Еще Петр Могила стал собирать материалы для составления сборника жития святых на славянском языке, в том же направлении действовали немного позднее Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский и в особенности Димитрий Ростовский , положивший на этот труд двадцать лет. Чети-Минеи выходили трехмесячиями, по мере изготовления, в 1689–1695 и 1700–1705 годах. 28 августа 1689 г. архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский послал в Москву трехмесячную книгу житий святых и через полгода, 14 марта 1690 г., он испрашивал у патриарха разрешения продолжать печатать Чети-Минеи. 76 Апокрифические черты о жизни и успении пресв. Девы Марии рассеяны в Малых Чети-Минеях в разных местах, под 8 числом сентября, 21 ноября, 25 марта, 25 декабря, 2 февраля и 15 августа. Чети-Минеи Димитрия Ростовского , написанные прекрасным, чистым языком, проникнутые глубокой верой и благочестием, сделались любимым чтением благочестивых русских людей, и вошедшие в Чети-Минеи апокрифические сказания о Богородице получили широкий доступ в духовенство и народ. Известно, что в старинное время духовные писатели обнаруживали большую наклонность к сопоставлениям и сравнениям новозаветных лиц и событий с ветхозаветными лицами и событии. Эта наклонность в течении длинного ряда веков поддерживалась и воспитывалась в духовенстве сочинениями отцов церкви и преимущественно Палеей. Рассказы древних и священных еврейских книг объяснялись как тень и прообраз христианских событий. Такого рода объяснения мы постоянно находим у южнорусских писателей, начиная от митроп. Илариона и Кирилла Туровского и кончая Галятовским и Радивиловским. Пр. Дева Мария издавна вошла в круг этого литературного параллелизма лиц ветхозаветных и новозаветных. Еще отцы церкви, опровергая еретиков эбионитов, не признававших девства Марии, доказывали необходимость его тем соображением, что дева (Ева до грехопадения) погубила мир; дева потому должна была послужить и орудием спасения. 77 Уже Ириней (II века) сопоставляет пр. Деву Марию, как спасительницу человечества, с Евой, бывшей причиною его гибели, и это сопоставление с течением времени получает широкое развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

В апокрифическом евангелии Иакова, известном и в древней России в отрывках, архангел Гавриил обращается к пр. Деве Марии с такими словами: «Не бойся, Мария, не поткнеши бо ся ты, яко Ева . От Евы бо смерь бысть, а от тебе воскресение мертвых; от Евы плод смертоносный, а от тебе крест животворящий; от Евы лесть, а от тебе любовь; от Евы разлучение человеком от Бога, а от тебе совокупление несказанно; от Евы мрачный сон адов, а из тебя светлый светильник всему миру; от Евы клятва, а от тебя благословение; от Евы осуждение, а от тебя отдание; от Евы скорбь, а от тебя радость и вера; от Евы слезы, а от тебя река воды живы, от Евы труд, а от тебя покой; от Евы тернородная земля, а от тебя троичная жизнь; от Евы братоненавидение, а от тебя человеколюбие; от Евы потоп, а от тебя баня бессмертия; от Евы убийство, а от тебя мертвых воскресение». 78 Вообще, в сочинениях многих старинных церковных писателей о Богородице говорится, как о второй Еве, прародительнице освобожденного человечества. Рядом с сопоставлением Богородицы с Евой и независимо от него шло прославление пр. Девы в литературных сказаниях, в песнопениях и в живописи. Благочестиво настроенная фантазия и глубоко проникнутое религиозностью чувство искали во всем мире, физическом и моральном, образов и красок для прославления пр. Девы. Естественно, напрашивалось сравнение пр. Девы с цветами, как наиболее изящными произведениями земли, а из цветов, разумеется, с самыми красивыми и благоухающими, с розой и лилией. Символическое толкование Библии усмотрело указание на пр. Деву в словах Ездры V, 24–25: «О владыко Господи, от всех дубрав земли и от всех древес ея избрал еси виноград един.. И от всех цветов вселенныя избрал еси себе крин един». В церковных песнопениях пр. Дева называется «крином благоуханным». Южнорусская схоластическая проповедь , как известно, чрезвычайно любила всякого рода параллелизмы, символы и аллегории, и в ней нашло место сопоставление пр. Девы Мария с цветами, преимущественно с лилией. Сравнение Богородицы с Евой встречается, между прочим, в «Огородке» Радивиловского в первом слове о непорочном рождении пр.