О том, что власти даже не собирались приобретать на украденные у Церкви ценности продовольствие для голодающих, свидетельствует следующая шифровка, полученная Симбирским губотделом ГПУ: «Симбирск, губотдел ГПУ, из Москвы. Циркулярно. Компомголам губерний, автономных областей и союзных республик. Замена церковных ценностей хлебом и другими продуктами не допустима. Замена золотом и серебром равного количества допустима в отдельных случаях с разрешения губкомиссии по изъятию ценностей. Необходимо начинать изъятие с городов и богатых приходов, благоприятно настроенных, затем переходить к деревне, руководствуясь политическими соображениями. Член президиума ЦК Помгол ВЦИК Винокуров» . Изъятие в епархии прошло довольно спокойно, а благодаря усилиям архиепископа Александра удалось сохранить и без того малочисленное духовенство. Между тем властям удалось собрать в Симбирской епархии более 3,5 тонн серебра, не считая золотых и платиновых изделий, огромное количество бриллиантов и других драгоценных камней. Все это было изъято как лом, без расчета художественной ювелирной ценности предметов. По современным подсчетам, за три мешка полученного в Поволжье зерна только церковными ценностями, не считая изъятого у самого народа, расплачивались по 1 килограмму серебра, а также бриллиантами, жемчугом и другими драгоценными камнями, подсчитать количество которых теперь не представляется возможным . 27 июня 1921 года в помощь архиепископу Александру был рукоположен овдовевший симбирский протоиерей Иаков Благовидов. Отец Иаков был выпускником Казанской духовной академии, законоучителем Симбирской мужской классической гимназии, в которой в свое время учились В.И. Ульянов (Ленин) и А.Ф. Керенский. Позже отец Иаков стал членом правления Симбирской духовной семинарии. Неоднократно удостаивался правительственных и церковных наград. После смерти супруги отец Иаков принял монашеский постриг с именем Иоаким и был рукоположен в епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. «В годы гражданской войны в среде духовенства активизировались модернистские группировки, подхватившие идейное наследие группы 32 священников, а также образованного в Петрограде при Временном правительстве Всероссийского союза демократического духовенства и мирян, который возглавили священники А.И. Введенский, А.И. Боярский, И. Егоров» . В Петербурге создаются различные модернистские группировки: священником И. Егоровым – «Религия в сочетании с жизнью», священником А. Боярским – «Друзья церковной реформации». С 1921 года существует так называемая Петербургская группа прогрессивного духовенства. Опорой в епископате для обновленцев стал заштатный епископ Антонин (Грановский), известный своими сомнительными новшествами в богослужении, за которые он и был запрещен Патриархом Тихоном .

http://pravoslavie.ru/31261.html

По всей России и за ее пределами открыты бюсты и памятные доски Государю, вышло много книг, статей, брошюр, приученных к Царским дням. В Белграде 17 июля 2018 г. состоялся крестный ход, в котором приняли участие Патриарх Сербский Ириней, представители высшей власти Сербии. Для врагов же России, для их глобалистских сатанинских планов, нет более опасной исторической фигуры, чем Государь Император Николай Александрович. Ибо в нем с особой силой воплотилась Святая Русь, с ее идеалами и нравственными ориентирами, то, что так хотели уничтожить все упыри ХХ века, которые столь дороги священнику Андрею Федосову. Поэтому и стоит у духовных наследников этих упырей задача: любыми способами имя Царское закидать грязью, опорочить его, подсунуть нам лже-царей. Но самое важное для них, сделать это руками представителей Церкви, а лучше всего с помощью священников. Собственно, это уже имело место в начале ХХ века, когда 9 января 1905 г., упомянутое всуе «Киберпопом», эсеровский боевик по кличке «Огнедышащий», потирая руки, сказал, глядя на толпы рабочих: « Какое величие замысла, использовать веру в Царя и Бога для революции ». Тогда, в начале ХХ в. врагам Царя и России, удалось найти священников и даже епископов (Антонин (Грановский), будущий обновленец), сыгравших страшную провокаторскую роль в деле разжигания революции. Наиболее известны из них иерей Георгий Гапон и иеремонах, затем расстрига, Илиодор. Один действовал с позиций эсеров, то есть как бы слева, другой с позиций «черносотенства», то есть как бы справа. Наши враги хотят и сегодня найти таких лже-пастырей-провокаторов, создать из них некоего Илиодора Гапоновича, цель которого отвести людей от Бога и Его святых, подменить добро злом. Казалось бы, как может священник Русской Церкви восхвалять Ленина, по личному приказу которого были осквернены мощи святого Преподобного Сергия Радонежского, расстреляны сотни священников и иереев? Как может священник игнорировать слова Святителя Тихона (Белавина), который 13 (26) октября 1918 г.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/30/ilio...

