сост. В.В. Лобанов Именной указатель Аболин А. К. – советский партийный и профсоюзный деятель. Агафангел ( Преображенский А. Л.) – митрополит. сшмч. Агранов Я. С. – деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД. Аламов – обновленческий священник. Адамович – сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Алигамов А. К. – советский партийный и государственный деятель. Адоратский В. В. – советский партийный деятель, философ-марксист. Александр Невский – великий князь, св. блгв. Алексеев Н. Н. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Алексей Михайлович (Романов) – русский царь. Алексий (Симанский С. В.) – епископ, впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Алтай – сотрудник АПО Башкирского обкома ВКП (6). Амвросий (Паппа-Георгополи) – старообрядческий митрополит. Амвросий (Серебренников) – архиепископ. Андреев С. И. – советский комсомольский и партийный деятель. Андроник (Никольский В. А.) – архиепископ, сщмч. Антоний (Храповицкий А. П.) – митрополит. Антонин (Грановский А. А.) – епископ, обновленческий «митрополит». Антонов А. С. – один из руководителей Тамбовского восстания. Анцелович Н. М. – советский партийный и профсоюзный деятель. Арсений (Стадницкий А. Г.) – митрополит. Атаньязов (Атаниязов) Ататюрк М. К. – оттоманский и турецкий государственный деятель. Атнагулов С. С. – татарский советский политический деятель, писатель. Базилевич Г. Д. – советский военный деятель. Балдаев Д. – сотрудник Восточного отдела ОГПУ. Балицкий В. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Баха-Улла (Хусейн-Али-и-Нури) – основатель бахаизма. Бахутов А. М. – советский профсоюзный деятель. БебельА. – деятель германского и международного рабочего движения. Бедный Д. (Придворов Е. А.) – русский, советский писатель, поэт, общественный деятель. Белобородов А. Г. – советский партийный и государственный деятель. Беляев А. – протоиерей. Бергавинов С. А. – советский партийный и государственный деятель. Блейк Э. – епископ методистской церкви Америки. Блинов П. Ф. – священник, обновленческий «митрополит». Блюм В. И. – советский театральный критик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Г. Петров Глава II. «Церковные» документы делопроизводства политбюро ЦК РКП(б) XI созыва (3 апреля 1922 г. – 25 апреля 1923 г.) Политбюро нового XI созыва обратилось к рассмотрению «церковных» вопросов сразу же, как только приступило к работе. Причем высший орган ЦК РКП(б) вновь акцентировал свое внимание на проблеме привлечения духовенства Русской церкви в органы ВЦИК, официально несущих ответственность за кампанию по изъятию ценностей. Несмотря на то, что еще Политбюро предыдущего X созыва двумя своими постановлениями от 13 и 23 марта 1922 г. высказалось с подачи Л.Д. Троцкого за допущение духовенства в официальные советские учреждения помощи голодающим, председатель Реввоенсовета, тем не менее, решил еще раз предложить высшему партийному руководству рассмотреть данный вопрос. По всей видимости, после переговоров с председателем ЦК Помгола М.И. Калининым и переписки с патриархом Тихоном намеченный Троцким епископ Антонин (А.А. Грановский) дал свое согласие на участие в работе по реализации изъятых ценностей 290 . Об этом дополнительно свидетельствует постановление Бюро центральной КИЦЦ «О работе еп[ископа] Антонина», принятое за несколько дней до рассмотрения вопроса в Политбюро и внесенное десятым пунктом в протокол 8 заседания Бюро от 10 апреля 1922 г. 291 Согласно имеющемуся в фонде ВЦИК в ГАРФ машинописному экземпляру протокола, присутствовавшие под председательством А.Г. Белобородова на этом заседании И.С. Уншлихт, Г.Д. Базилевич, Ф.Д. Медведь, А.Н. Винокуров, заслушав последнего, решили «согласит[ь]ся с т. Винокуровым о формах участия Антонина в работе ЦК Помгол». Как видим, вопрос о работе епископа Антонина в ЦК Помгола, точнее об его использовании в пропагандистском прикрытии настоящих целей кампании по изъятию церковных ценностей и в намечаемом расколе Русской церкви, рассматривала центральная КИЦЦ, секретно работавшая по постановлению Политбюро от 20 марта 1922 г. под эгидой Троцкого. В «подлинном» протоколе 2 заседания Политбюро от 13 апреля 1922 г. предложенное Троцким постановление об Антонине было зафиксировано пунктом 27. В машинописной выписке на бланке ЦК РКП(б) данный номер пункта был приписан карандашом от руки к левой колонке «Слушали», текст которой гласил: «27. О включении епископа Антонина в состав ЦК Помгола для участия в работе по реализации церковных ценностей, (т. Троцкий)». В правой колонке «Постановили» лаконично утверждалось: «Включить». Однако эта формулировка подверглась существенной правке красными чернилами. Рукой сотрудника (заведующего?) Бюро Секретариата ЦК РКП(б) или, не исключено, даже рукой избранного 3 апреля 1922 г. на Пленуме ЦК партии генерального секретаря И.В. Сталина она была вычеркнута, а вместо нее появилась менее категоричная: «Не возражать» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антонин (Грановский Александр), еп.Владимирский (обновл.митр. Московский) Родился 21 ноября 1865 года в Полтавской губернии. В 1891 окончил Киевскую духовную академию. В 1890 будучи в Академии был пострижен в монашество с именем Антонина, а по окончании – рукоположен во иеромонаха. Был назначен сначала помощником инспектора Киевской духовной академии, а затем смотрителем Московского Донского духовного училища. В 1893 переведен на должность смотрителя в Киево-Подольское духовное училище. В 1895 – инспектор Тульской семинарии. В 1897 – преподаватель Холмской семинарии. В 1898 – ректор Благовещенской (на Амуре) духовной семинарии, в сане архимандрита. В 1899 переведен, согласно прошению, на должность в С.-Петербургский Духовный Цензурный Комитет сначала младшим цензором, а затем старшим. 15 янв. 1903 утвержден в степени магистра богословия. 2 марта 1903 хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Антонием митрополитом С.-Петербургским при участии митрополита Московского Владимира, Преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и целого ряда других иерархов. В 1904 ему присвоено наименование второго викария С.-Петербургской епархии, а в 1905 году – первого викария С.Петербургской епархии. В этом же году он состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати. В 1908, согласно прошению, уволен на покой по болезни, с назначением ему местопребывания в Сергиевой пустыни. Повлияло на увольнение также и сочувствие революционному движению 1905–1907 гг. 22 дек.1913 назначен епископом Владикавказским и Моздокским. 5 янв.1917 уволен на покой по болезни. Был членом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. в Москве. Остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. В 1922 уклонился в обновленческий раскол и был первым архиереем у обновленцев и вождем живоцерковников. Организовал в ближайшие месяцы церковную особую группу «Церковное Возрождение», но успеха она в Москве не имела и журнал этой группировки под тем же заглавием скоро перестал выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Горбачев Тихон и Иларион Владыка Иларион в это время (1923 год) – ближайший помощник патриарха, управляющий Московской епархией. Их имена часто используются совокупно как нарицательные для обозначения православного епископата: «Никакие бунты тоскующих о былой власти Белавиных и Иларионов положения в церкви не изменят» (Введенский) 347 . Всевозможные раскольнические оскорбления и клеветы также направляются прежде всего на этих двух иерархов: «Тихоны и Иларионы» «откармливаются» на простодушии Церкви Христовой; «священники и левиты – Тихоны и Иларионы» не принесли Церкви Божией ничего, «кроме горя и бед»; «„благодатные» Тихоны и Иларионы только и делали, что... разжигали вражду против революции»; «Тихон с Иларионом вырабатывали „благодатно» удушливые газы против революции» (Антонин Грановский) 348 . Иным образом это единство святителей осталось в благодарной памяти Церкви: «Всечестная двоице, святый Тихоне, патриарше и исповедниче, блаженный Иларионе, сподвижниче того и мучениче, образ вы Христа распята в мире сем явила еста». «Ангел и и архангел и ныне на небесех ликовствуют, видяще два земная ангела, Тихона и Илариона, Церковию прославляемая» (тропари из 6-й песни канона священномученику Илариону) 349 . Впрочем, у обновленцев имелись серьезные поводы для ненависти. Архиепископ Иларион с благословения патриарха освящал храмы, возвращенные из раскола, тем же чином, что и оскверненные от еретиков, что приводило раскольников в ярость. В своем послании от 02(15).07.1923 года, составленном совместно с владыкой Иларионом, Патриарх Тихон писал об отколовшихся: «...Они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей в Церкви Христовой... А все действия и таинства, совершаемые отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в грехе» 350 . То, что обновленцы «называли Святыми Дарами, сжигалось и никакой благодати за ними не признавалось» 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

