Храм не будет требовать возмещения ущерба 15 апреля. ПРАВМИР. Неизвестный устроил погром в Андреевском соборе на Васильевском острове в Петербурге. Мужчина вел себя неадекватно, сообщает « Фонтанка ». Когда к нему обратились служители храма, тот начал размахивать руками, а также разбил бутылкой витрину церковной лавки. По данным СМИ, он также пытался напасть на священника и сорвал с него маску. До приезда полиции агрессивного мужчину скрутили прихожане. По предварительной информации, в отделении ему потребовалась специализированная психиатрическая помощь. Руководитель сектора коммуникаций митрополии Санкт-Петербурга Наталья Родоманова сообщила «Невским новостям» , что собор не будет требовать возмещения ущерба. По ее словам, клирики храма с сочувствием отнеслись к мужчине, понимая, что ему, скорее всего, самому нужна помощь. Прихожане собора желают нападавшему душевного мира и выздоровления. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 10 марта, 2024 29 января, 2024 15 июня, 2023 3 мая, 2023 4 апреля, 2023 3 апреля, 2023 3 апреля, 2023 30 марта, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе |
В переписи Галичского уезда 1678 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 деревень – Степанково, Шонурово, Рослятино, Рысенково, Челищево, Дресвяново, Кожухово, Бутково, Полюдово, Афонково, Лукерьино, Жубрино. В них находилось 142 крестьянских и бобыльских двора, проживали 400 человек . Н. А. Горская установила, что село Андреевское с деревнями в Юзской волости Галичского уезда до 1690 г. являлось отписной вотчиной князя М. Крапоткина . Следовательно, около 1690 г. она стала владением Донского мужского монастыря. Впоследствии, в ходе губернской реформы 1775 г. волость Юза из Галичского уезда была передана во вновь образованный Никольский уезд. На картах материалов Генерального межевания она находится в составе Никольского уезда Вологодского наместничества (1786 г.). Владелец Юзской волости в XVIII в. московский в честь Донской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь расположен на юго-востоке Москвы и является одним из самых известных. Он основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Б. Ф. Годуновым в 1591–1592 гг. в память об избавлении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В конце июне 1591 г. войска хана Казы-Гирея подступили к Москве. По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен торжественный крестный ход: епископ Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы и затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. 5 июля, за час до рассвета, хан с войском бежал с великим страхом и ужасом, «пометав на дороге лошадей и рухляди (имущество) и даже возки свои, в которых сам ехал» . На том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская церковь с чудотворной Донской иконой, между Даниловым и Новодевичьим монастырями, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный монастырь. Возведенная в нем церковь первоначально получила именование «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы». Тогда же для нее выполнили список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» . Спустя некоторое время здесь был отстроен собор в честь Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. |
К концу XVIII века обителью управлял один из самых выдающихся ее настоятелей – архимандрит Макарий (Брюшков). Это ученик преподобных старцев Феодора Санаксарского и Клеопы Введенского. Состоял он в духовном общении и переписке с преподобным Паисием (Величковским). Здесь был введен афонский устав, зародилось старчество. Именно отсюда потом эта духовная традиция была передана в Оптину пустынь. Туда по просьбе митрополита Платона (Левшина) отец Макарий отправил пешношского «огородника» Авраамия и с ним еще двенадцать иноков. Отец Авраамий стал оптинским строителем-игуменом, восстановил Введенский собор, воздвиг трехпрестольный Казанский и Владимирский храмы, колокольню. Среди двенадцати иноков был послушник Александр Степанов, впоследствии иеросхимонах Афанасий Свенский-младший, воспитавший первых оптинских старцев преподобных братьев Моисея и Антония (Путиловых), которые по его благословению устроили Предтеченский скит Оптиной пустыни и положили начало – наряду со старцем Львом – оптинскому старчеству. Вообще ученики пешношского архимандрита Макария были настоятелями двадцати четырех монастырей. Среди них: Давидова, Берлюкова, Задне-Никифоровская Важеозерская и Кривоезерская пустыни, Голутвинский, Высокогорский Чуркинский, московский Сретенский, Белопесоцкий и др. Многие монастыри перенимали устав Пешношской обители; так и обращались: «дать нескольких из братии для заведения общежития по образу Пестуши (Пешноша в старинной транскрипции. – Ред.)». Среди вышедших отсюда были и прославленные уже в лике святых возродители пришедших ранее в