В письме епископу Виктору (Островидову) Антонин писал, что главная задача обновленчества – «ликвидация патриарха Тихона как ответственного вдохновителя непрекращающихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний» . Епископ Антонин изначально находился в оппозиции к Красницкому и «Живой церкви» , не соглашаясь с программой радикальных церковных реформ. 23 мая 1922 года Антонин во время проповеди говорил, что он «не за одно с деятелями “Живой церкви” и разоблачал их проделки» . В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) Антонин называл Красницкого и его «Живую церковь» «седалищем губителей», а свой временный союз с ними объяснял соображениями «государственного порядка, чтобы не расщеплять раскола в народе и не открывать церковной междоусобицы» . ВЦУ был искусственно созданным органом, вместе работать его членов заставляли «соображения государственного порядка», вернее, указания ГПУ. В июне 1922 года патриарх Тихон, находясь под домашним арестом, передал, по данным ГПУ, записку, обращенную к духовенству, с просьбой бороться с лидерами обновленческого ВЦУ епископами Леонидом (Скобеевым) и Антонином (Грановским) и «обратиться к иностранным державам» . Антонин был противником женатого епископата, за который ратовала «Живая церковь». В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) он писал: «Женатого архиерея я все же остановил. Они было и наречение совершили. Пришлось прибегнуть к внешнему воздействию, которое на сей раз удалось» . «Живую церковь» он считал «поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег» . Архиепископ Евдоким (Мещерский) ВЦУ под давлением властей поддержали достаточно авторитетные архиереи. 16 июня 1922 года митрополит Сергий (Страгородский) вместе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) подписали «Меморандум трех». В этом тексте говорилось: «Целиком разделяем мероприятия Церковного управления, считаем его законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными» . По свидетельству протоиерея Порфирия Руфимского, который побывал в июне 1922 года в Нижним Новгороде, подписание «Меморандума трех» происходило в местном подразделении ГПУ .

http://pravoslavie.ru/33329.html

За  июльскими событиями последовали  заявления лидеров обновленческого раскола о «контрреволюционной деятельности» Предстоятеля церкви и его помощника. В сентябрьском номере «Известий» Антонин (Грановский) называл Патриарха Тихона и владыку Илариона «подсудимыми перед революцией».  И вскоре «подсудимый» епископ был приговорен к трем годам лагерей. Цена  верности При всех невзгодах заключения в Соловецком лагере, дышалось там, все-таки, легче, чем «на материке»: меньше было возможности встретить двурушничество. Соузниками владыки оказались многие православные священники, сохранившие верность Патриарху Тихону.  И для них его опыт и личные качества оказались незаменимы. Владыку неизменно выбирали «делегатом» для проведения переговоров с лагерным начальством по особым случаям. Обычно отказов не было. Ему удалось добиться перевода в 6-ую роту духовенства и перевести большую часть священников на хозяйственные работы, а когда начальство имело возможность убедиться в их высокой исполнительности и честности — выговорить некоторые послабления режима и отстоять волосы и бороды священнослужителей. К «высоким должностям» в лагерной иерархии владыка не стремился. Предложения лагерной администрации отклонял, оставаясь, по-прежнему, «бригадиром рыболовецкой артели». В «Неугасимой лампаде» Борис Ширяев рассказал о христианском подвиге владыки Илариона. Однажды, когда начальник лагеря, Сухов, по удали вышел в море и оказался отрезан от берега полосой шуги, – рыхлого и острого льда, способного расплющить небольшое судно, – епископ Верейский, несмотря на растерянные протестующие крики охраны, с командой добровольцев отправился следом, «на спасение душ человеческих». Два раза прошли они через шугу, и привезли в лагерь насмерть перепуганного дрожащего Сухова. — Редкий случай, когда охране донести о «неповиновении» не пришлось: «начальство» оказалось вне сообщения. Потрясенный случившимся Сухов чуть позже обнаружил перед невольным свидетелем пробившуюся веру в Промысел Божий — перекрестился в Пасху возле расстрелянного им самим распятия.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-il...

