Свв. Феопрепий и Акиндин пострадали в Потамоне фракийском, а св. Севириан близ Халкидона. В службе прославляется один муч. Агафоник. 156 Кондак, гл. 1. Звание благое стяжав, богомудре, мужей лухавых отвратился еси веры, не убоявся мук, Агафониче славне; темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. Поется в сий день служба и св. Луппа. Муч. девы, пострадавшей за веру Христову при Диоклетиане и Максимиане, около 303 г. Она жила близ г. Баркинона (ныне Барселона, в Испании) и, услышав о гонении на христиан, тайно ушла из родительского дома в город. Там она дерзновенно исповедала веру во Христа пред игемоном, несмотря на свои 14 лет. По приказанию последнего, девицу начали бить палками и во время истязаний игемон убеждал мученицу пощадить свою молодость и красоту. Но св. дева осталась непреклонной. Тогда ее распяли на кресте и жгли свечами до тех пор, пока она не предала Богу душу, вылетавшую из уст ее и взлетавшую к небу в виде белой голубицы. Разыскивая пропавшую дочь, родители, наконец, нашли ее. Они и плакали, жалея ее молодость, и вместе радовались, что дочь их удостоилась мученического венца. Христиане приобрели останки святой мученицы и предали их христианскому погребению. Пр. Ансы, священномуч. епископа, крестившего оную, и двух ее слуг, мучч. и Неофта. Св. Анфуса родилась в г. Селевкии от богатых и знатных родителей язычников. Тайно от родителей приняв св. крещение от епископа св. Афанасия, она удалилась в пустыню и там подвизалась 23 года, незримая никем, и скончалась мирно. Св. Афанасий, бывший епископом г. Тарса киликийского, за веру Христову усечен мечом при имп. Аврелиане. Тот же мученический венец получили и св. Харисим со св. Неофитом, слуги св. Анфусы, крестившиеся вместе со своей госпожой. Празднование иконе Пресвятой Богородицы При царе Михаиле Феодоровиче приказчик одного из ярославских купцов купил в Персии (после завоевания ею Грузии) икону Богоматери, написанную в Грузии, и принес ее в Россию своему хозяину, который, по повелению свыше, принес ее в дар Красногорскому монастырю (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

25 . Св. Аперсии . Арабско-Египет. календ. издан. Грациею Симонием. Муч. Аполлона , сына Иуста при Диоклитиане. Конт. 1425 и 1338 (Апалия у Поренр.). 26 . Иовиана, Иулиана, Емилия, Феликса, Маркиана, Максимы, Сатурнины, Глориозы и Емилия другого, мучч. в Лаодикии. Иерон. Пастора аввы в пустыне Скитской. У Петра де Наталибус и в Деян. св. из Vitae patrum. Муч. Дамиана . Копт. 1338. Иакова иерея и друг. Копт. у Порф. 27 . Софии царицы укоптов. Преп. Сисиния чудотворца. Никод. в жизни св. Анфусы. 28 . Мучч. фивандских при Декии и Валериане (в числе их философ у нас 31 мая). М. Р. Деян. св. из Иеронима – из жизни Павла фивейского. Феофила, Авксентия, Пруденция, Филиппа, Александра, Зетика, Бессии, Секунды и Макария , мучч. в Лаодикии во Фригии. Иерон. Муч. Давида и братьев его в Сангоре. Копт. 1425. Меркурия аскета и Матфея пустынника. Абис. у Люд. (сн. 24). 29 . Муч. Артемидора . Конт. 1338. Теклы – Михаила певца и Теклы – Иисуса . Абис. у Люд. 30 . Виссы аввы, ученика Сценудия. Копт. 1286 и 1338. Тимофея испов., патриарха алекс. Копт. 1338 и 1425 (правил 22 года, след. Тимофей 11-й иди 26-й патриарх от 457–477 г.). 31 . Демокрита, Секунда, Дионисия,Фирса в Синнаде во Фригии. М. Р. По Деян. Св. в Сините в Африке. 350 монахов в Сирии второй, умерщвленных еретиками в 517 году за веру в определения Халкидонского собора. М. Р. Аода судьи. Абис. у Люд. Гевиндянья мучеников в 5 в. Армян. Блоговещение Иоакиму о рождении девы. Копт. у Порфир. Август 1 . Кирилла, Акилы, Петра, Домициана, Руфа и Менандра мучч. в Филадельфии в земле аммонитской. Иерон. мР. А. У. Н. Вход Ноя в ковчег. Копт. у Кальк. 2 . Свв. мучч. пострадавших при Авеннре в Индии. М. Р. Мучч. 7 в Никомидии. Иерон. Св. Визаны или Виданы и друг. Копт. 1338. Аввы Ора пресвитера из Сетнуфа при Диоклитиане. Копт. 1425. 