Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6.      Свм. Евтихия, патр. царегр.; св. Мефодия, арх. морав. (885 г.) мч.: 120 с Персиде, Иеремии и Архилия; п. Платониды сирской. 7.      П. Георгия, еп. митиленск:, м; Каллиопия, Руфина диакона, мц. Акилины и 200 воинов; Серапиона монаха; п.: Даниила переясласск. (1540), Нила сорского (1508). 8.      Св. апп. (от 70-ти): Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними; св. Целестина папы римского; м. Павсилиппа; св. Нифонта, еп. новгор. Св. Нифонт, еп. Новгородский († 1157 г.), на вопрос Кирика можно ли служить на одной просфоре? – ответил: если будет далеко и негде взять другой просфоры, то можно (Кормч. пергамен., писан. в 1282 г., в Моск. Синод, биб. под 132, л. 518 см. в Вып. Озер. ч. II, стр. 411, изд. 5). Значит, раскольники напрасно настаивают на седмипросфории. 9. Св. муч. Евпсихия; преподобномуч. Вадима архимандрита, муч. Дисана епископа, Мариаса пресвитера, Авдиеса и прочих 270. Основываясь на словах Пролога: «Хотяше представотося, еп. Илиодор Дисана пресвитера († IV в.) вместо себе постави», поповцы, приемлющие австрийское или белокрицкое священство, стараются оправдать единоличное поставление Киприана Тимофеева во епископа, наместника Белокриницкой митрополии. Но в приведенных словах не сказано, что Илиодор поставил к Дисана епископом, а из дальнейшего повествования видно только то, что после Илиодора, согласно предсмертному распоряжению последнего, Дисан стоял во главе пленной христианской общины; но это не требовало непременно, чтобы Дисан был епископом. 10. Мучч. Терентия и иже с ним: Помкия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и Макария, Иакова пресвитера, Азавана и Авдикия диаконов. 11.       Свяшеномуч. Антипы, еп. Пергама асийского; пр. Фармуфия, муч. Прокесса и Мартиниана; п. Иакова железноборовск.; Иакова, Варсонофия твер., Евфимия и Харитона сянжемск., п. Иоанна, ученика св. Григория декаполита . 12. Пр. Василия исповедника, еп. парийск., пр. Анфусы и Афанасии, игумен Эгинской; преподобномучч.: Мины, Даеида и Иоанна; пр. Исаака сирина , Василия, еп. рязанск.; свм. Зинона, еп. веронийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Анфуса, мать св. Иоанна Златоуста Анфуса жила в веке по Рождестве Христовом и была весьма образованной по своему времени женщиной. Она и муж её, Секунд, были христианами не по имени только, как это нередко случалось в то время, а истинными, преданными Богу всею душою. Секунд и Анфуса были еще молодыми супругами, и в семействе их было только двое малюток: девочка двух лет и новорожденный Иоанн – радость и утешение родителей. Но не успело это благочестивое семейство насладиться своим счастьем, как его постигло великое горе: во цвете лет скончался Секунд, оставив молодую вдову Анфусу с двумя младенцами. Горе молодой двадцатилетней вдовы было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах, имея значительное состояние, но её нравственные муки были тяжелее материальных. Явилось много ложных друзей, желавших воспользоваться её богатством, искавших даже руки её. Но Анфуса принадлежала к тем женщинам, которые стоят выше житейской суеты. На свое несчастье она взглянула, как на испытание, посланное ей Богом, и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, порешила забыть о себе и всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. Решимость её не ослабела и от нового горя, поразившего её материнское сердце. Её маленькая дочь скончалась, и Анфуса осталась одна со своим сыном, который сделался предметом всей её любви и вместе материнских забот и надежд. Принадлежа к высшему обществу, сама образованная, она не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. На первых порах она сама преподавала сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, какие он научился складывать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в этом чтении отраду в своем раннем вдовстве. Свою любовь к чтению слова Божия Анфуса так глубоко вкоренила в душу Иоанна, что он впоследствии, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главной задачей своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Из всего наследственного имущества у него оставался только тенистый сад с источником воды. Здесь Григорий Богослов провел остаток дней своих, предаваясь трудам, лишениям, подвигам поста и молитве. В 390 году скончался святитель. Последними словами его были: «светозарные ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный свет трисиянного божества, приимите недостойного Григория священника». (Сост. по кн. «Пастырское назидание», изд. журн. «Пастырский собесед.» т. II, Москва, изд. 1891 г., стр. 145–201 и др. источн.). 