Далее мы читаем: Мф.12:13 . «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая». Блаженный Феофилакт считает, что сухорукий был наказан этой болезнью, потому что мало помогал нуждающимся, и исцеляется для деятельной благотворительности. А жадности он научился от фарисеев, которые считали, что им должны подавать, а не они другим. Блаженный Феофилакт пишет: «Многие ныне имеют сухие руки, то есть немилостивые и не простирающиеся к требующим, но когда огласит их слово Евангельское, простирают их для подаяния! Хотя фарисеи, то есть отсеченные от нас гордые демоны («фарисей» – значит «пресечение»,) во своей вражде против нас и не хотят того, чтобы руки наши простирались для подаяния милостыни, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужного». Один священник рассказывал мне, что до рукоположения он всегда откладывал деньги для подаяния нищим, а когда стал священником, то решил, что все теперь должны подавать ему. Но каково же было его удивление, когда он прочитал житие святого праведного Иоанна Кронштадтского . После этого он понял, что священники тоже должны жертвовать нуждающимся. О батюшке Иоанне Кронштадтском известно много случаев, как он проявлял благотворительность, в том числе, и чудесным образом. Однажды в Андреевский собор пришла одна женщина, которая принесла очень большую сумму денег, чтобы передать их в распоряжение отцу Иоанну Кронштадтскому . Батюшка не принял деньги и сказал этой женщине: «Ты иди домой, ложись спать, прочитай акафист Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу Хранителю, встань пораньше, выйди из дому и, кого первого увилишь, тому и отдай эти деньги!» Эта женщина смутилась, пришла домой (какой там сон!), вычитала все эти акафисты, и чуть свет выходит на улицу и думает: хоть бы встретить какую-нибудь бабушку бедную или какого-нибудь ребенка, сиротку беспризорную. Вдруг показался офицер: китель расстегнут, курит, на ходу ругается... Она поравнялась с этим офицером и остановилась, протянув ему пакет с деньгами. Он спрашивает: «Что тебе надо?» – «Это деньги», – говорит и называет сумму. А сумма была очень большая. И тогда он вскричал: «Мать моя! Откуда ты знаешь?! Я в эту ночь проигрался в карты и иду на мосту застрелиться, а у меня двое маленьких детей!» И они сразу же побежали вдвоем в Андреевский собор, к батюшке Иоанну Кронштадтскому , чтобы поблагодарить его. А тот очень не любил, когда его благодарили, прогнал их: «Идите, идите, Господа благодарите!» Он не любил, когда делали культ из служения, которое он совершал, потому что ничего необычного в своем служении не видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Его заботами и, вероятно, на полученные от него средства было создано в Петербурге на Бассейной улице подворье Леушенского женского монастыря, во главе которого стояла игумения Таисия. Был еще создан отцом Иоанном Воронцовский монастырь в Псковской губернии, Вауловский скит около Рыбинска и Пюхтицкая женская обитель в русской Польше 592 . Но не счесть тех церквей в России, на постройку или на обновление которых главный вклад был сделан отцом Иоанном или где облачения и церковная утварь не были бы его даянием. В чем же черпал силы отец Иоанн? Где находил он столько сил, чтобы помогать нуждающимся, нищим и убогим? Прежде всего в служении литургии и в высоком понимании пастырства. Русская Церковь , обезглавленная Петром I, сделанная им придатком государства, претерпевала во второй половине XIX века жестокий кризис. Семинарии стали рассадниками неверия – именно из семинарских стен выходили те люди, которые готовили и совершали революцию. Сельское священство было придавлено нуждой не меньше крестьян и часто по уровню своего духовного развития не возвышалось над паствой. В подобных условиях деятельность отца Иоанна Кронштадтского , его каждодневное служение литургии вызывали немалый соблазн в среде духовенства. И все-таки многие воспринимали само явление отца Иоанна как высокий пример, образец для подражания. Сохранилось немало свидетельств как священников, так и семинаристов, приезжавших к отцу Иоанну и наблюдавших его пастырское служение. Огромный Андреевский собор был почти всегда наполнен молящимися. Отец Иоанн не мог уделить каждому достаточно времени, поэтому в последние годы своего служения он все чаще прибегал к общей исповеди. Протопресвитер армии и флота отец Георгий Шавельский описывает свои впечатления: «Трудно сказать, какая – частная или общая исповедь оказывалась у него более действенной. Нам пришлось быть свидетелем общей исповеди. Огромный Андреевский собор в Кронштадте переполнен многотысячной толпой. В ночном полумраке еле мерцают свечи. Отец Иоанн читает молитвы перед исповедью, нервно, проникновенно: каждое слово пронизывает душу. Потом говорит проповедь о нашей греховности. «Бог нам все дал, Он о нас беспрестанно печется. А мы Его дары употребляем во зло, грязним Его образ, надругаемся над Его любовью и долготерпением. Кайтесь, грешники!» – нервно взывает отец Иоанн. Слышатся всхлипывания, которые скоро переходят в настоящий вопль кающейся толпы, все усиливающийся по мере того, как отец Иоанн требует отчета в новых и новых грехах. Картина, переворачивающая душу, равной которой нам никогда больше не приходилось видеть».