Из проблематики наведения порядка в богослужении хорошо видно, что духовно-нравственная атмосфера среди русского народа во в 30-е годы XVII в. оставляла желать лучшего. Даже столь характерное для русских обрядовое благочестие принимает в это время уже какие-то фарисейски извращенные формы: служба по видимости не сокращается, из нее почти не опускаются тексты, но многоголосное исполнение лишает их смысла при формальном соблюдении канонического порядка. Духовность православного русского человека стремительно падает. Народ быстро забывает тяготы смуты, прежний патриотический и духовный подъем сменяется расслабленностью и наслаждением радостями мирной жизни. Это хорошо заметно и по памятникам искусства той поры. Храмы XVII в. превращаются в красочные и жизнерадостные теремки, ярко расписанные и украшенные каменным кружевом наличников, кокошников и т.д. Таким же настроением наполняется и русская икона. Все постепенно обмирщается в довольно спокойной и мирной жизни, в которой государственное начало все более доминирует над церковным, а житейское над духовным. Тем не менее, Патриарх Иоасаф стремился поставить заслон на пути всех этих проявлений духовного кризиса в русском народе. Он старался упорядочить церковную жизнь по самым разнообразным направлениям. Так, например, Патриарх заметил, что немало зла проистекает из-за того, что между иерархами и духовенством появляется своего рода местничество, как и в боярско-дворянской среде. Дабы пресечь пререкания и ссоры на почве первенства чести, Иоасаф I издал т.н. «Лествицу властем» – своего рода иерархический распорядок, который четко определял место каждого архиерея, архимандрита и игумена. Заботился Патриарх Иоасаф и о миссионерстве в Сибири. При нем, в частности, предпринимались меры для переселения священнослужителей в Тобольскую епархию, страдавшую от недостатка духовенства. Оживленно шло печатание и исправление книг. Их при Иоасафе было напечатано 23, в том числе – 7 новых. Среди новоизданных были: Азбука (издана при Иоасафе два раза), Анфологион, Трефолой, Трефологий со службами русским святым, Потребник иноческий, Святцы. При Иоасафе были также подготовлены изданные уже после его смерти Пролог, Служба св. Николаю с его житием и Маргарит св. Иоанна Златоуста. Типография при Патриархе Иоасафе I работала уже на 12 станках, а книг за его короткое, в 6 лет, Патриаршество было издано больше, чем при Филарете.

http://pravoslavie.ru/5241.html

Т. о., Житие не может рассматриваться как достоверная биография И. К., однако оно содержит отрывочные воспоминания о мелурге, важные для монашеской общины Великой Лавры, а также легенды, к-рые связывались с его именем. Наиболее достоверными источниками являются сведения, содержащиеся в певч. рукописях, на основании к-рых можно предполагать, что в 1-й четв. XIV в. И. К., ученик Иоанна Глики, стал известен как выдающийся мелург и был назначен на должность маистора - руководителя придворного хора. О его слав. происхождении и связанных с этим обстоятельствах известно только из Жития, потому эти сведения не могут считаться вполне достоверными. Вероятно, впосл. И. К. удалился на Афон и принял монашество, благодаря чему отдельные упоминания о нем сохранились в преданиях Великой Лавры. Хронология жизни И. К. может быть лишь приблизительно определена на основании рукописных колофонов: его певческая деятельность началась до 1302 г., к 30-м гг. он приобрел известность и стал маистором. Даты принятия И. К. монашества и его кончины остаются неизвестными. Деятельность «Древо параллаги» прп. Иоанн Кукузеля. Миниатюра из Пападики. 1774 г. (Ath. Paul. 132. P 83) «Древо параллаги» прп. Иоанн Кукузеля. Миниатюра из Пападики. 1774 г. (Ath. Paul. 132. P 83) И. К. приписывают реформирование традиц. визант. певч. книг - Ирмология и Стихираря (см.: Strunk. 1961). Й. Ростед , сравнивая традиц. Стихирарь и Стихирарь И. К. (1341), выяснил, что в последнем устранены несоответствия акцентов мелодии и текста, некоторые фразы транспонированы в более высокий регистр и переходы между строками унифицированы, но в целом творчество И. К. осталось в рамках традиции ( Raasted. 1995). «Колесо» прп. Иоанна Кукузеля. Миниатюра из Стихираря. 1727 г. (Ath. Paul. 97. P. 1) «Колесо» прп. Иоанна Кукузеля. Миниатюра из Стихираря. 1727 г. (Ath. Paul. 97. P. 1) Большая часть муз. сочинений И. К. переписывалась в певч. Анфологиях и калофонических Стихирарях - новых типах певч. книг, связанных с распространением Иерусалимского устава и с появлением нового муз.

