Но будучи замечательною школою практического благочестия, аскитерион Диодора был не менее целесообразным учреждением и для развития христианско-богословской науки. Под руководством разных школ и учителей, сначала в Антиохии, потом в Афинах и, наконец, вновь в Антиохии, у Силуана и Евсевия, Диодор получил все необходимое для того, чтобы из него вышел великий толкователь Священного Писания, с достоинством продолжающий дело своих знаменитых предшественников в Антиохии – Феофила, Лукиана, Евсевия, богослов-философ, силою ума и знаний отстаивающий от всех еретиков и язычников усвоенное и пережитое им учение христианства» 1512 . Трудно определить конкретные черты этого «аскитериона» Диодора, но, скорее всего, он чем-то напоминал тип Эдесской школы (одним из основателей которой был св. Ефрем Сирин ), которая впоследствии (ок. 471–489) трансформировалась в Нисибийскую школу: она была не только «университетом», но и монастырем, ибо от студентов здесь требовался целибат, соблюдалась строгая монастырская дисциплина и глава школы был не только «профессором», но и настоятелем 1513 . В этом «аскитерионе» или «монастыре-университете» Диодора получил образование и прошел первый цикл обучения иноческому житию св. Иоанн Златоуст 1514 . Этот великий светоч Церкви, значение которого как богослова еще по-настоящему не оценено 1515 , занимает выдающееся место в истории православной аскетики. Как и у всех отцов Церкви, его аскетическое богословие было богословием опытным, ибо после «аскитериона» Диодора и смерти своей матери Анфусы св. Иоанн «роздал свое имение бедным, освободил своих рабов, ушел в пустыню и провел четыре года в одной иноческой обители вблизи Антиохии (375–379). Не ограничиваясь этим, он удалился в одну пещеру, где два года провел в особенно суровых аскетических подвигах (379–381). Отшельническое уединение дало возможность Иоанну Златоусту расширить свое самообразование – обдумать и переработать то, что было результатом античного эллинского образования, при посредстве того высшего христианского ведения, которое было плодом изучения Библии и личных аскетических подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Вот почему мы считаем целесообразным предварить систематическое изложение предмета кратким изложением некоторых подобных памятников и в первую очередь познакомить готовящихся к подвигу священства с знаменитыми словами о священстве св. Иоанна Златоуста . Воспитанник своей матери Анфусы, рано овдовевшей и собственным рачением воспитавшей сына, Иоанн должен был внять ее мольбам и не оставлять мира, пока она не отойдет к Господу. Не мог не отдать он некоторой дани и увлечению светом, начав карьеру адвоката. Но церковная и подвижническая настроенность его не угасала. Выразилась она, в частности, в тесной дружбе с неким Василием, Церкви отдавшимся. Их обоих, как ревностных христиан, задумали, застав врасплох, убедить принять священство. Узнав об этом, Иоанн скрылся, не предупредив Василия, который и оказался вставшим на новый путь отдельно от Иоанна. Глубока была обида его. Когда возвратился Иоанн, произошла встреча. Иоанн должен был истолковать свой поступок. Это истолкование и превратилось в «Шесть слов о священстве», в которых одновременно с раскрытием мотивов своего поступка, Иоанн развернул общую картину пастырского служения силы неподражаемой. Отвлекаясь по возможности от личного элемента, вложенного в эти «слова», кратко воспроизведем содержание этой картины. Что лежит в основе пастырства? Любовь! Петр, любишь ли Меня, спрашивает Господь, не для того, чтобы узнать это, а чтобы научить нас, как Он печется о спасении стада, ибо в ответ на утверждение Петра говорит ему: паси овцы Мои. Не требует Он, чтобы Петр кого превосходил в подвигах и в милосердии, нет, одно поручает Он ему: паси овцы Мои. Все остальное могут делать и другие: и мужеского, и даже женского пола, но там, где стоит задача спасения людей, там нужны такие люди, которые столь могут быть выше остальных, сколь пастырь выше своего стада. Но сколь труднее задача пастыря людей! Тут не защита от внешнего ущерба и от внешней опасности. Послушай блаженного Павла: " несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесной» ( Еф. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Ч. 1; Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 177. 578 Микулинская летопись. М., 1854; Коншин Н. М. Оршин монастырь: Сказание о найденных богослужебных вещах. М., 1847. 