Другое афонское предание, опубликованное Иоанном Комниным в 1701 г., гласит, что не Архангел научил безмолвника петь перед иконою Богоматери «Достойно есть…», а сама икона возгласила: «Пусть поют “Достойно есть…”». Надо заметить, что в «Истории Афона» еп. Порфирий указывает: песня «Достойно есть» была известна в IX b. и употреблялась во время церковных служб в Константинополе «На колокольне были размещены 20 колоколов, самый большой из которых (333 пуда и 33 фунта) был преподнесён в дар обители императрицей Марией Александровной. Колокол был отлит в г. Слободском Вятской губ. — в том самом городе, где впервые явила чудотворения главная скитская икона Божией Матери. По убеждению многих, равного этому колоколу по чистоте и силе звука не было на всей Святой Горе. Андреевский колокол был пожертвован обители в 1888 г., а уже в 1894 г. на Афон в русский Пантелеймонов монастырь прибыл святогорский Царь-колокол в 818 пудов» (из книги П. Троицкого «Свято-Андреевский скит и русские келии на Афоне») Автор не совсем прав. Собор, построенный по проекту акад. архитектуры М.А. Шурупова, вмещает 5 тыс. человек и является самым большим на Афоне и втором по величине в Греции (после собора в Патрах). Правильный текст в поэме С. Есенина «Чёрный человек»: Я один у окошка. Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой извёсткой, И деревья, как всадники. Съехались в нашем саду. Кацея — кадило в виде открытой или закрытой продолговатой чашки, укреплённой на деревянной рукоятке. Видимо, автор отсылает читателя к Евангелию от Матфея (12: 43–45). «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Действительно, избавившись от духа коммунизма, мы впустили в себя духов куда более злейших. Отец (греч.).

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Иоанн при другом случае одобрил и благословил операцию. В июле 1887 года о. Иоанн был приглашен каретным извозопромышленником – С-вым, больной жене которого предстояла сложная и крайне опасная операция. Исповедав и приобщив больную св. Таин, о. Иоанн посоветовал ей не уклоняться от операции, которая вскоре после того и была совершена доктором Байковым. Результаты операции оказались самые благоприятные, так что в непродолжительном времени больная выздоровела. Очень много чудесных исцелений, совершенных о. Иоанном, напечатано, но как много их еще ждет своего опубликования!.. Мы сейчас отметим лишь чудеса позднейшего времени, преимущественно те, которые были опубликованы в журналах: «Кронштадтский Маяк», «Ведом. СПб. Градонач.» и других. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак наблюдайте, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимается и то, что он думает иметь ( Лк.8:17,18 ). Милостивый Государь, г. Редактор! Убедительно прошу Вас поместить это письмо в одном из ближайших номеров Вашего уважаемого журнала. Тридцать лет тому назад, я жила по местам. Жизнь эта мне надоела, и я пожелала выйти замуж. Придя в Казанский собор, я горячо, со слезами, молилась всю обедню, прося у Царицы Небесной себе мужа, – пьяницу ли, беспутного ли, какой угодно профессии, но только, чтобы он был красивым. Возвратясь от обедни, я в тот же день познакомилась с моим настоящим мужем и вскоре вышла за него замуж. Муж мой действительно оказался пьяницей, но красивым; много я испытала от него нужды, горя... Терпела я, терпела до тех пор, пока не услышала про дорогого батюшку о. Иоанна Кронштадтского , который во всех нуждах помогает. Поехала я в Кронштадт, в Андреевский собор, где горячо мысленно стала просить батюшку помолиться, чтобы Господь дал мне успокоение, чтобы муж больше не обижал меня. И вот по приезде в Петербург, вижу я сон: – «Иду я с крестным ходом и несу деревянный крест, обернулась назад и вижу, – идет дорогой батюшка с крестом. Тут я стала его обнимать и просить со слезами: – «Дорогой батюшка, помолись за моего мужа, великого грешника, – он меня ненавидит и не любит!» Батюшка тогда перекрестил меня и сказал: – «иди с миром и успокойся, муж тебя будет любить!» С тех пор наша жизнь круто повернулась к лучшему... Мне очень хотелось, чтобы мой муж был певчим. Желание мое вскоре обратилось в заветную мечту. Несмотря на то, что муж мой был совсем малограмотным, я твердо была убеждена в чудодейственной силе молитвы великого праведника. С тех пор я чаще и чаще стала ездить к батюшке. Стою, бывало, в соборе и мысленно прошу его: «помолитесь, дорогой батюшка, чтобы мой муж был певчим!» Везде и всюду я мысленно просила его, но вслух беспокоить его не решалась...