Андреевский собор      Этот сон Иоанн увидел накануне завершения своей учебы. В 1855 г. он получил в Санкт-Петербургской духовной академии степень кандидата богословия и должен был решать: или принимать монашество и идти служить в монастырь, или остаться в миру, но тогда, чтобы получить место священнослужителя, необходимо было вступить в брак. В канцелярии академии подсказали, что ключарь Кронштадтского собора во имя Святого апостола Андрея Первозванного протоиерей Константин Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и наиболее желанным заместителем ему мог бы стать человек, который женился бы на его дочери Елизавете. Удивительно было, что Иоанн Сергиев с Елизаветой Несвицкой оказался знаком. Еще более поразило его прозвучавшее прямо из пророческого сна название собора. Он отправился тогда в Кронштадт, пришел в Андреевский собор – и последние сомнения рассеялись. Этот собор он и видел во сне… Через несколько недель Иоанн Ильич Сергиев сделал предложение Елизавете Константиновне Несвицкой и 12 декабря 1855 г. был хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта. Более полувека, до самой своей кончины, служил он здесь. Батюшка Иоанн с крестником 1890 г      Кронштадт был тогда не только крепостью, защищавшей морской вход в столицу Российской империи, но и местом административной ссылки из Петербурга нищих и бродяг. Люди эти ютились в землянках и лачугах на окраинах города. Сюда, в царство беспросветной нужды, грязи, болезней и пьянства, и отправился со своей евангельской вестью молодой священник. «Нужно чтить и любить в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи, Бог един свят и безгрешен; а как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит, наказуя милостиво и милуя щедро и благостно! – говорил он. – Не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий, все-таки в нем…» Дневник О том великом деле, которое изо дня в день совершал Иоанн Кронштадтский, можно прочитать в его дневнике, который он вел до последних дней жизни.

http://pravoslavie.ru/94269.html

Многие девушки избрали профессию псаломщиц и певчих. Восстановление собора св. Александра Невского, происходившее в труднейшее для России и Удмуртии время, наглядно показало всем, что примириться и достичь согласия друг с другом мы можем, только примирившись со Христом. На главной градостроительной оси Ижевска вновь блистает классической красотой оставшийся единственным в России после разрушения Андреевского собора в Кронштадте храм – произведение Андреяна Дмитриевича Захарова и Семена Емельяновича Дудина. Он выглядит прекрасной жемчужиной среди окружающих его городских зданий. Для множества людей эта красота стала главным путеводителем к Богу. В 1898 г. на торжестве по случаю 75-летия собора его настоятель протоиерей Василий Успенский сказал: «Помните, православные, доколе стоит этот святой храм в должном благолепии..., дотоле мы с полною верою и дерзновенною надеждою можем говорить: с нами Бог!» По материалам книги Шумилова Е.Ф., Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск. Издательство Удмуртского университета. 1996, официальный сайт собора, http://alnevsobor.ru/o-xrame/ Александро-Невский собор построен в 1818-1823 г.г. в Ижевске по проекту Андреевского собора в Кронштадте. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел - в честь святой великомученицы Екатерины, северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, " пещерный " храм - в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1871 г. при соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 г. при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода. В марте 1922 г. из собора было изъято более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 г. храм был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб.

http://sobory.ru/article/?object=00775

16 Уточнение современного исследователя: «О. Понтий был перемещен 8 сентября 1910 г. на священническое место в Сенненский Собор. Чуть позже, 19 января 1911 г., согласно прошению, он был принят в Минскую епархию с причислением к Екатерининскому собору г. Минска, сверх штата без всякого вознаграждения за труды по собору. Еще спустя немного времени о. Понтий Рупышев покинул Минскую епархию и уехал в Петербург» 17 ...протопресвитером... – протопресвитер ( греч. старший священник) – высшее звание белого духовенства в Православии. В Русской Православной Церкви до 1917 г. было 4 протопресвитера (трех важнейших соборов и российского военного и морского духовенства). Последнее звание учреждено в 1890 г. По сути, это было звание главного военного священника. В его ведении находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением территориально отдаленных – сибирских с. 1043; 8]. В 1911 г. должность протопресвитера Российского военного и морского духовенства исполнял о. Георгий Шавельский 18 Согласно современным данным, назначение в Балтфлот состоялось 17 сентября 1911 г. 20 сентября 1915 г. командир флота Балтийского моря назначил о. Понтия на транспорт «Русь», «с исполнением пастырских обязанностей на отряде транспортов». Задачи пастыря на флоте были достаточно обширны. Судовые священники, кроме богослужений, проводили духовные беседы с матросами, занимались с ними арифметикой, русским языком, отвечали за состояние судовых библиотек и церковных хоров. Накануне революции особое значение имела работа, направленная против сектантской 19 ...в Андреевском соборе...собор во имя св. ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. Возведен в 1805–1817 гг. по проекту архитектора А.Д. Захарова, впоследствии неоднократно перестраивался. В Андреевском соборе св. прав. Иоанн Кронштадтский служил с 1855 г. до своей смерти. У храма похоронили вдову о. Иоанна матушку Елизавету. Собор закрыт в 1931 г., разрушен в 1932 г. В настоящее время на его месте сквер, где установлен памятный знак и восстановлена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери 20; 24, с. 78; 41; 55, с. 213].

