Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Семейство Константина V. Лев IV. Ирина и Константин Ф. И. Успенский. История Византийской империи Давно уже замечено, что при довольно частой смене царствующих династий нередко случалось, что императорская власть попадала в руки людей совершенно скромного происхождения и не получивших достаточного образования. Но такова была обстановка придворной жизни и таковы были традиции при константинопольском дворе, что уже во втором поколении являлись члены царской семьи, вооруженные всеми знаниями, какие могла давать тогдашняя школа. Хотя об иконоборческой эпохе сложилось одностороннее представление, будто тогда совершенно погасло образование, но в действительности при исаврийских царях школьное образование не переставало быть предметом забот правительства и различных учреждений, как это будет видно ниже. Что касается царской семьи, следует думать, что здесь в особенности крепко держались раз установившиеся порядки, по которым царские дети получали наилучшее для того времени образование. В семье иконоборческих императоров по странному сочетанию случайностей жили традиции старого времени даже по отношению к иконопочитанию. Первая жена Константина происходила из семьи хазарского кагана. Обращенная в христианство еще до замужества и получив имя Ирины, она, с 731 г. живя в Константинополе, была свидетельницей борьбы Льва III против иконопочитателей и осталась до конца жизни верной последовательницей почитания святых икон. Самым лучшим выражением царившего в царской семье направления, которое, конечно, исходило от царицы Ирины, служат обычаи и характер дочери Ирины и Константина, царевны Анфусы. Она представляла в себе редкое сочетание глубокого благочестия, доходившего до аскетических подвигов, с делами благотворительности. Она отказалась от брака и окончила свою жизнь в монастыре; все свое состояние употребила на устройство приюта для сирых детей и на помощь страждущему человечеству. Таково было направление воспитания при дворе Константина. От этого же брака родился в 750 г. сын Лев, впоследствии занявший царский престол.

http://sedmitza.ru/lib/text/442853/

Пролог 20 и 25 авг. (Act. SS. aug. t. IV. р. 80). Мес. В. Март. Р. 21 Св. апостола Фаддея, единого от седмидесяти. Просветив святым крещением Авгара, Едесского князя и его подданных, проповедовал Слово Божие в Месопотамии и Сирии; скончался в Берите. Чет. Минея от Пролога, Евсевия (I. 13), и от никифора (II. 7). (Act. SS. aug. t. IV. р. 399. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 2I6). В службе канон Иосифа. Св. мученицы Вассы, и чад ее, Феогния, Агапия и Писта. Сыны св. Вассы, после жестоких, мук, обезглавлены в Едесе, на своей родине. Мать, бывшая свидетельницей их страдания, совершила свой подвиг в Геллеспонте, в царствование Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 419). Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Аврамия Смоленского. Преставился в последней половине XII в., на 50 году от рождения. Чет. Минея. Есть служба. 22 Свв. мученик: Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндииа, Севериана и прочих с ними. Обезглавлены от Евтолмия, в царствование Мзаксимиана: Агафоник и другие Никомидийские христиане в Силиврии; Зотик, из Понта, с Феопрепием и Акиндином – в Потаме Фракийской, Севириан – близ Халкидона. Чет. Минея. (In Actis SS. aug. t. IV. р. 522. Martyrium auct. Laurentio). Мес. B. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Анфусы, и Афанасия епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее, Xap и cu м a и Неофита. Св. Анфуса была родом из Селевкии. Без ведом родителей приняв крещение от еп. Тарсского, должна была оставить их и удалиться в пустыню. Скончалась мирно после 23-летних подвигов. Св. Афанасий и два служителя усекнуты в царствование Валериана (ок. 260). Пролог. (Or. Chr. II col. 869. Act SS. aug. IV. р . 502). Мес. В. Март. Р. Св. мученицы Евлалии девицы. Добровольно предала себя на страдание в Варкиноне, в руки Дакиана, в царствование Диоклетиана и Максимиана (ок. 303). Вскоре после нее умучен св. Филикс. Чет. Минея. (Act. SS. Febr. II p. 576). Март. Р. 12 февр. Празднество Пречистой Деве Богородице, ради чудес от Ее честной иконы Грузинской. При царе Михаиле Феодоровиче один из ярославских купцов получил из Персии икону Пресв. Богородицы, писанную в Грузии, и принес ее в дар обители, которую в 1603 г. основал Мирон иерей на Черной горе в Двинской области. При сей иконе и при написанной с ней, которая находитсяя и Москве, совершаются доныне чудеса во славу Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Будучи еще младенцем и едва умея лепетать, когда дети бывают особенно приятны родителям, ты уже приносил мне много отрады... С своей стороны я делала все, чтобы удалить от тебя малейшее попечение о нуждах жизни. Хотя ты и говоришь, что у тебя много друзей, но никто из них не может доставить тебе большого спокойствия. Нет никого, кто бы заботился о твоем благополучии столько, сколько