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иоанна Кронштадтского произошел в Кронштадте 18 февраля 1907 года. При этом присутствовали спутники исцелившегося Степана Минеева: его брат Антон Михайлов Минеев, крестьянин Иркутской губ., Нижнеудинского уезда, Кимельчской вол. и Григорий Леонтьев Рютин, крестьянин Иркутской губ., Бал. уез., Амехабатской волости. К. Елецкий Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. ( Деян.19:11–12 ). Исцеление слепой В феврале месяце этого года дочь рядового 6-й роты Лейб-гвардии Егерского полка, Михея Безбородова внезапно заболела и потеряла зрение. Родные девочки сначала не хотели беспокоить отца, думая, что слепота пройдет. Но так как болезнь не проходила, то они, наконец, решились написать ему. Это было в июле, 11-го числа. Получив письмо, отец чуть не сошел с ума… Отчаянию его не было границ. Вдруг его осеняет мысль – обратиться за помощью к дорогому батюшке, о. Иоанну Кронштадтскому , о котором ему не раз приходилось слышать со стороны своих товарищей. Не теряя времени, он написал домой письмо, вложив в него карточку маститого пастыря, и объяснил, что посылает ее в благословение больной дочери. В письме же он просил написать дорогому батюшке письмо с просьбой помолиться о болящей и ждать ответа с твердой верой в чудодейственную силу молитвы великого праведника. Сам он, кроме того, хотел отправиться в Кронштадт лично, что вскоре и исполнил. 10-го сентября он и еще 10 человек той же роты отправились в Кронштадт, где и остановились в доме Мачигина, по Сергиевской ул., д. 13, кв. 7. На другой день они пошли к ранней обедне в Андреевский собор и приобщились у дорогого батюшки Святых Тайн. В 2 часа пополудни на квартиру, где они остановились, приехал о. Иоанн. Безбородов подал дорогому батюшке записку о здравии болящей дочери... – «Вера моя, пишет сам Безбородов, в праведность батюшки, при виде его, возросла более прежнего. Я видел, как стекаются к нему отовсюду. Были просители, приехавшие за утешением в скорбях и печалях своих даже из Малороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Г. Говденко «Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе-ровесник города», 1996 г.; «По истории украинской реставрации». - К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского, орфография сохранена. Собор является архитектурной доминантой исторического центра города. Здание по проекту, разработанному выдающимся русским зодчим А. Захаровым в 1806 г., возведено в 1830-1835 г.г. (после смерти автора). По данным исследований, для строительства использован проект Андреевского собора в Кронштадте, построенного в 1806-1816 г.г. Собор сооружен на месте фундаментов недостроенного собора, запроектированного К. Геруа в 1787 г. рисование в интерьере выполнили академики с. Бессонов, В. Сазонов, М. Теребнев. Сооружение выдержало землетрясение 1888 г.; в годы войны 1941-1945 г.г. была разрушена верхняя часть колокольни (ныне отстроена). Реставрационные работы осуществлены в 1975 г. Собор - крещато-баневый, одноверхий, с трехъярусной колокольней со шпилем над притвором. К квадратному в плане основного объема с запада прилегает удлиненная нава с притвором. В средокресте расположены четыре пилона, держащие систему сводов и сферическую баню на световом подбаннике. Наву перекрыт коробовыми сводами. Материал стен-кирпич, фасады потинькованы, двускатные крыши и баня покрыты кровельным железом. Собор построен в форме ампира. Его фасадам свойственна классицистическая сдержанность, монументальность. Стены прорезаны прямоугольными окнами со сверхоконными филенками. Главный вход на западном фасаде и входы Южного и северного фасадов акцентированы шестиколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. Стены рустованные. Высокий шпиль колокольни играет важную роль как силуэтная и высотная доминанта. В решении целостного по характеру внутреннего пространства подчеркнуто высотное раскрытие центральной части, а также отделка ее и хоров рисовками. Собор является одним из самых выразительных монументальных церковных сооружений Украины 1-й половины XIX в. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.