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы теперь направлялись в Андреевский скит, где предполагали ночевать. Андреевский от Руссика находится на часовом расстоянии 284 – около верст. Путь к скиту лежит мимо старого Руссика. Путь лежит по горной дороге, которая изветвляется по разным направлениям. Смотря от нашего монастыря вверх, представляется взору длинная цепь горных высот, расположенных уступами; думаешь, что вот-вот за ними должен быть или скат их, или большая равнина; на самом деле нет – за первыми высотами, ограничивающими наш горизонт, являются другие высоты, а за ними третьи... Растительность в этой западной стороне не роскошная: почти на оголенных скалах в изобилии растут мелкие кустарниковые растения: маслины, каштаны, каморневое дерево, которого наибольше; дуб есть, но очень тощий – не чета русскому, а сосна совершенно тощая и не походит на роскошную русскую сосну. По пути мы заехали в старый Руссик, до которого от нового Руссика всего [три четверти часа] 285 времени. Этот монастырь во всем подчинен новому Руссику. Местность старого Руссика нельзя сказать, чтобы была живописная, но чрезвычайно тиха и уединенна. Почти со всех сторон окружен нагорным лесом, только северо-западная часть открыта, и здесь открывается прекрасный вид на залив Святой Горы. Здесь видны только развалины, свидетельствующие о былом и прежнем величии этого монастыря. До русско-турецкой войны думали было возобновить старый Руссик и с этою целью начали закладку большого соборного храма. Но после войны, вследствие каких-то неразумений с греками, постройка прекратилась. Жаль будет, если собор не будет кончен. Судя по фундаменту и мраморным колоннам, которые каким-то образом успели здесь поста вить, этот собор будет красою Афона. Монастырь маленький – братии около двадцати человек. К славному прошлому этого монастыря нужно отнести пострижение и первоначальное иночество святого Саввы, впоследствии архиепископа Сербского. Известна история пострижения святого Саввы 286 . Не возлюбивши сей мирской жизни и пренебрегши и своим царским положением, и богатством, он решился посвятить себя в монашество и тайно убежал в этот монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В ноябре 1733 г. жители Васильевского острова указом духовного правления приписаны в приход Андреевской церкви. Храм посещался знатными особами, в нём было установлено царское место. С течением времени маловместительный и неотапливаемый деревянный храм перестал удовлетворять нуждам значительно увеличившегося населения Васильевского острова. По просьбам прихожан последовал указ императрицы Анны Иоанновны о позволении построить рядом с Андреевской церковью, на её участке, тёплый каменный храм, закладка которого состоялась 2 июля 1740 г. по плану Дж. Трезини. В 1745 г. церковь построили и в ней начались богослужения, освящение её состоялось лишь в 1760 г. во имя Трёх Святителей Вселенских. 4 февраля 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны церкви св. ап. Андрея Первозванного присвоен статуса собора, а его настоятеля возвели в сан протоиерея. 30 июля 1745 г. при торжественном богослужении в соборе приносили присягу профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский. По старинному преданию в средине XVIII века хором Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, по внезапной кончине которого, молодая вдова его Ксения назвалась именем усопшего мужа своего, облачилась в его одежду, раздала имущество и приняла подвиг юродства. (Святая блаженная Ксения Петербургская канонизированна в 1988 г.) Во время грозы 4 июля 1761 г. деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии. Новый каменный храм заложен 18 июля 1764 г. по проекту архитектора Александра Францевича Виста. Началось строительство, но после того как 6 августа 1766 г. во время сооружения свода неожиданно рухнул купол, зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено. По некоторым сведениям в нём принимал участие архитектор А. А. Иванов, выпускник Академии художеств. 21 марта 1780 г. новопостроенный собор был освящен. В 1797 г. повелением императора Павла I Андреевский собор назначен орденским, капитульным, в связи с чем над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Щурупов уловил самую яркую черту в архитектуре афонских монастырей: их компактную и свободную «южную» застройку, разновременную и разностилевую. В то же время эти тесные «сгустки» домов и храмов, больших и малых куполов, суровых монолитных стен, звонниц, башен сливаются в органически целостные образования, созвучные окружающей природе. Андреевский собор с его сложной композицией, разновеликими куполами и разнообъемностью архитектурных масс не диссонирует в этом многоголосом хоре. И если, сузив известное выражение, сказать, что архитектура Афона – это застывшая музыка акафиста Богородице, Покровительнице Афона, то