Воевода распорядился было, чтобы при Крупенине находилось лицо, доверенное от протопопа, но когда протопоп объявил о сем своим сослуживцам, то попы, не имея на это особого указа из Св. Синода, от участия в сем деле отказались. Из переписки, находящейся в означенном деле, видно, что все исправление собора кончено было до 1734 года. После этой перестройки собор представлял собою другой уже вид. Находящиеся поверх стен его полукруглые закомары выровнены были, под шатровое покрытие, кирпичом, а поверх кирпича сделан был карниз из белого камня. 174174 Вместо прежнего покрытия, бывшего над каждым сводом 175175 , устроена была крыша над всем собором, на железных стропилах на четыре ската, а так как квадрат соборного верха был весьма обширен, и тяжеловесные железные стропила могли провисать от чрезмерной длины своей, то, для поддержания сих стропил, сложена была на западной стене Андреевского собора целая стена из кирпича, и подставлено было под стропила множество толстых железных подстав, нижние концы которых упирались в самые своды. В алтарных абсидах верхние обветшавшие белокаменные части надложены были под покрытие кирпичом почти на три аршина. При покрытии собора на четыре ската крыша поднята была так высоко, что окна в главном трибуне закрыты были ею почти на три аршина, а в остальных четырех трибунах закрылись по мере наклона крыши. Оказавшиеся под крышею окна все заложены были кирпичом. Не оставлены были и самые трибуны в первоначальном виде. С выровнением под покрытие стен собора оказалась надобность для однообразия привести в такой же вид и верхи трибунов. Все трибуны, как и самый собор, оканчивались арочками с подъемом в верхней части в виде кокошников. Арочки эти во время этой перестройки также все заложены были кирпичом и выше их устроены были еще кирпичные карнизы высотою до полутора аршин, в которых купола трибунов как бы утонули. На среднем трибуне поверх сложенного из кирпича карниза завершено было в два ряда белым обтесанным по шаблону камнем 176176 . С сокрытием трибунных куполов явилась потребность в новой форме покрытия трибунов, почему над всеми пятью трибунами и устроены были главы в виде луковиц. Под покрытие на среднем трибуне журавцы и решетник устроены были из кованого железа, окружность которых простиралась в 16 сажен, а высота до 5 сажен. На остальных четырех трибунах журавцы и решетник устроены были из тесаного топором, соснового дерева. Четыре меньшие трибуны по дереву покрыты были тонким белым Английским железом, а средний трибун был покрыт прежнею золоченою медью. Так как при новом устройстве главы стали иметь больший объем, то на покрытие средней главы употреблена была в дополнение и та позлащенная медь, которою был обложен самый трибун 177177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В далеком 1730 году на русский престол взошла племянница Петра Первого — Анна Иоанновна, или, по меткому выражению Валентина Пикуля, — «царица зраку престрашного». (Наградной портрет Анны Иоанновны) Восхождение ее на престол было опутано сетью интриг, и потому в рядах «старой гвардии» — Семеновского и Преображенского полков — императрица особой популярностью не пользовалась. Граф Левенвольде был назначен шефом полка. Полковник Хрущев отобрал солдат из состава ландмилиции, охранявших южные рубежи страны, роста высокого, а для пущей красы (и в отличие от остальных полков) — сплошь брюнетов со столь же черными бородами. Офицеров подобрали из числа верных императрице дворян. Командиром полка был назначен Джеймс Кейт. (На фото) После смерти графа Левенвольде в 1733 году императрица взяла шефство над полком лично, приняв звание полковника. С этого момента и до расформирования, шефами полка были члены императорской семьи. Первое знамя полка было малинового цвета, с золотыми зажжёнными бомбами («гренадами») по углам, а в центре — золотой вензель Анны Иоанновны, наложенный на синий Андреевский крест. Численность полка на протяжении всего его существования колебалась около трех тысяч человек личного состава. (Унтер-офицер и музыкант Измайловского полка. Гравюра из Эрмитажа) (Обер-офицер и нижние чины лейб-гвардии Измайловского полка. 