идеал жизни человека-христианина. Впоследствии, Евангелие, – вообще Св. Писание, – так и осталось единственным руководительным источником всей его деятельности, вдохновляющим началом для его дивной проповеди . Кто близко знаком с многочисленными речами Златоуста, тот прекрасно знает, что все они составляют собственно сплошной комментарий библейских истин жизни. Его сочинения, почти все написанные в виде гомилий, т. е. живых бесед, – своего рода расширенное Евангелие, приспособленное к запросам и нуждам его времени. В этом, – вся их прелесть и главное достоинство. Проповеди Златоуста, – это собственно широко набросанная программа всей жизнедеятельности христианина по заветам Евангелия. Вместе с этим, они составляют отображение и его собственного нравственно-религиозного характера. Но Евангелие для Златоуста было все же только общим вдохновляющим началом его нравственно-религиозных настроений, а реальный образ его удивительно стойкого нравственно-религиозного характера был несомненно результатом еще и иной школы. Этой школой для него был монастырский затвор, в который он удалился по своему настойчивому желанию (вопреки даже совету матери), в то время, когда ему стало ясно, что и домашняя обстановка жизни в мире все же не может дать ему полного удовлетворения на пути к нравственно-религиозному совершенству. Под руководством старца Диодора, епископа Тарсийского, известного знатока Св. Писания, Златоуст и пробыл в Тарсийском монастыре шесть лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Проповеди его отличаются ясностью, точностью, живостью и картинностью. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в 347 г. в Антиохии. Родители его были благочестивые христиане. Отец Секунд, занимавший высокий пост военачальника, вскоре после рождения сына умер, оставив его на попечение молодой матери Анфусы, отличавшейся высокими нравственными качествами. Мать всецело посвятила себя сыну, отказавшись от второго брака. Она сама читала ему Библию, наставляла его беседами в христианской нравственности, закрепляя это примером своей личной жизни. На 16 году Иоанн поступил на обучение ораторскому искусству к знаменитому тогда учителю красноречия Ливанию. Он показал такие блестящие успехи, что Ливаний желал видеть его своим преемником. В 20 лет он закончил свое образование и стал адвокатом. Но светская жизнь не удовлетворяла его, он заперся в доме своей матери и посвятил себя аскетическим подвигам: молитве, посту и чтению Свящ. Писания. Приняв уже в зрелом возрасте св. крещение, как многие тогда делали, боясь согрешить после принятия этого великого таинства, он был поставлен чтецом. После смерти матери удалился в монастырь близ Антиохии и провел там 4 года в строгих подвигах воздержания, молитвы и послушания одному старцу. Затем два года подвизался в совершенном уединении и безмолвии так, что расстроил свое здоровье. Это заставило его вернуться в Антиохию, где он был посвящен в диакона и назначен был служить бедным. Пять лет он посещал богатых, чтобы испрашивать у них подаяния для бедных, и этим приобрел всестороннее знание жизни, которое так видно в его проповедях. Став затем пресвитером, св. Иоанн 12 лет проповедовал не реже раза в неделю, а иногда и каждый день. Народ со вниманием слушал его вдохновенные проповеди и прозвал его за них Златоустом. Слава о нем как о великом проповеднике распространилась повсюду и дошла до столицы. Когда умер в 397 г. патриарх Нектарий, выбор императора и клира остановился на Златоусте. Так как боялись, что антиохийцы не отпустят своего любимого пастыря, то прибегли к хитрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира и всецело сосредоточившись в своем маленьком семействе, она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которыя он научился складывать и читать, несомненно были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна, и если он впоследствии сам постоянно, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главною задачей всей своей жизни, то эту любовь к нему он несомненно воспринял под влиянием своей благочестивой матери. Так прошло детство и наступило отрочество мальчика. Его положение требовало дальнейшаго образования; Анфуса приложила все старание об этом и, не жалея никаких средств, предоставляла все удобства для образования и самообразования своего сына. Неизвестно, как и где собственно получал свое дальнейшее образование Иоанн, дома ли при помощи наемных учителей, или в какой нибудь христианской школе. Антиохия славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами. Там было много языческих школ всякаго рода, которыя славились своими учителями, блиставшими напыщенным красноречием и туманной философией, а рядом с ними были школы христианския, где главным образом преподавалось и истолковывалось слово Божие, хотя не пренебрегалось и общее знание, насколько оно могло быть почерпаемо у лучших представителей классическаго мира. Так