347, † 407 г.) 191 . Его происхождение и воспитание. Его мысли о воспитании. В ком он видел образец воспитательной деятельности? Высшее искусство воспитания – спускаться до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Снисхождение во всем, или мудрость принижения: примеры Иудеев, Апостолов, Христа указывают, как поступать при воспитании. Что должна делать мать? – Особенно заботиться о характере, о душе. Надобно ли давать литературное образование? Почему надобно особенно заботиться о знакомстве со Св. Писанием? С религией? Откуда в детях злое? Обязанности родителей. Протест Златоуста против роскоши и зрелищ. Обязанности и значение матери. Значение монастырей для обучения и воспитания детей в сравнении с языческими школами. Забота о поднятии чисто воспитательного элемента. Воспитание нравственное и к чему оно должно быть направлено? – Власть и права родителей. – Наказание небрежности родителей. – Пример первосвященника Илия. – Благотворные плоды воспитания: Исаак. – Приучение детей к чтению Св. Писания. – Пример Анны. – О чем должны заботиться родители? – Обязанности детей. – Полная гармония в отношении между родителями и детьми. – Любовь между ними должна быть разумною. – Как родители могут воспитывать в детях страсти? – Гибельность этого. – Воспитание согласно с духом христианского учения. – Плодотворность его. Св. Иоанн происходил из знатной фамилии; родился в 347 г. Отец его занимал видный административный и военный пост: был главнокомандующим римского войска в Сирии. Умер он, когда Иоанну был один год. Иоанн стал предметом попечений безмерно любившей его матери, Анфусы. Прекрасные качества ума и сердца Иоанна от природы развились под неусыпным руководством благочестивой матери его, которая, овдовев на двадцатом году своей жизни, не захотела более вступать в брак и до смерти своей не разлучалась с сыном. Раннее влияние благочестивой и покорной воле Божией матери на юное сердце Иоанна поселило в нем глубокую преданность воле Божией, с которой он без ропота и страха переносил впоследствии все бедствия жизни своей. Сначала сама мать учила его, потом она поручила его образование лучшим наставникам того времени и Иоанн учился в школах и, наконец, достигши 18-летнего возраста, учился разным наукам в Антиохии и Афинах у славнейших учителей тогдашнего времени, в том числе и у известного оратора Ливания, и приобрел обширнейшие сведения для того, чтобы достичь первых степеней мирской славы. Но он не прельстился надеждами, которые обещали ему в обществе и его дарования, и образование, и высокое происхождение. От эллинской мудрости он обратился к чтению Св. Писания и принял крещение. Когда спросили у Ливания, знаменитого языческого оратора, кого бы он считал достойным себе преемником, он с грустью отвечал: «Конечно, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане». А о матери его выразился так: «какие бывают высокие женщины у этих христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти. Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании. Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг? И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу. Публицист на амвоне Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве». Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust/

p. 157. Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое. 129 Трулльский собор 692 г. определил: „избравшие подвижническое житие и определённые в монастырь отнюдь да не исходят. Аще же неизбежная некая нужда побудит их к сему: да делают сие по благословению и изволению настоятельницы, но и тогда исходити должны не одни, а с старшими старицами и с первенствующими в монастыре, по повелению игуменьи. Обнощевати же вне монастыря совсем не позволяется им“. Прав. 46, в книге правил. Превосходные рассуждения о нужде для иночествующих не выходить из обители см. у Василия Велик. в правил. Твор. 5, 53. 59, 191–193. 131 Вселсн. 