Оставив Константинополь, он прежде всего устроил дела назианзской церкви, а потом остальные лета жизни провел в отцовском имении, в небольшом домике: тут он молился, тут писал свои сочинения, тут и скончался (389 г.). Память его – 25 января. Сочинения св. Григория – слова, письма и стихотворения. Его слова и по форме, и по тону в полном смысле ораторские слова, в особенности его пять слов о Боге Слова. Его письма кратки, но полны содержанием и тщательно отделаны. Его стихотворения проникнуты глубоким чувством. Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константинонольский, родился в Антиохии (347 г.). Отец его, Секунд, командовавший войсками в Сирии, вскоре по рождении Иоанна умер, оставив после себя молодую вдову, двадцатилетнюю Анфусу. Анфуса не хотела вступать во второй брак, не смотря на многие, выгодные для нее, предложения, и все свое внимание сосредоточила на воспитании сына своего, Иоанна. Получив домашнее воспитание, Иоанн учился в антиохийских школах, и был одним из лучших и даровитейших учеников знаменитаго Ливания, красноречивого языческаго оратора. По окончании образования, он вступил в должность адвоката и, увлеченный молодыми товарищами по службе, пристрастился к театрам и участвовал во всех светских удовольствиях. Но эта жизнь ему прискучила, – и он оставил гражданскую службу, и крестился (369 г.) у св. Мелетия, еп. антиохийского. По принятии крещения, он хотел было удалиться в пустыню; но мать его, Анфуса, и словами и слезами упросила его жить с нею вместе и благословляла его избрать любой путь жизни, когда она умрет. Иоанн остался в доме матери, но жил как инок, и получил степень чтеца. По смерти Анфусы, он сразу же поспешил в одну из обителей антиохийских, где провел 4 года, а потом удалился в уединенную пещеру, в которой провел еще 2 года. Труды и бдения строгой подвижнической жизни так расстроили его здоровье, что он вынужден был возвратиться в Антиохию, и здесь был посвящен в диакона, а через 5 лет в священника. В сане антиохийского священника он провел 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В жизни трех святителей было много общего. Все они родились в благочестивых христианских семьях и испытали на себе благотворное действие святой материнской любви, стремившейся привить им подлинное христианское благочестие, зажечь в их сердцах огонь ревности об истинной вере, желание посвятить все свои силы служению Богу. Имена святых Емилии, Нонны и Анфусы навсегда увековечены в благодарной памяти последующих поколений христиан. Но и среди современников, даже нехристиан, добродетели этих святых жен, явивших прекрасные образцы материнства, вызывали невольное восхищение. Охваченный этим восхищением известный языческий ритор Ливаний воскликнул однажды: «Какие женщины у этих христиан!» Все три будущих святителя получили прекрасное светское образование в лучших школах того времени, были знакомы с различными науками, с философией, с классической литературой, отличались высокой природной одаренностью, владели замечательным красноречием. Каждый из них, стремясь принести начатки своих дарований и сил в благоприятную жертву Господу, провел несколько лет своей молодости в усиленных аскетических подвигах: в трудах, молитвах, изучении Священного Писания , в строжайшем воздержании и постничестве. После рукоположения в священный сан сначала пресвитера, а затем и епископа, они со всем усердием старались воплотить в своей жизни высокие идеалы христианского пастырства. Личное бескорыстие помогало им осуществлять широкую благотворительность, а всецелая преданность заповедям Христовым давала силы быть «образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ) и побуждала, во исполнение апостольского завета, проповедовать слово «во время и не во время», обличая, запрещая, увещевая «со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим. 4:2 ). Церковь Христова переживала тогда трудные времена. Правда, уже ушли в прошлое жестокие гонения на христиан, воздвигавшиеся римскими императорами-язычниками. Но на место гонений явились новые тяжкие испытания. Влившиеся в церковь массы бывших язычников принесли с собой легкомыслие в отношении к вере, беспечность к делу духовного совершенствования, лицемерие, суетность, распущенность нравов и многие другие пороки, причем это бедствие коснулось не только мирян, но и представителей клира. Императорская власть, официально