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Несколько слов были писаны Барановичем царю Алексею Михайловичу по разным случаям в жизни последнего. По смерти царицы Марьи Ильинишны, Лазарь написал ему утешительное слово, наполненное разными избитыми фразами. Когда царь женился на второй жене, Лазарь прислал ему поздравительное слово. Когда царь совершал обряд явления Федора царевича народу, Лазарь, по этому поводу, написал слово, отличающееся крайним воскурением: проповедник сравнивает царя Алексея Михайловича с Богом, показавшим над водами иорданскими возлюбленного сына своего, а царевичу Федору влагает в уста слова Христа: «Отче! прослави Сына Своего» и пр. Смерть Алексея Михайловича подала Лазарю повод написать стихами и напечатать «Плач о преставлении царя и приветствие новому», а по смерти Федора, когда возведены были на престол два царя, Лазарь сочинил книгу: " Благодать и Истина Христова». Это – риторическое восхваление царей, перебитое стихами, вроде следующих: «Иисус и Мария по пять литер мают, Иже пять палцев мают, да ти складают, Пять источник на кресте от Христа исплыли, Бы писаню тех имен пять литер служили» и пр. 244 Кроме русских сочинений, Лазарь написал и напечатал несколько сочинений на польском. Таковые: «Жития святых», «Стихотворное сочинение о случае человеческой жизни» и «Новая мера старой вере». Последнее – сочинение полемическое, написанное в защиту православия и вызванное нападками на восточную церковь иезуита Бойми. В нем, между прочим, Лазарь указывает нам на одну из важных причин перехода из православия в католичество – на то, что везде кричали, что православная вера есть вера хлопская. 236 Он руководствовался известиями византийцев: Феофана, Кедрина, Евфимия Зигабена , Евлогия мученика, также Барония, важнейшего для него источника сведений при описании нравов мусульманских, хроникою Гвагнини и путешествием на восток Христофора Радзивилла Сиротки. 237 Например, вспоминает, как гладиаторы намазывали себе маслом тело и один обсыпал своего противника песком, чтоб можно было ухватиться: он сравнивает его с дьяволом , который ухищряется схватить нас, намазанных елеем благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

238 Напр., что древние изображали мир в виде девицы в белой одежде, попирающей ногами всякого рода оружие, или сравнивает Сына Божия, Христа, победившего дьявола, с сыном Юпитера, Персеем, победителем Медузы. 239 Напр., о жиде, давшем христианину деньги с условием, в случае неуплаты, вырезать из его тела кусок мяса, или, напр., о девице, которая влюбилась в молодца и не могла исцелиться от своей любви, пока не явился ей Христос и не сказал: люби меня! 240 Напр., раз двое поспорили между собою за кирпич, и один из них уступил другому, из чего выводится, что большею частью ссоры бывают за твое и мое и прекращаться могут легко, когда кто скажет – твое. 241 Напр., лев, осел и лисица условились охотиться за добычей. Поймавши добычу, стали делить. Лев поручил дележ ослу. Осел, не обративши достодолжного внимания на то, что лев есть царь и ему подобает уважение, счел себя равным льву и разделил добычу на три равные части. Лев за то растерзал осла и приказал делить добычу лисице. Лисица уступила льву большую часть. «Кто тебя научил так поступить?» – спросил лев. «Случай с ослом», – отвечала лисица. Отсюда вытекает, что так и Христос не вытерпит, когда кто в гордости равняет себя ему и, получивши блага мира сего: славу, почести, богатства, приписывает чести столько же себе, сколько Христу. 242 К таким местам принадлежит одна из его проповедей на святой неделе: он порицает греховное провождение христианских праздников: когда же больше бывает ссор, нечистоты, прельщения, пьянства, как не в праздник? В первый день Воскресения Христова празднуется Богу-Отцу, во второй Богу-Сыну, в третий Духу Святому, придет день четвертый, или совсем минут праздники, -мы, как и прежде бывало, остаемся холодными к богослужению, не хотим смириться и покаяться в грехах своих пред духовным отцом. 243 На заглавном листе «Меча Духовного» представлены символические изображения всадников, едущих восхищать Царствие Божие, образы царей Давида, Константина, наконец царя Алексея Михайловича, царицы, трех царевичей, родословное Царское дерево и пр. Самое видное место занимает здесь над царем и его семейством изображение двуглавого орла с тремя венцами. В предисловии автор делает объяснение, что этот орел есть символ двух естеств Христовых; венец посредине - " Христос посреди», под ногами у орла луна – знамение варваров, которое орел сотрет силою крестною. Орел парит по воздуху, он царь всех птиц и покоряет их своею властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