http://sobory.ru/article/?object=05280

" Батюшку трудно было заполучить к себе (был Великий пост), и мне пришлось исповедаться на общей исповеди. Пришел я с отцом к Андреевскому собору еще до звона. Было темно: только половина пятого утра. Собор был заперт, а народу стояло уже порядочно около него. Полчаса пришлось простоять на улице, и мы прошли через особый вход прямо в алтарь. Скоро приехал батюшка и начал служить утреню. К его приезду собор был уже полон. А он вмещал в себя несколько тысяч человек. Около амвона стояла довольно высокая решетка, чтобы сдерживать напор. В соборе уже была давка. Во время утрени канон батюшка читал сам. После утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочел молитвы перед исповедью, затем сказал несколько слов о покаянии и громко, на весь собор крикнул: " Кайтесь! " Тут стало творится что-то невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые, особенно женщины, стремились кричать как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время преклонил колени пред престолом, положил голову на престол и молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом батюшка поднялся, пот катился по его лицу; он вышел на амвон. Поднялись просьбы помолиться, но другие голоса стали унимать их; собор стих. А батюшка поднял одной рукой епитрахиль, прочитал разрешительную молитву и обвел епитрахилью сначала полукругом на амвоне, а потом в алтаре, и началась литургия... За престолом служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных чаш и дискосов. Батюшка служил нервно, как бы выкрикивая некоторые слова, являя как бы особое дерзновение. Ведь скольких душ кающихся он брал на себя! Долго читали предпричастные молитвы: надо было много приготовить частиц. Батюшка вышел около 9 часов утра и стал приобщать. Сначала подходили те, которые были в алтаре. Среди них подошел и я. Я отошел (причастившись) на клирос и стал смотреть, как приобщается народ. Около решетки стояла страшная давка. Батюшка с чашей, которую от несколько раз менял, простоял с 9-ти утра до половины третьего дня... Служба, Святое Причастие давало столько сил и бодрости, что мы с отцом не чувствовали никакой усталости " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/141/...

«Батюшку трудно было заполучить к себе (был Великий пост), и мне пришлось исповедаться на общей исповеди. Пришёл я с отцом к Андреевскому собору ещё до звона. Было темно: только половина пятого утра. Собор был заперт, а народу стояло уже порядочно около него. Полчаса пришлось простоять на улице, и мы прошли через особый вход прямо в алтарь. Скоро приехал батюшка и начал служить утреню. К его приезду собор был уже полон. А он вмещал в себя несколько тысяч человек. Около амвона стояла довольно высокая решётка, чтобы сдерживать напор. В соборе уже была давка. Во время утрени канон батюшка читал сам. После утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью, затем сказал несколько слов о покаянии и громко, на весь собор крикнул: “Кайтесь!” Тут стало творится что-то невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые, особенно женщины, стремились кричать как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время преклонил колени пред престолом, положил голову на престол и молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом батюшка поднялся, пот катился по его лицу; он вышел на амвон. Поднялись просьбы помолиться, но другие голоса стали унимать их; собор стих. А батюшка поднял одной рукой епитрахиль, прочитал разрешительную молитву и обвёл епитрахилью сначала полукругом на амвоне, а потом в алтаре, и началась литургия… За престолом служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных чаш и дискосов. Батюшка служил нервно, как бы выкрикивая некоторые слова, являя как бы особое дерзновение. Ведь скольких душ кающихся он брал на себя! Долго читали предпричастные молитвы: надо было много приготовить частиц. Батюшка вышел около 9 часов утра и стал приобщать. Сначала подходили те, которые были в алтаре. Среди них подошёл и я. Я отошёл (причастившись) на клирос и стал смотреть, как приобщается народ. Около решётки стояла страшная давка. Батюшка с чашей, которую от несколько раз менял, простоял с 9ти утра до половины третьего дня… Служба, Святое Причастие давало столько сил и бодрости, что мы с отцом не чувствовали никакой усталости».

http://azbyka.ru/fiction/chudo-ispovedi-...