заявлявшая себя обычно покровительницей церкви, в действительности очень часто своим грубым вмешательством вносила в церковную жизнь расстройство и разного рода настроения. Особенно бедственные последствия для церкви имело то обстоятельство, что многие из византийских императоров – преемников святого равноапостольного Константина Великого , изменив святой православной вере, исповеданной на I Вселенском Соборе, усиленно старались навязать христианам арианское лжеучение, признававшее Господа Иисуса Христа не истинным Богом и единородным Сыном Божиим, а лишь Божиим творением, которое некогда якобы не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В 486 г., почувствовав безнадёжность своего положения, Илл попытался связаться с императором через своего старого товарища Иоанна-скифа, ныне осаждавшего крепость исавра. Но напрасно заговорщик напоминал Зенону свои прежние заслуги и молил о пощаде – царь был непреклонным. Затем умерла дочь Илла Анфуса, которую тот очень любил. В конце концов, как это обычно бывает, нашёлся предатель, открывший ворота римлянам. Когда Илл и Леонтий проснулись, враги уже топтали своими башмаками улицы крепости. Узурпатор хотел лишить себя жизни, но Илл уговорил его не делать этого, всё ещё надеясь на помилование со стороны царя. Когда их подвели к Иоанну-скифу, Илл попросил отослать прах его дочери Анфусы в город Тарс, где находилась его семейная усыпальница, и пощадить его жену и вторую дочь, Феклу. Надо сказать, Иоанн выполнил все просьбы исавра, а затем передал его и Леонтия правителю провинции, имевшему резиденцию в Селевкии, и тот немедленно казнил обоих. Головы казнённых отправили в столицу, где их выставили на шестах. Из остальных заговорщиков большинство отделалось довольно незначительными наказаниями: были казнены лишь три военачальника, а солдатам отрубили руки 934 . Пострадали и армянские вельможи: если ранее все пять областей Армении управлялись суверенными правителями, то теперь такое право было сохранено только за одним из них, а остальные назначались и снимались императором как его чиновники. Так счастливо закончился для Зенона и этот заговор. Из последующих политических событий, позволяющих раскрыть содержательную часть царствования императора Зенона, можно отметить его отношение с Одоакром и завоевание остготами Италии. Подозрительный сверх всякой меры (или, что правильнее, адекватно разыгравшимся заговорам), Зенон не доверял даже близкому окружению, тем более варварам. Заподозрив Одоакра в «двойной игре» во время заговора Илла, он тайно снёсся с племенем ругов, жившим за Дунаем, и предложил им напасть на германца. Но Одоакр не случайно слыл одним из лучших полководцев того времени – стремительным броском он отразил нашествие врагов, перешёл в наступление и 18 декабря 487 г. нанёс ругам страшное поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наставник же будет вам в мое место Антоний, сверстник мой». И тако предаде ему монастырь и братию вручив, глаголя: «се убо с Богом оставляю тя строителя и правителя святому сему монастырю». И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит вы в любве его. Аз же аще и телесне отхожду от вас, но духом с вами неотступен буду. И о сем да будет вам разумно, яко аще есмь обрел благодать пред Богом, то монастырь и по моей смерти, якоже и при моем животе, ничим же оскудеет, аще любовь будет между вами». И поучив я довольно, и духовным лобзанием одарив их, конечное слово изрек: «Господи в руце Твои предаю дух мой». И тако всечестную и пресвятую свою душю предаде в руце всех Бога. Прииде же Архиепископ великаго Нова-града и от всех монастырей стекошася инок множество, и честне с кадилы надгробное пение певше, скуташя (похоронили) честное и трудолюбивое тело его, месяца ноемвриа в 6 день. Множество же тогда недужных различными болезнии одержими исцеления прияшя. Совершается же собор его в монастыре Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, идеже положено бысть честное его и чюдотворное тело, исцеление подавая с верою приходящым и до сего дне. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. 