30 января Президиум обновленческого «собора». Москва. 3­й дом Советов. 1923 г. 1923 год – Антирелигиозная комиссия под председательством Е. М. Ярославского рассмотрела вопросы, связанные с проведением обновленческого «собора». Была проанализирована деятельность Высшего Церковного Управления, изучены предложения по оказанию ему помощи «в борьбе с тихоновщиной». Основное внимание при этом было уделено Петрограду, где, по сообщению ГПУ, у обновленцев существовали серьезные противники, которые пытались «возродить тихоновскую ориентацию». Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий Комиссия поручила «намеченных ГПУ 5 питерских священников во главе с епископом Ярушевичем арестовать и выслать». Вскоре они были арестованы, а епископ Николай сослан в Коми-Зырянский край. Под репрессивными ударами, лишенная руководителей, «Петроградская автокефалия» начала распадаться. Молитва перед началом Архиерейского Собора. 30 января 1990 г. 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре в Москве работал Архиерейский Собор (30 - 31 января). Решение о созыве внеочередного Собора было принято на заседании Священного Синода 28 декабря 1989 г . в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь – на Западной Украине в результате легализации деятельности Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. Собор открыл краткой речью патриарх Пимен. Далее были заслушаны доклады митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны» и «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины». Архиерейский Собор подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им “Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда” и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью».

