Когда Александру было четыре года, он, имея необыкновенно тонкий слух, каждую ночь просыпался при первом ударе в колокол к утрени и будил родителей и братьев своих, говоря: дон! Дон! Ангелы поют. Вставайте молиться. Единственна дочь Путиловых Анисия, еще в ранней молодости пожелала поступить в монастырь к двоюродной сестре своей монахине Максимилле, но отец не согласился. Иван Григорьевич был человек благочестивый, но конечно имел и свои недостатки. Как глава семейства он был настойчив и привык к тому, чтобы дети во всем беспрекословно исполняли его волю. Несогласие отца на исполнение благочестивого желания дочери имело влияние и на образ действий старших сыновей его Тимофея и Ионы, как мы увидим ниже. В начале 1800 года Анисия Ивановна, против своего желания, была выдана замуж за Пошехонского купца Козьму Дементьевича Крундышева; но не долго прожила она в супружестве. В 1803 году от простуды занемогла и скончалась мирною, христианскою кончиною, а муж ее, на другой же год после ее кончины, как бы исполняя обет и желание, удалился в Саровскую Пустынь и посвятил себя монашеской жизни. Этим он проложил путь в Саровскую Пустынь и родственникам своим Тимофею и Ионе Ивановичам, а сам после долговременной чахотки скончался там в 1823 году. Вскоре после брака дочери, совершившегося против ее воли, дела Ивана Григорьевича на время расстроились. В августе месяце 1800 года хозяин почему то отказал ему, а также и двум старшим сыновьям его Тимофею и Кириллу от должности и Ивану Григорьевичу пришлось ехать с тремя старшими сыновьями в Москву для приискания новых должностей. После трехмесячных хлопот ему удалось наконец с сыном Кириллом найти место по питейным сборам в г.Угличе Ярославской губернии, куда он и перебрался со всем семейством из Романова, а сыновей Тимофея Иону определил в Москве к откупщику Карпышеву. Тимофею тогда был 19-й год от роду. До сего времени он жил в своей семье, на глазах у родителей, а теперь для него началась новая, более самостоятельная и независимая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Престарелой диякон Иван Ермилов вдов (69), сын ево диякон Ияков Иванов (26), жена ево Праскевия Иванова (22), дочь их Анисия (5 месяцов). 4 . Дьячек Аврам Ермилов (50), жена ево Акилина Яковлева (49), у них сын Фома (20); вторый дьячек Михайла Иванов (24), жена ево Матрена Григорьева (24), дети их – Ксения (2), Анисия (5 месяцов). 5 . Пономарь Иван Данилов (37), жена ево Евдокея Иванова (30), дети их – Евдокея (8), Архип (7), Мария (3); солдатка Праскевия Иванова (29), у ней сын Борис Никитин (8). Тоя церкви приходския люди: вотчины генерал маэора князь Сергия Федоровича Волконскаго деревни Ясной Поляны дворовые люди и крестьяне (всего 22 двора – М.Р.) – прикащик ево Иван Дмитрев (40), жена ево Ирина Александрова (20); той же деревни вдова подполковница Ирина Лукина дочь Радилова (67), дворовые её люди и крестьяне; той же деревни помещика Егора Иванова сына Игнатьева крестьяне; деревни Колпны помещика Петра Андреева сына Сысоева дворовые люди и крестьяне (л. 45); деревни Бабуриной помещика Александра Михайлова сына Фолимонова дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещица вдова капитанша Ирина Никитина дочь Фолимонова (49), дети её – Марфа (20), Ксения (15), Евдокея (12), Алексей (10), дворовые их люди крестьяне; деревни Деминой секретаря Александр Алексеева сына Стреченевскаго дворовые люди; деревни Казноче(е)вки помещика Алексея Максимова сына Евельяшева крестьяне; деревни Вороб(ь)евки маэора Стефана Федорова сына Есипова дворовые люди крестьяне; деревни