Церкви Кронштадтские Общий Очерк Кронштадт, укрепленный портовой город, с военною и купеческою гаванями, находится на Финском заливе, на острове, отстоящем в 46 верстах от Петербурга и в 7 верстах от Ораниенбаума. Остров называется Котлин. С 1323 по 1617 год остров этот был пограничным урочищем России с Швецией и не имел никакого населения; в 1617 году уступлен шведам, а при Петре 1, вместе с Ингерманландией, присоединен к России. Петр 1, основав Петербург, повелел князю Меньшикову воздвигнуть укрепление на отмели, лежащей с южной стороны Котлина, с целью оградить столицу от неприятельских вторжений со стороны моря. Укрепление это, по модели, сделанной самим Петром в Воронеже, было воздвигнуто в ту же зиму и названо Кроншлотом. Но когда укрепление это не могло удержать шведов, пытавшихся пройти к столице с северной стороны острова Котлина, то Петр, в 1710 г., повелел построить другую, более обширную крепость на острове. План Петра выполнял капитан–командор Лен; рабочими были пленные шведы и гвардейские солдаты. К 1720 г. были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления, дома вельмож и служащих. Город назван Кронштадтом (венец–город). При преемниках Петра город постепенно распространялся, народонаселение в нем увеличивалось, а укрепления особенно возвысились в царствование Николая 1 и Александра 2. Начало развития и процветания православной церкви в Кронштадте шло параллельно с началом и развитием города, как военной и купеческой гавани. Для населения кронштадтского, довольно многочисленного, необходимы были молитвенные дома. А так как население это имело быт не хозяйственный, оседлый, а более – казенный и преимущественно устраиваемый по воле военного начальства, то и устройство здешних церквей имело характер административно военный. Большая часть церквей города Кронштадта были полковые, домовые и вообще – казенные. Приходских церквей была одна – это собор св. Андрея Первозванного, сперва деревянный и только с начала нынешнего столетия – каменный. За то в Кронштадте всегда было очень много церквей разных иностранных исповеданий. Самое население Кронштадта всегда было слишком смешанное. И в настоящее время православные составляют здесь меньшинство и точное определение количества жителей православных может быть сделано не на основании епархиальных актов, а – по источникам гражданского ведомства. 1) Кронштадтский Андреевский собор

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В скиту имеется тринадцать церквей, из них две (св. ап. Андрея Первозванного с приделом во имя преподобного Антония Великого и Покрова Пресвятой Богородицы) древние. Но самым лучшим храмом не только в Андреевском скиту, но и на всём Афоне следует признать громадный восьмикупольный собор во имя св. апостола Андрея Первозванного с приделом в честь св. благоверного великого князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Этот храм был заложен в середине скитской площади в 1867 году Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем в память спасения Императора Александра II от злодейского покушения в Париже. Средства на постройку собора собраны в России, а работа производилась нанятыми в Константинополе мастерами, при участии монашествующей братии, кроме болящих и престарелых. Собор построен из мрамора двух цветов – белого и серого, причём толщина его в основании достигает трёх сажен; высота храма – 19 саженей. Куполы обложены медью и выкрашены масляной краской; главы, яблоки и кресты позолочены. На колокольне повешены 16 колоколов, из коих самый большой – в 200 пудов – пожертвован покойной Императрицей Марией Александровной. Иконостас сплошь золочёный, с резными колоннами. Строился собор около 30 лет и весьма торжественно освящён 16 июня 1900 г. Стоимость его доходит до двух миллионов рублей. Жилые помещения скита громадны и прекрасно устроены. Вокруг скита находятся – виноградники, огороды, сады. Андреевский скит имеет подворья в Константинополе, Одессе, Ростове-на-Дону и Петербурге. Он издаёт на собственные средства ежемесячный религиозно-нравственный журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», выходящий в Одессе. В настоящее время в скиту подвизается до 500 иноков. Они ведут весьма строгую жизнь. Вообще Андреевский скит весьма благоустроен, богат и населён и своим благолепием не уступает древним афонским монастырям. Наконец, русскому Пантелеймоновскому монастырю принадлежит цветущий и обширный скит Новая