Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил тот же самый благочестивый странник и, приветствуя его, сказал: – Ну, здравствуй, Саша-архиерей. – Ну какой же я архиерей, у меня невеста, – ответил тот. – А все-таки архиерей! – не согласился с ним странник. В 1914 году у Александра Александровича и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь, Нина. Начались гонения на Русскую Православную Церковь. Александр Александрович стал старостой в храме, явившись неустрашимым защитником православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую «народную церковь», которую возглавил лишенный архиерейского сана Владимир Путята. За свою активную церковную деятельность Александр Александрович в 1920 году был арестован Чрезвычайной Комиссией города Пензы и провел в тюремном заключении полтора месяца. 22 июня 1920 года скончалась от скоротечной чахотки его жена Юлия, и он остался один с двумя сиротами – шести лет и младенцем девяти меся­цев от роду, которых ему помогала воспитывать няня Анисия Ефимовна – не­гра­мот­ная, но глубоко верующая женщина. Анисия Ефимовна происходила из семьи пензенских крестьян. Мать ее работала сиделкой в больнице. После перенесенной в детстве болезни девочка стала рябой, и отец не любил ее за это. Отец пил, и когда напивался, бил девочку за то, что она рябая, и мать прятала ее на чердаке. Однажды случился пожар, отец побежал тушить, напоролся ногой на ржавый гвоздь, у него сделалось заражение крови, от которого он и скончался. Мать, оставшись одна, отдала Ани­сию в прислуги в семью врачей. Затем она попала к Александру и Юлии, когда те только что поженились, и воспитывала всю жизнь их детей. 28 августа 1920 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В 1922 году Пензенская ЧК снова арестовала его и продержала в заключении около трех месяцев. Выйдя из тюрьмы, он с детьми переехал на родину в город Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное, подвижническое пастырское служение вско­ре сделали его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. Верующие полюбили пастыря, который откликался на всякую просьбу о помощи. Было видно, что, несмотря на свое затруднительное семейное положение, он всего себя отдал на служение Богу и Его святой Церкви.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Каждый раз едем к Божией Матери и благодарим за исцеление, за моего сыночка. 12. Екатерина Правдивец, г. Симферополь, 3 января 2019 г. Я, Екатерина Правдивец, жительница Симферополя, хочу рассказать о том, как икона Божией Матери «Знамение» из с. Вилия сотворила в моей жизни самое большое чудо – как по молитвам Богоматери Господь послал мне ребенка. Пройдя испытание замершей беременности, мертворождения, сложно передать чувства женщины, которая слышит от врачей, что шансы забеременеть теперь катастрофически малы… И лечение не помогло. А тот камень на душе и боль от потери просто не давали дышать. Очень сложно назвать Чудо, которое в итоге произошло со мной, случайностью. В 2014 году, услышав рассказы знакомой о чудесной иконе Богородицы в церкви с. Вилия, мы с мужем решили поехать туда и попросить у иконы самое сокровенное – ребенка. После самой искренней и слезной исповеди в моей жизни я попросила у иконы Богородицы познать радость материнства. Спустя 4 недели я узнала, что нахожусь в положении. Моему удивлению и благодарности не было и нет предела. Сейчас воспитываю чудесного мальчика. Может, я немного сжато написала… Мне просто очень сложно об этом писать, так как вспоминаю свои потери и это больно… Благодарю Матерь Божию за то чудо, которое Она явила на мне через Свою икону! 13. Мария Мельниченко, с. Вилия Острожского района, 12 января 2019 г. Я, жительница с. Вилия Острожского района Мельниченко Мария Адамовна, расскажу вам историю исцеления моей родственницы Цыбульской Анисии, которая проживала в соседнем селе Кутянка. Где-то в 1970–1974 годах тетя заболела, поставили диагноз – фибромиома, нужно оперировать. Анисия боялась операции: трое детей, а главное – нет средств. Она с мужем работала в колхозе на разных работах за трудодни. Один выход для нее – молиться и просить помощи Божией Матери «Знамение». Анисия знала: кто просит, тому Она помогает. Люди ехали в село со всех сторон и получали исцеление. Молилась тетя и верила. Где-то через месяц почувствовала улучшение, поехала в больницу, а болезнь отпустила.

