Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Борецкий) († 2.03.1631, Киев), митр. Киевский. По происхождению из мелкой шляхты, род. в с. Борче (Бурче, ныне с. Бирче Городоцкого р-на Львовской обл.), называл себя воспитанником Львовского братства . В 1604 г. стал учителем братской школы с обязательством преподавать лат. и греч. языки. В 1605 г. типография в Святой Троицы монастыре в с. Дермань напечатала выполненный Борецким перевод послания Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса . В том же году 2 июня Борецкий вступил в Виленское братство. Нек-рые исследователи приписывают Борецкому авторство антиуниат. полемического трактата «Пересторога» (1605-1606), но эта т. зр. не получила общего признания. С 1611 г. Борецкий упоминается как священник ц. Воскресения Христова в Киеве. После основания Киевского братства и школы при нем стал ректором братской школы, в 1617 г. приобрел в Львове для школы грамматику греч. языка. Возможно, преподавал не только языки и свободные искусства, но и богословие. В предисловии к напечатанному в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1619 г. «Анфологиону» (в переводе к-рого с греч. языка принял участие Борецкий), он охарактеризован как «учитель... благочестиа и достоверен в Божественных писаниях» ( Голубев. 1883. Т. 1. С. 393). Борецкий принял монашеский постриг с именем Иов в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре . После смерти 22 дек. 1618 г. настоятеля Златоверхого мон-ря Иоасафа (Мировского) братия выбрала И. игуменом. К 1620 г. у правосл. населения белорус. и укр. земель Речи Посполитой накопилось недовольство религ. политикой власти, которая препятствовала восстановлению православной иерархии после перехода в унию большинства епископов Западнорусской митрополии и подвергала православных гонениям, добиваясь их подчинения власти униатского епископата. Таким положением дел было недовольно не только православное духовенство, но и православные шляхта, мещане, казачество. Когда весной 1620 г. Киев посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV , православные воспользовались его приездом, чтобы поднять вопрос о восстановлении иерархии. На большом съезде в Киеве, собравшемся на праздник Успения Пресв. Богородицы, духовные и светские участники просили патриарха поставить для них митрополита и епископов. Вероятно, И. тогда был назван как кандидат на Киевскую митрополичью кафедру. После того как Запорожское войско взяло патриарха под свою защиту, он согласился исполнить просьбу. И. был поставлен Киевским митрополитом 9 окт. 1620 г. в ц. Богоявления Киевского братства. Тогда же, в кон. 1620 - нач. 1621 г., были поставлены правосл. епископы и в др. епархии Киевской митрополии. С этого времени одной из главных забот православных стало не только сохранение церковной иерархии, но и признание ее гос. властью.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Новгород-Северский. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не ранее 1669. Адрес: Украина, Черниговская область, Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский, ул. Пушкина, д. 1 Координаты: 52.008707, 33.283452 Изменить описание Добавить фотографии Трапезная церковь св. Петра и Павла. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одним из основных сооружений монастыря, дошедших до нашего времени - это трапезная Петропавловская церковь. Она была построена в 1669-1670-х годах, в то время, когда монастырь переживал расцвет при выдающемся политике и культурном деятеле - Лазаре Барановиче в середине 17 века и его преемнике архимандрите Михаиле (Лежайском). В " Историко-статистическом описании Спасо-Преображенского монастыря " сказано, что храм Святых апостолов Петра и Павла был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявлявшим обителью в 1670-1699 годах. Сооружение изображено на гравюре " Анфологиона " 1678 года. Кирпичное, оштукатуренное, одноэтажное сооружение состоит из келий, трапезной палаты и церкви. Кельи прямоугольные в плане, перекрыты цилиндрическими сводами. К кельям прилегает прямоугольный зал трапезной с системой крестовых сводов, которые с помощью подпружных арок опираются на стены и центральный столб, что характерно для трапезных палат России. С востока к трапезной примыкает небольшая прямоугольная в плане Петропавловская церковь с граненой апсидой. Основной объем перекрыт двухъярусной системой ступенчатых арок, образующих переход к восьмигранному световому барабану. Церковь увенчана ярусным верхом с фонариком и куполом грушевидной формы. Вход в трапезную подчеркнут граненым ризалитом. Северный и восточный фасады украшены аркатурным фризом и кирпичным орнаментом. Крыши вальмовые, по деревянным стропилам, покрытые кровельным железом.