3 . Муч. Матры (или Метры) в Александрии при Декии. Копт. 1425. Иоанна из Асмона и 99 мучч. в Бармоне при Епимахе. Копт. 1425. Аввы Бикаба (Каба). Абис. У Люд. 4 . Сергия и Варфоломея , мучч. в Никомидии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Анфуса жила в царствование императора Аврелиана; она происходила от богатых и знатных родителей: Антонина и Марии, жителей Селевкии. Родители Анфусы были язычники. Св. Анфуса, желая принять христианское крещение от Афанасия, епископа Тарса киликийского, выпросила у своей матери двух ослиц в сопровождении двух рабов Харисима и Неофита под тем предлогом, что она хочет посетить свою кормилицу. По внушению Божию, еп. Афанасий сам вышел к Анфусе на встречу; увидев епископа, она поклонилась ему и просила его немедленно сподобить ее св. крещения. В этом месте не нашлось воды; св. Афанасий помолился Богу и внезапно явился источник воды, явились также два ангела и подали новокрещенной белую одежду; с нею крестились и оба ее служителя. После крещения, облекшись в бедную одежду, она отдала епископу свою драгоценную одежду с тем, чтобы он отдал ее бедным. Анфуса пришла к кормилице, но эта не узнала питомицу, видя ее в бедной одежде. Рассердилась и мать, узнавши о переходе дочери в христианство. Тогда св. Анфуса, совсем оставивши родителей своих и дом, ушла к еп. Афанасию, приняла от него монашеское пострижение и, удалившись в пустыню, в власянице 23 года прожила со зверями и питалась с ними. Между тем еп. Афанасий, вскоре после крещения св. Анфусы и ее удаления в пустыню, был схвачен и приведен к императору Аврелиану, который после многих истязаний приказал отсечь ему голову. Равным образом и слуги св. Анфусы – Харисим и Неофит, по удалении своей госпожи и по смерти еп. Афанасия, были приведены к Аврелиану и исповедали себя христианами. Он отдал их для истязания правителю Апеллиану, который повесил их на дереве и в продолжении трех часов строгал их тела и бил палками, наконец отсек им головы. Св. Анфуса пережила своих сподвижников на 20 лет и преставилась в мире. Тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею, по указанию пантеры зверя, погребено монахом Аврамием с братиею, и близ пещеры основался монастырь (Пролог. Месяц. Восг. А. Сергия, т. 2. замет. стр. 258). Св. муч. Евлалии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Луппа муч. Кал. (23 авг.). Иринея муч. М. М. (23 авг.). Петра митрополита московск. ДоМак. (24 авг. и 21 дек.). 22 I. Свв. мучч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириана и прочих с ними при Максимиане, † в разных местах. Все за Конст. М. М. М. Р. (кроме Коал. 1). М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа. Служба. Св. муч. Анфусы и Афанасия , епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее Харисима и Неофита в Тарсе при Аврелиане. Вас. Петр. Екл. М. Р. (Анфусы М. М. УКр. Св. 382 авг. 23. Афанасия, Харисима, Неофита М. М. 24 авг. ЧГр. у Лямб. всех 24 авг. Сирм. 21 февр.). Св. муч. Евлалии девицы при Диоклитиане и Максимиане, † ок. 303 г. в Баркиноне (Барселоне). Ч. М. После нее вскоре замучен св. Феликс. (М. Р. Иерон. мР. В. А. У. Н. 12 февр. Есть другая Евлалия емеритская 10 декабря). Празднество Пречистей Деве Богородице, ради чудес от ее честной иконы Грузинской , с 1650 года. Пролог. Любоп. Мес. 1795. 1806. Есть канон Феодора Поликарпова, смотрителя московской типографии, составленный им в 1698 году. Чудотворной иконы сего имени находятся: в красногорском монастыре архангельской епархии, принесенная из Грузии в 1629 году, ради коей и празднество установлено в 1650 г., списки с нее в Москве в церкви Троицы близ варварских ворот и в раифской казанской обители чудотворной; из Грузии же принесенная в московском Алексеевском монастыре. II. Мучч. Иринея, Ора и Оропса мечем. Петр. Акад. 240. (Вас. 23 авг. Хлуд. 35 авг. 24. МКр. авг. 30). Муч. Зинона из дружины Агафоника. Вас. 1146. 