Фиваида, находящийся в юго-западной части Афонского полуострова близ Крумицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В начале XIX века, когда Грузиным владел граф А. А. Арак­чеев, здесь по проекту архитектора В. П. Стасова возводится величественный Андреевский собор с колокольней, обозначивший наряду с Андреевским собором в Киеве важнейшие вехи на благовестническом пути святого апостола Андрея в землях наших предков 58 . Следует заметить, что ввиду своей значимости Андреевский собор в селе Грузино – единственный из всех усадебных храмов России, получивший статус соборного 59 . В летописном повествовании о посещении Новгорода апостолом Андреем говорится о новгородских банях. Современные писатели усматривают в этом “следы традиционного соперничества между Киевом и Новгородом” 60 . Говоря о наших днях, они пишут: “Как бы то ни было, новгородцы свято верили в то, что Слово Божие впервые принёс на их землю апостол Андрей Первозванный. В том, что вера эта не угасла и поныне, можно было убедиться весной 2003 года, когда Великий Новгород торжественно встречал мощи Андрея Первозванного, привезённые сюда с Афона” 61 . Почитание первозванного Апостола преемственно продолжается в последующее время и в Московской Руси. В пространном послесловии писца известного Сийского Евангелия 1340 года, которое называют ранним памятником московской письменности, перечисляются имена проповедников Евангелия, похваляемых в разных странах. При этом говорится, что “Русскую земле Первозванаго апостола Андрея” 62 славит. В 1408 году преподобный Андрей иконописец вместе с мастером Даниилом Чёрным расписывали Успенский собор во Владимире. Для деисисного чина ими был написан образ апостола Андрея Первозванного 63 . В Житии княгини Ольги, помещённом в самом начале Степенной книги XVI века, очень пространно повествуется об апостоле Андрее. Говорится о жребиях, брошенных Апостолами, во исполнение чего “святый Андрей в благопорученном ему жребии во Трояде многих еллины крести” 64 . Затем перечисляются города, где он крестил, говорится о совершённых им чудесах. Сообщается также, что в Новгородских пределах апостол Андрей “жезл свой остави в веси, нарицаемой Грузино” 65 . Повествование об ученике Христовом заканчивается словами: “Сий бо Божественый апостол Андрей первие благословивый землю нашу Рускую и прообразивый нам святое Крещение истиннаго благочестия” 66 . В Великих Макарьевских Четьях Минеях содержатся проложное и минейное жития Апостола, Деяние апостолов Андрея и Матфея, “Проявление Крещения Русския земли”, Похвальное слово апостолу Андрею святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (434–447) 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

С 1930 г. здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 г., после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр. В 1937 г. был снесен купол собора. Храм был возвращен верующим в 1990 г. После подготовки проекта реставрации в 1992 г. начались работы по его возрождению. К концу 1993 г. в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ. Освящение собора состоялось в 1994 г. На территории построены новый кирпичный крестильный храм, иордань для освящения воды и звонница. Произведена реконструкция подвального помещения, где в настоящее время размещается малый крестильный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Максимальная высота колокольни на соборе 70 м. В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, смена обрешетки и кровельного покрытия купола холодного храма, смена обрешетки и покрытие шпиля колокольни, очистка и установка крестов, утепление кровли, реставрация крыши трапезной. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, зато был осквернён, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и " крутили " кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Александро-Невский собор Ижевска вошёл в историю не только как двойник Андреевского собора, но и тем, что внимание его строительству уделял лично император Александр I. Царь жертвовал на ижевский храм свои личные средства. Он также настоял на том, чтобы запроектированный гранитный пол (а именно такой был в кронштадтском храме) заменили на менее дорогой - чугунный. Благо этот металл в избытке производился Ижевским металлургическим заводом (ныне ПАО " Ижсталь " ). Спустя год после освящения храма император посетил Ижевск (тогда - рабочий посёлок) и выступил перед народом, стоя на паперти собора.

