Самым плодовитым – и самым даровитым могилянским полемистом второй половины XVII в. без сомнения был архим. Иоанникий Галятовский. Помимо «Старого костёла» за его авторством вышла также «Беседа белоцерковская» 1676 г., написанная по свежим следам диспута 1663 г. И. Галятовского с придворным проповедником короля Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским, а также «Фундаменты», шедевр антилатинской полемики XVII в., сочетавший убедительную догматическую аргументацию с примерами злободневных фактов насилий католиков и униатов над православными. 323 Из-под пера Иоанникия Галятовского выходили также сочинения, направленные против иудеев и мусульман, а также своего рода энциклопедии по язычеству и ересям 324 . По большей части, подобные произведения представляли собой скорее кабинетные компиляции, чем реальные руководства к полемике 325 . Эти не всегда удачные попытки заложили фундамент того направления в православной традиции, что позже обретет название «сравнительное богословие». Во второй половине XVII в. бурно развивается барочная проповедь . Поучения этого гомилетического жанра значительно отличались от наставлений, звучавших (впрочем, достаточно редко) в западнорусских храмах в первой половине XVII в.. Барочная проповедь имела основанием цельную морально-риторическая систему знаний, сочетающую жесткую логику изложения с метафоричностью концептной конструкции. Свободное владение языком традиционной риторической культуры, умение пересыпать речь эффектными цитатами из античных классиков и отцов церкви, отсылками к трудам учёно-схоластическим и поэтическим текстам демонстрировало мастерство проповедника 326 . В то же время, проповедь должна была быть интересной слушателю, и, конечно же, выполнять свою первоочередную задачу – нести евангельскую весть. Основополагающим трудом по гомилетике в западнорусской церкви на долгие годы суждено было стать «Ключу разумения» архим. Иоанникия Галятовского (первое издание: Киев, 1658). Это был сборник барочных проповедей автора вместе со статьёй «Наука короткая альбо способу злодения казания». Сборник представлял собой простейшее пособие для некнижных пастырей, обучавшее их искусству составления проповедей на примерах текстов самого И. Галятовского. Прославленный проповедник Антоний Радивиловский издал два сборника «Огородок Марии Богородицы» (1676) и «Венец Христов» (1688). Сам архиеп. Лазарь Баранович опубликовал три объемистых сборника своих проповедей «Меч Духовный» (перв. изд. 1667), «Трубы Словесные» (перв. изд. 1674) и «Лютня Апполонова» (1671), из них последний – в стихотворном изложении на польском языке. Издание печатной проповеди предполагало наличие читателя, имеющего базовые вероучительные знания, дающие ему возможность понимать проповедническое слово. Во второй половине XVII в., по свидетельству виленского пастора Гербиния, таковые находились только в крупных городах 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но ратоборство нашего автора с языческими божествами вообще слабее того, которое он вел с иудеями и мусульманами: сочинение " Боги поганские " напечатано уже в старости Галятовского, за два года до его кончины. Из других малорусских писателей XVII столетия более всех приближается к Галятовскому, но только с одной стороны, как проповедник, Антоний Радивиловский, игумен Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве. В 1676 году он напечатал сборник своих проповедей под названием " Сада Марии Богородицы " , а в 1688 году под другим затейливым названием: " Венец Христов, с проповедей недельных аки с цветов рожаных (розовых) на украшение православно-кафолической церкви исплетенный " . Эти проповеди расположены по церковному кругу недель, захватывающему переходные праздники. Прежде всего автор делает посвящение Христу. За посвящением Христу следует посвящение царевне Софии, которая сравнивается с греческою царевною Пульхериею, управлявшею делами при своем царствовавшем брате. За обращением к Софии, следует обращение ко всякому