http://pravicon.com/info-4059

2306 ...приводя от псалма 108-го... – Очевидно, поп применял к боярыне Морозовой следующие стихи 108-го псалма: «Да будут сынове его сиры, и жена его вдова ‹...› да изгнани будут из домов своих, да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхотят чуждии труды его ‹...›. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его...» ( Пс.108 :913). 2311 ...двою брату ею, Феодора и Алексея, оваго на Чугуев, оваго на Рыбное... поотсла. – Чугуев – город на р. Северный Донец, к юго-востоку от Харькова; Рыбное, или Острогожск, – город Воронежской губернии. Судя по обнаруженным А. И. Мазуниным документам, свидетельствующим о присутствии Федора и Алексея Соковниных на Чугуевском (одного) и на Острогожском (другого) воеводствах уже в 1673 г., высылка братьев из Москвы произошла в 1672 г. (см.: Повесть о боярыне Морозовой... С. 9697). 2315 ...Акилина девица... наречена бысть Анисия – Эта Акилина-Анисия известна и по письмам протопопа Аввакума, в которых он упоминает ее вместе с инокиней Меланией (см. с. 194). 2318 Иов Лговский – в миру Иоанн Тимофеевич Лихачев, священноинок, боярского рода, постриженик и ученик знаменитого архимандрита Троице-Сергиевой лавры Дионисия Зобниновского; некоторое время состоял келейником патриарха Филарета, был одним из кандидатов в патриархи после смерти патриарха Иоасафа I, основатель нескольких монастырей (первого – ещё во времена Смуты, близ г. Льгова, последнего, старообрядческого – на притоке Дона р. Чир в 70-е гг. XVII в.), умер около 1680 г. 2319 ...о немже и прежде речеся. – Эта фраза свидетельствует о том, что настоящий вариант Жития боярыни Морозовой не является первоначальным, поскольку в его тексте об Иове Льговском ничего «прежде» не говорилось; следовательно, существовал более ранний текст Жития, где Иов Льговский упоминался не один раз, что и позволило автору при очередном его упоминании заметить: «о немже и прежде речеся». При переработке первоначального Жития первое упоминание Иова Льговского было устранено, а настоящую фразу забыли убрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед смертью старица многим предсказала будущие скорби, при этом утешила: «Бог своих никогда не оставит… Ходите в храмы, молитесь, кому Церковь не Мать, тому Бог не отец… Умру – к моим девкам ходите». На вопрос близких на кого она всех оставляет, старица ответила: «На Анисью!» Следует отметить, что по словам старицы у неё ничего не болело, лишь «тело слабело». Всю ночь с 1 на 2 мая старица утешала родных, а под утру 2 мая 1956 года велела читать отходную. На последних словах канона на исход души старица мирно отошла ко Господу. Старицы Анисия, Матрона и Агафия Старицы Анисия (1890–1982 гг.), Матрона (1902–1995 гг.) и Агафия (1910–1996 гг.) В голодные послереволюционные годы прозорливый старец Сергий предсказал Алексию и Анне Петриным, что настанут такие времена, когда в их дом будут ездить из всех окрестных сёл и привозить всё необходимое. Прозорливец предвидел, что сестры будут нести крест старчества. Он часто молился за семью Петриных, не вкушал пищу по семь или девять дней. (Этот праведник сподобился мученической кончины. Его расстреляли в Моршанске.) В 1933 году арестовали Анисию. Девушку приговорили к расстрелу, но в последний момент приговор был заменён на заключение и ссылку на10 лет. После освобождения её арестовывали дважды. Старица не любила вспоминать о тех страшных годах, говорила, что отсидела 10 лет за себя, а остальные – за весь мир. (Она отбывала срок в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане.) Однажды ночью, когда подвижница молилась, она услышала голос: «Анисья, собирайся домой». От неожиданности девушка