Никандр , строитель, 1816–18, перев. в Великолуцкий. Иоасаф , строитель, с 1818 по 23 мар. 1827. Архим. Афанасий , с 23 мар. 1827 по 30 мар. 1834. Игумены Пётр , в 1834–36. Митрофан , 1836–38. Анатолий , 1838–40. Амвросий , 1840–43. Платон , 1843–46. Анатолий , 1847–49. Архим. Вениамин , 1850–53. Строит. Игнатий , 1854–56; игум. 1857–62, архим. 1865–69. 10 Иоаннопредтечев, на Завеличье, в Пскове, основан княгиней Евфросинией в 1243 г. Ныне второклассный. [IV, 311.] Игуменьи Иустиния , 1623. Марфа , 1640. Агриппина , 3 янв. 1646. Ираида , 1676. Анисия , 1 янв. 1685. Евдокия , 1712. Евстолия Лодыгина , 1716–30, перев в Московский Рождественский. Надежда Пестрикова , 1731–42. Елена , 1743–49. Ксанфиппа † 1764. Маргарита , 1765–78; Афанасия , 1778–80. Евфросиния , 1805–16. Магдалина , 1821. Ангелина , 1840–63. Агния , 1864–69. 11 Вознесенский, в Великих Луках, девичий 3-го класса, основан около 1670 г. в запустевшем Илиинском мужском. [III, 510.] Строительницы Евфимия , 1671. Анисия , 1675 и 76. Евфимия , 1678–80. Мавра , 1682–91. Марфа , 1691 и 92. Пелагия , в дек. 1695. Игуменьи Анисия , 1707. Марфа , 1714. Анфиса , 1715–28. Маргарита , 1741–68. Феодотия перев. из Медовского (Ист. Иер.) 91 1769–81. Калисфения , 1840–48, 54. Паладия , монахиня, 1855–59; игуменья 1860–69. 12 Старо-Вознесенский «с Полонища у Великих ворот», в Пскове, девичий, существовал в XV веке; с 1764 г. 2-го класса. [V, 339; VI, 299.] Ново-Вознесенского [??уничтожен 1764] Игуменьи Фотиния , в дек. 1650. Дорофея , 1667. Парасковия , в июне 1668, строительница в янв. 1680. Анисия , в февр. 1689. Старо-Вознесенского Игуменьи Мавра † 1764. Мария , 1765–76. Афанасия , 1777 и 78. Варвара , 1778–80. Евва , 1788. Анастасия , 1789. Евва , 1790–1804. Феофания , 1804–8. Товия , 1808 и 9. Агния Березина , 1809–23. Агния Ушакова , 1823–60; † 20 июня. Евгения Павинская , 1861–69. Успенского, с Полонища, [V, 590] Иг-нья Александра , 27 нояб. 1680. 13 Архангельский, что в Песках, в Пскове, девичий, упразднённый. [V, 524.] Строительницы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Ну что вы, родненькие, те младенчики святые — мученики за Христа. Они тяпереча ангелочками стали. Живут у Бога, на небушке, да и звездочки зажигают. Лучше я вам расскажу, как мы на сочельник ходили по дворам колядовать. Анисия Егоровна стала рассказывать, как, будучи еще девчонкой, они с подружками и парнями наряжались, кто во что горазд, и ходили по дворам поздравлять односельчан с Рождеством. Потом она прокашлялась и вдруг с характерным народным подголоском запела: Зазвонили звоны Да по всей Вселенной, Радуйся! Ой, радуйся, Земля, Сын Божий народился! Сестры развеселились и стали уговаривать няню, чтобы она их обучила хоть одной колядке. Когда девочки пришли в зал, они бросились к матери, перекрикивая друг друга: — Мама, мамочка, Ирод плохой, он хотел Христа убить! А Ангелы спасли! Они сказали Иосифу и Матери Божией: бегите, пока не поздно. Вот они и убежали. — При этих словах девочки звонко засмеялись, радуясь, как ловко Ангелы провели злого царя Ирода. Прошла зима. Весной девочки прощались со своей няней навсегда. Анисия Егоровна возвращалась в деревню, а к сестрам была приставлена гувернантка-немка, чтобы обучать их грамоте. Сестры плакали, няня успокаивала их тем, что обещала иногда навещать. Вместе с няней дом покидала теплая искренняя молитва к Богу. Чету Берестовых нельзя было назвать безбожниками. Они ходили по праздничным дням в храм и брали с собою детей. А один раз в год, на Страстной неделе, Александр Всеволодович даже говел и в Великий четверг причащался. Анастасия Аркадьевна причащалась, кроме Великого четверга, еще и на свой день Ангела. Иконы в доме тоже имелись, и лампадки перед ними горничная зажигала регулярно по праздникам и воскресным дням. Но перед этими иконами никто не молился. Как и вся либеральная интеллигенция того времени, они были совершенно равнодушны к вопросам веры. А вот у Анисии Егоровны, пока она жила в доме Берестовых, лампадка горела постоянно. Когда Анисия Егоровна становилась на молитву, девочки вставали с ней рядом и молились. Они любили слушать рассказы няни о чудесах Божиих, которые Анисия Егоровна с наивным простодушием перемежала с народными поверьями и сказаниями.