7 соб. пр. 20: „определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих, – аще же восхотят некой с сродниками от мира отрещися и монашескому житию последовати: то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входить в женский монастырь, ибо сим благоугождается Бог. А обретающийся до ныне двойные монастыри да будут управляемы по правилу св. отца нашего Василия: да не будут во едином монастыре монахи и монахини... Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине“. 132 Трулльское прав. 45. Это простодушное обыкновение сохранялось даже в XVIII столетии в некоторых южных женских монастырях России. См. Опис. Харьковской епархии I, 133. 134. Харьков. 1859 г. 134 Житие её – в Четье-Минее апр. 12 Греческий текст in act. Sanet, ad 12 augusti. Биограф говорит: „приняв на себя это (описать жизнь и чудеса), передаю я не пустые вымыслы, но то, что сам собственными глазами видел, частью же слышал от святых жён... Все они хорошо знали деяния блаж. Афанасии. Потому и я поверил им». В прологе апр. 12 и в сборном Патерике (знам. 1) краткое известие с несколькими добавлениями. 136 И по Римскому мартирологу, „авг. 14 д. в Эгине кончина св. вдовицы Афанасии, славной монашескими подвигами и благодатью чудес“. Св. Димитрий справедливо заметил: „сея преподобные Афанасии память почитати приличнее есть августа в 14 день, в навечерии Успения Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанн, получивший в истории наименование Златоуста 2867 , происходил из богатой патрицианской фамилии 2868 . Год его рождения в точности неизвестен. Вероятно, он родился в 345 – 347 г. 2869 Отец Златоуста Секунд умер вскоре после рождения сына 2870 . Его мать Анфуса, с 20 летнего возраста оставшись вдовой 2871 , посвятила себя его воспитанию. Двадцати лет он делается учеником ритора Ливания 2872 и философа Андрагафия 2873 . Его намерением было сделаться юристом 2874 . Его красноречие и дарования по достоинству были оценены Ливанием, откровенно сознававшимся, что его преемником был бы Иоанн, если бы его не отняли христиане 2875 . Почувствовав отвращение к судебной деятельности, Иоанн решил удалиться от мира. Единомышленником его в этом отношении оказался его товарищ Василий 2876 , о котором ближе мы ничего не знаем. Это только голая догадка, что он тождественен с епископом Рафанеи, подпись которого значится в актах константинопольского собора 381 г. 2877 Иоанн с жаром отдался изучению св. писания 2878 и стал готовится к принятию крещения. После трехлетней подготовки, он получил последнее около 368 года из рук Мелетия антиохийского 2879 . Почти одновременно с этим совершилось его посвящение в чтецы 2880 . Учителями его в это время были Диодор тарсийский и Картерий, друг Максима, позднее епископа селевкийского и Феодора, епископа монсуетского 2881 . О строгости аскетической жизни Иоанна мы узнаем из его собственного свидетельства 2882 . На это время падает, не увенчавшая успехом, попытка побудить Златоуста и его друга Василия к принятию епископства 2883 . Вскоре после этого последовала кончина его матери Анфусы, позволившая ему удалиться на четыре года в пустыню 2884 . Страшные боли желудка, явившиеся следствием этого аскеза, заставили его вернуться в Антиохию и прибегнуть к помощи врачей 2885 . Это было около 380 г. Получив сан диакона в 381 г. из рук Мелетия 2886 , а затем в 386 г. сан пресвитера 2887 , Иоанн с жаром предался проповеднической деятельности, вознесшей его на вершину славы. На этот период жизни падает избрание его в константинопольского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Вот, в общем, мысли и выражения Златоуста о браке и девстве. Высказанное им воззрение на брак по сравнению с мыслями его о том же предмете в других его творениях является каким-то резким диссонансом. Сын благочестивой и достойной удивления Анфусы, так много обязанный ее нежному воспитательному влиянию, Златоуст употребляет резкие выражения о женщинах и выставляет девство идеалом жизни для всех христиан. Вышедший из благочестивой семьи, где господствовали мир и любовь, Св. Отец не находит ни одного слова для выражения признательности и такой семье, старается намеренно умалить ее нравственное значение указанием, что в очах Божиих она не будет иметь цены. Эти колебания, по замечанию Пюша, достойны