растерялась, до конца срока ей предстояла ждать долго, она даже не могла мечтать о досрочном освобождении. Когда в молитве Анисья вопрошала: «Господи, кто же меня освободит? Последовал ответ: «Святитель Николай!» Свершилось чудо, вскоре среди ночи девушку освободили. Когда Анисья добралась до Шацка, в храме Святителя Николая совершалась всенощная великому святому, накануне дня празднования его памяти. Матрона и Агафья были арестованы в 1935 году. Их арестовали в храме, когда они украшали храм к Пасхе. Их отправили по этапу в Казахстан. Многое пришлось претерпеть сестрам в заточении в ссылке. Девушки всё делали с молитвой, в Казахстане им удалось вырастить небывалый для тех мест урожай. За добросовестный труд, сестры получали вознаграждение продуктами, поэтому часто посылали зерно родным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мученица Анисия жила в III веке, в городе Солуни. Родители ее были люди богатые и благочестивые и дали ей прекрасное образование. Наученная христианскому благочестию, она не гордилась ни своим образованием, ни богатством, любила кротость, скромность и уединение. Лишившись родителей в молодых летах, св. Анисия раздала все богатство бедным и неимущим, начала проводить подвижническую жизнь и желала умереть мученической смертью. «Мучители и муки откроют мне райсюи двери», – рассуждала она в себе. Диавол всячески пытался совратить святую с пути спасения, наводил на нее леность и уныние и устрашал ее разными видениями; но она прогоняла его крестным знамением. В ее время царь Максимиан открыл гонение на христиан. Однажды, когда св. Анфиса шла в храм для молитвы, воин схватил ее и, узнав, что она христианка и идет в храм, повлек в капище для жертвоприношения. Святая сопротивлялась, и воин умертвил ее мечом. На месте кончины св. Анисии впоследствии выстроен был храм. Мученик Филетер был сыном никомидийского областного начальника и отличался красотой. Жил он в царствование императора Диоклетиана. Диоклетиан, услышав о красоте Филетера, хотел взять его к своему двору. Но когда узнал, что он христианин, начал хулить Христа. Тогда Филетер воскликнул: «Да заградятся уста всякого, кто будет хулить моего Христа!» Царь разгневался и велел сжечь его в печи; но когда святой остался там невредимым, отпустил его, тем более, что он был ему родственником. Преемник Диоклетиана, Галерий, также требовал, чтобы Филетер отказался от Христа, мучил его и наконец сослал в ссылку. На пути св. мученик сотворил много чудес и тем привел многих ко Христу. Скончался он мирно, в 311 году, в Сигрианской стране, около Кизика. Преподобная Феодора Кесарийская была знатного рода. Родилась по молитве матери, которая, будучи бесплодной, пламенно просила Бога о даровании ей детища, почему и названа Феодорой, т. е. данной Богом. Родители посвятили Феодору Богу – отдали в монастырь. Здесь, под руководством игуменьи, она выросла в благочестии. Император Лев Исаврянин, как враг монашества, потребовал св. Феодору ко двору и назначил ей жениха. Все уже было приготовлено к браку, как жених принужден был отправиться для отражения ворвавшихся в империи скифов. На войне его убили, и св. Феодора, возблагодарив Бога за то, что Он освободил ее от нежеланного брака, отправилась обратно в любимую свой обитель, приняла монашество, надела вериги и власяницу и начала проводить суровую жизнь. Скончалась около 750 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

