Сам Иаков говорит о случившемся с ним так: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт 32:30 ). Пророк же Осия прямо свидетельствует, что в ту ночь, в месте, названном позднее Пенуэл, Иаков «боролся с Богом» ( Ос 12:3 ). Нисколько не вдаваясь в глубинный духовный смысл этого события, скажем только, что в равной мере и об Ангеле, увиденном возле источника Агарью, и об Ангеле, боровшемся с Иаковом и потерпевшем от него поражение, Святые Отцы и учители Церкви (св. Иустин Философ , Климент Александрийский , свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , бл. Феодорит) говорят как об ангельских явлениях теофании Самого Господа. И что особенно важно, под этим Ангелом все они подразумевают именно Второе Лицо Пресвятой Троицы – Бога-Слово до Его вочеловечения. Он и есть тот самый Ангел Иеговы, о Котором устами пророка Малахии свидетельствует Господь: «вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал 3:1 ). Рассказ о встрече Агари и Ангела, о которой повествует ветхозаветная книга Бытия, в связи с интересующим нас символическим истолкованием образа источника сопоставим с евангельской беседой Христа с самарянкой: и там и там присутствует колодец, возле которого ведут беседу женщина, не принадлежащая к народу, исповедующему неискаженное единобожие, и ее Создатель; и там и там звучит Господне обетование; и там и там обетование это произносится именно Богом-Словом. Но, однако, если ветхозаветная встреча являет собой лишь некий прообраз, проблеск грядущего, если Господь предстоит здесь человеческому взору только «прикровенно» – в ангельском облике, то во встрече, происшедшей близ самарийского города Сихарь, Собеседником уже оказывается Сам вочеловечившийся Христос, подобный нам во всем, кроме греха, а значит открывший людям путь ко Спасению. Да и само новозаветное обетование о «живой воде», произносимое Им после Его воплощения, совершенно отлично от прежнего: раньше Господь обещал язычникам только силу и многочисленное потомство, ныне же Он обещает самарянам, а через них и иным племенам, Вечную Жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Что же касается того, что Он воистину есть судия живых и мертвых, то хотя дальше об этом будет сказано пространнее, ничто не мешает немного сказать об этом уже сейчас. Хотя и многие об этом говорят, теперь давай послушаем божественного Давида, – в девяносто пятом псалме он говорит: «Скажите народам, что Господь воцарился; ибо исправил вселенную, она не подвижется; будет судить людей по правде. Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да подвижется море и наполнение его; возрадуются поля и все, что на них; тогда возрадуются все деревья дубравные от лица Господа, потому что грядет, потому что придет судить землю; будет судить вселенную по справедливости, и людей по истине Своей» ( Пс.95:10–13 ). А еще в псалме девяносто седьмом он говорит: «Воскликните перед царем-Господом. Да подвижется море и наполнение его, вселенная и все живущие в ней. Реки восплещут руками разом, горы возрадуются от лица Господня, потому что грядет, потому что грядет судить землю, будет судить вселенную по справедливости, а людей – по правде» ( Пс.97:6–9 ). Ну как? О человеке ли говорит это пророк, об ангеле, или о Боге? Совершенно ясно, что не о человеке и не об ангеле. Ибо разве возможно человеку быть судьей самому себе? Нет, конечно. Но ведь и из ангелов никто не называется Господом и Судией, но и они все – Божьи рабы и творения, хотя и превосходят всех тварей честью. Остается считать, что сказанное подобает только Богу. А кто скажет, что это приличествует Богу-Отцу? Да Он и не сходил на землю. Так что выходит, что пророк говорит это о Сыне и Слове Божием, сошедшем на землю, о чем говорят все пророки, в том числе и Иеремия. Обрати внимание на точность пророческих слов. Сначала он говорит просто, что грядет; затем добавляет, что «грядет судить землю, будет судить вселенную по справедливости» ( Пс.95:13 ). Ведь первое показывает, что Он придет в кротком виде, не судить вселенную, но научить, просветить и направить к истинному богопочитанию множество евреев, убедить не поступать противозаконно, не поклоняться идолам и блюсти Новый Завет , который Он должен будет