4. Святой Иоанн Златоустый Святой Иоанн родился в 354 году в Антиохии, столичном городе Сирии, от богатых и знатных родителей: Секунда, военачальника сирийского, и Анфусы, благочестивой христианки. Лишившись мужа в ранней молодости (20 лет), Анфуса не пожелала вступить во второй брак и посвятила себя воспитанию сына. Уроки ее в христианском благочестии так глубоко напечатлелись в душе Иоанна, что ничто в последствии не могло изгладить их: ни примеры товарищей, ни образование в языческих школах, ни увлечения молодости. Достигнув 18 лет, Иоанн начал изучать все тогдашние науки в школах Антиохии и Афин, которые славились учителями, и был одним из лучших учеников знаменитого оратора того времени, Ливания. Когда Ливания однажды спрашивали, кого он хотел бы назначить в преемники себе, он отвечал: «я хотел бы назначить после себя Иоанна, но христиане отняли его у нас». По окончании образования Иоанн, преимущественно изучивший красноречие, занял должность адвоката, некоторое время вел дела, но вскоре душа его перестала лежать к этой деятельности, появилось недовольство мирского жизнью и желание уединения. Иоанн решился посвятить себя на служение Богу: он ревностно изучал Священное Писание, посещал богослужение и проводил много времени в молитве. Антиохийский епископ Мелетий, услышав об Иоанне, часто приглашал его к себе для беседы; от Мелетия Иоанн получил крещение. Иоанн желал совсем оставить мир и удалиться в пустыню, но, уступая просьбам матери, остался при ней до ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восхваляя личные качества своего ученика, Ливаний не мог довольно нахвалиться и материнскими трудами и заботами Анфусы. «Небеса! Какие же женщины у этих христиан!» – нередко говаривал Ливаний. Глава II Получив обширное и всестороннее образование под руководством знаменитых учителей того времени, Иоанн, будучи 20 лет, был уже отличнейшим адвокатом. В этой новой должности он на деле изведал, как злоба и клевета часто притесняют невинность и как бесчестные люди нередко торжествуют над правдивыми. Со всею силою своего ораторского гения он стал исследовать законы человеческого духа и изучать все изгибы и тайны человеческого сердца. Пред испытующим взором молодого гениального защитника бедных удовольствия света и радости жизни суетной рано потеряли свою силу и привлекательность. Проводя строгую аскетическую жизнь и все более углубляясь в причины упадка общественной нравственности, он, наконец, отказался от должности адвоката, затворился в своем собственном доме, прервал все связи с друзьями и знакомыми и усердно предался молитве, чтению Священного Писания и творений знаменитых отцов Церкви. В то время епископствовал в Антиохии Мелетий, человек высокой жизни и исполненный великих дарований. Народ антиохийский так любил и чтил своего архипастыря, что в честь его давал своим детям имена, вырезывал даже его имя на любимых и ценных предметах. Святой Мелетий полюбил Иоанна и часто приглашал его к себе для духовной беседы. На 23-м году, как об этом повествует друг и биограф св. Златоуста, Палладий, епископ Геленопольский, Иоанн принял от епископа Мелетия крещение; с величайшим благоговением приступил он к таинству, усыновлявшему его Богу, и с этих пор так строго наблюдал за собою, что никогда не употреблял клятвы, не позволял себе не только злословия, но и малейшей шутки над ближним. Мелетий вскоре определил его чтецом при своей церкви. В этом периоде своей жизни Иоанн не прекращал сношений своих только с одним из школьных друзей – Василием. Между Иоанном и Василием в их занятиях, стремлениях, убеждениях и взглядах было полнейшее единодушие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По проискам ариан Кирилл три раза лишался кафедры, а третье его изгнание продолжалось целых 11 лет (367–378). После этого в 381 году он принимал участие во Втором Вселенском Соборе. Как богослов Кирилл замечателен своими двадцатью тремя катехизическими поучениями . Из них 18 называются огласительными , потому что они предназначены для готовящихся к Крещению, и пять, обращенных к новокрещенным, – тайноводственными . Содержание огласительных поучений Кирилла составляет в одних краткое, в других – подробное изъяснение христианских догматов в порядке символа, с предварительным изложением учения о грехе и покаянии, с целью вызвать в слушателях покаянное настроение. Название тайноводческих слов заимствовано Кириллом из терминологии мистерий и означает введение в таинства, сообщение тайны. Они названы так потому, что в них содержится изъяснение обрядов Таинств Крещения, Миропомазания и Причащения, которые были тайной для оглашаемых. Поучения святителя Кирилла важны: 1)  как опыт систематического изложения догматов веры и объяснения обрядов, соединенных с Таинством Крещения, Миропомазания и Причащения; 2)  как лучшее свидетельство о том, что