или иначе, Иоанн получал книжное образование, но оно составляло только часть его воспитания, которое Промысл Божий, предуготовляя своего избранника к его будущему великому назначению, вел и иным способом, давая ему наглядно постигнуть всю тщету отживающаго язычества и величие и святость христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, Василий взял св. икону, и с ней пошёл из церкви до Оки. Снявши с себя мантию, он распростёр её по воде, стал на неё с образом Богоматери, и сильным ветром понесён был против течения. В девятый час дня, он доплыл уже до места, называемого Старая Рязань. Князь и народ и весь священный клир вышли со крестами на встречу чудному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме, учредилась в Рязани новая, где осталась и чудотворная икона Муромская, принесённая святителем, и называется молением св. Василия. Три года спустя после пришествия своего в Старую Рязань, святитель Василий избрал для жительства своего более защищённое место от монголов – нынешнюю Новую Рязань, где стоял тогда Переяслав Рязанский, и там утвердил в 1358 г. свою кафедру; туда перенёс и икону Муромскую. Празднество сей иконе установлено в 12 день апреля указом Синода 1810 года по прошению жителей Мурома. 114 „Полн. месяцесл. Востока“, архим. Сергия, т. 2, ч. 2, стран. 105 и „Учение об Отц. Церкви“ Фил. Черн., ч. II, стран. 61. 116 Менолог Василия и краткий менолог у Баснажа на 27 июня. Святая Анфуса, о которой говорится здесь, была старшей между подвижницами. Были ещё две мученицы Анфусы, старшая при импер. Валериане, чтимая 22 августа, и младшая V века, чтимая декабря 8. 117 Никифора хроника р. 73. 74. ed. Bonn. 1837. J. Iohannis Damasceni op. I, 613 S. Сербская летопись о Копрониме: „ненавистный кровопийца-волк старался погасить славу святых, – запрещал называть кого-либо святым, а велел просто называть одним именем, и Богородицу приказал именовать не Богородицей, а матерью Христовой; светлые душой чины иночествующих поносил как бешеный пёс, – закалал их как агнцев, наполнял ими темницы: в одной, называемой претор, содержал 345 иноков и одним отрезал носы, другим уши, иным выколол глаза, других, обмазав бороды смолой, обуглил; св. Стефана, венец иноков, и других многих замучил до смерти“. Гласник X, 251. 252. Самое сильное гонение против икон, святых и иночества происходило в 765 и 766 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

П.З.Белодед Скачать epub pdf Иоанн Златоуст святитель, архиепископ Константинопольский. В блестящей плеяде отцов и учителей Церкви VI века, Златоуст – звезда первой величины. Если некоторые церковные светила и превосходят его по спекулятивной глубине и оригинальности богословствования, по учености и организаторскому таланту, то как толкователь Священного Писания , как учитель нравственности и как высокий образец пастыря Златоуст не уступает величайшим церковным деятелям, а по дивной силе своего ораторского дарования непререкаемо пользуется в христианском мире исключительной славой: Церковь почтила его названием Златоуста, которое с VII века является обычным украшением его имени. Златоуст родился в Антиохии, вероятно, в 347 г. в знатной и богатой христианской семье. Отец его Секунд, занимавший высокое военное положение, умер вскоре после рождения сына, оставив его и старшую дочь (которая, впрочем, жила недолго) на попечение своей двадцатилетней жены Анфусы. Это была благороднейшая женщина, давшая в своем лице высокий образец истинно-христианской верности супружескому и материнскому долгу. По ее адресу вырвалось у знаменитого языческого ритора Ливания полное восторга восклицание: «Ах, какия у христиан находятся женщины!» Не смотря на свою цветущую молодость и полную независимость, не смотря, далее, на соблазны и невзгоды своего вдовьего положения в таком городе, как Антиохия, где необузданная страсть к наслаждениям, особенно среди высшего сословия, не брезговала никакими средствами для своего удовлетворения, – Анфуса решительно отказывается от вторичного замужества и в тиши своего дома всецело посвящает себя воспитанию сына. В тепле ее материнской любви и неустанной заботливости, в атмосфере ее возвышенной религиозной настроенности и безупречной нравственной чистоты возрастали в богатоодаренной и чрезвычайно восприимчивой душе Златоуста те семена любви, веры, добра, которые дали впоследствии такие обильные и роскошные плоды. Наверное уже в детстве, под благотворнейшим влиянием матери, зародилась у Златоуста и та великая любовь к слову Божию, какой он так отличался в течение дальнейшей своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

