Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном , встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери , принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из [Успенский собор Московского собора]. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. В 1922 году из монастыря изъяли церковные ценности, в том числе напрестольные кресты, драгоценные оклады Евангелий и икон, серебряные ковчеги с мощами Марии Египетской и Михаила Тверского. В том же 1922 году монастырь стал обновленческим (официально признанной тогда православной церковной организации); здесь начал служить епископ Антонин (Грановский). Однако уже в июле 1923 года монастырь перешёл в патриаршую (тихоновскую) юрисдикцию.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Священномученик Владимир Медведюк: служение, предательство, покаяние, святость Ксения Орабей Источник: Милосердие.Ru Жизнь священномученика Владимир (память 3 декабря) – отличный пример того, что же такое святость: безгрешность? безошибочность, абсолютный героизм? Или честность в признании и исправлении ошибок Священник Владимир Медведюк. Фото с сайта drevo-info.ru      По отцовскому слову Отец, служивший на железной дороге, умирая, сказал: «Как бы мне хотелось видеть тебя священником или даже псаломщиком, но только служителем Церкви!» Сын ответил, что он сам этого хочет. Так и определилась судьба священномученика Владимира (1888-1937). Первым местом священнического служения отца Владимира был храм святителя Митрофана Воронежского, расположенный в живописном месте Москвы – в Петровском парке. Время было самое раздорное – Первая мировая, потом революция. Несмотря на отсутствие жизненного и пастырского опыта, который бывает у потомственных священнослужителей, отец Владимир сразу стал пользоваться уважением, и среди молодых, и старых прихожан. А многие стали ходить в церковь после того, как только раз слышали проповедь о. Владимира – полную любви, сочувствия и понимания. Не только словом поддерживал людей священник. Как только узнавал батюшка, сам отец пятерых детей, о бедственном положении кого-то из приходящих в его храм, — делился и продуктами, и одеждой. «Ишь, какой» Страстная площадь. Начало 1920-х гг. Фото с сайта kulturologia.ru      Многие храмы Москвы в начале 20-х уже были захвачены обновленцами. Отец Владимир после каждого богослужения сам закрывал церковь, а ключи уносил домой. Раскольники поняли, что без согласия священника этот храм они не смогут захватить. Тогда они пригласили батюшку к своему епископу Антонину (Грановскому). Антонин стал грозно требовать, чтобы отец Владимир отдал ему ключи от церкви. Батюшка отказался. Еще громче стал кричать на отца Владимира рассерженный его дерзостью епископ Антонин: «Отдай ключи!» И снова в ответ — спокойный отказ: «Не отдам, владыка!» Тогда епископ стал угрожать смертью: «Убью! Как собаку убью!» — «Убейте. Перед престолом Божиим мы с вами вместе предстанем!» Епископ был удивлен решительностью молодого пастыря: «Ишь, какой!». После этого обновленцы прекратили попытки захвата церкви отца Владимира.

http://pravoslavie.ru/99128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 13.10.1879, Уральск - 29.07.1937, Барнаул), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Барнаульский. Из крестьянской семьи. По окончании в 1901 г. Оренбургской ДС рукоположен во иерея к церкви с. Зобова Оренбургского у. и губ. Его трудами в селе было построено новое здание храма, в соседней дер. Воронино открыта церковноприходская школа. С 1913 г. состоял членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Был возведен в сан протоиерея. Вошел в состав Оренбургского ЕУ. Стал известен как один из самых щедрых жертвователей в епархии на благотворительные нужды. Награждался набедренником (1905) и камилавкой (1915). В 1918 г. овдовел. В 1919 г. спас неск. жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. В янв. 1923 г. на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры. В связи с тем что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. И. Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим церковным управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, еп. бывш. Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский ; в расколе «митрополит Московский»). Впосл. И. воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху. 10 мая того же года Оренбургский еп. Аристарх (Николаевский) в связи с отбытием в Москву поручил И. временное управление епархией. Вскоре, однако, обновленческий Высший церковный совет назначил на Оренбургскую кафедру «архиепископа» Андрея Соседова. И. отказался от общения с ним и переехал в Орск. Вернувшийся в Оренбург еп. Аристарх был арестован и отправлен в ссылку, а затем перешел в обновленчество. Духовенство и прихожане Орска, не признавая обновленческого Высшего церковного совета и «архиепископа» Андрея Соседова (в кон. 1923 выдворен из епархии), высказывали сомнения и относительно законности хиротонии И.

