Митр. Петр Могила , с помощью ученых членов братства, занимался исправлением церковных книг. В 1646 г. им был издан «Евхологион» или Большой Требник. В нем собраны были все чины православной Церкви по греческим и славянским требникам, дополненные чинами из католических требников и составленные вновь самим Могилою. Помещены были объяснения литургического, догматического и канонического содержания. Митрополит приготовил исправленное издание полной Библии и перевода житий Смеона Метафраста, но не успел напечатать это (Знаменский). Задуман был им труд: «Жития святых», что осуществил позднее Свят. Димитрий Ростовский . Скончался митрополит Петр Могила 31 декабря 1646 г. Свое состояние он истратил на церковные нужды. Оставил он завещание, в котором с особою любовью говорит о коллегии. Из ближайших сотрудников его особенную известность, после Исаии Трофимовича, получил Сильвестр Коссов († 1657), занявший после него митрополичью кафедру. Последний, кроме «Ектезиса» или Апологии школам, написал книгу: «Дидаскалия, альбо наука о семи сакраментах» (1637 и 1653), в которой несколько отражается латинство. Им издан в сокращенном виде Печерский Патерик», под названием: «Патерикон альбо животы свентых ойцув печарских» (1635). Известен своими трудами Иннокентий Гизель. Родился он в юго-зап. России в семье протестантов из Пруссии. С детства он полюбил православие, бежал в Киев, где принял постриг. Митрополит Петр, оценив его способности, отправил его учиться в заграничных школах, потом назначил учителем и проповедником в Коллегии. С 1648 г. он стал игуменом Братского мон. и ректором Коллегии. Позднее он был архимандритом Киево-Печерской Лавры († 1684). Он содействовал печатанию проповедей архиеп. Лазаря Барановича и Антония Радивиловского. Он редактировал и перепечатал «Печерский Патерик» (1661 и 1678). К сожалению, по свидетельству архиеп. Филарета, при этом сильно испорчен текст древних повествователей. Написана им русская история до царствования царя Феодора Алексеевича, под названием «Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-российского народа и о первоначальных князьях богоспасаемого града Киева». Знаменский пишет: «Не смотря на все свои ошибки, обилие фальшивого риторства и страсть к словопроизводствам, он оставался у нас единственным руководством для школ до времени Ломоносова». Гизель писал «Об истинной вере», или ответ иезуиту Бойме о власти папы. Архиеп. Лазарь Баранович, приветствуя это полемическое сочинение, писал Иннокентию: «надобно смягчить слог, тем более, что самый предмет того требует; пусть себе сердятся на авторов, откуда что занято, – а колкостей непримешивать; самое дело доведет до бессилия; несколько резкий слог может повредить нашим православным в тамошних краях».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

32) Жезл Правления, печатанный в 1666 году, в царствование Алексия Михайловича. 33) Меч духовный, или проповеди слова Божия – Лазаря Барановича Епископа Черниговского и Новгородского, печатанные в Киевопечерской лавре в 1666 году. Все проповеди иллюстрированы, применительными к заключающемуся в них учению, рисунками. 34) Мессия Правдивый, Иоанникия Голятовского. Эта книга напечатана в 1669 году, в Киевопечерской лавре. 35) Пентикостарион, печатанный в Москве в 1670 году, в царствование Алексия Михайловича и при Патриархе Иоасафе. 36) Триодь постная, печатанная в Москве в 1672 году в царствование Алексия Михайловича, при Патриархе Питириме. 37) Последование молебного пения, печатанное в Москве в 1676 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 38) Огородок Марии Богородицы иеромонаха Антония Радивиловского, печатанный в Киевопечерской лавре в 1676 году. 39) Патерик Печерский, печатанный в 1678 году в Киевопечерской лавре. 40) Псалтирь Царя и Пророка Давида, рифмы преложенная. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . Напечатана в 1680 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 41) Евангелие учительное, воскресное, печатанное в 1681 г. в Москве, при Царе Феодоре Алексиевиче и при Патриархе Иоакиме. 42) Книга обед душевный, на все воскресные дни всего года, из пищи слова Божия, уготованный трудолюбием Симеона Полоцкого . Напечатана в Москве в 1681 году. По листам сей книги подписано: «лета 7191 февруариа во 2 день Великие Государи Цари и Великия Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всеа Великия Малыя и Белыя Росии самодержцы и Благоверная Государыня Царевна и Великая княжна София Алексеевна пожаловали сию святую книгу обед душевный во град Владимир в соборную Апостольскую церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вечное пребывание ради всенедельнаго прочитания Божественных словес в нем сущих на душеспасительную пользу всем усердно слушающим православным христианом, того же Успенскаго собора при протопопе Григорие Гаврилове с братиею, а ходатайствовала к их царскому пресветлому Величеству о сей книге святой Благоверная княгиня Анна Андреевна Мещерская, а подписал сию Богодухновенную книгу Благовещенскаго собора, что у Великих Государей на сенях священник Иоанн Афанасьев сын Леднев Владимирец».