Последние страницы своих воспоминаний отец писал уже будучи в преклонном возрасте, – отсюда не всегда разборчивый почерк, повторы и некоторые противоречия, правда, несущественные. Я старался сохранить крупицы его памяти, оставляя для этого даже отдельные слова, неполные предложения и абзацы, которые поддались прочтению. Надеюсь, строгий читатель простит мне мою преданность памяти отца и желание оставить для потомства как можно больше его свидетельских показаний о прожитом им времени». Воспоминания писались «для потомства», без всякой надежды быть напечатанными. Прежде чем попасть в редакцию журнала, они проделали сложный и долгий путь. При этом подлинник воспоминаний, вероятно, рукописный, был утрачен, и редакции досталась машинописная копия, с ошибками и пропусками. Не имея возможности опубликовать обширный текст воспоминаний полностью, мы предлагаем читателям два фрагмента из них. Текст подготовлен к печати в соответствии с общепринятыми правилами, явные недочеты и ошибки рукописи исправлены без оговорок, фрагменты утраченного текста обозначены отточием в скобках. Текст к печати подготовил канд. ист. наук Н. Д. Егоров. Господи, благослови начатое! Пришла революция, проникла она и в церковную жизнь. Такое направление дала Москва. Вождями церковной революции явились следующие лица: митрополит в заштате Антонин (Грановский), протоиереи: Александр Введенский, Димитрий Красницкий, Платонов, Красотин. Существующая церковь с Патриархом Тихоном объявлена была подлежащей уничтожению, как безжизненное дерево, и как контрреволюционная. Вместо нее объявлена «Живая церковь». Во всех епархиальных городах России пооткрывались Революционные комитеты «Живой церкви» в полной зависимости от Московского комитета. Здесь, в Ростове, тоже открылся комитет. Председателем назначен был от Москвы протоиерей Покровской церкви Михаил Попов. Вошли в комитет заштатный священник Никольской церкви Андрей Сокальский, юрисконсульт – священник Василий Черняев, псаломщик Копытин, священник Евгений Матвеевский. Епископом в то время был Арсений (Смоленец), которого Революционный комитет игнорировал, а он – игнорировал комитет.