http://pravenc.ru/text/200207.html

Русская Православная Церковь ХХ век 13 апреля 1918 год – В храме Московской Духовной семинарии Святейший Патриарх Тихон отслужил заупокойную литургию о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Патриарх помянул поименно 18 мучеников. Епископ Антонин (Грановский) 1922 год – Постановлением Политбюро ЦК РКП (б) епископ Антонин (Грановский) утвержден членом ЦК Помгола как представитель «советского» духовенства для «работы по реализации церковных ценностей». Ранее по инициативе Л. Д. Троцкого он получил приглашение принять участие в работе государственной Центральной комиссии помощи голодающим (Помгол) в качестве «лояльного епископа» с целью спровоцировать «раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей». Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) 1924 год – Скончался Варнава (Накропин), б. архиепископ Тобольский и Сибирский. Он был отпет Святейшим Патриархом Тихоном и погребен в Москве. 1934 год – Начались массовые аресты обновленческого духовенства. Именно духовенство одним из первых попало под государственную машину уничтожения. Власти стремились навсегда стереть следы былого “союза”. Закрылись обновленческие духовные учебные заведения в Москве, Ленинграде и Киеве, прекратился выход периодических изданий, в 1935 г . был упразднен и самый Синод. К 1938 г . прекратило существование большинство обновленческих епархий. В 1930 г . скончавшегося “митрополита Ленинградского Вениамина (Муратовского; бывшего архиепископа Рязанского) сменил “митрополит” Тульский Виталий (Введенский; бывший епископ Епифанский). Обновленческий синод православных церквей (ОСПЦ) ликвидировал “автокефалию” Украинской Церкви (1930) и “автономию” Белорусской Церкви (1934). С 1935 г . управление остатками обновленческих приходов сосредоточил в своих руках “первоиерарх” Виталий (Введенский), в 1941 г . его сменил “митрополит” Александр Введенский. Пытаясь избежать ареста и гибели, многие обновленцы пошли на открытое отречение от Христа. Самым громким было отречение обновленческого митрополита Ленинградского Николая Платонова, который стал сотрудником Музея истории религии и атеизма. 13 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5416.html

Русская Православная Церковь ХХ век 16 мая 1922 год – При поддержке властей создано обновленческое Высшее Церковное Управление, которое стало претендовать на полноту власти в Церкви. Во главе самочинного ВЦУ стоял расколоучитель преосвященный Антонин (Грановский), бывший епископ Нарвский, викарий Санкт­Петербургской епархии, затем –– епископ Владикавказский. Показательно, что в революцию 1905–1907 гг. владыка Антонин отказался поминать за богослужением государя императора. Приспешника Антонина (Грановского) епископа Ковровского, зхатем Верненского Леонида (Собеева) Святейший Патриарх Тихон называл «епископом Содомским и Гоморрским» –– столь неблаговидно было его поведение. В состав самозваного ВЦУ вошли также московские священники С. Калиновский, И. Борисов, В. Быков, петроградские священники В. Красницкий, Е. Белков, А. Введенский (впоследствии –– лидер обновленцев). 1972 год – Делегация Русской Православной Церкви посетила Софийскую духовную академию им. св. Климента Охридского, Колывань 1990 год – Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес постановление об открытии своих приходов и епископских кафедр в России. Джорданвилль призвал клириков Московского Патриархата переходить в юрисдикцию зарубежного Синода. 1991 год – Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку женского Александро-Невского монастыря в пос. Колывань (Новосибирская обл.). 1992 год – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был принят наследным принцем Хассаном, исполнявшим обязанности главы государства Иордания в отсутствие короля. Во встрече приняли участие главы мусульманских и христианских общин Иордании. Затем состоялась встреча с исполнявшим обязанности премьер-министра Д. Хиндави и другими членами Кабинета министров. В беседах патриархов Алексия и Диодора, при участии государственных деятелей Иордании, затрагивались вопросы иордано-израильских отношений, особенно – свободы пересечения иордано-израильской границы. Святитель Николай Японский 1996 год – Совместным решением Священных Синодов Московского и Константинопольского Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений. При этом ставились условия четырехмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в юрисдикцию Константинопольской Церкви. 2000 год – Святейший Патриарх Алексий II совершил поездку в Киото. Святейший Патриарх направился в Благовещенский храм Киото, хранящий живую память о святом равноапостольном Николае, по благословению которого он был построен. 16 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5452.html

