1923 год – «Митрополит» Антонин (Грановский) вошел в состав избранного обновленческим «собором» ВЦС в качестве его председателя. 1924 год – Состоялся визит Святейшего Патриарха Тихона к А. И. Рыкову. 1958 год – Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам провел совещание «ответственных работников отделов пропаганды, науки, школ и ВУЗов, культуры ЦК КПСС, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, Госполитиздата, газет и журналов, ЦК ВЛКСМ, Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов». Результатом этого совещания и явилась записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». Суть записки сводилась к константации факта: на то, что «Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г . многими партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, учреждениями и ведомствами выполняется неудовлетворительно, более того, некоторые партийные, профсоюзные, советские, комсомольские работники полагают, что постановление ЦК от 10 ноября 1954 г . “Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды” отменяет постановление ЦК от 7 июля “О недостатках научно-атеистической пропаганды и мерах ее усиления”». Таким образом, отдел ЦК указывал, что наступило время вернуться к той политической линии в отношении Церкви, которую задавало летнее постановление 1954 г . Отныне не более мягкое ноябрьское, а более жесткое июльское постановление становилось основой политики государства по отношению к Церкви. Это был более чем ясный намек на начало реализации давно задуманной антицерковной кампании. В записке вновь прозвучала критика Советов по делам Русской Православной Церкви и по делам религиозных культов: «Советы... и их представители на местах плохо осуществляют свои функции, иногда идут на поводу у церковников, своевременно не информируют партийные и советские органы о деятельности служителей церкви, членов сект». По итогам совещания были разработаны рекомендации по активизации научно-атеистической работы.

http://pravoslavie.ru/5443.html

Уместно вспомнить и обновленческий «собор» 1923 года, проходивший в Москве под пристальным взором ГПУ и при его прямой поддержке. «Собор» был созван с целью ликвидации канонической Церкви, возглавляемой святым Патриархом Тихоном , и создания вместо нее новой церковной структуры. «Собор» был весьма представительным: согласно отчету сотрудника ГПУ Е.А. Тучкова, курировавшего его проведение, в нем приняло участие около 500 человек, в том числе 67 архиереев. Почетным председателем собора был избран «митрополит Московский» Антонин Грановский, председателем — «митрополит Сибирский» Петр Блинов. Оба — лжеархиереи, находившиеся в расколе. Константинопольский Патриархат в лице своего представителя архимандрита Василия (Димопуло) поддержал этот лжесобор. Происходящее сегодня в Киеве удивительным образом напоминает то, что 95 лет назад происходило в Москве. И там, и тут — ярко выраженная поддержка Константинополя. И там, и тут — активная поддержка государственной власти. И там, и тут — кураторы от властей (там был Тучков, здесь — Павленко). Только теперь из Константинополя прибыл не архимандрит, а митрополит, а вместо ГПУ действует СБУ, которое попыталось обеспечить явку некоторых архиереев. Одного даже похитили и насильственно доставили в Киев, но он все-таки не пошел на «совет нечестивых». Участие двух архиереев от канонической Церкви в мероприятии, направленном на ее разрушение, конечно, не может не огорчать. Но не будем забывать, что среди 12 апостолов был один Иуда. Если бы апостолов было 90, можно было бы ожидать, что Иуд окажется 6 или 7, а не двое. Впечатляют фотографии с «собора». Филарет Денисенко, только недавно заявлявший, что он патриархом был и останется до смерти, сидит без патриаршего куколя, но и без митрополичьего клобука, с обнаженной головой. Остальные — в скуфьях. Как будто не собор проводят, а какую-то тайную сходку. Один из канонических архиереев прибыл в фиолетовом подряснике с накинутой поверх него черной пелеринкой. Экстравагантность нарядов лишь подчеркивает заведомо нелигитимный характер сборища.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