4. Память во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого (13 ноября) Сей великий светильник и присный вселенныя учитель бяше от великаго града Антиохийскаго: отца Секунда стратилата и матере Анфусы, обою благочестиву и верну. Абие убо изначала жития своего многое о словесех стяжа рачение; яже о сих тщанием и естества быстротою, всяко еллинское наказание пройде, ученик быв Ливаниа и Андрагафиа, антиохийских мудрецов. Таже иже во Афинех. Навык же добре эллинская и христианская писания и достиже в крайний о сих разум, и украсив житие свое девством и чистотою. И в клирический чин возводится, от святейшаго Мелетиа патриарха антиохийскаго, от Флавиана же диакон и пресвитер. Сочинив же многая словеса больши числа, о покаянии, и украшении обычаев, и всякое богодухновенное писание сказав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Схимонахиня Марфа — основательница Богородице-Рождественского женского монастыря 15 декабря 2014 г. 15:19 15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Москвы схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330-1389). Жизни и трудам подвижницы посвящена статья нынешней настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой). Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне — герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром. Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила. Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330-1353) Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. XV) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

К этому более спокойному времени Иоанн был уже юношей. При вступлении Валентиниана на престол Иоанну было уже около 18 лет, и из него разцвел прекрасный если не телом, то душой юноша. Материнское сердце Анфусы восторгалось при виде ея сына, который как сокровище охраняемый ею в течение столь многих лет от всяких вредных влияний и опасностей, теперь проявлял все признаки великих дарований. И любящая мать сочла своим долгом дать ему возможность устроиться в мире согласно с его положением и дарованиями. Для успеха на житейском поприще ему необходимо было закончить свое образование каким-нибудь специальным курсом, и она, заметив в нем предрасположение к ораторству и глубокомыслию, предоставила ему возможность поступить в школу знаменитейшаго в то время учителя красноречия Ливания. Это был язычник-софист, один из ближайших пособников Юлиана. Подобно ему, он упорно держался язычества и мечтал о возрождении его на новых философских началах. К христианству он относился свысока, и хотя не питал к нему ожесточенной вражды, но не прочь был посмеяться над его странными-де верованиями в какого-то сына плотника. Посетив однажды христианскую школу в Антиохии, находившуюся под руководством весьма набожнаго и строгаго учителя-христианина, Ливаний с иронией спросил последняго: " а что поделывает теперь сын плотника? " На этот кощунственный вопрос учитель серьезно ответил: " Тот, Кого ты насмешливо называешь сыном плотника, в действительности есть Господь и Творец неба и земли. Он, добавил учитель, строит теперь погребальныя дроги " . Вскоре после этого пришло известие о неожиданной смерти Юлиана, и насмешливый ритор не мог не призадуматься над полученным им от христианскаго учителя ответом. Во всяком случае он не отличался какою-нибудь фанатическою, слепою враждою к христианству, а потому и прохождение курса высшаго красноречия у него не было опасным даже для христианских юношей. У него, например, учился св. Василий Великий и даже впоследствии поддерживал переписку с ним. Не мог опасаться никаких дурных влияний от него и святой Иоанн, который, воспитавшись в благочестивом доме своей матери, теперь был уже вполне воином Христовым, умевшим владеть духовным оружием для отражения всяких нападений на свою веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Подробности отношений между детьми и родителями жития показывают редко. Но бывает – показывают. Так, в житии святителя Григория Паламы есть интересный момент: взрослый сын (ему было тогда около 20 лет) приходит к матери и «возвещает», как говорится в житии, ей о своем желании принять иночество. Мать согласилась, но не сразу – сначала она была опечалена, потом смирилась, и уже потом сама загорелась этой идеей своего ребенка. Во многих житиях мы можем увидеть этот сюжет: сын или дочь объявляют родителям о своем желании уйти в монастырь. Порой это звучит как заявление, порой это просьба о благословении. Интересно здесь то, что святые родители по-разному реагируют на такие решения своих святых детей, и святые дети по-разному реагируют на отказ родителей. Наверное, здесь нечто большее, чем