29 июля 1920 г. Епископ Кубанский Сергий (Лавров) рукополагает его во диакона, a 1 сентября того же года – во священника. В г. Темрюке, где отец Михаил тогда служил, он вступает на многолюдном собрании в диспут с безбожниками, который оканчивается победой молодого священника-миссионера, но после этого старшее духовенство советует ему покинуть Кавказ. Он переезжает в Москву и в 1921 г. поступает в Московскую духовную академию, а после закрытия Академии, по свидетельству И. М. Андреевского, продолжает проходить ее курс тайно, в личном общении с преподавателями и профессорами. На дальнейшую пастырскую деятельность молодого пастыря благословляет Святейший Патриарх Тихон, епископ Верейский Иларион (Троицкий) наделяет его правом ведения миссионерской проповеди по всей Московской епархии. В марте 1922 г. отец Михаил назначается третьим священником Преображенской (Петропавловской) церкви на Преображенской площади в Москве 46 . Время пастырского служения священника Михаила Польского в столице пришлось на начало обновленческого раскола. За твердое противостояние расколу и сплочение против него прихожан священника Михаила арестовывают, он получает три года заключения в Соловецком концлагере. Дело, ведшееся против него 6-м отделением Секретной части МГО ГПУ, – одно из ярких свидетельств того, как инспирировала и поддерживала этот раскол советская власть, ставя своей целью уничтожение Православной Церкви на территории советского государства. Арестован отец Михаил Польский был 16 июля 1923 г., после того, как в ГПУ поступило заявление митрополита Антонина (Грановского), председателя обновленческого Временного Церковного Управления, с жалобой на «враждебную агитацию против ВЦУ и лично против» него, митрополита Антонина, со стороны священника Михаила Польского . На четырех страницах митрополит описывал, как отец Михаил организовал прихожан не принимать участие в богослужении, которое митрополит Антонин намеревался совершить в Преображенском храме, как верующие не дали митрополиту произнести проповедь, из чего лидер обновленцев выводил, что «поп Михаил Польский церковными способами разжигает политические страсти толпы и раздувает вражду против существующего гражданского порядка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280). Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. 26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В.

http://pravenc.ru/text/158530.html

4. «Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие , хотя и не все, также были связаны с ГПУ». Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. — Paris: YMCA-Press, 1977.   Наиболее известные лидеры обновленческого движения Развернуть таблицу Как звали Кем являлся Принес ли покаяние Антонин (Грановский) «Митрополит» (позже «епископ») Московский и всея Руси, глава «Союза Церковного возрождения» По некоторым сведениям, перед смертью (1927) искал примирения с Патриаршей Церковью, чему помешал арест митрополита Сергия. Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью. Белоликов, Василий Захариевич Член обновленческого Синода от мирян, в 1934 году покаялся Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью (расстрелян в 1937). «Митрополит» Ивановский и Кинешемский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Блинов, Пётр Фёдорович «Митрополит» Минский Данных о том, что скончался, примирившись с Церковью, нет (расстрелян в 1938). Введенский, Александр Иванович «Первоиерарх Православных Церквей в СССР», один из основных идеологов и фактический лидер обновленчества во все годы его существования Скончался, не примирившись с Церковью (1946). Введенский, Александр Петрович «Митрополит» Западно-Сибирский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Вениамин (Муратовский) «Митрополит» Московский и Коломенский Скончался, не примирившись с Церковью (1930). Виталий (Введенский) «Первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР» Принес покаяние (1944) и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество. Зарин, Сергей Михайлович Богослов, член обновленческого Учебного комитета, профессор и проректор обновленческой Московской богословской академии, членом президиума, секретарь и заведующим юридическим отделом обновленческого Священного Синода