1812–1816 годы.) А в 1737 году батальон измайловцев уже участвовал в Русско-турецкой войне, штурмуя крепость Очаков. Собственно говоря, штурм и начался атакой измайловцев, проявивших в том сражении чудеса доблести и героизма, за что им и выпала честь войти первыми в павшую крепость (ворота, через которые они входили, с тех пор назывались «измайловскими». В следующую военную компанию, полк вновь отличился в сражении с турками (была у этого полка странная особенность — больше всего от него доставалось именно турецким войскам, считавшимся во всем мире одними из сильнейших. Даже задиристая Англия предпочитала не связываться с могучей Османской империей… Но измайловцы то ли не знали этого, то ли не верили… В общем — били.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

Но увы! Семя доброго совета падало на каменистую почву гордых сердец, ожесточенных против истины “новоисповедников”. Ораторы монастырской революционной партии, противореча и с шумом прерывая речь господина Щербины, предъявляли свои излюбленные требования: удалить якобы для общего мира в обители вышеозначенных лиц правления, а именно иеросхимонахов Агафодора и Вероника, и других, обвиняя их в распространении рецензии схимонаха Хрисанфа (Ильинского скита), одобренной, как сказано выше, архиепископом Волынским. Господин Щербина заявлял о недопустимости насилия в таком деле и в святом месте – обители. Совещание продолжалось около двух часов и не привело ни к какому решению. Господин Щербина в тот же день уехал в Андреевский скит и перед отъездом предупредил отца игумена не делать собрания в его отсутствие во избежание могущих быть каких-либо беспорядков. Но не так решила противная партия. Пользуясь отсутствием господина Щербины, главари революции оповестили своих единомышленников о назначении ими (самовольно) на следующий день собрания, о чем будет дано знать ударом в колокол. Действительно, 23 января, в 4 часа дня, раздался звук колокола. Партия поспешила в собор. Приглашен был и отец игумен, и старшая братия. Впереди встали главари и участники заговора. Отцу игумену было вручено ими свое новое “исповедание” о имени Иисус и постановление об изгнании старцев и братии обители (иеросхимонахов Агафодора, Вероника, Кирика, Алексия, схимонахов Леона, Пинуфрия и монаха Денасия) и приказано под угрозой печальных последствий в случае сопротивления их требованию во всеуслышание прочитать оные и подписать. Конечно, дерзость, с одной стороны, страх и малодушие – с другой, сделали свое дело: беззаконное требование было исполнено… Не избежал суда своих лжечад и сам отец игумен: он был лишен власти. По инициативе иеромонаха Иорама и сотрудника его – распорядителя собрания монаха Иринея (певчего) тут же на собрании были избраны 12 новых старцев, которые по ранее намеченному плану действий не замедлили показать свою власть: по расходе собрания они все направились к отцу игумену и отобрали от него монастырскую печать, ключ от кассы, а также и более важные монастырские бумаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Архидиакон-канцлер, есть хранитель патриарших печатей, – большой и малой. Малая обычно, а большая накладывается лишь в торжественных актах на особом пергаменте. Вот описание печатей: Малая. Кругом надпись Божия Матерь, такой-то Архиепископ Московский, Патриарх всероссийский. Внутри патриарший герб с восьмиконечным крестом, митрой с короной, посохом со змеями, ключами внизу и андреевской цепью, вокруг: на фоне пурпуровой мантии, подбитой горностаем. Великая. Кругом надпись: Божия Матерь и произв. Его Императорское Величество Архиепископ Московский, Патриарх имя рек, всея великия, малыя и белыя Руси, и иных стран Российской державы подвластных. Златый Всероссийский двуглавый орел, с ключами в когтях, с восьмиконечным крестом, под единой патриаршей короной, с обнаженными главами, с гербом Москвы в центре и прочими вокруг, и цепью Святого Андрея. На горностаевом фоне пурпурной мантии. Крест восьмиконечный герольдический – перед патриархом же носят обыкновенный 4-х-конечный. Балдахин над патриаршей кафедрой пурпуровый с горностаями и короной сверху. Табель о рангах Патриарх, как мы уже выше говорили, приравнен генералиссимусу. 