Таинства эти совершаются и в настоящее время в Греко-Восточной Церкви с теми же обрядами, с какими они совершались во времена Кирилла; 3)  наконец, в его поучениях сохранился символ древнейшей из всех христианских Церквей – Иерусалимской Церкви. Святитель Иоанн Златоуст (347–407 гг.) Святитель Иоанн Златоуст был одним из лучших и выдающихся представителей Антиохийской школы, чуждый ее крайностей. Родившись в Антиохии, первоначальное воспитание он получил под руководством своей благочестивой матери Анфусы. Светские науки, особенно красноречие, Иоанн изучил под руководством знаменитого ритора Ливания, а изъяснение Священного Писания – у учителя Антиохийской школы Диодора, епископа Тарсийского. Почувствовав призвание к иноческой жизни, будущий святитель удалился к пустынникам и проводил с ними подвижническую жизнь. В 386 году он был поставлен пресвитером Антиохийской Церкви и в этом сане ревностно проповедовал слово Божие, не оставляя в то же время аскетической жизни. Его простые, общедоступные беседы стяжали ему славу великого проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Род Спасова монастыря духовника черного священника Ионы. Л. 458 об. Род архимандрита Саватии. Л. 459. Род архимандрита Феодосиа Ярлыкова. Род старца Варлама Спасова монастыря болярскаго. Род архимандрита Ионы. Л. 460. Род архимандрита Иоасафа. Л. 460 об. Род архимандрита Селивестра. Л. 461 об. Род архимандрита Иосифа. Л. 462. Род Суждальскаго архимандрита Митрофана. Род архимандрита Феодосиа другаго. Л. 462 об. Род Новгородца Василиа Стефанова сына Тиготцкаго. Род старца Леонида. Л. 463. Род священноархимандрита Сергиа Спасова монастыря. Л. 463 об. Род стряпчева Димитриа Постникова сына, прослытием Полозова. Род Никиты Исаиева сына Полозова. Л. 464. Род строителя старца Мисаила Углецкаго. Род Алексиевскаго монастыря игумена Никандры суглеча. Род казначиа старца Исаии Жеряпина. Л. 464 об. Род казначиа старца Варлама Уткина. Род казначиа старца Давыда Шубина. Л. 465. Род старца Антониа Елчанинова строителя Спасова монастыря. Л. 465 об. Род Спасова монастыря болнишнаго старца Филарета. Л. 466. Род келаря старца Порфириа Малыгина. Еоргиа. Василиа. Антониа. Прохора. Петра. Игнатиа. оуб. Матфеа. оуб. Агрипины. Кондрата оуб. Феодора младенца. Иноки Евдокии. Инока Порфириа. Иноки Ираиды. Иноки Мариамии. Иноки Анфусы. Иноки Евфросинии. Харитона. Илии. Схимонахини Пелагии. Евстафия. Капетолины. Василия. Анофрия. Трофима. Бориса. Григория. Лукиана. Прокопия. Алексея. Род архимандрита Симона изростова. Л. 466 об. Род игумена Лаврентиа сострова. Л. 466 об. Род Феодоровскаго монастыря игумена Порфириа. Род Тихвинскаго игумена Герасима. Л. 467. Род ризнича черного диакона Алимпиа Уньковскаго. Род старца Марка Маслова Толгскаго монастыря. Род Семена Иоаннова сына слуги Спасова монастыря Кормскаго. Л. 467 об. Род протопопа Ермила. Род Спасова монастыря чернаго диакона Александра Уланова. Л. 468. Род вдовы Гликерии Ильичны Маркова да сыновей ее Василья Савелева сына Карбышева, да Дмитреа Григорьева сына Маркова. Род Иякова Александрова сына Малыгина. Л. 468 об. Род Спасова монастыря келаря старца Прохора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

По отношению к отцам и учителям Церкви, женщины играют такую же важную роль, как и при апостолах. Они оказывают им всевозможные услуги, помогают им материальными средствами, разного рода попечениями, теми или другими знаниями и, в свою очередь, пользуются их полным вниманием, уважением и преданностью. Многие из них известны только по своим подвигам, имен же их не сохранила история, но вот и славные имена, передаваемые историей: Феосвы диакониссы, сестры св. Григория Нисского и неутомимой его сотрудницы; Олимпиады, богатой и знатной гражданки Константинополя, которая, овдовев в ранней молодости, отказалась вступить во второй брак с родственником царя Феодосия Великого, потерпела за это много неприятностей, приняла звание диакониссы, вела жизнь самую простую и строгую, посвятила труды и огромные богатства на добрые дела и была благодетельницей великих святителей Григория Богослова , Иоанна Златоуста и многих других. Некоторые из них известны своим благотворным влиянием на неверных и еретиков, так же как и на православных, как, напр., Мелания младшая. Некоторые известны своими благочестивыми путешествиями, основанием церквей и монастырей, странноприимных домов и уходом за больными, основательным знанием священного Писания. Такова была Фабиола, знатная и богатая римлянка из фамилии Фабия, сделавшаяся благодетельницей человечества в Риме и во всей Италии, на похоронах которой, в благодарность за неисчислимые благодеяния, толпился целый Рим. Желаете ли видеть женщин подвижниц? Вот имена: Синклитикии и Феодоры