Имена свои мнимые старообрядцы получают от имен еретиков, своих учителей. Отсюда у них названия филипповцев, федосеевцев, аввакумовщины, акулиновщины и т. д. Филипповцы получили свое название от Филиппа, который основал этот толк, федосеевцы – от Федосея, акулиновцы – от Акулины и т. д. Спросите православного, кто он такой, и он ответит: я православный христианин, принадлежу Св. Церкви, как один из членов её. А спросите мнимого старообрядца, кто он такой по вере, он ответит: я поморец, или: я филипповского согласия держусь, или федосеевского и т. п. Но не Филипп, не Феодосий будут судить мнимых старообрядцев на страшном суде, а тот, Кто основал Церковь новозаветную и поставил в ней пастырей, с которыми обещал пребывать во вся дни до скончания века. Не сказал Господь, что будет с ними по вся годы или месяцы, а по вся дни; это значит, что ни одного дня до скончания века Церковь не останется без поставленных Богом пастырей. А мнимые старообрядцы–беспоповцы говорят, что теперь нет церкви, нет и священства. Но их осуждают и московские патриархи, на которых они любят ссылаться. Были прочитаны соответствующие места из книги Кирилловой. В третьей части раскрывалось учение о необходимости в церкви полноты таинств и в частности о значении в Церкви священства. Церковь Божия, основанная Господом нашим Иисусом Христом, содержит 7 таинств. «Веждь убо без всякого сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь,» говорится в Большом Катехизисе на обор. с. 360. Св. таинства – это столпы церковные, на них же премудрость созда себе дом: премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. Семь суть дарований Духа, яко Исаия глоголет: и семь тайны церковные, чрез Духа действуемыя» (Блаж. Симеона Солунск., кн. 1, гл. 33, с. 68 на обор.). У нас в настоящий раз будет речь о таинстве священства. Сущность этого таинства заключается в хиротонии или рукоположении епископском, соединенном с произнесением известной молитвы (Больш. Кат. с. 73 обор.) Иисус Христос поставил апостолов; апостолы поставили епископов и это преемство хиротонии совершается и беспрерывно будет совершаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

1392 Мартиньи, Dictionn., p. 58; Красносельцев H. Ф., Расположение и убранство др.-христ. храм, в Прав. Собес. 1874, г., ч. II стр. 18–29. 1393 Уцелевшие доселе в Солуни, в церквах: св. Софии, великомученн. Георгия и Пантелеймона, три бесспорно – древние епископские кафедры признаются за алтарные архиерейские троны. Но, основываясь на их устройстве и расположении находящихся на них рельефных изображений, можно думать, что они предназначались для вне-алтарного помещения. Краткие речи о них у проф. Е. Е. Голубинского (И. Р. Ц. I, 2, стр. 153 прим. Μ. 1881), а более обстоятельные, с изображениями двух из них, у архим. Порфирия Успенского : Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри, стрр. 10–11, 22–23. 1394 ξρχεται πατριρχης (из олтаря св. Софии) α αϑζεται ν τ δεξι μρει... Дмитриевского: „Новые данные для истории Типикона Великой церкви“ в Труд. Киевск. Дух. Акад. 1903, III, 534; 535–536; Скабалановича Византийское государство и церковь в XI в., стр. 375, 379. 1395 Труд. Киевск. Дух. Акад. 1903 г., т. I. 621, 631; III, 531–52; Дмитриевского Εχολγια, 328, 734, 846. 925, 970. 1396 Симеона Солунск. De sacris ordinatt. cap, 216, y Миня Patrolog. graec., t. 155 col. 428–429; русск. пер. в Писанн. Литургич. т. II стр. 275–276; Русск. Ист. Б-ки т. VI ст. 461–462. 1399 Писан. литургич. т. II стр. 276; Полн. Собр. Русск. Летопп. т. I, стр. 119, т. II, стр. 3. Горского и Невоструева Опис. Синод рукопп. отд., III ч. 1 стр. 313. 1401 Там же: I, 119, 195, III, 63, 85; IV, 46, 295, 305. Нужно иметь в виду, что термины: стол, престол, степень, которыми обозначается вне-алтарное святительское место в летописях (VI, 161–2, 285, 294), употребляются весьма часто и в более широком смысле, в значении вообще архиерейской кафедры: епископии, архиепископии, митрополии (I, 11, 150. II, 152, 168, 191; V, 43 и др. мн.). – С вопрестолением или настолованием архиерейским сходно отчасти совершались аналогичные с ним обряды посаждения на стулец среди церкви иовопоставленного игумена монастыря (Гоара Εχολογ. 490–491: Порфирия. Второе путешествие на Афои, стр. 430), архонтов – ставрофоров (Дмитриевского Εχολγια, стр. 319–320) и особенно настолования наших древнерусских князей. В наших летописях передаётся о последнем почти в тех же выражениях, что и о посаждении на место дрене-русских святителей: такой то князь посадил сына своего или сам седе на столе деда своего и отца своего, такого то князя посадиша на столе в св. Софии, св. Богородици, со славою и честью великою“ (П. С. Р. Л. I. 75. 85, 87, 98, 134, 147, 161, 178; II, 49, 57, 117, 120, 139, 144, 151, 175, 225; III, 63, 64, 83; IV, 6–9, 299; V, 8, 33, 158, 171, 197, 225, 264: VI, 43, 48, 241–243, 279) и т. п. Путём сопоставления летописных известий о святительском и княжеском настолованиях можно полнее и живее нарисовать картину того и другого из них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iohы и Филиппа, Гeopriя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