http://sobory.ru/article/?object=00775

Над центральным входом Никольской церкви находится небольшой навес, к которому ведут несколько ступеней. Общая площадь строения составляет триста сорок четыре квадратных метра. В настоящее время храм носит название Свято-Никольского собора. В дни православных праздников в его стенах проводятся богослужения. На них приходят не только местные жители, но и гости города. На территории храма располагается церковная лавка, в которой можно приобрести ритуальные предметы. Адрес: ул. Красноармейская, 17, Георгиевск, Ставропольский край, Россия, 357820 Телефон: +7 879 512-32-38 Подробнее... Собор Преображения Господня и Спасо-Преображенский реабилитационный центр (Изобильный) [ править править код ] Собор Преображения Господня в Изобильном строился в начале 2000-х годов. Богослужебную жизнь начал в декабре 2008 года. Спасо-Преображенский собор имеет достаточно сложную архитектуру. В его нижнем приделе расположен большой зал, вмещающий до 200 человек. Здесь проводятся церковные форумы, конференции, фестивали духовной музыки, рождественские и пасхальные праздники для детей благочиния. Непосредственно в храмовом помещении одновременно могут присутствовать на службах около 500 прихожан. По благословению владыки Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, на территории Изобильного действует один из филиалов Спасо-Преображенского реабилитационного центра. Адрес: Ставропольский край, Изобильный Тел.: 8 (800) 700-01-99 , 8 (928) 654-80-28 E-mail: officesprc@mail.ru Подробнее... Кафедральный Андреевский собор (Ставрополь) [ править править код ] Андреевский кафедральный собор, один из главных храмов всего Ставропольского края, действует уже более ста лет и является одним из самых основных храмов всего Ставропольского края. Это большой четырёхстолпный однокупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, очень красивый внутри и снаружи. Находится в центральной части города. Поблизости расположен Архиерейский лес. Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1843 году с центром в городе Ставрополе. Первоначально епархия именовалась Кавказской и Черноморской, позднее Кавказской и Екатеринодарской, Ставропольской и Екатеринодарской, Ставропольской и Бакинской и с 1998 года - Ставропольской и Владикавказской.

http://azbyka.ru/palomnik/Ставропольский...

Летописные известия не дают на этот счет положительных указаний. Они говорят, что собор был расписываем несколько раз. Заложенный в 1158 г. Андреем Боголюбским, он был окончен постройкой в 1160 году, а в следующем «начата бысть писати церковь в Володимери золотоверхая, а кончена августа в 30» 15 . В 1185 году, во время большого пожара, бывшего во Владимире 18 апреля, собор вес выгорел внутри, причем узорочья, паникадила, золотые и серебренные сосуды, чудные иконы кованные золотом, «вся огнь взя без утеча». При этом без сомнения, должна была сильно пострадать и живопись. Возобновление собора после этого несчастья продолжалось около 10 лет. В 1189 году 14 августа, накануне Успеньева дня, соборная церковь Св. Богородицы была освящена великим освященьем блаженным епископом Лукою 16 , а окончательно была возобновлена и достроена уже в 1194 г., когда, по словам летописи, месяца августа (вероятно день обновления совпал с храмовым праздником) обновлена бысть церкви Святой Богородицы Володимери, яже бе ополела в великий пожар, блаженным епископом Иваном и при благоверном и христолюбивом князи Всеволоде Юревичи, и бысть паки аки нова 17 . Известно, что это обновление относится не только к реставрации собора после пожара, но и к расширению ее при Всеволоде, который дополнил первоначальный план Андреевского собора пристройкой притворов с северной, южной и западной стороны. Собор Боголюбского был одноглавый, а после пристройки при Всеволоде к нему были приставлены еще четыре верха. Открытая теперь живопись ограничивается пределами андреевского собора и в одном месте выходит на наружную его стену в притворе. В 1237 году, незадолго до катастрофы, постигшей город и собор от татар, второй епископ Владимирский и Суздальский Митрофан, поставил кивот над трапезою, украсив его золотом и серебром… «того же лета исписа (расписал живописью) притвор Святое Богородицы». Под притвором, мне кажется, следует разуметь западную паперть собора, пристроенную Всеволодом. Была ли она расписана плохо, или стенопись от времени испортилась, трудно сказать что-нибудь определенное, но, во всяком случае, отсюда ясно выходит, что расписана была не вся церковь , а только один притвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В 1931 году был