http://azbyka.ru/fiction/da-ispravitsya-...

Эти надписи окаймлены узором, имитирующим веревочное плетение. Третье надгробие не имеет надписей, кроме двух букв «Б» и «А». Ее так же украшает «…бордюр, одинакового типа с предыдущими, характерный для всех путивльских надгробных камней, в том числе и для камня князя Василия». Без преувеличения, самой яркой фигурой в истории Духовской обители была игуменья Анисия. Строев П.М. указывает в своих «Списках» имена двух игумений этого монастыря с таким именем: против первой стоят даты «1659-1679», а против второй – «1700-1701». Эти имена объединены фигурной скобкой, за которой стоит надпись «одна?». Имена «Анисия» идут одно за другим, между ними, несмотря на почти двадцатилетний разрыв, нет других имен. Скорее всего, это была одна и та же игумения Анисия Батоврина, а даты показывают, в каких годах она была упомянута в доступных Строеву документах (в пользу этого предположения свидетельствует приведенная выше надпись на соборном колоколе 1695 г.). Самым выдающимся памятником, оставшимся от былого монастырского ансамбля, бесспорно, является соборный храм. Изначально он задумывался как строго симметричное здание: к центральному квадратному объему с востока примыкала апсида, с других сторон его опоясывала галерея-аркада (первоначально открытая, как мы сейчас можем видеть в городском Молченском монастыре, а потом сделанная глухой). Эта симметричность была нарушена, когда с северной стороны возвели «…ближе к концу XVII в. Введенский боковой» придел, служивший «теплым храмом» (а возможно и трапезной) для монастыря. В этом приделе нашла свое последнее упокоение приснопамятная игуменья Анисия. При капитальном ремонте собора в 1899 г., во время выемки грунта под помещение для пневматического отопления, был обнаружен провалившийся склеп с захоронением неизвестной монахини. Ее останки покоились в сильно истлевшем гробу, выдолбленном из цельного куска древесины. В нем были найдены совершенно целые четки, внутренность гроба покрывала какая-то черная масса – вероятно остатки монашеского облачения.

http://sobory.ru/article/?object=21039

Иером. Макарий Господь требует внутреннего нашего уподобления Его разуму, Его жизни, Его учению, насколько подобен органи­ческий состав виноградной ветви составу ее ствола. Антоний архиеп. Вол. Лучше спать в молчании с разумом, чем бодрство­вать в суесловиях. Авва Исаия 30-го декабря Святая мученица Анисия была родом из Солуни и про­исходила от богатых и знатных родителей, которые од­нако скоро умерли. Юная Анисия все свое состояние и все свои труды посвятила бедным, немощным, нуждающимся. Этот христианский образ жизни она запечатлела муже­ственным исповеданием Христа. Отправляясь однажды в церковь , она встретилась с воином язычником, который стал уговаривать молодую подвижницу идти вместе с ним в языческое капище принести жертву идолам, по случаю языческого праздника солнца. Анисия наотрез отказалась, за что воин тут же нанес ей смертельную рану своим копием, так что она скончалась через несколько часов. Даже язычники были возмущены такою дикою дерзкою рас­правою невинной беззащитной девушки и дозволили хри­стианам честно предать земле останки святой мученицы в 285 году. Воля Промыслителя Бога, что Он для исполнения сво­их спасительных предначертаний требует от нас не предугадывания событий, а внутренней чистоты, любви и сми­рения и если находит делателя, исполненного сими дарами, то Сам через него творит «великая и славная». Антоний архиеп. Вол. Слава Божия пребывает во храме всегда. Не видит ее пытливое око, но чувствует ее присутствие верующее сердце и сие чувство исторгается из сердца в слове восторга: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея! М. Ф. Особенно в храме совершается тайна очищения грехов. Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа. И. К. Кто честит чужую веру, тот унижает свою. Митроп. Филипп I в XV в. 31-го декабря Святая Мелания младшая была внучка столь же правед­ной Мелании старшей из богатой знатной семьи Валерия – одной из стариннейших фамилий языческого Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Преподобный Фаддей жил во время господства иконоборческой ереси. Когда он, вместе с другими, был схвачен и приведен на суд, то злочестивые иконоборцы хотели принудить его попрать ногами святую икону, но не могли сего сделать. Поэтому они поступили так: положили на землю икону Спасителя, а святого Фаддея насильно поставили на нее, и хотя он весьма сильно упирался, однако против воли вынужден был наступить на святую икону, будучи поставлен на нее сильными мужами. Тогда мучитель сказал ему: — Вот ты попираешь икону Христа своего, зачем же более противишься нам? Теперь уже надлежит тебе стать единомышленным с нами. Но исповедник Христов ответил ему: — Проклятый и злочестивый и исполненный всякой нечистоты! Не по своей воле сделал я сие: да не будет этого, но принужден был насильно твоим коварством и неправедным судом. Я же поклоняюсь иконе Христа Бога моего, и целую ее и желаю с радостью умереть за нее. Посрамленный этими словами, нечестивый мучитель повелел бить святого палицами, пока он не умрет. И когда решили, что он уже умер, то за ноги извлекли его из города. Влачимый, как мёртвый, по торжищу и по грязи, святой Фаддей был брошен под городскою стеною. Некто из благочестивых христиан нашел его там и омыл, еще дышавшего, от грязи. После этого святой Фаддей прожил еще три дня и предал дух свой Богу [ 2 ]. Память 30 декабря Страдание святой мученицы Анисии девицы В царствование нечестивого императора Максимиана [ 1 ] жила в славном городе Солуни [ 2 ] одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком. Когда миновали ее младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом Анисия быстро и легко усвоила всё и являла на деле достойные плоды учения. Исполненная Духа Божия, она обладала воистину ангельским нравом, лицо же ее светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из дому и, скрывая в горнице свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В это время было ужасное гонение на христиан, так что убивший христианина не считался даже по закону виновным в убийстве. Однажды Анисия, шедши в церковь, заметила на улице необычайное волнение; в этот день язычники совершали какой-то идольский праздник. Один воин, увидя Анисию, закричал ей, чтобы она остановилась, ибо хотел принудить ее принести жертву идолу. Испуганная девица перекрестилась; воин опять закричал ей: «Кто ты и куда идешь?» – «Я раба Христова и иду в церковь», – кротко отвечала Анисия. – «Не пущу тебя, – сказал воин, – принеси жертву богам нашим», – и затем он схватил ее, чтобы вести в храм. Анисия сопротивлялась; тогда он вынул меч свой и, ударив ее, убил до смерти. Сами язычники укоряли его за жестокосердие, видя убиенную невинную юную девицу. Христиане с благоговением похоронили ее. II. Жизнь св. мученицы Анисии, добровольно отказавшейся от богатства и земных радостей и бывшей тем не менее счастливой, наводит нас, братия мои возлюбленные, на мысль, что для христианина есть неиссякаемый источник духовной радости, которая не имеет ничего общего с радостью земной, мирской, которая у большинства людей неразрывно связывается с обилием земных благ. Где же источник духовной радости христианина? Какие средства содействуют к возрастанию в душе христианина духовной радости, делающей его и среди нищеты и среди изнурительных трудов счастливым? Средств найти в своей душе эту неземную радость христианина много, и почти все они в руках каждого из нас. а)  Во-первых, нужно твердо веровать, что за этой кратковременной жизнью, полной всякого рода скорбей и болезней, наступит жизнь столь блаженная, столь счастливая, что нет слов на языке человеческом пересказать о том, что Бог уготовал любящим Его , т. е. свято живущим христианам в духе живой любви к Богу и ближним. Все святые, при всех скорбях своей жизни, при всех нуждах и лишениях во всем, почитали себя самыми счастливыми при одном представлении этой блаженной радости. Таков был, например, Андрей Христа ради юродивый, которому в утешение было даже показано в чувственном виде изображение райской жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