сожаления, но объяснить их нетрудно. Повсюду чувствуется, что св. Златоусту приходилось иметь дело с весьма смелыми и искусными спорщиками. Чтобы опровергнуть их возражения, Златоуст допускал иногда своеобразное толкование текстов Св. Писания, и в особенности из посланий св. ап. Павла, который, превознося девство пред браком, все же «не так иронически говорил о браке, уделяя ему свою долю похвал». За искусственную диалектику и за несколько декламаторское преувеличение, с которыми св. Златоуст отражал нападение, были отчасти ответственны очень многие. Таковы были те, кто доказывал, что апостольские слова: каждый имеет свое дарование от Бога ( 1Кор. 7:7 ) – будто бы не позволяют смотреть на девство как на личную заслугу и показывают, что оно не плод усилий и воли, но редкая и исключительная благодать. К тому же побуждали и те, которые ссылались на высокую цену, какую имело право отца в Ветхом Завете, и те, кто, противореча словам Евангелия св. Матфея ( Мф. 8:2 ), усиливался доказать превосходство Авраама над Иоанном Крестителем и св. евангелистом Иоанном. Было немало и таких, которые на указание всех беспокойств, неизбежных при брачной жизни, отвечали неуместной шуткой: «Вступим же в брак ради покаяния». Сюда, наконец, нужно отнести и тех, у кого всегда были на языке слова: лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор. 7:9 ) 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Пред постом 387 г. произошло в Антиохии страшное возмущение, вызванное новым тяжелым налогом. Вообще подати и налоги были тяжелы в тогдашней империи, взимались строго и с притеснениями со стороны корыстолюбивых сборщиков, как свидетельствуют о том сетование матери Иоанна Анфусы и еще прежде Григория Богослова 13 . Новый налог, вызванный потребностями войны, казался невыносимым. Явившиеся откуда-то и бродившие по городу подстрекатели ускорили взрыв раздражения и ропота. Ропот поднялся и среди богатых и знатных, потом во всем населении Антиохии. Толпы бунтующих нападали на дом префекта, ломали двери; затем бросились на статуи императора Феодосия и его жены (тогда уже умершей) Флациллы, опрокинули их, влачили по площадям и улицам с криком и бранью. Власти, собрав военную силу, усмирили бунт, арестовали многих, быстро казнили или заключали в тюрьмы, чтобы подвергнуть допросам и пыткам. Народ опамятовался, унялся от буйства, зато впал в ужас и отчаяние. Златоуст еще до возмущения предостерегал от него слушателей 14 . Когда бедствие разразилось, он пораженный скорбью, молчал целую неделю. Наконец, в субботу или воскресение сыропустной недели, Златоуст, с видом глубочайшей печали, выступает на подвиг увещании и утешения. „Что мне сказать, или о чем говорить“? так начинает он свою первую беседу. „Время слез теперь, а не речи, рыданий, а не слов, молитвы, а не проповеди . Содеянное так велико, рана столь неисцельна, язва так глубока, что она выше всякого врачества и требует высшей помощи. Дайте мне оплакать настоящее бедствие. Семь дней молчал я, как друзья Иова: дайте мне теперь открыть уста и оплакать это общее бедствие, Кто пожелал зла нам, возлюбленные? Кто позавидовал нам? Откуда такая перемена? Ничего не было славнее нашего города; теперь ничего не стало жалче его. Народ, столь тихий и кроткий, всегда покорный рукам правителей, теперь вдруг рассвирепел так, что сделал такие дерзости, о которых и говорить неприлично. Плачу и рыдаю теперь – не о великости угрожающего наказания, а о крайнем безрассудстве сделанного...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