http://pravenc.ru/text/471332.html

В Центре византийских исследований в Яссах была подробно изучена муз. техника Е., особенно структура мелодических формул, использование слов λϒε и πλιν и специального муз. знака, к-рый был нововведением Е. Знак представляет собой перевернутую греч. букву ε, напоминающую рус. букву «э». Следует отметить, что похожий знак ( Ý ), роль к-рого до сих пор не выяснена, характерен для демественной и путевой нотаций в слав. крюковых рукописях XVI-XVII вв. Анфологии Е. содержат сочинения Петра Пелопоннесского , Иоанна Кукузеля , Иоанна Клада , Ксена Корониса , мон. Феодула , Герасима, Властира, свящ. Николая, мон. Лонгина и др. Среди сочинений Е. можно отметить «Свете тихий», Трисвятое на литургии, «Елицы во Христа», «Кресту Твоему», 3 херувимские (напр., ГИМ. Син. певч. 1102. Л. 82-85) и особенно 11 воскресных причастнов и причастны на различные праздники (напр., «Чашу спасения» - Там же. Л. 111-112 об.; 4 из них фигурируют в рукописной традиции как его сочинения, еще 7 атрибутирует Е. греч. исследователь Д. Кономос ), «Всякое дыхание» (Там же. Л. 49-51 об.), «Да умылчит» (Там же. Л. 140-143 об.). 2 сочинения Е. содержатся также в греч. рукописи, выполненной в 1527 г. диак. Макарием: Трисвятое на господские праздники на 1-й плагальный глас и «Кресту Твоему» на глас βαρς (Lesb. Leim. 258. Fol. 196-198v). В рукописи ГИМ. Щук. 350 на л. 63 помещено песнопение «Достойно есть». В левом верхнем углу отмечен знак греко-визант. ладовой мартирии 3-го плагального (т. е. 7-го) гласа. Греч. версия написана красными чернилами, славянская - черными, обе соответствуют стандартным литургическим текстам. В конце страницы - ремарка в виде тайнописи, которая зафиксирована красными чернилами:          Ремарка расшифрована Калужняцки с помощью «тарабарского» ключа, суть к-рого заключается в замещении одного ряда букв другим (за исключением гласных, согласной и двойных согласных         ). Используя эти правила замещения, можно прочитать:                 (Достойно, известное как Аксион, на болгарском и греческом). Судя по этой ремарке, языком первоисточника был греческий. Этот пример также может способствовать решению проблемы происхождения болгарского распева .