Андреевский собор – мощнейший аккорд этого песнопения» с. 221-222]. «Андреевский собор решен в традиции, характерной для западного церковного зодчества, – уточняет тот же исследователь. – Это подчеркивается и завершением колокольни, напоминающим барочные формы. Большая часть наружных стен облицована крупными блоками местного камня, похожего на мрамор. Вместе с целым рядом архитектурных деталей – открытой галереей вдоль второго яруса, редко расставленными двойными флорентийскими окнами, балюстрадами, элементами ордера, — это делает собор похожим на некоторые светские постройки Италии эпохи Возрождения… В скромной декорировке фасадов Щурупов практически отказался не только от «русского», но и от излюбленного им романского стиля, предпочтя мотивы ренессанса» c. 219-220]. На наш взгляд, подобная стилизация архитектуры Андреевского собора под итальянские образцы не случайна. Кто знаком с таким явлением в церковной архитектуре Сибири, как «иркутское барокко», элементы которого нередко заимствовались состоятельными иркутянами и при строительстве жилых домов, не может не согласиться, что именно храмовые постройки создают особую и уж очень неожиданную для Сибири красоту этого города, которую трудно позабыть даже гостям. Вряд ли забыл ее и Иннокентий Сибиряков. При составлении проекта Андреевского собора Михаил Щурупов вполне мог учесть и личные пожелания Иннокентия Михайловича относительно внешнего вида будущего храма, если будет установлено, что Иннокентий Сибиряков был прихожанином Старо-Афонского подворья уже в 1891 г. и благотворитель в то время общался с известным архитектором.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Духовенство и прихожане храма ведут большую социальную и благотворительную деятельность: протоиерей Артемий Темиров является главным врачом и духовником епархиальной больницы св. Блаженной Ксении Петербургской; протоиерей Константин Гультяев, врач по образованию, является сопредседателем общества инвалидов Петроградского р-на С.-Петербурга; священник Андрей Битюков, медик по образованию, является настоятелем прихода св. ап. и евангелиста Луки при СПбГМУ им. Павлова и храма во имя св. мч. Раисы Александрийской при институтете детской гематологии и трансплантологии; священник Александр Тиманков ведет пастырский час и другие передачи на радио «Град Петров», а также воскресную школу для взрослых. До наших дней в соборе чудом сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе. Самые древние в иконостасе образа свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меншиковского дворца, находятся в храме с самого его основания. Особо почитается прихожанами храмовый образ Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которым по вторникам по окончании вечерни совершается молебен с пением акафиста. В соборе две особо чтимые иконы св. ап. Андрея Первозванного. Одна с житием, датируемая 1728 годом, из Св.Троице-Петровского собора (снесён в 1933 г.), другая - аналойная, с частицей мощей апостола (частица мощей вклад архидиакона Андрея Мазура). Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. ап. Андрея. Величественный иконостас и старинные образа органично дополняют иконы нового письма. Орденский Андреевский собор на Васильевском острове, ныне отмечающий 275-летие основания, является украшением Санкт-Петербурга, памятником служения Отечеству и воинской доблести, русского церковного зодчества и искусства, благочестия и жертвенности православных христиан многих поколений. http://andrew-sobor.ru/andreevskij_sobor.html Андреевский собор сей заложен в 1764 г. и построен тщанием прихожан, зданием собор каменный, о пяти главах, с колокольнею. В 1848-50 гг. к нему с северной и с южной стороны пристроены два придела. Престолов в соборе три, из коих главный – во имя св. Апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=00740

веры и судьба ее в пределах нынешней с.-петербургской епархии Православная церковь в пределах нынешней с.-петербургской епархии с основания С.-Петербурга, до учреждения святейшего правительствующего синода (1703–1721) Состояние православной церкви в пределах нынешней с.-петербургской епархии под непосредственным ведением свят. синода (1721–1741) Петербургская синодальная епархия, до учреждения единоличной епископской кафедры (продолжение) Петербургская епархия со времени учреждения единоличной епископской кафедры (с 1 сент. 1742 г.) Преосвящ. Никодим, первый епископ с.-петербургский. Преосвящ. Феодосий, архиепископ с.-петербургский (1745–1750) Преосвящ. Сильвестр Кулябка, архиеп. с.-петербургский (1750–1761) Преосвящ. Вениамин Пуцек-Григорович, архиеп. с.-петербургский (14 сент. 1761 – 25 июля 1762) Преосвящ. Гавриил Кременецкий, архиеп. с.-петербургский (с 25 июля 1762 по 22 сент. 1770) отдел второй Описание церквей в столице и окрестностях А. Церкви придворного ведомства Стран. Петропавловский кафедральный собор. Большой и Малый соборы в Зимнем дворце Б. Церкви епархиального ведомства Кафедральные соборы. Исаакиевский собор Казанский собор Соборы и церкви приходские в С.