«Бог, – выражается наш автор, – праотцу нашему Адаму сказал: земля еси и в землю пойдеши, а я скажу Пресвятой Деве Марии: ты небо и пойдешь в небо могилянское!» Другая брошюра Галятовского: «Скарбница пожитечная» – (Полезная Сокровищница) – заключает в себе описание чудес иконы Пресвятой Богородицы, чествуемой под именем Елецкой в Черниговском монастыре того же имени, где Галятовский был архимандритом. Во вступлении к этой книжечке Галятовский пускается в объяснение слова казак и следует мнению, по его выражению, мудрых людей, которые производят слово казак от козерога, небесного зодиака, потому что казаки ходят с рогами, в которых насыпан порох, и как на высоком небе поднимается козерог, так казаки, проходя поля и море, поднимаются на стены и валы басурман и насыпают из своих рогов порох в самопалы, из которых стреляют в неприятеля. Трудно найти более подходящий образчик натянутых и придуманных объяснений, на которые падка была схоластическая наука. Главный предмет внимания автора – Елецкий монастырь; его очень интересует прошедшая судьба этого монастыря. Но где взять источников? Малороссия бедна древними письменными памятниками: Великая Россия богаче; в Москве, – говорит он, – есть и русские летописцы, и патерики знаменитых русских монастырей. Князья Одоевские и Воротынские сообщили ему сведения, переходившие у них в роде о том, как образ Елецкой Богородицы (названной так оттого, что найден на еловом дереве) найден при предке их Святославе Ярославиче: но Галятовский нашел еще у себя источник: «Старые люди, – говорит он, – суть хроники живые». Чернигов испытал большие перемены: прежде жительствовали в нем московские люди; но с присоединением его к Польше, после смутного времени, наплыло туда другое население, нужно было отыскать старожилов из прежнего населения. Галятовский отыскал их: одному из них было сто десять лет, другому полтораста, а третьему около двухсот лет – старость сомнительная. Трудно, не обидевши память Галятовского, решить: кто солгал, тот ли, кто говорил о своих летах Галятовскому, или сам Галятовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

«Можешь, – говорит он, – кроме того припомнить его фамилию, сказать, что она древняя, существует сто лет или, пожалуй, тысячу лет на свете, что она находилась в родственной связи со знатными домами; можешь взять прозвище покойного; напр., если он назывался Броницкий, ты говори: он так назывался оттого, что боронил отчизну; или, напр., умерший назывался Любомирским; ты говори: это он оттого Любомирский, что мир возлюбил. Можешь взять то же крестное имя. Умершего звали Стефаном, ты говори: Стефан значит венец, и тут скажи, что покойник приобрел себе венец как бы из цветов или драгоценных камней; или, напр., умершего звали Дорофей; ты обратись к слушателям и скажи: Православные христиане! Дорофей значит дар Божий. И наш Дорофей, которого видите на гробовых носилках, был истинным даром для отчизны и для кафолической церкви. Можешь также взять герб покойного: если в гербе у него была стрела, ты припомни текст: покажи мя, яко стрелу избранну; если у него в гербе башня – скажи текст: бысть упование мое столб крепости» и пр. Можно подозревать, что тут проповедник с юмором говорит о проповедях своего времени. То же можно было бы сказать относительно наставления, как следует говорить проповеди на дни святых. Галятовский говорит: «Проповедь, которую ты произносил в день какого-нибудь святого, напр. Николая, можешь произнести на день другого святого, напр. Василия; только в тех местах, где ты говорил «Николая архиепископа Мирликийского», восхваляй Василия Великого или Григория Богослова и т. п. Можно даже то, что ты говорил об Иоанне Крестителе, перенести на архистратига Михаила...» Замечательно, как Галятовский щадит своих слушателей и боится огорчить их своими пастырскими угрозами. В проповеди на день Св. Георгия он коснулся ада, но ему стало жаль посылать туда грешных слушателей, и он советует им не отчаиваться, не унывать. Правда, из Св. Писания следует, что в аде будет более душ, чем на небе, и так надобно же, чтобы ад кем-нибудь наполнился-и вот проповедник утешает на этот счет слушателей, напоминая им, что ведь на свете много неверных жидов, магометан, есть довольно всяких еретиков, ариан, несториан, адамитов, монофизитов: будет кому наполнить ад; а мы, православные христиане, говорит он, будем надеяться, что все достигнем вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В 1944-1945 гг. ближайшими помощниками еп. Иова по управлению