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм святого апостола Андрея Первозванного в Ставрополе 12 декабря 2012 г. 22:05 12 декабря 2012 года по окончании пленарного заседания Ставропольского форума Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святого апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя. Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским словом к преподавателям и студентам Ставропольской духовной семинарии и верующим, собравшимся в храме. В дар семинарии Святейший Владыка передал икону Христа Спасителя. Храм святого апостола Андрея Первозванного в Ставрополе был построен в 1847 году. Первоначально это была деревянная церковь, а в 1897 году по проекту архитектора Кускова был возведен каменный собор, почти во всех деталях повторяющий храм Свято-Андреевского скита на горе Афон. В 1888 году рядом была построена колокольня с храмом, посвященным святому князю Владимиру, — в настоящее время он является крестильным храмом Андреевского собора. В советские годы верхний ярус колокольни был разрушен и лишь недавно восстановлен. Андреевский храм был украшен кипарисовым позолоченным иконостасом и покрыт росписями, в создании которых участвовал знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров. В тридцатые годы прошлого века храм был закрыт, в его стенах устроено архивохранилище. Иконостас и росписи погибли. В августе 1942 года германские и румынские войска захватили Ставрополь. Румыны решили возобновить для своих солдат службы в храме св. Андрея Первозванного. Из музея атеизма при Ставропольском краеведческом музее ими были доставлены иконы, некогда принадлежавшие храмам Ставрополя, церковная утварь. Богослужения для горожан начали проводить и русские священники. Исторически Ставропольская кафедра находилась в Казанском соборе, уничтоженном в 30-е годы XX века. С 1963 года кафедральным стал Андреевский собор. Сейчас кафедра перенесена в восстановленный Казанский собор, а за Андреевским закреплен статус архиерейского подворья. Главные святыни Андреевского храма — частица мощей святителя Игнатия и мощи святителя Феофилакта, управлявших Ставропольской епархией. Ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия был доставлен в Ставрополь в 1994 году во время визита приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2647177.ht...

Макарий, советуясь только с Иеронимом-духовником. Далее, иг. Андрей хотя и собирал собор, но не для решения, а для совещания… Нынешний же игумен Руссика, арх. Мисаил, въ виду громадной тяжести правления и ответственности, лежащей на нем, собирает собор из 12 заслуженных старцев: иеромонахов и монахов, и собор решает дела после подробнаго обсуждения их; такое же правление устроено и в Андреевском, и в Ильинском скитах». У валаамского паломника возникал вопрос и о том, является ли игумен духовником для братии. Тот же иеромонах Анастасий поведал ему, что прежние игумены исповедовали почти всех сами. После же смерти духовника Иеронима (Соломенцева; 1805–1885) игумен Макарий (Сушкин; 1820–1889), уже не имея возможности исповедовать умножающуюся братию, требовал от духовников, чтобы ему говорили обо всем. При этом отец Анастасий пояснял: «Игумен должен знать все и если не исповедует сам, то  потому, что ему, вследствие множества дел, некогда, и духовник является как бы заменяющим его, и после должен все рассказать настоятелю». Валаамский паломник, остановившись в Андреевском скиту, в первый же день, прогуливаясь в саду, при встрече с одним из братий «просил указать мудрых старцев, живущих на Афоне», и тот назвал «несколько знаменитых афонских отцев», советуя непременно у них побывать. В своих записках Маркиан запечатлел встречи с ними, более или менее подробно передал беседы. И только об одном старце, устроителе и духовнике скита «Новая Фиваида», иеросхимонахе Авраамии (Ложникове-Жданове; 1847–1915) автор ограничивается лишь коротким упоминанием, но весьма много говорящим: «После обеда ходили к духовнику о. Авраамию и много хорошаго у него услышали. Сведущий старец и опытный, надо еще раз у него побывать». И через несколько дней: «После вечерни я ходил в пустыньку к духовнику о. Авраамию и просидел у него за полночь. Очень много хорошаго и полезнаго я от него услышал». Остается лишь догадываться, почему Маркиан ничего не записывает из беседы с этим необыкновенным старцем-духовником, которого преподобный Силуан Афонский на исповеди Великим постом увидел в образе Христа, о чем писал: «Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и, хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=247...