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

5 (18) мая истекшего года к нам, находящимся тогда в заключении на Троицком подворье, явились священники Введенский, Белков и Калиновский, недавно сложивший с себя сан, и под видом заботы о благе Церкви подали нам письменное заявление, в котором, жалуясь на то, что вследствие сложившихся условий церковные дела остаются без движения, просили нас вверить им канцелярию нашу для приведения в порядок поступающих в нее бумаг. Сочтя это полезным, мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: “Поручается поименованным ниже лицам (то есть подписавшим заявление священникам) принять и передать высокопреосвященнейшему Агафангелу по приезде его в Москву синодские дела при участии секретаря Нумерова”. По силе этой резолюции им было поручено лишь дела принять и передать их митрополиту Агафангелу, как только он приедет в Москву. О том же, как должны поступить они с принятыми делами, если бы митрополит Агафангел совсем не явился в Москву, никаких распоряжений нами сделано не было, потому что самой возможности этого мы тогда не могли предвидеть, а на то, что они сами в таком случае должны были бы заменить митрополита Агафангела и стать во главе церковного управления, в резолюции благословения быть не могло, так как полномочия, связанные с саном епископа, не могут быть переданы пресвитерам. Тем не менее, эту резолюцию нашу они объявили актом передачи им церковной власти и, согласившись с епископами Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобеевым), образовали из себя так называемое Высшее церковное Управление (ВЦУ). Чтобы оправдать это самочинное деяние, они неоднократно и в печати, и на публичных собраниях утверждали, что приступили к управлению Церковью по соглашению с патриархом (“Правда” от 21.05.1922), что они состоят членами Высшего церковного управления “согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона” (Прот. Введенский. “Революция и Церковь”. С. 28) и “приняли из рук самого патриарха высшее управление Церкви” (“Живая Церковь”. 4–5. С. 9). На собрании 12 июня 1922 года по поводу предложения одного священника не проводить в жизнь никаких церковных реформ, иначе с благословения патриарха, председатель этого собрания епископ Антонин (Грановский) заявил: “Так как патриарх Тихон передал свою власть ВЦУ без остатка, то нам нет надобности бегать за ним, чтобы брать у него то, чего в нем уже не имеется” (“Известия”. 16.06.22. 132).

http://pravoslavie.ru/54512.html

         «ВЦУ тогда еще не скомпроментировала себя никакими антиканоническими действиями,- уточнил отец Александр. - Вероятно, свою роль сыграло и то, что во главе ВЦУ стоял епископ Антонин Грановский, которого митрополит Сергий хорошо знал и доверял ему». Однако в 1923 году митрополит Сергий признал свое заблуждение, вышел из раскола и принес публичное покаяние. Чем же объяснить эволюцию митрополита Сергия — от публичного признания раскольников до полного отрицания? «Во- первых, это известная приспособляемость митрополита Сергия, за которую его критиковали еще его современники. Во-вторых, это особенности его экклесиологических воззрений. Для митрополита Сергия Церковь не мыслима без функционирующей административной структуры с высшим управлением во главе. В июне 1922 года трудно было представить, что арестованный патриарх Тихон выйдет на свободу. Не было надежды, что кто-то другой возглавит Церковь. Значит остается ВЦУ.  И третий фактор: как человек верующий и достаточно аскетичный он не мог не увидеть духовную несостоятельность обновленчества»,- отметил пресвитер.       В выступлениях в адрес митрополита Сергия часто звучало слово " приспособленчество " , но в условиях истребления большевиками видных представителей церковной иерархии, имевших незыблемый авторитет у верующего народа, и претендовавших на роль главы Церкви, декларация митрополита Сергия от 1927 года стала, в его понимании, единственной надеждой установить контакт с действующей властью и сохранить жизнеспособную структуру церковного управления. Какой ценой это было достигнуто- хорошо известно, но с другой стороны, как заметил один из участников конференции, никто не может сказать, как развивались бы события, если бы на  месте митрополита Сергия оказался кто-то еще. Единственно, что мождо утверждать - самые непоколебимые церковные лидеры беспощадно уничтожались новой властью.        В самой попытке найти компромисс с властью, по мнению священника  Ильи Соловьева (доклад «Декларация митрополита Сергия и членов его Синода (1927) и реакция на нее представителей обновленческого раскола») не было ничего нового:«Церковь всегда стремилась к симфонии с государством. Новым было то, что Декларация 1927 года (далее Декларация) фактически заявляла  о попытках найти симфонию именно с безбожной властью. Но и эта новизна была относительной. Потому что еще до Декларации, после падения монархии в России и после установления советской власти, определенные группы церковных людей стремились найти взаимопонимание с новой властью, заявляя о своей лояльности к ней. Более того, о полной поддержке советской власти заявили сначала обновленцы, а потом и другие оппозиционные течения, например григорьевцы».