5 (18) мая петроградские священники А.Введенский, Е.Белков и приставший к ним московский священник С.Калиновский вновь являются в Троицкое подворье. Битый час они уговаривают Святейшего, который уже понимал, с кем имеет дело, передать им Патриаршую канцелярию до прибытия в Москву митрополита Агафангела. В конце концов Патриарх уступил просителям, наложив на заготовленное ими прошение резолюцию: «Поручается наименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела...» Резолюцию Патриарха о передаче канцелярии церковные авантюристы объявили актом передачи им церковной власти и, сговорившись с епископом Бернским Леонидом, случайно оказавшимся в Москве, а также с известным своими назойливыми модернистскими выходками заштатным епископом Антонином (Грановским), заявили об образовании Высшего Церковного управления. На другой день после аудиенции в Троицком подворье 8 (19) мая Патриарх был переведен в Донской монастырь, а его покои в подворье заняло самочинное Высшее Церковное управление. Первый председатель Высшего Церковного управления епископ Антонин (1869 - 1927) был выпускником Киевской духовной академии. Среди студентов он выделялся блестящими учебными успехами и непомерным честолюбием, которое и подтолкнуло его к принятию пострига. По воспоминаниям современников, это был человек удивительно нелюдимый, угрюмый, внутренне надломленный. Уже после пострига был случай, когда он тайком ушел из академии, швырнув в комнату через форточку рясу, клобук и четки, и пропадал целую ночь невесть где. После окончания академии в 1891 году Антонин преподавал в школах, ошеломляя учеников и коллег своими чудачествами. В Москве, например, где он служил смотрителем духовного училища, завел медведя и никогда не разлучался с ним. В Туле, где состоял инспектором семинарии, врывался ночью в спальни, делал обыски, рылся в личных вещах семинаристов В начале века будущий расколоучитель перебрался в Петербург. Здесь служил он в цензурном комитете, написал исследования о «Книге Варуха», высоко оцененное библеистами, посещал религиозно-философские собрания, где сблизился с В.Розановым, прозвавшим его Левиафаном. Любопытную характеристику дал Антонину познакомившийся с ним на религиозно-философских собраниях сторонний наблюдатель, человек из художественной среды и по вероисповеданию католик: «На меня особенно сильное впечатление произвел архимандрит Антонин из Александро-Невской Лавры... Поражал его громадный рост, поражало прямо демоническое лицо, пронизывающие глаза и черная как смоль, не очень густая борода. Но не менее меня поразило и то, что стал изрекать этот иерей с непонятной откровенностью и прямо-таки цинизмом. Главной темой его беседы было общение полов..., и вот Антонин не только не вдался в какое-либо превозношение аскетизма, а напротив, вовсе не отрицал неизбежности такого общения и всяких форм его».