читателю книги; автор объясняет, зачем книга называется венцом розовым. Между прочим, он сделал это для того, чтобы книгу его читали охотнее, подобно тому как врачи подправляют сахаром свои лекарства. Автор простодушно воображает, что за его книгу охотнее примутся читатели, когда увидят заглавие, напоминающее розовые цветы. В своих проповедях Радивиловский употребляет ту же, близкую к народной речи, удобопонятную речь, как и Галятовский, но уступает ему в даровитости, и проповеди его представляют менее занимательности: Радивиловский бывает часто растянут и вдается в мелочи, в пустые толки о словах; напр., одна из его проповедей на Фомину неделю основана вся на толковании: зачем Христос, явившись к ученикам после воскресения, стал посреди их, и по этому поводу сопоставляются разные случаи, когда в Св. Писании упоминается выражение " посреди " . Радивиловский изобилует сравнениями, приводит нередко свидетельства древних языческих писателей: Тацита, Плутарха, Цицерона, Плиния и других, примеры из древней истории , образы из мифологии , разные анекдоты , случаи из повседневной жизни , особенно щеголяет баснями, которые применяет к религиозным предметам, своеобразным и странным способом . В проповеди на день " Жен мироносиц " Радивиловский ставит в большую заслугу мироносицам то, что они пошли на гроб Христа ночью, и при этом высказывает тот же суеверный страх пред мертвецом, который господствовал в народе. " Дом смерти, - говорит он, - есть дом страха. Пусть мать любит, Бог знает как, своего сына (или сестра брата или друг друга и т. п.), а умри у нее дитя: едва ли бы нашлась такая мать, которая бы решилась пойти ночью к мертвому сыну! " Нравственно-поучительная сторона проповедей Радивиловского очень слаба и ограничивается общими словами, за немногими не важными исключениями, где как бы случайно он касается черт обычаев того общества, которому читает свои проповеди .

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

617 9 апреля 1688 года гетман Мазепа и архимандрит Варлаам Ясинский послали кн. Вас. Вас. Голицыну книгу Венец Христов Радивиловского. 618 1 июня 1688 г. иеромонахи Иоиль и Паисий явились к царевне Софии с той же книгой. 619 21 июля 1688 г. в Москву приехал игумен Киевониколаевского монастыря Исаакий Кокоревич с той же книгой Радивиловского. 620 И впоследствии, несмотря на запрещения патриарха Иоакима, запрещенные киевские книги продолжали спокойно распространяться и пользоваться уважением. В 1691 году Досифей митрополит Сучавский писал Варлааму Ясинскому о Лифосе Петра Могилы : Але отче святыи не подеваню дело найшов есмо книжку ΛΙΘΟΣ abo kamien: я давно слыхав, ныне же видех, прочитах сице совершенну сущую, зело удивихся и почто мню не часто друкуют: великая бо сия книга предстательница и вежа твердая Церкви Православной и на изменники победа, а изъявление обнажаючи волка от кож овечих. 621 Войско запорожское (в 1691 г.?) чрез кошевого Ивана Гусака просило у патриарха Адриана книг «Обед и Вечеря», «которых они еще не слыхали». 622 Архиепископ Афанасий, пользовавшийся особым почетом у патриарха Иоакима 623 , 17 июля 1692 года служил по киевскому требнику, в 1694 г. оглашал иноземцев по требнику Петра Могилы , в 1700 г. служил по большому требнику киевские печати. 624 Сам патриарх Адриан ссылался на книгу «Мир с Богом» в грамоте 1696 года по делу Жабокрицкого. 625 Между 1696–1701 годом некто вязниковец Алексей Селивестров, в своей подметной челобитной царям и патриарху Адриану писал: «При царе Феодоре и свят. патриархе Иоакиме благочестивого мужа, всякия духовные мудрости исполненного блаженные памяти достоблаженного отца иеромонаха Симеона Полоцкого трудолюбием издашася... две книзе... Обед душевный... Вечеря душевная... иже аще кто от благочестивых читателей сии две книги со вниманием чести потщится во истину может умилитися... аз же обретох в сих книгах многу себе пользу». 626 В 1697 году игумен Антоний дал книгу Вечерю Симеона Полоцкого вкладом в Деревяницкий Новгородский монастырь в общую пользу всем жительствующим в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

