Когда наступит время полагать усопших в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершого и ковчег его извне и внутрь, и абие влагает е в нем (Требн., указ о провожд. усопш. в св. Пасху). Положение во гроб обыкновенно, бывает при чтении молитвословий: Трисвятое, Отче наш и пении стихир. Иногда же полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: Помощник и покровитель, которые поются при несении умершего к могиле. На челе умершего полагается венчик (Инструкция Благочинному, 10). Умерший христианин украшается венцом, как борец. с честью оставивший поле подвига (Злат., 4-я беседа на послание к Евреям), как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, с надписью «Трисвятаго». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи ( 2Тим.4:7, 8 : Воскр. Чт., год 5; Исходн. последование мирских людей, стр. 394). Гроб архиерея бывает осенен дикирием, трикирием и рипидами. Тело умершого покрывается церковным покровом, в знак того, что умерший, как верующий и освященный таинствами, находится под покровом Христовым (Сим. Солунск., Разговор о священнодействиях, § 327), есть член Православной Церкви 1261 . На гроб архиерея полагается кроме покрова еще мантия. Гроб бывает осенен трикирием, дикирием и рипидами (см. о погребении Московского митрополита Филарета. Чтен. Имп. Общ. Ист. и древ. 1876 г., кн. IV, 163). На гроб государя полагается порфира. Чтение Евангелия и Псалтири Под умершим архиереем и священником читается Евангелие, по словам Симеона Солунского , в умилостивление Бога. Ибо, говорит он, какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, т. е. благовествование о воплощении Бога, Его учении, таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас животворной Его смерти и воскресении (Нов. Скр.. ч. IV, гл. 22, § 2). Евангельское слово выше всякого «последования», и его прилично читать над освященными (Сим. Сол., Разгов. о священнод., § 326). Над умершим мирянином и монахом читается Псалтирь (Сим. Сол., Разгов. о священнод., § 326). Это чтение утешает сетующих об усопшем и обращает их к молитве о нем Богу. Так как чтение Псалтири по умершем назначается преимущественно для молитвы за него, то оно прерывается поминовением усопшего, с особенным молитвенным обращением к Богу, с произношением самого имени покойного. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение к Богу по окончании нескольких псалмов, отделяемых в книге Псалтирь словом: «Слава» (Воскр. Чт., 1853–1854 г., 51-й: О чтении Псалтири но умершем, стр. 515). Эта молитва, начинающаяся словами: «Помяни, Господи Боже наш», печатается не между псалмами, а в последовании «На исход души», которое находится как в Псалтири Малой, так и в Псалтири с последованием 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

744 Ориген. Бесед. 2 на книг. Левит: твор. т. 2, стр. 191. Париж, 1733 г. Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. 746 В древности, как и ныне бывает в православной Церкви, больные исповедывались пред Елеосвящением. Св. Григор. двоеслов. твор. т. 3, ч. 1, стр. 536. 540: Париж, 1705 г. 748 Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. Ныне учители латинские соглашаются с тем, что и священники могут освящать елей для таинственного помазания больных. Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 418. Брюссель, 1848 г. 749 Аркуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. семи таинств, стр. 464 и след. Париж, 1672 г. По тому же самому священник латинский, пришедши освятить больного Елеем, начинает с того, что возбуждает в нем надежду жизни вечной, потом, священнодействуя, молится об истреблении в нем всякой диавольской силы, а уходя, оставляет при нем святую воду и крест, для укрепления его в предсмертных мучениях. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 141–142. Спб. 1856 г. 754 Фейер. в богослов. догматическ., ссылаясь на собор. тридентский; а другие из латин, хотя одинаково учат о благодати Елеосвящения, но слова: молитва веры спасет болящего изъясняют об исцелении только тела, а слова: воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему об уврачевании души и об уничтожении останков, грехов. Арнуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. 7 таин. стр. 464, Париж, 1672 г. 763 Бл. Августин, твор. т. 5, ч. 2, стр. 309. Антверпен, 1700 г. «(Латины) говорят, что не должно совершать Елеосвящения над болящим, а только над умирающими, так как оно отпускает грехи, дабы кто-нибудь, оживши, снова не начал грешить. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь, а латины говорят, – что он умрет. Смотри, ведь зависящее (слово) всегда относится к речению последующему; – аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, – очевидно, чтобы исцелился и восстал. Это показывает и Спаситель, сказавший расслабленному: отпущаются тебе греси твои. Востани и ходи. И: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин. 5:14 ). А они умствуют вопреки Спасителю и Его апостолам, и говорят, что (елей) нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. Священное Евангелие говорит: мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк. 6:13 ); а, они говорят, что его нужно преподавать не для того, чтобы (больные) исцелились, но чтобы были неизлечимыми и умирали». Бл. Симеон. солунск. Разговор. о св. священнод. и таинств. церковных, гл. 250: писан. св. отцов и учит. церковн., относящ. к истолкован. правосл. богослужения, ч. 2) стр. 365–366. Спб. 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

VII. Рисунки на антиминсах На сохранявшихся до настоящего времени антиминсах XII, XIV–XVII веков находится изображение креста Господня. Оно «служило знамением, что на антиминсах священнодействуются страдания Христовы, и что они изображают погребение Христово» (Сим. Солунск. Нов. Скриж., ч. 3, гл. 8, § 10). Антиминсы, имея назначение – находиться на престоле – содержали тоже изображение, какое было в древности на верхней стороне одежды престола. В Менологии X века, Императора Василия, находится несколько рисунков престола, облеченного священною одеждою 110 . На них, на верхней стороне одежды, изображен четыреконечный крест. Верхняя сторона одежды иногда изображена из одинаковой материи с боковыми её сторонами, иногда из особой, имеющей свой рисунок. Но в том и другом случае изображены углы около креста, составляющие собою четыреугольник, в средине которого находится крест. Если бы углы были ближе к изображению креста, а не у самых краев престола, то они были бы подобны нашивным углам, бывшим на антиминсах, о которых сказали выше. Но их нельзя признать за антиминсные углы потому, что между углами изображены кружечки, которые составляют один рисунок вместе с углами и показывают, что эти углы не суть углы антиминса для пришития его к престолу, а служат только украшением верхней одежды престола. На одном же рисунке Менология находится такое изображение креста с углами, кроме верхней стороны престола, на боковой стороне его одежды (30-го января) 111 . Изображение на древних антиминсах креста было неодно образно даже в одно и то же время и в одном и том же месте России. На антиминсах был изображаем крест и осмиконечный, и шестиконечный 112 и четыреконечный. При этих крестах рисовали то копие и трость с губою, то – и подножие с несколькими ступенями, то, вместо подножия – гору Голгофу, то под Голгофою Адамову главу. И около креста писали не всегда одну и ту же надпись. Укажем на антиминсы с такими рисунками, описанные более ясно и определенно. Изображение осмиконечного креста без копия и трости и без подножия находится на антиминсах, хранящихся в Тверском кафедральном соборе 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Мудрование сие мы находим не только несправедливым, но и нечестивым. Мы видим, напротив, что к чину епископскому по преимуществу относится Господне обетование о непрерывном и вечном его существовании в Церкви. Ибо Господь сказал Своим Апостолам: Аз есть до скончания века, аминь (Мф. зач. 116); Апостолы не могли жить до скончания века; значит, сие обетование относится не к Апостолам только, но и к приемникам их епископам, и по силе сего обетования, именно, чин епископский пребудет в Церкви до конца мира. Да и возможно ли, чтобы в Церкви Христовой, имеющей пребыть неодоленною вратами ада, мог прекратиться первый и начальнейший чин иерархии, от которого через хиротонию получает свое существование и самый чин священства, непрерывное существование коего признают и упомянутые наши учители и проповедники? Если бы не стало епископства, прекратилось бы и священство; прекратилось бы и преподание даров Святаго Духа верующим во святых Таинствах, и Церковь утратила бы свое существенное свойство – неоскудеваемость в ней благодатных даров; перестала бы быть источником освящения и спасения верующих; перестала бы быть Церковью. Посему то Святые Отцы и Учители Церкви столь решительно пишут, что без епископства не может быть ни иерея, ни жертвы, ни самих христиан, составляющих Церковь Христову; «без епископа ниже христиане» (Симеон Солунск. гл. 77). Посему то во многих, разумных и размышляющих старообрядцах невольно возникали сомнения, относительно правильности и законности нашего общества, именующегося Церковью. Сомнения свои, как вам не безызвестно, они излагали в вопросах, которые и подавали на разрешение нашим, именуемым, духовным пастырям. Сначала изложили их в восьми вопросах некоторые из самых членов нашей Белокриницкой иерархии. Затем, изложил в тринадцати вопросах Е. Антонов. Потом в особой записке