http://sobory.ru/article/?object=05574

Певч. школа, утвердившая практику исполнения Б. р. в XVIII-XIX вв., существовала в 1612-1785 гг. в восточнокарпатском Манявском скиту , основанном мон. Иовом (Княгиницким) . Основоположником местной певч. практики был иеродиак. Феодосий из Путны (см. ст. Путнянская певческая школа ). Из Манявского скита происходят 3 Ирмолога «напелу болгарского» (ЦГББ. 10846, 1675 г.; 10845, 1684 г.; Б-ка Румын. АН в Бухаресте. 525, 1731-1733 гг.) (см. Ирмологион ). Эти рукописи являются славяногреч. (главные песнопения литургии написаны по-гречески кириллицей). Репертуар составлен из образцов, определенных как «пение болгарское стародавное» 525), что свидетельствует о прочной болг. традиции в этом мон-ре. Скитские Ирмологи характеризуются структурой и составом, сближающими их с балканскими певч. книгами типа Аколуфии - Анфологии . Центры, в к-рых Б. р. был особенно популярен, находились под Киевом, Львовом, Лежайском (совр. Польша), в Межигорском и Жировицком мон-рях; «Ирмолой напелу болгарского» - название рукописи, выполненной в 1677 г. Иосифом Крейницким, иером. из Лавровского Онуфриева мон-ря Галицкой епархии, а позднее принадлежавшей, судя по отметке А. А. Титова на форзаце, свт. Димитрию (Туптало) (РНБ. Тит. 1902). В Болгарии Б. р. стал известен в кон. XIX - нач. XX в. по рус. церковному пению, вошедшему в церковно-певч. практику Болгарской Церкви. Продолжается научная дискуссия о том, что является истинным болг. пением: Б. р. или греко-слав. монодийная певч. традиция (в редакции митр. Хрисанфа из Мадита, XIX в.). В качестве «защитников» Б. р. как древнего народного самобытного церковного пения выступили такие видные музыканты, как Добри Христов , Христо Шалдев, Димитр Тюлев, Алексей Шулговский, Георги Байданов и др. Появились издания с репертуаром Б. р., составленные муз. деятелем А. Николовым, специально отправленным от Болгарской Православной Церкви в Россию для разыскания распевов. Б. р. был представлен в многоголосной обработке в творчестве первого поколения болг. композиторов; особо значимыми были творения Д. Христова. Б. р. активно исследовался в болг. музыкознании (Христов, Петр Динев, Венелин Крыстев, Стоян Петров, Елена Тончева и др.). В наст. время Б. р. занимает прочное место в репертуаре болг. хоров.

http://pravenc.ru/text/149677.html

3) Евхологион - требник, к.п. 1681 года. 4) Анфологион - цветослов, м.п. 1706 года. 5) 12 книг служеб. миней, м.п. 1741 года. 6) Трипеснец, печатанный в черниговском троицко-ильинском монастыре 1685 г. с предисловием для читателя. При соборной церкви построен был каменный Успенский храм в том году, в котором развалилась Троицкая церковь. Бывший тогда настоятелем Троицкой церкви, протоиерей Феодор Величковский с ктитором и прихожанами, не имея средств к возобновлению развалившейся своей церкви, которую предварительно нужно было разобрать, построили очень небольшую каменную церковь и освятили ее во славу Успения Пресвятой Богородицы; она была и приходскою церковью до возобновления Троицкой церкви. С 1790 г. в ней служили только в Богородичные праздники, а во время квартирования полков в городе она всегда была полковою церковью. Так было до 1832 года. Так как Успенская церковь строена была с поспешностью, потому и не могла быть прочною. В 1778 г. западная стена её расселась, так что одна половина значительно вошла в землю; поэтому западная стена была разобрана и вновь сделана. В 1832 г. образовались в стенах и вверху оной новые трещины, угрожавшие разрушением всей церкви; посему высоко преосвященнейший Владимир, во время посещения своего церквей города Борзны в 1832 г., запретил отправлять в ней богослужение. Не считая нужным делать поправку оной церкви, причт и прихожане просили благословения у архиепископа Павла разобрать ее, как совершенно неудобную к священнослужению, которая в 1853 г. и разобрана. Часть кирпича разобранной церкви употреблена на построение колокольни, а другая часть куплена бывшим тогда настоятелем Троицкой церкви и благочинным священником Иоанном Ивашутичем. На том месте, где был престол Успенской церкви, поставлен небольшой кирпичный памятник. Под левым клиросом упраздненной церкви, саженях в трех от северной стены нынешней Свято Троицкой церкви, погребен князь Лопухин. Возвращаясь в 1738 г. с турецкой войны в Россию, он заболел в дороге и скончался в Борзне.