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

11 апреля по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе осенью 1925 г. Бывший епископ Антонин (Грановский) со свойственным ему своеобразием призывал митрополита Петра «на весь мир громко воскликнуть: Кириллы и Николаи Романовы и вся зарубежная шатия, я от вас отвернулся давно! Я ваш враг, поскольку вы враги новых условий общественности, созданных революцией... Тогда только станет ясно,– продолжал он,– что митрополит Петр не контрреволюционер, а холодное, вежливое признание Советской власти – это скрытая форма контрреволюции» 203 . Хотя Антонин, тогда уже порвавший с обновленческим синодом, говорил это лично от себя, тем не менее стали понятны те жесткие условия, которые выдвигались приверженцами «объединения» своим предполагаемым партнерам. Некоторые из пастырей и архипастырей, скорбевших о церковных нестроениях, все еще надеялись на возможность преодоления раскола, иные готовы были даже пойти навстречу пожеланиям раскольников. В Ленинграде одним из самых ревностных сторонников объединения стал протоиерей Николай Чуков. С призывом к прекращению вражды с обновленцами выступил и сосланный в Туркестан епископ Андрей (Ухтомский), не видевший достаточных оснований для распрей. Московская паства была встревожена позицией митрополита Уральского Тихона (Оболенского), склонного к примирению с обновленцами из-за прежних дружественных отношений с председателем обновленческого синода лжемитрополитом Вениамином. Для успокоения паствы митрополит Тихон на некоторое время удалился из Москвы в свою епархию. Одним из самых непримиримых противников раскола и борцов за чистоту православия был томившийся в далекой северной ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). В письмах и высказываниях, доходивших до верных чад Церкви, митрополит Кирилл предостерегал паству от примирения с раскольниками, похитителями церковной власти и изменниками православия. В ответ на приглашение участвовать в обновленческом соборе епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, выпустил послание к своей пастве, в котором заклеймил обновленцев как раскольников и врагов Божиих, и в частности обновленческого архиепископа Иосифа, также обратившегося к верующим с обновленческих позиций 204 . Непримирим по отношению к раскольникам был тогда и митрополит Нижегородский Сергий, в прошлом присоединявшийся на короткое время к обновленцам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр считал, что речь на переговорах может идти не о соединении, а лишь о присоединении к православной Церкви отпавших от нее после их покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

4 апреля 1922 года проходило изъятие церковных ценностей в храме святых апостолов Петра и Павла. В июне – начале октября 1922 года протоиерей Сергий был членом Московского епархиального управления, которое в этот период находилось в руках обновленцев. В качестве члена Московского епархиального управления он присутствовал на собрании духовенства третьего отделения Замоскворецкого сорока. В условиях обновленческой смуты отец Сергий был поначалу в числе тех, кто признал обновленческое Высшее Церковное Управление. 19 июля 1922 года по поручению обновленческого Высшего Церковного Управления отец Сергий выступал на благочинническом собрании священноцерковнослужителей второго округа Звенигородского уезда. Собравшиеся под председательством благочинного протоиерея Виноградова постановили «...единогласно присоединиться к резолюции московских столичных благочинных и обратить внимание ВЦУ на необходимость сохранения неизменности догматов веры и основных канонов Церкви... Считать необходимым скорейший созыв Всероссийского Церковного Собора». Однако, когда отец Сергий разобрался в истинной сути и источниках обновленческой смуты, он отошел от обновленцев и занял но отношению к ним непримиримую позицию. В феврале 1924 года протоиерей Сергий, стоявший во главе православной общины, организовал активное сопротивление общине «Союза церковного возрождения», захватившей церковь Петра и Павла. Он подавал апелляцию заместителю наркома юстиции и даже сдал группу обновленцев, начавших переоборудовать храм по своему вкусу, в отделение милиции, так что обновленческий «епископ» Антонин (Грановский) вынужден был оправдываться. Отец Сергий с прихожанами организовали охрану храма. Когда явились обновленцы, то были заперты внутри, и отец Сергий привел к храму милицию, которая потребовала прекращения работ и препроводила участников в отделение для составления протокола, пообещав вернуть отцу Сергию ключи от храма. В связи с этим 22 февраля Антонин написал на отца Сергия в Московский Совдеп донесение, которое заканчивалось словами: «Возрожденческая община просит Отдел управления принять меры к ликвидации махаевщины и содействия ей ко вступлению и пользованию храмом соответственно обряду “Союза возрождения”».