дать, т. е. Евангелие, о котором говорит пророк: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет» ( Иер.31:31 ) и так далее, – завет, который и апостолы проповедали сначала им, а потом другим народам. Во второй же раз он придет как Бог и Страшный Судия; тогда и небо, т. е. все ангелы, и земля, т. е. земные люди, будут потрясены видом лица Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Пс 117:27А, 26А, 1, 11, 17, 22–23 Посем тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8: Тропарь Всемилостивому Спасителю, глас 8 С вышних призирая, убогия приемля,/посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве,/молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость. С небес милостиво взирая, нищих принимая,/посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый:/по молитвам Богородицы/даруй душам нашим великую милость. Тропарь Богородице, глас 4: Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/грешнии и смиреннии, и припадем,/в покаянии зовуще из глубины души:/Владычице, помози, на ны милосердовавши,/потщися, погибаем от множества прегрешений,/не отврати Твоя рабы тщи,/Тя бо и едину надежду имамы. К Богородице ныне усердно прибегнем/мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем,/в покаянии взывая из глубины души:/«Владычица, помоги, над нами сжалившись,/поспеши, мы погибаем от множества согрешений!/Не отпусти Твоих рабов ни с чем:/ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!» Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь Ангелу Хранителю, глас 6: Тропарь Ангелу Хранителю, глас 6 Ангеле Божий, хранителю мой святый,/живот мой соблюди во страсе Христа Бога,/ум мой утверди во истиннем пути,/и к любви горней уязви душу мою,/да тобою направляемь,/получу от Христа Бога велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvosl...

4) По теперешнему служебнику полагается поминовение только живых – Государя и царского дома, Св. Синода (патриарха), епископа, священнослужителей и всех присутствующих верных, но на архиерейском служении, как мы знаем, совершается изъятие частиц как за живых, так и за умерших. Нет также поминовения святых, равно как и бесплотных сил, хотя херувимские песнопения («иже херувимы...», «да молчит...» и «ныне силы небесные») можно рассматривать, как часть соответствующую проскомидийному призыванию бесплотных сил (также чтению по некоторым служебникам: свят, свят..., благословен грядый во имя Господне, – слова, которые архиерей произносит тайно и на великом входе) и евхаристийной архангельской песни: свят... благословен грядый во имя Господне. Кроме того, в проскомидийной молитве великого входа литургии Василия Великого упоминаются, сходственно с проскомидией, ветхозаветные праведники и апостолы. Затем в следующей после великого входа ектенье, несомненно позднейшего происхождения и не принадлежавшей к евхаристийному возношению, дьякон упоминает; ангела мирна, и Пресвятую Богородицу. Очевидно, это следы бывшего некогда здесь проскомидийногопоминовения ветхозаветных и новозаветных святых, Пресвятой Богородицы и бесплотных сил. С перенесением проскомидии в начало литургии, в краткую ектенью: «о предложенных честных дарех» перешли и прошения об ангеле мирне и о Пресв. Богородице. Что в древнюю эпоху такой ектеньи не было, – это увидим после, теперь заметим только: в Барбериновом, 109 Румянц. музеума 110 в литургиях Василия Великого и Златоуста проскомидийная молитва оканчивается возгласом: «щедротами... потом мир всем и возлюбим, след. без ектеньи. – Варианты: по вышеуказанным юго-западным архиер. служебникам и Моновскому чин проскомисания совершается пред великим входом, по некоторым славянским (14 в.) тут совершается подробное поминовение, читаются диптихи, куда вносились и святые. 111 Наконец нам известен один архиерейский служебник, по которому святитель, при изъятии частиц на великом входе, поминает и святых по чину проскомидии. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В ответ на приветствие Елисаветы Богоматерь рекла: «вели–чит душа Моя Господа» (1, 46–сл). Эта дивная песнь Богоматери, которою никогда не перестает Ее возвеличивать св. Церковь, содержит в себе, как известно, не только приятие пророчества Елисаветы и прямое его к Себе применение (ст. 46–49), но и мессианский гимн, свидетельство о пришедшем спасении во Израиле и явлении силы Божией и Царствия Божия (ст. 50–55). Ветхозаветная Церковь устами Пречистой воздает здесь славу Богу, восприявшему Израиля, отрока Своего, как говорил Он отцам Аврааму и семени его (1,55). Подобное же свидетельство встретим мы и в песни Захарии. После рассказа об этой небесным светом озаренной встрече двух матерей евангелист повествует о рождестве Предтечи. Чудесное исцеление Захарии от немоты вызвало движение в стране: «и бысть на всех страх живущих окрест их, и во всей стране иудейской поведаеми бяху вси глаголи сии. И положиша вси слышавший в сердце своем глаголющи: что убо отроча сие будет?»(1, 65–66). Вступление Предтечи в мир уже потрясло сердца священным трепетом. Св. Церковь, торжественно празднующая рождество Предтечи (24 июня), так восхваляет его: «Пророков предел, и начало апостолов, земного ангела и небесного человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася, и проповедавша прежде рождества Солнце правды, днесь Елисавета рождает и радуется: и чудится Захария в старости, молчание обложенну отложив, и яко родитель гласа пророчествует явление: ты бо, отроча, пророк Вышнего наречешься, и предидеши пути готовити Ему. Тем же ангеле, пророче, апостоле, воине, предтече, крестителю и проповедниче покаяния и наставниче, яко глас Света Слова, непрестанно мо–лися о нас, верою творящих твою память». Евангелист прибавляет: «рука Господня бе с ним». Это выражение в Ветхом Завете иногда имеет значение гнева Божия (напр., Втор. 2,15; Суд. 2,15; Руфь, 1,13; 1 Цар. 5,6, 7, 13,12,15; 2 Цар. 24,17), но, конечно, это здесь не применимо. Другое же значение — в смысле пророческого осенения Духом Святым: 3 Цар. 18, 46; 4 Цар. 3, 15, и особенно употребительно у пророка Иезекииля (1, 3; 8, 1; 33, 22; 40,1): «и рука Господня была крепко на мне» (3, 14). В применении к Предтече это ветхозаветное выражение означает, конечно, то, что он уже родился пророком, и младенческий возраст тела не соответствовал зрелости его духа, способного уже нести руку Божию (что, разумеется, также нельзя понимать механически, но как духовное соответственное напряжение и человеческого естества).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Констанции – мощи свв. апостолов Андрея, Луки и Тимофея; при Юлиане или Иовиане – мощи великомуч. Артемия; при Феодосии Великом – глава Иоанна Предтечи и мощи мучеников Теренция и Африкана; при Аркадии – мощи прор. Самуила; при Феодосии Младшем десница св. первомученика Стефана, мощи прор. Захарии и св. архид. Лаврентия, образ Божией Матери, писанный св. евангелистом Лукою, и одна из вериг св. ап. Петра; при Маркиане – св. рака с одеждами и погребальными пеленами Божией Матери и мощи прор. Исаии; при Льве Макеле – мощи св. Анастасии; при Ира- —77— клии – часть Животворящего Креста Господня, орудия страстей Христовых и мощи св. великомуч. Евфимии; при Юстиане II-м – мощи и омофор праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; при Константине Копрониме – мощи св. муч. Пелагии; при Льве Мудром – мощи св. Марии Магдалины и праведного Лазаря; при Константине Порфирородном – Нерукотворенный Образ Спасителя; при Исааке II Ангеле была принесена в Константинополь глава св. Маманта. 666 Кроме названных святынь в византийских церквах, монастырях, часовнях и императорских дворцах хранилось великое множество других св. мощей и священных предметов, достоверно неизвестно когда и кем принесенных в Константинополь, а также обретенных в нём самом. К числу таких можно отнести мощи мучеников: Никиты Готфского, Маркиана и Мартирия, Симеона Богоприимца, Иакова брата Господня, прор. Захарии, апостола Филиппа, Пантелеимона и Марина, Агафии, Акилины, Ии или Евдокии, св. Евсевия епископа Самосатского, свв. столпников Даниила и Акакия, св. Иоанна Кущника, сорока мучеников, Фоки епископа Синопского, Климента Анкирского, Параскевы-Пятницы, св. девы Елены, св. Аверкия, Иоанна Милостивого, Марии Клеоповой, св. Ирины, муч. Феодосии, прор. Елисея, мученика Лазаря, Спиридония Тримифунтского, Григория Богослова , великом. Агафоника и святых младенцев, избиенных Иродом; рог прор. Самуила, из которого