http://sobory.ru/article/?object=56945

Избранные стихи на праздник архангелов, мелос иером. Николая Дохиарита. Фрагмент (Ath. Doch. 467. P. 450–451) Избранные стихи на праздник архангелов, мелос иером. Николая Дохиарита. Фрагмент (Ath. Doch. 467. P. 450–451) В области церковной музыки Н. Д. проявил себя в 5 основных качествах: как певец, учитель пения, переписчик рукописей, мелург и «экзегет» муз. нотации. Всеми этими видами деятельности он занимался, по-видимому, одновременно и до конца жизни. Переписывание певч. рукописей было одним из основных видов деятельности Н. Д. Он работал и в период, когда действовала старая система нотации, и после реформы нотации 1814 г., осуществленной «тремя учителями» (см. Новый метод ). К наст. времени идентифицированы 55 рукописей, выполненных им полностью, и еще 10 - частично. Его работа в качестве писца заключалась в копировании рукописей и создании новых кодексов (в основном после изменения системы нотации), в к-рые он включал собственные произведения и песнопения др. мелургов, а также «экзегезисы», гл. обр. собственные. Наиболее важны для истории греч. певч. искусства XIX в. следующие рукописи Н. Д.: Ath. Doch. 341 (Анфология в старой нотации, 1823), 307 (Матиматарий (см. в ст. Матима ) в новой нотации, ок. 1830), 469, 327 (Стихирарь Германа, митр. Новых Патр, в 2 томах, 1839), 468 (Матиматарий 1843 г., включает большую часть произведений Н. Д.). Стихирарь и 2-й Матиматарий являются последними работами дохиарского «экзегета» и его вкладом в мон-рь. Н. Д. писал произведения в 3 типах мелоса - ирмологическом, стихирарическом и пападическом. Его деятельность как мелурга началась в 1830 г., параллельно с переписыванием кодексов. Критерием мелургического творчества для него являлись литургические и муз. потребности. Поэтому Н. Д. создавал произведения, малые или пространные как по типу, так и по жанру, прежде всего с этой целью, а не только ради эстетического самовыражения. Среди произведений Н. Д. в стихирарическом типе мелоса важнейшими являются славники стихир на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне и на хвалитех в день памяти Афонских преподобных, к-рый празднуется в воскресенье после Недели всех святых, с 3 разными наборами славников. Наиболее преуспел Н. Д. в создании песнопений пападического типа, к-рый выражает характерные черты муз. языка Н. Д. Его произведения охватывают весь спектр жанров пападического типа (полиелеи, эклоги (избранные стихи), матимы, песнопения литургии свт. Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров). Особую ценность имеют 5 отпустительных осмогласников на Господские праздники - Рождество Христово, Богоявление, Неделю ваий, Вознесение и Преображение. Равную муз. ценность имеют избранные стихи (эклога) на память архангелов, написанные для престольного праздника мон-ря Дохиар. До наст. времени эти песнопения Н. Д. поют на службах данного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2566106.html

Легенда вторая. Ратская мужская пустынь. В «Повести о Курской Коренной иконе Знамения Богоматери» неизвестный летописец XVII века рассказывает о монастыре на курской реке Рать, основанном в конце 13 века Святителем Петром, будущем митрополитом Московским. Он повествует о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом, бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от " бывшего г. Курска " на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Аналогичную версию излагает и иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры) в " Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни " , изданной им в 1865 году: «На месте бывшей обители Ратской ныне находится село с церковью во имя Св. Троицы; местно чтимая храмовая икона этой церкви, по преданию, осталась от бывшего монастыря и, может быть, писана самим Игуменом онаго (Святителем Петром)». Факт пребывания Святителя Петра на реке Рать недалеко от Курска отмечен и в упомянутом выше 2 томе " Полного географического описания России " . Однако, существует и другая версия, считающая, что Святитель Петр основал монастырь на реке Рата в Галиции (сейчас Сокальский район Львовской области), а отнесение этих событий на курскую реку Рать не соответствует действительности. В кратком житии Святителя Петра, изложенном в львовском Анфологионе, изданном в 1694 году, говорится: " ...водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы " . Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. " На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в XIII столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским " . Первый историк русской церкви Амвросий в " Истории Российской иерархии " указывает: " Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом " .

http://sobory.ru/article/?object=17408

В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского . В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла [ править править код ] Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России). Музей «Слова о полку Игореве» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