Телятинков помещика Стефана Петрова сына Долгово Сабурова крестьяне; отставной солдат Михайла Викулов (50), жена ево Анна Антонова (30), дети их – Ксения (5), Андрей (3); помещица отставнаго вахмистра жена вдова Анна Григорьева дочь Сазонова (63), дворовые её; отставной капрал Евсей Назаров сын Лабзин (65), жена ево Феврония Ворфоломеева (43), у них сын Лаврентий (1); деревни Ясенков секунд майор Владимер Степанов сын Хомяков (45), жена ево Анна Иванова (33), дети их – Михайла (9), Федосия (6), Мария (4), Андрей (3), Василей (1), Александра (2 недель), дворовые их люди и крестьяне;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Гнуснейшая всех тварей и грешнейшая, недостойная раба и, если не отвергнешь, дочь твоя духовная Анисия. Гнуснейшая самих бесов, недостойная быть и рабою твоею! Наталия 48 . Мерская и гнусная Евдокия, не смею дочерью нарещися; ежели по своему отеческому милосердию не отринешь, повергаюся под ножие на веки.   3. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь. Б голюбезнейший и Б[о]гом избран ый, преподобный честный о[те]ц Зосима, благослови. Припадаю к твоей благостыне и к честным стопам твоим, прошу приятного твоего отеческого благословения и во всем моим согрешениям прощения и не забуди меня грешную во с[вя]тых молитвах, и от всея души моея тебе земно кланяюсь. Спаси тебя Г[оспо]ди и помилуй, б[о]голюбезнейший и дражайший о[т]че с[вя]тый, за твою б[о]гоприятную ко мне отеческую любовь и милосердие и за усердное твое старание и труды и попечение о спасении о душах наших грешных. За все тебя, Г[оспо]ди, вознагради в будущем. Любезнейшей о[т]че с[вя]тый, ты спрашиваешь о истин ом к тебе о Б[о]зе усердии 49 ; прости Г[оспо]да ради, я тебе не умею грешная изъяснить мое к тебе о Б[о]зе усердие и любовь; за Б[о]жию помощию люблю и почитаю наипаче рождшего о ца, Г[оспо]дь видит, что мне не нужна и обит ль без тебя; я за Б[о]жию помощию желаю быть под твоим покровительством до гроба моего со упованием на Божию помощь твоими с[вя]тыми молитвами в нерассудном послушании за любовь Б[о]жию. Г[оспо]дь сказал: не творю волю Свою, но волю пославшего Мя О[т]ца (ср. Ин 6:38) . Прости Б[о]га ради, о[т]че с[вя]тый, меня грешную и недостойную, благослови, моли Б[о]га о мне грешной. Цалую о Г[оспо]де следы твои. Дочь твоя духовная и раба и послушница усердная Анисия Конюхова. Сестра Настасия 50 тебе земна и усердна кланяется и просит благословения и с[вя]тых твоих молитв. За Б[о]жию помощию, твоими молитвами, желает быть на всю жизнь твоей дочерию духовною и послушницею усердною, она тебя любит и почитает, паче рождшего о[т]ца и матери.   4. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

1. Св. мученица Анисия . Родилась в Солуни, в богатой и знатной семье, и была воспитана в Христовой вере. Рано осталась сиротой и в дому своем всецело предала себя богомыслию и молитве. Воодушевляясь Христовой любовью, она часто повторяла: «О, обманчивая жизнь юности – либо соблазняешь ты кого-то, либо сама прельщаешься. Старость лучше, но – увы мне! – печалью наполняет меня долгота времени, отделяющая меня от небес». После этого продала она все свое имение и раздала деньги нищим, а сама жила, питаясь от труда рук своих. Соблюдала строгий пост, спала очень мало, а на молитве непрестанно проливала слезы. Когда одолевал ее сон, она говорила себе: «Опасно спать, когда враг мой бодрствует». В это время злочестивый царь Максимиан издал манифест о том, что каждый может убить христианина, где только увидит его и встретит, то есть без всякого суда и приговора. Как-то раз вышла эта святая