Родители Иоанна Златоуста , Анфуса и Секунд, не были таковыми христианами. Отец занимал видный пост военачальника. Он умер, когда Иоанн был еще ребенком. На руках молодой вдовы (ей было еще 21 год) осталось двое детей: дочь и сын. Девочка скоро умерла, и Анфуса вся отдалась воспитанию сына, которого любила беззаветно и ради которого отказалась от нового замужества. Она принадлежала к тем женщинам, которыми гордились христиане и которым удивлялись язычники. Именно по поводу Анфусы вырвалось восклицание у знаменитого языческого философа Ливания: «Что за чудные женщины у этих христиан!» Да, такие женщины составляли украшение христианского общества, и им не мало обязана Церковь . Их истинная любовь, их горячая ревность приносила добрые плоды. Они для многих служили примером, поддержкою; они воспитали и сохранили для Церкви тех, которые стали потом оплотом Церкви. Любовь Анфусы оберегала детство Иоанна Златоуста и стояла на страже его юности. «Она забыла свою молодость, вся ее жизнь точно ушла в жизнь сына. Она воспитала его душу; то, что дала ему любовь, осталось для него чистым источником, из которого он черпал отраду и силу до конца своей жизни». III раздел Анфуса желала дать сыну хорошее образование. Вследствие распоряжения императора Юлиана, в христианских школах было запрещено преподавание высших наук. Приходилось обратиться за научным познанием к языческим учителям. Но, прежде чем отдать сына в языческую школу, благочестивая Анфуса занялась его воспитанием. Она поручила священнику преподавать начальные уроки по Священному Писанию и сама читала с мальчиком Библию, наставляя его беседами в христианской нравственности, закрепляя все это примером своей христианской жизни. В то же время отроку Иоанну, у которого душа только что раскрывалась к сознательному восприятию впечатлений, пришлось быть свидетелем отчаянной борьбы язычества с христианством. «Овладев императорским престолом, Юлиан сбросил с себя маску лицемерного благочестия и открыто выступил врагом христианства, ненависть к которому давно таилась в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Оставшись молодой вдовой, убитая горем, она долго раздумывала, как повести ей своего сына, как воспитать его в строго христианском духе и как оградить и уберечь от всех вредных влияний и светских друзей, а также предохранить и от увлечения тогдашней языческой философией. После целого ряда усиленных дум и бессонных ночей она решила не отдавать его в ранние годы в тогдашние школы, а при помощи Божией, как женщина образованная в строго христианском духе, решилась сама заняться воспитанием сына. Под влиянием матери и вдохновляемый ею, юный Иоанн занимался изучением Св. Писания, что дало ему возможность впоследствии твердо противостать увлечениям тонкостями тогдашней философии. Материнские труды и заботы по истечении времени принесли обильные плоды в деле воспитания. В душе юного Иоанна путем материнских теплых и усердных молитв и неустанных забот было положено твердое и прочное основание для будущей великой деятельности величайшего пастыря. Из рук Анфусы св. Иоанн мог спокойно идти в языческие школы для изучения прикладных наук и особенно красноречия, не опасаясь за целость своих нравственных убеждений. Чтобы еще более ознакомиться с высокой, незабвенной личностью Анфусы, необходимо припомнить те материнские трогательные просьбы, те мольбы, которые она некогда высказывала пред своим сыном, когда тот, сгорая любовью благоугождения Богу, задумал посвятить себя всецело строгой аскетической жизни среди полнейшего монастырского уединения, даже вдали от горячо любимой матери. Тронутая до глубины души предстоящей разлукой с сыном, безутешная мать взяла за руку своего юного подвижника и отвела во внутренние комнаты и там путем трогательной мольбы убедила его оставить до времени свое благое намерение. Она говорила: «За все мои попечения прошу одной благодарности – не делать меня во второй раз вдовицею и скорби уже угасшей не воспламенять снова. Потерпи до моей кончины; может быть, жизнь моя недолго продолжится. Цветущие юностью надеются достигнуть глубокой старости, а мы, состарившиеся, ничего не можем ожидать, кроме смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По другим известиям 125 , святая и тогда ещё, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны, носила власяницу, довольствовалась хлебом и водойю и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца её и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь 126 . Жизнь безобразием её, а смерть ужасами её без сомнения более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря 127 , она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестёр и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а Латинские имеют», говорил западный Кантерберийский архиепископ 128 . Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь-игуменья сама служила сёстрам с смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило – не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подаётся случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского собора об этом предмете 129 , а ещё более тот шум, который поднимали против монастырей при отце её. Вселенский Собор постановил: «не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (пр. 21). Так блаж. Анфуса ни сама не переступала ногой за ограду обители, ни сёстрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твёрдо выполняла и другое правило собора: «ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 130 ; тем более, что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине 131 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. собор 692 г. писал: «не следует быть тому, чтобы, по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слёзы не являет она сердечного сокрушения, а если и упадёт слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 132 . – Молитвы св. Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слёзы сокрушения постоянно текли из очей её. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 133 12 апр. 811 г. на 57 году её жизни. † Преподобной Афанасии Егинской

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По отношению к отцам и учителям Церкви, женщины играют такую же важную роль, как и при апостолах. Они оказывают им всевозможные услуги, помогают им материальными средствами, разного рода попечениями, теми или другими знаниями и, в свою очередь, пользуются их полным вниманием, уважением и преданностью. Многие из них известны только по своим подвигам, имен же их не сохранила история, но вот и славные имена, передаваемые историей: Феосевии- диаконисы, сестры св. Григория Нисского и неутомимой его сотрудницы, Олимпиады, богатой и знатной гражданки Константинополя, которая, овдовев в ранней молодости, отказалась вступить во второй брак с родственником царя Феодосия Великого, потерпела за это много неприятностей, приняла звание диаконисы, вела жизнь самую простую и строгую, посвятила труды и огромные богатства на добрые дела и была благодетельницей «великих святителей – Григория Богослова , Иоанна Златоуста и многих других. Некоторые из них известны своим благотворным влиянием на неверных и еретиков, так же как и на православных, как, напр., Мелания младшая. Некоторые известны своими благочестивыми путешествиями, основанием церквей и монастырей, странноприимных домов и уходом за больными, основательным знанием священного писания. Такова была Фабиола, знатная и богатая римлянка из фамилии Фабия, сделавшаяся благодетельницей человечества в Риме и во всей Италии, на похоронах которой, в благодарность за неисчислимые благодеяния, толпился целый Рим. Желаете ли видеть женщин-подвижниц? Вот имена: Синклитикии и Феодоры александрийских, Февронии, Макрины, Марии Египетской, Анфусы, Кассии со многими другими. Скажут, что это редкие, избранные натуры, действовавшие по призванию, пример которых не для всех доступен. Но не было недостатка и в знаменитых женщинах, также благотворно действовавших и в скромном домашнем кругу. Нужен ли пример благотворного влияния женщин – христианок на мужей, сыновей, братьев и внуков? Пред нами достопочитаемые образы св. Нонны, матери св. Григория Богослова , Горгонии, сестры его, Макрины, бабки св. Василия Великого , Еммилии, его матери, Макрины, сестры его, Анфусы, матери св. Златоуста, Моники, матери блаженного Августина , и многих других. Благодаря этим доблестным христианкам, закоренелые в язычестве мужья становились истинными христианами; сыновья, с самых ранних пор, можно сказать – с молоком матерним, как три вселенских святителя, усвоили себе на всю жизнь уроки христианской веры и нравственности, или же, после долгого блуждания и беспорядочной жизни, по слезным молитвам матери, обращались, наконец, как блаженный Августин , и плодоносно служили христианству; братья рано направлялись добрыми примерами сестер по пути добродетели; внуки соревновали подвигам своих бабушек и передавали о них в назидание грядущим поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Значит, в Церковь пришло огромное количество людей – кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн… Но среди новокрещеных немного было людей, настолько образованных, как он. Многие всерьез не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили, а многие видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти. Именно тогда и именно по этим причинам зарождается монашество – движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы, четыре года он провел в уединении, из них два года – в полном молчании. Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве… А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг? Тем не менее, и в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал – сегодня собрание его сочинений закимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же, бесчисленные проповеди. Но до них дело дошло не сразу. Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца – одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве». Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше». Собственно, эти шесть слов – объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Осада крепости, в которой отсиживался Илл, затянулась надолго. Верина умерла в самом начале осады, и тело ее было погребено в свинцовом гробе. Умер также и Марс. Пампрепий вызвал против себя подозрение; он был в глазах Илла чернокнижником и знатоком тайных наук, на его предсказания Илл полагался и теперь покарал его смертью и сбросил его труп со стены осажденной крепости. Будучи лично знаком с Иоанном, как своим боевым товарищем, Илл вступил с ним в сношения, и тот согласился переслать императору его письмо. Илл умолял о прощении и напоминал Зенону о всех своих многочисленных заслугах перед ним. Но Зенон остался непреклонен (486 г.). Осада длилась. Заболела дочь Илла Анфуса и умерла. Отвлеченный семейным горем, Илл поручил командование охраной и обороной крепости Индаку, сыну Коттуны, который был известен своими разбойничьими подвигами и быстротой своих ног. Леонтий пал духом, и Илл читал какие-то книги, быть может чернокнижные, в которых Пампрепий нашел указание на предсказанное Иллу царство. Индак оказался предателем. Он убедил однажды Илла выслать охрану ночью за стены, так как будто бы имел известие о готовящемся приступе, и в ту же ночь пустил осаждавших в город. Леонтий и Илл спокойно спали, когда на улицах раздался обычный возглас имперских солдат: Ζνων Αγουστε τοβικας. 1194 Ворвавшиеся в неприступную крепость солдаты не давали никому пощады, и в происшедшей свалке был убит предатель Индак. Леонтий хотел лишить себя жизни, но Илл удержал его: он все еще надеялся примириться с Зеноном. Оказавшись пленником Иоанна, Илл просил отослать прах его дочери Анфусы в Тарс, где у него был семейный склеп, пощадить жизнь его жены и другой дочери, Феклы, а также и некоего Конона. Иоанн исполнил его волю. Но Конон предупредил помилование и лишил себя жизни, хотя оказалось, что Зенон был согласен помиловать его. Илла и Леонтия Иоанн сдал правителю соседней провинции Памфилия, имевшему резиденцию в Селевкии, городе, который часто страдал от исавров, и тот казнил их на площади за стенами города. Головы казненных были отправлены в Константинополь. Там их носили на шестах в ипподроме и выставили затем в предместии Сики (488 г.). Зенон приказал срыть большую часть укреплений в Исаврии. Из причастных к восстанию видных людей подверглись казни Артемидор, телохранитель Трокунда, брата Илла, Конон, сын Лонгина, и Коттуна. Иешуа-Стилит прибавляет сведение, что всем оставшимся в живых защитникам Илла отрубили руки. 1195 Гроб Верины Зенон, по просьбе жены, приказал доставить в Константинополь, и мятежная супруга Льва была погребена в церкви св. Апостолов рядом с ним. 1196 Так счастливо для Зенона закончилось это замешательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но, несмотря ни на какие заботы и трудности, соединенные с моим ранним вдовством, я не захотела вторично вступить в брак и ввести другого мужа в дом отца твоего... Среди смятения меня поддерживала помощь Всевышнего. И, кроме того, я не мало получала отрады, взирая ежеминутно на твое лицо и в нем видя живой образ почившего... Ты не можешь сказать в упрек мне, что я истратила имущество, после отца тебе оставшееся, как это испытали многие другие сироты. Я сохранила его в целости, хотя не жалела никаких издержек для твоего