И. Ф. Андреев с товарищами, и недавно в девяти вопросах – Новинковские старообрядцы. Все вышеозначенные лица подавали свои вопросы в Духовный Совет, а некоторые и собору наших епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Пасхи, литургия). Антидор священник (а при архиерейском служении – архиерей) раздает в конце литургии верующим 581 , тем, кои к приобщению не приступали (Симеон Солунск. Толк. о бож. храме, 101. Пис. св. От., т. III, стр. 54). Вынутую из просфоры часть, или агнец, священник полагает на святом дискосе «в знак» (Служебн.), т. е. знаком, печатью вниз. Диакон тотчас говорит: «Пожри, Владыко». Иерей жрет агнца, т. е. разрезывает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображая заклание, смерть Спасителя на кресте, и произносит: «Жрется агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Чрез это святый хлеб предосвящается и приуготовляется к тому раздроблению, которое будет на литургии. Затем священник обращает агнца другою стороною, так что печать, изображающая на нем крест, бывает вверху и, при словах диакона: «Прободи, Владыко», прободает его в правую сторону 582 копием, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый, свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». Диакон же в это время самым действием изображает воспоминаемое событие. Он подает священнику в сосуде вино и воду (VI Всел. Соб., прав. 32) и говорит: «Благослови, Владыко, святое соединение» 583 и, получив благословение, вливает вино и воду в Потир 584 . Вливать воды в проскомидии (и по освящении Даров) в Потир должно столько, чтобы свойственный вину вкус не изменился в водный (Извест. учит. в Служебн.). Приготовив агнца, священник вынимает (треугольные) частицы из других просфор. Одни из сих частиц вынимаются в прославление, «в честь и память» тех людей, кои крестными заслугами Господа удостоились стать у престола Агнца 585 . Другие частицы вынимаются для того, чтобы Господь воспомянул живых и умерших, знаемых и незнаемых. священник берет вторую просфору и вынимает из нее частицу, говоря: «в честь и память преблагословенные Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник». Вынутую частицу полагает с правой стороны агнца, близ среды его 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Крещение, давшее Иоанну наименование крестители, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым еще таинством (Беседа XL на Деян. свят. апостолов). Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установит таинство крещения (по прологу в 6-й день января: «да водам освящения дар подаст и всякого человека на крещение приведет»), долженствовавшее служить дверию в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением Своим в открытое всенародное служение спасению мира, пришел также на Иордан в Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия: тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» – Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду ( Mamф. III, 14 – 16 ). Тогда Иоанн повинуется и крестит Господа в водах Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих ( Mamф. III, 17 ). Таким образом И. Христос, в день сошествия на Него Св. Духа, помазан по Своему человечеству паче причастник Своих ( Евр. 1, 9 . Деян. Х. 37 – 38 ), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками 121 (св. Симеона солунск. «разговор о св. священнодействиях и таинствах», § 11; сн. кн. прот. Г. Дебольского «Дни богослужения», т. I, изд. 8, стр. 53). 6. День сретения Господня «Егда исполнишася дние очищения Ею по закону Моисееву, говорит св. ев. Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господен, якоже есть писано в законе Господни; яко всяк младенец мужеска полу, разверзаяй ложесна, свято Господени наречется, и еже дати жертву, по реченному в законе Господеви, два горличища или два птенца голубина». ( Лук. 11, 22 – 24 ). За древнее искушение израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою ангела, закон Господень требовал от евреев ( Ucx. XIII ), чтобы всяк перворожденный их младенец мужского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В своей местной Церкви, то есть во вверенной ему епархии, епископ есть главный учитель и главный правитель, а также, – что особенно важно, – «обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение», их «первый совершитель и священнодействователь» 147 . Только епископу предоставлено в Церкви право: а) рукоположения в священные степени (χειροτονα, ordination) – 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 ; Апост. правила 1-е и 2-е; б) освящения мира (ποησι χρσματο) – Карф. соб. прав. 6-е; и антиминса – см. VII Всел. соб. прав. 7-е; Симеон Солунск. О свящ. и таинствах, гл. 127. «Звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь церковью, ни Христианин христианином, не только быть, но и называться не может» 148 . Одну из важнейших забот епископата составляет непрерывное восполнение церковной иерархии. По словам св. Епифания, «чин епископов существует для рождения отцов, ибо ему свойственно такое распространение отцов в Церкви» 149 . Вторую степень священства, низшую епископской по дарованной ей благодати и подчиненную ей, составляют пресвитеры. Они заимствуют свои благодатные полномочия от епископа чрез таинственное рукоположение, сами же не имеют права, да и не в силах 150 рукоположить кого-либо в священный сан: подобная попытка со стороны пресвитера, при любых обстоятельствах, была бы лишь тщетным святотатственным посягательством на непринадлежащие ему права – посягательством, караемым по всей строгости церковных законов 151 . Само собой разумеется, что и лицо, рукоположенное пресвитером или собранием пресвитеров, никогда и ни под каким видом не может быть признано имеющим какую-либо священную степень, как безусловно чуждое благодати священства. Что среди иерархических лиц первенствующей Церкви с самого начала были различные по достоинству степени епископа и пресвитера (в позднейшем значении этих терминов), видно из повествования св. Иринея Лионского о встрече ап. Павла в Милете с ефесскими пастырями, которых дееписатель называет сначала «пресвитерами» ( Деян.20:17–18 ), а затем «епископами» ( Деян.20:28 ). «Когда, – говорит св. Ириней, – епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете,... то (ап. Павел), свидетельствуя им о многом, ... прибавил: знаю, что уже не увидите лица моего» 152 . Таким образом, св. Ириней ясно различает епископов от .пресвитеров в среде ефесских «пресвитеров-епископов», а его свидетельство чрезвычайно важно, так как он мог точно знать или от св. Поликарпа, еп. Смирнского, или от кого-либо из преемников призывавшихся в Милет пастырей, – кого именно призывал туда ап. Павел. Пресвитеры также имеют власть учить, священнодействовать и управлять в Церкви, но совершают это свое служение в зависимости и под наблюдением своего епископа. Они не должны преступать его воли (Апост. правило 39-е) и подлежат его надзору и суду ( 1Тим.5:17, 19 ). Пресвитер может совершать все таинства и священнодействия кроме хиротонии, освящения мира и антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Примч. Никон был поставлен единолично во епископа св. Феодосием, еп. Кизическим, но по особому божественному повелению. 24. Предпразднество Благовещения Пресв. Богородицы. Пр. Захарии печерск., Артемия, еписк. солунск., пр. Артемона, еп. Селевкии писидийския; пр. Иакова испов.; м. Стефана и Петра казанских (1551 г.). 25. Благовещение Пресвятой Богородицы 26. Собор арх. Гавриила, свм. Иринея, еп. сирмийского (304 г.), п.: Малха, Василия нового; м.: Вафуеия и Верка пресвитеров, монаха Арпилы, мирян: Авипа, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Ситца, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла, жен: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимсисы, Гааоы и Дуклиды готфск.; ик. Б. М. Мелетинской. 27. Мц. Матроны солунской (2 в.); м. Мануила и Феодосия; пр. Иоанна прозорливого. 28. П. Илариона нового, игум. пелекитского; пр. Стефана чудотворца, мучч.: Ионы и Варихисия и с ними: Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина, Авива, Сивсиоина и Саввы; пр. Евстратия печерского, п. Евстратия; п. Илариона гдовск. (1476). 29. Пр. Марка, еп. арефусийокого, Кирилла диакона и иных, при Юлиане мучителе пострадавших; пр. Иоанна, св. Евстафия исповедника, еп. вифинийского. 30. Прр. Иоада (990 л. до Р. Хр.);       п. Иоанна лествичника , Иоанна молчал., п. Зосимы, еп. сиракузск. (661 г.); свв. апп.; Сосвена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита от 70-ти; св. Еввулы. Пр. Иоанн Лествичник ок. 563 г.), живя в уединении при подошве горы Синая, в каждую субботу и воскресенье ходил в храм синайский для слушания божественной литургии и приобщения св. Таин, а наши раскольники-безпоповцы во всю жизнь не причащаются св. Таин, да еще ссылаются па примеры свв. мучеников и подвижников, которые будто бы тоже не причащались, однако спаслись. 31. Пр. и чудотворца Ипатия, еп. гангрского, препп.: Ипатия, игумена в Руфианах, и Аполлония , мучч. Авды, еп. г. Сузы, и Вениамина диакона: преставление св. Ионы, митр. киевского и всея России; ик. Б. М. Иверской. Апрель П. Марии египетск. (522); п. Евфимия, архим. суздальск. чудотворца (1405 г.)., и Макария, игумена пеликитского; мч.: Геронтия, Василида и Авраамия болгар.; св. прв. Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