581 Ркп. житие прп. Александра Кушт.; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; ркп. святцы: «прп. отцы Харитоний и Евфимий игумены Сянжемского монаст., пре- ставишася в л. 7017», по Отенскому и другому современному, «Харитон престави­ся в л. 7017 апреля в 11 день»; Словарь святых. В 1662 г. у Евфимиева монастыря 113 дворов поселенцев. 583 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II; Филарет, архиеп. Чернигов­ский. Историческое учение об отцах Церкви. 584 Менолог Василия и краткий менолог у Басанжа на 27 июня. Святая Анфуса,о которой говорится здесь, была старшею между подвижницами. Были еще две му­ченицы Анфусы, старшая при имп. Валериане, чтимая 22 августа, и младшая V века, чтимая декабря 8. 585 Nicephorus, patriarcha Constantinopolitanus. Breviarium/Rec. I. Bekkerus. Bonnae, 1837 (далее – Nicephorus . Breviarium. – Ред.). J. Iohannis Damasceni op. I, 613 S. Сербская летопись о Копрониме: «ненавистный кровопийца-волк старал­ся погасить славу святых, – запрещал называть кого-либо святым, а велел про­сто называть одним именем, и Богородицу приказал именовать не Богородицею, а матерью Христовою; светлые душой чины иночествующих поносил как бешеный пес, – закалал их как агнцев, наполнял ими темницы: в одной, называемой претор, содержал 345 иноков и одним отрезал носы, другим уши, иным выколол глаза, дру­гих, обмазав бороды смолою, обуглил; св. Стефана, венец иноков, и других многих замучил до смерти» (Гласник. Кн. 10). Самое сильное гонение против икон, святых и иночества происходило в 765 и 766 г. ( Nicephorus . Breviarium; Le Quien . Oriens christianus. V. I). 586 Кодин: «старческий дом Герагафы построила Агафия, дочь патриция Петра, красавица редкая. Она называлась Герагафой от того, что сохранила непорочным дев­ство свое до старости; Константин Копроним наконец осквернил ее и осыпал богатства­ми, но она тайно почитала св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И вот в такое-то тяжелое для Церкви Божией время, не пора ли вспомнить заслуги пред Церковью святых жен, не пора ли воскресить угасшее в истории Церкви учреждение диаконисс, верных служительниц Христовых, которые явились бы незаменимыми помощницами пастырям Церкви в деле духовного просвещения преимущественно женщин и детей, которые, целым сердцем отдавшись Господу Иисусу Христу, вложили бы всю свою любящую душу в святое дело, проникли бы туда, куда не всегда может проникнуть и пастырь Церкви – во святая святых чистого женского сердца, и зажгли бы там чистый пламень беззаветной любви к Богу и святую ревность о Боге? Христианский мир еще раз обновился бы веянием Духа Божия чрез сих новых Трифен и Трифос, Фив и Персид, которых с такою любовью, с таким почтением приветствовал великий Апостол языков Павел в своем послании к Римлянам. Женщина как мать, жена и сестра в семье, женщина как воспитательница в христианской семье и наставница в школе, женщина как собеседница в больнице, в тюрьме, женщина как миссионерка-проповедница в среде заблудших, не говорю уже о служении болящим, утешении скорбящим, – какое необозримое поприще служения Христу в лице ближних открыто для любящего сердца будущей диакониссы! Какая сильная проповедь о Христе, проповедь не столько словом, сколько самым делом, примером – в среде оязычивающегося нашего общества! Когда-то древние язычники, пораженные духовною красотою добродетельных христианок, восклицали: «Какие женщины у этих христиан!» Ужели современные язычники – из бывших некогда христианами, будут менее чувствительны, менее справедливы к подвижницам Христовым – современным добрым христианкам? Ужели так и невозможны стали в наше время все эти Анфусы, Маркеллы, Макрины, Ионны или наши родные – Анны Кашинские, Иулиании Ольшанские, Евфросинии Полоцкие и Московские?.. Ужели совсем погас идеал христианки-женщины в недрах родной нашей Церкви Православной? Нет! Верим, что еще тлеется искра Божия в сердцах русских женщин и девиц, еще может она вспыхнуть ярким пламенем и осветить сгущающийся над Русью мрак язычества, еретичества, безбожия и скотоподобия, и в тесном союзе с пастырями Церкви, под их руководством при содействии вседействующей благодати Божией, сотворить чудо перевоспитания, по крайней мере, лучшей части нашего поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Иоанн, за свое красноречие получивший название Хризостома (то есть, Златоуста), родился в Антиохии около 347 года. Еще в юности он лишился своего отца, знатного военного сановника и предоставлен был попечению благочестивой и истинно доблестной матери Анфусе 1669 . Он сделался учеником знаменитого