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Окончательная обработка Подлинника, относящаяся уже к началу XVIII в., определилась историей иконописи в связи с историей церкви, так же как его первые начатки и постепенное развитие. Сколько ни была удовлетворительна русская иконописная система в отношении религиозном, она, по самым принципам своим, не допускавшим художественного совершенствования, носила в себе такие элементы, которые тотчас же должны были обнаружить ее недостатки и слабые стороны, в отношении художественном, как скоро древнерусская жизнь, оказавшись несостоятельной в своем одностороннем, исключительно национальном развитии, стала пользоваться плодами чужой, западной цивилизации. Это совершилось во второй половине XVII в., и в истории искусства совпало с религиозным переворотом отпадения от господствующей церкви секты староверов или старообрядцев. Царь Алексей Михайлович, любивший иноземные потехи, не удовольствовался русскими иконописцами и вызвал для украшения своих палат иностранных мастеров, которые расписывали их ландшафтами и перспективами, и снимали портреты 40 . Иконопись не могла удержаться в тесных пределах своей бедной техники, и, вместе с ее усовершенствованием, стала терять оригинальность и в композиции, подновляя древние переводы заимствованиями из западных печатных листов, из иностранных лицевых изданий и с гравюр. Колорит стал цветистее и сочнее, кисть размашистее, свободнее. Этот новый стиль в нашей иконописи известен под именем Фряжского, в который перешли позднейшие школы Строгановская и Царская. Во главе этого нового направления школы Царской явился замечательный по своему времени художник, Симон Ушаков, который писал не только иконы, но уже и мифологические сюжеты, как например, изображения богини Мира и бога Войны для заглавного листа Московского издания Истории о Варлааме и Иоасафе царевице 1681 г. Как тогдашняя Русская литература наводнялась западными легендами и повестями, в сочинениях Иоанникия Галятовского, Антония Радивиловского, Семена Полоцкого, даже самого Димитрия Ростовского ; так и русские мастера с жадностью новизны бросились на иностранные гравюры, переделывая их на свой лад, и видимо усовершенствуясь в технике и образуя свой вкус; как, например, это можно видеть в гравированных листах Страстей Господних, икон Богородичных и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Эта часть самая большая, в ней вся проповедь замыкается и к ней остальные части стягиваются. Третья часть – конклюзия – заключение: здесь проповедник припоминает то, о чем говорил в наррации и, сообразно содержанию ее увещевает слушателей, чтобы они любили вышесказанное добро или остерегались вышесказанного зла» 47 . Таким образом, проповедь становится уже сочинением, а не безыскусственной беседой, какие были у древнерусских церковных ораторов. От нее требуется единство предмета и мысли, полнота и соразмерность частей. Такая форма с большим удобством приложима к догматическим и нравственным беседам и вызывала слушателя к самосознанию. Но проповедники часто развлекали слушателей решением с кафедры затейливый вопросов, вроде такого: «где, именно – на земле или на небе находится Пресвятая Дева?» Или намеренно сводили проповедь к какому-нибудь курьезному положению. В одной проповеди решается вопрос: почему иудеи, требуя смерти Иисуса Христа, сказали дважды «распни его» и однажды «да пропят будет» 48 . Иоанникий Голятовский подобный казуистические вопрос тоже делает исходным пунктом и темой проповеди : отчего Сын Божий принял природу человеческую, а не ангельскую? Отчего, именно, Сын Божий воплотился, а не Бог Отец и не Дух Святый? И все это преподносилось слушателю в строгой форме вступления, наррации и заключения. Самый распространенный вид проповеди, который любил применять и св. Димитрий, это – аллегорические проповеди. Здесь требовалось найти соответствие между двумя предметами, не имеющими ничего общего. Слава и трудность проповедника заключались в умении ловчее приискать такое соотношение через сравнение, или метафору, или аллегорию. Один проповедник истощился в доказательствах, что