V, 94. Мокшанский Казанский Богородицкий. Строит. Никифор определён в авг. 1722, 1726 и 27. V, 136. Наровчатский. Спасский игум. Савватий , в нояб. 1723. V, 533, 534. Петровские два: Николаевской пустыни строит. Палладий в июле 1708 отрешён. V, 463. Пензенский Предтечев. Строит. Феодосий , в февр. 1713; игум. 1715–1719. Мнтрь уничтожен 1724; монахи перев. в Пензенский Спасский. V, 536;.VI, 473. Ломовские три. V, 622; VI, 649. Царицынские два. Троицкого; Игум, Дионисий , в мар., апр. 1678. – Ефрем , в апр., нояб. 1679, 1680. V, 737. Рябкиной пустыни строит. Симон , 1724. VI, 2. Салалейской – строит. Маркелл 1751 перев. из Саровского. VI, 459. Тумовской (Тумолской) пустыни: Строит. Ефрем , 1717–21. – Алексий , 1731. VI, 706. Четверосвятский. VI, 839 Яский. VI, 1005. Саратовский Предтечев. Воскресенского единоверческого архим. Платон , 1838–40. Троицкого острога, Спасо-Преображенского строит. Никон , 1718. Саратовского Богородицкого: Игум. Филарет , в июле 1658, в сент. 1659, авг. в 1661, 1662, в авг. 1665, в мар. 1666. – Гурий , в мар, авг., 1679, в нояб. 1680. Архим. Иосиф , в янв. 1686. То-ж приписанного к Высокопетровскому в 1691 (sic): Строит. Антоний , в нояб. 1699. – Лаврентий , 1704. В этом году монахи выведены. Ломовской Предтечевы пустыни строит. Иларион , 1721. Верхнеломовского уезда. Петропавловской пустыни: Строит. Иов , 1721–27. – Алексий , 1732. Наровчатского Дмитриевского: Иг-нья Анисия , 1728–1737. – Зиновия , 1740–49. Нижеломовского Успенского, что на Сололенской горе, строит. Гурий , 1728–31. Саранского Богородицкого: Строит. Феодорит , в мар. 1679. – Авраамий . 1705. – Павел , 1723 и 24. Саранского Богородицкого, приписанного к Высокопетровскому иг-нья Иулиания , 1734–38. Саранского иг-нья Анисия Хлопова . 2 янв. 1668. Новодевича иг-нья Ираида , в апр. 1671. V, 136. Наровчатского, Троицкой Скановой пустыни: Строит. Моисей , в дек. 1689. Игум. Сергий , 1712–16. Строит. Герасим , 1728 и 29. Архим. Исаакий 1774 перев. из Нижеломовского и † ... Игум. Филарет , 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. 2000-х гг. для музейной экспозиции обители была создана акварель «Труды преподобного Корнилия с сестрами при строительстве монастыря». В 2007 г. владимирские иконописцы под рук. Л. А. Оксаничева расписали стены сестринской трапезной на сюжеты Жития К. Наряду с традиц. парным изображением прп. Лукиана и К. на фоне Успенского мон-ря были выбраны композиции, связанные с историей мон-ря: игум. Иулитта с сестрами молит К. стать их наставником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение жить преподобному в Успенском монастыре; К. наставляет монахинь и трудится вместе с ними (напр., «Кроить и шить сам отец учаше»); К. молится коленопреклоненно за своих духовных чад. Сцены показаны на фоне пейзажей или внутри палат. К. написан в соответствии с более ранней иконографической традицией - в схимническом куколе, иногда в простой рясе, в нек-рых композициях - с посохом в руке. В стенописи, исполненной в иконописной манере, заметно влияние стилистики палехских мастеров. В 2006 г., к 15-летию открытия обители, мон. Амвросией и инокиней Леониллой (Бакунц) был разработан и выполнен житийный образ К. В среднике - поясной прямоличный образ благословляющего святого, в его левой руке - игуменский посох. Вокруг в традиц. порядке расположены 15 клейм: К. в Чудовом мон-ре принимает монашеский постриг; К. приходит во Флорищеву пуст.; труды святого; К. наставляет братию; К. из-за зависти игумена уходит в Лукианову пуст.; рукоположение К. во иерея; «демонское страхование» на пути К. из Лукиановой пуст. в Александровскую слободу; игум. Иулитта с сестрами молят К. стать духовником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение на переселение К. в александровскую жен. обитель; К. наставляет сестер; К. строит в обители кельи и ц. Сретения Господня; преставление К.; чудо исцеления Иоанна от мощей К. на праздник Св. Троицы; чудо