девушка на улицу, чтобы идти в храм. В тот день отмечался языческий праздник солнца. Некий воин, увидев красоту ее лица, подошел к ней с нечистым намерением и спросил, как ее зовут. Она осенила себя крестом и сказала ему: «Я раба Христова и иду в церковь ». Когда дерзкий воин подошел к ней ближе и стал говорить ей нечто гнусное [букв.: безумно[е]. – Ред.], она оттолкнула его от себя и плюнула ему в лицо. Тогда воин ударил ее мечом под ребра и пронзил ее тело насквозь. Сия святая девица пострадала в 298 году. Христиане с честью ее похоронили, а Бог в Небесном Царстве удостоил ее венца славы. Над ее гробницей была воздвигнута церковь . Анисия святая Создателя молила, Колени преклоняя, дом слезами оросила: «О Господи Иисусе, Владыка жизни истинной, Бессмертных не лиши нас нетленных благ бесчисленных, Но помоги до смерти мне девство соблюсти И удостой в немеркнущее Царствие войти. Подаждь мне, Спасе, силу благодати пренебесной, Чтоб пострадать могла я за Тебя в юдоли тесной; Тебе желаю, Господи, чистой жертвой быть И среди сонма мучениц навеки послужить». Услышал Бог молитву неотступную сию, В великом преизбытке благодать излил Свою –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Екатерина Осипова, певчая – альт. Живописка, но неважная. Умерла где-то в Мукачеве, приняла постриг в схиму с именем Сергии. Александра Пашнова. Елизавета (Елиз. Ермиловна Ковалькова), родом из Кулиги, деревня Новоселка, певчая – альт. Померла где-то в костромских пределах. Ольга Кокушкина. Певчая – тенор и лучшая белошвейка и цветочница, померла в г. Рыбинске. Екатерина Крушкова. Певчая – тенор и рукодельница Похоронена в г. Рыбинске у Покрова, где исполняла должность псаломщика. Евдокия (Евд. Даниловна Евстафьева), родом от Красного Холма, певчая. Анна Поснова, певчая, родом с Дубровы от Веретеи. Анна Сенова, певчая – тенор, умерла в Рыбинске. Евдокия (Евд. Михайловна Орлова) – баритон, родом из деревни Сосновицы, Станово. Екатерина Гаврилова, певчая, ходила в очках, родом с Кулиги. Анисия (Анисия Алексеевна Лаврова) – певчая. Умерла в Ленинграде. Ольга (Ольга Александровна Горбунова)– певчая. Умерла в селе Диево-Городище. Анна Маринина. Умерла в селе Чамарово. Мария Суходаева. Умерла в г. Рыбинске. Мария Болонкина. Где померла? Не знаю. Мария Кузнецова. Родом с Сити. Похоронена в Рыбинске. Надежда Горохова. Убита ворами в 1933 году. Анна Голубева. Певчая и белошвейка». Две «штатные» иконописки, или по-новому, как значится в документах артели – художницы, также участвовавшие во всех сельскохозяйственных работах – это молодая тетка о. Павла Ольга Ивановна Груздева и Александра Александровна Масленикова, которая была родом с Мологи (впоследствии умерла в Рыбинске). Новая пролетарская власть художества в обители не поощряла, поэтому уже 1 апреля 1920 года в Афанасьевскую общину приходит приказ: «Отделение Обобществления сел. хоз. Мологского Уземотдела предлагает Вам все принадлежности художественной мастерской (иконописной, находящейся в вашем распоряжении), как-то: бюсты, кисти, краски и все прочее передать в ведение Мологского Пролеткульта. Означенные материалы благоволительно сдать по описи члену правления Пролеткульта Ф. Ф. Дьяконову Зав. Отобсельхозом Я. Новиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В XVIII-XIX вв. при И. м. проживало неск. т. н. епитимийцев. В обитель ссылали и «государственных преступниц» из Москвы и С.-Петербурга, замешанных в дворцовых интригах. Так, в мон-ре пребывала дочь опального кабинет-министра А. П. Волынского. Несовершеннолетние дети Волынского - Мария, Анна и Петр в июле 1740 г., через 3 дня после казни отца, были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. 