Прп. Феодор Студит : «Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего – Причащение Святынь, по отношению к которым видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день – никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день…обычную пищу никто не отказывается есть каждый день, а если не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой. Что может быть более безумным и безрассудным?» Св. Николай Кавасила († 1371): «Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и все совершающий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, тогда что может воспрепятствовать Причащению? Конечно, ничто. Но кто-нибудь спросит: «Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Тайнам, не получит ли он тем не менее освящение от совершающейся Литургии?» На такой вопрос мы отвечаем, что это может получить не всякий, но только тот, кто не может прийти телесно, как это бывает и с душами умерших. Если же кто-нибудь может, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться освящения от нее, для такого получить освящение совершенно невозможно – не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил, будучи в состоянии это сделать». Свт. Симеон Солунск. († 1428): «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие самого пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении… У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к Причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила». Свт. Тихон Воронежск. († 1783): «Когда произносите «Со страхом…», подумайте, как Христос явился по Своем Воскресении апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими словами вы призываете верующих принять Святые Тайны. И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к себе и приносит в пищу Свое Пречистое Тело и Кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния».

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

190 Открывается завеса на тех службах, к которым, по преимуществу, приличны слова апостола: Еже (упование) аки котву (якорь корабельный) имамы души тверду же и известну, и входящую во внутреннейшее завесы, идеже Предтеча о нас вниде Иисус» ( Евр.6:19 ): т. е., что надежда нашей души не довольствуется тем, чтобы взойти в преддверие, в притвор, не довольствуется земными и видимыми благами, а проникает внутрь завесы, в самое святое святых, к Самому Богу, к небесным благам, идеже Предтеча о нас Иисус вниде, куда вознесся Он и вознесет нас. 191 Иерей при этих священнодействиях произносит слова песни: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело». 192 При архиерейском служении «никтоже может внити посреде в Царския двери, присутствующу архиерею, разве егда вси входят в малом и великом входе, и по заамвонной молитве (Чиновн., лит. Иоан. Злат.). 194 Когда бывает каждение при пении «Непорочны» (Тип., гл. 22 и 2), например, в субботы 2, 3 и 4-й седмицы Великого поста (Тип.), тогда Царские двери не открываются, а выходит иерей для каждения в северные двери (Тип., гл. 2, в конце). 195 Входит настоятель со святым Евангелием в Царские двери (Тип., послед. утро в Страстн. субб.). 196 На Славе (стихир на Хвалите) диакон отверзает Царские врата, а иерей в фелони стоит пред престолом, к нему же встает и диакон от десные страны, и по окончании последней стихиры возглашается велегласно: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печер. лавре, 1861 г., л. 9-й, на обороте). По уставу Константинопольской Церкви, Царские двери отворяются при пении великого славословия в воскресные дни; тогда бывает Вход с Евангелием, знаменующий сошествие Господа во ад и воскресение (Сим. Солунск. Разговор о священнодействии и таинствах. § 319, см. Хр. Чт., 1856 г., Стр. 498). 197 При архиерейском служении на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Царския врата открываются в начале литургии и бывают незаперты до возглашения: «Святая святым» (Чиновн.). В некоторых монастырях, в числе преимуществ их заключается и то, что при служении архимандритов совершается литургия, как при архиерейском служении, при открытых Царских вратах (Московск. Симонов монастырь, М., 1867 г., стр. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