возрождения мон-ря; обретение мощей К. В большинстве клейм верхнего ряда К. изображен в монашеском клобуке, после рукоположения - с непокрытой головой. Образ К. вошел в многофигурную композицию «Собор Александровских святых», где обычно представлен в 1-м ряду рядом с прп. Лукианом. Такие иконы нач. 2000-х гг. хранятся в собрании митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия), в алтаре Троицкого собора (владимирские иконописцы). Ок. 2010 г. мастер Оксаничев выполнил большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова» для местного ряда иконостаса Троицкого собора. Кроме того, святой изображается на совр. иконах «Собор Владимирских чудотворцев», созданных после канонизации К., напр. из Княгинина мон-ря во Владимире. Иконы различных изводов с изображением К. имеются также в Лукиановой пуст., в соборе Рождества Христова Александрова и др.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

2Здекабря празднуется память почти двадцати рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Среди них схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района. Будущая схимонахиня Анна, Анисия Гуреевна Столярова, родилась 12 января 1895 года в селе Заполье Спасского уезда в семье благочестивых крестьян. Семья была достаточно зажиточной, занималась сельским хозяйством и никогда не забывала Господа, посещая все воскресные и праздничные Богослужения. Среди детей, а их в семье было четверо, Ани-сия выделялась наибольшим благочестием и любовью к храмам Божиим. Все свободное время она проводила там, наблюдая за разучиванием духовных песнопений, помогая в уборке храма, выпечке просфор. Господь наградил ее чудесным голосом, и уже с раннего возраста она пела на клиросе, читала псалмы. Никакие детские игры и забавы не могли заслонить того, отчего ликовала ее душа. Никаких сомнений не было, чему посвятить свою жизнь. В семнадцать лет по благословению родителей она поступает в Ольховский монастырь, что располагался возле села Гавриловское Шиловского района. В монастыре она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное пение. Та м же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. Господь как бы готовил ее к несению по жизни мученического венца. Уже в монастыре были дарованы ей такие христианские добродетели, как необыкновенная любовь к людям, кротость и смирение. В 1920 году монастырь был закрыт, и матушка Агния возвращается в родное село. Но не в отчий дом, а в храм, и селится в сторожке, продолжая монашеский подвиг в миру. В это же время в соседнее село Срезнево в храм Казанской Божией Матери святым старцем игуменом Филаретом Пронским была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Сам игумен Филарет остался возле образа. В те годы он пользовался в Рязанской губернии непререкаемым авторитетом среди православных. Матушка Агния стала его духовной дочерью и под его водительством продолжала восхождение по лестнице добродетелей. То страшное десятилетие, которое Господь отпустил Филарету для окормления православных в самое переломное для России время, не прошло для матушки бесследно, и она стала настоящим воином Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме придела во имя Рождества Иоанна Предтечи, расположенного в главной храмовой части, в церковной трапезной действовали два придела: правый - во имя Симеона Богоприимца и праведной Анны Пророчицы, освященный в 1783 году, и левый – во имя Святого Архистратига Михаила и Апостола Иоанна Богослова, освященный после слома в 1836 году Духовского придела. Этот придел был пристроен к храму вдоль всей северной стороны и, не имея никаких архитектурных достоинств, перекрывал храм по фасаду со стороны Ивановского спуска – главной дороги в кремль. В период гонений на Русскую Православную Церковь, в 1937 году пострадали все служители Нижнепосадской Предтеченской церкви: протоиерей Иоанн Лазарев, настоятель протоиерей Иоанн Каторжин, протоиерей Константин Тихонов, диакон Василий Троицкий и староста церкви Анисия Ивановна Масланова решением «тройки» были приговорены к расстрелу. Претерпевшие до конца в этих страшных испытаниях – священномученик Иоанн Лазарев и мученица Анисия прославлены Церковью в лике святых новомучеников российских. 