я“. В сказаниях о знаменитых отцах и учителях церкви встречаем не один пример благотворного влияния матерей их на духовное развитие их. Сын такой матери, какою была Анфуса, без сомнения, много обязан был ей счастливым начальным развитием своих необыкновенных дарований. Под наитием нежнейшей любви матери в нем воспитывалось любящее сердце, свойственное его природе. С годами развивающегося сознания уяснялся для него в лице матери пример покорности воле Божией, самоотречения ради высшей нравственной цели и вместе пример энергии и твердости в преследовании этой цели и в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Эти живые уроки семейного воспитания были драгоценны для отрока и юноши с таким призванием, какое суждено было сыну Анфусы. Анфуса прилагала особенные старания о достойном воспитании и образовании сына. Вдова военачальника и добрая христианка, она понимала цену воспитания и образования для сына. Сама она в той же беседе выражается, что хотела дать сыну хорошее воспитание и не жалела для сего никаких издержек . Сберегая для детей отцовское достояние, она, как говорит, употребляла на воспитание и образование сына свое личное состояние – свое приданное, доставшееся ей от ее родителей. Начальное обучение Иоанна в годы отрочества характеризуется у биографов только общим выражением, что он воспитывался на Слове Божием. Это можно понимать так, что книги священные были для него, так сказать, учебниками при самом обучении чтению. В Антиохии, обиловавшей списками священных книг, богатая и благочестивая вдова не затруднялась найти запас их для сына. Без сомнения, для такого воспитательного обучения был найден потребный учитель, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf 14. Святитель Иоанн Златоуст. Добрый пастырь Церкви Христовой (Ин. 10:9–16) 132 «Уст твоих якоже светлость огня воссиявши благодать " " 133 . Каждый день в наших православных храмах, благочестивые слушатели, совершается Божественная Литургия. И эта литургия носит имя святителя Иоанна Златоуста 134 . Уже одно это говорит об исключительном значении для Православной Церкви этого великого святителя и делает имя его достославным. Сегодня, в день его памяти, остановим своё благочестивое внимание лишь на некоторых обстоятельствах его высокой и святой жизни и кратко, сжато осветим их. И прежде всего, коснёмся его жития. Родился великий святитель и вселенский учитель в Антиохии около 347 года от богатых и знатных родителей. Они дали ему блестящее по тому времени образование. Учился он в лучших школах и по окончании их его ждал заманчивый путь светской службы и жизни. Но он пренебрёг этим путём, изведав суетность и превратность мирской жизни в первое время по окончании школы. Назидательные уроки благочестивой матери (Анфусы), высокий пример её личной жизни, а также и высокие запросы и потребности собственной натуры влекли его ещё с дней отрочества к религиозно-духовной истине и жизни. Его влекло иночество. Духовное подвижничество было родными и близким его душе и представлялось ему единственным путём жизни для него. И только уступая просьбам матери, он отложил на некоторое время уединённое отшельничество. По обычаю того времени он принял крещение взрослым, когда ему было уже 22 года (в 369 г.). Крещение глубоко воздействовало на него. Если и раньше он мечтал о духовной жизни, то теперь, духовно возродившись, он всей душой прилепился к Богу и подвигам благочестия. После смерти матери он пробыл несколько лет в пустыне, просвещаясь и укрепляясь духом. Возвратившись в Антиохию, он принял сан диакона (381–386 гг.), затем пресвитера (386–398 гг.) и прославился силой и блеском своего проповедничества, направленного на раскрытие евангельской истины и на борьбу с ересями, смутами, распрями и нестроениями в светской и духовной жизни того времени. Он отзывался в своих поучениях на все явления общественной жизни и на все запросы человеческой души, разрешая их в свете евангельского учения и заботясь о духовном благе своей многочисленной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Строительные работы в IV в. велись чрезвычайно быстрыми темпами. В 326 г. состоялась закладка главной городской христ. базилики - Св. Софии. В это же время в К. уже действовал монетный двор. 11 мая 330 г. в присутствии Константина на уже перестроенном ипподроме были проведены церемония освящения К. (γκανια) и конские состязания ( Hieron. Chron. AD 334//PL. 27. Col. 677b; Ioan. Malal. Chron. P. 321-322; Chron. Pasch. P. 529-530; Theoph. Chron. P. 28; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 497). День освящения считался городским праздником К.; в память об этом событии чеканилась монета с изображением богини Тюхе на троне - традиц. покровительницы города. Иоанн Малала указал, что богиня-покровительница К. носила имя Анфусы ( Ioan. Malal. Ibid.). Церемония освящения, вероятно, была похожа на городские празднества, к-рые, согласно Иоанну Малале, совершались еще в VI в. На ипподром с эскортом солдат вывозилась деревянная позолоченная статуя Константина c Тюхе-Анфусой в правой руке; процессия огибала арену по кругу, останавливалась напротив имп. ложи-кафизмы, и правящий император должен был простираться ниц перед этой святыней ( Ioan. Malal. Chron. P. 322; Dagron. 