12 приматов – особам 1-го класса, фельдмаршалам, и членам государственного совета. 4 должностных архиепископа подмосковных – статс-секретарям государственным. Члены синода вообще – сенаторам Российской Империи. Протопресвитер – обер-прокурорам сената и чин полного генерала. Члены капитула – товарищам министров и членам совета министр. Архидиакон – главный управляющий канцелярий и чин генерал-лейтенанта. Члены канцелярии – управляющий канцелярии министерств и чин генерал-майоров. Новгородский митрополит имеет шаг перед всеми архиереями России, не членами синода. Старшие митрополиты, архиепископы ассистенты – имеют шаг перед другими. Епископы ассистенты перед другими епископами. Архиепископы, митрополиты и генералы орденов – полным генералам. Особам 2 класса. Епископы, прото-архимандриты и генералы конгрегаций – генералам-лейтенантам. – Особам 3 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

1951-1954 гг. – на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления. 1950-е, 1970-е гг. - П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи. 1951 г. – реконструировались каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было. 1917-1960 гг. – в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства. Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей. Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 годов. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981-1982 гг. 1958 г. – реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Одним из образцовых иконостасов середины XVIII в работы столичных мастеров является знаменский иконостас Андреевской церкви в Киеве (1747-1762). Проект Ф.Б. Растрелли был реализован коллективом петербургских резчиков, позолотчиков и живописцев. В резьбе иконостаса повторены мотивы лепного декора интерьера и экстерьера, что позволило создать целостный ансамбль. Не смотря на то, что В целом памятник характеризуется как ансамбль стиля барокко, в составе его резного декора присутствует значительное число мотивов, характерных для рококо (раковины, цветочные гирлянды). Многочисленные херувимы, являясь частью декора, не изображаются фронтально и симметрично. Резной декор рам выстроен по двум основным вариантам. В первом случае, если икона имеет правильную форму (прямоугольник, круг, арка), рама усложняет ее силуэт. Сквозная накладная резьба по фону вокруг икон в образцовом иконостасе не применяется. Особую организационную и структурирующую роль в Андреевском иконостасе выполняет позолоченный декор. Оба сибирских иконостаса применяют использованный в Андреевском иконостасе прием объединения в одном апартаменте тумбовых, местных и праздничных икон. Однако отсутствие осмысленного архитектурного решения, как и увеличение числа равных по ширине и высоте ярусов в сибирских иконостасах, размывает эту идею. Для двух сибирских иконостасов 1760-х гг. (Спасского и Знаменского) характерна подмена сложных рам-картушей простыми по профилю рамами и своею рода боязнь пустого пространства вокруг икон, стремление заполнить интервалы накладным прорезным орнаментом. Такой ковровый подход к оформлению иконостаса в Енисейске распространяется и на его часть – царские врата. В Иркутске же композиция царских врат сложнее, чем общее решение иконостаса. В этом отношении Спасский иконостас представляется более цельным произведением. Однако, это отнюдь не памятник барокко. Цветовое решение иконостаса Согласно описи 1813 г., иконостас «крашеный на глади ярью с прибавлением белит, а резьба крыта листовым пологом в нижнем ставу на резных столбцах виноградные кисти по серебру крыты баканом, а в тумбах приличные места крыты ярью». На царских вратах «резьба вся вызолочена». В том же первом ставу над царскими вратами резной балдахин, сверху вызолочен, снизу по серебру покрыт ярью». «Во втором ставу иконостаса над царскими вратами образ Господа Саваофа на резных серебряных облаках».