тема «монастыря». Здесь вообще – взаимоотношения взрослых детей и их родителей, варианты этих отношений, момент схождения и расхождения родительских и детских путей. Некоторые родители сразу или почти сразу принимали и поддерживали решение детей. А бывало – не благословляли. Когда будущий святитель Иоанн Златоуст попросил у своей святой матери Анфусы благословения удалиться в пустыню – она упросила сына остаться дома, уйти из мира только после ее смерти. Юноша уступил материнским просьбам. Похожая история – известный сюжет из жизни святых Кирилла и Марии Радонежских. Другой вариант развития событий – в истории святых преподобных Стефана и Вассы , родителей преподобного Александра Свирского (XV в.). Супруги долго были бесплодны и сокрушались об этом. Прося Бога о даровании сына, Стефан и Васса возлагали на себя многие обеты и еще усерднее творили добрые дела. Однажды ночью на молитве они услышали голос: «Радуйтесь, доброе супружество! Вот, даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!» Через некоторое время Васса зачала. Родившийся у них мальчик был назван Амосом. С детства Амос приучил свое тело к суровости и самоограничению, мало ел и спал, по ночам молился. Когда мальчик вырос, родители хотели сочетать его семейными узами, но юноша стремился к монашеству. И вот здесь святой сознательно преступил волю своих благочестивых родителей: тайно ушел в монастырь, где впоследствии был пострижен с именем Александра. Родители же долго считали своего единственного сына умершим. Спустя много лет Стефан нечаянно отыскал пропавшего, упрашивал вернуться домой и с гневом принял отказ сына. Но по молитвам Александра Стефан смягчился, а вскоре и сам пожелал принять монашество. Решению мужа последовала и Васса.

http://pravoslavie.ru/145443.html

Впрочем, если среди них было много таких, которые не заботились о сохранении наследства для своих детей, если другие очень скоро вторично выходили замуж, если, наконец, не было недостатка и в таких, которые, соблюдая лицемерное благоразумие в глазах света, тайно вступали в какую-нибудь непозволительную связь, – то, с другой стороны, были и такие, которые в преданном родственнике находили себе необходимого защитника, или, благодаря собственному уму и силе воли, сами умели управлять своим домом и располагать своим имуществом. Так, например, вдова молодого Ферасия, которой св. Златоуст адресовал прекрасное утешение, получила от одного из своих дядей совет и покровительство. Так же точно мать св. Иоанна, Анфуса, на 20-м году пораженная преждевременною смертью Секунда, сделалась совершенным образцом вдовы, как по чистоте своей жизни, так вместе и по своему управлению делами. И никто не изобразил бы ее более яркими красками, чем ее собственный сын, описавший ее в первой книге трактата «О священстве». Здесь излилась вся его признательная нежность, здесь он представил, как она с неутомимым самоотречением наблюдала за ним в его детстве и юности, занималась всевозможными делами и не оставляла на его долю никакой материальной заботы, предоставляя ему всецело отдаться наукам и своему вдохновению. Часто повторялись слова иоаннова учителя, приведенные св. Златоустом в «Утешении вдове Ферасия». «О, какие удивительные женщины у христиан!» – воскликнул он, узнав от своего ученика об удивительном поведении Анфусы. Что этим учителем был Ливаний, – в этом нельзя сомневаться, и, если св. Иоанн не называет его по имени, то он достаточно ясно намечает его. А похвала в устах его имела особенную цену, так как Ливаний сам имел любящую и бдительную мать. Действительно, нужно с должным удивлением смотреть на славные добродетели христианских вдов, которых даже язычники в ту эпоху признавали весьма достойными. Блаж. Иероним в хорошо известном письме, в котором он ставит девицу Лею неизмеримо выше Претекстата, много смеётся над скорбью Аконии Паулины, вдовы прославленного языческого правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Окормление женских монастырей Женское монашество возникло параллельно с мужским и всегда питалось от него. До того как монахини образовали организованные общежительные монастыри, они проживали в городах поодиночке либо небольшими каноническими общинами. Мы знаем об этом из Синаксаря и из церковной истории. Но, начиная со времени гонений и после миланского эдикта Константина Великого, подражая мужам, они стали создавать