1974. P. 367, 385; Краутхаймер. 2000. С. 66-67). План города Септимия Севера был взят Константином за основу. Старая территория Византия, видимо, не претерпела существенных изменений. Центральные городские площади и здания по-прежнему должны были находиться в вост. части города. Главная площадь - Тетрастоон была перестроена и названа пл. Августеон или Регия (Αγουστεον, Ργια - площадь Августа, императора; ныне сквер к югу от Св. Софии). Со всех сторон Августеон окружали важные общественные здания. С севера находилась базилика Св. Софии, новый кафедральный храм столичной христ. общины, к-рый долгое время оставался недостроенным. В 1-й пол. IV в. христиане использовали как главный храм базилику Св. Ирины, находящуюся к северо-востоку от Св. Софии. Кроме того, в северо-зап. части К. был основан храм святых Апостолов с имп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

диалог или разговор содержится в известном сочинении святого Григория Великого (540–604): «Собеседование о жизни и чудесах италийских отцов», за которое он и получил название Двоеслова. Сочинение состоит из четырех книг и содержит в себе рассказы о подвигах благочестивых людей, совершаемых ими при содействии благодати Божией; сведения для этих рассказов святой Григорий заимствовал частью из собственных разговоров с италийскими отцами, частью их доставлял ему епископ Сиракузский Максимилиан. до начала второй половины VI b., когда окончательно пало владычество готов в Италии. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > < >< back) > Память преподобной Анфусы Константин Копроним скончался в 775 году, вступив на престол после зятя своего Артабазда в 743 году. Ирина, супруга Льва Хозара, управляла государством за малолетством сына своего Константина Порфирородного с 780 по 802 год. Ревностная почитательница св. икон, она содействовала созванию седьмого Вселенского собора, утвердившего в Церкви догмат иконопочитания. нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле. обитель находилась в Константинополе. Известна тем, что в храме ее происходили заседания второго Вселенского собора. Тарасий был патриархом в Константинополе с 784 по 806 год. Память его празднуется 25 февраля. Анфуса приняла иноческое пострижение в Константинопольском монастыре святой Евфимии, а потом перешла в Омонийский монастырь, где была игуменией. ( < < back 1) ( < < back 2) Анфуса скончалась 12 апреля 811 года. ( < < back 1) ( < < back 2) Страдание святого священномученика Артемона царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Принадлежа к высшему обществу и будучи женщиной образованной, Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира и всецело сосредоточившись в своем маленьком семействе, она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, были слова Священного Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна, и если он впоследствии постоянно, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкованием его занимался всю свою жизнь, то эту любовь к нему он, несомненно, воспринял под влиянием своей благочестивой матери. Так прошло детство и отрочество мальчика. Его положение требовало дальнейшего образования; Анфуса приложила всё старание об этом, не жалея никаких средств. Неизвестно, как и где собственно получал свое дальнейшее образование Иоанн – дома ли при помощи наемных учителей, или в какой-нибудь христианской школе. Антиохия славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами. Там было много языческих школ всякого рода, которые славились своими учителями, блиставшими красноречием и философией, а рядом с ними были школы христианские, где, главным образом, преподавалось и истолковывалось слово Божие, хотя не пренебрегалось и общее знание, насколько оно могло быть почерпаемо у лучших представителей классического мира. Когда Иоанну было 14–15 лет и когда, следовательно, его душа особо раскрывалась к сознательному восприятию окружавших его событий и явлений, язычество делало последнюю отчаянную попытку побороть христианство. Представителем его выступил император Юлиан Отступник. Овладев императорским престолом, он сбросил с себя маску лицемерного благочестия и выступил открытым врагом христианства, ненависть к которому уже давно таилась в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тропарь, см. 27 июня. пр. Сампсона. Кондак, гл. 3. Богатство твое расточил еси убогим, и небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре: сего ради еси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените! Пр. отца нашего (по Х.