В.Д. Красницкий, Петр (Блинов) и епископ Антонин (Грановский)      Сам по себе Антонин был характерной для эпохи трагической фигурой. Гениально одаренный в области новых и древних языков, это был редкий чудак. Держал в келье прирученного медвежонка, усиленно изучал половой вопрос в ходе философско-религиозных собраний, составлял компиляции из древних литургий и служил по ним. Будучи цензором, пропускал в печать все запрещенные книги. Патриарх Тихон запретил его в служении. Антонин подался к «живцам», но и там не перестал быть проблемой. Тем попам, которые были осведомителями ЧК (Красницкому, к примеру, виновному в смерти митрополита Вениамина), он мог сказать на Литургии: «Нет Христа посреди нас!», – и отказать им в Причастии. Обладая богатырской силой, он лично выбрасывал из алтаря за шиворот тех, кого презирал за предательство. Боялись его и те, кто хулил монашество, а таких в обновленчестве было немало. Вообще, прозрев, «ассенизационной бочкой православия» называл Антонин обновленчество со временем, и это справедливо для большинства расколов. Они канализируют всю нравственную грязь, просочившуюся в Церковь за годы внешнего мира. Грановский умер, не примирившись с Церковью и отойдя от обновленцев. Умер от рака мочевого пузыря и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря. Расколы канализируют всю нравственную грязь, просочившуюся в Церковь за годы внешнего мира Особая тема обновленчества – это «наука страсти нежной, которую воспел Назон». Такое впечатление, что многие рванули в раскол именно ради возможности много раз жениться, не снимая сана, либо легализовать свои тайные фокусы в атмосфере вседозволенности. Это, отметим, тоже яркая и почти повсеместная характеристика расколов. Вот вам картинка (опять со слов Краснова-Левитина). На 55-м году жизни счастье улыбнулось «митрополиту» Николаю (Платонову). У него в очередном браке с певчей церковного хора родился сын. Дитя назвали Андреем. Памятуя, что когда-то Платонов служил в Андреевском соборе, некто поздравил его со словами: «Запомнилось вам все-таки служение в Андреевском». На что «митрополит» ответил: «Нет. Это я в честь Жданова».

http://pravoslavie.ru/102708.html

Епископ Амвросий (Полянский). Фото: fond.ru «Сами посудите, — продолжал владыка Амвросий, — кто у них были первыми вершителями дел? Бывший архиепископ Антонин (в миру Александр Андреевич Грановский, один из лидеров обновленческого движения, глава Союза „Церковное возрождение“ — прим.ред.) , состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счетов пошел против Патриарха Тихона , а к нему примкнули и прочие из духовенства с темным прошлым. Антонин оказался богохульником. Он, как нам известно, идет против почитания угодников Божиих, признает только Святую Троицу и священные события из жизни Христа и Богоматери, иконостас он называет ненужной перегородкой, которую пора, по его словам, сломать. Епископ Леонид (в миру Евгений Дмитриевич Скобеев, обновленческий „митрополит“ Орловский — прим.ред.) нам мало известен, но он, несомненно, подкуплен, дабы расшатывать канонические устои святого Православия. Введенский (Введенский Александр Иванович, обновленческий „митрополит-благовестник“- прим.ред.), бывший петроградский священник, а ныне женатый архиерей, чуть ли не из евреев. Священник Боярский (Боярский Александр Иванович, настоящая фамилия Сегенюк, обновленческий „протоиерей“, выступал свидетелем обвинения на процессе священномученика Вениамина, митрополита Петроградского — прим.ред.) высказался кощунственно на их незаконном Соборе против почитания святых мощей. Вот эти опороченные лица и восстали против Святейшего Патриарха Тихона и святого Православия. Вот к ним и присоединился архиепископ Евдоким и тем самым отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем». Возможно, владыка Амвросий (Полянский) оказался тем самым человеком, благодаря которому обновленческий раскол не смог поглотить Русскую Церковь. По крайней мере, известно, что по результатам голосования в Донском монастыре большинство архиереев поддержали его позицию и отказались от союза с обновленцами. От сельского поповича — до ректора Епископ Амвросий, в миру — Александр Алексеевич Полянский, был родом из Тамбовской губернии. Как и большинство российских священномучеников XX века, он был потомственный церковнослужитель, представитель старинного священнического рода.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов. Иеромонах Пимен (на переднем плане) Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский. Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили) Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать ее после возвращения. А в 1936 году она скончалась.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Епископ Антонин (Грановский) В историографии утвердился стереотип, что обновленцы обманом выманили у патриарха церковную власть; в этом случае патриарх представляется в образе некого наивного простака, однако это не так. Патриарх Тихон вынужден был пойти на передачу церковной власти сознательно, понимая, с кем имеет дело; этот шаг был ценой отказа выполнять антиканонические требования властей и попытки спасти жизнь приговоренных к смерти московских священников. Чтобы лишить власть обновленческой группы легитимности, он указал, что во главе церковного управления должен стать митрополит Агафангел, хотя и понимал, что власти не дадут ему приступить к этим обязанностям. Патриарх Тихон также понимал, что в случае его отказа от временной передачи церковной власти его статус подследственного не позволит ему управлять Церковью, и это только навлечет на Церковь новую волну репрессий. Позднее, после своего освобождения из заключения, патриарх Тихон дал такую оценку этим событиям: «Мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: “Поручается поименованным ниже лицам, то есть подписавшим заявление священникам, принять и передать высокопреосвященнейшему Агафангелу, по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова» . На докладе духовенства г. Череповец, в котором приводилось мнение, что патриарх Тихон передал власть ВЦУ добровольно, рукой патриарха сделана помета: «Неправда» , то есть сам патриарх не считал, что добровольно отказался от высшей церковной власти. 19 мая 1922 года патриарх вынужден был по требованию властей покинуть Троицкое подворье и переехать в Донской монастырь , а подворье было занято обновленческим ВЦУ. После захвата Троицкого подворья обновленцами здесь воцарились пьянство и воровство. По сообщениям современников, члены ВЦУ и обновленческое духовенство регулярно устраивали здесь пьянки, В. Красницкий разворовывал церковные средства, а глава Московского епархиального управления епископ Леонид (Скобеев) присвоил себе рясы патриарха Тихона, хранившиеся на подворье . Чекисты сами признавали, что делали ставку на отбросы общества: «Надо сказать, что контингент вербованных состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями Церкви… сейчас приток прекратился, ибо более степенные, истинные ревнители Православия к ним не идут; среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» .