Пресвятая Дева подобна морю (И. Голятовский); другой, – что она подобна дому Соломонову, радуге, морю, граду твердому, вратам, замку, жезлу Ааронову, зеркалу, лилии (Радивиловский). На Рождество Богородицы И. Голятовский приводил текст: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» и для сравнения с Богоматерию описывает соляной столп, столпы облачный и огненный, столп дымовой ( Суд. ХХ ); столп железный (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 . Псалтырь, писанная в Москве полууставом на Александрийской бумаге большого формата, в 7102 году, в царствование Феодора Иоанновича, при Патриархе Иове, по повелению Боярина Дмитрия Ивановича Годунова. При каждом почти псалме в лицах изображено содержание его миниатюрно. 2 . Ирмолог с нотами и с разными миниатюрами, писанный, как сказано в посвящении Царю Феодору Алексеевичу, «в его Государских палатах, его же Царскими рабы: воображение св. икон, лиц, заставиц и строк прописных многогрешным Потапком Максимовым; речи же и нота, текст и подписи и прочие труды многогрешным Андрейком Михайловым в лето 7188 году». Светских рукописей только две: 1) о морском плавании, к тому о управлении корабля на море и что прилежит к компасу и карте совершенно в ней описано есть в лето от Р. X. 1698, месяца Марта, в Амстердаме, иже написа Илия Федоров Копиевич, раб Слова Божия, с разными математическими чертежами, в 4. 2) Писание о зачинание знак и знамян, или прапоров, с рисунками, изображающими знамена с гербами 12 колен Израильских и знамена Английские, Датские, Шведские и Голландские, в 4. Печатные книги, числом 48, почти все Славянские духовного содержания, кроме двух Голландских и двух Русских. Замечательнейшие из них: 1 . Анфологион, спречь Цветослов, или Трифолог, составленный от св. Отец, изображенных зде; на заглавном листе выгравированы лица разных Святых; 4 издание, во Лвове, 1651 г. в 4. 2 . Патерик, или Отечник Печерский, в Киеве, 1678 г. в 4. 3 . Псалтырь с возследованием, напечатанная в Москве при Царе Алексие Михайловиче и Патриархе Никоне в 1658 г. в 4. 4 . Огородок Марии Богородицы, розмайтыми цветами словес на праздники Господские, Богородичны и прочих Святых насажденный Наместником св. великие чудотворныя Лавры Печерские Киевские Антонием Радивиловским, напеч. в Киеве 1676 г. в 4. 5 . Учение и хитрость ратнаго строения пехотных людей, напеч. при Царе Алексие Михайловиче, в Москве 1647 года, в 4. 6 . Verantwoording van de ware Gbristelijke Godgeleetheit, door Robert Barclay. Amsterdam. 1683, in 4. 7. Hollandische Scheepsbouw. Amsterd. 1696, in 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Конаковский район. Конаково. Тихвинской иконы Божией Матери в Кузнецове, церковь Кашинский городской округ. Уницы. Троицы Живоначальной, церковь Тверь, город. Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова Солнечный, ЗАТО. Солнечный (о. Городомля). Гефсиманский скит. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Тульская область Заокский район. Бёхово. Троицы Живоначальной, церковь Дубенский район. Дубна. Петра и Павла, церковь Куркинский район. Ивановка. Сергия Радонежского на Куликовом поле, церковь Ясногорский район. Богословское. Иоанна Богослова, церковь Тула, город. Тула. Благовещения Пресвятой Богородицы (старообрядческая), церковь Тюменская область Голышмановский городской округ. Малышенка. Сретения Господня, церковь Украина, Киевская область Белоцерковский район. Пархомовка. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Любашевский район. Покровка. Иоанна Богослова, церковь Украина, Полтавская область Полтава, город. Полтава. Часовня в честь 200-летия Полтавской битвы Гадячский район. Плешивец. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Украина, Ровненская область Радивиловский район. Пляшева. Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца Украина, Сумская область Сумской район. Белополье. Спаса Преображения, церковь Сумы, город. Сумы. Пантелеимона Целителя, церковь Сумы, город. Сумы. Симеона Нового Богослова и Иоанна Кронштадтского при Сумской духовной семинарии им. Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), домовая церковь Украина, Тернопольская область Кременецкий район. Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной Украина, Харьковская область Богодуховский район. Владимировка. Спаса Преображения в Натальевке, церковь Харьков, город. Харьков. Успения Пресвятой Богородицы (старообрядческая), церковь Украина, Черниговская область Корюковский район. Жукля. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Украина, Черновицкая область Глыбоцкий район. Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы

http://sobory.ru/mapsearch/?style=43

Точно так же в проповеди на день Св. Илии он разразился против богачей, и как бы забыл, что в день Георгия всем обещал рай; «Не могут, – сказал он теперь, – восхищены быть на небо люди богатые; их души отягощены богатствами, сокровищами, маетностями; богачи за своими богатствами забывают о Боге; они злоупотребляют своими благами; они только едят, пьют, веселятся, а бедных людей забывают; не кормят их, в дом к себе не пускают...» Но потом проповедник сжалился над богачами и решил, что и богатым можно достигнуть неба, если только они станут давать милостыню, помогать церквам и монастырям и пр. В числе сочинений Галятовского есть одно, писанное по-русски: «Души людей умерлых». Здесь автор ведет нас на тот свет, показывает нам жилища праведников и места мучений грешников – небо и ад. Души праведных размещаются по числу девяти ангельских хоров небесной иерархии, сообразно тем обязанностям, которые возложены на эти ангельские хоры по отношению к нашей временной жизни. В низшем хоре, собственно в хоре ангелов, – которым поручено надзирать над душами человеческими во время земного шествия, – обитают крещеные дети, убогие, сироты, вдовы и жившие честно в супружеском союзе; во втором, более высоком хоре, архангелов (которые до великих людей от Бога посольства справляют), священники и церковные учители; в третьем, называемом им князствами, обязанном наблюдать над государствами, нациями и провинциями, будут пребывать цари, цесари, князья, гетманы, воеводы и всякая старшина, если они чинили подначальным людям правосудие и не делали им обид: четвертый хор называется владзы, воюющие со злыми духами – с ними пребывают рыцари, которые сопротивлялись злым духам и побеждали грех; в пятом хоре, называемом моцарства – чудотворцы; шестой хор, панства – есть обитель девственников, пустынников, иноков; седьмой, фроны -там справедливые судьи, в осьмом – между херувимами -апостолы, епископы, митрополиты и пр.; девятый, высший хор, серафимы, которые возбуждают любовь к Богу – там мученики. Противоположное небесам обиталище грешных, пекло, разделяется на два отдела; первый называется одхлань пекельная (бездна), другой – огненная геенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В проповеди на Воскресение Христово он сравнивает Христа с ихнеумоном. Крокодил проглотит ихнеумона, а ихнеумон крокодилу разъест внутренности; так Христос поступил со смертью, которой подвергся. Галятовский любит приводить в проповедях примеры и анекдоты; встречаются у него примеры из древней истории: о Демокрите, Птоломее, об Аннибале, берутся данные из мифологии в смешении с христианскими образами: являются аргонавты; дельфийский оракул приказывает устроить божницу Деве Марии; от глубокой древности проповедник переходит в более близкий ему мир, рассказывает анекдот о князе литовском Витовте, который приказал зашить живого человека в медвежью шкуру. Эти-то примеры, сравнения, анекдоты придавали проповедям Галятовского большую занимательность, и «Ключ Разумения» был одною из самых читаемых книг в Малороссии даже в близкое к нам время. Согласно духу схоластической мудрости, почерпнутой в школе, Галятовский в своем руководстве учил проповедников словоизвитию, построению поучений на словах, именах и вообще на внешних признаках: находит, что нежданные обороты привлекают любопытство слушателей. «Можешь, – говорит он, – занять внимание людей, толкуя им какое-нибудь имя, и всю проповедь построить на имени; например, в неделю (воскресенье) говори: неделя называется оттого, что в этот день ничего не делают, а только Богу молятся; или – на день Владимира скажи, что Владимир оттого так называется, что владеет миром; на Василия скажи, что Василий значит царь, ибо Василий Святой царствовал над своим телом». Галятовский учит озадачивать слушателей каким-нибудь не сразу понятным для них заявлением; например: «На Вербное воскресенье, сказавши: «Православные христиане! Прошу вас и заявляю вам, чтобы вы непременно ходили в церковь и молились Богу; на этой седьмице будет страшный суд», – сойди прочь с кафедры. Это значит, что на Страстной неделе будет читаться о суде над Иисусом Христом: вот оно и есть суд страшный». Замечательны его наставления, как следует говорить над умершими. Галятовский велит проповеднику рассказывать, как покойник творил добро, хранил православную веру, помогал бедным милостынью, давал пособие церквам и монастырям, принимал в свой дом странников, выкупал пленных из неволи и пр., хотя бы за покойником и не ведомы были такие добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Свт. Димитрий использует тексты читанного на литурши Евангелия. Но эти тексты чаще всего отправная точка проповеди, зародыш зрительного образа, а не предмет экзегезы. Из текстов вырастает символ. Так, образ лествицы дается текстом воскресного Евангелия в первую неделю Великого Поста: «Отселе узрите небо отверсто» 76 , – «Лествицу духовную от добродетелей составленнук›, ко отверстому небу приставлю» 77 . Два «бока» лестницы – воздержание и покаяние; «отселе», π’ ρτι – «от сея святыя четыредесятницы» 78 . Старые исследователи упрекали южно-русских и польских проповедников XVII века в том, что экзегеза подменяется у них произвольным использованием текста в риторических целях. Ю. Самарин в своей известной диссертации писал о Стефане Яворском : «Избравши для себя текст, он редко устремляет внимание па то, что в нем есть существенного. Обыкновенно он берет одну его сторону, останавливается на каком-нибудь случайном обстоятельстве» 79 . Нет нужды приводить все огромное количество критических высказываний подобного рода. Эти суждения порождены или непониманием, или полнейшим равнодушием к особенностям изучаемого стиля. Свт. Димитрий, как святой, был огражден от прямых нападок. Но по недоразумению Самарин подверг критике его проповедь, полагая, что критикует Стефана Яворского 80 . Критиковали без пощады Фому Млодзяновского – вдохновителя свт. Димитрия; это считалось допустимым по отношению к католику. Порицали Антония Радивиловского, Лазаря Барановича, Иоанникия Голятовского. Чернили память друга свт. Димитрия, Стефана Яворского 81 , которого преосв. Филарет Черниговский не поколебался назвать блаженным. Все это говорилось о других, но во многом косвенно задевало свт. Димитрия. И конечно, это задевает такие хитрости экзегезы: святитель приводит слова архидиакона Стефана – «вижу небеса отверста и Иисуса стояща одесную Бога» 82 . «Почто видит стояща Иисуса, а не седяща? Не пишется ли в Символе: возщедшего на небеса и седяща одесную Отца? Сидел, встал почто?» 83 Поучительно вспомнить здесь отзыв митрополита Филарета: «Святитель Димитрий в писаниях собственно духовных подлинно велик. Жаль, что проповеди его подвергались действию современного вкуса красноречия» 84 . Пышность, «барочность» стиля свт. Димитрия быстро сделалась непонятной, и уже в XV III веке потребовалось «исправлять» и «подчищать» слог святого, причем не только в отношении полонизмов и украинизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Апокалипсис святителя чужд эсхатологичности исторической. Это – вневременные видения, прозрения сквозь завесу вечного міра. События Апокалипсиса вечно совершается в некоем умном» пространстве. Два играющих наиболее значительную роль у свт. Димитрия апокалипсических видения – жены, облеченной в солнце, и двадцати четырех старцев – безвременны. Жена пресветлая, гонимая диаволом-змием, – это и Церковь Христова, и душа каждого христианина 139 и Богоматерь, которая в самое злое время «яко солнце в помощь нам восходит» 140 , которая все суеты мірские – «луну изменяющуюся и оскудевающую» 141 – попрала. Явление жены, облеченной в солнце, – не пророчество о грядущем, или точнее не только пророчество, а символ вечного события, таинственно раскрывающегося в истории и душе. Таково же видение старцев, возносящих хвалы пред престолом Агнцевым. В нем – видение предвечного чертога. «Восхоте святый Иоанн Богослов посмотрети во двор Царя небесного, и благочиние того двора уведати; смотрит и видит Престол Божий в славе велицей и неизреченней» 142 . Тут же при Господе «и чин Его небесный, ассистенция небесная, двадесять четыре старцы, важные оные сенаторы, почтенные старики, которые вокруг маестата Божияго, окрест престола Агнча седят честно, и гусли в руках их» 143 . И когда кланяк›тся, кладут пред Богом свои «короны» 144 . Здесь «море» стеклянное, странно напоминающее дворцовый паркет: «Дворяном Царя небесного во опасство и страх предложено скользкое, стекляное, хрустальное и ледовитое море, да со страхом и смирением Господеви своему предстоят и кротце да ходят» 145 . Вся картина восполняется упоминанием об ангельских «небесных концертах»: «а хором управляет святый Архангел Гавриил, бия такту не увядающею и в зиме лилеею» 146 . У Антония Радивиловского Иоанн Креститель был «маршалок» Господа и собирал «вольный co6op», ангелы и приближенные Давида назывались у него «дворянами», а Иоанн Богослов «секретарем неба» 147 . У поляка Млодзяновского апостолы назывались сенатом, Речью Посполитою апостольскою, четыре евангелиста – это четыре канцлера и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010