После кончины матери, Анфусы, Иоанн оставил родной город и нашел прибежище в монастырях Сирии, потому что мир, при­нявший Христа, представлялся ему далеко отстоящим от подлин­ного преображения Евангелием. В пустыне он приобрел аске­тический опыт, но и, по словам А. В. Карташева , «нажил себе на всю жизнь тяжелый катар желудка» 540 , так что впоследствии мог питаться только рисовой кашей, запивая ее разбавленным вином. В течение двух лет святой Иоанн пребывал в безмолвии, уединившись в пещере. Ревностному монаху и знатоку Священных книг, обладав­шему также блестящим классическим образованием, предла­гали епископскую кафедру, но, исполненный бескомпромиссно высокого представления о епископском служении, он уклонил­ся от епископства, написав в связи со своими размышлениями на эту тему «Шесть слов о священстве», ставших краеугольным камнем православной пасторологии. Пребывая в пустыне, Иоанн создал труды, посвященные иноческому подвижничеству: «Про­тив вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение вла­сти, богатства и преимуществ царских с истинным и христиан­ским любомудрием монашеской жизни». После возвращения из ссылки в Антиохию святой Мелетий призвал к себе Иоанна и посвятил его в самый канун II Вселен­ского Собора в диакона. Совершая диаконское служение, Иоанн находил время для богословского творчества, написав такие тво­рения, как «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о свя­том Вавиле и против Юлиана и язычников». Преемник Мелетия Флавиан в 386 г. хиротонисал Иоанна в пресвитера, предоставив ему храм, расположенный в древней, впоследствии затопленной части Антиохии. В этом храме более 10 лет, обыкновенно дважды в неделю, при стечении множества людей, часто приезжавших из дальних мест послушать знамени­того пастыря, святой Иоанн произносил проповеди, прославив­шие его имя во всем христианском мире и снискавшие ему про­звание Златоуста. Эти проповеди стенографически записывались его почитателями и редактировались им самим. В Антиохии им были произнесены поучения на праздники, слова, темой кото­рых является обличение пороков и наставление в борьбе с гре­хами, а также толкования на Священные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Точно так же, как и при брачных обрядах, в одинаковом смысле действовала двоякая причина: с одной стороны, настоятельный неудержимый инстинкт вступал в борьбу с христианством, которое не только хотело преобразовать природу, но и подавить ее в некоторых случаях, а с другой стороны, языческие поколения завещали христианским поколениям наследство преданий, и христиане не могли решительно его отвергнуть. Но реформе похоронных обрядов св. Златоуст приписывал гораздо большее значение, чем реформе брачных церемоний, так как крайность в печали и отчаянии казалась опровержением самой веры и в некотором роде как бы отречением. В этот торжественный момент, пред лицом смерти, верующий должен был доказать, что «христианство не ребячество и не вздор». Конечно, св. Иоанн не думал оспаривать законности скорби. Если бы об этой законности ему и не говорило достаточно громко его в высшей степени нежное и любящее сердце, то он не мог забыть, что Сам Иисус Христос дал пример слез, ибо, – говорит Евангелие, – Он оплакал Лазаря, потому что любил его. «Я нападаю не на печаль, но только на чрезмерность печали», – говорил он. Желательно было бы, чтобы он сказал нам хоть что-нибудь о потрясениях, испытанных им самим после потери матери, своей дорогой Анфусы. Он не поделился с нами своею скорбью, но, несомненно, что не сделался тогда жертвою жестоких потрясений: без сомнения, он удерживал свои слезы хотя и переносил немую внутреннюю скорбь; подобно тому как Августин на похоронах Моники, «он просил Бога утешить его скорбь, и Бог не делал этого». Как жаль, что он не оставил нам страницы, подобной удивительной странице Августиновской «Исповеди». На эти, столь убедительные аргументы св. Златоуста, антиохийские и константинопольские христиане не могли основательно ничего возразить. Однако, они были слишком хитры и слишком непокорны, чтобы даже такие убеждающие и полные смысла речи могли заградить им уста. Прежде всего они имели в своем распоряжении обычную хитрость: прибегали к неисчерпаемому арсеналу, по-видимому противоречивых текстов, заключающихся в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2 По крайней мере, в его основной агиологической части, – см. еп. Сергия, Месяцеслов Востока, т. 1 стр. 241, – возражения г. Петрова в «Труд. Киевск. духовн. Академии», март, и «Ответ по Агиологии» еп. Сергия, м. 1876 г. стр. 19 (оттиск, из «Чт. в Об. любит. духовн. Просвещения», 1876 г.). 