http://sobory.ru/article/?object=09076

§ 16. Затем, во всех остальных случаях, требующих разъяснения или наставления, как по отношению к совершению таинства миропомазания вообще, так и по отношению к присоединению иноверцев к православию, священники должны так же обращаться к епархиальному архиерею, как и при крещении, по обычаю (сравн. выше крещении Отд. VIII, § 71; Уст. Дух. Консист. § 25). Отделение III. Необходимые дополнительные замечания о некоторых особенных священнодействиях и обрядах, совершаемых у нас обыкновенно вместе с крещением и миропомазанием и после оных О так называемом измовении крещаемых «в восьмой день». В какой воде надобно омокать ризки и губку для окропления и измовения крещаемых? О пострижении крещаемого младенца и о волосах, у него постригаемых. Нужно ли непременно наблюдать полно число 10 дней для введения женщины в церковь , или так называемого воцерковления с нею младенца, после его рождения? Нужно ли таким же образом вводить в церковь женщин, рождающих преждевременно так называемых выкидышей? Нужно ли совершать сорокадневное обмолитвование младенца в отсутствии его матери? Нужно ли совершать это обмолитвование матери-иноверки, у которой младенец крещен по-православному? Как и когда совершать обряд воцерконления над младенцами подкинутыми или найденными? Можно ли совершать этот обряд в доме родильницы или вообще в доме, а не в церкви? Можно ли совершать это обмолитвование заочно в отсутствии младенца или матери? Нужно ли совершать воцерковление над взрослыми, когда оно не совершено над ними в определенное время ? Следует ли читать молитву воцерковления родильнице в случае, если бы понадобилось причащать ее раньше надлежащего очищения? Позволительно ли подобного рода женщинам входить потом в церковь до истечения 40 дней? О причащеннии младенцев Св. Тайнам после их крещения. § 17. Устав церковный полагает, что измовение крещаемого надобно совершать в восьмой день.Это древний и достойный уважения обычай (Сим. Солунск. гл. LXVIII; Нов. Скриж., ч. IV, гл. VII, § I). Но в настоящее время, чтобы не утруждать родителей и не заставлять восприемников снова приносить дитя в церковь чрез несколько дней после их крещения, этот обряд соединяется вместе с крещением и совершается большей частью непосредственно после чтения Евангелия по миропомазании таким образом, что священник сейчас же по Евангелии читает молитву «на измовение», берет ризки крещаемого, омокает их водой и кропит отроча, говоря: оправдался еси, просветился еси..., потом омокает губку в воде и отирает ею тело крещаемого на тех местах, где были начертаны знаки креста св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