http://fond.ru/kalendar/1287/sergiy/

Еп. Антонин дал согласие при условии, что «Живая церковь» не должна иметь в ВЦУ никаких привилегий и касса ВЦУ будет самостоятельной. Эти условия Красницким были приняты. 29 окт. 1922 г. ВЦУ провело пленум в обновленном «коалиционном» составе. Во главе ВЦУ стоял председатель - «митрополит Московский» Антонин (Грановский), его заместителями являлись протоиереи А. Введенский и В. Красницкий, митрополиты Сергий (Страгородский), Евдоким Мещерский, «архиепископ Краснодарский» Иоанн Левицкий . Членами ВЦУ состояли протоиереи Николай Боголюбский, Фёдоровский (от Союза церковного возрождения), Вдовин, свящ. Александр Эндека (от СОДАЦ), еп. Николай Федотов, протоиереи Алексий Нименский, Павел Красотин и Покровский (от «Живой церкви»). Управляющим делами ВЦУ являлся А. И. Новиков. 25 дек. 1922 г. на Троицком подворье в Москве состоялся Всероссийский съезд ВЦУ и членов Московского епархиального управления, на к-ром было решено созвать Собор на Фоминой неделе 1923 г. 1 февр. 1923 г. члены обновленческого ВЦУ подписали положение о созыве Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1923 г., к-рый должен был обсудить проблему преобразования Церкви «соответственно новым условиям жизни в России». «Поместному собору 1923 г.,- было записано в положении,- предстоит освободить Православную Русскую Церковь от материальной и идейной зависимости от объединения мирового капитала и его представителей в России и обеспечить ей действительную возможность служить нравственному пробуждению Русского общества». Для этого Собор должен был провести коренную реформу церковного управления и обеспечить руководящее положение людям, к-рые живут «от своего производительного труда». Предполагалось пересмотреть все стороны церковной жизни (вероучение, богослужение, церковноприходское управление) с целью устранения тех наслоений, к-рые возникли под влиянием союза Церкви с капиталистическим гос-вом, и выявления сокровищ Апостольского предания. Положение о созыве собора 1923 г. было подписано расширенным составом ВЦУ под председательством «митрополита» Антонина, при заместителях протоиереях Введенском и Красницком, членах «митрополите Киевском» Тихоне Василевском , архиеп.

http://pravenc.ru/text/161105.html

Иерархи — вожди с тревогой оглядывались кругом, ища себе надежных сотрудников, среди своих иноков — пострижеников в особенности. И вот от «великого аввы» из Петербурга летит депеша на восточную окраину земли русской. Из дремлющей Киргизии в бурлящую столицу вызывается архимандрит Владимир для службы русскому церковному делу на противоположной, отравленной многостолетней борьбой, западной окраине, на пост настоятеля Супрасльского Блоговещенского монастыря и епископа Белостокского, викария архиепископа Гродненского, в ту пору — Михаила (Ермакова). Наивный архимандрит-миссионер откликается на телеграмму телеграммой же: «Зачем? мне и здесь очень хорошо». В ответ строгая депеша аввы: «Без возражений. Ты забыл, что ты монах?» Прощай тихая Киргизия! Провинциальный, робкий архимандрит — в великолепной, парадной, холодной Петербургской Александро-Невской Лавре. Бюрократически безучастный казначей отводит неведомому провинциалу какую-то незначительную комнатку и, как в гостинице, покидает его на круглое одиночество. Утешителем покинутого чужака явился в ту пору живший в Лавре викарий Нарвский Антонин (Грановский), будущий греховодник обновленческой авантюры. Огромный, широкоплечий, сутулый, темноволосый с крупными чертами широкого лица, этот пугающий своим угрюмым видом монах в сущности был благодушным общительным собеседником, любознательным, детски мечтательным, с ископаемой средневековой начитанностью и умонастроением. За это так любил его и прощал ему многие его грехи и чудачества чтивший науку и ценивший интеллигентность митрополит СПБ Антоний (Вадковский). Еп. Антонин принял живое, истинно товарищеское участие в судьбе новоприбывшего кандидата на архиерейство в эти первые дни его одиночества в столице. Ласково встретивший архимандрита митр. Антоний спокойно сдал его на попечение еп. Антонина, и тот стал его усердным ментором, подготовившим его ко всем церемониям чина возведения в сан епископа. Митр. Антоний вызвал из Гродны архиеп. Михаила, и тот с радостью прилетел в Петербург на хиротонию своего нового помощника, горячо рекомендованного ему воспитавшим его «аввой» — Антонием, в то время уже архиепископом Волынским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2708...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010