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

Протоиерей Иаков был пострижен в монашество с име­нем Иаков в честь апостола Иакова брата Господня, и 1 апреля 1923 года рукоположен в архиерейский сан епископом Антони­ном (Грановским) и бывшим архиепископом Екатеринославским Владимиром (Соколовским-Автономовым), который заверил на­рекаемого в сан епископа, что он находится в подчинении Патри­арха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. 10 мая 1923 года епископ Аристарх отбыл в Москву, оста­вив епископа Иакова на время своего отсутствия управляющим Оренбургской епархией. В том же году епископ Аристарх отпал в обновленчество; вместе с тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, и по этой при­чине законность хиротонии владыки Иакова стала вызывать со­мнения, и духовенство и паства пожелали, чтобы этот вопрос был разрешен Патриархом Тихоном. 22 июля 1923 года состоялось собрание православных свя­щеннослужителей города Орска и представителей от приходских советов градо-Орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило: «Принимая во внима­ние неканоничность и безблагодатность ВЦС и принятой от него именуемым епископом Иаковом – бывшим протоиереем Маска­евым – хиротонии , вменить в обязанность епископу Иако­ву с первым отходящим поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его Заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске. Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Орен­бургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патри­арха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». В соответствии с решением этого собрания 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Патриарху Тихону, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован следившими за ним сотрудниками ОГПУ и возвращен в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался выехать, но снова был арестован и воз­вращен в город.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Работа по формированию раскола в Сибири, как и в др. регионах, велась при непосредственном участии гражданских властей: от епископов и священников они требовали признания «томской декларации». В июле 1922 г. викарный Тюменский еп. Иринарх (Синеоков-Андреевский) заявил о своем присоединении к «Живой церкви». В Тюмени было создано обновленческое епархиальное управление, однако Тобольский архиеп. Николай (Покровский) категорически отказался признать СибЦУ, выпустил воззвание к пастве и наложил запрет на еп. Иринарха. Новониколаевский еп. Софроний (Арефьев) согласился вступить в СибЦУ, но подчиненное ему духовенство продолжало поминать Патриарха Тихона. 5 окт. 1922 г. Б. созвал в Томске «Сибирский собор», на к-ром был избран председателем, а затем и «епископом Томским и Сибирским». Выйдя к участникам собрания в лаптях, он поклялся, что будет рабоче-крестьянским архиереем. Лжехиротонию Б. «во епископа Томского и Сибирского» совершили 8 окт. 1922 г. в ц. Иоанна Лествичника епископы Софроний (Арефьев) и Гавриил (Воеводин) (по сведениям Левитина, в хиротонии участвовал Киренский архиеп. Зосима (Сидоровский), временно управлявший Иркутской епархией, к-рый одним из первых в Сибири присоединился к обновленцам). Первоначально даже «первоиерарх» обновленцев Антонин (Грановский) не признал «хиротонии» Б. 16 нояб. 1922 г. Б. присвоил себе титул «митрополит Томский и Сибирский», а после перемещения СибЦУ в Новониколаевск стал именоваться «митрополитом всея Сибири». В дек. 1922 г. сибир. обновленцы признали над собой власть находившегося в Москве Высшего церковного управления (ВЦУ). Б. настоял на том, чтобы уполномоченным ВЦУ при СибЦУ стал Макарий Торопов, «епископ Змеиногорский, викарий Томской епархии», благодаря чему полного подчинения Москве так и не произошло. Вскоре «сибирский митрополит» официально заявил, что его церковь является самодовлеющей и ни от кого не зависимой. 2 мая 1923 г. Б. был «избран деловым председателем» обновленческого «2-го Всероссийского поместного собора», проходившего в храме Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/149389.html

«С 1755 г. в соборе находилась уникальная многофигурная композиция «Распятие» мастера Г. С. Шумаева («Шумаевский крест»), выполнявшаяся им в течение нескольких десятков лет. Это насыщенное библейскими и новозаветными персонажами фольклорное по своему характеру произведение изготовлено из резного раскрашенного дерева с применением цветного стекла, олова и разноцветной фольги. В настоящее время (1989 г. - П. П.) хранится в собрании Музея архитектуры». «В 1922 г. монастырь был захвачен обновленцами; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий еп. Антонин (Грановский). Но уже в 1923 г. Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор Патриарха Тихона. В первых числах июля состоялось переосвящение храма: возведенный в сан архиепископа Илларион (Троицкий) освятил собор Сретенского монастыря, причем освящение производилось по великому чину: храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) — случай, невиданный в русской церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм подобно безбожию и ереси». «4 декабря 1925 г. в Сретенском монастыре Сергей Извеков (впоследствии Святейший Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон». Монастырь закрыт в 1920-е гг. Большая часть зданий разрушена в 1928—1930 гг. «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь, мешающий движению (монастырь обнесен забором)» (сент. 1928 г.). В числе снесенных был и один из древнейших храмов Москвы — преп. Марии Египетской, колокольня и монастырская стена. «Колокольня снесена в 1927 г.». «Икона «Воздвижение креста» нач. XVIII в., московская школа (?), из церкви Сретения Владимирской Богоматери Сретенского монастыря в Москве находится ныне в Третьяковской галерее, куда поступила в 1934 г. из Антирелигиозного музея искусстве бывшем Донском монастыре». В годы сталинского террора «здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На, монастырской территории, примыкающей к зданию главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