«Экзегезис» Петра Эфесского степени 1-го гласа протопсалта Эммануила в рукописи его ученика Константина из Арты (Athen. S. Karas. 174) «Экзегезис» Петра Эфесского степени 1-го гласа протопсалта Эммануила в рукописи его ученика Константина из Арты (Athen. S. Karas. 174) П. Э. переписал в буквенной нотации и напечатал 4 книги Анфологии, «истолкованной» лампадарием Григорием, или, по крайней мере, ее важнейшие песнопения (8 тетрадей Ath. Xeropot. 408-415 (279 л.); Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722 (и еще 1 том из 2 книг, скорее всего в составе печатных изданий этого собрания); Athen. K. Psachou. М8/95, и, возможно, др.). Первая тетрадь (Ath. Xeropot. 408. 3 л.) является «ключом» к системе, остальные 7 содержат песнопения Петра Пелопоннесского (из Анастасиматария и др. книг), Петра Берекета , протопсалтов Иоанна Трапезундского, Даниила, Иакова и Мануила, Мануила Хрисафа, прп. Иоанна Кукузеля, Георгия Критского, протопсалта Григория, лампадария Иоанна Клады, протопсалта Панайотиса Халацоглу и П. Э. В рукописи Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722 (205 л.) содержатся многие из песнопений рукописей Ath. Xeropot. 409-415 для вечерни, утрени и литургии, а также неск. дополнительных песнопений литургии (напр., седмичные херувимские Петра Пелопоннесского и протопсалта Григория, песнопения протопсалта Даниила и др.). Печатный сборник Athen. K. Psachou. М8/95 (66 л.) содержит те же песнопения литургии, что и Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722. Предисловие к изданию с буквенной нотацией, хранящемуся в Библиотеке Румынской АН («Избранное из важнейших матим Анастасиматария»), подписано П. Э. в 1832 г. и опубликовано Никулае Попеску в 1909 г. со стихами Иоанна Хавиараса (протопсалт и учитель греч. языка в греч. общине Вены), в которых восхваляются «новое одеяние» музыки и его создатель, «новый Аполлон» - П. Э. В издании Попеску после этих текстов следуют стихи П. Э., в к-рых он обращается к тем, кто осуждают эту систему, и призывает оценить ее правильно. Судя по стихам Хавиараса, он был связан с П. Э. (возможно, был его учеником в Валахии или в Вене). «Ключ» нотации, который есть в рукописях мон-ря Ксиропотам, не сохранился в рукописях Библиотеки Румынской АН, поэтому Попеску отмечает, что П. Э. не оставил никакой «грамматики» симиографии, и затем сам пытается перечислить ее основные функции. Позднее П. Э. отказался от буквенной симиографии и вернулся к нотации Нового метода.

http://pravenc.ru/text/2580432.html

Аксиос – достоин. Акроафос – бывший древний языческий город у вершины Афона. «Альтернативная» община монастыря Эсфигмен – вновь созданная монашеская община монастыря Эсфигмен, лояльная  Константинопольскому патриарху, признавший за ней юридическое право на обладание монастырем. Аналой ( подставка для книг) – высокая подставка с покатым верхом , на которую при  богослужении кладут для чтения книги, ставят крест и иконы. Анастасиматарий ( анастасиматарион) –   книга воскресных богослужений ( по гласам ). Анахорет ( анахоритис) – 1)удалившийся от мира,отшельник, пустынник; 2) келлиот. Антиминс-  прямоугольный плат с особыми изображениями, на котором совершается Божественная литургия. Он имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников. Антипросоп (андипросолосос) – представитель святогорских обителей  в Священном Киноте; просвещенный и образованный монах. Анфологий (анфологион) – богослужебная книга. Апсида( конхой) –  свод арки или ниша в храме, образующая крайнюю часть хора и покрытая массивным сводом. Первоначально служила  местом, где сидело духовенство, а позже в ней ставился алтарь. Арапис – мыс, омываемый водами залива Иерисос в Эгейском море. Аристоклиева церковь – название храма Святителей Московских в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Арсана  (арсанас)  – пристань. Арсанарь ( арсанарис) – смотритель пристани. Артокрасия – чин благословения и раздробления хлебов. Артос – просфора, большой раскрашенный или позолоченный хлеб, по краям которого может быть написан стих «Христос Воскрес», а  в середине изображается крест, либо Воскресение Христово. Артос в течение Светлой недели помещается в храме на аналое перед иконостасом и обносится  с ежедневным крестным ходом вокруг храма, в Субботу на Святой неделе окропляется святой водою и распределяется между монахами. Артофорион ( артофор) – сосуд для даров, дароносица и дарохранительница. Архондарик (фондарик) – гостиница или  специальное здание ( помещение) , предназначенное  для паломников. Архондарь (архондаричный, гостинник)  - ответственный за ночлег, питание гостей.

http://isihazm.ru/?id=1818

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010