-Петербурге: Морской Никольский собор Воскресенский (смольный) собор всех учебных заведений Андреевский собор Соборы и церкви приходские в С.-Петербурге: Стран. Собор Князя Владимира Троицкий собор на Петербургской стороне Приходские церкви по городам петербургской епархии. Гельсингфорский Успенский собор Выборгский Преображенский собор Рождественский собор в Кексгольме Единоверческие церкви: Стран. Приходские церкви в селах Вел. Княжества Финляндского: Никольская в Салме Вознесенская в Тивроле Троицкая Шуэзерская Никольская в Шуйстаме Михайловская в Киделе Никольская в Корбосельках Сретенская в Красном селе Никольская в Райволе Иннокентия в Новой Кирке Либелицкая и Палкельская Столичные кладбищенские церкви. Большеохтенское кладбище с его церквами и приходом Единоверческие церкви: Стран. Николаевская в Николаевской улице Николаевская Миловская в Захарьевской улице Дмитриевская и Покровская на Большой Охте Сретенская и Благовещенская в Волкове Домовые церкви в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых 25 августа 2022 г. 20:07 25 августа 2022 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно ходатайств епархиальных Преосвященных о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 76 ). Священный Синод постановил включить имена священника Григория Златорунского, священника Димитрия Семенова, протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священноисповедника Михаила Союзова — 6/19 октября; священномученика Григория Златорунского — 8/21 июня; священномученика Димитрия Семенова — 14/27 июня. Честные останки святых Григория, Димитрия и Михаила, в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Михаил Феодорович Союзов родился 12 мая 1869 года в Новгородской губернии в семье священника Новгородской епархии. В 1889 году Михаил Союзов окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1893 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По ходатайству святого праведного Иоанна Кронштадтского Михаил был определен на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта. В сентябре 1893 года он вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Антониной Стефановской. 10 октября 1893 года Михаил был рукоположен в сан диакона, а 28 апреля 1895 года — во священника. В том же году по представлению святого Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должности настоятеля Александро-Невской церкви во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса. Его усердное и безупречное многолетнее служение во 2-ом Кадетском корпусе было отмечено многими церковными и гражданскими наградами.

http://patriarchia.ru/db/text/5953177.ht...

Собор во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, с трехсвятительской при нем церковью Местоположение собора и церкви Андреевский собор находится на Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 6-й линии. Рядом с ним, с левой его стороны, по 6-й линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, (без колокольни) во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора, также рядом с ним, через проспект, по той же 6-й линии, находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся, по соседнему с ним собору, Андреевским. История собора и церкви До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и французской слободы, населенной мастеровыми из иностранцев 59 , никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержденному самим Петром I плану, по которому а) весь остров делился на 28 линий или 14 улиц; б) по всем улицам, (каждая из них шла между двух линий) предлагалось устроить каналы и с) вокруг острова плотины, подобно тому, как это сделано в Амстердаме 60 в ограждение против наводнения с моря. В 1722 году начаты здесь постройки зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями, 61 и здесь то, на площади пред коллегиями определено самим Государем место для сооружения первой на Васильевском острове соборной церкви 62 . Наследовавшая после Петра престол, супруга Его, Екатерина вполне разделяла относительно этой церкви намерение своего супруга. Во второй год (1727) своего царствования, она от собственных щедрот пожертвовала на сооружение церкви деньгами тысячу рублей, и при этом сама же указала, во имя какого святого должна быть сооружена эта соборная церковь 63 . В 1738 году совершена закладка первой на Васильевском острове деревянной соборной церкви; но церковь эта заложена не на то месте, которое определил для нее Петр и не во имя св. Апостола Андрея Первозванного, как указала Екатерина а там, где существует нынешний Андреевский собор и во имя Рождества Богородицы, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Императрицей Екатериной три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения первой соборной на Васильевском острове церкви. Освящена же она в 1732 году не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого Апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена, именно соответственно той цели, от 31 марта 1727 года 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010