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_sergii...

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антихрист будет все дозволять людям, лишь бы они павши поклонились ему. Лишь бы они признали его и согласились, что общение с ним нормально. Это не новый способ установления всеобщего мира. Римские императоры готовы были дать свободу христианам, только бы они признали божественность их верховной власти. И они мучили христиан только потому, что те исповедовали: «Богу одному поклоняйся и Ему одному служи». Каковы же плоды этого мира? Когда весь мир покорится ему, тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и христианству. А мы добавим к этим словам святителя, что уже сейчас открывает. Вот о чем должны мы напомнить друг другу в Прощеное воскресенье прежде всего, прежде чем примириться со всеми. Вот почему отец Михаил Польский, составивший и издавший два тома житий новомучеников, свидетель славы Церкви Русской, в Прощеное воскресенье не вышел служить, потому что в храм приехал епископ Антонин (Грановский), обновленец. Полон храм был народу, рассказывает схимонахиня Анна Теплякова. Она рассказывает, что все вышли. И батюшка Сергий, настоятель, вышел, и отец Алексий, второй священник, а отец Михаил не вышел служить. За ним посылают, он не идет. За ним вторично послали. И вот отец Михаил так и не вышел с Грановским служить вечерню Прощеного воскресенья. А через неделю его забрали. Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха и отступничества от верности Церкви Христовой. И во-вторых, прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха, этого отступничества, делает прощение по крайней мере излишним. Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. Непонятно, о каком прощении может идти речь.

http://moral.ru/proschenije/

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в семье новгородского помещика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1885). Ректор Московской духовной академии (1891). Казанской духовной академии (1894). В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Член Государственного совета (1906–1907). Член Святейшего Синода (1912–1916). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит Киевский и Галицкий (1918). Почетный председатель Высшего временного церковного управления Юго-Востока России (1919). С 1920 г. в эмиграции. Возглавил Высшее церковное управление за границей. Председатель Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора (1921). В 1934 г. запрешен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) . Умер в г. Сремски-Карловци (Югославия). Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1865–1927) – архиерей Российской Православной Церкви, деятель «обновленческого» раскола. Родился в Полтавской губ. в семье диакона. Окончил Киевскую духовную академию (1891). Магистр богословия (1902). В 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. Участвовал в Религиозно-философских собраниях (1901–1903). В 1908 г. уволен на покой по личному распоряжению императора. В 1913 г. назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру. В 1917 г. вновь уволен на покой по болезни. В 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», став председателем обновленческого Высшего церковного управления. В августе 1922 г. принял титул «митрополит Московский и всея России». Тогда же возглавил образованный им «Союз церковного возрождения». В сентябре 1922 г. вышел из состава ВЦУ, однако в октябре того же года вернулся на пост председателя после реорганизации обновленческого ВЦУ на коалиционных началах. Почетный председатель I обновленческого собора (1923). В июне 1923 г. освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1921 году в храм был назначен молодой священник отец Владимир Медведюк. При нем в храм собирались молящиеся со всей Москвы; добирались на шестом трамвае до конечной, потом пешком до Хуторской. Транспорт здесь не ходил, до линии железной дороги тянулись огороды, рядом с храмом был пустырь (там, где сейчас магазины), за ним - Синичкин пруд, который потом засыпали. Когда обновленцы захватывали храмы, отец Владимир свою церковь отстоял. Обновленческий епископ Антонин Грановский кричал на него: " Отдавай ключи, убью! " Настоятель ключей все-таки не отдал, и Митрофаниевский храм оставался одним из немногих московских храмов, не захваченных живоцерковниками. В декабре 1929 года отца Владимира арестовали и отправили в ссылку, через три года его выпустили. Ему разрешили жить в Сергиевом Посаде, откуда он приезжал служить в Митрофаниевский храм до 1933 года, когда храм закрыли. Потом отцу Владимиру дали приход в ста километрах от Москвы в селе Язвище, на родине преподобного Иосифа Волоцкого. В 1937 году отца Владимира снова арестовали и 3 декабря расстреляли в Бутово, где тело его было зарыто в общем рве. С 1931 по январь 1932 года в Митрофаниевском храме служили также отец Михаил (Решетников), затем иеромонах отец Ксенофонт, после него отец Иоанн до закрытия храма. Приют был закрыт еще в 1922 году, приютские здания и дом причта постепенно превращались в коммуналки, а в тридцатых годах территорию приюта и храма поделили между собой Машиностроительный завод имени Калинина и Метрострой. Приютские здания использовались под общежития Метростроя; здесь же были построены бараки для заключенных, строивших метро. В конце 60-х территорию занял авиационный завод " Горизонт " , выстроивший многоэтажное здание для своего конструкторского бюро. В церкви размещалось заводское училище, затем ремонтная база, во время войны столовая. После войны в храме была спортивная школа, потом заводской склад; с 1985 года здание пустовало. В феврале 1990 года разоренный храм, обезглавленный, много пострадавший от пожара и водопроводных аварий, был возвращен Православной Церкви, настоятелем был назначен протоиерей Дмитрий Смирнов. От прежнего убранства сохранилась лишь большая икона святителя Митрофана Воронежского, которая пребывала в алтаре храма в честь иконы Нечаянная Радость. За два года церковь была полностью восстановлена силами прихожан. Проекты реставрации храма и нового дома причта безвозмездно выполнил архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов. Завод Калинина выделил автомашины, лопаты, носилки для вывоза мусора; стройматериалы и деньги собирали всем миром. Храм вновь обрел благолепный вид: отстроена колокольня и купол. Интерьер церкви изменился, ее украшает резной иконостас работы Д.М. Шаховского и мозаичный алтарь, выполненный группой художников-монументалистов (руководитель А.Д. Корнаухов), заново расписаны стены художниками Добрыниным С. и Соловьевым В.