1370. Собор Богородицы в Пирсе елладском. Есть особенная брошюра на греч. языке, нам неизвестная. IV. Муч. Феклы . Неап. (вероятно, первомученица 24 сентября. Мощи ее были в Царьграде недалеко от церкви Агафоника, ныне празднуемого. Путешествие Антония стр. 152). Ариадны царицы. Сирм. Тур. Известна одна Ариадна царица, дочь царя св. Льва (457–474), супруга сперва импер. Зинона (474–491), потом импер. Анастасия (491–518). Но она ли здесь разумеется, неизвестно. V. Муч. Луппа . М. 450. У. 1298. М. XV в. Острож. (23 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И вот с такою точностью и с такой полнотой исполнились слова Спасителя на св. Иоанне. Он был поистине величайшим светильником мира, и светом своих Боговдохновенных учений освещал весь христианский мир того времени. Такой величайший проповедник слова, как Иоанн, не мог укрыться от словесных овец стада Христова, жаждущих его вдохновенной проповеди . Премилосердый Создатель осенил его таким величайшим даром, что для его святительских дарований мала и тесна была кафедра даже и Антиохийской Церкви. Господу угодно было поставить этот светильник на самый высокий свещник – на Константинопольскую кафедру. Сначала в Антиохии под мирным и благостным управлением Флавиана, патриарха Антиохийского, потом в греческой столице – Константинополе, при дворе Аркадия и Евдоксии, и, наконец, в период изгнаний и заточений проповеднический гений святителя Иоанна окреп, возвысился, раскрылся всесторонне, а под влиянием благодати просиял светом божественным Св. Иоанн родился в Антиохии в 347 г. от благородных и образованнейших родителей Секунда и Анфусы. Родители его принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его был начальником сирийских войск и жил в супружестве очень краткое время, так что добродетельная Анфуса осталась двадцатилетней вдовой после мужа, имея при себе двух детей, сына и дочь. Маленькая дочь также недолго утешала материнское сердце, подобно своему родителю скоро отошла в вечность, и убитая горем Анфуса все свое внимание сосредоточила на воспитании своего сына в строгом духе древнего христианского благочестия. Св. древность ставит ее в этом отношении наравне с знаменитейшими женами христианскими: Моникой, Ноной, Эмилией, Горгонией и Макриной, весьма много потрудившимися над воспитанием юношества. Но задача Анфусы по поводу воспитания и образования сына была несравненно выше и гораздо трудней. Те были аскетически подготовлены к делу воспитания своих редких детей, но Анфуса при жизни мужа не могла не принадлежать высшему обществу того времени, а потому аскетические приемы воспитания ей были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Дочь Копронима, родившаяся по предсказанию святой Анфусы, названа была Анфусой. И по жизни явилась также святою. «Отец желал, – говорит Менолог о младшей Анфусе 589 , – выдать дочь замуж; но она отказалась от предложения». По смерти его (775 г.), получив свободу, раздала имущество: одни расточала на нищих, другие употребляла на построение церквей и монастырей; золотые одежды свои, которые носила, обратила на украшение святынь. Она была ма­терию для многих сирот: собирая брошенных младенцев, воспитывала и пристраивала их; если иные умирали, поручала их Богу, а которые оставались живы, помещала в дом престарелых 590 . Блаженная царица Ирина (780–802) не раз приглашала ее к участию в управлении импе­рией; но она уклонилась от того. Затем пострижена она была в инокиню патриархом Тарасием (784–816) в монастыре святой Евфимии 591 , в том самом, который жалким отцом ее «превращен был в арсенал и в обще­ственный нужник» 592 . По другим известиям 593 , святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышною одеждою царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водою и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь 594 . Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили царев­ну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоя­тельницею Омонейского монастыря 595 , она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а латин­ское имеют», – говорил западный Кентерберийский архиепископ 596 . Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содер­жание, а царская дочь-игуменья сама служила сестрам со смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса в отношении к себе и другим древнее правило – не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и дру­гим подается случай к соблазну.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Евфи­мий уступил свое уединение преподобному Александру, а сам перешел на место его подвигов, на реку Сянжему, сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Преподобный Евфимий основал на Сян- жеме, в 20 верстах от Вологды, Сянжемскую Вознесенскую обитель. Преподобный учитель и ученик его сами копали землю, садили ово­щи, рубили и носили дрова и, так изнуряя плоть свою, возвышались в духовной жизни. Наставник стоял в храме как пред лицом Божиим, и слезы умиления текли из очей его; псалмы Давидовы пел он и за рукоделием. Пред кончиною своею передал он управление обителью ученику своему Харитону. Собеседник преподобного Александра, скон­чавшегося в 1439 году, блаженно почил, вероятно, не далее 1465 года, тогда как ученик его Харитон почил 11 апреля 1509 года. Мощи их почивают под спудом в Вознесенском, ныне приходском, храме 581 . День двенадцатый. Память святого священномученика Зинона Исповежника, епископа Веронийского Зинон, родом сирский грек, после продолжительного путешествия по Востоку с целью усовершенствования себя в христианском образова­нии, изучивший между тем и греческую и римскую литературу, прибыл в Италию и в 362 году был поставлен епископом в городе Вероне. Хотя гонения на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было много язычников, которых Зинон и просвещал деятельно христи­анским учением. Сверх того ему пришлось вести борьбу с арианами, в которой он оказался твердым исповедником истин Православия, не отступившим перед воздвигаемыми на него гонениями во времена покровителей арианского учения – Констанция и Валента. Истинный пастырь Христов, он всю душу свою полагал на раз­нообразную спасительную, подлежащую ему деятельность. После него осталось много письменных наставлений о всех предметах, необходи­мых для христианина. Некоторые из них написаны в обличение ариан «о Божестве Сына Божиего» 582 . В наставлении «о воздержании» Зинон, приведя слова апостола: Время сокращено есть: да будут имеющие жен, как не имеющие ( 1Кор. 7, 29 ), говорит: «Если почти за 400 лет или и бо­лее апостольское изречение стало иметь силу, почему я не возвещу?» В «Деяниях Святых» есть повествование о чудесах, совершившихся по смерти Зинона, и о перенесении его тела в Венгрию. Одно из чудес описано святителем Григорием Великим , современником события. В 558 году (в день памяти святого) в Италии было необыкновенное наводнение. Тибр вышел из берегов выше стен Рима и наводнил окрест­ности. В то же время близ Вероны река Атесис вышла из берегов; воды ее окружили храм святого Зинона и возвысились до окон, которые были близ крыши. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала стеною при дверях и заградила выход находившимся в Церкви христианам, так что они опасались умереть от голода, между тем приходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду, которая стояла стеною. Святитель Григорий приводит очевидцев этого чуда – графа Пронульфа и трибуна Иоанна 583 . Память преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  Кондак, глас 1: Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. В тот же день память преподобной Анфусы, святого священномученика Афанасия епископа и двух слуг святой Анфусы: Харисима и Неофита Святая Анфуса, дочь богатых жителей города Селевкии, приняв крещение, подвизалась 23 года в пустыне. Афанасий, епископ Тарса киликийского, крестивший святую Анфусу, был усечен мечом в царствование Аврелиана (270–275 гг.); тою же смертью скончались Харисим с Неофитом, крестившиеся вместе со своею госпожою. Святая Анфуса преставилась в мире, спустя долгое время после их мученической кончины (более 20 лет). Память 23 августа Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II b., посвятив всю жизнь свою борьбе с гнстицизмом [ 1 ]. Значение его для христианской Церкви II b. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого [ 2 ] для христианской церкви IV b. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, — святой Ириней — против гностицизма; святой Афанасий — против арианства [ 3 ]. Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, — премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость — эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [ 4 ] и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп [ 5 ] весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима [ 6 ], Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Они, собственно, на своих плечах вынесли все тяжести переходного момента христианизации римского общества IV века, как в области метафизики, так и в области этики. Афанасий Великий , Василий и оба Григория были по преимуществу защитниками метафизической стороны христианства и своей упорной деятельностью прервали грозный поток языческой идеи, пронесшийся в сознании христиан IV века в форме арианства Иоанн же Златоуст оказался столпом христианства в области нравственно-практической жизни по преимуществу. Здесь лежит его главная и незаменимая заслуга для церкви и общества. Эта деятельность, проведенная им на фоне мрачной действительности и стяжала ему мученический венец в далеком изгнании. Нам нет необходимости вдаваться в подробный анализ всех мельчайших частностей широкой деятельности Златоуста (что может служить предметом специального исследования). Мы представим только общий образ его светлого облика, какой тесно связывается с его личностью, безусловно великой в летописях церковной истории. И прежде всего, сама жизнь Златоуста вызывает в нас невольное удивление своей цельностью, твердостью, непреклонностью шествования по пути нравственно-религиозных идеалов христианства. Сын богатого антиохийского аристократа Секунда и Анфусы, – этой редкостной по своему нравственному величию женщины-христианки, по адресу которой знаменитый языческий ритор Ливаний высказывал восторженный отзыв: «какие удивительные женщины у христиан». – И. Златоуст еще в молодости обнаружил положительные черты своего нравственно-религиозного характера. Он, в числе немногих, исторически известных лиц был поражен тем двоеверием, той нравственной распущенностью, какая царила в окружающем его обществе. Эта чуткость совести, внедренная в его сердце умелым воспитанием Анфусы-христианки и определила его нравственно-религиозную настроенность на всю его жизнь. Критическим моментом в его жизни было выступление в Антиохии в качестве адвоката. Столкнувшись, таким образом с развратным антиохийским обществом лицом к лицу, он опытно узнал язвы своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

По другим известиям, святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водой и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь. Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря, она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а латинские имеют», — говорил западный Кантерберийский архиепископ. Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь–игуменья сама служила сестрам со смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило — не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского Собора об этом предмете, а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор поставил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (Правило 21). Так, блаж. Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило Собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит»; тем более что и современный ей Собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине, а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил Собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. Собор 691 г. писал: «Не следует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире». Молитвы св. Анфусы были неуспыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 12 апр. 811 г., на 57 году ее жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010