александрийских, Февронии, Макрины, Марии Египетской, Анфусы, Кассии со многими другими. Скажут, что это редкие, избранные натуры, действовавшие по призванию, и пример которых не для всех доступен. Но не было недостатка и в знаменитых женщинах, также благотворно действовавших и в скромном домашнем кругу. Благодаря этим доблестным христианкам, закоренелые в язычестве мужья становились истинными христианами; сыновья, с самых ранних пор, можно сказать с молоком матерним, как три вселенских святителя, усваивали себе на всю жизнь уроки христианской веры и нравственности, или же после долгого блуждания и беспорядочной жизни, по слезным молитвам матери, обращались, наконец, как блаженный Августин , и плодоносно служили христианству; братья рано направлялись добрыми примерами сестер по пути добродетели; внуки соревновали подвигам своих бабушек и передавали о них в назидание грядущим поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической. Но Бог готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом. Он был поставлен на верху горы, где воссиял всем. Около 374 года после смерти возлюбленной матери Анфусы он удаляется в пустыню. Четыре года проводит в монашеской обители в постах, бдении и молитвах. Затем удаляется глубже в пустыню, где в уединенной пещере подвизается еще некоторое время. Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье. У подвижника открывается желудочная болезнь, преследовавшая его всю жизнь. И он вынужден возвратиться в Антиохию около 380 года. В 381 году его рукополагают во диаконы. В 386 году – во священники. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет. Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром, пожалуй, была проповедь. Известно, что исповедник произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Эти гомилии проходили в виде живых бесед с верующими. Они активно участвовали в обсуждении вопросов. Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст. Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих. При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Константинопольской Церкви, встречая его, накрыл скудный стол. На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, устремлявшаяся к Богу. В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер Архиепископ Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Его рукополагают во епископа и возводят на Константинопольскую кафедру. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.

http://pravoslavie.ru/98954.html

Судя по тому, что преподобный сказал «будешь грызть их всю жизнь» они или жили в одной деревне и были действительно знакомы всю жизнь, или Григорий Иванович пришел к Сергию, услышав от людей, что он исцеляет и снимает порчу (а жена Григория Ивановича была бесноватой, и он мог обратиться к Старцу за ее исцелением). Даже если это так, все равно знакомство произошло рано и продолжалось до смерти Григория Ивановича. Есть косвенное указание, что оба были павшинские. Так, монахиня Анфуса Манаева рассказывает следующий эпизод: «В Павшино за беседой был такой вопрос: кто когда помрет. Старец взял спичку, разломил на три части. Длинную часть он подал нашему дедушке – он умер в 1948 году. Покороче Старец взял себе – умер 29.10.1946 г., а самую маленькую подал Григорию Ивановичу. Он умер вперед всех – 12.2.1946 г.» В этом сообщении два интересных момента: указание на Павшино и пророчество Старца. Эта встреча могла быть в годы, непосредственно предшествовавшие революции (дедушка матушки Анфусы познакомился со Старцем до революции по поводу исцеления своей жены от порчи) и до ареста Старца в 30-е годы, т.к. после лагерей Старец уже не жил в Павшино. Почему же преподобный Амвросий сказал: «грызть будешь до самой смерти?» На самом деле, пришлось «грызть» – не простые были люди, не гладкие были отношения. Анна Сазонова, судя по некоторым свидетельствам, была женщина самостоятельная, несколько строптивая и, видимо, далеко не так почитала Старца, как ее муж Григорий Иванович. Этим, наверное, объясняется, что она до конца не исцелилась – ведь для этого нужна горячая вера и преданность тому, кто тебя исцеляет. Из рассказа монахини Евлалии известно, что люди видели ее пляшущей во время сильной грозы. Можно предположить, что она была недовольна тем, что муж проводит столько времени со Старцем, частенько ворчала. Все это приходилось Старцу преодолевать молитвой, чтобы не повредился брак Григория Ивановича. Сам Григорий Иванович обожал Старца, был ему бесконечно предан и служил ему, как мог. Но тоже обладал некоторым изъяном – имел склонность к вину, причем на протяжении всей своей жизни. И можно твердо сказать, что если бы не молитвы о нем Старца, наверняка спился бы добрый Григорий Иванович…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010