http://sobory.ru/article/?object=15136

Из обходной галереи в пространство над молитвенным залом нижней церкви немного выступает пара симметрично расположенных просторных балконов. Пока они задействованы в качестве клироса. Отсюда также можно хорощо рассмотреть трёхъярусный мраморный иконостас нижней церкви. Внутреннее убранство разработано и выполнено содружеством художников и дизайнеров, объединённых Архитектурно-художественным центром " Арххрам " . Так, возглавляющий его Андрей Оболенский лично разработал оригинальный рисунок для обоев из мягкого стеклохолста. Этот материал поставляется белым с текстурой- " невидимкой " , которая проявляется только после нанесения на рабочую поверхность силикатной краски (требуемого оттенка) валиком. В данном случае заказанные у немецкого производителя обои несут оригинальный рисунок с христианской символикой на основе традиционных для священнических облачений орнаментов. Высочайшего качества дышащий состав (тоже немецкий) использован и в силикатной фресковой краске для росписей нижней, Андреевской церкви. Зато технология искусственного малахита (оселковый мрамор) реализована стопроцентно отечественная: её, позабытую ещё с дореволюционных времён, воссоздали петербургские умельцы. Впрочем, всё это лишь оттеняет блистательно исполенные иконописной мастерской " Вифания " композиции из так называемой псевдомальты (позолоченной и расписанной поверхности, предварительно выложенной специальной пастой). Пространственная компоновка куполов также не совсем привычна. Архитектор расположил четвёрку малых куполов не по главным диагоналям, а по главным осям храма (продольной и поперечной), достигнув таким образом того, что в плане они вместе с центральным куполом образуют горизонтальный крест. Такой вариант, кроме того, позволил разместить в западном малом барабане звонницу. Но самая интересная особенность куполов - в их наружной отделке. Украшения в виде семейства ромбовидных призм на фоне белой смальты - отнюдь не только декоративные элементы. При их помощи архитектор добился беспрецедентного для храмов РПЦ технического решения.

http://sobory.ru/article/?object=32991

Я вскочил на ходу в вагон трамвая, чтобы поскорее бежать от этих мест. Пассажиры насмешливо посматривали на меня. Я выскочил из трамвая и пошел пешком. Пыль дымилась над Сенным базаром. Над скучной Львовской улицей плыли одинаковые круглые облака. Едко пахло конским навозом. Седая лошаденка тащила телегу с мешками угля. Измазанный углем человек шел рядом и уныло кричал: – Уголля надо? Я вспомнил, что в душном кабинете Кузьмина лежит на столе мой рассказ, переполненный красотами и неясными мыслями о жизни. Мне стало стыдно. Я поклялся не писать больше никаких рассказов. – Все это не то, не то! – повторял я. – А может быть, хоть и плохо, а все-таки то? Я ничего не знал. Я совершенно запутался. Я свернул по Глубочице на Подол. Холодные сапожники стучали молотками по старым подошвам. Молотки высекали из кожи струйки пыли. Мальчишки били из рогаток по воробьям. На дрогах везли муку. Она сыпалась на мостовую из дырявых мешков. Во дворах женщины развешивали цветное белье. День был ветреный. Ветер вздувал над Подолом мусор. Высоко на холме подымался над городом Андреевский собор с серебряными куполами – нарядное творение Растрелли. Красные картуши колонн могуче изгибались. Я зашел в харчевню и выпил кислого вина. Но от этого не стало легче. К вечеру я возвратился домой с головной болью. Бабушка тотчас натерла меня «спиритусом» и уложила в постель. Я был уверен, что сделал непоправимую ошибку – написал отвратительный рассказ и этим на всю жизнь отрезал себе возможность писать. Не было вокруг никого, кто бы мог мне сказать, что делать дальше. Неужели возможно всей душой тянуться к любимому делу и знать, что это бесплодно? Гаттенбергер заиграл в своей комнате под сурдинку. Он играл теперь не «Смерть Гамлета», а отрывки из своей новой пьесы «Пир во время чумы». Гаттенбергер много работал над этой пьесой и часто проигрывал бабушке и мне отдельные куски. Бабушка по-прежнему удивлялась мрачной фантазии Гаттенбергера. – То смерть, то чума! – жаловалась она. – Не понимаю я этого. По-моему, музыка должна веселить людей.