ритора Ливания, но непрерывным изучением св. Писания предохранен был от опасностей, которым вера христианских юношей подвергалась в языческих школах; и на его учителя такое сильное впечатление произвели его таланты, что на просьбу, спустя несколько лет, назначить себе преемника на кафедре, он отвечал, что Иоанн был бы самым достойным, если бы христиане не похитили его. В двадцатилетнем возрасте Златоуст начал заниматься адвокатурой; но его совесть смущалась проделками, которые были обычны среди адвокатов Антиохии, и он решил посвятить себя религиозной жизни 1670 . В это время он принял крещение от епископа Мелетия, и так как настойчивая и пламенная просьба Анфусы удержала его от исполнения им его желания, – сразу же предаться монашескому уединению 1671 , то он рукоположен был в чтеца, и продолжал жить с ней (367–370 г.), ведя строго аскетический образ жизни до самой ее смерти, после которой он удалился в горы близ Антиохии. Здесь он провел четыре года в монастыре и жил два года в качестве отшельника в пещере, когда болезнь, навлеченная на него суровым образом жизни, принудила его возвратиться в город 1672 . В 381 году он был рукоположен в диакона, и в этом сане он написал свое рассуждение «О священстве», которое несмотря на различие в обстоятельствах, доселе сохраняет высокое значение в качестве руководства при исполнении пастырского долга. В 386 году Флавиан рукоположил его во пресвитера, и назначил его главным проповедником в Антиохии. В этой должности его красноречие возбуждало необычайный восторг. Иногда свои проповеди он тщательно готовил, в другое время они были произносимы совершенно экспромтом, и иногда он соединял оба эти метода, уклоняясь от своего предполагаемого плана, с замечательной ловкостью и удачно пользуясь всяким предметом, который мог представиться в данный момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 381 году он был на Втором Вселенском соборе в числе ревностных защитников Православия. Умер в 386 году. Святой Кирилл был образованным бого­словом; из оставленных им сочинений преимущественно обращают на себя внимание 23 огласительных поучения, из коих 18 – к готовящимся к крещению и 5 – к новокрещенным. Это спокойное, ясное, простое и удобопонятное изложение догматов веры по членам Символа, без всяких умствований, с присоединением опровержения древних и современных ему еретиков. Святой Иоанн Златоуст . Он был одним из лучших и замечательнейших представителей антиохийской школы, чуждый ее крайностей. Родился около 347 года в Антиохии; первоначальное воспитание получил под руководством своей благочестивой матери Анфусы. Светские науки, особенно красноречие, изучал под руководством Ливания, а изъяснение Священного Писания у учителя антиохий­ской школы пресвитера Диодора. Почувствовав призвание к иноческой жизни, Иоанн удалился к пустынникам и проводил с ними подвижническую жизнь. В 386 году он был поставлен в пресвитера Антиохийской Церкви и в этом сане ревностно занимался проповедованием слова Божия, не оставляя в то же время аскетической жизни. Его простые, общедоступные, увлекательные беседы приобрели ему славу великого проповедника. В 397 году по желанию императора Аркадия за святость жизни и красноречие он избран был в архиепископа Константинопольского. В новом сане он посвятил всего себя на служение Церкви и своей пастве: исправлял нравы клира, постоянно учил народ, заботился о бедных, больных и всех вообще страждущих и притесняемых и прочее. Своей деятельностью, полной апостольской любви и ревности по вере и благочестию, святой Златоуст прибрел в Константинополе всеобщее расположение и множество почитателей, но вместе с тем были и недовольные им. Своими заботами об исправлении нравов константинопольского клира, привыкшего к богатству и роскоши, он возбудил вражду во многих клириках; в числе его недоброжелателей было даже несколько епископов Константинопольского округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я остановился на этих свойствах обоих родителей потому, что мне всегда хотелось понять: откуда взялась такая громадная сила в о.