http://pravoslavie.ru/33329.html

После окончания строительства храма Николай Николаевич принимает решение встать на путь служения Церкви и в том же году поступает псаломщиком к Никольской церкви села Семеновка Николаевского уезда (ныне Пугачевского района Саратовской области). В 1908 году Николай сочетался браком с девицей Ольгой Ивановной Ахматовой, дочерью священника, которая впоследствии стала сельской учительницей. У них родилось четверо детей - Нина, Вера, Сергей и Александр. В 1934 году, на момент первого ареста отца Николая, Нина Николаевна проживала в Пугачеве, Вера Николаевна работала счетоводом пугачевского филиала Госбанка, Сергей Николаевич - помощником бухгалтера нефтебазы города Энгельса. Младший сын, Александр, учился в десятилетке. В 1914 году псаломщик Николай Амасийский был рукоположен во диакона к тому же приходу села Семеновка, в 1917 году - во священника к одному из храмов Николаевска. В 1918 году он был переведен в Казанский храм села Смородинка Николаевского уезда (ныне в Перелюбском районе Саратовской области). После кончины супруги в 1922 году отец Николай Амасийский­старший был избран духовенством и мирянами градского и пригородного округов города Пугачева кандидатом во епископа Пугачевского. Для принятия хиротонии отец Николай поехал в Москву , но оказался у обновленцев так называемого союза «Церковное возрождение», и 9 декабря 1922 года был хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил обновленческий «митрополит» Антонин (Грановский). По приезде в Пугачев новопоставленный обновленческий архиерей был торжественно встречен на вокзале председателем исполкома, который сказал ему приветственную речь, что произвело большое впечатление на народ. Однако многим запомнилась и встреча в кафедральном соборе, когда отец Павел Попов всенародно задал епископу вопрос: «Дверьми ли входишь, Владыко, или прелазишь инуде?». Епископ Николай участвовал в обновленческом соборе 1923 года. 21 июня 1923 года он был назначен епископом Троицким, временно управляющим Уральской обновленческой епархией, но жил по-прежнему в Пугачеве. Вскоре после поставления отца во епископа иерей Николай был переведен им из села в Иоанно­Предтеченский «старый» собор г. Пугачева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Татьяна Суздальцева Историко-канонический разбор обновленчества Епископ Антонин (Грановский) 12 мая 1922 года Святейший Патриарх Тихон обратился к митрополиту Ярославскому Агафангелу с предложением следующего содержания: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Преосвященство временно, до созыва Собора, во главе церковного управления. На это имеется согласие гражданской власти». Точный смысл патриаршего акта совершенно ясен. Святейший Патриарх был привлечен к гражданскому суду по обвинению в статьях закона, грозивших неизбежной строгой изоляцией. Управлять Церковью фактически для него становилось невозможным. Неизвестно было, как окончится начатое против Святейшего Патриарха следствие и можно ли вообще надеяться на прекращение изоляции. При таком положении, осложненном общим состоянием церковного дела, польза Церкви и определение Собора 1917–1918 годов от 28 июля/10 августа 1918 года (в приложении к § 8: О заступании, в случае нахождения патриарха под судом, его места в Свящ[енном] Синоде и Высшем Церковном Совете старейшего из иерархов) с необходимостью требовала назначения заместителя. Но тогдашнее состояние Церкви без органов высшего церковного управления при патриархе, исключительное само по себе и совершенно не предусмотренное конституцией патриаршего управления, свое полное разрешение могло получить только на новом Поместном Соборе Русской Церкви, от установленного срока для созвания какового прошел целый год и ожидаемое созвание которого явилось крайне желательным и необходимым. Ввиду всего этого слова Святейшего Патриарха в отношении преосвященного Агафангела «поставить временно до созыва Собора» являются точно соответствующими данному моменту жизни Русской Церкви и установленной Собором 1917–1918 годов конституции патриаршего правления. Святейший Патриарх не отрекался от патриаршества, какой смысл хотят придать его словам деятели обновленчества, не снимал с себя обязанности патриаршего служения; он делал лишь то, что требовало от него постановление Собора 1917–1918 годов при случае привлечения патриарха к суду и что позволяли ему сделать условия тогдашней церковной жизни, предоставляя очередному Поместному Собору заняться соответствующей конституцией церковного управления при патриархе.