http://pravoslavie.ru/5797.html

С сентября 1916-го до 28 февраля 1917 года владыка Фаддей – епископ Владикавказский. Епископ Фаддей был переведен на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского). Каждый день после службы он приносил больному Архиерею просфору и святую воду и подолгу утешал его, сидя у кровати. Когда тот заговорил о своей скорой смерти, владыка Фаддей ответил: «Вам бы, Владыка, надо послужить литургию, причаститься, и выздоровеете», взял его за руку и поднял с постели. Утром епископ Антонин поехал в собор, отслужил литургию, причастился – и выздоровел. В 1919–22 годах епископ Фаддей – временно управляющий Волынской епархией. После того как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую епархию и уехал за границу, он стал правящим архиереем Волынской епархии. Ему пришлось терпеть много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти. В ноябре 1921 года Владыка был арестован Волынской губернской ЧК и заключен в тюрьму в городе Харькове. 25 февраля 1922 года Всеукраинской ЧК был обвинен как «участник повстанческого движения на Волыни». Приговор: «Выслать в распоряжение патриарха Тихона с правом жительства только в одной из северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в ЧК». Заключение начальника секретного отдела Волынской ГубЧК: «Епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным, как находящегося на Волыни более 15 лет и пользующегося большим авторитетом у местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК». 9 марта 1922 года Владыка был освобожден из тюрьмы и выехал в Москву. В Москве встретился со Святейшим Патриархом Тихоном. Из Москвы не мог выехать до получения дела из Харькова и рассмотрения его в ГПУ. С марта по сентябрь 1922 года проживал в Москве, в Свято-Данииловом монастыре. Подвизался вместе с единодушной ему братией обители, с епископами-исповедниками. Даниловский братский духовник, преподобноисповедник Георгий (Лавров), келью которого любил посещать владыка Фаддей, называл его «всеблаженным архиереем». Часто служил Владыка на Валаамском подворье. Принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе. Вместе с митрополитами Агафангелом (Преображенским) и Кириллом (Смирновым) составил документ о новых раскольниках – обновленцах, в котором было сказано, что «Живая Церковь » не есть Церковь Христова, но церковь воров и разбойников; церковь инквизиторов, ибо властители ее управляют не словом любви и убеждения, а террором и насилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

6-17 авг. 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд ЖЦ, на к-ром произошел разрыв между сторонниками Красницкого и группой А., не вернувшегося на съезд после 1-го заседания. Считая ЖЦ «поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег», А. выступал против второбрачия духовенства, не поддержал идеи закрытия всех мон-рей и упразднения епископата. 24 авг. того же года А. встал во главе «Союза церковного возрождения» (СЦВ) - обновленческой группировки, стремившейся в отличие от сословно-клерикальной ЖЦ найти опору в мирянах. В Положении СЦВ так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов «белого попа». Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты». 22 сент. 1922 г. А. заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать А. из Москвы, т. к. «он становится знаменем контрреволюции». В ответном письме Красницкому указывалось, что «органы власти... не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ». В отличие от ГПУ правительство России в это время стремилось предотвратить раскол в обновленчестве. О необходимости преодоления разногласий между группами А. и Красницкого говорилось в справке ВЦИК, подготовленной к заседанию его президиума в кон. сент. 1922 г. В результате между основными обновленческими течениями был достигнут временный компромисс. В окт. 1922 г. А. вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано на коалиционных началах, включив в себя представителей ЖЦ, СЦВ и новообразованной группировки «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), к-рый возглавил Введенский. На обновленческом «Втором поместном соборе Православной Российской Церкви» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923) А. был избран его почетным председателем, однако фактическое руководство «Собором» осуществляли Введенский и Красницкий. 8 мая А. вошел в состав избранного «Собором» Высшего церковного совета (ВЦС) в качестве его председателя. Но уже 24 июня в результате резкого конфликта с членами ВЦС, прежде всего с Красницким, был освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в «Известиях» 17 мая 1923 г. ст. А. «Азбука церковной реформы», ставшей программным документом СЦВ.