http://pravenc.ru/text/187455.html

В энциклопедии была опубликована статья об одним из наиболее почитаемых великомучеников Феодоре Тироне, пострадавшем при императорах Максимиане Галерии и Макимиане Дайе в городе Амасии. Подробно обсуждаются источники, само мученичество, чудеса св. Феодора Тирона, его почитание, славянская традиция, относящаяся к этому святому, его иконография. Другая статья содержит сведения о преподобном Феодоре Трихине, оставившем мир, чтобы стать монахом. Том содержит статьи о благоверных князьях Феодоре Ростиславиче Черном, Давиде и Константине, старце Феодоре Сибирском (известном как Федор Кузьмич). В данном материале подробно разбирается легенда об уходе императора Александра Павловича. Специалистам по церковной музыке будет интересно ознакомиться с биографией Феодора Папапарасху Фокейского, греческого мелурга, издателя «Сокровищницы Анфологии»; статьей о Феодоре Христианине, протопопе Благовещенского собора Московского Кремля, учителе государевых певчих дьяков. В томе присутствуют статьи о деятельницах Церкви с именем Феодора. Отметим нижегородскую княгиню преподобную Феодору, супругу князя Андрея Константиновича; преподобную Феодору, ученицу прп. Василия Нового; преподобную Феодору Солунскую, известную как Мироточица; преподобную Феодору Александрийскую; мученицу Феодору, княгиню Владимирскую, убитую монголами в 1238 г. Безусловно, читатель сможет узнать о супруге императора Юстиниана св. Феодоре, чей образ был навечно запечатлен историком Прокопием Кесарийским. Интерес для историков представляет и статья об императрице Феодоре, одной из немногих женщин, правивших Византией. Отметим также материалы о благоверной Феодосии, матери Александра Невского; Феодосии, принявшей мученичество в Константинополе во времена иконоборчества. Из немногочисленных небиографических статей тома можно отметить материалы о храме святого Феодора близ Медного тетрапилона в Константинополе; монастыре святого Феодора Стратилата Бахчисарайского района в Крыму; обширнейшую статью о Феодоровской иконе Божией матери, в которой рассказывается об ее иконографии, истории и почитаемых списках; статью о Феодотьевской иконе «Одигитрия» Рязанская. В томе рассказывается также о Феодоровской Кашпирской иконе Божией Матери; монастыре Феодоровской иконы в Шуйском районе Ивановской области; Феодосийской и Керченской епархии.

http://pravenc.ru/shop/2778960/

В 1890 году Спасская церковь и колокольня, стоявшие до того на открытой площадке, обнесены на средства города деревянной оградой, а погост засажен деревьями. Бучневич В.Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. - Полтава, 1902 г. Стр. 171-183 Спасская церковь не столь древняя, первые упоминания о ней встречаются в книгах записи актов Полтавского полкового суда в 1686 году. Точное время постройки ее неизвестно, известно только, что после нашествия татар на город в 1695 году в числе других зданий был отстроен и большой деревянный пятикупольный храм Преображения с боковым пределом честь Нерукотворного Образа Христова (Спасский придел). В книге В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках», изданной в типографии Полтавского губернского правления в 1902 году, упоминается об уникальной старопечатной книге, которая хранилась в Спасской церкви, на которой под ликами святых имелась надпись «Анфологион, сиречь (то есть) Цветослов или Трифолог, составленный от святых отец, изображенных зде, Всесильного Бога во Троице благодатию, благословением четверопрестольных восточных святейших патриарх, тщанием (старанием) и иждевением (на средства) братства, при храме Успения Пресвятые Богоматере, в типографии их всесовершенне четвертое уже издадеся (издается) в Львове, в лето бытия мира 7159, от воплощения же Господня 1651». На последних страницах этой книги, как пишет Бучневич, имелась приписка о том, что «Сию книгу, глаголемую (называемую) Трифологион, от любве своея к Богу, даровал пан Василий Федорович Нежинец, за спасение всех родичов своих, живых и мертвых, а особливо за спасение преставившейся матки своея Евдокии до храму Преображения Господня Полтавскаго, в року 1705, ноембрия 28. Иоанн Свитайло писал. Презвитер Свято-Преображенский Полтавский рукою власною. Книга же сия куплена в Крыму за шесть левов в мирное царство Благочестивого Царя Нашего и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея России Самодержца, со турским царем мир имеяху, в року 1704». На 15 странице этой книги напротив даты 6 сентября имелась надпись о том, что «1705 года, сего дня по с. литургии в среду церковь сгорела Преображения Господня Полтавская». По всей видимости после этого пожара первым был восстановлен именно Спасский придел, в котором, по данным историков, находилась книга «Апостол» с надписью «Сию книгу, глаголемую Апостол, по пожеже до новсооруженной прежде малой церкви на пепелище Преображения Господня, даровал вечное за спасение свое Тимофей Гродзенко...». Настоятель Иван Свитайло при помощи бывшего в то время Полтавским полковником Ивана Искры восстанавливал придел этот из материала разобранного в Крестовоздвиженском монастыре деревянного храма. По всей видимости, он хотел восстановить Преображенскую церковь полностью, но планы его не осуществились, поскольку в 1708 году он проходил по делу Василия Кочубея и Ивана Искры, казненных гетманом Мазепой в том же году.