И другие Апокалипсические слова толкуют также развращенно. 273 О лжехристах Спаситель наш Иисус Христос сице изрек: «Тогда, аще кто речет вам: се зде Христос, или онде: не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам. Аще бо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите; се в сокровищах, не имите веры» ( Мф.24:23–27 ). Но, к сожалению, есть люди, кои слушают прелестников, яко истинных учителей. Под таковыми в точности сбываются слова св. апостола Павла: «Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом; и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся» ( 2Тим.4:3, 4 ). И паки: «Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение с благодарением верним и познавшим истину ( 1Тим.4:1–6 ). 275 Симеон Солунск. в главе 126: «Антиминсы даются по воли архиерея и по нужде, и идеже не есть храм, и еще верным мужем обходящим или и царем самим, яко убо великая действуется на них жертва и тайна. См. в Новой Скрижали в 3-й части, осмыя главы в § 10-м, стран. 74. 276 Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, в первой книге, в 6-м Послан. к Магну Пресвитеру пишет сице: «Господь во Евангелии глаголет: Аще кто церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь. Если презревшие церковь за язычников и мытарей вменяются; колми паче бунтовщиков и неприятелей, ложныя олтари и недозволенныя священства и святотатственныя службы вымышляющих, и чести себе беззаконно присвояющих, надобно почесть за язычников. 277 Старообрядцы для своих церквей отыскивают и покупают антиминсы древние, освященные прежде Никона Патриарха , а освященных после него и до нашего времени не приемлют, поскольку они освящены нынешними архиереями по новопечатным книгам, да еще и потому, что на них изображено Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа и Положение Его во гроб: какового изображения, говорят они, на древних антиминсах не видится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

– О времени и месте совершения Елеосвящения. §7. В своем послании св. апостол Иаков говорит только, что для совершения Таинства Елеосвящения, больной должен созывать к себе пресвитеров церковных, т.е. священников, и следовательно отнюдь не диаконов или кого-либо из низших клириков ( Иак. 5:14 ). Но сколько именно надобно священников для совершения оного, Апостол не определяет. Согласно с практикой древней Церкви православной, для совершения Елеосвящения нужно созывать семь священников, по числу семи даров Духа Святого, или по примеру пророка Елисея, молившегося над дитятей соманитянки семь раз, и т.п. (Сим. Солунск. гл. 283). В случае надобности, когда нельзя собрать семи священников, можно призывать и трех во имя Пресв. Троицы; а по свидетельству Симеона Солунского не запрещается созывать для совершения Елеосвящения и больше семи священников «в большее показание веры и усердия“ (Сим. Сол. гл. 283). §8. Что касается до совершения Елеосвящения одним священником, то древний Устав Церковный определяет, что сие возможно только «беде смертной належащей“, т.е. в самой крайней необходимости, когда больной находится в опасности смерти, а другого священника найти нет возможности (Требн. Петра Могилы , о тайне елеосвящения, стр. 445). И в сем последнем случае, как изъясняется наша Новая Скрижаль, священник один «исполнит (или совершит) таинство силою всей Церкви, которой состоит служителем, и лицо которой представляет, ибо вся власть Церкви и в одном священнике содержится“ (Нов. Скриж. ч. IV, гл. XIV, §2). «Когда же нет нужды, два или один священник ни под каким условием да не дерзают совершать сие таинство под грехом смертным“ (Требн. П. Могилы, о елеосвящ. стр. 445). В сельских приходах всего чаще приходится, за отсутствием других священников, одному приходскому совершать Елеосвящение, и тогда совершение этого Таинства имеет силу, как если бы оно было совершено определенным числом семи священников. Но безответны пред судом Церкви священники, состоящие в больших городах или местечках, где всегда можно найти несколько священников, когда они без крайней надобности, решаются совершать это Таинство одни, не призывая других для участия с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кутья, или коливо, есть снедь, или еда, а канон, или канун, есть питье. Греческое koukia, из которого наше русское «кутья», есть множественное слова kouki и значит «feve»– «бобы» (у Византия), а kolybon, употребляемое во множественном kolyba, означает один вид гороха. Эти названия кутьи показывают, что первоначально она приготовлялась у Греков из бобов или гороха. Потом она начала быть приготовляема у них из вареной пшеницы (kolyba sitos epsetos, Свида) с различным «набором», о котором см. устав патр. Алексия в Опис. синод. ркп. Горск. и Невостр. 380, л. 207 об., с. 260), Вопрошение Кириково у Павлова в «Памятн. канонич. права», со1. 32) и Симеона Солунского De ordine sepulmurae (сар. 371), в Патрол. Миня (t. 155, со1. 688–689). Кутья– вареная и сыченая медом пшеница (см. в Описании Московского Богоявленского монастыря, составленном епископом Никодимом (Белокуровым), грамоту великого князя Ивана III, с. 9 нач. (Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс. 1876, кн. IV). Канон, или канун, есть мед в смысле питья (напитка), известным образом приготовленного, или сыченое пиво (не совсем обстоятельное о приготовлении меда как напитка– в «Домострое», гл. 65). У Греков вместе с кутьей приносилось в церковь вино (Симеон Солунск, ibid.); у нас не было вина, а вместо него служил нашим напитком мед, он вместо вина и начал быть у нас приносим в церковь вместе с кутьей. Название, данное у нас меду,– канон, или канун,– есть или греческое kanoun, как назывались у Греков блюда, в которых приносилась в церковь кутья, или же от канона– известного песенного последования. Принимая второе, нужно будет объяснить усвоение меду названия тем, что он вместе с кутьей приносим был в церковь под храмовые праздники, когда после вечерни петы были молебны с каноном (откуда и название дня, предшествующего празднику, каноном, как он иногда назывался в книжном языке прежнего времени, или кануном, как он обыкновенно назывался и называется). В последующее время в Троицком монастыре всегда был большой запас «петого», или освященного, меда как питья, который под именем меда чудотворцова, то есть преподобного Сергия, раздаваем был на благословение (Симон Азарьин в предисловии к «Книге о новых чудесах...» и см. ниже, в главе 1-й Путеводителя, речи о хозяйстве и богатстве монастыря). В настоящее время в городах носят в церкви как заупокойный канун чайные чашки с медом-сырцом, но что каноны преподобного Сергия были именно медом-питьем– это, кроме сейчас указанного, видно из того, что о приготовлении их преподобным Епифаний употребляет выражение: «и канон творяше» (л. 120). Канун пили (см. Слово Илии, епископа Новгородского, открытое и напечатанное А. С. Павловым, с. 25).