http://pravoslavie.ru/5342.html

Русская Православная Церковь ХХ век 12 июня 1917 год – Состоялось открытие Предсоборного совета. Уже через три дня было постановлено: созвать Поместный Собор 15 августа 1917 г . в Москве, в Успенском соборе Кремля. 1920 год – Оживление деятельности автокефалистов. Это произошло после того, как поляки покинули Киев и в город вернулись большевики. В Софийском соборе автокефалисты созвали свою первую конференцию. На ней отмечалось, что серьезной проблемой для Украинской Церкви является отсутствие епископов. Ни один из епископов, которых они пытались привлечь на свою сторону, не примкнул к расколу. Даже епископ Антонин (Грановский), примкнувший к обновленцам, вначале давший как будто свое согласие на участие в автокефалистской авантюре, впоследствии отказался. Поиски православного епископа продолжались до конца октября 1921 г ., однако результатов не дали. В июне 1926 года – На Украине сотрудники ОГПУ арестовали автокефалиста Василия Липковского. После ареста Липковский был вывезен в Харьков. Затем киевское ГПУ опечатало канцелярию рады УАПЦ и объявило, что Автокефальная Церковь больше не существует. Летом 1962 – Введен жесткий контроль над совершением треб — крещений, венчаний, отпеваний. Все требы заносились в специальные книги с указанием фамилий, паспортных данных, адресов прихожан. Для крещения ребенка требовалось обязательное присутствие обоих родителей, а кое-где и письменные заявления; выдавались квитанции. В некоторых областях пытались ввести регистрацию проскомидийных  записок, причащений и т. п. Это был особенно сильный удар по Церкви. Резко усилился налоговый контроль. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали «излишки» в Фонд мира. Информация об участии в церковных обрядах нередко передавалась официальным лицам и могла служить причиной преследований по месту работы или учебы. Так, в июне 1963 г . на Всесоюзном совещании в Совете по делам Русской Православной Церкви уполномоченный по Ростовской обл. в своем докладе подчеркивал: «При проверке данных о лицах, совершающих обряды, есть возможность точно определить, кто именно совершал их. Так, Батайский горисполком в 1963 г . выявил, что своих детей окрестили 11 коммунистов. Семерых обком КПСС исключил из рядов КПСС. Характерно, что 4 человека вначале отрицали, что они давали согласие на крещение, но были уличены подписями на заявлениях, сохранившихся в делах церкви».