собственные монастыри с многочисленными сестричествами и дали миру большое число преподобных жен, которые подвизались в этих монастырях. Вы, конечно, знаете, что сам прп. Антоний Великий постриг свою сестру в монашество. Конечно, вы читали о женских сестричествах, которые основал и окормлял прп. Пахомий. По обычаю, духовным водителем и окормителем сестричеств был представитель мужского общежития, как правило, сам настоятель. Если я не ошибаюсь, в житии прп. Анфусы сказано, что она окормлялась у старца. …Было бы уместнее, чтобы об этом рассказал Преосвященный митрополит Лимассольский, потому что он многие годы духовно окормляет женские монастыри, но он попросил об этом меня, поскольку, с Божией помощью, я тоже с давних пор периодически покидаю Святую Гору для того, чтобы духовно помочь женским обителям. Святые отцы говорят совершенно верно, что природа человеческая едина, но кто же не знает, что ошибки и прегрешения мужчин отличаются от женских. С другой стороны, мужи не имеют тех дарований, которые есть у жен. Поэтому, сообразуясь и с прегрешениями, и с дарами, мы должны подвизаться и понуждать себя, чтобы каждая душа в монастыре получала помощь. Вчера было замечено, что наша эпоха характеризуется как эпоха потребления, но другого времени нам не дано. Конечно, это не время наших дедов и прадедов, которые изначально были скромны, благочестивы, а Господь и Его святая Церковь были центром жизни каждого верующего человека, но тем не менее и в современном обществе некоторые молодые люди оставляют мир и приходят в монашество. Те, кому дана власть над душами, должны очень хорошо понимать: эти люди, несмотря на то что молоды по годам, в большинстве случаев уже уставшие «молодые старики», потому что очень рано познали грех, столкнулись с лукавством этого мира и на протяжении многих лет безбожия, начиная с детского возраста, пребывали со страстями, злом, нечестием. Все это возрастает в их душе сообразно возрасту. Поэтому, чтобы помочь этим молодым людям, настоятель или матушка игумения (а я повторю, что в наших монастырях только настоятель имеет и административную, и духовную власть над братией) должны быть вооружены не просто смирением, но, как мы любим говорить на Афоне, «многими смирениями».

http://bogoslov.ru/article/3570213

16 Иван Федченков со своими товарищами по Академии Раевым и Соболевым отправились в Кронштадт 25 ноября 1904 года и на следующий день молились в Андреевском соборе за утреней и Божественной литургией, которую совершал святой Иоанн Кронштадтский . 19 В России в XIX – начале ХХ столетия большинство православных христиан говело и причащалось раз в году, преимущественно на Страстной седмице. Призыв отца Иоанна Кронштадтского к более частому причащению, а также его желание ежедневно служить литургию, высказанное им в начале его пастырской деятельности, вызвали негативную реакцию со стороны собратьев священнослужителей и духовного начальства. 20 Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) родился в семье, тесно связанной с Кронштадтским праведником. Святой Иоанн исцелил его отца от горловой чахотки, был крестным отцом его сестры. После кончины отца Иоанна Василий Шустин стал духовным сыном старца Варсонофия Оптинского . Шустин мечтал стать инженером, но не успел закончить институт, вступив в Добровольческую армию. Жил в Сербии и Болгарии. Принял священство и проходил служение в Алжире. После провозглашения независимости Алжира перебрался в Канны, где и скончался 6 августа 1968 года. В своей жизни отец Василий претерпел множество скорбей, что было ему предсказано еще в юные годы святым Иоанном Кронштадтским . Запись о чуде исцеления его отца, совершившемся по молитвам святого Иоанна, помещена архиепископом Вениамином (Федченковым) в приложении к первому изданию его книги «Небо на земле. Учение отца Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии, составленное по творениям его архиепископом Вениамином» (Париж, 1932). Отец Василий Шустин – автор книги об отце Иоанне Кронштадтском и Оптинских старцах. (О.В. Ш. Запись об отце Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Белая Церковь , 1927. Книга вышла в Югославии.) 24 Преподобная Анфуса († 801) – дочь императора–иконоборца Константина Копронима (741–775), сестра императора Льва Хазара (775–780). Память преподобной Анфусы – 12/25апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010