26. П. Ксенофонта и Марии и чад их Иоанна и Аркадия; Симеона ветхаго, мч. Анании, Петра и 7 воин., перен. мощ. Феодора студийского, св. Иосифа солунск., еп. Ксенофонта робейск., Давида царя (груз.). Свв. Феодор и Иосиф, жившие после VII всел. соб., «книгу Триодь написаста» (Кн. о вер. гл. 16), а раскольники говорят, что после вселенских соборов ничего изменять нельзя. 27. Перенесение мощ. св. Иоанна Златоустаг о (из Коман в Константинополь, 438 г.). 28. Пр. Ефрема сирина (373), Палладия, пустын., Иакова постн., Ефрема печер., еп. переяслав., Ефрема новоторжск., Феодосия тотемск. (1568), п. Аркадия и Георгия (1015); ик. Б. М. Тотемской. Пр. Ефрему Сирину принадлежат 112 слов, который вместе с его житием и 22 словами св. аввы Дорофея , ученика его, и словом Исаака Сирина «о чину новоначальных и уставе» составляют книгу, известную под его именем. Эта книга 2-жды издана в 1652 г. и уважается раскольниками. Впрочем, последние ссылаются преимущественно на 105 слово (об антихристе), но и в этом слове есть немало свидетельств, приводимых православными в опровержение их учении об антихристе. В 107 сл. св. Ефрем так рассуждает о таинстве причащения: однажды Господь сказал: да прорастит земля былие травное, и вот уже несколько тысяч лет после этого слово Господне исполняется. Ежегодно земля, орошаемая дождем, производит траву и др. свои растения: никакая сила человеческая не в состоянии воспрепятствовать этому повелению Божию. Точно так же и о причащении: однажды на тайной вечери сказал Господь: «сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя», «сие творите в Мое воспоминание». И это слово Господне «всемощным Его повелением бывает, дóндеже приидет» (л. 319 об.). 29.       Пер. мощ. сем. Игнатия Богоносца ; м. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана, Паригория (297), Сильвана, Луки, Мокия (132 г.), п. Лаврентия печер. (ХП в.); Герасима, Питирима и Ионы еп. пермск. 30.       Собор 3-х вселенск. святителей: Василия Вел., Григория Богосл. и Иоанна Златоуста , свм. Ипполита римск., м. Кенсорина, Савина, Феофила, мц. Хрисии; п. Зинона, Петра цар. болгарск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Затем начинаются часы, и потом следует литургия. На литургии, в Великом Входе пред Святыми Дарами протоиерей несет алавастр с преждеосвященным миром, и прочие священники несут сосуды с миром, предшествуемые диаконами с рипидами (двенадцатью. Сим. Солунск., Разг. о свящ. и таинств., § 40), свечами, кадилами. Когда придут к Святым дверям, «две рипиды входят по обычаю, иные же спряжены стоят до святыя трапезы от Святых дверей отсюду и отонуду (Чин мироварепия). Архиерей, придя к Царским дверям, берет прежде всего у протоиерея алавастр с миром и поставляет его на престол; затем все входят в алтарь по обычаю. Сосуды с миром поставляются по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великого Бога», совершается самое освящение мира – при отверстых Царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении, архиерей открывает каждый сосуд с новоприготовленным миром, благословляет его трижды, произносится: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Протодиакон говорит: «Вонмем». Другой диакон приглашает молиться Богу: «Господу помолимся». И все находящиеся в алтаре говорят: «Господи, помилуй». архиерей читает вслух молитву: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святого Духа на миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют: «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему служителем быть сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с миром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше». По окончании литургии, протоиерей с священниками, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относит миро в сосудохранительницу (Чин мироварения). Здесь в каждый сосуд освященного мира вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мира и дополняется в него вновь освященным миром (Εχολγιον Goari 1644, ρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

313 Эти, так сказать, начальные молитвословия бывают, кроме вечерни: в начале 3-го часа, когда им начинается служба полудня (т. е. 3-й и 6-й часы и литургия совершаются вместе); б) в начале 9-го часа, когда им начинается ряд служб вечерних (т. е. 9-й час, вечерня, повечерие совершаются вместе), в) в начале полунощницы, когда ею начинается ряд служб утра (т. е. полунощница, утреня и 1-й час совершаются вместе). В пасхальную седмицу и потом от Недели ап. Фомы до Вознесения бывают иные начала служб, вместо указанных; о них увидим ниже. 314 На бдении на Неделю положено петь не только 1-й антифон, но и всю 1-ю кафизму. Первый антифон поется на глас 8-й, а следующие антифоны ее, т. е. 2-й и 3-й, Устав назначает петь на глас дне, т. е. на тот глас, на который поются: «Господи воззвах» и стихиры на «Господи воззвах» (Тип., глав. 2). 315 В Типиконе (гл. 2) так указано о пении этого псалма: Предстоятель, или екклисиарх начинает вышним гласом, на глас 8-й: Благослови, душе моя, Господа: нескоро, и со сладко пением споющей и прочией братин. И припев: Благословен еси, Господи. Таже вторый певец правого лика: Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи: легко соглашающим и прочим братиям с ними... Егда же начнут пети: Вся премудростию сотворил еси, и Слава Ти, Господи, сотворившему вся – тогда иерей приходит пред Царские двери и т. д.). 316 Иногда, по прочтении 28 стиха псалма, поются стихи, начиная с 29 стиха: Отверзшу Тебе руку. И эти стихи называются Отверзшии νοιξαχτριa. 