закрыт и уникальный Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн. Первоначально он находился на балансе Общества по охране памятников, поскольку этот собор являлся прообразом шпиля Адмиралтейства. Их создал один и тот же архитектор. Адмиралтейство и Андреевский собор строились вместе и представляли единое целое. Несмотря на официальную охрану, год спустя после закрытия в соборе начался пожар – старожилы вспоминали, как пылал собор – будто огромная церковная свеча. От собора остались лишь черные стены, которые вскоре были взорваны. На месте Андреевского собора был устроен фонтан. В народе этот фонтан называли «святым». Жители Кронштадта, почитатели отца Иоанна приходили к этому фонтану и набирали в нем воду, почитая ее святой. В результате фонтан был уничтожен, а на этом месте разбит сквер. В настоящее время на месте Андреевского собора установлен памятный камень с надписью «Пусть сей камень вопиет к нашим сердцам о поруганной святыне». Этот камень был освящен Святейшим Патриархом Алексием II, как закладной в конце сентября 2008 года. На месте этого камня в будущем предполагается построить храм. После прославления Кронштадтского пастыря в 1990 г., его почитатели решили отыскать в Кронштадте дом, где некогда жил святой Иоанн и восстановить его квартиру. Вот как вспоминает об этом инициатор и участник этих поисков протоиерей Геннадий Беловодов: «Но во второй раз я побывал в Кронштадте уже спустя шесть лет. За это время успел стать батюшкой. В 1995 году меня пригласили выступить с лекцией перед моряками Кронштадта, и я с радостью согласился. После той встречи ко мне подошел офицер, спросил, как можно окреститься. Мы разговорились с Сергеем, и оказалось, что он знает не только о том, что в этом городе подвизался известный праведник, но и где находится дом, в котором жил отец Иоанн Кронштадтский. Тот самый четырехэтажный дом, который мы нашли в первой поездке. В квартире отца Иоанна теперь жила одна девушка, Светлана. Сергей передал ей мою просьбу пустить меня помолиться в квартире отца Иоанна Кронштадтского, и девушка согласилась. Этот офицер выписал мне уже третий пропуск в Кронштадт (я все их храню!).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:приблизительно 1700. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, 2 Координаты: 55.079292, 38.833465 Проезд:с Казанского вокзала до станции Голутвин, далее 3,5,6,11 до остановки " Бочманово " . Перейти на противоположную сторону, потом ж/д переезд и далее виден Богоявленский Старо-Голутвинский Коломенский монастырь. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленский собор (собор в честь Богоявления Господня) - это кирпичный, облицованный белым камнем храм (конец XIV, XVI, первая половина XVIII в.). Он был построен на средства Авраамия, который строил московский Андреевский монастырь. Этот собор мнокократно ремонтировался, достраивался, возобновлялся после разных невзгод, особенно - после губительного пожара 1718г. От старого убранства собора до наших дней остались пол из каменных плит и следы настенной живописи XIX в. В подклете этого храма можно увидеть основание белокаменного храма конца XIV в. Сохранившийся до наших дней собор возвышается на месте белокаменного храма XIV в. До 1947г. собор с трёх сторон окружала крытая сводчатая галерея. В этом соборе приделы: Тихвинской иконы Божией Матери и Святого Николая Чудотворца. Из книги В.Г.Глушкова Монастыри Подмосковья. - ООО " Издательский дом Вече " , 2008  Богоявленский собор, восстановлен в 2007 г. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного». В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. http://starogolutvin.ru/istoria_2.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Собор построен на средства Авраамия, бывшего строителя московского Андреевского монастыря на подвалах собора 14 в. Ныне возрожден, воссозданы разобранные в советское время галереи. 31 июля 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09869