http://pravoslavie.ru/32634.html

6 февр. 1899 г. на Нарвскую кафедру переведен викарий Саратовской епархии Вольский еп. Никон (Софийский). В том же году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 10 дек. 1901 г. перемещен на Вятскую и Слободскую кафедру, в тот же день на его место назначен Сумской еп. Иннокентий (Беляев), викарий Харьковской епархии. Ученик С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по Казанской ДА, еп. Иннокентий был его ближайшим другом и единомышленником. Епископом Нарвским он оставался до 8 февр. 1903 г., когда получил в управление Тамбовскую епархию, где 19 июля должны были совершиться торжества прославления прп. Серафима Саровского. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. 22 февр. 1903 г. епископом Нарвским, 3-м викарием столичной епархии, был утвержден старший цензор С.-Петербургского духовно-цензурного комитета магистр богословия архим. Антонин (Грановский ; хиротонисан 2 марта 1903; с 10 мая 1904 - 2-й викарий, с 31 окт. 1905 - 1-й викарий). После издания имп. мч. Николаем II Александровичем манифеста от 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» выступал против использования правосл. Церкви в целях пропаганды и охраны самодержавия. По окончании революции 1905-1907 гг. он был уволен по личному распоряжению императора при вмешательстве епископов священномучеников Ермогена (Долганёва) и Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит), представивших ему в дек. 1907 г. в обход Синода свое видение церковной обстановки и записку «О современном положении Церкви». Митр. Антоний (Вадковский) писал обер-прокурору Синода П. П. Извольскому : «Удалить человека, Государю неугодного,- дело правильное, но без вмешательства Гермогена и Серафима. Тут для меня самое непереваримое» ( Дамаскин (Орловский), игум. Еп. Гермоген (Долганёв). М., 2010. С. 67). Попытка епископов Ермогена и Серафима добиться увольнения самого митрополита успехом не увенчалась. Уход еп. Антонина на покой 8 февр. 1908 г. был оформлен как удовлетворение поданного им 29 янв. прошения «по приключившемуся нездоровью». Еп. Антонин проживал в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни . 26 авг. 1908 г. император утвердил назначение ему пенсии в размере 1 тыс. р. в год с производством с 8 февр. 1908 г.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

Настоятелем Сретенского монастыря святитель Иларион был назначен сразу после своей архиерейской хиротонии в мае 1920 года. Первым монастырским деянием вернувшегося из ссылки настоятеля стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 года служил ставший в обновленчестве «митрополитом» Антонин (Грановский). Помимо перехода на русский язык в богослужении Антонин перенес престол из алтаря на середину храма. Литургию он стал совершать по особо им составленному и изданному чину, «рецензированному по чинам древних литургий». Будучи сторонником «разнообразия литургической жизни Церкви», он активно «импровизировал» в этой сфере, например, вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов. Накануне праздника в честь иконы Владимирской Божией Матери, 5 июля 1923 года, епископ Иларион освятил великим чином собор Сретенского монастыря. Владыка «произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись в церкви всенародно, иначе он не допустит их к службе в алтаре. Присутствующее духовенство публично покаялось, и Иларион освятил церковь от осквернения еретиков». Самого же святителя один из сотрудников ГПУ характеризовал так: «известнейший проповедник, по своим способностям превосходящий известного проповедника Храповицкого (митрополита Антония (Храповицкого). – Д.С.). Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистейшей тихоновщиной» . 6 июля святитель Иларион принял участие в богослужении в том же монастыре вместе с Патриархом Тихоном . Обновленцы были в панике, их лидер Владимир Красницкий в своем письме в ГПУ от 9 июля писал: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую, контрреволюционную деятельность Тихоновского ессесента (так в тексте. – Д.С.) Илариона; 6/VII, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь… в толпе, в ограде и на улице произвели физические толкования и дело кончилось арестами. За пережитых 10 дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское, – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковников-обновленцев» .

http://pravoslavie.ru/35187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010