упоминается имя самой первой известной нам игуменьи этой обители – старицы Дарьи. П.М. Строев в своих фундаментальных «Списках настоятелей…» называет следующих настоятельниц: «Сиона (…), строительница, в марте 1652. Анна, 1653 и 1654 март. Феотиния, 1657-1658. Анисия [Батоврина], 1659-1679. Анисия, 1700 и 1701. Досифея, 1738». В 1617 г. здесь был заложен новый каменный соборный храм, и поныне украшающий город. «Здание это строилось монастырем на счет казны, равно как и другие, принадлежащие тому монастырю церкви». Как видно из грамоты Петра I, одновременно с собором в монастыре возводились каменная «келья и около монастыря ограда». Упомянутая в единственном числе келья, вероятно, должна была служить покоями для игуменьи. Каменная ограда с воротами частично сохранилась до наших дней. Собор был заложен еще в 1617 г., однако в «Сметном описании Путивля» 1670х гг. значится: «а в том земляном валу … монастырь во имя Сошествия Святого Духа церковь деревянная строенья Государева». Чем объяснить то, что за прошедшие 60 лет после начала строительства собор так и не был построен? Возведение храма шло тяжело и долго, поэтому ему было суждено явиться типичным примером долгостроя: «… то ли через недостаток средств, то ли потому, что монастырь был девичьим и Путивльские воеводы его игнорировали, строительство собора продолжалось до конца XVII века». В грамоте от 1683 г., данной царевичами Иоанном и Петром Алексеевичами и правительницей Софией Алексеевной, говорится, что на строительство было отдано «с нашего Государева двора для монастырского и церковного строения хоромное строение и заборы» (напомним: еще в 1671 г. Алексей Михайлович собирался лично выезжать на рубежи государства для участия в войне с поляками, для чего и было приказано строить в Путивле царский дворец; однако, планы царя изменились, и начатое строительство так и не было завершено). Поворотный момент наступил в 1697 г., когда у игуменьи Анисии лопнуло терпение, и она пожаловалась самому Петру I. Царь ответил на жалобу своей грамотой, которая хранилась в ризнице собора (была «…писана славянским языком на свитке в четверть аршина в ширину и один аршин четырнадцать вершков в длину»).

http://sobory.ru/article/?object=21039

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Анисия! Письмо твое получил. Пишешь, что нерадиво живешь и плохо подвизаешься. Надо понуждать себя исправляться и жить по–монашески. Отчаяваться не надо, а надо просить у Господа помощи и усердия. И в церковь надо ходить, и правило надо справлять, а не все работать. А то без молитвы и работа не будет делаться. Да и надо помнить, что пришла в монастырь не только работать, но и Богу молиться. Сестер не надо осуждать, это грешно, больше себя осуждай за свое нерадение. Мир тебе и Божие благословение.             533. Скорби посылаются за нерадение. Не надо роптать на бедность, терпеть надо и за все Бога благодарить М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Анисия Бомина! Пишешь, что нерадиво живешь, то надо исправляться и просить у Господа помощи. Скорби надо с терпением переносить, и укорять себя, а не других, и смиряться надо. И молиться надо всегда и не оставлять правила и молитву. А то за нерадение и скорби посылаются. Роптать на бедность не надо, а терпеть надо и за все Бога благодарить. Господу лучше известно, что нам полезнее. От мантии отказываться не надо, если будут давать. Мир тебе и Божие благословение. Монахине Агриппине (Кишкинкиной). 1899–1909             534. Невоздержание монаха то же, что сребролюбие мирянина, т. е. корень всякому злу М. Агриппина! Письмо твое получил. Настала св. Четыредесятница, в течение которой понуждайся жить, как это требуется церковными и монашескими правилами, хотя монашествующим следовало бы жизнь проводить постнически, потому что невоздержание монаха то же, что сребролюбие мирянина, т. е. корень всякому злу. Пресыщаешься тайно и явно, а душу бедную оставляешь гладную. Читай столь раз на день авву Дорофея и Иоанна Лествичника, сколько раз будешь есть. Хотя душа несравненно важней тела, но и одинаковое питание ея с телом будет не без пользы. Понуждайся узнавать волю Божию и исполнять, чтобы не попасть в вечное огненное море. Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Иустина (первая) до…. Иулиания Данилевская , с … Ксения Данилевская , 1775. Нимфодора Данилевская , 1784, † 15 янв. Александра Шарова , 1784–94. Анфия , 1794–1801, перев. в Белгородский девичий. Афанасия Котельникова , с 19 февр. 1801; † 25 нояб. 1813. Августа определена 7 мая 1814; уволена 1822 … Венедикта определена 14 окт. 1822; уволена 26 авг. 1831. Анатолия Яновская определена 10 янв. 1832; † 5 июля 1847. Арсения Белевцева определена 8 сент. 1847; † 1851 … Макария Новосильцева определена 3 февр. 1832; † 6 янв. 1869. Максимилла Шишкина определена 4 мар. 1869. Особые заметки Разные Старооскольского Троицкого, Тюляфтиной пустыни: Строит. Иринарх определён 24 апр. 1659. – Марк , в апр. 1662. Чёрный поп Авраамий , в окт. 1668. Игум. Никодим , 1709. VI, 300. Старооскольского Успенского иг-нья Евдокия , 1730. III, 498. Рыльского Омонского (Аммонского) Николаевской пустыни 193 : Строит. Боголеп , 1629. Игум. Антоний , 1723. Строит. Варсонофий , 1737. III, 411. Божедомский. III, 498. Вармонский. V, 346. Новооскольский. VI, 333. Суджемская Предтечева пустынь. Игум. Филарет Финевский , 1765. V, 72. Миропольского, основанного в 1672: Архим. Матфей Млодзинский , 1759–1760; после в Белгородском Николаевском. – Феодосий 1773 перев. в Костромский Богоявленский. Игум. Климент Белошапкин в 1769 перев. в Троицкий Елецкий. Архим. Гавриил Спичинский в 1769 перев. из Троицкого Елецкого. Особые заметки Архим. Варлаам Тещинский , член консистории, в авг. 1748. Игум. Матфей Младинский , член консистории, в янв. 1755. Член консистории игум. Владимир , … 16 окт. 1761; архим. в янв. 1763, 1764. Белогорского Николаевского Судженского Игум. Иринарх , в нояб. 1721. Рыльского Дмитровского: Иг-нья Анисия Яковлева отставлена      9 нояб. 1652. – Анисия Сомова определена 194 V, 646. Рыльского, Казанской Богородицы, Новодевичьего: Игуменьи Ираида , в авг. 1656, определена паки 28 июля 1662, – определена паки 29 мая 1665. София , в июле 1664. Досифея † 1722. Ксенофонта Кусунова определена 19 мар. 1722. Упом. в 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, идя в храм, св. Анисия встретила воина язычника, который остановил ее и требовал, чтобы она принесла жертву, по случаю праздника солнцу. Св. Анисия отказалась и за это была изрублена воином. Здесь же поется служба и святой Мелании (см. 31 дек.). Пр. пресвитера, сиротокормителя. Из знатной римской фамилии, он при Константине Великом был в Царьграде пресвитером. Он устроил в Царьграде больницы и странноприимницы, в которых сам прислуживал больным и бедным. За обличение арианской ереси при имп. Констанции он был привязан к диким коням и, влачимый ими по камням, раздроблен на части, отчего и скончался мученически, около половины IV в. В М.В.С. он называется мучеником, а в Месяч. Минее и Х.М. – преподобным. Служба св. Зотика поется на повечерии. Муч. Никомидийского и иже с ним. Сын Никомидийского префекта, отличавшийся замечательной телесной красотой, он при имп. Диоклетиане был подвергнут мучениям за Христа, из которых вышел невредим и был отпущен. Имп. Максимиан снова подверг его истязаниям и осудил на усечение мечом. Но руки двух палачей иссохли. Палачи уверовали во Христа и за это были усечены. После заключения в темницу, св. Филетер в оковах отправлен был на остров Проконнис (ныне Мармара, на Мраморном море); на пути он творил многие чудеса, которыми обратили ко Христу сопровождавших его 6 воинов с начальником их. Скончался он мирно в стране Сигрианской (около Кизика, в Мал. Азии) в 311 г. Пр. еодры Кесарийской. Она была знатного рода и, как плод молитв благочестивой матери, с детства была посвящена Богу и воспитывалась в Кесарийской обители св. Анны. Имп. Лев Исаврянин хотел неволей выдать ее замуж за одного из своих приближенных, но жених пал в сражении со Скифами, и она тайно удалилась в обитель. Там, предавшись суровым иноческими подвигам, она в веригах проводила время до самой кончины, последовавшей не позднее 755 г. Пр. еодры Цареградской. По смерти мужа, св. Феодора посвятила себя на служение бедным и больным, в числе коих служила и св. Василию Новому (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010