После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вместе с Волынским и Кременецким архиеп. Алексием (Громадским ; с 1941 митрополит) перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. был переведен настоятелем Воскресенского храма в с. Горка-Полонка Луцкого р-на Волынской обл. В том же году арестован советскими властями, находился в тюрьме г. Луцка, освобожден незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 г., в условиях нем. оккупации, викарный Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) вернулся в юрисдикцию ПЦП и был назначен архиепископом Луцким и Ковельским. В дек. 1941 г. Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) объявил архиеп. Поликарпа временным главой неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Свящ. М. Тарнавский поддержал еп. Поликарпа, был возведен в сан протоирея и назначен в состав клира кафедрального Троицкого собора в Луцке. В нач. 1942 г. архиеп. Поликарп наметил его кандидатом в «епископы» УАПЦ. В марте того же года переехал в Киев, где принял монашеский постриг с именем Мануил и был возведен в сан архимандрита; служил в киевской Андреевской ц., ставшей кафедральным собором УАПЦ. 11 мая 1942 г. неканонично рукоположенные «епископы» УАПЦ Никанор Абрамович и Игорь Губа провели в Андреевской ц. «хиротонию» М. во «епископа» Белоцерковского, викария Киево-Чигиринской епархии УАПЦ. В нач. июля того же года М. порвал с УАПЦ и через покаяние воссоединился с автономной Украинской Православной Церковью (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским), находившейся в каноническом общении с РПЦ. Был принят в УПЦ в сане архимандрита. 4 авг. (по др. данным, 22 июля) 1942 г. митр. Алексий возглавил в Почаевской лавре хиротонию М. во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии УПЦ. На Владимир-Волынской кафедре М. активно боролся с раскольничьими действиями автокефалистов, обличал их в воззваниях к духовенству и мирянам, которые рассылались по епархии (впосл. их распространение было запрещено нем. оккупационными властями). Основал при кафедральном Успенском соборе курсы по подготовке священнослужителей, организовал и возглавил комиссию по проверке кандидатов в священники. После убийства в мае 1943 г. Волынского и Житомирского митр. Алексия (Громадского) украинскими националистами в июне того же года в Ковеле состоялся Архиерейский Собор УПЦ, избравший первоиерархом епархий Волынского и Подольского церковного округа архиеп. Дамаскина (Малюту) . 6 июня Собор назначил М. епископом Владимир-Волынским и Ковельским, 2-м викарием Волынско-Житомирской епархии «с правом самостоятельного в своей области».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

Вполне возможно, что речь шла о подпольных структурах УАПЦ, к-рые действовали в Волынской и Ровненской обл. (так, в документах 1944-1945 упом. «подпольные благочинные» УАПЦ Полиевкт Скрыпник и Алексей Гуменюк, состоявшие в подпольных группах ОУН на Волыни и уничтоженные агентами НКВД). В отличие от Волыни в Киеве и Киевской обл. существовали открыто провозглашавшие свою принадлежность к УАПЦ и даже зарегистрированные в качестве «автокефальных», независимых от РПЦ, общины мирян и духовенства (напр., Андреевский собор (настоятель Стефан Редько), Свято-Духовский храм Братского мон-ря на Подоле (настоятель Иоанн Юрченко), Покровский храм в Совках (настоятель Борис Андриевский), Вознесенский храм в Сталинке (ныне Демиевка) (настоятель Димитрий Ходзицкий), а также более 20 приходов УАПЦ в Киевской обл. В июне 1944 г. в докладе уполномоченного по делам Русской Православной Церкви в УССР отмечалось, что характерным моментом 1-го полугодия являлось противостояние среди духовенства между последователями патриаршей ориентации и т. н. автокефалистами («самосвятами»), к-рые к тому моменту уже неск. месяцев оставались без епископа. Наиболее ярко эта борьба проявлялась в Киеве и Киевской обл. Автокефалистов явочным порядком пытался возглавить настоятель Андреевского собора в Киеве прот. Стефан Редько, самочинно называвшийся Администратором всей «Автокефальной Церкви» на Украине (в период оккупации он короткое время являлся благочинным Киевского окр. УАПЦ). Но уже в 1945 г. он был арестован. Но и те, кто присоединялся к канонической правосл. Церкви, также не избежали репрессий: так, в июне 1944 г. группа из числа оставшегося автокефального духовенства в количестве 27 чел. во главе с настоятелем Андреевского собора обратилась с просьбой о воссоединении (ЦДАМЛМУ. Ф. 127. Оп. 1. Д. 297. Л. 1-8); часть этой группы арестовали органы НКВД, не дожидаясь завершения процесса воссоединения. Среди арестованных священников - глава инициативной группы духовенства УАПЦ Стефан Редько (Андреевский собор Киева), Иаков Острожецкий (с. Медведевка Чигиринского р-на), Филипп Больбат (с. Шабельники Золотоношского р-на), Стефан Куликовский (с. Боровица Чигиринского р-на), Сергий Царько (с. Сагуновка Черкасского р-на) и др. Не успели до ареста принять перерукоположение священники-автокефалисты: Димитрий Ходзицкий (Киево-Демиевская Вознесенская ц.), Илья Маняко (г. Тараща), Андрей Титаренко, Николай Орел, принявшие каноническую иерейскую хиротонию в 50-х гг. XX в., после возвращения из заключения.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010