317 «Аллилуиа» – слово еврейское и означает по-русски: «Хвалите Бога» [См. у Симеона Солунск. в Нов. Скрижали, часть 2, глава IV, § 8-й. О божественных священнодействиях св. Софрония, Патриарха Иерусалимского (умерш. 644 г.); в Христ. Чтен. 1855 г., август, стр. 284; у Германа, Патриарха Константинопольского (умерш. 740 г.); в Последовательном изложении церковных служб и обрядов в Христ. Чт. 1855, ноябрь, стр. 385; см. также словари Памвы Берынды и Лаврентия Зизания]. «Аллилуиа», будучи относима к трем лицам Святой Троицы, поется или читается в церкви по трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Образ крещения По заповеди Господней, крещение необходимо для всех ищущих спасения: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Крещение должно совершаться по Господню учреждению: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», через три погружения. Крещение, совершаемое не в три лица Святой Троицы, или через одно погружение (а не три) не допускается (Апос. пр. 49, 50). Обливание вместо погружения может быть допускаемо только в крайних случаях; как например, когда нет достаточного количества воды, и особенно, когда крещение совершается над опасно больными и умирающими (Св. Кипр. Epist ad Magn. 26–27). Время и место Крещение должно быть совершаемо в церкви, если возможно, прежде литургии, как для того, чтобы священник совершал Таинство и восприемники присутствовали при оном в воздержании от пищи и пития, чего требует святость и величие Таинства, так и для того, чтобы новокрещенный мог быть приобщен Святых Таин (Номок. при бол. Треб. пр. 206. 6 Вселен. соб. пр. 50. Дух. Регл. стр. 76. Кн. о долж. пресв. §89). Впрочем, «в нужде», когда, например, младенец слаб, или во время большой стужи, когда при том церковь в немалом расстоянии, тогда можно крестить и в доме (Кн. о долж. пресв. §83). Крестить можно и должно во всякое время – со дня рождения младенца, чтобы когда-нибудь не случилось какой-либо задержки и чтобы кто-либо не скончался непросвещенным; ибо «некрещенный не спасется» (Сим. Солунск. гл. 62; из Нов. Скр. ч.2, гл.6, §1). Если бы священник во время совершения литургии был позван для крещения младенца, близкого к смерти, то и тогда он должен остановить на время службу в храме и спешить для крещения слабого младенца, если только идти для этого нужно недалеко и литургия еще не отпета до великого входа (Учит. изв. л. 18). Подготовительные действия Перед совершением крещения, посреди храма ставится купель с водою, по краям ее зажигаются три (Деян. Моск. Соб. 1667 г., гл. 2, §9)свечи. В левую сторону от купели ставится столец, на котором священник (или диакон) полагает крест, Евангелие и крестильный ящик с принадлежностями, относящимися до Таинств Крещения и Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Солунск., Разгов. о священнодейств. и таинствах церков., гл. 152; Христ. Чтение, 1856 г., стр. 239), т. е. новопосвященный диакон произносит ектению: «Прости, приимше» и т. д. Рукоположение во священника Рукоположение во священника совершается только на литургиях Св. Иоанна Златоустог о или Св. Василия Великого , но не бывает на Литургии Преждеосвященных даров (Чин исповедания и обещания архиерейского, стр. 6). На литургии оно бывает после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, «по еже исполнитися Херувимской песни» (Чиновн), для того, чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении даров. О посвящении в священника в Чиновнике сказано, что архиерей, когда приходит к святому предложению, «полагает аер (воздух) на рамо» (посвящаемого) (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). Симеон Солунский говорит, что он, как бы оканчивая служение диаконское, во время Великого Входа несет божественного агнца 1184 . Но как не все посвящаемые привыкли к сему (т. е. протодиаконствовать), то вместо дискоса с пелепою полагает аер (воздух) 1185 . Ныне, в изображение сего, обыкновенно посвящаемый во священника несет воздух не на плече, а на главе 1186 . По окончании Херувимской песни начинается хиротония во священника. Она совершается таким же образом, как и хиротония во диакона, с тем различием, что рукополагаемого во священника ведут от среды церкви не иподиаконы, а протодиакон и диакон (Чиновн.), вокруг престола обводит не диакон, а один из священников (Сим. Сол., Нов. Скр., ч. III, гл. IV, § 3); рукополагаемый в священника преклоняет пред престолом не одно, но оба колена (Чиновн., Чин на хир.), в знак того, что он приемлет и служение большее и дар высший, нежели диакон. Пред произнесением архиереем: «Божественная благодать», возглашает водящий иерей, а не диакон: «Вонмем». И при чтении архиереем молитвы над рукополагаемым, возглашает протодиакон: «Господу помолимся»; но ектению: «Миром Господу помолимся» 1187 произносит не протодиакон, а иерей (Чиновн.). В ней произносит: «О архиереи нашем (имя рек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