5 августа 1938 года было принято решение Облисполкома «о передаче помещения бывшей церкви Ивана Предтеча Обл. Совету Осоавиахима и бассейному Совету Осоавиахима ВВРП». В ходе перестройки храмового здания под клуб и мастерские, продолжавшейся до начала 1940-х годов, все объекты храмового ансамбля были изуродованы. В часовне во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был устроен общественный туалет, действовавший до 1991 года. 29 мая 1995 года у еще не возрожденной Нижегородской Предтеченской церкви появился настоятель: по распоряжению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на эту должность был назначен протоиерей Николай Соседкин. 27 сентября 1995 года вышло распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области «О передаче здания церкви Иоанна Предтечи в г. Нижнем Новгороде в бессрочное, безвозмездное пользование религиозному объединению». 7 января 1996 года в праздник Рождества Христова, после долгих лет запустения, в Нижегородской Предтеченской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=01403

Сиона (первая?), строит-ца, в мар. 1652. Анна , 1653 и 54, мар. Феотиния , 1657–58. Анисия , 1659–79. Одна? Анисия , 1700 и 1. Досифея , 1738. 12 Холкова Троицкая, Оскольская пустынь, Белгородского уезда, в 1764 г. упразднённая. [VI, 300?] Строители Геласий , основатель, 8 февр. 1620. Ефрем , 1627, 28, 32. Варсонофий , 1636, 40, окт. Ефрем , 1643–52, 54, 58, 60, 61. Дионисий , в янв. 1673. Геннадий , архим., 26 мар. 1692. Иоанн Тихонов , игум., 24 февр. 1730. 13 Троицкий, в городе Карпове, упразднённый в 1764 г. [IV, 355.] Строители Афанасий , 1652–54, нояб. Ануфрий , 1657–62. Дионисий , 1694. Климент , 1709–16, 30 дек. Карповской пустыни Игум. Иезекииль , 1759. – Исаия Илляшевич определён 8 апр. 1765; по упразднении, перев. в Коренную пустынь. 14 Знаменский Хотныжский, заштатный. [VI, 604.] Уничтожен 14 нояб. 1842. Игумены Феодосий (строит.) 1642, 43. Пафнутий , строит., в февр. 1660. Корнилий , 1675–79, нояб. Антоний , 1681–93. Трифиллий , 1695–97. Леонид Ладисский , 1756–58. Венедикт , архим., 1763 и 64. Феофилакт Яковлев , архим., 1769–1774. Александр определён 1787, из Казанского Свенского монастыря. 15 Покровского Хотмышского упразднённого [VI, 605] Строит-ца Ираида , 1695–97. 16 Софрониева Молчанская, Рождества Богородицы, пустынь, от города Путивля в 20 верстах, основана в исх. XVI века и зависела от Путивльского Молчанского монастыря; 13 мая 1670 от него отписана. [VI, 186.] Строители Пафнутий , игум., граи. 23 мар. 1593; в 1613, по разорении, перешёл с братией в Путивльский Молчанский мнтрь. Александр , с 1653. Софроний , 1656; † 1692. Серапион , с 1692; † 17 июля 1718. Никодим , в янв. 1698. Сорафим , в февр. 1713. Сильвестр Константинович , 1718–21. Зосима Курдюмов , 1721–27. Сергий Самойлов , 1727–35, окт. 6 взят в синод и, по суду, лишён монашества. Иакинф Чуйкевич , 1738–43. Сергий Самойлов (паки), в 1743–50. После в Рыльском Николаевском. Климент 1750 и 51. Ювеналий Мартиненков , игум., с 1751 по 1760. Лазарь , игум., 1760–63. Арсений , игум., определён 15 июня 1763 по 1772.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010