упадок обителей – такие, например, как преподобный старец Исайя Важеозерский. Главный возобновитель русского монашества на Афоне после турецких гонений – исихаст, прозорливец отец Арсений Афонский тоже новоначалие прошел на Пешноше. Многие святые, подвижники были учениками пешношских выходцев: преподобный иеросхимонах Нил Нило-Сорский, преподобная Мария Олонецкая, пустынножительница Анастасия Паданская и др.; а также: настоятели Пантелеимонова монастыря на Афоне Герасим и Иероним, основатели Андреевского скита иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов), взявшие за основу устава Андреевского скита устав Белобережской пустыни, одним из составителей которого был тот самый отправленный некогда в Оптину среди двенадцати иноков иеросхимонах Афанасий (Степанов). |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
«Благодарю еще раз за присланные 2 экземпляра «Дневника». Жду предисловия и послесловия… Пошлю Вам еще рукопись старцеву «Беседа об имени Божием». Эта рукопись очень будет нужна для ученых в вопросах, возникающих об Имени Божием. Старец говорил, что имябожничество в брожении, теперь среди ученых смута эта еще не закончена (война помешала), она вновь возгорится в ученых, тогда моя беседа и пригодится. Ведь благодаря трудам старцевым, притихла имябожническая смута на Афоне. Когда приехали архиепископ Никон с профессором Троицким, то не знали, с чего начинать говорить с имябожниками против набранных ими в свою пользу текстов. Профессор Троицкий три дня сидел у старца, взял его выписки, и ими поражали в спорах имяславцев. По затушении смуты старцу из Святейшего Синода прислали похвальное свидетельство с иконой Спасителя (византийского стиля) и крест наперсный серебряный позолоченный с такой же цепочкой в футляре». Келии пустуют, в монастырях полное оскудение братии - В последнем сохранившемся письме, датированным 7 февраля 1973 г., старец Никодим пишет: «А известно ли Вам, что русских на Афоне монахов сталось лишь 23 человека, в том числе и московских 5 человек, и общающихся с новостильниками, кроме семи зилотов. Вот до чего дошло». В своих письмах игумен Модест (Шут), прибывший на Афон в 1960 г., тоже описывает реалии жизни русских святогорцев: «Русские насельники Святой Горы тают как воск, многие келии пустуют и в монастырях полное оскудение братий. Например, в Ильинском скиту, который я посетил, 12 человек стариков, которым всем за 70 лет, монастырь обслуживают миряне, величественный собор стоит пустой, в нем уже 10-15 лет не служат, кроме Святой Пасхи и храмового праздника, тоже и в Андреевском скиту всего 60 человек старцев. В соборе не служат более 10 лет. В Андреевском скиту пожар уничтожил богатейшую библиотеку и многие строения на миллионы долларов… Раньше в Пантелеимоновом монастыре было не меньше 15 ранних литургий, а теперь бывает одна ранняя и одна поздняя литургия; службы хоть и бывают полностью, но певчих почти нет, на клиросах стоит 1-2 глубоких старца – что же можно от них требовать? |
Православные жители Васильевского острова первое время молились в маловместительной деревянной церкви Воскресения Словущего при Меншиковском дворце, которая, однако, не могла вместить всех прихожан. В 1725 г. они, скорбя, что «не сподобляются слышать христианского священнослужения», просили разрешения выстроить для себя приходской храм. Для строительства новой церкви был предоставлен участок рядом с домом А. И. Троекурова на углу Большого пр. и 6 линии у канала (впоследствии засыпанного), где по первому утверждённому плану 1715 г. предполагалось устройство площади. В январе 1727 г. императрица Екатерина I «первейшая Великая Магистра ордена святаго Апостола Андрея кавалеров Российских» именным указом распорядилась отпустить из казённых средств три тысячи рублей для возведения церкви святого апостола Андрея Первозванного и обратилась с «Увещанием к доброхотному подателю» о сборе средств на строительство. Проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини, под его надзором производились подготовительные работы и расчистка участка от леса. В 1729 г. архиепископ Нижегородский Питирим освятил закладку храма. Через год строительство завершили вчерне. В январе 1731 г. священник Тимофей Семёнов обратился в Святейший Синод с прошением о выдаче в новопостроенную церковь антиминса, об её освящении и учреждении при ней кладбища. В 1732 г. Святейший Синод постановил, что так как в Петербурге не имеется церкви во имя св. ап. Андрея Первозванного, а в Российской империи кавалером Андреевского ордена императрица Анна Иоанновна быть изволит и по Её указу многие знатные особы, министры, генералитет и придворные чины кавалерства ордена этого удостоены, и в церемониальном чиноположении объявлено, что в день того Апостола, 30 ноября, бывает публичное торжество, то «и прилично Святейшему Синоду освятить её во имя св. апостола Андрея Первозванного». 