325 В «Маргарите» сл. 5, л. 519. Маргаритом называется собрание избранных слов св. Златоуста, в конце коих помещено и его житие. Маргарит в первый раз напечатан в Остроге в 1596 г. Затем в Москве, при п. Иосифе в 1641 г. (См. у Каратаева, Хронол. Роспись слав. книг, С.–Петерб. 1861 г.) 333 Игнат. Богон. посл. к Траллианам. Снес. св. Киприана посл. 27 и к Флоренциан. св. Злат, в Маргар. житие, л. 154 обор. Симеон Солунск. кн. 1, гл. 156 и кн. 2, число 30. 341 Книга о вере, д. 19 снес. л. 25. Книга о вере составляет сборник разных статей, подобно «Книге Кириловой», издана при п. Иосифе, в 1648 году. Обширная статья об этой книге в Черниг. епарх. ведом. за 1869 год. 343 См. о сем. в «Пом. Ответах», Беседу с Зыковым в «Сар. еварх. вед.» 1882 г. 1 и 2. Теорию Швецова о безнародной церкви в наших публичных чтениях о поповстве. Казань 1882 г. Отчет о беседах в Казани, в Прав. Собес. 1872 г. ч. III. 346 Бес. на 14 посл. на посл. к Ефес. прав. 10-е стр. 1681. Приводится и в «беседах о священстве», изд. Львовское, 1614 г. стр. 358. 351 Л. 81 обор. Книга, под названием «Златоуст» представляет собрание поучений разных проповедников. 352 Из песни «Покаяния отверзи ми двери» по старой редакции. См. собр. сочин. арх. Павла, ч.1, стр. 531. 354 Бес. на 14 посл. ап. Павла, 1 Коринф, нрав. 17, стр. 598. Беседы на 14 посланий изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захариею Копыстенским, который и в великой России считался «ревнителем и поборником по благочестию» (см. Кн. о вере, л. 5). Новый перевод сделан при Петерб. дух. академии. 355 И беспоповцы не осмеливаются прямо отвергать такое значение обетований. Чтобы обойти их, они, как в своем месте увидим, поступают несколько иначе. Только раз, на устной беседе защитник беспоповства дерзнул сказать: «пусть и обещался Христос соблюсти церковь неодоленну: мало ли что обещают, да не все в исполнение приходит. И француз обещался победить Пруссию, а вместо того сам в плен попался» (Собр. соч. арх. Павла, ч. 2, стр. 425). 358 Кн. Кир. л. 77. «Кириллова книга» представляет, подобно «Книге о вере», сборник статей преимущественно полемического содержания против латин, лютеран и армян. Название свое она получила от первой статьи, представляющей толкование 15 огласительного слова св. Кирилла иерусалимского , – составленное Стефаном Зизанием, братом Лаврентия, написавшего «Больш. катехизис». Издан этот сборник в Москве протопопом Роговым при п. Иосифе в 1644 году. Затем, он был не раз перепечатываем в 18 в. в старообрядческих типографиях. Обширная статья о «Кир. кн.» Лилова в Прав. Собес, за 1857 г. и отд. брошюрой. Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Задача наша может считаться оконченною. Не выходя за пределы принятого православною церковию учения, строго руководствуясь писанием, заключенным в уважаемых всеми старообрядцами древних книгах, мы во всех подробностях рассмотрели учение беспоповцев о церкви и таинствах, – не оставив без внимания и тех сторон, которые имеют значение апологетическое, – и видели, что общество беспоповцев не составляет исповедуемой в символе Христовой церкви, и что за тем, оно не имеет и важнейших для спасения таинств: покаяния и св. причащения. Вопрос же о таинстве брака, – если и не имеющем для спасения души такого значения, то совершенно необходимом для жизни на земле, за исключением сравнительно немногих способных к высшему подвигу людей, – породил лишь нескончаемые споры и разделения. Что касается нерассмотренных двух таинств: миропомазания и елеопомазания, то беспоповцы особенными об них рассуждениями не занимаются, порешив, что оные не «потребнонуждны во спасение». И поэтому относительно их следует то помнить, что в церкви Божией «всесовершенно седмь» таин (Больш. катех.). Впрочем, и помимо этого напоминания можно вкратце заметить, что, не имея оных, беспоповцы лишаются очень важных благодатных даров. «Миропомазание есть утверждение св. крещения, которое крепка и вооружена устрояет крестившагося» (Малый катех. л. 39); без него крещения тайна несовершенна есть (кн. о вере, л. 345). «От крещения и мира и христиане зовемся, и паче от мира, еже и хрисма зовется» ( Симеон Солунский , гл. 43; снес. Больш. катех. л. 377. Кирилла Иерусалимск. поучение тайноводств. о миропомазании). Откуда нарицается христианин? – спрашивается в Большом катехизисе. Ответ: «нарицается православный христианин имене ради Христова от Христа и от хрисмы, сиречь помазания св. миром» (л. 2 об.). Посему, «не помазавшиеся миром ниже Богу, ниже ангелом знаеми и не печатствовани и не знаменани Христу (Симеон Солунск. гл. 73). Таинство елеопомазания «и недуги решить и болящия воздвигает, и грехи оставляет. Зрите ли мощь тайны сея»? (Симеон Солун. гл. 254). И совершается она по заповеди св. апостола Иакова (гл. 5, ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010