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

св. Кирил. Иерусалим. Слово Огласит. V, ч. 2). § 129. Обычай преклонять головы во время великого входа есть один из древнейших обычаев в церкви православной (Никол. Кавассила, толков. на литург. гл. XX., также толков. литург. Симеона Солунск. и др.). Учители церковные только издревле заботились о том, чтобы вполне осмыслить это поклонение, и для этого напр. Петр Могила в своем Требнике пишет: «И о сем священник должен по преимуществу учить своих прихожан, чтобы они, когда не литургии Василия или Златоустого св. дары бывают переносимы, не творити поклона до земли (как это заповедуется на литургии преждеосвященной), ибо это еще не освященные дары, а только благословенный хлеб и вино переносится для освящения, а молились только вместе с переносящим священником, преклонив головы, чтобы Господь помянул их в Цартсвии Своем…» и т. д. (Требн. 1646 г. стр. 261, ч. I). Но кроме этого, есть еще во многих местах нашего отечества обычай, в силу которого некоторые из верующих присутствующие на литургии, не только благоговейно преклоняют головы свои во время великого входа, но и подходит к священнику, чтобы он коснулся подножием св. чаши к голове их. Это делается большей частью для того, чтобы чрез такого рода прикосновение получить исцеление от головной и других болезней, и в этом отношении обычай этот, без сомнения, во многом имеет сходство с таковым же древним и благочестивым обычаем, в силу которого многие из православных благоговейно преклоняют свои головы под св. Евангелие во время молебнов или водосвятии, также на обедне и т. п. И коль такой, обычай этот, конечно, не имеет в себе ничего предосудительного, и потому разумеется, и во всех отношениях заслуживают быть исполняемым для желающих без малейшего прекословия. Священники должны только внушить при этом своим прихожанам, чтобы они в этом случае вели себя, по возможности, спокойно и осторожно, дабы от нечаянного поднятия головы или толчка какого не могло случиться пролития благословенного вина из чаши, и т. п. То же самое, и конечно еще в большой степени, нужно сказать и о существующем в иных местах обычае подклонять головы под св. чашу на: «Всегда, ныне и присно…» при окончании обедни. Отделение VII.O причащении мирян и духовных лиц, не участвовавших в совершении литургии, и о потреблении святых даров священнослужителями по окончании обедни