8 октября 1732 г. сподвижник Петра I архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович освятил церковь во имя святого апостола Андрея «для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена». Иконостас в неё перенесли из домовой церкви князя Меншикова, средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. Во исполнение завета Петра Великого о создании центра С.-Петербурга на Васильевском острове, с Петербургской стороны в Андреевскую церковь одно время предполагали передать чудотворную икону Казанской Божией Матери. В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи кн. Я. Ф. Долгорукий, невеста императора Петра II кн. Е. К. Долгорукая, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А. К. Нартов. |
Ежегодно 30 ноября (в день памяти святого апостола Андрея) при императорском дворе устраивался грандиозный праздник ордена с торжественным богослужением и обедом, во время которого употреблялась специальная посуда с изображением ордена. Кавалеры съезжались в Андреевский собор в особых орденских костюмах. Этот костюм подробно описан в уставе 1797 г.: длинная зеленая епанча (плащ) из бархата, подложенная белой тафтой и завязывающаяся серебряными шнурками с кистями. На левой стороне епанчи — вышитая серебром андреевская звезда. Под епанчей поверх светло-синего кафтана был супервест (жилет) из белого клозета с золотым галуном, бахромой и нашитым на груди крестом. Особой пышностью отличалась шляпа — из черного бархата, украшенная красным пером и голубым андреевским крестом. В этой одежде кавалеры должны были являться ко двору не только 30 ноября, но и в другие указанные императором дни. После смерти Павла с 1801 по 1916 гг. орденом было награждено около 600 человек. В царствование Александра I (1801-1825 гг.) значительно выросло число кавалеров-военных. Так, за период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813 - 1814 гг. награды получили 8 человек, в том числе Л.Л. Бенигсен - с бриллиантовыми украшениями. Все они имели чин полного генерала. Хотя формально награжденный орденом становился «особой» третьего класса, что по Табели о рангах соответствовало званию генерал-лейтенанта, фактически тогда кавалерами могли надеяться стать лишь полные генералы. От тех времен в Государственном историческом музее хранится голубая андреевская лента, которая была на груди знаменитого полководца князя П.И. Багратиона в момент его смертельного ранения в Бородинской битве. Награждал Александр I и иностранцев. Так при ратификации Тильзитского мирного договора с Францией 26 июня 1807 г. император поручил князю Куракину поднести Наполеону от имени Александра пять орденов святого апостола Андрея для самого Наполеона, его брата Жерома, маршалов Мюрата, Бертье и дипломата Талейрана. Тогда же Александру передали пять орденов Почетного легиона, учрежденного Наполеоном в 1802 г. — для императора, его брата цесаревича Константина, барона Будберга и русских уполномоченных при переговорах князей Куракина и Лобанова-Ростовского. |
Что я там с этой библиотекой возился, это было хорошо. Вдобавок было помещение, хотя сырое и без света. Там я ревматизм получил. Но зато я уже общался с этими книгами, как хотел, и там же занимался своими уроками и прочее, прочее, прочее. Потом там же был устроен шкаф, в котором лежали самые примитивные лекарства для ребят. Один из студентов, военный врач, монах Киево-Печерской Лавры в случае нужды там консультировал. Но все лекарства и покупка лекарств тоже лежали на мне, и этот шкафчик был на мне, так что полная автономия, и я мог там закрыться и заниматься уроками, чтением и чем угодно. Все шло хорошо. Было еще бедновато. Ходили мы все кто в чем попало. У меня почему-то были немецкие ботинки на толстой подошве, подбитые гвоздями с такими шляпками, — ну точно такие, как рисовали в карикатурах немецкие сапоги. Другого ничего нельзя было купить. Все было хорошо, но когда я шел по мраморному полу по Андреевской церкви, песчинки трещали. Это было очень неприятно: шум от моих шагов, от этих башмаков был на всю церковь. На какие-то службы мы ходили обязательно. В Андреевской церкви мы не часто были, в основном ходили во Владимирский собор в субботу, в воскресенье на литургию, и в какой-то день (четверг вечером, кажется) на акафист. А после литургии в воскресенье я не ходил на обед, а шел дальше, дальше, дальше, и минут через пятьдесят оказывался около Лавры, обходил пещеры те и другие тихонечко в одиночку и возвращался часам к трем в Семинарию. Это было очень приятно, а что без обеда оставался, это не так уж было важно. Хорошие времена были. Там мне очень нравилось и как-то я наконец почувствовал себя в своей среде. Если я раньше был замкнутый, молчаливый, потому что ни в семье у нас разговоров не получалось, ни так, то тут у нас дружный, хороший класс был в общем, и как-то понемножку я совсем растаял, разговаривал, даже разболтался. И понял еще одну вещь: если не хочешь, чтобы над тобою смеялись, надо самому себя выставить в идиотски-смешном виде, осмеять себя, и у людей не будет ни желания, ни возможности тебя осмеять. Срабатывало прекрасно. Никто мне не говорил никаких глупостей, никогда никто надо мной не смеялся. |