пожертвованиях м-рю); IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; игумен Алексей Тур Николь­ские пустыни); VI, 69 (Универсал 1667 г. гетм. Ив. Брюховецкого игум. Алексею Туру на право населять городища и слободы Пивского м-ря); VII, 31 (Показание 1668 г. игум. Алексея Тура по обвин. еписк. Мефодием), 44 (Письмо 1668 г. царю с благодарн. за прислан. милостыни), 123 (Универсал 1663 г. имений м-ря на Полесьи), 124 (Универсал 1663 г. на влад. селами Межиречки, Воробьевки и Пекари); VIII, 105 (От­писка 1669 г. с письмом к игум. Михаилов. м-ря Феодосия; здесь Павел Тетеря кланяется игум. Никол. м-ря Турови, т. е. Алекс. Туру); X, 16 (Посольство Малоросс. духовен. 1654 г.; игум. Иннокентий; статья VIII, грам. государю гетмана с рекомендацией игум. Иннокентия Гизеля и ходатайств. об удовлетвор. просьб его; статья XI, под 4, Челобитн. о разн. правах; статья XIII, Челобитн. Иннокентия Гизеля с разъ­яснением важности вопроса о послушенстве духовенства; статья XIV, Челобит. Иннок. Гизеля о выдаче грам. на имение); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. гетм. Ма­зепы; игум. Антоний Радивиловский); “Акты Зап. Р.”, I. 93 (Гр. 1489 г. кор. Казимира об отводе м-рю сельца Княжич под пашню), 151 (Гр. 1497 г. Литов. В. кн. Александра об отводе пустоши близ р. Борщовки), 178 (Отказн. запись 1500 г. кн. Богд. Глинского на село Гатное), 223 (Ж. гр. 1506 г. на влад. угодьями по купчей записи); II, 2 (Ж. гр. 1506 г. В. кн. Сигизмунда на влад. угодьями), 38 (Данные 1508–10 г. на влад. оз. Долобеским), 89 (Отказн. запись 1514 г. Дашковича на селище Гвоздово), 90 (Ж. гр. 1514 г. на пустынь Княжичи), 95 (Ж. гр. 1516 г. на 4 нивы), 97 (Ж. гр. 1516–17 г. на пашни при р. Борщовке; игум. Сергий), 100 (Договор. гр. 1518 г. игум. Сергия и Слуц. Троиц. м-ря архим. Иосифа о взаимном выписывании в поминальный синодик умерших братий обеих обителей), 102 (Ж. гр. 1518 г. на влад. нивами), 110 (Ж. гр. 1522 г. на влад. ловлями, земл. и угодьями по отказн. записям; игум. Антоний), 153 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским) , в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович) . После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем - соборным старцем, позднее - наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу . После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря. А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского) . «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V , Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни ( Харлампович. С. 446-447). В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг. Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.

http://pravenc.ru/text/116002.html

В заключение своего труда, Галятовский дает такой совет: читай книги и что хорошее вычитаешь, замечай себе и прилагай к своей проповеди, обращая внимание на след. обстоятельства: кто? что делал? в каком месте? с кем? для чего? каким образом? в какое время? Если будешь читать книги и часто говорить проповеди, то можешь из них составить план слова на всякий случай. Каждый вопрос может дать тебе обильную материю для проповеди и план. Для этого читай вторую мою проповедь на св. Иоанна Богослова, которого я прославляю чрез десять предикаментов философских; там из каждого предикамента можешь взять себе планов, и целую проповедь можешь написать и сказать. У меня найдешь целую проповедь, написанную из одного предокамента — от коликости (количества), написанную на св. Иоанна Крестителя, там вся первая проповедь показывает, что св. Иоанн был велик в рождении, велик в жизни, велик и по смерти. Найдешь у меня из одного предикамента: — от явкости (качества) целую проповедь на Введение во храм Пресв. Богородицы. Там вся первая часть проповеди учит, что Пресвятая Богородица прекрасна по душе, потому приукрасила свою душу добродетелями, и не имеет ни одного греха на своей душе, который душу порочит, вследствие