25 нояб. 1740 г. Анна была доставлена в И. м. и на следующий день приняла постриг с именем Анисия. После кончины в окт. 1740 г. имп. Анны Иоанновны дети Волынского получили свободу. Инокиня Анисия была «расстрижена»; впосл. выслала из С.-Петербурга в монастырь «напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось» ( Громов П., прот. Еп. Иннокентий Нерунович: Невольная постриженица//Иркутские ЕВ. Приб. 1868. 28. С. 331-335). В 1804 и 1805 гг. сестры И. м. принимали участие в торжествах, связанных с общецерковным прославлением еп. Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого) . В сент. 1816 г. игум. Пульхерия (Саватеева) с 13 насельницами посетили иркутский Вознесенский монастырь, где поклонились мощам свт. Иннокентия. Но на обратном пути, возвращаясь в лодке по р. Ангаре, игум. Пульхерия и неск. сестер утонули. В 1827-1836 (1837) гг. И. м. возглавляла игум. Илария (Нечаева), сестра купцов Н. и П. Басниных. В 1836 г. благодаря поддержке купечества Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) и игум. Илария добились от Синода решения о переводе мон-ря во 2-й класс, по штату к-рого полагалось получать из казны постоянное денежное довольствие на содержание игумении, казначеи, 15 монахинь, 15 послушниц и 15 белиц. С 8 февр. 1838 г. И. м. возглавляла игум. Августа (Сибирякова), сестра известного купца К. М. Сибирякова. В янв. 1853 г. по инициативе некой «чиновницы Вешниковой» в Киеве была выполнена копия чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы и доставлена в Иркутск, где по благословению архиеп. Нила (Исаковича) помещена в И. м. Образ был украшен серебряной ризой и вставлен в «небольшой резной с позолотой иконостасец» (Иркутская летопись. 1911. С. 317).

http://pravenc.ru/text/674063.html

л. 36 – дьячек Петр Фадеев, жена ево Дарья Михайлова, сын их Леон; л. 45 – иерей Ко(н)драт Иванов, жена ево Екотерина Аникеева; л. 45 – диякон Василей Стефанов. 3) 4, лл. 25–35. Города Крапивны церковь Николая Чюдотворца (Никольская Соборная – М.Р.). 1. Тоя церкви иерей Сергий Борисов (59), жена ево Феодосия Афонасьева (60), дети их – дьячек Антон (29), жена ево Евдокея Федорова (32), у них дети – Праскевия (13), Ирина (10), Афонасей (5), Иван (3 месяцев). У него ж, иерея Сергия, сын – отставной солдат Иван Сергев (28), жена ево Ксения Яковлева (29), дети их – Стефанида (2), Праскевия (полугоду). 2 . Дьякон Козма Борисов (57), жена ево (диаконица – л. 36) Анисия Иванова (58), дети их – девка Анна (32), Матвей (19), Мария (11). 3 . Иван Михайлов вдов (74), сын ево пономарь Дементий (46), жена ево Анисия Михайлова (46), у них сын Василей (25), жена ево Ирина Борисова (28), дочь их Праскевия (полугоду). Приходския люди тоя церкви: посат(д)ския; Крапивенской воеводской канцелярии приказныя – подканцелярист Козма Иванов сын Трофимов (58), жена ево Васса Савостьянова (58), дети их – Пелагея (21), канцелярист Иван Козмин (29), жена ево Праскевия Ермолаева (29), канцелярист Матвей Никифоров сын Иевлев (48), жена ево Акилина Алексеева (43), Стефан Матвеев сын Иевлев (29), жена ево Анна Алексеева (29), дети их – Стефанида (6), Евдокея (5); старых служеб солдатцкие дети Московской Слободы, Жилой Слободы, Пушкарской Слободы. 4) 5, лл. 36–43. Города Крапивны церковь Святыя Мученицы Параскевы, Нарицаемыя Пятницы (Параскеевская, Пятницкая – М.Р.) (упразднена в 1790 г.). 1 . Поп Григорей Авраамов (54), жена ево Гликерия Евсеева (55), дочь их Матрена (18). 2 . Диакон Евсигней Иванов вдов (33), дочь ево Матрена (11), помянутого дьякона мать вдова Анна Гаврилова (58), сын ее Мирон (15). 3 . Дьчек Иван Иевлев (35), жена ево Алена Осипова (32), дочь ево Пелогея (2), помянутого Ивана теща вдова Ульяна Федорова (85). Пономарь Алексей Прохоров (27), жена ево Анна Кирилова (28), дочь их Федосья (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