он, по преданию, помазал на царство Саула и Давида, сосуды алавастровые свв. жен мироносиц и многие чудотворные Образы Спасителя и Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобное выражение встречается у Апостола Павла (к Римл., IX, 3) «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». Только такая любовь, как любовь Моисея и Павла, имела дерзновение высказать такие слова, в которых выражается готовность отдать себя всецело за тех, которых Господь поручил их любви (Кук). «Я не отрицаю,-говорит Кальвин, что Моисей, увлеченный своею молитвою, не перешел границ того, что может сказать человек Господу, но в молитве святых, когда они изливают горести свои перед Господом, переполненное сердце молится: «воздыханиями неизглаголанными», при которых не слова важны, а то чувство, которое они повергают пред престол Всевышняго». Слова: книга Господня, книга жизни встречаются и в Новом Завете; наприм. Апокал., III; 5; или у Ев. Луки, X, 20: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». 656 (Ст. 33–34). В этих двух стихах есть два выражения, относящиеся к народу, которые надо совокупить, чтобы понять смысл Господня решения: «кто согрешил передо Мною, изглажу из книги Моей» (33). Это ответ на слова Моисея. Господь напоминает ему, что Он судья, и поручает ему исполнить долг свой до конца, т. е. вести народ. Другое выражение: «(34) В день посещения Моего, Я посещу их за грех их». Оба эти выражения, вместе взятые, знаменуют будущее того поколения, которое впоследствии (Числа, ХГ40;, 22–23), десять раз искусивши Господа, приговорено было не видать земли обетованной и умереть в пустыне. Господь разделяет здесь и в упомянутом тексте книги Числ, нацию от согрешивших людей. Наказуя преступников, Он не отнимает благословения своего от народа, которому еще предстоит великая будущность. Об Ангеле см. примечания следующей главы. 658 (Ст. 1–2). Моисей испрашивает, во-первых, отмены Божией угрозы истребить народ (см. стих 10, XXXII главы и примечания о значении угроз, как испытаний для Моисея и народа); потом о прощении народу греха (ст. 32, XXXII гл.). Господь отвечал, что наказан будет тот, кто согрешил (не целая нация; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Следует отметить, что все эти аргументы не имеют решающей силы, им вполне можно возразить. Возражения могут быть таковы: Слово (малеах) не всегда означает тварную ангельскую силу. Например, пророк Исайя называет Мессию Великого Совета – Ангел (LXX: Μεγλης βουλς γγελος) ( Ис. 9:6 ), а далее, Его же называет и Бог Крепкий. Пророк Малахия называет Мессию – Ангел Завета ( – малеах га-берит) ( Мал. 3:1 ). «Ангел-вестник» не обязательно указывает на подчиненное служебное положение. Так, Великого Совета Ангел означает вторую Ипостась в Божественном предвечном Совете Святой Троицы. Логос возвещает миру Совет Святой Троицы. То, что обще для Нового Завета, может быть не таковым в Ветхом. К тому же, и понятно, почему Бог не является в Новом Завете в виде Ангела Господня. Логос уже воплощен и потому не является в виде Ангела Господня. Тень прошла, явилась Сама Истина, Само Тело. Человекообразное, в виде ангела, явление Бога в Ветхом Завете – возможно – оно, как тень грядущего Тела в Новом Завете. Ангел Ягве Ветхого Завета подобен тени воплощенного Логоса Нового Завета. Ангел Ягве Ветхого Завета и воплощенный Логос Нового Завета – единое Богооткровение Ветхого и Нового Заветов. Другая точка зрения, преобладающая в христианском богословии, сводится к тому, что в Ангеле Ягве в Ветхом Завете являлся Сам Бог, или, точнее, Его Слово, Логос, Сын Божий. Явления Ангела Ягве – таинственные ветхозаветные Феофании, Богоявления. О том, что Ангел Ягве – Сам Господь, об этом свидетельствует библейский текст. Ангел Ягве, останавливая занесенную над Исааком руку Авраама, взывает: Не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ( Быт. 22:12 ). Увидев занесенную над сыном руку Авраама, Ангел Ягве теперь знает, что Авраам боится Бога, и далее говорит ему, что ты не пожалел сына твоего... для Меня. Но, ведь сын должен быть принесен в жертву не ангелу, а Богу! Таким образом, явно Говорящий с Авраамом, есть Бог, ибо жертва приносится Ему!