е. принял иночество. Пример истиннаго друга не мог не повлиять и на Иоанна и хотя он в течение некотораго времени предавался еще житейским мечтам и увлечениям, но виденная им оборотная сторона мирской жизни настолько поразила его, что и он стал понемногу освобождаться от житейской бури, опять сблизился с Василием, который не преминул оказать на него все доброе влияние, к какому только способна истинная дружба и - Иоанн порешил бросить этот жалкий, суетный мир с его злобами и нескончаемыми треволнениями, чтобы также всецело посвятить себя Богу и истинному любомудрию. Друг глубоко обрадовался этой перемене в жизни своего сотоварища, и намерение их совместно подвизаться на поприще иноческой жизни готово было осуществиться. Но неожиданно встретилось важное препятствие, и именно - со стороны благочестивой Анфусы. Воспитав своего сына и поставив его на житейскую дорогу, она достигла цели своих многолетних забот и, как мать, конечно радовалась успехам своего сына. Правда, она не могла не безпокоиться, при виде того, как ея юноша-сын отдавался житейской буре, и потому она, по ея собственным словам, ежедневно подвергалась за него тысяче опасений, но утешалась тем, что пройдет пыл молодости и ея возлюбленный сын, достигнув возраста мужа совершеннаго, вместе с тем придет в меру возраста Христова и сделается в общественной жизни достойным и своего положения и христианскаго звания. Какою же скорбию поражено было ея нежное материнское сердце, когда она узнала, что ея возлюбленный Иоанн порешил вступить в иноческую жизнь! Все ея надежды разлетались в прах, и она не могла этого вынести. Призвав на помощь всю силу убедительности своей материнской любви, она со слезами стала умолять его, не повергать ее во второе вдовство и сиротство, и эти слезы не могли не поколебать его решения. Он отказался от своей мысли и остался в доме матери, хотя теперь уже был совершенно чужд всяких мирских увлечений и всецело предавался подвигам благочестия, изучая священное Писание, которое навсегда сделалось главным источником, напоявшим его жаждущую душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Много значило для блаженной по­становление Трулльского собора об этом предмете 597 , а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Так блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не до­ зволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 598 ; тем более что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запре­тил монаху с монахинею говорить наедине 599 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посе­тителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не сле­дует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась вос­поминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрите­ли думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 600 . Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 601 12 апреля 811 го­да, на 57 году ее жизни. Память святителя Василия, епископа Рязанского В сказании «о граде Муроме и о епископии его» 602 читаем: «неколи- кое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воспитание Григория, сына богатого римского патриция, имело чисто-религиозный характер, и родители его более заботились о его благочестии и о сообщении ему священных познаний, чем о доставлении ему светской учености, и главное влияние, которое положило на его душу печать на всю жизнь, было влияние домашнее. Подобно многим другим избранникам церкви, св. Григорий был чадом своей матери, чадом её молитв и благочестивых забот. Наследовавши от матери облик физиономии, св. Григорий усвоил себе её благочестие и характер, проводя нежные годы своего развития под её непосредственным влиянием. Внутренняя неразрывная связь его с матерью продолжалась у него до конца её жизни. Когда Григорий оставил уже гражданскую жизнь и заключился в монастыре, мать его поселилась не далеко от его монастыря и приготовляла ему постную пищу для его пропитания, согласно его аскетическим обетам и желаниям 52 . Имя Сильвии (так звали мать Григория) должно стоять в истории рядом с именами Нонны, Анфусы, Моники и других благочестивых жен, в своих детях воспитавших великих служителей церкви. Нонна своего сына Григория Назианзена от рождения посвятила на служение Богу и своим влиянием сделала его первым поэтом христианской меланхолии и дала ему то созерцательное направление, которое было в нем так плодотворно для веры в век арианских волнений: Анфуса в Иоанне Златоусте воспитала неподражаемого защитника бедных и слабых, Моника старалась укрощать бурные порывы страсти в пылкой душе Августина, и своими материнскими заботами о привлечении его в послушание веры и добродетели и о рождении его для вечного спасения полагала начало для позднейшего благоприятного поворота в его жизни. И св. Григорий Двоеслов первее всего, при посредстве горячей материнской любви питал свою душу из родника веры и святости христианской, – и эта любовь дала ему и крепость твердого добродетельного настроения, и мягкость сострадательного чувства, и ту нежную впечатлительность ко всем переменам и внешнего и внутреннего мира, с какого является Григорий на всех поприщах, во всех обстоятельствах своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010