“Батюшка о. Амвросий при скуке говаривал так: Скука — унынию внука, а лени — дочь, Чтоб отогнать её прочь, В деле потрудись, в молитве не ленись: Скука пройдёт, и усердие придёт. А если к сему терпения и смирения прибавишь, Тогда от всех бед и зол себя избавишь” 73 . О жизни игумении Людмилы известно немного, она прожила долгую жизнь и была свидетельницей разрушения обители. Скончалась в 1942 году. В настоящее время надгробная плита над могилой игумении Палладии и могильный крест над могилой игумении Людмилы расположены рядом на кладбище при церкви Казанской иконы Божией Матери. 1 Оптина пустынь и женские монастыри Тверской епархии (Из серии очерков “Под покровом Оптиной пустыни”)//Альфа и Омега. 2010. 2(58). С. 144–165. 2 Станислав Петров в альманахе “Великолукская старина” (Великие Луки, 1999) упоминает имена следующих настоятельниц: Евфимия (1671), Анисия (1675–1676), Марфа (1691–1692), Пелагея (1695), Анисия (1707), Марфа (1714), Анфиса (1715), Маргарита (1741–1768), Феодотия (1769–1781), Калисфения (1830–1848). 3 Владимир Симоновский. Игумения Палладия. Некролог//Псковские епархиальные ведомости. Неоф. ч. 10. 15 мая 1894. С. 162. 4 НИОР РГБ (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Ф. 214. Опт-380. Письмо от 21 июня 1837 года. 29 Житиё преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 236–237. Письмо от 19 июня 1876 года. 30 См., например, письмо старца Макария к игумении Палладии от 12 июня 1851 года: “Списывать Ставрофилию благословит Господь, но можно писать и м[атери] Ф.: в две руки скорее можно писать” (НИОР РГБ. Ф. 380. Л. 153). А также рукопись книги “Царский путь креста Господня, вводящий в вечную жизнь”, принадлежащей монахине Августе (Болотниковой) (Государственный архив Калужской области. Ф. 903. Оп. 2. Д. 15). 37 Собрание писем оптинского старца Иосифа/Сост. В. В. Каширина. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. С. 98. Письмо от 13 апреля 1904 года. 61 Это письмо обращено к игумении Досифее (Верёвкиной). Подробнее о ней см. Каширина В. Оптина пустынь и женские монастыри Тверской епархии. С. 144–165.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Тихона (куда Варвару не допустили, а только одного Василия) и после сего подошел к сестре своей, то она заметила тотчас в нем перемену. Он начал креститься, целовал крест, бывший у него на груди, начал ходить прямее, хотя держал при себе два костылька. Они прожили в Задонске полтора месяца. Василий все более и более укреплялся в ногах и стал ходить прямо, без всякой сторонней помощи. Из Задонска пошли они пешком. В дождливое время их кто-либо подвозил. Из Задонска заходили в Елец, из Ельца в Ливны и 23 октября возвратились в Старый Оскол. В настоящее время глухонемой Василий, привыкший более других к сестре своей Варваре, наставляемый от сестры знаками, стал молиться Богу, ходить с ней в церковь, может сам пред иконой поставить свечу, может креститься и изредка класть поклоны, целует часто на груди висящие у него иконы разных святых, пьет, ест, спит мало, но спокойно. Скоро он ходить не может, но ходит прямо и тихо. Говорить и слышать не может, а о нужном показывает иногда знаками. Ведет себя скромно. Справедливость показания о предшествующем состоянии глухонемого Василия подтвердили многие под присягою; и о настоящем его состоянии удостоверил своей подписью города Старого Оскола соборный протоиерей Евфимий Казминский. Благодатные исцеления по молитвам к святителю Тихону, Задонскому и всея России чудотворцу, объявленные после открытия честных его мощей.   