М., – постника). Сначала он был епархом (начальником) Константинополя, но затем, заботясь о своем спасении, удалился на гору Синай и там в одной пещере проводил жизнь в строгом посте и молитвах. Так подвизался пр. Нил 60 лет и скончался ок. 430 или ок. 450 г. (сн. 14 янв.). Кондак, гл. 8. Хврастная страстей яже от телесе востания, сечительно Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве: но яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: радуйся отче всемирный. Ап. ( Евр.4:14–16; 5:1–6; 311 зач.; Ев. см. 14 янв.). Св. пророка Родом из г. Силома, он пророчествовал при царях Соломоне и Иеровоаме (1010–963 г. до Рожд. Христова). Он предсказал Иеровоаму царственную власть над 10 коленами Израильскими. Скончался он в преклонных летах, будучи больным и слепым ( 3Цар.11:30; 14:4 ). Св. Власатого. См. 3 сент. 13 . Е. Иже во святых отца нашего архиепископа Константинограда, Златоустого. Он родился, как полагают, в 347 г. от знатных, богатых и благочестивых жителей Антиохии, Секунда и Анфусы. Рано лишившись отца, он рос под руководством своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанию. Благочестивая и целомудренная вдовица своей нежной любовью воспитывала в своем сыне любящее сердце, свойственное его природе, а примером своей истинно христианской жизни учила его покорности воле Божьей, самоотречению ради высших нравственных целей и непоколебимой твердости в преследовании этих целей и в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Все свое раннее детство св. Иоанн провел в занятиях Свящ. Писанием, изучая его под руководством своей матери. Раннее знакомство с Библией и благотворное влияние на сердце св. Иоанна его добродетельной матери воспитали в нем пламенное стремление к добродетельной и святой жизни и отвращение к господствующей в его время повсюду пышности и всякого рода порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Родиной Златоуста была Антиохия Сирийская – эта столица востока, занимавшая после древнего и нового Рима (Константинополя) на ряду с Антиохией важнейшее место в —326— среде этих четырех великих главных городов тогдашнего образованного мира, или римского царства (τς οκουμνης). 2308 Она была главным городом и матерью городов всей Римской Азии, как неоднократно называет её Златоуст в своих беседах к Антиохийскому народу. 2309 Родители Златоуста Секунд и Анфуса принадлежали к высшему сословию антиохийского общества. Секунд занимал важный и ответственный пост начальника сирийских войск (in officio magistri militum Siriae). 2310 Анфуса происходила из знатной и зажиточной семьи. Кроме Иоанна у Секунда и Анфусы была еще дочь – старше Иоанна (editus in lucem post sororem). Семья Златоуста была тем идеалом семьи, который он позднее рисовал пред своими слушателями, была малою церковью, местом нравственного совершенствования, глубокой любви и самоотвержения. Глубокая покорность воле Божией, смирение пред карающей десницей Вышнего, кротость во взаимных отношениях, нежность и заботливость – вот христианские цветы, которые произрастали в семейной обстановке Златоуста. И Секунд и Анфуса оба были добродетельными христианами. 2311 Златоуст совсем не знал отца; последний Когда аскетически-христианское настроение Златоуста, вложенное в его душу материю, при изучении жизни побудило его бежать в пустыню и отдаться личному подвигу самоумерщвления, тогда только материнский голос поколебал его упорное намерение. Непрестанные увещания матери, говорит Златоуст, воспрепятствовали мне исполнить своё намерение – бежать в пустыню. Когда мое намерение сделалось ей известным, тогда она, взяв меня за руку, ввела во внутренние покои. Мгновенно из очей её полились источники слез, а из уст слова горестнейшие самых слез. Рыдая, так говорила она мне: сын мой, я недолго наслаждалась сожительством добродетельного отца твоего. Так угодно было Богу. Смерть его, последовавшая вскоре за болезнями твоего рождения, принесла тебе сиротство, а мне преждевременное вдовство со всеми его горестями, которые могут быть хорошо известны одним только вдовицам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым. Подражатель сый Милостиваго, и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи. Память преподобной игумении Анфисы Святая Анфиса (вернее — Анфуса) подвизалась в VIII веке, в странах мантинейских, в Азии. Оставив родительский дом, она подвизалась сперва уединенно, в пещерах. Встретив старца Сисиния, она продолжала подвиги по его наставлениям и настолько преуспела в духовной жизни, что 90 девиц вверили себя ее руководительству. Преподобная Анфиса пострадала за почитание святых икон. Супруге гонителя Константина Копронима она предсказала рождение мальчика и девочки. Последняя, под именем Анфусы, также прославилась своею святостью и воспоминается Церковью 12 апреля. В тот же день преставление блаженного Николая, Христа ради юродивого, Кочанова в Великом Новгороде в 1392 году. Память 28 июля Святые Апостолы (из семидесяти) Прохор, Никанор, Тимон и Пармен После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости (Деян.6:5), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян.6:1–7).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010