поста и молитвы. Найдешь у меня из одного предикамента — от чиненья (действия) целую проповедь, написанную на св. архиерея Николая; там вся проповедь первая учит, что св. Николай сосчитал то, что не было, собрал разбрызганные капли, озеленил сухие цветы, открыл запертые хранилища и выпустил затворенные в них ветры и изобразил образ гласа. Найдешь у меня из одного предикамента — от терпения (страдания) целые проповеди, составленные на страсти Христовы, ибо там обе проповеди написаны о терпении. Найдешь у меня из одного предикамента — от места целую проповедь на благовещение Пресв. Богородицы; там вся первая проповедь показывает, что Пр. Дева имеет место на земле между всеми людьми, в небе между всеми ангелами, и с пренаисвятейшею Троицею, выше всех святых людей и выше всех ангелов. Найдешь у меня из одного предикамента — от одежды целую проповедь на Успение Пр. Богородицы; там вся первая проповедь показывает ризу Пр. Богородицы, сотканную из разных ниток, вторая же вся проповедь показывает корону Пресв. Богородицы, составленную из разных звезд. Найдешь у меня и из других предикаментов целые проповеди, которых здесь не хочу указывать потому, что сам разум твой может то понять, если будешь читать и принимать во внимание. III. Антоний Радивиловский

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В Житии Богоматери иерусалимского иеромонаха Епифания, которое в славянских рукописях встречается очень часто, на Иакова Евреянина указывается, как на первого описателя жизни Богоматери. В Хрониках и Хронографах русской редакции, при рассказе о рождестве Христове, указывается также на Первоевангелие Иакова. Некоторые рассказы из Первоевангелия вошли в Четь-минеи митрополита Макария и Димитрия Ростовского (Житие праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября). Антоний Радивиловский в одной своей проповеди передает рассказ о бегстве Иисуса Христа в Египет. Но когда и где Первоевангелие было переведено в первый раз на славянский язык, определить трудно. В старых славянских рукописях оно встречается довольно часто и между прочим помещено в Макарьевских Четь-минеях под 8 сентября. По ркп. XV в. оно напечатано в Пам. стар. русск. литерат. III, 76–80, здесь оно соединено с словом на Рождество Христово, возникшим уже под его влиянием; сначала идет это слово, а потом уже Первоевангелие, и не сначала, а с 17-й главы. Вполне оно напечатано по списку Макарьевских Четь-миней в первом выпуске их издания Археографической комиссией под 8 сентября. Другое издание в славянском переводе сделано Новаковичем в Starine, кн. X; этот перевод значительно разнится от списков, напечатанных в Памят. стар. русск. литер., Макарьевских Четь-минеях и от ниже напечатанного соловецкого списка (из Солов. сборника, 804) XVI–XVII в., которые все гораздо ближе к греческому тексту, чем список Новаковича. Соловецкий список, впрочем, также заключает довольно особенностей по языку и изложению, так что может считаться особой русской редакцией (особенности эти указаны при напечатании самого текста). Сказание Афродитиана Персянина о чуде, бывшем в персидстей земли, и Слово о рождестве Христове и о пришествии волхвов Оба эти сочинения составлены с той целью, чтобы объяснить, каким образом восточные волхвы узнали о рождении Спасителя. В Евангелии Матфея ( Мф.2:1–2 ) сказано, что волхвы, пришедши в Иерусалим и спрашивая о месте рождения Спасителя, говорили: видехом звезду Его на востоке и приидохом поклонитися Ему; но апокрифам такого объяснения показалось недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Как и др. переводные сборники - «Римские деяния», «Звезда пресветлая», «Фацеции»,- «В. з.» стало для восточнослав. лит-ры источником тем и сюжетов. К «В. з.» широко обращались укр. проповедники, напр. Антоний (Радивиловский) , Иоанникий (Галятовский) , пользовавшиеся скорее всего лат. или польск. изданиями. Новеллы из «В. з.» (также, по-видимому, в польск. или лат. вариантах) послужили источником для стихотворных обработок Симеона Полоцкого . Мн. исследователи отмечали сходство между Повестью о Савве Грудцыне и рассказами «В. з.». По образцу данного сборника были составлены др. «зерцала»: мирозрительное, «Зерцало человека христианского» и др. Отдельные сюжеты из «В. з.» использовались писателями XVIII-XIX вв.: В. И. Майковым, А. П. Сумароковым , Н. М. Карамзиным , И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным , Н. А. Некрасовым, Н. С. Лесковым . Возможно, впрочем, что в новую лит-ру эти сюжеты пришли не непосредственно из сборника XVII в., а через фольклор (сказки, легенды, духовные стихи) или лубок, где использовался тот же круг тем. На рус. почве «В. з.» стало источником сюжетов в живописи, преимущественно в книжной миниатюре и фресках (напр., фрески галерей ярославских церквей - Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700 гг., и прор. Илии, 1715-1716 гг.) и лубке. У старообрядцев художественная разработка сюжетов «В. з.» продолжалась вплоть до 2-й пол. XIX в. О. А. Державина опубликовала 2-й перевод «В. з.» (по ркп. РГБ. Унд. 532), М. Н. Сперанский издал ок. 120 «примеров» из 1-го перевода (по рукописи ГИМ. Син. 100), опубликованы также отдельные статьи сборника. Изд.: Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1-2; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 699-701, 720, 724, 726, 729; Семинарий по древнерус. лит-ре/Моск. высш. жен. курсы. Серг. П., б. г. Вып. 9: Из «Великого зерцала» [публ. М. Н. Сперанского]; Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. С. 24-28; он же. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры и палеографии//Там же. 1907. 11. С. 6-9; Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на рус. почве. М., 1965; ПЛДР, XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 56-85, 595-597 повестей]; Древнерусская притча/Сост. Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1991. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Платон, архиеп. 377, 468 Победоносцев К. П. обер-прокурор 281, 282, 285, 286, 290, 335 Побирохин 342, 343 Погодин, проф. 469 Погожее (Поселянин) Е. 318 Пожарский Д. М., воевода 169, 170, 171, 172 Покост, епископ 244 Покровский Н. , проф. 318 Поликарп Приймак, иером. 455 Поликарп, преп. 98, 100 Поликарп, архим. 321 Поликарп, инок 103, 116 Полозов Яков 410 Полоцкий Симеон (Симон), епископ 44 Помазанский М, протопресвитер 494 Поппель Маркелл, прот. 361 Порфирий Успенский , епископ 316, 318, 326 Поселянин Е. 337 Потемкин, князь 330 Поцей ипатий, епископ 240, 243 Почановский, епископ 244 Прозоров Г., прот. 453 Прозоров Николай, свящ. 434 Прокопий, епископ 434 Прокопович Феофан, епископ 263 Протасов Н. , граф 279, 281, 323, 345 Протасьев Д. 260 Прохор лебедник, преп. 100, 104 Пустосвят Никита, поп 205, 208, 213 Путята 13 Путятин П., князь 469 Пушкин А. 2, 151 Рагоза Михаил, митроп. 243 Радзивил Николай 241 Радивиловский Антоний 251 Раев Н. 286 Разин Стефан 221 Разумовский Алексей, граф 272 Разумовский Д. , прот. 298 Райский, пан 241 Распутин Г. 395 Ратушный М. 344 Рафаил, патриарх 68 Рафаил Заборовский, митроп. 300, 305 Рачинский,педагог 286 Регельсон Л. 383, 398 Редсток, англ, лорд 345 Ремиз П. Ф. 399 Репнин, князь 357 Речинский Г. 402 Римский-Корсаков Н. 298 Рогнеда Рогволовна, княжна 10, 98 Рогов Михаил, протопоп 198 Рогов 400 Родион, архим. 394 Рождественский А. , проф.-прот. 469 Рождественский Н., проф. 318 Родзянко М. 376, 379 Розанов Μ. Η. 411 Розов, архид. 380 Роман, митроп. 51 Роман Данилович, князь 135 Роман Киржачский, преп. 106 Роман Мстиславович 103, 134, 140 Роман Ольгович, князь 42 Роман Ростиславович, князь 127 Роман Рязанский, князь 88, 129 Роман Смоленский, князь 114 Роман Угличский, князь 129, 158 Романов Михаил, вел. князь 398 Романов Николай, император 414 Ростислав Смоленский, князь 118 Ростислав Мстиславович, князь 20, 24, 98, 103, 127 Ростислав, князь 7, 21, 37, 38 Ростом, царевич 235 Ростопчин, граф 359 Ростопчина, графиня 359 Роща-Долгорукий Г., князь 165

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010