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Напр., в южной России в 1595 году уклонились в унию 6 епископов; эта поместная церковь, следовательно, была без епископов; но в то же время, здесь на юге оставалось два православных епископа; были они в северной России, были на востоке и др. местах. Но так ли было у старообрядцев? У них не только в России, но нигде, во всём мире не было ни одного единомысленного епископа, а это уже означает, что не поместная, не частная, а вся старообрядческая церковь лишилась епископов, чего с святой Христовой церковью случиться никогда не может; а потому общество старообрядцев Христовою церковью не было, и напрасно поэтому Перетрухин приводил правила о принятии еретиков, где сказано: «еретики приходяще к святей соборней и апостольстей церкви»: – ему нужно было бы сначала доказать, что старообрядцы имеют все признаки святой соборной и апостольской церкви, а затем уже и приводить это правило. Но Перетрухин привёл нам доказательство, что Симеон Солунский называет и три человека церковью. Три, скажу я, – этого очень много: Большой Катехизис и одного христианина называет церковью, но святой ли, соборной ли, апостольской-ли? Не только человек, но даже и храм, дом, в котором собираются верующие на молитву, называются церковью... Но вопрос у нас не об одном или двух и трёх христианах, не о храмах, а о святой церкви Христовой, которой, по учению даже и уважаемых старообрядцами книг, называется «собрание всех верных Божиих»... Если три человека – церковь, то тем более придётся признать церковью Божией общество беспоповцев, беглопоповцев, хлыстов, шалопутов и др. Но с этим не может согласиться и Перетрухин; следовательно, напрасно он и приводил слова Симеона Солунского , который в защиту старообрядчества не говорит ни слова, а – наоборот – утверждает, что то общество, в котором нет архиерея (епископа), не может иметь законно совершённых таинств, – там, говорит: «ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане» (Сим. Солунск. кн. 1, гл. 77). После этого, вполне неудачного, доказательства, Перетрухин приводит слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

337 По списку Cryptoferr. Bessarionis изложение рассматриваемого чина буквально тожественно с тем же самым в списке Barberinum. S Marci. Goar. Ευχολογ. Ed. 1730. pag. 264–5. 338 Ευχ. ркп. Румянц. муз. (Сев. собр); л. 46, об. ср. Ευχολογ Goar.. Ed. 1730. pag. 264–5. 344 Симеон Солунск. «De Sacramentis», сар. LIX. Curs. Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom. CLV, col. 209, «Пис. Отц. отц. к Богослуж.» т. II. СПб. 1856. стр. 46. 351 Ср. «Слав. треб.» с « Ευχ» Benet. edit. 1839г. Впрочем заметки нашего требника: «или пред образом Пресвятой Богородицы», – помещенной в конце чина наречения имени, в позднейших изданий греческого евхология нет. Сердинский. «Особенности в богослужебных обрядах и обычаях Русской и Греческой церквей», Христ. Чт., 1871 г., Окт., стр. 560. 354 Служ. ркп. Соф. библ. 836, л. 153; л. 299; треб, ркп. Соф. библ. 1064, 53 (Душ. чт. 1877, II, стр. 263); треб. ркп. М. С. библ. 273 и 374; Опис. III, 1, 158 и треб. ркп. Солов. биб. 1107 л. 37; 1085 л. 170 и об., 1086–223–226. 360 Требн: ркп. Соф. библ. 1062 л. 101; 1063 л. 3. 1166 л. 184; 1067, 109; 1085,14; л. 96; 1089 л. 115 (См. «Странник,» Апр. 1881, 358); ркп. М. Синод, библ. л. 48 об, (Опис. III; 1, 209); ркп. Солов, биб: л. 198 об.; л. 128, 1099. 365 Starczewski «Histor. Ruthen. Scriptor». Vol. 1, Berol. et Petropol. 1841. I. Gerberstcin: «Comm. rer. moscovit.». pag. 26. Другие поверждения этого см. в соч. Дмитриевского «Богослуж. в Pyc. Церкви в XVI в.» ч I. Казань. 1883 г стр. 251–252. 366 Филарет (иером.) «Опыт слич. чинов. по .кн. изд. при перв. пяти патр.» М. 1875 г. стр, 11. Служсб. 1622 г., л. 427. об. треб. 1635г. и пр. 370 Корнилий-де-Брунн. «Путешествие чрез Московию». «Чтен в общ, истор. и древн.» 1872 г., кн. II, отд IV, стр. 113. Примеч. Излагая историю чина наречения имени младенца в практики русской церкви и практике церкви греческой с VIII-IX вв., мы оставили совершенно в стороне от исторического обозрения довольно длинный ряд тех молитв, которые издревле помещались в рукописных греческих евхологиях и славянских требниках при этом чине и которые относятся или к матери младенца, или к лицам, имеющим то или другое отношение к его рождению, или наконец, даже к предметам, связанным с его рождением (как, наприм., дом, где мдаденец родился); таковы, напр.; «молитва дети в колыбель власти», молитва «жене по рождении и женам, прилучившимся на рождении том»; «молитва бабе детиной»; молитва «храму, в нем же детя родится» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010