Андреевский кафедральный собор пользуется большой популярностью среди ставропольских православных жителей и имеет свои традиции. Традиционным праздником собора является день Андрея Первозванного, собирающий в стенах храма верующих со всей Ставропольской и Невинномысской епархии. Во время проведения этого праздника по традиции торжественное богослужение обычно возглавляет Архиепископ Феофан. На таких праздниках можно заметить прихожан самых разных возрастов - как детей, так и людей преклонного возраста. Люди молятся соборно, ставят свечи. На деревянном постаменте рядом с Андреевским собором — пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного. В последний раз он звонил в 1995 году и единственный уцелел после бомбежки храма во имя Михаила Архангела. Сегодня храм восстановлен, но вырванный язык колокола не дает забыть, как зыбко мирное благополучие. Посетить этот собор просто необходимо при посещении Ставрополя, так как это, плюс ко всему, еще и одна из самых главных исторических достопримечательностей города. Святыни [ править править код ] В Андреевском храме, чудом уцелевшем в эпоху гонений, находятся многие чтимые иконы. По учению церкви, каждая икона чудотворна. Из икон, заслуживших особое внимание, следует отметить те, которые написаны в Афонском Русском Пантелимоновом монастыре. Особо почитаемой иконой храма является образ Божией Матери «Троеручица» и «Утоли моя печали». Эти большие образа - ещё и свидетельство благочестия наших предков, поскольку принесены они были на руках с далёкого Афона. Мощи св. ап. Андрея Первозванного прибыли в Ставрополь Икона благоверного князя Александра Невского отличается хорошим письмом, основательностью. Она прошла страшную эпоху гонений и могла погибнуть просто от неблагоприятных условий. Но икона выстояла! В главном храме епархии находятся много и более поздних икон. Они создавались в военное и послевоенное время. Кто писал эти иконы? По сути те, кто умел хотя бы немного держать в руках кисточку, - ведь большинство иконописцев погибли вместе со своими произведениями, разделив их участь. К иконам того времени относится ростовая икона Спасителя, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

В течение 2004 года благодаря содействию губернатора Ставропольского края А. Черногорова и председателя Госдумы края Ю. Гонтаря началась постепенная передача монастыря Ставропольской епархии. 24 декабря того же года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия было благословлено открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе. Адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233 Телефон: (8652) 39-00-59 Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Ставрополя Кафедральный Андреевский собор (Ставрополь) [ править править код ] Андреевский кафедральный собор, один из главных храмов всего Ставропольского края, действует уже более ста лет и является одним из самых основных храмов всего Ставропольского края. Это большой четырёхстолпный однокупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, очень красивый внутри и снаружи. Находится в центральной части города. Поблизости расположен Архиерейский лес. Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1843 году с центром в городе Ставрополе. Первоначально епархия именовалась Кавказской и Черноморской, позднее Кавказской и Екатеринодарской, Ставропольской и Екатеринодарской, Ставропольской и Бакинской и с 1998 года - Ставропольской и Владикавказской. Адрес : Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского 157 Подробнее... Казанский собор (Ставрополь) [ править править код ] 22 июня 1843 года между Гостиным рядом и комиссариатскими строениями на восточной оконечности Крепостной горы было отведено место под закладку нового храма; 8 июля 1843 года при большом стечении народа состоялась торжественная церемония закладки храма, который освятил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв). В 1847 году постройка храма была завершена, указом Святейшего Синода ему был присвоен статус кафедрального, а 22 октября состоялось его освящение. В 1858—1873 годах по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Павла Воскресенского к западу от собора была построена четырёхъярусная колокольня высотой 98 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Ставрополь