приходами Кременетчины и Ровенской обл. были местные благочинные: настоятель Николаевского собора в Кременце прот. Стефан Михалевич, настоятель Крестовоздвиженского собора в Кременце прот. Алексий Улович, настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Иоанн Морчаковский, настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Владимир Ковальский, настоятель Екатерининского собора в Здолбунове прот. Макарий Коломиец, настоятель Александро-Невского собора в Костополе прот. Иоанн Радивоник, настоятель Богоявленского собора в Остроге прот. Михаил Рыхлицкий, настоятель Покровского собора в Сарнах прот. Георгий Палий. Заботами этих пастырей в период оккупации в их благочиннических округах Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не получила распространения. Почти все эти клирики в послевоенный период были репрессированы. Репрессиям подверглись и др. священнослужители: бывш. настоятель Белевского мон-ря игум. Илиан (Гук), свящ. Василий Маркопольский (с. Борщевка Кременецкого р-на), свящ. Вениамин Осадовский (с. Вел. Загайцы Шумского р-на), свящ. Каллиник Галий (с. Башаровка Радивиловского р-на), диак. Матфей Каштан (с. Городище Людвипольского, ныне Корецкого р-на) и др. Согласно сообщению бывшего секретаря епархии Н. Урбанского от 1 сент. 1945 г., на территории Кременецкой епархии с 1941 г. были убиты 59 священников, включая автокефалистов (Там же. Оп. 3. Д. 14. Л. 39). Мн. священники, принадлежавшие к Автономной УПЦ, погибли от рук бандеровцев. После образования 22 апр. 1945 г. Львовско-Тернопольской епархии все районы на территории бывш. Кременецкого повята, входившие в Тернопольскую обл. (вместе с Почаевской лаврой), были отделены от Волынско-Луцкой епархии (переименованной в дек. 1945 в Волынско-Ровенскую) и переданы под управление Львовско-Тернопольских архиереев Украинского экзархата. Тогда же еп. Никодим (Гонтаренко) был освобожден от должности заместителя священноархимандрита Почаевской лавры и почислен на покой. К. в. Львовско-Тернопольской епархии было возобновлено 12 июня 1955 г., когда архим. Дорофей (Георгиевич) был хиротонисан в Москве во епископа Кременецкого. Не позднее 19 авг. 1955 г. еп. Дорофей перешел в клир Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Он бежал с намерением укрыться в Польше, но был схвачен на пути, привезен в Москву, принес перед собором покаяние и, отрекшись от своих мнений, сам переименовал свою книгу вместо «Манна» - " Обмана». В январе 1690 года Медведева сослали в Троицкий монастырь, но через год, по доносу одного из соучастников казненного уже Шакловитого, он обвинен был в соумышлении с Шакловитым и, после страшных пыток огнем, обезглавлен 11 февраля 1691 года. Патриарх Иоаким, осудивши Медведева и киевское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу, под названием «Остен». Книга эта написана Евфимием. В ней изложена вся история происходившего спора. В добавление к ней патриарх иерусалимский Досифей прислал собрание свидетельств, доказывающих справедливость учения Лихудов. Киевская партия потерпела жестокое поражение. Московский собор признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого , Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и др. О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, «что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества». В Москве утвердилось было мнение, что приходящие из Малороссии и Белоруссии ученые заражены латинскою ересью, что, путешествуя за границею и довершая там свое образование, они усваивают иноземные понятия и обычаи, что не следует слушать их и ездить к ним учиться. Говорили, что «вместо благословенного еллино-славянского учения, они преподают латинское учение, от которого ничего доброго нельзя надеяться, кроме противности и рати на святую церковь . В давние времена в Малороссии процветало восточное благочестие, как и у нас великороссиян, оно благодатию Божиею, яко солнце, сияет, а когда вошли туда злохитрые иезуиты и принесли туда учение латинское, что сталось? Куда девались тамошние князья великие, православные: Острожские, Чарторийские, Четвертинские и иные?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Помощь в борьбе с COVID-19 продолжает оказывать медикам Украинская Православная Церковь Киев, 13 ноября 2021 г.      Помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19 оказывает медикам Украинская Православная Церковь. Епархии передают в больницы оборудование, медикаменты, расходные материалы, средства индивидуальной защиты. Духовенство и миряне регулярно сдают кровь, сообщает Патриархия.ru . Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука передал Областной инфекционной клинической больнице видеоларингоскоп iS3-L для быстрой интубации дыхательных путей. Медицинское оборудование стоимостью более 91 тыс. гривен приобретено на пожертвования, собранные Запорожской епархией в рамках благотворительного проекта «Любовь милосердствует». Перед вручением прибора архиерей причастил больных, которые выразили желание принять Таинство. Киевская митрополия и Ровенская епархия передали медицинским учреждениям Ровенской области препарат «Цефинак» на сумму более 300 тыс. гривен. Помощь Украинской Православной Церкви доставлена в Здолбуновскую, Корецкую и Радивиловскую районные больницы для бесплатного предоставления больным. Препарат «Цефинак» является антибиотиком широкой бактерицидной активности и применяется, в частности, при инфекциях верхних и нижних дыхательных путей. Одесская епархия в рамках поддержки больниц области передала медикаменты, расходные материалы и средства индивидуальной защиты Беляевской ЦРБ. Коробки с гуманитарной помощью для созданного при больнице ковидного госпиталя доставил викарий Одесской епархии архиепископ Южненский Диодор. 35 священнослужителей Одесской епархии и студентов Одесской духовной семинарии стали донорами крови для маленьких пациентов Одесской областной детской больницы. Регулярно сдают кровь для больных клирики и миряне Запорожской, Ровенской, Александрийской, Мукачевской, Белоцерковской епархий Украинской Православной Церкви. В конце октября Сумская епархия сообщила, что в рамках благотворительной акции «К Светлому дню — светлые поступки» 2021 года закупила и передала медикам для лечения онкобольных детей медицинские препараты и оборудование на сумму 1 027 153 гривны. По материалам портала «Православная жизнь» 13 ноября 2021 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/142884.html

Король Ян-Казимир остановился в Белой Церкви. Здесь коронный канцлер епископ Пражмовский пригласил к себе на пир некоторых важнейших русских духовных и с ними вместе Галятовского. Хозяин свел ученого православного с ученым иезуитом Пекарским, королевским проповедником; между последними произошел диспут, который был потом опубликован Галятовским в особой брошюре на польском языке. Спор вращался около вопроса о первенстве папы. Галятовский показал на этом диспуте знание церковной истории, знакомство с отцами церкви и с сочинениями западных богословов и историков. Доказательства Галятовского вески, изложение кратко, ясно: нет лишней риторики. Православный духовный старался побить иезуита свидетельствами самих же западных соборов: констанцкого и базельского. В противность паписту, хотевшему, по общепринятому на Западе обычаю, выводить из текстов Нового Завета, будто апостол Петр был выше других апостолов Христовых, – Галятовский доказывает, что все апостолы были равны между собою, что глава церкви есть один только Христос, что каждый патриарх в своей епархии может созывать соборы, сноситься с другими патриархами и, таким образом, созвать вселенский собор, что приговор церкви, а не приговор одного папы или патриарха, может быть незыблемым авторитетом. Между прочим, Галятовский так уличал папистов, говоривших, что папа необходим для созвания собора: «У вашего Беллярмина, – говорит Галятовский, – в сочинении о соборах сказано, что кардиналы и епископы могут сами созывать соборы, если папа впадет в ересь, или умрет, или сойдет с ума, или потеряет свободу. Стало быть, у вас без папы могут епископы собрать вселенский собор. Поэтому папа не может назваться верховным властителем церкви. Вспомните, что написано в 8 гл. кн. Царств. Когда израильтяне собрались к пророку Самуилу и стали просить у него царя, Господь сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, а меня, – не хотят, чтобы я царствовал над ними! Видите: Бог разгневался на израильтян за то, что они, отвергнувши Бога, своего царя, избрали себе царем и владыкою человека. И теперь Бог гневается на римлян за то, что они, отвергнувши Царя и Господа своего Иисуса Христа, выбрали себе смертного человека, папу, господином и монархом». – «Если, – возразил Галятовскому противник, – вы не хотите признать главою церкви своей римского папу, то должны будете иметь главою мирского государя». – «Вот прекрасное заключение, – воскликнул Галятовский, – я вам говорил и говорю: Христос, Христос, Христос, а не кто-нибудь другой, есть глава святой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010