Иоанне? После я сам задам ему вопрос об этом. А пока я ищу объяснения в естественном даре Божием – в наследственности. Всякий из нас знает о силе и значении ее вообще, и у святых в частности. Однажды я занялся вопросом об отношении святых людей к их родителям. Просмотрел Четьи-Минеи. И конечно, без труда узрел прямой закон наследственности: у огромного множества святых были и родители благочестивыми. А иногда один кто-либо из них был таким или воспитывавшая внука бабушка. И весьма редко – как, например, у св. великомученицы Варвары или у преп. Анфусы – родители были злыми людьми. А кто не знает о чудных бабушке и матери Григория Нисского и Петра Севастийского и сестры Макрины? Кто не слышал о родителях св. Григория Богослова – Григории и Нонне?! Всем известна Анфуса, мать Златоуста, про которую язычник с восхищением сказал: Какие у христиан женщины!! А Моника, вымолившая у Бога своего грешного сына Августина?! А свв. Кирилл и Мария, преподобные родители Сергия Радонежского?! А Агафия– мать св. Серафима Саровского ?! А благочестивая «дружина», – как говорится на славянском языке, – благочестивого священника, отца славного епископа Феофана Затворника ?! И многие, многие другие... Конечно, не всё – особенно у святых – объясняется одной наследственностью: великое значение имеют потом и их собственные подвиги, благодатию Божиею вспомоществуемые. Но все же печать наследственности почти никогда не смывается, а лишь раскрывается или исправляется и нашею волею. И Дух Божий не насилует природы. И теперь, касаясь могучего духом о.Иоанна, – чего никто отрицать не может, – думаю, что сила у него была от матери, а гармоничность – от отца; но сила матери передалась ему больше и превозмогла в будущем чудотворце всю его жизнь. По свидетельству метрической выписки, а также и по преданию вообще родился ребенок сравнительно слабым и «за слабость здоровья» крещен в доме, вероятно, родительском.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Св. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, родился в Антиохии. Рано лишившись отца, он остался единственным утешением своей овдовевшей матери Анфусы. С юных лет он сделался учеником знаменитого языческого учителя красноречия, Ливания, и начал свою общественную деятельность в суде, где принял звание адвоката. Но вскоре он понял суету мирскую и скрылся в пустыню, где провел 4 года. Посвященный в сан пресвитера, он начал ревностно заниматься проповедью и за свое красноречие получил прозвание Златистого. По смерти св. Нектария, архиеп. Константинопольского, Златоуст избран был на его место; это было в 397 г. На этом новом месте он стал еще более деятельным: с одной стороны, заботился о бедных и с этою целью устраивал для них больницы и странноприимные дома; с другой – ревностно занялся улучшением церковного благочиния. Смелым обличением порочности двора Иоанн вооружил против себя жену императора Аркадия, императрицу Евдоксию. Его осудили и послали в заточение; но лишь только Златоуст выехал из Константинополя, сделалось сильное землетрясение. Императрица ужаснулась и возвратила святителя в столицу. Но Златоуст продолжал обличать пороки жителей столицы, и опять все против него озлобились. Его опять сослали в заточение; измученного страданиями и болезнями, его заставили идти пешком, и изнуренный святитель умер (407 г.) на дороге, в гор. Команах. Последние слова его были: «Благодарение Богу за все!» Мощи святого Иоанна, через 30 лет после его смерти, торжественно были перенесены в Константинополь. Кроме бесчисленных поучений и бесед, Иоанн Златоуст составил еще литургию, которая известна под его именем. Св. Иоанн Дамаскин родился в сирийском городе Дамаске, отец его был министром Дамасского халифа (князя); воспитание получил самое блестящее в отцовском доме под руководством ученого инока Космы. Сделавшись совершеннолетним, он занял при халифском дворе должность дамасского градоначальника. В это время Византийский император Лев Исавряиин начал гонение на св. иконы; Иоанн явился ревностным защитником святыни и своими сочинениями не мало обличал императора и противодействовал его намерениям. За это Лев оклеветал его пред халифом в измене; халиф велел отсечь ему правую руку. Скорбящий Иоанн слезно молился ночью пред иконою Богоматери, и Пречистая чудесно исцелила его десницу. После этого св. Иоанн удалился в Иерусалимскую лавру св. Саввы Освящённого и здесь начал составлять свои чудные песнопения. Скончался Иоанн в 760 г. Из его сочинений известны: «Точное изложение православной веры» и особенно каноны на святую Пасху и др. праздники, службы воскресные, разделенные на 8 гласов (октоих) и многие погребальные песнопения. Отпадение Церкви западной от союза с восточной