Во время путешествия по югу России 9 мая 1787 года первый камень в основание алтаря Собора положила лично Екатерина II. Новая столица в запланированном масштабе на берегах Днепра не была построена. Для строительства города необходимы не только указы и административные распоряжения, а деньги и люди, которых в этот момент России не хватало. Проект собора, созданный французским академиком архитектуры Клодом Геруа, действительно был грандиозным, но символом «обильного вертограда» и «попечений» императрицы ему тоже стать не пришлось… Назначенный в 1788 году новым городским архитектором Иван Старов полностью перепланировал Екатеринослав, создал проект собора более реальный и отвечающий сложившимся условиям. Но даже и этот, сильно урезанный проект, не был выполнен. После смерти князя Потемкина ассигнования на строительство были еще раз уменьшены, а после смерти Екатерины - полностью прекращены. Очередной проект Собора только в 1805 году составил местный землемер Неелов. Проект, отосланный в Петербург для утверждения, Александром был отклонен как неудовлетворительный. Разработка проекта была поручена известному русскому зодчему- академику Адриану Дмитриевичу Захарову, который принадлежал к плеяде самых талантливых русских архитекторов конца XVIII – первой трети XIX веков. По его проекту выстроено прославленное здание Адмиралтейства в Петербурге, воплотившее в себе высокие идеи русского классицизма. Итог долгих творческих усилий Захарова – Кронштадтский Андреевский собор, «братом-близнецом» которого небезосновательно считается и Преображенский собор. Несравненно меньший по объему (архитектор вынужден был отталкиваться от размеров, которые “диктовал” скромный объем финансирования) и оформлению, он в основных чертах явился, пусть и отдаленным, но все же подобием замечательного собора в Кронштадте. Но, как уже в который раз выяснилось, императорские указы не всегда имеют силу, достаточную для преодоления местной бюрократии. После утверждения проекта, когда, казалось бы, осталось лишь начать строительство, в Екатеринославе возник спор о месте нахождения собора, который задержал строительство на много лет. После личного рассмотрения дела императором Николаем I было вынесено императорское решение, «что кафедральный собор не есть предмет ежедневной необходимости» и поэтому его можно построить на Горе, на том самом месте, где его заложила Екатерина

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Ал. Андр. больше, чем кто-либо другой, чувствовал всю безвыходную остроту этого положения. Созданный им первоначальный план – организация кассы взаимопомощи для членов хора Архангельского (был выработан уже и устав) – в дальнейшем кажется ему очень малым: речь идет не об обеспечении 100 человек-членов своего собственного хора, а о сотнях и тысячах хоровых певцов и певиц, разбросанных по всем углам России. Так зародилась мысль об организации профессионального Певческого Благотворительного Общества. Первые шаги, предпринятые Ал. Андр., характеризуют его, как предусмотрительного организатора: Ал. Андр. начинает со столпов хорового пения и приглашает к себе на первое собрание виднейших петербургских регентов: Н. Я. Тернова (Митрополичий хор), И. А. Соколова (Исаакиевский Собор), В. А. Фатеева (Казанский Собор), Пархоменко (Смольный Собор), К. К. Бирючева (Андреевский Собор) и др. Ознакомив собравшихся с целями и задачами организуемого о-ва, Ал. Андр. предложил каждому внести свою лепту натурой, т. е. приготовить каждому в отдельности свой хор на черно для участия в концерте объединенных хоров. Петербургские регенты отнеслись к этому предложению с большим сочувствием, была выработана программа первого концерта и дирижером выбран Ал. Андр. Кроме указанных хоров, были привлечены также и военные хоры (хоры Семёновского и Преображенского полков); существовал еще хор т. н. «диких», пожелавших участвовать в подготовительной работе к концерту лишь под руководством Ал. Андр.; участвовал, естественно, и хор Архангельского в полном своем составе. По прошествии двух-трех недель, предоставленных каждому хору на разучивание, Ал. Андр. стал разъезжать в каждый хор для черновой поверки и для ознакомления с ритмами. Первая общая репетиция происходила в зале Городской Думы. Казалось, что хоровая масса в 570 человек не сможет дать даже элементарных нюансов, что получится только крик; так думали и многие из музыкантов. Однако, уже с первой репетиции Ал. Андр. добивается нежного, еле слышного pianissimo – звук нарастает, увеличивается и в нужных местах обрушивается со всей силой грандиозного forte или fortissimo.