4 О происхождении Пролога и его судьбе в славяно-русских литературах – см. Филарета Черн., Обзор русск. духов, литер., СПБ. 1884, стр. 55, – Сергия, Агиология, т. 1 стр. 243 и др., – Петрова, О происхождении и составе славяно-рус. печатнаго Пролога. Киев, 1875, стр. 1 и сл. 5 Так, в Прологе изд. 1675 г. стихословия сохранены под следующими днями: 13 сент. (л. 40), 5-го, 10, 22, 24 и 25 мар. (л. 17, 34, 92, 98 об. 102), 12-го апр. (л. 171), 22 и 30 авг. (л. 679 и 706 об.). Вот два из таких стихословий: «Христос сошед к борению адову един, и мног плен взем взыде с победою: тому слава и держава во веки. Аминь» (на день воспоминания «еже о Господстей пасце, воскресения Господа нашего Иисуса Христа» – 25 марта), – «Корене зловоннаго плод благовонный паче. Анфуса честная от земли отцвете и жития» (помещено пред житием св. Анфусы, 12 апр.). 6 При изучении Пролога рукописного мы пользовались, главным образом, следующими рукописями – Новгор. Соф. библиотеки: Пролог XII – XIII в. 1324 (Срезневский относит эту рукопись к началу XIII в., – см. Изд. Акад. Наук, т. 10 стр. 200); Прологи: 1325 – XIV в. (пергаминный; 1331 – XV в.: 1371; 1327; 1328; 1329; 1330; 1334; 1340; 1362, 1386 и 1387 – XVI в.. Кирилло-Белозер библ. XV в. 1240; XV в. 1250, XVII в. 1241 и 1443. – Для печатного Пролога мы руководились преимущественно изданием 1675–1677 г., исправленным. В предисловие к этому изданию (см. мартовскую половину) говорится: «Аще кто, прочитая книгу сию, обрящет некая речения в ней не тождесловна со прежде изданными: да весть таковый, яко обретшаяся некая неисправления речении, не самодерзостно, ниже самомненно пременишася или отъяшися, а иная привложишася: но вся таковая свидетельствовашася греческими синаксариями (Синаксарь – древнее греческое наименование Пролога), и древними словенскими рукописными и харатейными: и оттуду некая нужнейшая но именех, и глаголех, на лучшее и полезншая исправьшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

е. принял иночество. Пример истинного друга не мог не повлиять и на Иоанна, и, хотя он в течение некоторого времени предавался еще житейским мечтам и увлечениям, но виденная им оборотная сторона мирской жизни настолько поразила его, что и он стал понемногу освобождаться от житейской бури, опять сблизился с Василием, который не преминул оказать на него все то доброе влияние, к какому только способна истинная дружба, и Иоанн порешил бросить этот жалкий, суетный мир с его злобами и нескончаемыми треволнениями, чтобы так же всецело посвятить себя Богу и истинному любомудрию. Друг глубоко обрадовался этой перемене в жизни своего сотоварища, и намерение их совместно подвизаться на поприще иноческой жизни готово было осуществиться. Но неожиданно встретилось важное препятствие, и именно – со стороны благочестивой Анфусы. Воспитав своего сына и поставив его на житейскую дорогу, она достигла цели своих многолетних забот и как мать, конечно, радовалась его успехам. Правда, она не могла не беспокоиться при виде того, как ее юноша-сын отдавался житейской буре, и потому она, по ее собственным словам, ежедневно подвергалась за него тысяче опасений, но утешалась тем, что пройдет пыл молодости и ее возлюбленный сын, достигнув возраста мужа совершенного, вместе с тем придет в меру возраста Христова и сделается в общественной жизни достойным и своего положения, и христианского звания. Какою же скорбью поражено было ее нежное материнское сердце, когда она узнала, что ее возлюбленный Иоанн порешил вступить в иноческую жизнь! Все ее надежды разлетались в прах, и она не могла этого вынести. Призвав на помощь всю силу убедительности своей материнской любви, она со слезами стала умолять сына, не повергать ее во второе вдовство и сиротство, и эти слезы не могли не поколебать его решения. Он отказался от своей мысли и остался в доме матери, хотя теперь уже был совершенно чужд всяких мирских увлечений и всецело предавался подвигам благочестия, изучая Священное Писание , которое навсегда сделалось главным источником, питавшим его жаждущую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010