http://sobory.ru/article/?object=12157

Величание Величаем вас,/святителие велицыи Димитрие, Митрофане и Тихоне,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей», глас 4 К Богородице со умилением припадем,/вси, грехми обремененнии,/чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/и вопиюще со слезами:/Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/и подаждь нам, просящим,/велию Твою милость. Кондак, глас 3 Юже подражая неплодную смоковницу,/аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/стеню от сердца и вопию:/умилися, Благосердая,/и мне, окамененному сердцем,/благоволи подати душевное и сердечное умиление. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 20/2 Пророка Илии (IX в. до Р. X.). Преставление преподобного Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского (1649). Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. X.). Чухломской, или Галичской (1350) и Абалацкой («Знамение») (1637) икон Божией Матери. Тропарь пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел,/пророков основание,/вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти/и прокаженныя очищати./Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки 35 ,/моли о нас Единаго Человеколюбца. Величание Величаем тя,/святый пророче Божий Илие,/и почитаем еже на колеснице огненней/преславное восхождение твое. Или: Величаем тя,/святый славный пророче Божий Илие,/и чтим, еже на Небеса/на колеснице огненней,/преславное восхождение твое. В Анфологионе, изданном во Львове в 1686 году, есть особое величание пророку Илии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

59 . Триодь Цветная в десть, печать Московская. 60 . Триодь Постная в десть, харатейная, без досок, а конца многих листов нет. 61 . Триодь постная в десть, харатейная, ветха, с конца многих листов нет. 62 . Две Триоди, одна Постная, а другая Цветная о дни недельном, ветхи. і. Потребники: 63 . Четыре Потребника, печать Московская в десть, два печать Киевская в полдесть, и в том числе у одного Московской печати по обрезу золочено. 64 . Два Потребника в четверть. 65 . Потребник письменной на хартии в полдесть, ветх. к. Ермолои: 66 . Четыре Ермолоя: два в полдесть, а два в четверть, Московского письма. 67 . Ермолой в полдесть харатейной, письмо старинное. 68 . Десять Ермолоев, печать Московская, в полдесть, и в том числе один ветх. 69 . Два Ермолоя, в полдесть, один писан на хартии, ветх а другой знамя Русское. 70 . Два Ермолоя письменных в десть, знамя Киевское. 71 . Ермолой в четверть, знамя Русское. 72 . Ермолой в полдесть, знамя нотное. 73 . Ермолой в осмушку, знамя Русское. 74 . Книга певчая, знамя Киевское, в десть. л. Прологи: 75 . Седмь Прологов, печать Московская, в десть, и в том числе два с Сентября по Март, а пять с Марта по Сентябрь, и одна половина переплетена на двое. 76 . Маргарит в полдесть, печать Московская, а ныне по осмотру у переписки печать Киевская. м. Торжественники: 77 . Торжественник в десть, с начала и с конца многих листов нет, ветха. 78 . Торжественник в десть письменный. н. Анфологионы: 79 . Две книги в четверть, печать Московская мелкая. о. Соборники: 80 . Два в десть, печать Московская. 81 . Соборник в полдесть, писан уставом. 82 . Соборник в десть без досок, без начала и без конца, ветха. 83 . Два Соборника: один харатейной с Апреля по Август, а другой писан Святых Отец жития, в полдесть, ветхи. 84 . Соборник в полдесть письменной. 85 . Два Соборника письменные: один в десть, а другой в полдесть. п. Служебники: 86 . Служебник в четверть, писменной. 87 . Служебник в полдесть харатейной, письмо старинное, ветх. 88 . Двадцать Служебников в полдесть, печать Московская, и в том числе три Служебника по обрезу золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