1987. С. 155). Интерьер должен был быть украшен колоннами и пилястрами. Вероятно, пятиглавие собора повторяло главную российскую святыню, посвященную ап. Андрею Первозванному,- Андреевскую церковь в Киеве, построенную Ф. Б. Растрелли на месте, где, по преданию, ап. Андрей воздвиг крест. Первый проект К. был отклонен из-за высокой стоимости постройки, и к дек. 1804 г. он выполнил более простой вариант, к-рый и был утвержден (также известен по тексту сметы). План собора был выполнен в форме вытянутого по оси «запад-восток» креста с единственным большим куполом, окруженным ионической колоннадой. Три 6-колонных портика обрамляли входы в храм. Над зап. входом предполагалась 4-ярусная колокольня со шпилем ( Козьмян. 1987. С. 155-156). 31 мая 1805 г. К. объявили об отставке. На его место был назначен архит. А. Д. Захаров, к-рый попытался переработать утвержденный проект собора в сторону его увеличения, однако собор был заложен 20 июня 1805 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Амвросием в присутствии имп. Александра I в соответствии со 2-м проектом К. ( Швидковский. 2001. С. 152, 177). Захаров сохранил основной замысел К.: крестообразность плана, единственный большой купол (по типу купола собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, архит. И. Е. Старов), колоннады нефа в виде раннехрист. базилики (как было сделано в Иосифовском соборе в Могилёве архит. Львовым и делалось в это время в Казанском соборе, возводившемся по проекту Воронихина). Колокольня Андреевского собора, будучи памятником российским морякам, напоминала о древнерим. башнеобразных монументах раннехрист. эпохи ( Путятин И. Е. Каллимах в Иосафатовой долине: к мемориальной символике колоколен русского классицизма//Искусствознание. 2007. 1/2. С. 96-130). С 1811 г. строительство вел архит. А. Н. Акутин. Андреевский собор был освящен 26 авг. 1817 г. еп. Ревельским Филаретом (Дроздовым; впосл. митрополит Московский; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2005. С. 71-95, 292-303). Андреевский собор оказал влияние на архитектуру рус.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

В конце XIX в. в монастыре действовали два каменных храма: летний, в честь Успения Божией Матери, построенный в 1820 г, митрополитом Гавриилом (Банулеско-Бодони), и зимний, во имя св. Георгия Победоносца, построенный в 1818 г. и возобновленный в 1840 г. В 1905 г. был выстроен новый многоярусный Свято-Георгиевский храм, а старый преобразован в трапезную. В 1920 г. трапезная вновь была преобразована в храм, но уже во имя свт. Николая. В ризнице хранилось рукописное пергаментное Евангелие на славянском языке в кованом серебряном, вызолоченном окладе, пожертвованное молдавским господарем Петром Рарешом в 1545 г. В начале XX в. в монастыре подвизалось 16 монахов и 6 послушников. Монастырь был закрыт в 1962 г.; возвращен Русской Православной Церкви в 1989 г. В 1992 г. в нем открылось Кишиневское духовное училище. К началу XXI в. в монастыре подвизалось 30 монахов. Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Собор во имя Рождества Христова построен в 1830–1836 гг. по проекту известного русского архитектора А.И. Мельникова. В 1840 г. Император Николай I пожертвовал собору медные трофейные турецкие пушки, из которых отлили пять колоколов. Самый большой колокол (400 пудов) не поместился на колокольне, и для него были построены Святые ворота по проекту архитектора Заушкевича. В советское время в соборе размешался Художественный музей, колокольня была разрушена. С 1998 г. собор находился на реконструкции, после чего в нем возобновились богослужения. В 2002 г ему был возвращен статус кафедрального. Андреевская церковь Андреевская церковь – одна из самых ярких построек стиля барокко в России, которая была осуществлена в 1747–1754 гг. по заказу Императрицы Елизаветы Петровны архитектором Б. Растрелли на одной из круч Старокиевской горы, где, по преданию, св. апостол Андрей Первозванный установил крест и предсказал возникновение города. Чтобы поставить церковь на холме, строители возвели под ней стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Оформление внутреннего убранства церкви затянулось до 1762 г., а ее освящение состоялось лишь в 1767 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Андрей Николаевич Муравьёв (12.05.1806–30.08.1874) Библейская история Воспоминания Жития святых История Древней Церкви История Поместных Церквей История религий История Русской Православной Церкви Литургика Основы православия Андрей Николаевич Муравьёв Духовный писатель, историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Биография Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил, Николай и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и фенелонова «Телемака». В службе с 5 (17) сентября 1823 года. После военной службы, сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с А. С. Хомяковым. В 1833 году был определён обер-секретарём в Святейшем синоде при обер-прокуроре С. Д. Нечаеве; летом 1836 года сыграл важную роль в смене его на графа Н. А. Протасова). С 1836 года — камергер российского императорского двора и почётный член Императорской академии наук. С 1842 года — член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. В 1854 году получил знак отличия за XXV лет беспорочной службы; с 17 (29) апреля 1855 года — действительный статский советник. Его хлопотами келия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевской церкви. В 1869 году вернулся на государственную службу в качестве директора Санкт-Петербургского попечительного о тюрьмах комитета. Умер в Киеве, погребён в крипте Андреевской церкви. Считался другом митрополита Московского Филарета (Дроздова), имел репутацию знатока и блюстителя богослужебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010