http://sobory.ru/article/?object=01906

В августе 1914 года на всенародном молебне в Сергеевой Посаде он обратился с такими словами к собравшимся: «За последние годы мы все немало грешили… У нас небывалое прежде развращение нравов. Мы, русские люди, грешны пред нашей славной историей. Мы грешны пред памятью и заветами наших предков. Мы грешны пред нашими родными святынями. Мы стали терять страх Божий. Разучились любить Царя и Родину. Мы привыкли поносить и хулить все свое и родное, хвалить и превозносить все чужое». С приходом к власти людей, которые ставили перед собой две основных задачи – разрушение исторической России и даже памяти о ней и уничтожение самого понятия Царствия Небесного в душе человека, архимандрит Иларион не изменил своей любви и поэтому уже в марте 1919 года был арестован и помещен на три месяца в Бутырскою тюрьму за «агитацию против советской власти и произнесение с амвона погромных речей». Чудом освобожденный тогда из под расстрельной статьи, он при наречении во епископа 11 мая 1920г. смело произнесет следующие слова: «Слава Богу за все, что пережито и передумано за эти последние годы бури и смятения, когда предана есть земля в руце нечестиваго, когда русское государство, отделив себя от Церкви Христа, вступило в теснейший союз с синагогой сатаны. В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Господь милосердный да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу». И его «малый» вклад в эту сокровищницу был виден всем, и друзьям и врагам. Когда в 1923 г. святитель Иларион по благословению Святейшего Патриарха возглавил борьбу с большевистко-церковной ересью – обновленчеством, в советских газетах того периода упоминаются, в основном только два имени – самого Патриарха Тихона и архиепископа Илариона. Борясь с ними, власти организовывают в многосотенных залах диспуты под громкими названиями. Вот одно лишь из них: «Тихон и Иларион – враги Церкви». Секретные агенты ГПУ, которые присутствовали на всех их богослужениях, писали в своих донесениях, что из-за Илариона «волна фанатизма» прокатилась по Москве, что «живоцерковников», так назывались обновленцы, стали выгонять из захваченных ими храмов. Обновленческий епископ Антонин (Грановский) в надежде, что по его публичным доносам какого-нибудь да засудят, писал регулярно в советских газетах, что «Тихон и Иларион – подсудимые перед революцией» и что они должны покаяться в «жестокости против нравственной правды революционных достижений».

http://pravoslavie.ru/43821.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010