«Союз церковного возрождения» (возрожденцы) 1922–1928 Антонин (Грановский) Служебная реформа, воплощенная в жизнь в собственных храмах: алтарь был перенесен в центр храма, иконостас был убран, службы совершались на современном русском языке. Отсутствовали певчие – служащему отвечали все верующие в храме. Были произведены изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, брака и исповеди, изменен способ преподания Причастия. «Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) 1922–1923 Иоанн (Альбинский), Александр (Введенский) СОДАЦ признавала необходимость существования женатого епископата. Общины СОДАЦ проводили духовные беседы, внедряли пение акафиста нараспев, вводили фисгармонию, привлекали к богослужению женщин в качестве чтецов, организовывали религиозные братства и сестричества. В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь   Иерархи Обновленческой церкви Развернуть таблицу Орган управления Иерарх Председатель ВЦУ Антонин (Грановский) (18 мая 1922 — май 1923) Владимир Красницкий (конец 1922 — ) сопредседатель Александр Введенский (конец 1922 — ) сопредседатель Председатель ВСЦ, митрополит Антонин (Грановский) (май — июль 1923) Евдоким (Мещерский) (июль-август 1923) Митрополит, Председатель Синода: Евдоким (Мещерский) (август 1923 — 1925) Вениамин (Муратовский) (1925 — 6 мая 1930) Виталий (Введенский) (10 мая 1930 — октябрь 1941) Первоиерарх Александр (Введенский) (10 октября 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заместитель первоиерарха)   Группы священнослужителей-обновленцев Развернуть таблицу Характеристика группы 1. «Первая — самая многочисленная группа — серые батюшки требоисправители». 2. «Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин (Грановский) сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ». 3. «Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях».

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

Крайние взгляды лидера ЖЦ свящ. В. Красницкого, декларации и программа организованной им группы вызвали негативную реакцию не только со стороны духовенства и мирян Православной Российской Церкви, но и среди нек-рых членов ВЦУ и активных участников нового движения. В самой группе ЖЦ постепенно формировалась своеобразная оппозиция в виде «левого крыла» с участием представителей сибирского, воронежского, кубанского и тульского духовенства. 20 авг. 1922 г. возведенный в сан митрополита Антонин (Грановский) объявил о создании своей, отдельной от ЖЦ группы - «Союза церковного возрождения» (СЦВ), собрание сторонников к-рого состоялось 24 авг. того же года в московском Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре . В авг.-сент. 1922 г. состав СЦВ постепенно расширялся гл. обр. за счет лиц, недовольных диктатом со стороны центрального комитета ЖЦ и лично ее председателя свящ. В. Красницкого. Глава СЦВ «митрополит» Антонин (Грановский) в знак протеста против действий живоцерковников отказался от всех наград, полученных от ЖЦ, и 22 сент. ввиду несогласия с введением в состав ВЦУ Вологодского еп. Корнилия (Попова; впосл. митрополит), заявившего о снятии монашеских обетов, сложил с себя звание председателя ВЦУ. В этих условиях ОГПУ, не заинтересованному в расколе «обновленческих» рядов, пришлось оказать давление на членов ВЦУ с целью консолидации их усилий по борьбе с патриаршей Церковью. В итоге «митрополит» Антонин дал согласие вновь возглавить ВЦУ, но выдвинул 2 условия: равное представительство в нем различных обновленческих групп и отказ от признания послаблений в области брачного права. 16 окт. было образовано новое «коалиционное» ВЦУ, в которое наряду с ЖЦ и СЦВ вошли представители еще одной новообразованной обновленческой группы - Союза общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ), во главе к-рой встал прот. А. И. Введенский и в состав к-рой вошли члены Петроградской группы ЖЦ (прот. А. И. Боярский и др.). Своей важнейшей задачей ВЦУ объявило созыв Всероссийского Поместного церковного собора для устроения церковной жизни в условиях новой государственности. Московский обновленческий собор 1923 г. и образование обновленческого синода