1. Города Задонска, купеческая вдова Анисия Михайловна Дмитриева, 38-ми лет от роду, живущая на улице Одноличке, получила исцеление от святителя Тихона следующим порядком: в 1856 году заболела у нее правая нога и, несмотря на лечение, покрылась вся глубокими и большими ранами. Врачи предлагали ей, как последнее средство, отнять ногу, во Анисия на это не согласилась. Потом болезнь перешла на левую ногу и на обе руки. Раны на всех этих членах были ужасны; во многих местах из-за них виднелись кости. Болезнь продолжалась пять лет. 18 июня 1861 года, во время бывшего в Задонске большого пожара, сгорел ее дом и все имущество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Блаженная старица советовала всем как можно чаще, достойно подготовившись, приступать к Святым Тайнам. Не любила, когда священники ходили в мирской одежде. К блаженной старице приезжали архимандрит Кирилл (Павлов) вместе с ключарём Троицкого собора архимандритом Николаем (Самвонов) († 1990 г.) Получив исцеление от болезней, по молитвам старицы, приезжали поблагодарить молитвенницу. В 1970 году блаженная тяжело заболела, долгая изнуряющая болезнь подкосила подвижницу. Она лежала без движения, часто теряла сознание. Старица выздоровела. Спустя несколько лет, в ноябре 1975 года, неожиданно для всех скончалась. По свидетельству очевидцев проводить подвижницу в последний путь собрались многие люди. Её похоронили на Новосельском кладбище. Преподобная Анна Срезневская (1895–1958 гг.) Схимонахиня Анна (в миру Анисия Гуреевна Столярова) родилась в 12 января 1895 года в селе Заполье Спасского уезда в семье благочестивых крестьян. В семье было четверо детей, Анисия выделялась наибольшим благочестием, она с раннего возраста пела на клиросе, читала псалмы. В семнадцать лет по благословению родителей Анисья поступила в Ольховский монастырь, расположенный около села Гавриловское, Шиловского района. В монастыре она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное. Там же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. В 1920 году после закрытия монастыря матушка Агния вернулась в родное село, здесь она поселилась около храма в маленькой сторожке, чтобы продолжать монашеский подвиг в миру. В это же время, в соседнее село Срезнево в храм Казанской Божией Матери, игуменом Филаретом была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». (Преподобномученик Филарет (Пряхин Иван Трофимович),в схиме Серафим, († 1942 г.) Игумен Филарет поселился рядом с храмом Казанской Божией Матери. Матушка Агния стала его духовной дочерью. В 1928 году после ареста настоятеля храма о. Василия настоятелем храма был назначен иеромонах Сергий (Сорокин) (ныне причисленный к лику святых новомучеников российских). В 1931 году, на Троицу, арестовали игумена Филарета, через несколько дней матушку, затем иеромонаха Сергия. Матушку Агнию приговорили к трем годам лишения свободы. В 1934 году, отбыв наказание в конц. лагере, матушка вернулась на родину. В селе Срезнево она становиться псаломщицей в храме Казанской Божией Матери, хранительницей Чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Здесь живет она в сторожке, в храме продолжает нести монашеский подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010