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В конце концов Днепропетровский областной отдел по делам строительства и архитектуры выдал задание на реставрацию Преображенского собора украинскому специальному научно-производственному реставрационному управлению. Был выполнен архитектурно-археологический обмер памятника [обмер выполнили М. Александрова, А. Годованюк, А. Борисова. Материалы обмера, как и материалы исследования и проекта реставрации находятся в архиве Института «Укрпроектреставрация»] , проведено комплексное (натурное и литературно-архивное) исследование, на основании собранного материала 1960 г. разработан проект реставрации [авторы проекта реставрации архитекторы М. Говденко (Александрова) и А. Годованюк, конструкторы А. Малиновская, Б. Левандовская, искусствоведы-А. Аль, л. Крощенко] . Тут и были найдены ответы на некоторые поставленные ранее вопросы. Искусствовед А. Аль находит анонимные чертежи со следами стертой подписи-западный фасад и поперечный разрез собора [проект Екатеринославского собора (анонимный, бесспорно Захарова) см. РГИА. – Ф. 1424. – Оп. 2. – Спр.603. - Арк.10, 286, 304] . Достаточно взглянуть на эти чертежи, чтобы убедиться, что это проект Екатеринославского собора и именно проект А. 3ахарова. Об этом свидетельствует не только архитектура изображенного сооружения, но и манера оформления чертежей и даже следы стертой подписи, на что обратил внимание профессор Г. Гримм, с которым консультировалась А. Аль (к сожалению, выводы консультации не опубликованы). На найденных чертежах чрезвычайно эффектно смотрится шестиколонный западный портик ионического ордера на фоне ровных, лишенных Руста стен. Над портиком возвышается двухъярусная колокольня с арочной ротондой второго яруса, с часами в круглых проемах межъярусного восьмерика. Ротонда, как и верхний ярус колокольни Андреевского собора в Кронштадте, перекрыта полусферической баней, над которой возвышается характерный Захаровский изящный шпиль с крестом. Почему в натуре не все соответствует найденным чертежникам? А вот почему. С 1806 г. когда был утвержден проект А. Захарова, до 1830 г., когда наконец был заложен нынешний собор, прошло немало времени. Для возведения собора были не только составлены новые сметы, но и разработан новый проект [Проект Екатеринославского собора Ф. Санковского, – РГИА. – Ф. 1488. – Оп. 1. – Спр. 1126 (план, западн.фасад, северный фасад, продольный разрез). Он найден искусствоведом л. Крощенко] . Это труд Витебского губернского архитектора в отставке Ф. Санковского. Сохраняя в основном плановое и объемно-пространственное решение собора А. Захарова, Ф. Санковский вносит определенные коррективы, которые, на наш взгляд, несколько снизили художественную выразительность сооружения. Наибольшие изменения касаются главного западного фасада с его башенообразной композицией – любимым захаровским приемом, высокоталановито воплощенным в образе Андреевского собора, особенно в архитектуре непревзойденного Адмиралтейства.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Свет же, падающий из купола и гранящийся в мелких формах тромпов и парусов, кажется пронзительным, вызывает ощущение диссонанса. Снаружи преобладают те же эффекты, лишь «разбавленные» большей нарядностью здания, связанной с употреблением резных рельефов. Важно, что пропорции декора (имеются в виду пилястры, полуколонки, аркатурные пояса и обломы) были определены уже в самой первой работе пришлой артели, а затем оставались неизменными независимо от размера зданий. Именно это сопоставление – стандарта декора с размерами храмов – во многом определяет несхожесть памятников, имеющих идентичную общую схему. Особенность Андреевского собора в этом ряду – необыкновенная высота прясел, контрастирующая с низко поставленными узкими оконными проемами простого профиля, а также с имеющей широкий шаг, а потому кажущейся очень хрупкой аркатурой. В результате прясла между завершениями закомар и оконными проемами оказываются пустыми и невероятно напряженными. Размещение в люнетах закомар немногочисленных и небольших по размеру рельефов (некоторые из них сохранились, но трудно установить их реальное положение, поскольку собор был перестроен и рельефы демонтированы) не уменьшало этого напряжения, а скорее подчеркивало его. Аркатурный пояс, как обычно, размещен в уровне отлива стен и даже его консоли совпадают с уровнем пят сводов под хорами. Шаг аркатуры, повсюду одинаковый, на всех фасадах и во всех пряслах становится более широким в одной арочке над порталом, по центральной оси. Это уширение вынужденное: оно произошло из-за невозможности вписать в центральное широкое прясло кратное число колонок без сбивки ритма (как это случилось, например, в Кидекше). Здесь аркатура идеально вписана в киоты» (внутренние поля) прясел, образованные лопатками, переходящими в нижней части стен в стилобат. Выше аркатурного пояса профилей лопаток и совпадающих с ними обводок закомар становится в три раза больше: как уже говорилось, эта черта станет обычной, разница лишь в количестве умножения. В Успенском соборе впервые употреблены положенные на пилястры полуколонки с коринфскими капителями и базами: их введение придало фасадам большую завершенность и нарядность. На углах полукололонки отсутствуют, остро выступающие лопатки выявляют четкость очертаний основного куба здания. Широкие романские перспективные порталы с полуциркульными резными архивольтами оснащены базами и капителями. Апсиды (они не уцелели) также имели полуколонии, завершенные аркадой. Особенно сложно и нарядно был убран барабан, окна которого вписаны в спаренные колонки с капителями и арочным завершением. Все в целом, конечно, делало облик Андреевского собора роскошно украшенным, «стильным», соответствующим высоким вкусам столичной культуры, олицетворением которой Андрей мечтал сделать Владимир. Собор имел и наружную роспись, счастливо уцелевшую благодаря обстройке 1185 г.: в арках колонного фриза были изображены пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010