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Посему ныне церковь , совершая ее память, прославляет ее славною ученицею Слова, всюду возвещавшею слово благодати и просветившею многих несведущих 106 . Желательно, чтобы по примеру Марии Магдалины и наши православные женщины были наставницы, которые неведущим, особенно детям, поведали о Христе. Наставлять неведущих, в своем домашнем кругу, для женщины даже удобнее, нежели для мужчины. Тогда как глава семейства бывает отвлекаем занятиями промышленными или обязанностями должностными, жена его, оставаясь дома, имеет более свободного времени. Древний премудрый наблюдатель, восхваляя жену, боящуюся Господа, говорит: «муж ее известен у ворот, где судебное место, и где он сидит со старейшинами; а она, наблюдая за порядком дел в доме, не ест хлеба в праздности; отверзает уста свои с мудростью, и на языке ее полезное наставление. Дети ее ублажают ее» ( Притч. 31:27–29 ). И это очень естественно; ибо наставление материнское есть самое действительное. Дети обыкновенно матерь свою любят, и ей больше всех верят. Посему внушения матери так иногда напечатлеваются в сердце, что остаются неизгладимыми на целую жизнь. Имея в виду важность таких впечатлений, святой Григорий Богослов напоминал матери христианке: «у тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть посвящен будет с юных ногтей Господу. Поспеши дать своему младенцу веру в Троицу, – сие великое и доброе хранилище» 107 . – А святой Златоуст прямо говорил о себе, что самые твердые наставления в вере и добродетели получил он от своей матери Анфусы. Посему можно судить, как благодетельно распространение женского образования; в чем пример нам подают и особы Августейшего дома, принимая под свое покровительство женские учебные заведения. Само наше общество обязано способствовать процветанию сих училищ, а родители должны охотно отпускать туда своих малолетних дочерей. Сим способом скорее образуются у нас будущие матери, распространительницы добрых познаний в семействах. Свет веры и добра, разливаемый женщинами-христианками, не только душеспасителен, но и может служить условием спокойствия гражданского, да тихое и безмолвное житие поживем ( 1Тим. 2:2 ). Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи Сергия, архиепископа Херсонского и Одесского : Т. 1-2. - Одесса : Одес. Свято-Андреев. братство./Т. 2. - X, 398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

“Возвышенность и сила мыслей, речь дышащая пламенным чувством, игра образов и выражений, часто ирония и даже по местам сарказм, но смягчённый любовью, чистота и точность выражения, слова св. Григория Богослова” — по отзыву одного из отечественных проповедников. Проповедничество св. Григория не было импровизацией. Свои слова он тщательно обдумывал и излагал на бумаге, чтобы никто из его недоброжелателей не мог заставить его краснеть хоть бы за одно неправильно понятое или намеренно искажённое выражение. Свой возвышенный взгляд на своё проповедническое служение святитель Григорий высказал в “Слове о мире.” “Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему; это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего я отказался по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял на драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством; я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник, вождь на пути к небу и усердный сподвижник.” В приложении приведены выдержки из трёх слов св. Григория Богослова. Проповедничество Св. Иоанна Златоустого (347–407 гг.) Одним из величайших проповедников Православной Церкви был святитель Иоанн. Прозвище, данное ему — Златоуст, свидетельствует о его великом проповедническом таланте и о той любви, которую имел к нему и его проповедническому слову православный народ. Св. Иоанн родился в Антиохии — столице Сирии около 347 года. Его отец — Секунд был военачальником; скончался он вскоре после рождения сына, оставив его на попечение 20-ти летней жены Анфусы. Благочестивая Анфуса навсегда осталась вдовой и всецело отдала себя на воспитание сына. Основы христианской веры и нравственности были заложены ею в душу Иоанна. Как и святители Василий Великий и Григорий Богослов, св. Иоанн получил прекрасное “эллинистическое” образование. В Антиохии он был учеником знаменитого учёного язычника Ливания. С юности Иоанн жаждал посвятить себя иноческой жизни. Осуществить это намерение ему удалось только после смерти матери, которая просила сына не покидать её, пока она жива. В пустыне св. Иоанн подвизался четыре года, занимаясь учением Св. Писания, непрестанным внутренним деланием и трудом. Суровые подвиги расстроили его здоровье, и он был вынужден оставить пустыню и вернуться в Антиохию.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010