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алипий 1964 – Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. Джорданвилль, 1964. (После 1991 г. вышло несколько репринтных переизданий этой книги.) Алфеев 1915 – П. Алфеев , прот. К вопросу о введении общего церковного пения и русского языка при православном богослужении. – Миссионерский сборник, Рязань, 1915, 5–6. Анастасьев 1897 – А. Анастасьев. Школа грамоты. Обучение русскому и церковнославянскому чтению, письму и счету. Книга для чтения в народных училищах. Казань, 1897. Андрияшев 1889 – А. Андрияшев. Русско-славянский букварь. Киев, 1889. Андроник 1981 – Монах Андроник (Трубачев) . Минея-ноябрь. Изд. Московской патриархии. М., 1980. – Журнал Московской патриархии 1981, 7. Антонин 1923 – Антонин (Грановский), архиепископ. Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий. М., 1923. Антонов 1886 – П. Антонов. Русская азбука. СПб., 1886. Антонов 1994 – В.В. Антонов. Аннотированный список упоминаемых лиц. – Минувшее. М.,1994. Т. 15, с. 599–618. АПТ – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Составил М.Е. Губонин. М., 1994. Ардов 1995 – М. Ардов, прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. (Картинки с натуры.) М., 1995. Арранц 1995 – О. Михаил Арранц. А.А. Дмитриевский : из рукописного наследия. – Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, с. 120–133. Асмус 1999 – Прот. Валентин Асмус . «Рассекреченная» книга. О книге священника Георгия Кочеткова «Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии». – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 247–265. Афанасий 1918 – Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13 (26) августа 1918 года. О восстановлении празднования дня памяти всех русских святых. (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим, б/м., б/г., без указания типографии. (1918) Афанасий 1930 – (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Слжба всмъ стымъ, въ земл Париж, 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 июля 1920 г. указом Патриарха Тихона назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. В 1922 г. одним из первых среди архиереев примкнул к обновленцам. Прот. Михаил Постников, прибывший в Рязань в качестве уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления , потребовал от В. признания законности данного органа, в случае отказа угрожал репрессиями. В. согласился и возглавил созданное из «инициативной группы прогрессивного духовенства» епархиальное управление, обратившееся с воззванием к рязанскому духовенству, в к-ром говорилось о лояльности к гражданской власти и выражалась надежда на грядущий Собор, долженствовавший внести «обновление и оздоровление» в церковную жизнь. Летом 1922 г. еп. Антонин (Грановский) обратился с конфиденциальным письмом к архиереям старого поставления, призывая их выступить с протестом против возглавляемой В. Д. Красницким «Живой церкви», в защиту монашества. В ответном письме еп. Антонину В. выразил одобрение его идеям. 29 апр. 1923 г. в храме Христа Спасителя открылся обновленческий «II всероссийский собор православной церкви», главной задачей к-рого, поставленной перед обновленцами властями, было «низложение» Патриарха Тихона, находившегося с 9 мая 1922 г. под арестом. Несмотря на то что В. по болезни не принимал участия в работе «собора», он был избран почетным членом президиума, его подпись стоит одной из первых под решением о «низложении» свт. Тихона. Сразу после освобождения Патриарха 25 июня 1923 г. В. приехал в Москву, со слезами приветствовал Первосвятителя и, вернувшись в Рязань, издал указ о присоединении к Патриарху и начал поминать его за богослужением. 29 июля 1923 г. В. был исключен из обновленческого рязанского епархиального управления. 5 авг. у него произвели обыск, архиерей был арестован и увезен в Москву. 8 авг. он уже участвовал в заседаниях обновленческого синода. 9 авг. обратился к рязанской пастве с воззванием, в к-ром уведомлял о том, что «бесповоротно решил идти навстречу церковно-обновленческому движению», и призывал следовать за ним. В Рязань не вернулся, в сент. был назначен временно управляющим обновленческой Ярославской епархией, впосл. утвержден на этой кафедре, возведен в сан «митрополита» (в кон. 1923). С самого начала существования обновленческого синода В. входил в его состав: сначала как член президиума, председатель миссионерского отдела, а с 1924 г. являлся председателем синода.

http://pravenc.ru/text/150301.html

14 мая в « Известиях » появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий день депутацию церковных обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин . Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из членов обновленческого движения. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь . Все под видом тех же церковных реформ. Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь». На «тихоновское» духовенство начались гонения. Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в реформе института монашества, освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, обновленцы тут же стали дробиться на «толки». Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский) , председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире , а в мирянах - как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ, действующий в логике обновленческого движения, обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». Введенский и Боярский организовали « Союз общин древлеапостольской Церкви » (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви. К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, шедшая под видом церковных реформ кампания разграбления храмов и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления обновленческому движению легко можно было уничтожить силами ГПУ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010