Я торопился с отъездом и потому оставил Андреевский собор ранее о. Иоанна. Вернувшись в Дом трудолюбия я увидел в своей комнате прекрасный шелковый подрясник на пуху, с золотыми пуговицами: это о. Иоанн распорядился, оказывается, одеть меня потеплее, чтобы не простудиться в пути. Такая доброта и заботливость о чужом человеке, каких у него перебывали тысячи! Этот подрясник я храню, как святыню, и до сего часа. Печатается по: «К.П.». 1917. С.114–117; С.132–136. А. Ф. Кони 88 . Об И. Кронштадтском В первый раз я его увидел в 1887 году у моих приятелей Андреевских... по случаю рождения их сына. Я увидел в зале, перед традиционным столиком с образом, среднего роста священника с довольно длинными русыми, редковатыми волосами, с худощавым, но румяным лицом и светлыми, точно прозрачными глазами, которые быстро бросали не на чем не останавливавшиеся взгляды вокруг. Острый нос его и бесцветная линия рта не придавали его лицу никакого выражения, но голос его был звучен и приятен, а движения быстры, непрестанны и порывисты. Служение его было совершенно необычное: он постоянно искажал ритуал молебна, а когда стал читать Евангелие, то голос принял резкий и повелительный тон, а священные слова стали повторяться с каким-то истерическим выкриком. Такое служение возбуждало не благоговение, но какое-то странное беспокойство, какое-то тревожное чувство, которое сообщалось от одних к другим... Окончив молебен, он благословил младенца, отпил из рюмки мадеры, сказал хозяину, что голова у него больше болеть не будет (Андреевский страдал мигренями), взял грушу и поданный ему пакет с 25-ю рублями и направился к выходу. Все стали подходить под благословение, которое он раздавал охотно, скользя по всем каким-то устремленным вдаль взором. Но вот к нему подошла какая-то женщина и наклонилась, чтобы получить благословение. Он быстро взглянул на нее и не благословил. Мимо меня он прошел, раздавая благословения направо и налево, и уже был у выходных дверей передней, когда вдруг обернулся, сделал два шага назад, раздвинул толпившихся передо мною людей и сказал: «Ах, голубчик», – взял меня обеими руками за голову, поцеловал в глаза и, слегка оттолкнув от себя, повернулся и ушел, отдав первому встречному на лестнице пакет с 25 рублями. |
Жить по-христиански гораздо труднее, чем кажется Если люди не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, частое причащение для них невозможно, да и не полезно 30 ноября, 2016 Если люди не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, частое причащение для них невозможно, да и не полезно Дискуссия об отношении к многодетности, начавшаяся вокруг статьи протоиерея Павла Великанова , обнажила проблему гораздо более серьезную, считает протоиерей Александр Ильяшенко. Противостоять натиску духа времени Протоиерей Александр Ильяшенко Несколько лет назад я был в Кронштадте. Через улицу, напротив дома, в котором жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, стоял снесенный ныне Андреевский собор. По той же стороне улицы, левее, находится здание гимназии, в которой Иоанн Кронштадтский преподавал Закон Божий. На стене гимназии укреплена мемориальная доска, я подумал, что на ней отражено, что когда-то сам Кронштадтский пастырь там учил детишек. Но ошибся – надпись на доске гласит, что в этой гимназии с 1907 года учился выдающийся советский физик, лауреат Нобелевской премии академик Петр Леонидович Капица. П.Л. Капица – это ученый, внесший выдающийся вклад в мировую науку, один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей. Он из тех, кто составляет гордость отечественной науки. Первые годы своей жизни Петр Леонидович жил в Кронштадте, ходил по одной улице с отцом Иоанном и наверняка с ним встречался, не мог не встречаться, наверняка его водили в Андреевский собор. Отец Иоанн, может быть, у него не преподавал Закон Божий, ему оставалось прожить год-два, но гимназия была наполнена его духом, и старшие школьники учились у отца Иоанна. Академик П.Л. Капица, несомненно, был человеком нравственным, но свидетельств о том, что он был верующим человеком, мне обнаружить не удалось. Скорее всего, как и многие другие ученые той эпохи, верующим он не был. Святой Иоанн Кронштадский Ребенком П. Л. Капица мог видеть и слышать отца Иоанна, казалось бы, детские впечатления очень сильны, но, тем не менее, гигантского масштаба Иоанна Кронштадтского не хватило на то, чтобы противостоять натиску духа времени, отталкивающему людей от Церкви. |
| |