http://pravoslavie.ru/5480.html

Русская Православная Церковь ХХ век 13 мая Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) 1922 год – Святейший Патриарх Тихон направил митрополиту Агафангелу (Преображенскому) письмо, извещавшее о передаче ему церковного правления впредь до созыва Собора. «На это имеется согласие гражданской власти, — писал патриарх, — а потому и благоволите прибыть в Москву без промедления». Письмо повез в Ярославль протоиерей Владимир Красницкий. Митрополит Агафангел готов был исполнить волю святителя Тихона, но по распоряжению ВЦИК его задержали в Ярославле. В этот же день — Александр Введенский и епископ Антонин (Грановский) подписали воззвание «Верующим сынам Православной Церкви Российской». Воззвание было составлено от имени группы «Живая церковь» и стало первым программным документом обновленчества. Документ содержал обвинение святителя Тихона в «церковной разрухе» и требовал немедленного суда над ним. 1949 год – Состоялся доклад И. В. Сталину секретаря ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкова о подготовленном Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) проекте постановления “О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний”. На первой странице подборки материалов к проектам постановлений стоит резолюция: “Решения не принимать. Вопрос был т. Маленковым лично доложен т. Сталину”. Так была временно остановлена волна нового наступления на Церковь и на Совет по делам Русской Православной Церкви. Сталин, продемонстрировав свое недовольство “неудачами” внешнеполитической деятельности Церкви, решил пока сохранить ее потенциал. Между тем, хотя на союзном уровне антицерковное постановление принято не было, подобные ему документы, предписывающие усиление идеологического и административного нажима, были приняты партийными органами ряда областей и автономных республик. Святейший Патриарх Болгарский Максим 1972 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отбыли из Бейрута в Софию. В софийском аэропорту делегацию Русской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Болгарский Максим, члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5448.html

Русская Православная Церковь ХХ век 24 июня 1922 год – Епископ Алексий (Симанский) отказался от управления Петроградской епархией. В Петроград по поручению Высшего церковного управления (ВЦУ) приехал протоиерей Владимир Красницкий и потребовал от епископа Алексия (Симанского), управлявшего Петроградской епархией, безоговорочного признания обновленческого ВЦУ. Владыка Алексий ответил твердо: «нет». В тот же день он подал заявление в ВЦУ об отказе от управления Петроградской епархией и убыл в отпуск. 1923 год – «Митрополит» Антонин (Грановский) в результате резкого конфликта с членами обновленческого Высшего церковного совета (ВЦС), прежде всего с Владимиром Красницким, освобожден от всех занимаемых должностей и уволен на покой. Писатель Иван Шмелев 1950 год – В православной обители  Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем умер русский писатель И. С. Шмелев. Иван Сергеевич Шмелев родился в Москве в 1873 г . В 1922 г . вынужден был покинуть Родину, жил сначала в Берлине, а потом в Париже.  Историк Русской Церкви А. В. Карташев писал о Шмелеве: «Как бы там ни судили академики от литературы о писательском наследстве Шмелева, это их право и компетенция, но есть и не избудет около Шмелева другой, массовый, читательский суд. И вот тут­то произошло нечто довольно редкое, я бы сказал, исключительное. В нашей новейшей литературе еще небывалое. Шмелев, и сам того не подозревая, попал в некую, не литературно­формальную, духовно­биологическую точку. Он спустился в недра русского простонародного церковного благочестия и там попал во власть суда, ни от каких академий не зависящего, суда собора Церкви народной. Суд этот не боится переоценки ценностей. Критерий его устойчив, тысячелетен, неизменен. Там Шмелева признали своим и почти уже канонизировали. Так массовая читательская оценка слилась с оценкой церковной. А это факт тяжеловесный. От него не отмахнешься ни замалчиванием, ни непризнанием. Соборно­церковная оценка лишь в последнюю очередь эстетическая, художественная. А в первую голову – учительная, назидательная, горевозносящая. Она признала Шмелева учителем. Так претендент на “светского учителя жизни” превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики “Лета Господня”, как прежде лежали “Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Это уже не литература… Это – “душа просит”. Это утоление голода духовного». 