http://pravenc.ru/text/116144.html

Программные положения не были написаны по заказу чекистов, хотя образование самих групп являлось важным результатом государственной антирелигиозной работы. Кроме того, приверженность реформам и различия в их составе у обновленческих «партий» учитывались и затем использовались ГПУ для создания раскола в расколе. Подобно большевикам, захватившим власть в стране революционным путем для реализации уставных и программных задач по строительству нового коммунистического общества, церковные «большевики», осуществившие переворот в Высшем Церковном Управлении в мае 1922 года, являлись носителями вполне определенных, почти готовых к реализации представлений об обновлении Церкви. Историкам известны документы о подготовительных встречах будущих лидеров раскола с сотрудниками ГПУ, где в обмен на лояльность государству и согласие выступить против Священноначалия им были предложены исключительные условия для реализации своих прогрессивных демократических идей: выпуск журнала (к этому времени все церковные периодические издания были давно запрещены), организация съездов, миссионерские мероприятия, господдержка в защите самостоятельности духовенства от реакционного Синода и т.п. — Имелись ли реформаторские настроения непосредственно у вождей раскола в прошлом? — В целом на этот вопрос с небольшими уточнениями можно ответить утвердительно. Уже на первой ночной встрече с чекистами в апреле 1922 года возглавить революцию в Церкви согласился известный реформатор заштатный епископ Антонин (Грановский), глава будущего Союза церковного возрождения. Будучи участником религиозно-философских собраний 1901-1903 он тогда же попал под влияние модных теорий «паралича» Церкви, «догматического развития» и т.п. и в разговорах с единомышленниками высказывал сомнения в историческом бытии Христа. В сане епископа самочинно стал практиковать отступления от принятой богослужебной практики, в результате чего в 1921 году Патриарх Тихон запретил ему введение в нее каких бы то ни было новшеств. Из остальных двух заметных вождей обновленчества 1922 года несомненным реформатором являлся протоиерей Александр Введенский, руководитель другой группы раскольников — Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ).

http://patriarchia.ru/db/text/6027200.ht...

Сегодня всё более очевидно, что роковым для Государства Российского был не октябрь 1917 года, а февраль-март. Этому поистине переломному событию посвятил в последние годы д.и.н., профессор М. А. Бабкин два фундаментальных исследования: " Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году " (М., Индрик, 2008) и " Священство и Царство (Россия, начало ХХ в. - 1918 г.). Исследования и материалы. (М., Индрик, 2011) Бабкин показывает, что подавляющее большинство российского епископата уже в начале XX столетия стояло на республиканских позициях. В вышедшем в 1900 г. " По благословению Святейшего Правительствующего Синода " Служебнике исчезает обязанность вынимания на проскомидии частицы о здравии Государя... С началом революции 1905 года многие архиереи публично проявляли ей сочувствие. Старший викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Антонин (Грановский) сразу после обнародования Манифеста 17 октября 1905 года перестал на совершаемых им богослужениях поминать Царя как " самодержавнейшего " , а в декабре 1905 года опубликовал в столичной газете " Слово " статью о том, что Православие и Самодержавие несовместимы. В Петербурге высшее духовенство при поддержке митрополита Антония (Вадковского) совершало публичные панихиды по революционерам. Участие в Февральской революции стало итогом. Св. Синод уже 6-8 марта распорядился изъять из богослужебных чинов поминовение Царской власти. Если Россия была провозглашена А.Ф. Керенским Республикой только через шесть месяцев после революционных событий, то Св. Синод это " совершил " через шесть дней. А уже к концу марта 1917 г. все богослужебные тексты, где ранее поминалась Царская власть, были исправлены. По сути, именно действия Синода сделали революцию необратимой. Среди прочего М.А.Бабкин обращает внимание на «определённый символизм в действиях некоторых представителей духовенства " , которые " кощунственно ассоциировали происшедший в стране государственный переворот с Пасхой " . Многие современники указывали на " пасхальную " атмосферу " великой безкровной " революции. На улицах городов нередким было приветствие: " Христос воскресе... наконец-то мы свободны " . А один из московских клириков, священник Владимир Востоков, явился 4 марта 1917 года на Красную площадь для служения праздничного молебна не в тёмном (великопостном, положенном по церковному уставу), а в красном, пасхальном облачении. " Многим из тех, кто в те дни участвовал во всеобщей революционной вакханалии, даже казалось, будто бы " рай опустился на землю " , - пишет М. Бабкин. Духовенство освящало своим присутствием революционные праздники..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010