чашу. (См. выше §131). После этого изъятие частиц совершенно прекращается, и подающие на оные должны быть отсылаемы до другой обедни. §137. В некоторых местах есть обычай, что страждущие лихорадкой обращаются к священнику и просят его вынуть на обедне, кроме обычной девятичинной просфоры, такую же другую в память св. девяти мучеников, иже в Кизице (Феогния, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Февмасия и Филимона; см. апреля 29), в полной надежде, что Господь молитвами сих угодников избавит болящего от недуга. Священники не имеют надобности отказываться от исполнения этого обычая; ибо он основывается на древнем примере церковном поминовения св. угодников на проскомидии, а потому и по характеру своему и назначению не имеет в себе ничего предосудительного. Надобно только для того, дабы поминовение это имело свой смысл, чтобы священники, вынимающие частицы в честь помянутых св. угодников, заканчивали всегда это поминовение известными словами проскомидии: ихже молитвами, Господи, посети и исцели болящего раба или рабу твою NN. Таким же обр. по требованию желающих священник может поминать на литургии и других св. угодников, как напр. св. апостола Антипу в исцеление от зубной боли, Иоанна Крестителя от головной боли, Иоанна Воина с просьбою об открытии уворованной вещи, и т.п. §138. Что касается затем до поминовения простых верующих, то из живых православная Церковь наша поминает на литургии вообще всех христиан, какого бы вероисповедания они ни были, (правосл. исповед. ч. 1, отв. на вопр. 92), а из усопших она не молится за неверных, (иудеев, магометан и язычников), еретиков, (лютеран, социниан, кальвинистов и т.п.) и раскольников (т.е. раскольников наших в собственном смысле этого слова, римских католиков, греко-армян. и т.п., а молится только за одних православно-скончавшихся верных. (Сим. Солунск. Гл. 94 прав. исповед. ч. 1 отв. на вопр. 92). Кроме сего и из сих последних (т.е. православно скончавшихся) у нас не принято приносить бескровную жертву за самоубийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Игнатий Богоносец в послании к Магнезианам. – Да кто же поставляет раскольнических попов, которые совершают богослужение по кельям и часовням? Вот я слышал, что у здешних раскольников попом – Тимофей Кокорев: кто его посвятил в попы? ведь он такой же простой мужик, как и все другие. Я знаю, Матрена Николаевна, что старообрядцы говорят, что они ни словом, ни делом никогда не исповедовали бытие Церкви без епископа; но имели ли и имеют ли они епископов, рукоположенных по правилам соборной апостольской и католической Церкви? Можно сознавать необходимость крещения, и не креститься; можно сознавать необходимость причащения, и не причащаться, как делают наши спасовцы и вообще беспоповцы; можно признавать необходимость заключаемого с благословения священника брака, и не брачиться, а жить развратно, как делают многие федосеевцы, или, как тебе известно, поступил Козлов по отношению к Ананьевой 16 . Игнатий Богоносец говорит об этом следующее: «Аще нецый епископа и нарицают, а без него вся творят, таковым речет Той, иже истинный и первый Епископ, и един по естеству Архиерей: что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? таковые бо недобросовестные, но лицемеры и преступницы мне видятся» 17 . «Елицы Христовы суть, сии со епископом суть... Без епископа ничтоже творите», заповедует тот же св. отец 18 . – В «Кормчей» сказано, что влияние епископа простирается на все служение священника и вытекает из самого понятия епископской власти: епископ глава иерархии (толк. на 65 прав. св. апост. см. Кормч. л. 6 обор.), око Церкви (посл. к Белорусу, см. кн. о вере, л. 213); он посредством священников, как посредством рук, правление содевает (толк. на 55 пр. св. апост.). При таком зависимом и теснейшем отношении священника к епископу возможно ли, чтобы он совершал священные таинства, когда по правилам иерей тайноводств не действует без жертвенника, сей же через миро освящается, когда поэтому без архиерея нет жертвы, нет жертвенника (Св. Симеона Солунск. гл. 77)? Как он будет восполнять таинство крещения печатью Св. Духа, когда эта печать преподается через миро, непременно епископом освященное (см. Дионис. ареопаг. о Церковной иерархии, гл. 5, ст. 6)? Какова будет его евхаристия истинна, которая через епископа действуется, или ему же той повелит (см. Игнат. богоносца послан. к смирнянам)? Как он будет совершать разрешение грехов, когда без повеления своего епископа, пресвитеру не подобает людей связывати или разрешити (39 правило св. апост., также см «Кормчая», л. 4 обор.)? Как и где будет совершать он божественные службы, когда без повеления епископа никто из священников не должен служить, даже в домовой церкви (12 прав. перво-втор. собор. «Кормч.» л. 87, также 31 правило 6 вселен. собора «Кормч.» л. 73 обор.)?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010