12) Пророки переселены живыми не для того, чтобы при антихристе придти и быть убитыми, а для уверения в истине нашего воскресения – Феодорит и, 47 (а по 1905 г. стр. 41), Епифаний Кипрский ч. 6, стр. 170. Разбор: Веря, что пророки преложены для названной цели, мы, согласно с многими св. отцами, верим и учим, что пророки придут и постраждут от антихриста. – См. выше, Б, стр. 410–16. 13) Пророки не умрут, они стали бессмертны. Иоанн Златоуст пишет: «преложибося (Енох) не мертв, но еже не видети смерти» (Бес. на 14 посл. 2987, ко Евр.11:5 ); Иероним ч. 4, стр. 252: «Илия стал бессмертным прежде, чем умер». Мефодий Патрский стр. 130: «Илия был поставлен божественным изволением выше смерти». Разбор: Св. Иоанн Златоуст ясно учит, что Энох не бессмертен (см. Б, § 10–11, стр. 413). На эти места стоит только предложить вопрос: до какого времени они бессмертны? – В Анфологионе (Киев. 1619 г.) 20 июля, седален по 2 стихологии, стр. 896: «Вземша тя колесница огненосна, в трусе яко на небо, огнедохновенную благодать тебе подаст Илие Фезвитянине, еже не видети смерти Дóндеже проповеси всяческих кончину темже прииди подаяй нам твоих исправлений наказание» (то же см. Служ. минея, А, § 12, стр. 405). Многие святые отцы учили о том, что пророки примут смерть, ибо нет никого, кто бы жил на земли и не умирал, как об этом учит напр. св. Симеон новый богослов , в. I, сл. 22, стр. 181: «Κτο поживши в этом мире не умрет?.. – Никто». Еще сл. 32, стр. 292: «И со времени изгнания Адамова из рая, т. е. с того времени, как он по причине преступления сделался тленным и смертным, даже до днесь ни один еще человек не явился нетленным и бессмертным». 14) Иероним ч. 3. стр. 112: «Ибо Энох и Илия, победив закон смерти, от земного общества смерти восхищены в небесное царствие так, как были в телах. Отсюда и те святые, которых день погибели и суда застанет в телах, восхищены будут на облаках в сретение Христу вместе с другими святыми, воскресшими из мертвых, и не вкусят смерти (кто? – святые, а не Илия и Энох) и всегда будут с Господом, поправ тяжкий закон смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