http://pravoslavie.ru/5492.html

Русская Православная Церковь ХХ век 29 апреля Епископ Дамиан (Воскресенский) 1918 год – Состоялась хиротония архимандрита Дамиана (Воскресенского) во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона. 1923 год – В Москве открылся обновленческий лжесобор. На «соборе», по данным Е. А. Тучкова, ГПУ имело «до 50% своего осведомления». Деловые заседания «собора» проходили в «3-м доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 – «живоцерковников», 116 – депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — из Союза церковного возрождения, 3 – беспартийных обновленца и 66 – депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к советской власти и Патриарху Тихону». Считаясь с существующими настроениями в церковном обществе, «собор» значительно ограничил размеры реформаторства, оставив неприкосновенными и догматы, и Таинства, и богослужебный чин. Доклады Александра Введенского и Владимира Красницкого «О реформах Церкви» не встретили по ряду аспектов поддержки. «Собор» узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний — и второбрачие клириков. Был введен григорианский календарь. «Митрополит» Антонин (Грановский) среди поклонников. Москва. 1923 г. В качестве руководящего органа Церкви был избран Высший церковный совет (ВЦС) под председательством «митрополита» Антонина из 18 членов, пропорционально представительству на «соборе»: 10 – от «Живой церкви», 6 – от СОДАЦ и 2 – от Союза церковного возрождения. Согласно принятому Положению об управлении Церковью, епархиальные (губернские) управления должны были состоять из 5 человек: 4 выборных (священнослужители и миряне поровну), а также председателя – епископа, назначенного ВЦС. Викарные (уездные) управления включали председателя-епископа и 2 членов – священнослужителя и мирянина. Решения «собора» показали, что программа «Живой церкви» оказалась неприемлемой для большинства его участников, им более импонировали умеренные идеи СОДАЦ. Лидер «Живой церкви» Владимир Красницкий лишился должности заместителя председателя ВЦС, но после того как он отказался от предложенного сана «архиепископа Петроградского», ему был пожалован титул «протопресвитера всея России». Александра Введенского «собор» постановил посвятить во «архиепископа Крутицкого» и после хиротонии лидер СОДАЦ окончательно переехал в Москву, значительно приблизившись к руководству обновленческой Церковью в целом.

http://pravoslavie.ru/5433.html

Русская Православная Церковь ХХ век 29 мая 1922 год – В Москве состоялось учредительное собрание группы «Живая церковь». Собрание открыто провозгласило пересмотр и изменение всех сторон церковной жизни. Подражая своим идейным вдохновителям, обновленцы избрали ЦК «Живой церкви» из 10 членов и президиум ЦК в составе священников Владимира Красницкого, Евгения Белкова и Д. Соловьева. На собрании в качестве ВЦУ была признана группа священнослужителей, входившая в него с 19 мая: председатель — епископ Антонин (Грановский), его заместитель — Владимир Красницкий. управляющий делами — Евгений Белков и еще четыре члена. Тогда же было решено подготовить созыв «поместного собора» для законодательного преобразования церковной жизни, а также принять сформулированные в самом общем виде «Основные положения» группы «Живая церковь»: «...Пересмотр церковной догматики с целью определения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем... Пересмотр церковной литургии, с целью выяснения и устранил тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов и таинств». Вскоре стал выходить журнал «Живая церковь» под редакцией сначала священника С. Калиновского, а затем священника Евгения Белкова. Патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич) 1946 год – Совет министров СССР своим постановлением одобрил инициативу Совета по делам Русской Православной Церкви о созыве в Москве Предсоборного совещания, а затем — и Вселенского Собора. Все это должно было завершить строительство системы всеправославного единства вокруг Москвы. Для полного триумфа решено было возродить и воплотить идею созыва Всеправославного Собора в Москве. Сама мысль о Соборе возникла у Вселенского патриарха Фотия в 1930 г . (Об этом патриарху Алексию в своем письме сообщал патриарх Александрийский Христофор 16 июня 1947 г .) Начавшаяся Вторая мировая война отодвинула эти планы на неопределенное время. Идея обрела реальные черты в 1946 г . — созвать в Москве “Вселенское предсоборное совещание” – именно так оно называлось в государственных документах.

http://pravoslavie.ru/5466.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010