образования. Для сего употреблена была часть из собственного моего имущества и тех денег, которые даны были мне при выходе из отеческого дома. За все сие я прошу у тебя одной милости: не подвергай меня вторичному сиротству, не пробуждай в душе моей скорби, несколько уснувшей; потерпи до моей смерти: может быть, скоро придется мне оставить мир сей. Но, доколе я живу, не оставляй моего жилища, не подвергайся гневу Божию, предавая толиким бедствиям мать свою, ничем тебя не оскорбившую. Если ты имеешь причины упрекать меня в том, что я ввергаю тебя в мирские суеты, принуждаю заниматься житейскими делами, в таком случае забудь законы природы, воспитание, привычку и все другое, и беги от меня, как бегают от коварного советника и врага. Но если я всеми мерами стараюсь приготовить тебе жизнь спокойную, удаленную от всяких забот, то это одно да удержит тебя в моем доме, если ничем другим не убеждаешься к сему. По словам твоим, ты весьма много имеешь друзей; но поверь, никто из них не доставит тебе такого спокойствия, каким пользуешься у меня, потому что никто из них не подорожит твоим благополучием столько, сколько подорожит им родная мать твоя. Слова матери, соединенные со слезами, удержали св. Иоанна в доме отеческом. К трогательным мольбам Анфусы может быть присоединялись советы св. Мелетия, который, узнав прекрасные умственные и нравственные качества Иоанна, желал приготовить его не к уединенной жизни иноческой, но к обширной деятельности пастырской, и потому определил его чтецом в антиохийской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий русский поэт А.С. Пушкин «милость к падшим призывал». И мы призваны проповедовать любовь, милосердие, призывать быть снисходительными друг к другу, а не приклеивать ярлыки к людям, попавшим в беду. Да, бывает, что девушка совершила грех, пусть грубый грех, все равно, это не дает нам оснований ее осуждать. Что же получается, если она проявила мужество и любовь к своему ребенку, сохранила ему жизнь, может быть, вопреки мнению окружающих, то мы ее будем клеймить, а если проявит преступную слабость и сделает аборт, или сдаст его в детдом, то будем делать вид, что все в порядке? Нет, с предложением отца Максима согласиться никак нельзя. По поводу того, что в неполных семьях вырастают люди с теми или иными наклонностями, — я такой статистикой не располагаю. Могу сказать только, что мы живем в феминизированном обществе, где, действительно, в массе своей мужчины утратили такое качество как мужество. Всегда, в любой среде, в любых обстоятельствах, в любые эпохи бывают сильные люди, которые проявляют сильные стороны характера, и достигают очень больших успехов. Можно привести пример Анфусы, матери великого святителя Иоанна Златоуста. Она овдовела, когда ей было всего лишь двадцать лет, вскоре после рождения сына. Несмотря на то, что она осталась одна, когда сын был совсем маленьким, Анфуса смогла воспитать великого сына, великого святого, одного из величайших святых в истории Церкви. Конечно, всегда можно найти какие-то исключения, показать каких-то сильных личностей. Безусловно, они существуют и сейчас. Но речь идет не об исключениях из правил, а о том, что в наше время является правилом. Современное общество не может продуцировать сильных людей, и прежде всего сильных мужчин. Связано ли это с тем, что детей воспитывают в неполных семьях? Думаю, что связано. Было бы интересно провести исследование, выяснить, влияет ли, и как влияет то, что ребенка, особенно мальчика, воспитывает одна мама. Так что это некая проблема, которая требует изучения — для каких-то количественных оценок требуется серьезная исследовательская работа. Если кто-то найдет возможным её предпринять, это будет, конечно, интересно.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Эти речи приподнимают завесу над семейной жизнью св. Анфусы. Мы отсюда знаем, что воспитание сына она считала главным призванием своим. И вот, достойная мать великого сына учила его самоотречению, самопожертвованию, покорности высшему Промыслу, горячей любви к людям. Уроки эти успешно привились к св. Иоанну. Он никогда не пренебрегал советами матери, клонившимися к тому, чтобы он принял в свое юное сердце Христа, Коего она была последовательницей. Св.