соблюда и вского зла. каза имъ в мцхъ. в. днь. злы в нихже ни крови пщати. ни конеи холостити. ни сти ни садити ни пива в до вносити. ни вина. ни кпити ни продати ни портъ не кроити. ни свадбы творити. ни до строити@). Л. 270. Догматики восьми гласов. С л. 273 оглавление, коего конец утрачен. 500 (по преж. кат. 720). Анфологион, в котором молитвы и чинопоследования, в 8-ку, бум., полууст. нач. XVIII в., л. 97. На л. 1 над старым 493 написано золотом: (@анологи црквной@). Л. 1 об. (@Слжба повседневна, ко гд ншем іис хрїст@). После славы по 2 кафизме след. ссылка: (@зр канона заднї доск@). Кн. сей на л. 90–97, гл. 6. Нач. (@Егда прїидеш бже во тма, и тысщахъ агглки, нбны началъ@). Тот же кн. в печ. Требн. 7159 г., но в стихирах довольно разности 675 . Л. 8. (@Анологїа сирчь млтвы ил поченї в дшевню полз спде в @) (на поле: (@тщлтеле@)) (@и всхъ блгочестивы любомолитвени, вкра т ц собрана и блгочинн расположена. тщанїем сне превеле в : его мл: гдна о: петра могилы митрополитл кіевскаго. Ро (1636 г), (@маїа кд днь. зрмд маїа а днь@). См. Описание старопеч. книг Толстова 83, стр. 187. Потом за белою страницею: (@сі послдованїе млтвамъ вмст вечерни и трен... часвъ и прча. списан с печатной кніги млтвослова, прав, противъ перевода. а печатана та кніга млтвослвъ в православной стой лавр кїево печерскаго@), ((@ставропигї@)?) (@архїепкпа константинополскаг патрїарха вселенскаго, за блгословенїемъ инокентїа гизейл архимандріта то же сты лары. в лт седмь тысщь сто седмьдестъ птое. індикта птаг мца інї седмаго дн@). (1667 г.) 676 . Л. 59. Кн. Богородице в покаяние. Нач. (@Вск моег рыдаю житї@). Лл. 67–84. Из печатной книги; содержать в себе (@чинъ как подобаетъ пти дванадесть алмвъ собь.... Сей же чинъ принесе сты горы преподобный досїей, архїмандритъ печерскїй@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1 . Служебник преподобного Сергия, точный снимок с подлинного 15 123 по прибавлению), лист 11: запрещаеть ти гь дїаволе, пришедый въ миръ. и вселис въ члвцхъ. ко да упразднить твое мучительство. 2 . Потребник начала XVI века 119), л. 105 на обороте: запрещаеть ти гь дїаволе, пришедый въ мирь. и вселивс во члце, ко да упразнить твое мчтльство. 3 . Потребник начала XVII века 120), л. 56 на обороте: запрещает ти гь дїволе, пришедыи в миръ. и вселивыйс въ члвцхъ. ко да твое упразнитъ мчительство. 4 . Чиновник 9), напечатанный в Венеции в 1538 г., лист 251 на обороте: запрещаетъ теб гь дїаволе, пришьдый вь миръ. и вьселивыйсе вь члцхъ. да тво раздрушить мтельство. 5 . Требник 44), напечатан. в Стрятине 1606 г., лист 16 на обороте: запрщаетъ ти Гь дїволе, пришедый в миръ, и въселис въ члцхъ. ко да упразнитъ твое мучительство. Глаголемые старообрядцы обвиняют православную церковь за то, что выражением: запрещаетъ теб Гдь дїаволе, пришедый въ миръ, и вселивыйс въ человецхъ, находящимся в новоисправленном Требнике, якобы проповедается, что диавол пришел в мир и вселился в человецех; но вышеприведенные свидетельства показывают, что выражение это, вовсе не имеющее смысла, какой усвояют ему раскольники, употреблялось и в древней русской православной церкви. К сему следует прибавить, что подобное же выражение находится в службе Архангелу Михаилу (8-го ноября), как в древлеписьменных, так и в старопечатных книгах, которое употребляют и сами старообрядцы: а) Минея Служебная 144), рукопись XV века, 8 ноября, в службе Архангелу Михаилу, в последней паремии, лист. 153: запрещат ти гь дїаволе изьбравый іерлима. б) Служба Архангелу Михаилу 172), писанная на пергаменте в 15 веке, в той же паремии, л. 5: запрещае ти гь дїаволе, ибравый іерсалима. в) Анфологион, или Трифологион 70), напечат. в Киево-Печерской лавре 1619 г. в той же паремии, стр. 381: запреща ти гь дїавол избравый іерлима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010