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Киев: в отреставрированной Андреевской церкви прошло первое богослужение Его совершили иерархи Константинопольского патриархата и ПЦУ 14.12.2020 17:44 Версия для печати Митрополит Эммануил (Адамакис) и Петр Порошенко в Андреевской церкви. Фото: тг-канал Петра Порошенко Киев, 14 декабря. 13 декабря 2020 года иерарх Константинопольской Православной Церкви митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) совершил в открытой после реставрации Андреевской церкви в Киеве первое богослужение, сообщает spzh.news . Реставрация Андреевской церкви, которая, в соответствии с принятым Верховной Радой в 2018 году законом «Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника “София Киевская”» передана Константинопольскому патриархату в постоянное и бесплатное пользование, длилась 11 лет. Первое богослужение прошло с участием Константинопольского экзарха в Украине епископа Михаила (Анищенко) и иерарха Православной Церкви Украины (ПЦУ) епископа Евстратия (Зори). «Сегодня мы с полным послушанием находимся здесь по поручению нашего предстоятеля Вселенского Патриарха, чтобы представлять его на сегодняшнем празднике и накануне второй годовщины с тех пор, как состоялся Объединительный Собор», – процитировали в пресс-службе ПЦУ приветственное слово митрополита Галльского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоялось празднование 120-летия основания Андреевского прихода в Филадельфии 4 мая 2017 г. 20:30 30 апреля 2017 года, в Неделю святых жен-мироносиц, в Андреевском соборе города Филадельфия (США) состоялись торжества по случаю 120-летия со дня основания прихода. Божественную литургию в этот день по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США епископа Наро-Фоминского Иоанна совершил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в сослужении викария Восточно-Американской епархии епископа Манхэттенского Николая и владыки Иоанна. Архипастырям сослужили настоятель храма протоиерей Марк Шинн, секретарь Восточно-Американской епархии протоиерей Сергий Лукьянов, а также духовенство Патриарших приходов в США и Русской Зарубежной Церкви. К началу богослужения в собор была доставлена чудотворная икона Божией Матери «Курская Коренная». На богослужении присутствовали военный атташе России в США капитан I ранга Михаил Козырин и военно-морской атташе посольства России в США Сергей Садчиков. После причащения Святых Христовых Таин архипастыри возглавили крестный ход, по окончании которого был совершен благодарственный молебен. По окончании богослужения собравшихся приветствовал митрополит Иларион, который поздравил настоятеля, духовенство и прихожан Андреевского собора со знаменательным юбилеем. В своем слове епископ Наро-Фоминский Иоанн обратил особое внимание на то, что юбилей основания Андреевского собора совершается в год, ознаменованный 100-летием со дня восстановления Патриаршества и 10-летием восстановления канонического единства внутри Русской Православной Церкви, положившего окончание болезненному восьмидесятилетнему разделению. «Готовясь к этому торжеству, — в частности, сказал владыка Иоанн, — я нарочито прочитал проповедь святителя Тихона , будущего Патриарха Всероссийского, а тогда архиепископа Североамериканского, сказанную им 110 лет назад после освящения этого Андреевского собора. Тогда мудрый святитель призывал свою паству соответствовать по духу именованию этого города, ибо Филадельфия переводится как " братолюбие " . Нарушение этого богозаповеданного единства во Христе и братолюбия привело к тяжелому многолетнему разделению. По милости Божией десять лет назад духовенство и народ Божий двух частей Русской Церкви пришли к вожделенному единству, и прошедшее время только укрепляет наше общее стремлению к братскому общению и совместному служению. Совершением этой Божественной литургии в Андреевском соборе Филадельфии, воздавая благодарение Воскресшему Господу за Его милости, мы положили начало торжествам по случаю 10-летия восстановления единства Русской Церкви. Нам еще предстоит неоднократно встречаться за богослужениями и в Соединенных Штатах Америки, и в Первопрестольном граде Москве, где мы будем сослужить Святейшему Патриарху Кириллу, общаться друг с другом, осмысливать то великое для всех нас событие».

http://patriarchia.ru/db/text/4890031.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010