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Темже ангеле, пророче, апостоле, воине, предтече, крестителю и проповедниче покаяния и наставниче, яко глас света слова, непрестанно молися о нас, верою творящих твою память». Евангелист прибавляет: «рука Господня бе с ним» (I, 66). Это выражение в Ветхом Завете иногда имеет значение гнева Божия (напр. Втор. 2, 15 , Суд. 2, 15 ; Руфь, 1, 13; 1 Ц. 5, 6; 7, 13; 12, 15; 2 Ц. 24, 17), но, конечно, это здесь не применимо. Другое же значение – в смысле пророческого осенения Духом Святым: 3 Ц. 18, 46; 4 Ц. 3, 15, и особенно употребительно y пророка Иезекииля (1,3; 8, 1; 33, 22; 40, 1): «и рука Господня была крепко на мне» (3, 14). В применении к Предтече это ветхозаветное выражение означает, конечно, то, что он уже родился пророком, и младенческий возраст тела не соответствовал зрелости его духа, способного уже нести руку Божию (что, разумеется, также нельзя понимать механически, но как духовное соответственное напряжение и человеческого естества). Пророчественный дух Предтечи был столь могуч, что он распространился от него и на его отца Захарию, который также сделался пророком. Таково было изобилие благодатных даров в безвестном граде. Иудовом (Ютте или, по другим, Хевроне), нагорной стране, где родился наибольшии из человеков. «И Захария, отец его, исполнился Духа Свята, и пророчествова глаголя» (I, 67). Нужно вникнуть в содержание этого пророчества. Все оно, ст. 68–79, за исключением стихов 76–77, непосредственно относящихся к родившемуся Предтече, представляет собой мессианский гимн. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (ст. 68–9). Здесь говорится явным образом не о рождении Предтечи, происшедшего, как мы знаем, из колена Левиина, от рода священнического, но о «роге спасения» из дома Давидова, т. е. о Христе, о «святом завете», о «клятве Аврааму» (ст. 72–3). Весь этот гимн, изложенный в ветхозаветном стиле, в выражениях, заимствованных из пророчеств о Мессии, представляет собой аналогию с той частью песни Богородицы, которая также имеет мессианский характер (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

10:7. Все ветхозаветные обетования о суде и восстановлении прежнего свершатся в День Господень. 10:8–11 Горькая весть для народов Этот раздел основан на Иез. 2– 3:3 , где Иезекииль видит протянутую к нему руку со свитком, который исписан с обеих сторон (ср.: Отк. 5:1 ) и в котором содержится послание о трех видах суда. Иезекииль съедает свиток, который сладок в его устах, но это была весть о суде над Израилем. 10:8,9. В основе этих трех стихов – тексты из Иез. 2– 3:3 ; другой современный Иоанну апокалиптический автор (4 Езд.) обращается к этому же образу, но не в столь явной форме. Грех сладок, как мед, но оказывается ядом, поскольку приводит к суду ( Прит. 5:3,4 ; ср.: Чис. 5:23–31 ); но здесь сладость- слово Господне (ср.: Прит. 24:13,14 ; раввины), а горечь – суд, о котором должен возвестить Иоанн. Об ангеле, говорящем в этом видении, см. в коммент. к Отк. 7:13,14 . 10:11. Еврейская провидица Сивилла в Сивиллиных оракулах понимала свою задачу как пророчество обо всех народах (ср.: Отк. 11:2 ). Но это было обычной вестью у многих ветхозаветных пророков, которыепроизносили обличительные пророчества против народов и к которым предсказания Иоанна гораздо ближе ( Ис. 13–23 ; Иер. 46–51 ; Иез. 25–32 ; Ам. 1,2 ). 11:1–13 Два свидетеля Иоанн использует для описания этих свидетелей язык ветхозаветных пророков (Илии, Моисея), первосвященника и царя (из книги Захарии). При буквальном прочтении можно говорить, что речь идет оновом Моисее и новом Илии, которых ожидали иудеи. Но в другом толковании эти свидетели могут рассматриваться как неотъемлемые стороны деятельности Церкви – как правители и священники ( Отк. 16;5:10 ), особенно учитывая значение светильников в других местах этой книги (1:20). 11:1. Измерение дворов в доме Божьем (21:15) было одним из путей прославления и возвеличивания здания, построение которого было призвано вознести хвалу Богу ( Пс. 47:13,14 ; Иез. 40– 42:20 ; Зах. 2:1–5 ; ср. со Сходствами Еноха, где приводятся измерения рая). «Трость» может использоваться как жезл или мера в руках руководителя строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010