Иоанн усердно слушал советы матери. У него еще во время образования была мысль по окончании учения посвятить себя Христу; он уже решался было под влиянием своего друга Василия принять даже иночество. Но 20-летний юноша, каким был св. Иоанн, оказался менее решительным в выборе жизненного пути, чем св. Василий. С сожалением вспоминал впоследствии св. Иоанн о своем намерении, когда он хотел в 20 лет сделаться иноком. «Когда друг мой, по истине блаженный, решился посвятить себя иноческой жизни и истинной философии, тогда на весах жизни нашей потерялось равновесие. Его жребий, по причине легкости своей, возвысился, а я, все еще «увлекаемый пожеланиями мирскими», унизил мою участь, клонил ее долу, отяготив «юношескими мечтами " … Оказалось невозможным жить вместе тем, у которых «различны были желания». Св.Василий сделался иноком, а св. Иоанн избрал путь светской жизни, который, быть может, рисовался тогда его воображению самыми радужными красками. Тут-то для матери св. Иоанна настала пора самых разнообразных, тягостных и великих забот, опасений, тревог, волнений, тайных молитв за своего любимого сына… Но Промысл Божий вел его по пути, им предначертанному. Богу угодно было, чтобы сей юноша, увидев жизнь с самой ее неприглядной стороны, признал собственным опытом суетность жизни в миру. Св. Иоанн вместо иночества избрал адвокатуру. И он в короткое время так освоился с сим сложным делом, что своей успешной защитой невинных быстро приобрел себе известность, друзей, многие почести. Св. Иоанн повел светский образ жизни, стал посещать театры и места увеселительные, начал забывать сладость Священного Писания , которое с детства было ему знакомо, заветы матери казались скучными… К счастью, это увлечение продолжалось слишком не долго. Легкое облачко мирских прелестей набежало на сознание св. Иоанна с тем, чтобы быстро сойти и никогда, никогда не возвращаться… Однако, этот опыт не прошел даром: св. Иоанн узнал всю горечь мирских забот, кои, как бы сложны и расчетливы ни были, никогда не награждают человека душевным благодушием. Наблюдение за жизнью показало ему, что в мире слишком часто попирается правда, закон, совесть, честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Если истинно, что святой Евдоким чудотворец и исцелит меня от жестокой болезни, я для священной его главы устрою серебряную раку. После этого он погрузился в тонкий сон и видит подошедшего к нему боголепного старца, походившего на образ св. Евфимия Великого, который, коснувшись рукою его бедер, сказал: – Твоя болезнь нисколько не опасна, а потому будь покоен, она скоро пройдет. – Что ты, старче, шутишь надо мной, – отвечал Гавриил, – разве не видишь, как я страдаю и нахожусь в безнадежном положении? – Ну, будь же от сего часа здоров, – сказал явившийся и пошел от больного. По пробуждении Гавриил увидел себя исцеленным от тяжкой болезни, но не мог понять: во сне ли все это было или наяву, а потому спросил прислуживающего ему брата: – Откуда тот старец, который сейчас разговаривал со мной? Когда же прислужник сказал, что он никого не видел и никто в келью не приходил, тогда Гавриил вспомнил, как он обращался с молитвою к преподобному Евдокиму, а равно и о своем обете. А потому немедленно пожелал в знак благодарности святому исполнить данный им обет; для этого вызван был мастер, которому и заказана серебряная рака на главу преподобного. А чтобы не утратилась память сего чудесного исцеления, то на раке вырезали следующие слова: «Устроена сия рака для честной главы преподобного Евдокима монахом Гавриилом, которого сей преподобный исцелил от тяжкой болезни». Молитвами преподобного отца нашего Евдокима, да избавимся и мы все от встречающихся с нами недугов, душевных и телесных, и да наследуем Царствие Небесное. Аминь.   6 ОКТЯБРЯ Страдание святого преподобномученика Макария Святой преподобномученик Макарий происходил от бедных родителей-поселян, живших в селении Кион, в Вифинской области, отца по имени Петр, и матери Анфусы. Во святом крещении он назван был Мануилом; когда он достиг отроческих лет, тогда родители отдали его одному ремесленнику-портному, от которого он научился не только этому мастерству, но и христианскому благочестию, так как ремесленник отличался примерной благочестивой жизнью. Таким образом Мануил прожил у своего хозяина ремесленника до 18-летнего возраста. В это время отец его из-за временного благосостояния и довольства к жизни самовольно отрекся от христианской и принял магометанскую веру и, для снискания себе большей чести, оставил свое родное селение Кион и поселился в многолюдном мусульманском городке Бруссе.

http://isihazm.ru/?id=1831

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010